ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2017года
Педагогические инновации
Опыт внедрения

Проводите уроки в соответствии с СанПиН: три важных правила

Главное в статье
  1. Если ученик весь урок сидит за партой, то портит осанку. Увеличить двигательную активность помогут упражнения на снятие утомления с туловища и плечевого пояса.
  2. Школьники все чаще страдают близорукостью. Ограничьте непрерывную работу с интерактивной доской и предотвратите ухудшение зрения с помощью гимнастики для глаз.

Учебная нагрузка связана с двумя факторами, которые могут нарушить здоровье ученика любого возраста.

Первый фактор – статическое напряжение, длительная неподвижная поза и низкая двигательная активность портят осанку обучающегося.

Второй фактор – риск развития близорукости. Например, у детей шести лет он в 3 раза выше, чем у школьников семи лет.

Предотвратите нарушение зрения и осанки обучающихся, если в вашей школе учителя активно внедряют информационно-коммуникационные технологии на уроках или реализуют раннее обучение программированию. Поможет СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821–10).

Правило 1. Ограничивайте продолжительность непрерывного использования технических средств

Продолжительность использования на уроке технических средств обучения учитель устанавливает по таблице.

Продолжительность непрерывного применения технических средств обучения на уроках в начальной школе

КлассыНепрерывная длительность (мин), не более
Просмотр статических изображений на учебных досках и экранах отраженного свеченияПросмотр телепередачПросмотр динамических изображений на экранах отраженного свеченияРабота с изображением на индивидуальном мониторе компьютера и клавиатуройПрослушивание аудиозаписиПрослушивание аудиозаписи в наушниках
1–2101515152010
3–4152020152015
5–7202525202520
8–11253030252525

Когда посещаете уроки, контролируйте продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках, которая составляет:

  • для учащихся 1-2-х классов – не более 20 мин;
  • 3-4-х классов – не более 25 мин;
  • 5-6-х классов – не более 30 мин;
  • 7-11-х классов – 35 мин.

Учитывайте непрерывную продолжительность работы обучающихся непосредственно с интерактивной доской на уроках, которая в 1-4-х классах не должна превышать 5 мин, в 5-11-х классах – 10 мин.

Обратите внимание на суммарную продолжительность использования интерактивной доски на уроках: в 1-2-х классах она составляет не более 25 мин, в 3-4-х классах и старше – не более 30 мин.

Такая продолжительность работы с интерактивной доской возможна, если учитель соблюдает гигиенически рациональную организацию урока: меняет виды деятельности, сохраняет плотность уроков 60–80%, проводит физкультминутки, использует офтальмотренаж.

Анализируйте на уроке, как учитель чередует виды учебной деятельности (за исключением контрольных работ). Обратите внимание, как педагог во время самоанализа объясняет непрерывную продолжительность видов учебной деятельности обучающихся. Так, чтение с бумажного носителя, письмо, слушание, опрос длятся:

  • в 1-4-х классах не более 7–10 мин;
  • в 5-11-х классах – 10–15 мин.

Расстояние от глаз до тетради (книги) – не менее 25–35 см у школьников 1-4-х классов и не менее 30–45 см – у 5-11-х классов.

Правило 2. Предотвратите утомление глаз

После работы с техническими средствами обучения проводите упражнения для профилактики утомления глаз из СанПиН 2.4.2.2821–10.

ПРИМЕР

Предложите ученикам быстро поморгать, закрыть глаза, посидеть спокойно, медленно посчитать до 5. Повторите упражнение 4–5 раз.

Также включайте в урок упражнения из СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 03.06.2003 № 118 (далее – СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03).

ПРИМЕР

Выполните с учениками упражнение 1. Учащиеся закрывают глаза и сильно напрягают глазные мышцы. Считают до четырех. Затем открывают глаза, расслабляют глазные мышцы и смотрят вдаль. Считают до шести. Или предложите школьникам выполнить упражнение 2. Учащиеся смотрят на переносицу и задерживают взор. Мысленно считают до четырех. Затем смотрят вдаль и считают до шести. Повторяют 4–5 раз. При выполнении упражнения школьники не доводят глаза до усталости.

Правило 3. Предотвратите общее утомление учащихся

Чтобы предотвратить нагрузки на отдельные органы и на весь организм в целом, проведите на уроке физкультминутку. В конце урока выполните с учениками упражнения для профилактики общего утомления из СанПиН 2.4.2.2821–10.

Упражнения из СанПиН 2.4.2.2821–10

Упражнения из СанПиН 2.2.2/2.4.1340–03

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы  (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).  

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.