
Зачем нужны программы с межпредметным содержанием при конвергентном подходе
- Межпредметные связи – инструмент конвергентного подхода. Цель межпредметных программ – развить мыследеятельностные навыки и сформировать опыт самореализации.
- Признаки межпредметности: связь с государственной политикой в образовании, педагогические задачи, область применения.
- Организационные решения в контексте конвергентного подхода: интегрированные учебные курсы, элективные курсы, межпредметные погружения. Приводим примеры.
- Связь показателей деятельности школы с межпредметным содержанием программ и оценкой образовательных результатов учащихся: таблица.
Конвергентный подход означает сближение образовательных технологий, чтобы учащиеся освоили новое содержание образования. Новое содержание образования выводит ученика за рамки учебных предметов, помогает синтезировать предметное знание с опытом деятельности. В логике конвергентного подхода школа активно осваивает социокультурную среду региона, вовлекает учеников в индивидуально значимые проекты и социальные практики.
Какие основные направления конвергентного подхода учитывать в системе образования

СПРАВКА
Конвергенция (от лат. convergo – сближаю) – сближение, схождение. Термин употребляют представители естественных и гуманитарных наук
В общем образовании складывается пять направлений конвергентного подхода, в каждом из которых можно выделить ключевую идею:
- конвергенция межотраслевая – школа выступает интегратором социокультурной среды региона;
- конвергенция уровней – школа обеспечивает преемственность содержания образования;
- конвергенция образовательной деятельности – урочную и внеурочную деятельность объединяют федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС) общего образования с помощью понятия «учебное занятие»;
- конвергенция основного и дополнительного образования – школы развивают у себя сектор дополнительного образования;
- конвергенция образовательных технологий – педагоги сближают технологии формирования понятий, развития критического мышления, развития рефлексивных механизмов познавательного опыта и технологии проектирования внутри Программы формирования/развития универсальных учебных действий, Программы воспитания и социализации учащихся.
Межпредметная составляющая в структуре образовательных результатов
Межпредметную составляющую в структуре образовательных результатов учащихся закрепляют ФГОС общего образования.
ФГОС основного общего образования включает в требования к метапредметным образовательным результатам освоенные учениками межпредметные понятия, универсальные учебные действия и способность их использовать в учебной, познавательной и социальной практике.
Одновременно с этим ФГОС основного общего образования требует от учителя:
– формировать научный тип мышления ученика;
– развивать научные представления о ключевых теориях, типах и видах отношений;
– развивать владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами (п. 8 разд. II ФГОС основного общего образования).
Какую роль играют межпредметные связи
Межпредметные связи экономят время ученика, поскольку сразу дают целостное представление об окружающей реальности. Цель таких программ – помочь учащимся в целостном постижении окружающей реальности, развить мыследеятельностные навыки и формировать опыт самореализации.

ДОКУМЕНТ
Федеральная целевая программа «Развитие образования» на 2016–2020 годы утверждена постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 № 497
Межпредметные связи – инструмент конвергентного подхода. В логике конвергентного подхода межпредметность отличается:
- масштабом актуализации: сегодня это и условие, и средство, с помощью которого школьники достигают метапредметных образовательных результатов;
- характером связи с государственной политикой в сфере образования: один из целевых индикаторов федеральной целевой программы «Развитие образования» – доля учителей, освоивших методику преподавания по межпредметным технологиям и реализующих ее в образовательной деятельности;
- контекстом применения: межпредметная интеграция становится ведущей технологией обучения; она одинаково актуальна как для урочной, так и для внеурочной деятельности;
- уровнем заинтересованности со стороны органов управления образования: как пример можно назвать проект Департамента образования г. Москвы «Комплексная интеграция общего, дополнительного, профессионального и высшего образования на основе межпредметности (конвергенции) для достижения учащимися новых результатов» («Готов к учебе, жизни и труду!»).
Конвергентный подход усилил роль межпредметных связей в образовании и придал межпредметности новые характеристики (табл. 1). Межпредметность объединяет разнородное предметное содержание. Сегодня она нужна, чтобы внедрять в образовательную деятельность достижения науки и осваивать социокультурную среду региона; обновлять с учетом интересов учащихся и родителей формы образовательной деятельности; обеспечивать индивидуальные образовательные маршруты учащихся; усиливать преемственность в содержании и средствах обучения по уровням общего образования.
Таблица 1. Отличия межпредметности на разных этапах развития образования
Критерий | Межпредметные связи на этапе инноваций 1980–1990-х годов | Межпредметные связи в логике конвергентного подхода |
---|---|---|
Ключевая предпосылка | Интеграция в образовании | Конвергенция в науке и образовании |
Связь с государственной политикой в образовании | Косвенная, через региональные документы | Прямая, через целевые индикаторы Федеральной целевой программы «Развитие образования» |
Главная цель | Формирование у учащихся целостной картины мира; внедрение интегрированных учебных курсов | Достижение учащимися метапредметных образовательных результатов в единстве межпредметных понятий и универсальных учебных действий |
Область применения | Учебная деятельность учащихся | Социальный опыт учащихся, самореализация в урочной и внеурочной деятельности |
Педагогические задачи | Приобщить ученика к новому, интегрированному, знанию; создать средствами межпредметных связей условия для самостоятельного познания окружающей реальности | Формировать навыки мыследеятельности; обеспечить средствами межпредметных связей освоение метапредметов; воспитывать культуру учения и саморазвития |
Какие организационные решения реализовать
Организационные решения в контексте конвергентного подхода применительно к учебному плану – это интегрированные учебные курсы, элективные курсы, межпредметные погружения.
Межпредметное погружение – цикл учебных занятий, которые объединяет общая тема. Готовят межпредметное погружение учителя разных предметов. Совместно они прорабатывают информационное ядро межпредметных связей и выстраивают логику их переходов от одного учебного предмета к другому.
Возможные темы для межпредметных погружений:
– «Ресурсы и возможности» (экология, основы безопасности жизнедеятельности);
– «Вода и водные стихии» (физика, биология, литература, изобразительное искусство);
– «Что такое дом» (литература, изобразительное искусство, астрономия, психология, музыка, история, русский язык);
– «Граждане или проживающие» (обществознание, право, история, география, литература, изобразительное искусство);
– «Движение в жизни и поэзии» (физика, литература, изобразительное искусство, биология, география);
– «Путешествие в любовь» (биология, литература, изобразительное искусство, история, обществознание, экономика, право);
– «Будем здоровы» (физическая культура, биология, физика, русский язык, психология, основы безопасности жизнедеятельности, экология, обществознание, изобразительное искусство).
Во внеурочной деятельности межпредметные погружения возможны как самостоятельные интегрированные курсы. Для таких курсов разрабатывают специальные рабочие программы. В разработке участвуют педагоги, которые подготовили межпредметные погружения. Если кадровых ресурсов для межпредметного погружения недостаточно, организуйте разовый проект на межпредметную тему. Принцип будет тем же: педагоги объединяются для создания конвергентного образовательного продукта, который позволит ученикам по-новому увидеть привычные им предметы.
Как конвергентный подход влияет на результаты деятельности школы
Конвергентный подход только начинает внедряться. Вам важно связать новое содержание образовательных программ с требованиями ФГОС общего образования и системой оценки образовательных результатов учащихся. Такая связь позволит взвесить целесообразность учебного курса или мероприятия с позиций их вклада в показатели, которые школа транслирует во внешнюю среду.
В таблице 2 – варианты согласования с этими показателями межпредметных внеурочных курсов и мероприятий в рамках Программы воспитания и социализации учащихся. Варианты влияния внеурочных курсов и мероприятий на показатели эффективности деятельности школы – тоже проявление конвергентности в управлении качеством образования.
На примере этих вариантов видим, как на уровне функционала заместителей директоров школ планирование содержания образовательных программ сближается с оценкой результатов их освоения. В условиях, когда один заместитель директора отвечает за содержание образования, а другой – за оценку качества, такое сближение функций особенно актуально, и это одна из ближайших перспектив конвергентности в образовании.
Таблица 2. Связь показателей деятельности школы с межпредметным содержанием программ и оценкой образовательных результатов учащихся
Показатели деятельности образовательной организации | Элемент содержания | Планируемый результат | Форма оценки достижения результата |
---|---|---|---|
Оценка общего уровня усвоения обучающимися начальной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам | Игровые занятия «Занимательная математика» (4-й класс). «Русский язык с увлечением» (4-й класс) | Применение полученных знаний и умений в практической деятельности, повышение качества знаний и мотивации учащихся, расширение кругозора, преемственность уровней образования | Результаты независимой диагностики по математике и русскому языку в 4-х классах |
Оценка общего уровня усвоения обучающимися основной школы базовых знаний и умений по общеобразовательным предметам | «Наглядная геометрия» (5-6-й классы) | Понимание основных геометрических понятий, умение пользоваться инструментами для изображения геометрических фигур, представление о геометрических фигурах как о реальных объектах | Результаты участия в проектной деятельности, качественная успеваемость по геометрии с 7-го класса |
«Наука опытным путем» (7-8-й классы) | Освоение первоначальных химических и физических понятий, умение проводить несложный эксперимент и фиксировать его ход, результат, осознание целостности окружающего мира, воспитание экологической культуры | Результаты участия в проектной и исследовательской деятельности, качественная успеваемость по физике с 7-го класса, по химии с 8-го класса | |
Качество образования по результатам государственной итоговой аттестации выпускников 9-х и 11-х классов | «История вчера, сегодня, завтра» (9-й класс) | Формирование навыков исторического исследования, умение работать с историческим документом, экспонатами музеев | Качественная успеваемость по истории, результаты государственной итоговой аттестации |
Уровень участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях | «Умницы и умники: олимпийский резерв» (5-6-й классы) | Умение отбирать и использовать источники информации, добывать новые знания, формулировать гипотезы и проблемные вопросы | Результативность участия в олимпиадах, общее повышение качественной успеваемости по предметам учебного плана |
«Олимпиадное программирование» (9-11-й классы) | Освоение алгоритмов решения олимпиадных задач, умение реализовывать математические модели языком программирования, умение выполнять последовательную структуризацию проблемы | Результативность участия в олимпиадах, общее повышение качественной успеваемости по алгебре, геометрии, информатике и информационно-коммуникационным технологиям | |
Уровень готовности к продолжению образования | Медиацентр «Профи-шоу» (1-11-й классы) | Освоение основ составления и редактирования текстов, умение использовать технические средства для создания публикаций, знание специфики различных видов средств массовой информации | Профессиональная ориентация, создание электронного портфолио работ, участие в публикациях в школьных средствах массовой информации, выбор профильных предметов на уровне среднего общего образования |
«Основы медицинских знаний» (7-11-й классы) | Умение провести анализ профессий в соответствии с выбранным профилем, навыки публичного выступления и презентации, рефлексия правильности выбора профиля. Расширение знаний о жизнедеятельности организма, умение оказать первую медицинскую помощь, умение проводить простейшие исследования организма | Набор в профильные группы на уровне среднего общего образования, количество измененных профилей. Качественная успеваемость по биологии, выбор профильных предметов на уровне среднего общего образования, выбор профессии | |
Уровень воспитания и уровень сформированного у обучающихся ценностного отношения к действительности, к Отечеству, к себе | Марафон – акция «МЫ – за здоровый образ жизни!» (1-11-й классы) | Профилактика негативных проявлений, осознание ценности здоровья, осознание губительности вредных привычек | Наблюдение, анализ в режиме реального времени |
Фестиваль-конкурс военно-патриотической песни ко Дню Победы (1-11-й классы) | Уважительное отношение к событиям и людям своей Родины, формирование позитивного отношения к военным и военной службе, развитие чувства гордости за страну | Вовлеченность классных коллективов, качество исполнения | |
Школа активиста (1-11-й классы) | Формирование лидерских качеств, образование команды актива, овладение навыками социального проектирования | Создание ученического самоуправления, проведение выборов президента, ученической конференции, участие в «Субботах активиста» |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА