ещё
свернуть
Все статьи номера
6
Июнь 2017года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как выявить запрос обучающихся и их родителей на профиль обучения

Обучающиеся и их родители имеют право участвовать в управлении образовательной организацией, что устанавливает Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 44). Проведите анкетирование родителей и учащихся, чтобы сформировать профили обучения и подготовить учебный план для среднего общего образования.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

6
Июнь 2017года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Профессиональная ориентация старшеклассников: шесть эффективных методов

Чтобы ученики смогли выбрать профиль обучения в 10-м классе и не ошибиться в выборе профессии после школы, реализуйте в образовательной деятельности методы профессиональной ориентации обучающихся. Расскажем о шести эффективных методах.

Вы и ваши коллеги – заместители директоров по воспитательной работе – организуете профессиональную ориентацию как предписывает примерная основная образовательная программа среднего общего образования (fgosreestr.ru).

Профессионально ориентировать школьников помогут методы:

  • профконсультирования;
  • исследования профессионально-трудовой области;
  • предъявления сведений о профессиях;
  • публичной демонстрации профессиональных проб;
  • моделирования условий труда;
  • имитации решения производственных задач.

Метод 1. Профконсультирование обучающихся

Чтобы ученики поняли, какую профессию выбрать, совместно с заместителем руководителя образовательной организации (ОО) по воспитательной работе и классными руководителями спланируйте в новом учебном году встречу со специалистами службы занятости.

ПРИМЕР. Темы группового консультирования учащихся:

1. «Какие бывают профессии?» (цели деятельности, условия труда).

2. «Какую профессию выбрать и почему?» (понятия «профессия», «должность», «требования к квалификации», «должностные обязанности»).

3. «Как учитывать состояние здоровья и выбрать профессию?» (специальные требования к состоянию здоровья, ошибки в выборе профессии).

До того как работник службы занятости будет консультировать учащихся, организуйте совместную встречу и выясните содержание консультации.

ВАЖНО

Не откладывайте профконсультирование обучающихся до 10-го класса, т. к. профиль обучения ученик и его родители выбирают уже в 9-м классе

Поинтересуйтесь у работника службы занятости, как он распределит время на групповой консультации.

Учитывайте, что информацию слушатели воспринимают продуктивно первые 10–15 минут, а оптимальная продолжительность консультации – 45 минут.

Обратите внимание, предложит ли старшеклассникам работник службы занятости решить проблемные ситуации, которые связаны с выбором профессии, использует ли он диагностику, планирует ли отвечать на вопросы учащихся.

ПРИМЕР. Выявить уровень информированности о профессиональной сфере помогут вопросы:

1. Какие профессии вы знаете?

2. Как классифицируют профессии по предмету труда?

3. Где можно получить профессии?

4. Какие требования предъявляет профессия к человеку?

5. Что такое профессиональный план и как его проектировать?

Хорошо информированный старшеклассник знает профессии, расскажет, в каких ОО высшего или среднего профессионального образования можно их получить, сформулирует план своей профессиональной деятельности на определенном временном отрезке, расскажет об источниках, которые помогут получить информацию.

Качественное профконсультирование обучающихся мотивирует осознанно выбрать профиль обучения в 10-м классе и спланировать стратегию профессионального развития после школы.

Если сотрудник службы занятости проводил анкетирование о том, какие профессии выбрали бы учащиеся после школы, используйте эти результаты, чтобы определить тематику программ элективных курсов в рамках профилей обучения для 10-11-х классов.

Предложите работнику службы занятости провести индивидуальные консультации.

ПРИМЕР. Система индивидуальных консультаций включает: информирование учащихся об интересующих профессиях, основных качествах для работы по ним; сведения о востребованности профессий; названия предприятий и организаций, где есть вакансии; обучение поиску вакансий в Интернете; анализ возможности организовать малый бизнес.

Посетите консультацию и узнайте, рассказывает ли работник службы занятости о новых профессиях.

ПРИМЕР. На сайте proprof.ru среди новых названы профессии баннермейкера, контент-редактора и веб-девелопера. Баннермейкер занимается изготовлением и размещением баннеров, что влияет на дизайн сайта и на его продвижение. Контент-редактор – человек, который наполняет сайт. Веб-девелопер – руководитель группы, вебразработчик.

Новой является профессия медиаторов – специалистов по примирительным процедурам. Работать по специальности смогут люди, достигшие двадцати пяти лет с высшим образованием психолога.

Получают распространение тренд-вотчеры, которые отслеживают появление новых тенденций среди потребителей.

СПРАВКА

Профессиограмма – описание особенностей конкретной профессии. Раскрывает специфику профессионального труда и требований, которые предъявляются к специалисту

Учитывайте интерес обучающихся к новым профессиям, когда составляете учебный план для профилей обучения на уровне среднего общего образования.

Учащийся может еще не определиться с выбором профессии. В этом случае индивидуальная консультация начинается с выявления интересов, склонностей, профессиональных предпочтений. Затем работник службы занятости помогает ученику сформулировать образ идеальной профессии. После этого он встраивает идеальный образ в реальный рынок труда, помогает определить способы овладения профессией.

Метод 2. Исследование профессионально-трудовой области

Исследовать профессионально-трудовую область обучающемуся помогут специалисты по работе с персоналом. Если в вашей школе есть возможность пригласить таких специалистов, то они объяснят выпускникам, что такое профессиограмма, как и кто ее составляет.

Профессиограмма отражает:

  • требования к должностным обязанностям работника;
  • требования к рабочему месту;
  • возможные пути дальнейшего профессионального маршрута работника;
  • варианты профессионального обучения, переобучения, повышения квалификации, то есть все о конкретной должности и ее специфике.

Профессиограмма описывает психологические, производственные, технические, медицинские и гигиенические особенности профессии. В ней указывают функции профессии и затруднения в ее освоении, связанные с определенными психофизиологическими качествами человека и с организацией производства.

Включает в себя психограмму – портрет идеального или типичного профессионала, сформулированный в терминах психологически измеримых свойств. Психограммы создают психологические службы по заказу конкретных фирм или предприятий.

Метод 3. Предъявление сведений о профессиях, специфике труда

Метод включает наиболее традиционные формы работы: день открытых дверей, «Ярмарку профессий», экскурсии на предприятия.

День открытых дверей и неделя факультета.

Чаще всего проводят ОО высшего профессионального образования на своей базе. Будущие студенты получают информацию на сайте вуза о дне открытых дверей.

Задача школы – проконсультировать, как искать программы, по которым обучает вуз, информацию о дне открытых дверей.

ПРИМЕР. Обратите внимание обучающихся на сайт ucheba.ru – это каталог учебных заведений и программ в России и за рубежом. Зайдите в раздел «Старшекласснику и абитуриенту». Раздел содержит информацию о 3500 российских вузов и колледжей, которые предлагают более 25 000 программ по всем направлениям. Обучающийся может систематизировать информацию по городам России или названиям вузов и колледжей.

Бывает выездной день открытых дверей или неделя факультета. Выездной день открытых дверей вы можете организовать на своей базе по договоренности с руководством вуза.

Неделя факультета предполагает более детализированную презентацию специальностей, знакомство с преподавателями вуза и списком учебных дисциплин.

«Ярмарка профессий».

Имитирует ярмарочные гулянья. Предполагает публичную презентацию профессиональных занятий, чтобы расширить, уточнить, закрепить у школьников представления о профессиях в игровой форме.

СПРАВКА

Расскажите ученикам о сайте Роструда (rostrud.ru). Обратите внимание на вкладки «Поиск работы», «Найти работу с жильем», «Трудовой навигатор» и др.

Подготовка предусматривает оборудование площадок («торговых палаток»), на которых разворачиваются презентации профессий. Участники могут свободно передвигаться по территории ярмарки от площадки к площадке.

В «Ярмарке профессий» участвуют обучающиеся, их родители, специально приглашенные специалисты службы занятости, кадровой службы.

Экскурсия на предприятие.

Профориентационные экскурсии проводят на предприятиях (посещение производства), в музеях или на тематических экспозициях, в ОО профессионального образования. Вы можете использовать виртуальную экскурсию по производствам, если предприятие разместило ее на своем сайте.

Метод 4. Публичная демонстрация

Обучающийся демонстрирует свои предпочтения в профессиональной сфере. Распространенная форма работы в рамках метода – предметная неделя, которая включает образовательные события в течение календарной недели.

Предметная неделя связана с учебным предметом или предметной областью («Неделя математики», «Неделя биологии», «Неделя истории»).

ПРИМЕР. Чтобы ученики во время предметной недели выявили свои предпочтения в профессиональной сфере, обратите внимание на план каждого дня предметной недели. День включает мероприятия для каждого класса и объединенные мероприятия для 1–2, 3–4, 5–6, 7–8, 9-11-х классов.

При подготовке мероприятий учитывайте возрастные особенности обучающихся, уровень достигнутых образовательных результатов, особенности ОО (малочисленность классов и учеников в них, ограниченность или неограниченность в наличии оборудования и пр.).

Предметная неделя может включать презентации проектов и отчеты об их реализации, конкурсы знатоков, встречи с интересными людьми.

Метод 5. Профессиональные пробы

Метод связан с моделированием конкретных условий профессиональной деятельности. Метод реализуется в исследовании поведения испытуемого, когда его искусственно включают в будущую профессиональную деятельность. Например, учащиеся на занятиях по вождению автомобиля проходят тест на тренажере или диагностику психомоторных качеств (скорости реакции и др.).

ПРИМЕР. Школьники из села Уксянское прошли профессиональные пробы на АО «Далур» Курганской области (oblast45.ru/publication/16145/). Ученики 8-10-х классов приехали на предприятие в рамках реализации межведомственного проекта «Профориентационный технопарк „Зауральский навигатор“».

Пробы прошли по востребованным на заводе профессиям: лаборант химического анализа, специалист в области контрольно-измерительных приборов и автоматики, техник по автоматизированным системам управления технологическими процессами, технической эксплуатации и обслуживания электрического и электромеханического оборудования.

Ученики прослушали информацию об этих специальностях, на рабочих местах ознакомились с производственным процессом и вместе с кураторами выполнили несколько заданий. Затем учащиеся прошли рефлексивно-координационный тест, заполнили результаты самооценки и сравнили его с итогами внешней оценки куратора.

Метод 6. Моделирование условий труда и имитации решения производственных задач

Самые распространенные формы – деловая игра и предметная олимпиада. В ходе деловой игры школьники имитируют исполнение обязанностей работников.

Олимпиады по предметам или предметным областям предусматривают участие наиболее подготовленных или способных в данной сфере учащихся и стимулируют познавательный интерес.

ПРИМЕР. Выбрать олимпиады, в которых поучаствуют ваши ученики, можно на сайте olimpiada.ru. Этот сайт адресован всем школьникам – и отличникам, и троечникам. Главное, чтобы ученику были интересны разные олимпиады. Разработчики olimpiada.ru размещают новости, ссылки на сайты олимпиад. Архивы заданий помогут подготовиться к любой олимпиаде. Календарь олимпиад рассчитан на круглый год, он подскажет даты проведения олимпиад и последний день регистрации участников.

Статьи по теме

Справочник педагога-психолога. Школа. 2015. № 12Справочник педагога-психолога. Школа. 2016. № 1Справочник педагога-психолога. Школа. 2016. № 2Справочник педагога-психолога. Школа. 2016. № 11
поможет провести классные часы о мире профессий.поможет организовать профориентационную работу.расскажет о профориентационной программе «PROF.старт».расскажет о программе профессионального самоопределения и гендерной социализации.
Авторы статьи:
Елена Балабанова, Наталья Сачкова
Автор статьи
Елена Балабанова
Авторы статьи:
Наталья Жарикова, Евгения Кирьянова, Анастасия Сохромова, Елена Боброва
Автор статьи
Юлия Кобазова

6
Июнь 2017года
Качество образования
Формы оценивания

Как оценить личностные достижения учащихся с помощью портфолио

Ольга Пронина, методист МБУ ДО города Ульяновска «Центр детского творчества № 1» Ульяновской области
Главное в статье
  1. Портфолио – форма оценки достижений школьников в освоении образовательных программ.
  2. Портфолио позволяет сравнивать достижения ученика на определенных временных отрезках и отслеживать динамику развития учащихся.
  3. Портфолио поможет выбрать профиль и индивидуальную траекторию обучения в старших классах.
  4. Результаты анализа портфолио можно рассматривать как маркетинговое исследование для разработки перечня платных образовательных услуг.

Одна из главных составляющих внутришкольной системы оценки качества образования – мониторинг личностного развития учащихся. Портфолио представляет собой процедуру оценки динамики учебной и творческой активности школьника и уровня его высших достижений. Объективную оценку достижениям можно дать только в сравнении – «сегодня» нужно сравнивать с тем, что он мог «вчера». Это лучше всего отражает портфолио.

Справочник заместителя директора школы №  5 (2017) расскажет, какие диагностические исследования проводить, чтобы выявить личностные качества школьников.
Автор статьи Ольга Пронина

Отсутствие единой структуры мешает использовать портфолио как универсальный инструмент оценки качества образования. Для выработки общих подходов к оформлению коллектив школы разрабатывает Положение о портфолио обучающегося.

Положение определяет задачи, структуру и порядок оформления результатов индивидуальных достижений каждого учащегося в образовательной деятельности. Оно позволяет фиксировать, накапливать и, что важно, оценивать индивидуальные образовательные достижения школьника в любой период его обучения с 1-го по 11-й классы. Конечные цели портфолио – представить отчет по образовательной деятельности обучающихся, отследить прогресс личностного развития, продемонстрировать способности выпускника школы практически применять компетенции.

Достижения школьник фиксирует в портфолио в течение учебного года. В конце года вместе с классным руководителем ученик проводит анализ портфолио и высчитывает итоговую оценку (рейтинг) личных достижений на основе ранжирования индивидуальных образовательных результатов.

В портфолио включают работы учащегося и отзывы на них. Научите школьников систематически выбирать материалы для портфолио совместно с классным руководителем и родителями (законными представителями). Объясните всем участникам образовательных отношений, что нельзя размещать материалы в портфолио без согласия обучающегося. Удобнее, если часть портфолио ученик сформирует в электронном виде. Анализируйте портфолио учащихся 8–9-х классов, чтобы помочь им выбрать профиль обучения в 10-м классе.

 К СВЕДЕНИЮ

Где и как применять информацию из портфолио

Используйте результаты мониторинга личностных образовательных результатов, когда:

– планируете профили обучения на уровне среднего общего образования;
– определяете содержание части образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений: какие спецкурсы, факультативы запланировать и предложить учащимся для выбора;
– планируете сетевую форму взаимодействия с ОО дополнительного образования детей, составляйте листы предложений детских объединений для организации внеурочной деятельности;
– разрабатываете индивидуальные образовательные маршруты и программы корректирующих мероприятий, организуйте дифференцированное разноуровневое обучение.

Рассматривайте информацию по результатам анализа портфолио учащихся как маркетинговое исследование для разработки перечня платных образовательных услуг.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru). 

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.