ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Качество образования
Анализ урока

Как анализировать урок по ФГОС общего образования с помощью экспертных карт: деятельностное обучение

Ольга Панкова, зам. директора Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения города Москвы «Государственная столичная гимназия», почетный работник общего образования Российской Федерации, победитель конкурса «Грант Москвы в сфере образования», награждена Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации, автор 10 печатных работ

Анализ урока по ФГОС общего образования радикально отличается от анализа традиционного урока. Понять отличия помогут таблицы. Для наблюдения за учебной деятельностью школьников предлагаем экспертные карты. Карту № 1 используйте для анализа уроков учителей с первой или высшей квалификационной категорией, а карты №  2 или №  3 – для анализа уроков молодых специалистов и вновь принятых педагогов.

Анализ урока в вашей работе становится проблемой в двух случаях. В первом случае вас только что назначили заместителем директора школы и вы еще не наработали методики наблюдения за образовательной деятельностью.

ДОКУМЕНТ

О комплексном подходе к оценке достижения планируемых результатов освоения образовательной программы – читайте в примерных ООП основного общего образования (п. 1.3) и среднего общего образования (п. 1.3)

Во втором случае – вы опытный заместитель директора и систематически анализируете уроки. Но трудности вызывает именно наблюдение за уроком в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.

Предлагаем использовать в работе экспертные карты анализа деятельностного урока, которые мы разработали в нашей школе.

Почему необходимо реализовать наблюдение: применяйте в работе экспертные карты

Вы анализируете урок на основе наблюдения за деятельностью учителя и учеников. Наблюдение – это часть комплексного подхода к оценке качества образования, реализовать который предписывают примерные основные образовательные программы (далее – ООП) по уровням общего образования. Поэтому мы подготовили программу наблюдения за учебной деятельностью.

В программу наблюдения включили три экспертные карты. Если планируете оценивать урок учителя с I или высшей квалификационной категорией, то используйте экспертную карту № 1.

Когда предполагаете работать с молодым специалистом, вновь принятым педагогом, – начните с более легких экспертных карт № 2 и № 3.

Как выбрать основу программы наблюдения: учитывайте системно-деятельностный подход

Системно-деятельностный подход – методологическая основа ФГОС общего образования и примерных ООП по уровням общего образования (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.).

Реализовать системно-деятельностный подход значит:

  • обеспечить активную учебно-познавательную деятельность обучающихся;
  • сформировать готовность учеников к саморазвитию и непрерывному образованию.

Умение учиться повышает эффективность освоения учащимися предметных знаний, способствует формированию компетенций, образа мира и нравственных качеств. Оценка уровня сформированности учебной деятельности включает оценку всех ее компонентов: мотивов, особенностей целеполагания, учебных действий, контроля. Поэтому программу наблюдения мы разработали на основе деятельностного образования, в котором успешность обучения школьника связана с развитием учебных действий.

Зачем соблюдать информационную открытость: расскажите учителю о программе наблюдения

ДОКУМЕНТ

Анализ урока – это часть внутришкольного мониторинга (п. 1.3.3. Организация и содержание оценочных процедур примерной ООП основного общего образования)

Сообщите учителю цель наблюдения и расскажите о программе наблюдения до того, как придете на урок. Мы убедились, что такая информационная открытость повышает квалификацию учителей. Учитель изучает программу наблюдения, планирует урок или цикл уроков. Вы приходите на урок и видите, что педагог показывает этапы урока в соответствии с программой наблюдения. В этом случае вы понимаете, что учитель демонстрирует высокий уровень профессиональных компетенций.

Если учитель не составил урок по программе наблюдения и не смог провести его, то неудача педагога – основание для индивидуальной работы. И вам, и руководителю методического объединения, и учителю сразу видны недочеты профессиональной деятельности.

Как отличать традиционный урок от урока деятельностного обучения: используйте таблицы

Напомните педагогу отличия деятельностного урока от традиционного. Посмотрите таблицу 1. Обсудите отличия уроков на методическом объединении.

Таблица 1. Отличия деятельностного урока от традиционного

Критерий сопоставления

Традиционный урок

Деятельностный урок

Общие цели

Сформировать знания и умения.

Развитие личности – это следствие обучения.

Развитие личности – это развитие отдельных психических функций: мышления, памяти, внимания

Сформировать основные компоненты учебной деятельности.

Ученик – субъект учебной деятельности, который заинтересован в учении и саморазвитии

Профессиональная позиция учителя

Учитель – центральная фигура на уроке. Он учит, показывает, объясняет, рассказывает, доказывает, диктует, спрашивает, проверяет, оценивает

Учитель организует учебную деятельность: объясняет, показывает, напоминает, подводит к проблеме, сознательно ошибается, создает ситуацию успеха, совещается, предотвращает, стимулирует, закрепляет авторитет ученика среди одноклассников

Позиция ученика

Объект обучения, на него воздействует учитель.

Ждет инструкций учителя, чтобы выполнять задание

Субъект учения.

У школьника сформирована внутренняя потребность включиться в деятельность («хочу»). Ученик выделяет содержательную область («могу»)

Характер отношений учителя и ученика

В большинстве случаев авторитарный

Позиция делового партнерства

Характер отношений учащихся между собой

Не планируется

Взаимоотношения учащихся в коллективнораспределенной деятельности определяет содержание обучения

Содержание учебного материала

Невозможно определить вне конкретного предмета и конкретного года обучения

Система понятий, способов деятельности

Метод обучения

Многообразие методов, связанных с объяснением и показом, – в основном через вербальный способ, показ и тренировку, повторение и практические занятия

Единственно возможный метод – решение учебных задач через систему учебных действий.

Контроль и оценивание как ведущие учебные действия.

Моделирование и исследование как способ решения учебных задач

Проанализируйте с учителем таблицу 2 о типах уроков в деятельностном обучении (А.К.  Дусавицкий). Проконсультируйте педагога по сложным вопросам, которые возникают во время подготовки урока.

Таблица 2. Типология уроков

Этапы урока

Содержание этапов

Комментарии

Урок постановки учебной задачи

Учитель создает ситуацию успеха

Учащиеся демонстрируют, что владеют способом действий, который освоили ранее. Задания: ответить на вопросы, использовать способ решить задачу, который освоили ранее. Задание не вызывает затруднений

Наиболее трудный тип уроков, т. к. ученики переходят к новому способу действий. Этап фиксации места разрыва в знаковосимволической форме учитель проходит осторожно. Он подбирает слова, чтобы случайно не подсказать ответ. Педагог подсказывает учащимся лишь нужное направление мысли.

Этап постановки учебной задачи может занимать 10–15 мин урока, или целый урок, либо несколько уроков. Учащиеся под руководством учителя должны пройти все этапы

Учитель создает ситуацию разрыва

Учитель ставит перед учениками конкретнопрактическую задачу, которую нельзя решить способом, освоенным ранее. Это ситуация разрыва.

Предметные действия, контроль и оценка способа действия занимают существенную часть урока. Школьники оказались в ситуации, когда задача похожа на старую, но старый способ ее решить не срабатывает

Педагог фиксирует место разрыва в знаковосимволической форме

Учитель обеспечивает инструменты, которые помогут фиксировать место разрыва в знаковосимволической форме – это схемы, модели, таблицы, т. е. знаковосимволические средства

Ученики и учитель формулируют учебную задачу

Цель урока – выделить задачу, организовать предметные действия и диалог учащихся так, чтобы они задачу «увидели». Ученики сопоставляют цель и итог урока. Итог урока – формулирование задачи. Учитель не формулирует задачу. Это делают только учащиеся

Урок решения учебной задачи

Учащиеся и учитель анализируют условия решения задачи

На предыдущем уроке педагог столкнул школьников с необходимостью овладеть новым способом действия. Теперь учитель организует общеклассную дискуссию, в ходе которой ученики формулируют условия решения задачи.

Ученики решают задание в группе. Учитель организует совместные действия учащихся внутри группы и между группами

Решить учебную задачу – отыскать общий способ решения частных задач данного типа. Педагог включается в решение задачи на равных с учениками

Учащиеся конструируют новый способ действия

Ученики обсуждают способы действий, сравнивают несовпадающие точки зрения. Педагог обеспечивает участие каждого ученика в совместных действиях. Учитель фиксирует все гипотезы и относится ко всем версиям как к имеющим право на существование

Учитель создает условия, чтобы ученики свободно высказали свое мнение.

Заранее придумывает, в какой форме фиксирует гипотезы учеников

Урок моделирования и преобразования модели

Учащиеся преобразуют условия задачи

Модель – это рисунок или схема, которые фиксируют общие характеристики предмета для его исследования

Моделирование – средство решения задачи. Ученик работает с моделью, реализует действие с реальными предметами, которое теперь уже способен выполнить в умственном плане

Учитель организует моделирование

На модели отрабатывают этапы работы над текстовой задачей, например по математике. Или на литературе: отношения между частями текста – композицию, отношения между героями. Если ученик решил задачу на практике, то модель он строит после всех действий, чтобы осмыслить их

Учитель и ученики преобразуют модель

Ученик анализирует модель и добавляет недостающие элементы. Понять, чего не хватает в модели, помогает учитель. Педагог мотивирует построение модели вопросами: как ты это делал? как бы ты научил других?

Урок решения частных задач открытым способом

Учитель и ученики решают частные задачи, чтобы конкретизировать общий способ действия

Главное во время решения задач – отработать навык применять найденный новый способ действий

Ученик использует способ действий, который получил в одной предметной области, как средство решить задачу в других предметных областях. И он видит мир целостным, осознает взаимосвязь между предметами – сторонами единого мира

Учитель и ученики решают конкретно
практические задачи, которые формируют навык, отрабатывают способ действия

В результате ученик должен применять навык для решения задачи из другой предметной области. Это помогает школьнику осознать свою учебную деятельность не как оторванную от реальной жизни область, а как способ решать любые практические задачи

Урок контроля и оценки

Создание учебной ситуации

Задания для контроля учебных действий школьников учитель подбирает так, чтобы учащиеся целенаправленно использовали известный способ действия и способы самопроверки.

Педагог выбирает или формулирует задания, в которых обязательно есть ошибки, связанные с использованием изученного способа действия.

Педагог предоставляет задания на выбор. Ученик выбирает задания из предложенных.

Вариант контроля – учитель предлагает школьникам составить проверочную работу для одноклассников

Ученики выполняют задания: ищут, исправляют и анализируют причины ошибок.

Умение ученика найти и исправить ошибку, объяснить причину, а также неумение ее обнаружить – достоверные показатели качества овладения учащимся способом действия

Контроль и оценка использования способа действия

Что делать после урока: напишите аналитическую справку

После посещения урока или цикла уроков напишите аналитическую справку. Все, что вы зафиксировали в экспертной карте, послужит содержанием справки, а экспертные карты станут приложениями к справке. Обязательно ознакомьте учителя с аналитической справкой под подпись. Обобщенные итоги обсудите на методических объединениях.

Посещение урока и его анализ помогут вам выявить недочеты в профессиональной деятельности учителя и построить методическую работу в школе, чтобы ликвидировать эти недочеты

Экспертная карта № 1 для анализа урока деятельностного обучения

Экспертная карта № 2 для анализа урока постановки учебной задачи

Экспертная карта № 3 для анализа урока контроля и оценки

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru). 

2
Февраль 2017года
Качество образования
Анализ урока

Выявляйте метапредметные и личностные УУД: лист анализа урока

Наталья Афанасьева, канд. психол. наук, доц., директор центра психолого-педагогического сопровождения регионального образования Вологодского института развития образования. Под ее руководством защитились четыре кандидата наук по практикоориентированным проблемам образования. Автор более 90 публикаций по актуальным вопросам образования
Лист анализа урока поможет заместителю директора определить, как учитель формирует УУД. Если эксперт во время анализа выявил 18 баллов, урок соответствует системно-деятельностному подходу. Самоанализ по листу анализа урока развивает самостоятельность и поисковую активность учителя.

Диагностировать универсальные учебные действия (далее – УУД) на уроках проблематично. Метапредметных и личностных результатов в примерных основных образовательных программах много, поэтому сложно выявить все на одном уроке. Чтобы вам было удобно определять, насколько урок соответствует федеральным государственным образовательным стандартам (далее – ФГОС) общего образования, предлагаем лист анализа урока, который поможет конкретизировать условия формирования УУД.

Какие концептуальные положения лежат в основе анализа урока

Основой для подбора критериев листа анализа урока стали концептуальные положения системно-деятельностного подхода, основанного на интеграции системного (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов) и деятельностного подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Л.В. Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, П.Я. Гальперин и др.).

Учитель, который реализует системно-деятельностный подход:

  • обеспечивает целостность учебной деятельности;
  • ориентируется на зону ближайшего развития обучающихся;
  • развивает самостоятельность, передает ответственность за учебную деятельность ученику;
  • развивает теоретическое мышление;
  • дает задания, которые помогают формировать эмоционально-ценностное отношение обучающихся;
  • организует индивидуальное, фронтальное, групповое обучение;
  • организует диалог и полилог;
  • проблематизирует учебную задачу;
  • предлагает искать способ решения, а не повторять действия по образцу;
  • моделирует;
  • определяет свою позицию как психологическую поддержку обучающегося;
  • фиксирует индивидуальный прогресс обучающегося;
  • использует ошибки, чтобы углубить знания школьников.

Как научить анализировать урок

СПРАВКА

Рефлексия – это способность размышлять над ходом и результатом собственной деятельности, содержанием собственного сознания

Учителям трудно диагностировать уровень развития своей педагогической деятельности. Рефлексия педагога – это способность входить в активную исследовательскую позицию к своей деятельности, анализировать ее и оценивать эффективность урока для ученика.

Чтобы учителя внедряли системно-деятельностный подход на уроке, продуктивно работали с листом анализа при подготовке и во время урока, а потом делали самоанализ, реализуйте 7 шагов в методической работе.

Первый шаг

Организуйте командное обучение и внедряйте техники критического мышления, чтобы учителя освоили принципы системно-деятельностного подхода, вспомнили его концептуальные положения, понятия, закономерности организации образовательной деятельности.

Второй шаг

Организуйте групповую дискуссию. Обсудите лист анализа, разберите на методическом объединении урок по критериям листа анализа.

Третий шаг

Спланируйте групповую работу внутри методического объединения. Проведите анализ нескольких видеоуроков в разных группах. После групповой работы организуйте взаимопосещение уроков всеми учителями и разбор уроков по листу анализа.

Четвертый шаг

Проведите анализ ресурсов урока. Анализ помогает учителю выявить в опыте собственной педагогической деятельности методы и приемы, соответствующие требованиям ФГОС общего образования.

Пятый шаг

Помогите учителям составить конспекты уроков и проектировать продуктивные учебные ситуации, в которых педагоги формируют УУД учащихся.

Шестой шаг

Проведите групповое проектирование и моделирование урока по типу микропреподавания. Воссоздайте отдельные этапы урока в проектной группе педагогов. Это дает больше возможностей осмыслить условия решения развивающих задач урока.

Седьмой шаг

Организуйте мастер-классы. Они позволят создать более целостное представление об уроках учителей, которые освоили системно-деятельностный подход. Проанализируйте мастер-классы по листу анализа. Сравните мнения экспертов и самоанализ учителей.

Как учитель и эксперты используют лист анализа урока

Сочетайте самооценку педагога и оценку экспертов, когда будете планировать анализ урока. Важно ознакомить учителя до урока с параметрами листа анализа. Педагог может с ними работать в полной мере, если сознательно ориентируется на системно-деятельностный подход.

Эксперты оценивают урок, когда приходят на учебное занятие. Они смотрят, как работают ученики на уроке, заполняют листы анализа. После урока учитель проводит самоанализ по критериям листа анализа урока. Затем эксперты высказывают свое мнение.

Эксперты: представители администрации образовательной организации; учителя; педагог-психолог. Каждый эксперт заполняет свой лист анализа. Результаты эксперты обсуждают с учителем, чей урок анализируют.

Сохраняйте листы анализа урока разных учителей. Накапливающиеся листы анализа урока очерчивают динамику учебной деятельности и выявляют проблемные зоны. Листы анализа урока помогают определить содержание и виды методической работы, которые вы планируете вместе с руководителями методических объединений или с методическим советом для внутрикорпоративного повышения квалификации.

Как анализировать параметры на уроке

ВАЖНО

Подробнее о педагогической рефлексии: Орлова И. Тренинг профессионального самопознания: теория, диагностика и практика педагогической рефлексии. – СПб.: Речь, 2006

Лист анализа урока содержит девять параметров:

  • целеполагание;
  • обеспечение самостоятельности учащихся;
  • формирование поисковой активности учащихся;
  • реакция учителя на ошибки учащихся;
  • индивидуальный стиль педагога;
  • оценочная деятельность;
  • формирование рефлексии;
  • организация учителем групповой работы учащихся;
  • обучение понятиям.

Рекомендуем выбирать для оценки не более семи параметров. Выбор семи параметров обусловлен характеристиками внимания человека. Когда возрастает число объектов внимания, наблюдение затруднительно.

Все параметры вы, эксперты или учитель можете оценить как качественно, так и в баллах. Качественная оценка помогает определить точки роста урока, те направления, по которым пройдет его развитие. Если эксперты выставили 18 баллов, то урок соответствует системно-деятельностному подходу. Параметры листа анализа мы сформулировали на уровне условий, которые актуализируют метапредметные и личностные УУД.

ПРИМЕР

Условия для коммуникативных УУД проявляются в параметре «Целеполагание» через показатель 1.1 «Учитель преобразует педагогические цели в проблемную ситуацию, которая ведет к целеполаганию». Эти условия актуализируют и познавательные УУД. Все показатели второго параметра «Обеспечение самостоятельности учеников» помогают выявить регулятивные и личностные УУД.

В листе анализа урока на УУД указывает четвертый столбец. Каждый параметр урока мы разложили на варианты показателей. Эти варианты – способы проявления параметра на уроке.

Обращаем внимание, что лист анализа урока сосредоточен на развивающем и воспитательном аспекте. Но это не понижает значимость предметного содержания.

Метапредметные и личностные УУД учитель формирует через предметное содержание, и от того, насколько оно качественно представлено, зависит результативность урока. Иногда задания, которые актуализируют УУД, не соответствуют предметным целям и задачам. Тогда урок превращается в воспитательное занятие. Это обстоятельство обнаруживает слабую предметную компетентность педагога.

ВАЖНО

В листе анализа урока представлен избыточный перечень показателей. Эксперту во время работы рекомендуем выбирать любые семь

Если в третьем столбце эксперты проставляют баллы, которые определяют «вес» показателя, чтобы актуализировать УУД, то четвертый столбец указывает на соответствие показателя предметной цели и содержанию урока.

Предлагаем три варианта оценки:

  • «+» – достаточно полное соответствие;
  • «+, -» – скорее соответствует, чем нет;
  • «-» – не соответствует.

Когда в четвертом столбце выявлен вариант «не соответствует», то балл в третьем столбце эксперты аннулируют. Если эксперт или учитель выбирают показатель «скорее соответствует, чем нет», то балл уменьшаем вдвое.

ПРИМЕР

Эксперты выбирают показатель 3.6 «Учащиеся участвуют в дискуссии», но то, как формируют УУД, отходит от значимой для данной темы предметной задачи. В этом случае показатель может быть перечеркнут. Педагог не получает балл по этому показателю.

Лист анализа урока

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).  

2
Февраль 2017года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе

Галина Савиных, канд. пед. наук, доц. каф. менеджмента и управления проектами Московского института открытого образования
Анжелика Трофимовская, зам. директора по учебно- воспитательной работе ГБОУ Школа № 1908, Москва
Главное в статье
  1. Межпредметные связи – инструмент конвергентного подхода. Цель межпредметных программ – развить мыследеятельностные навыки и сформировать опыт самореализации.
  2. Признаки межпредметности: связь с государственной политикой в образовании, педагогические задачи, область применения.
  3. Организационные решения в контексте конвергентного подхода: интегрированные учебные курсы, элективные курсы, межпредметные погружения. Приводим примеры.
  4. Связь показателей деятельности школы с межпредметным содержанием программ и оценкой образовательных результатов учащихся: таблица.

Конвергентный подход означает сближение образовательных технологий, чтобы учащиеся освоили новое содержание образования. Новое содержание образования выводит ученика за рамки учебных предметов, помогает синтезировать предметное знание с опытом деятельности. В логике конвергентного подхода школа активно осваивает социокультурную среду региона, вовлекает учеников в индивидуально значимые проекты и социальные практики.

Какие основные направления конвергентного подхода учитывать в системе образования

СПРАВКА

Конвергенция (от лат. convergo – сближаю) – сближение, схождение. Термин употребляют представители естественных и гуманитарных наук

В общем образовании складывается пять направлений конвергентного подхода, в каждом из которых можно выделить ключевую идею:

  • конвергенция межотраслевая – школа выступает интегратором социокультурной среды региона;
  • конвергенция уровней – школа обеспечивает преемственность содержания образования;
  • конвергенция образовательной деятельности – урочную и внеурочную деятельность объединяют федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) общего образования с помощью понятия «учебное занятие»;
  • конвергенция основного и дополнительного образования – школы развивают у себя сектор дополнительного образования;
  • конвергенция образовательных технологий – педагоги сближают технологии формирования понятий, развития критического мышления, развития рефлексивных механизмов познавательного опыта и технологии проектирования внутри Программы формирования/развития универсальных учебных действий, Программы воспитания и социализации учащихся.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Межпредметная составляющая в структуре образовательных результатов

Межпредметную составляющую в структуре образовательных результатов учащихся закрепляют ФГОС общего образования.

ФГОС основного общего образования включает в требования к метапредметным образовательным результатам освоенные учениками межпредметные понятия, универсальные учебные действия и способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.

Одновременно с этим ФГОС основного общего образования требует от учителя:

– формировать научный тип мышления ученика;
– развивать научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;
– развивать владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами (п. 8 разд. II ФГОС основного общего образования).

Какую роль играют межпредметные связи

Межпредметные связи экономят время ученика, поскольку сразу дают целостное представление об окружающей реальности. Цель таких программ – помочь учащимся в целостном постижении окружающей реальности, развить мыследеятельностные навыки и формировать опыт самореализации.

ДОКУМЕНТ

Федеральная целевая программа «Развитие образования» на 2016–2020 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497

Межпредметные связи – инструмент конвергентного подхода. В логике конвергентного подхода межпредметность отличается:

  • масштабом актуализации: сегодня это и условие, и средство, с помощью которого школьники достигают метапредметных образовательных результатов;
  • характером связи с государственной политикой в сфере образования: один из целевых индикаторов федеральной целевой программы «Развитие образования» – доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательной деятельности;
  • контекстом применения: межпредметная интеграция становится ведущей технологией обучения; она одинаково актуальна как для урочной, так и для внеурочной деятельности;
  • уровнем заинтересованности со стороны органов управления образования: как пример можно назвать проект Департамента образования г. Москвы «Комплексная интеграция общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на основе межпредметности (конвергенции) для достижения учащимися новых результатов» («Готов к учебе, жизни и труду!»).

Конвергентный подход усилил роль межпредметных связей в образовании и придал межпредметности новые характеристики (табл. 1). Межпредметность объединяет разнородное предметное содержание. Сегодня она нужна, чтобы внедрять в образовательную деятельность достижения науки и осваивать социокультурную среду региона; обновлять с учетом интересов учащихся и родителей формы образовательной деятельности; обеспечивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся; усиливать преемственность в содержании и средствах обучения по уровням общего образования.

Таблица 1. Отличия межпредметности на разных этапах развития образования

КритерийМежпредметные связи на этапе инноваций
1980–1990-х годов
Межпредметные связи в логике конвергентного подхода
Ключевая предпосылкаИнтеграция в образованииКонвергенция в науке и образовании
Связь с государственной политикой в образованииКосвенная, через региональные документыПрямая, через целевые индикаторы Федеральной целевой программы «Развитие образования»
Главная цельФормирование у учащихся целостной картины мира; внедрение интегрированных учебных курсовДостижение учащимися метапредметных образовательных результатов в единстве межпредметных понятий и универсальных учебных действий
Область примененияУчебная деятельность учащихсяСоциальный опыт учащихся, самореализация в урочной и внеурочной деятельности
Педагогические задачиПриобщить ученика к новому, интегрированному, знанию; создать средствами межпредметных связей условия для самостоятельного познания окружающей реальностиФормировать навыки мыследеятельности; обеспечить средствами межпредметных связей освоение метапредметов; воспитывать культуру учения и саморазвития

Какие организационные решения реализовать

Организационные решения в контексте конвергентного подхода применительно к учебному плану – это интегрированные учебные курсы, элективные курсы, межпредметные погружения.

Межпредметное погружение – цикл учебных занятий, которые объединяет общая тема. Готовят межпредметное погружение учителя разных предметов. Совместно они прорабатывают информационное ядро межпредметных связей и выстраивают логику их переходов от одного учебного предмета к другому.

Возможные темы для межпредметных погружений:

– «Ресурсы и возможности» (экология, основы безопасности жизнедеятельности);
– «Вода и водные стихии» (физика, биология, литература, изобразительное искусство);
– «Что такое дом» (литература, изобразительное искусство, астрономия, психология, музыка, история, русский язык);
– «Граждане или проживающие» (обществознание, право, история, география, литература, изобразительное искусство);
– «Движение в жизни и поэзии» (физика, литература, изобразительное искусство, биология, география);
– «Путешествие в любовь» (биология, литература, изобразительное искусство, история, обществознание, экономика, право);
– «Будем здоровы» (физическая культура, биология, физика, русский язык, психология, основы безопасности жизнедеятельности, экология, обществознание, изобразительное искусство).

Во внеурочной деятельности межпредметные погружения возможны как самостоятельные интегрированные курсы. Для таких курсов разрабатывают специальные рабочие программы. В разработке участвуют педагоги, которые подготовили межпредметные погружения. Если кадровых ресурсов для межпредметного погружения недостаточно, организуйте разовый проект на межпредметную тему. Принцип будет тем же: педагоги объединяются для создания конвергентного образовательного продукта, который позволит ученикам по-новому увидеть привычные им предметы.

Как конвергентный подход влияет на результаты деятельности школы

Конвергентный подход только начинает внедряться. Вам важно связать новое содержание образовательных программ с требованиями ФГОС общего образования и системой оценки образовательных результатов учащихся. Такая связь позволит взвесить целесообразность учебного курса или мероприятия с позиций их вклада в показатели, которые школа транслирует во внешнюю среду.

В таблице 2 – варианты согласования с этими показателями межпредметных внеурочных курсов и мероприятий в рамках Программы воспитания и социализации учащихся. Варианты влияния внеурочных курсов и мероприятий на показатели эффективности деятельности школы – тоже проявление конвергентности в управлении качеством образования.

На примере этих вариантов видим, как на уровне функционала заместителей директоров школ планирование содержания образовательных программ сближается с оценкой результатов их освоения. В условиях, когда один заместитель директора отвечает за содержание образования, а другой – за оценку качества, такое сближение функций особенно актуально, и это одна из ближайших перспектив конвергентности в образовании.

Таблица 2. Связь показателей деятельности школы с межпредметным содержанием программ и оценкой образовательных результатов учащихся

Показатели деятельности образовательной организацииЭлемент содержанияПланируемый результатФорма оценки достижения результата
Оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметамИгровые занятия «Занимательная математика» (4-й класс). «Русский язык с увлечением» (4-й класс)Применение полученных знаний и умений в практической деятельности, повышение качества знаний и мотивации учащихся, расширение кругозора, преемственность уровней образованияРезультаты независимой диагностики по математике и русскому языку в 4-х классах
Оценка общего уровня усвоения обучающимися основной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам«Наглядная геометрия» (5-6-й классы)Понимание основных геометрических понятий, умение пользоваться инструментами для изображения геометрических фигур, представление о геометрических фигурах как о реальных объектахРезультаты участия в проектной деятельности, качественная успеваемость по геометрии с 7-го класса
«Наука опытным путем» (7-8-й классы)Освоение первоначальных химических и физических понятий, умение проводить несложный эксперимент и фиксировать его ход, результат, осознание целостности окружающего мира, воспитание экологической культурыРезультаты участия в проектной и исследовательской деятельности, качественная успеваемость по физике с 7-го класса, по химии с 8-го класса
Качество образования по результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов«История вчера, сегодня, завтра» (9-й класс)Формирование навыков исторического исследования, умение работать с историческим документом, экспонатами музеевКачественная успеваемость по истории, результаты государственной итоговой аттестации
Уровень участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях«Умницы и умники: олимпийский резерв» (5-6-й классы)Умение отбирать и использовать источники информации, добывать новые знания, формулировать гипотезы и проблемные вопросыРезультативность участия в олимпиадах, общее повышение качественной успеваемости по предметам учебного плана
«Олимпиадное программирование» (9-11-й классы)Освоение алгоритмов решения олимпиадных задач, умение реализовывать математические модели языком программирования, умение выполнять последовательную структуризацию проблемыРезультативность участия в олимпиадах, общее повышение качественной успеваемости по алгебре, геометрии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям
Уровень готовности к продолжению образованияМедиацентр «Профи-шоу» (1-11-й классы)Освоение основ составления и редактирования текстов, умение использовать технические средства для создания публикаций, знание специфики различных видов средств массовой информацииПрофессиональная ориентация, создание электронного портфолио работ, участие в публикациях в школьных средствах массовой информации, выбор профильных предметов на уровне среднего общего образования
«Основы медицинских знаний» (7-11-й классы)Умение провести анализ профессий в соответствии с выбранным профилем, навыки публичного выступления и презентации, рефлексия правильности выбора профиля. Расширение знаний о жизнедеятельности организма, умение оказать первую медицинскую помощь, умение проводить простейшие исследования организмаНабор в профильные группы на уровне среднего общего образования, количество измененных профилей. Качественная успеваемость по биологии, выбор профильных предметов на уровне среднего общего образования, выбор профессии
Уровень воспитания и уровень сформированного у обучающихся ценностного отношения к действительности, к Отечеству, к себеМарафон – акция «МЫ – за здоровый образ жизни!» (1-11-й классы)Профилактика негативных проявлений, осознание ценности здоровья, осознание губительности вредных привычекНаблюдение, анализ в режиме реального времени
Фестиваль-конкурс военно-патриотической песни ко Дню Победы (1-11-й классы)Уважительное отношение к событиям и людям своей Родины, формирование позитивного отношения к военным и военной службе, развитие чувства гордости за странуВовлеченность классных коллективов, качество исполнения
Школа активиста (1-11-й классы)Формирование лидерских качеств, образование команды актива, овладение навыками социального проектированияСоздание ученического самоуправления, проведение выборов президента, ученической конференции, участие в «Субботах активиста»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).   

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.