ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2017года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как разработать индивидуальный учебный план в рамках профиля обучения по ФГОС среднего общего образования

Галина Савиных, канд. пед. наук, доцент кафедры менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования
Главное в статье
  1. Способы, которые помогут администрации ОО разработать и внедрить индивидуальные учебные планы: с помощью элективных курсов, углубленного изучения предметов.
  2. Модульное обучение как возможность реализовать запросы участников образовательной деятельности, если нельзя внедрить индивидуальные учебные планы.

Образовательная организация (ОО) разрабатывает и реализует в рамках профильного обучения на уровне среднего общего образования индивидуальные учебные планы.

Индивидуальные учебные планы обеспечивают освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей обучающегося (п. 23 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон № 273-ФЗ)).

Индивидуальные учебные планы необходимы старшеклассникам, если в рамках одного профиля обучения организованы группы разной направленности.

ПРИМЕР. В рамках гуманитарного профиля ОО организовала группу учеников с углубленным изучением русского языка, иностранного языка, литературы и группу с углубленным изучением истории, литературы, русского языка. Это означает, что для гуманитарного профиля разрабатывают два индивидуальных учебных плана.

Примерная основная образовательная программа (ООП) среднего общего образования предлагает, помимо различной компоновки предметов для углубленного изучения, использовать элективные курсы и курсы по выбору, что особенно актуально в учебном плане универсального профиля для старшеклассников с нестандартными запросами (таблица 1).

Индивидуальные учебные планы ОО сопровождают поддержкой тьютора (п. 18.3.1 Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) среднего общего образования). Функционал тьютора может выполнять штатный педагогический работник по дополнительному соглашению к трудовому договору.

Расскажем о способах, которые помогут администрации ОО сделать обучение индивидуальным.

К СВЕДЕНИЮ

Что делают участники образовательных отношений, чтобы сформировать индивидуальные учебные планы

Администрация и педагоги проводят анкетирование учащихся и их родителей (законных представителей) и выявляют индивидуальные образовательные запросы.

Затем анализируют полученную информацию и по итогам анализа проектируют индивидуальный учебный план.

Консультируют учащихся по составу индивидуального учебного плана. Оформляют с учащимися и их родителями документы, перечень которых определяет ОО, например, бланк заказа на индивидуальный учебный план или заявление.

Коллегиальный орган управления, например, педагогический совет, обсуждает и утверждает проект индивидуального учебного плана. Заместители руководителя составляют или корректируют расписание занятий с учетом форм реализации ООП и ресурсов ОО.

Способ 1. Индивидуализируйте обучение элективными курсами

ЧЕК-ЛИСТ

ОО может предложить дополнительные учебные предметы как элективные курсы (п. 18.3.1 ФГОС среднего общего образования):

– искусство;
– психологию;
– дизайн;
– историю родного края;
– экологию родного края

С помощью элективных курсов администрация ОО может: расширить содержание учебного предмета, который школьники выбрали для углубленного изучения; ввести интегрированные учебные курсы на межпредметной основе (например, «Словесность» в гуманитарном профиле); ввести метапредметные учебные курсы (например, «Теория познания» в естественно-научном профиле); подготовить учащихся для сдачи единого государственного экзамена на профильном уровне (например, математики). Чем больше школа сможет предложить элективных курсов, тем больше у старшеклассников будет выбор.

Способ 1 – самый простой по организации. Он предполагает, что в отведенное в расписании время учащиеся расходятся по разным учебным аудиториям в соответствии с выбранным элективным курсом. Если индивидуальный выбор совпадет у группы учащихся, тогда количество включенных в учебный план элективных курсов может быть небольшим, например, два или три.

Примерная ООП среднего общего образования предлагает включать в учебный план естественно-научного профиля элективные курсы «Теория познания» и «Биофизика». В учебный план технологического профиля – «Компьютерная графика». Наименование и содержимое элективного курса ОО определяет самостоятельно.

Учитывайте сетевую форму реализации ООП среднего общего образования. Сетевая форма удобна, когда элективный курс, в котором заинтересован учащийся, ОО не может предложить из-за отсутствия кадров или материально-технических условий.

Сетевой формат индивидуального учебного плана реализуют:

  • дистанционными технологиями, когда учащийся осваивает элективный курс во время, отведенное на него в расписании старшей школы;
  • очными занятиями на базе организации-партнера, которые проводят согласно сетевому договору.

При сетевой форме тьютор индивидуального учебного плана координирует взаимодействие педагогов с учащимися, контролирует целевое использование учебного времени; ведет учет успеваемости учащихся по элективным курсам.

Способ 2. Индивидуализируйте обучение предметами для углубленного изучения

Этот способ приводим на том основании, что ФГОС среднего общего образования не ограничивает разработчиков учебного плана в максимальном составе учебных предметов для углубленного изучения в рамках профиля. Если увеличиваете число предметов для углубленного изучения, обязательно учитывайте нормы СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 29.12.2010 № 189, к максимальной недельной нагрузке на старшеклассников. К примеру, в рамках естественно-научного профиля одна группа учащихся изучает углубленно только математику, биологию и химию, а во второй группе добавлена физика.

Способ 3. Внедрите модульное обучение, если не можете разработать индивидуальные учебные планы

Управление начальной школой № 5 (2017) расскажет, как использовать Атлас новых профессий в профориентационной работе.
Авторы статьи: Светлана Прохорова, Елена Хасьянова

Если для реализации индивидуальных учебных планов ОО не располагает ресурсами, то индивидуальный подход реализуйте с помощью модульного обучения. Возможность модульного обучения закреплена ч. 3 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ.

Модульное обучение предполагает, что содержание рабочей программы по предмету, который ученик выбрал для углубленного изучения, вариативно; в отдельные его темы учителя встраивают несколько различных модулей. Выбирая модуль, старшеклассник формирует индивидуальную образовательную траекторию.

ПРИМЕР. В рабочую программу по русскому языку для гуманитарного профиля в тему «Функциональные стили языка» педагоги встраивают модули: «Публичное выступление для начинающих», «Деловая речь и сферы ее применения в современном обществе», «Стилистика общения в социальных сетях», «Язык рекламы».

Прежде чем разрабатывать индивидуальные учебные планы, подготовьте ваших учеников и их родителей. Расскажите им, как формировать запрос на содержание профилей. Проведите разъяснительную работу о потребностях рынка труда.

Если родители учащегося не довольны набором учебных предметов или профилей, обязательно спросите, зачем им тот или иной предмет или профиль. Ответ прост: чтобы выпускник поступил в вуз. Такую проблему вы решите с помощью дополнительных занятий.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2017года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как выявить запрос обучающихся и их родителей на профиль обучения

Обучающиеся и их родители имеют право участвовать в управлении образовательной организацией, что устанавливает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44). Проведите анкетирование родителей и учащихся, чтобы сформировать профили обучения и подготовить учебный план для среднего общего образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2017года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Профессиональная ориентация старшеклассников: шесть эффективных методов

Чтобы ученики смогли выбрать профиль обучения в 10-м классе и не ошибиться в выборе профессии после школы, реализуйте в образовательной деятельности методы профессиональной ориентации обучающихся. Расскажем о шести эффективных методах.

Вы и ваши коллеги – заместители директоров по воспитательной работе – организуете профессиональную ориентацию как предписывает примерная основная образовательная программа среднего общего образования (fgosreestr.ru).

Профессионально ориентировать школьников помогут методы:

  • профконсультирования;
  • исследования профессионально-трудовой области;
  • предъявления сведений о профессиях;
  • публичной демонстрации профессиональных проб;
  • моделирования условий труда;
  • имитации решения производственных задач.

Метод 1. Профконсультирование обучающихся

Чтобы ученики поняли, какую профессию выбрать, совместно с заместителем руководителя образовательной организации (ОО) по воспитательной работе и классными руководителями спланируйте в новом учебном году встречу со специалистами службы занятости.

ПРИМЕР. Темы группового консультирования учащихся:

1. «Какие бывают профессии?» (цели деятельности, условия труда).

2. «Какую профессию выбрать и почему?» (понятия «профессия», «должность», «требования к квалификации», «должностные обязанности»).

3. «Как учитывать состояние здоровья и выбрать профессию?» (специальные требования к состоянию здоровья, ошибки в выборе профессии).

До того как работник службы занятости будет консультировать учащихся, организуйте совместную встречу и выясните содержание консультации.

ВАЖНО

Не откладывайте профконсультирование обучающихся до 10-го класса, т. к. профиль обучения ученик и его родители выбирают уже в 9-м классе

Поинтересуйтесь у работника службы занятости, как он распределит время на групповой консультации.

Учитывайте, что информацию слушатели воспринимают продуктивно первые 10–15 минут, а оптимальная продолжительность консультации – 45 минут.

Обратите внимание, предложит ли старшеклассникам работник службы занятости решить проблемные ситуации, которые связаны с выбором профессии, использует ли он диагностику, планирует ли отвечать на вопросы учащихся.

ПРИМЕР. Выявить уровень информированности о профессиональной сфере помогут вопросы:

1. Какие профессии вы знаете?

2. Как классифицируют профессии по предмету труда?

3. Где можно получить профессии?

4. Какие требования предъявляет профессия к человеку?

5. Что такое профессиональный план и как его проектировать?

Хорошо информированный старшеклассник знает профессии, расскажет, в каких ОО высшего или среднего профессионального образования можно их получить, сформулирует план своей профессиональной деятельности на определенном временном отрезке, расскажет об источниках, которые помогут получить информацию.

Качественное профконсультирование обучающихся мотивирует осознанно выбрать профиль обучения в 10-м классе и спланировать стратегию профессионального развития после школы.

Если сотрудник службы занятости проводил анкетирование о том, какие профессии выбрали бы учащиеся после школы, используйте эти результаты, чтобы определить тематику программ элективных курсов в рамках профилей обучения для 10-11-х классов.

Предложите работнику службы занятости провести индивидуальные консультации.

ПРИМЕР. Система индивидуальных консультаций включает: информирование учащихся об интересующих профессиях, основных качествах для работы по ним; сведения о востребованности профессий; названия предприятий и организаций, где есть вакансии; обучение поиску вакансий в Интернете; анализ возможности организовать малый бизнес.

Посетите консультацию и узнайте, рассказывает ли работник службы занятости о новых профессиях.

ПРИМЕР. На сайте proprof.ru среди новых названы профессии баннермейкера, контент-редактора и веб-девелопера. Баннермейкер занимается изготовлением и размещением баннеров, что влияет на дизайн сайта и на его продвижение. Контент-редактор – человек, который наполняет сайт. Веб-девелопер – руководитель группы, вебразработчик.

Новой является профессия медиаторов – специалистов по примирительным процедурам. Работать по специальности смогут люди, достигшие двадцати пяти лет с высшим образованием психолога.

Получают распространение тренд-вотчеры, которые отслеживают появление новых тенденций среди потребителей.

СПРАВКА

Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии. Раскрывает специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту

Учитывайте интерес обучающихся к новым профессиям, когда составляете учебный план для профилей обучения на уровне среднего общего образования.

Учащийся может еще не определиться с выбором профессии. В этом случае индивидуальная консультация начинается с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений. Затем работник службы занятости помогает ученику сформулировать образ идеальной профессии. После этого он встраивает идеальный образ в реальный рынок труда, помогает определить способы овладения профессией.

Метод 2. Исследование профессионально-трудовой области

Исследовать профессионально-трудовую область обучающемуся помогут специалисты по работе с персоналом. Если в вашей школе есть возможность пригласить таких специалистов, то они объяснят выпускникам, что такое профессиограмма, как и кто ее составляет.

Профессиограмма отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, то есть все о конкретной должности и ее специфике.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские и гигиенические особенности профессии. В ней указывают функции профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психограммы создают психологические службы по заказу конкретных фирм или предприятий.

Метод 3. Предъявление сведений о профессиях, специфике труда

Метод включает наиболее традиционные формы работы: день открытых дверей, «Ярмарку профессий», экскурсии на предприятия.

День открытых дверей и неделя факультета.

Чаще всего проводят ОО высшего профессионального образования на своей базе. Будущие студенты получают информацию на сайте вуза о дне открытых дверей.

Задача школы – проконсультировать, как искать программы, по которым обучает вуз, информацию о дне открытых дверей.

ПРИМЕР. Обратите внимание обучающихся на сайт ucheba.ru – это каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом. Зайдите в раздел «Старшекласснику и абитуриенту». Раздел содержит информацию о 3500 российских вузов и колледжей, которые предлагают более 25 000 программ по всем направлениям. Обучающийся может систематизировать информацию по городам России или названиям вузов и колледжей.

Бывает выездной день открытых дверей или неделя факультета. Выездной день открытых дверей вы можете организовать на своей базе по договоренности с руководством вуза.

Неделя факультета предполагает более детализированную презентацию специальностей, знакомство с преподавателями вуза и списком учебных дисциплин.

«Ярмарка профессий».

Имитирует ярмарочные гулянья. Предполагает публичную презентацию профессиональных занятий, чтобы расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме.

СПРАВКА

Расскажите ученикам о сайте Роструда (rostrud.ru). Обратите внимание на вкладки «Поиск работы», «Найти работу с жильем», «Трудовой навигатор» и др.

Подготовка предусматривает оборудование площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации профессий. Участники могут свободно передвигаться по территории ярмарки от площадки к площадке.

В «Ярмарке профессий» участвуют обучающиеся, их родители, специально приглашенные специалисты службы занятости, кадровой службы.

Экскурсия на предприятие.

Профориентационные экскурсии проводят на предприятиях (посещение производства), в музеях или на тематических экспозициях, в ОО профессионального образования. Вы можете использовать виртуальную экскурсию по производствам, если предприятие разместило ее на своем сайте.

Метод 4. Публичная демонстрация

Обучающийся демонстрирует свои предпочтения в профессиональной сфере. Распространенная форма работы в рамках метода – предметная неделя, которая включает образовательные события в течение календарной недели.

Предметная неделя связана с учебным предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»).

ПРИМЕР. Чтобы ученики во время предметной недели выявили свои предпочтения в профессиональной сфере, обратите внимание на план каждого дня предметной недели. День включает мероприятия для каждого класса и объединенные мероприятия для 1–2, 3–4, 5–6, 7–8, 9-11-х классов.

При подготовке мероприятий учитывайте возрастные особенности обучающихся, уровень достигнутых образовательных результатов, особенности ОО (малочисленность классов и учеников в них, ограниченность или неограниченность в наличии оборудования и пр.).

Предметная неделя может включать презентации проектов и отчеты об их реализации, конкурсы знатоков, встречи с интересными людьми.

Метод 5. Профессиональные пробы

Метод связан с моделированием конкретных условий профессиональной деятельности. Метод реализуется в исследовании поведения испытуемого, когда его искусственно включают в будущую профессиональную деятельность. Например, учащиеся на занятиях по вождению автомобиля проходят тест на тренажере или диагностику психомоторных качеств (скорости реакции и др.).

ПРИМЕР. Школьники из села Уксянское прошли профессиональные пробы на АО «Далур» Курганской области (oblast45.ru/publication/16145/). Ученики 8-10-х классов приехали на предприятие в рамках реализации межведомственного проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор“».

Пробы прошли по востребованным на заводе профессиям: лаборант химического анализа, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики, техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами, технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования.

Ученики прослушали информацию об этих специальностях, на рабочих местах ознакомились с производственным процессом и вместе с кураторами выполнили несколько заданий. Затем учащиеся прошли рефлексивно-координационный тест, заполнили результаты самооценки и сравнили его с итогами внешней оценки куратора.

Метод 6. Моделирование условий труда и имитации решения производственных задач

Самые распространенные формы – деловая игра и предметная олимпиада. В ходе деловой игры школьники имитируют исполнение обязанностей работников.

Олимпиады по предметам или предметным областям предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся и стимулируют познавательный интерес.

ПРИМЕР. Выбрать олимпиады, в которых поучаствуют ваши ученики, можно на сайте olimpiada.ru. Этот сайт адресован всем школьникам – и отличникам, и троечникам. Главное, чтобы ученику были интересны разные олимпиады. Разработчики olimpiada.ru размещают новости, ссылки на сайты олимпиад. Архивы заданий помогут подготовиться к любой олимпиаде. Календарь олимпиад рассчитан на круглый год, он подскажет даты проведения олимпиад и последний день регистрации участников.

Статьи по теме

Справочник педагога-психолога. Школа. 2015. № 12Справочник педагога-психолога. Школа. 2016. № 1Справочник педагога-психолога. Школа. 2016. № 2Справочник педагога-психолога. Школа. 2016. № 11
поможет провести классные часы о мире профессий.поможет организовать профориентационную работу.расскажет о профориентационной программе «PROF.старт».расскажет о программе профессионального самоопределения и гендерной социализации.
Авторы статьи:
Елена Балабанова, Наталья Сачкова
Автор статьи
Елена Балабанова
Авторы статьи:
Наталья Жарикова, Евгения Кирьянова, Анастасия Сохромова, Елена Боброва
Автор статьи
Юлия Кобазова

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.