
Концепция развития географического образования
31 августа 2016 года
завершается общественное обсуждение проекта
Ученый совет Русского географического общества обсудил Концепцию развития географического образования в Российской Федерации.
Ознакомиться с проектом Концепции можно на сайте Русского географического общества, а также принять участие в обсуждении и корректировке проекта Концепции развития географического образования в РФ – до 31 августа по адресу geoobrazovanie@rgo.ru.
Концепция представляет собой систему взглядов на базовые принципы, приоритеты, цели, задачи и основные направления развития школьного географического образования и просвещения. Проект определяет механизмы, инструменты, ресурсное обеспечение, целевые показатели и ожидаемые от ее реализации результаты.
Для повышения интереса обучающихся к географии важно преподносить информацию максимально доступными для восприятия современными средствами: картографическими (в т. ч. ГИС, моделирование), иллюстративными (видео, компьютерная графика и др.).
Важно обеспечить соответствие содержания примерных образовательных программ по географии, учебно-методических материалов, технологии и методики преподавания возрастным особенностям, потребностям и интересам обучающихся.
Поэтому необходимо использовать учебники нового поколения, ориентированные на оптимальное сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ; дополнительные учебные материалы, печатные и электронные (хрестоматии, карты и атласы, словари географических терминов, справочники); создавать и внедрять электронные учебные пособия, применять дистанционные образовательные технологии.
Внедрение Концепции потребует проведения масштабных курсов повышения квалификации учителей, координации деятельности предметной ассоциации, пересмотра структуры государственной итоговой аттестации по географии.
Источник: rgo.ru


Проводим интерактивный педагогический совет «Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы»
Участники: |
Задачи: |
Заместитель руководителя образовательной организации (далее – ОО) проводит педагогический совет, который посвящен ВСОКО, чтобы помочь педагогам систематизировать представления о качестве образования и его оценивании, корректировать локальные нормативные акты ОО или начать работу над образовательным проектом по созданию ВСОКО.
Педагогический совет служит для систематического совместного обсуждения текущего положения дел, обмена мнениями по дискуссионным вопросам и выработки путей совместного их разрешения. Также он помогает каждому педагогу определиться со своей точкой зрения относительно ВСОКО и обсудить ее с коллегами.
Часть 1. Выступление заместителя руководителя ОО
15 мин
Допматериалы. Текст выступления заместителя руководителя ОО представлен ниже.
Заместитель руководителя ОО выступает перед участниками педагогического совета: объявляет тему, ставит задачи, знакомит с основными тезисами. После выступления он проводит организационно-деятельностную игру.
Часть 2. Организационно-деятельностная игра
45 мин
Педагогический коллектив разбивается на 4 команды: администрация, педагоги, родители, обучающиеся.
Команды получают задание на заранее заготовленных карточках и вопросы с позиций четырех социальных групп. Игрокам дается 15 мин на обдумывание.
- Задания для группы «Администрация»: сформулируйте ваше представление о ВСОКО и ее структуре; предложите изменения в локальный нормативный акт о ВСОКО; расскажите о возможных формах взаимодействия с учителями и помощи им в обеспечении качества образования.
- Задание для группы «Педагоги»: перечислите трудности в обеспечении качества образования в ОО; подготовьте предложения по преодолению этих трудностей (конкретные формы и методы работы).
- Задание для группы «Родители»: какие образовательные запросы вы адресуете школе; как вы взаимодействуете с учителями в организации образовательной деятельности своего ребенка.
- Задание для группы «Обучающиеся»: как и чему вас должны учить в школе каждый день; каким должен быть выпускник школы; какую роль играет учитель в вашем образовании.
До педагогического совета «Внутришкольная система оценки качества образования: проблемы и перспективы» классные руководители проводят организационно-деятельностную игру на родительских собраниях с родителями обучающихся. В старших классах можно организовать тематический классный час с учащимися. Итоги проведенных игр обсуждаются на педагогическом совете.
После выполнения задания команды переходят в следующую социальную группу, выполняют все задания. В конце игры заместитель директора подводит итоги работы команд и коллектива в целом.
Часть 3. Представление результатов педагогического совета
20 мин
Результат работы – решение педагогического совета, в проекте которого могут быть следующие формулировки:
- Администрации ОО скорректировать Положение о ВСОКО и обеспечить организационно-педагогические условия для повышения качества образовательной деятельности.
- С целью овладения педагогами современными образовательными технологиями руководителям профильных кафедр (методических объединений) представить план теоретических и практических занятий с учителями.
- Обобщить опыт педагогов, которые используют интерактивные образовательные технологии в работе с обучающимися.
- Педагогу-психологу организовать консультации и корректировать деятельность педагогов по внедрению в образовательный процесс технологий управления качеством образования.
- Создать в ОО новую организационную структуру управления для реализации ВСОКО.
- Рассмотреть на заседаниях предметных кафедр (методических объединений) способы совершенствования качества образования
Тезисы выступления заместителя руководителя ОО





Что должен знать заместитель директора школы о ВСОКО
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции ОО формирование внутренней системы оценки качества образования.
- Структура ВСОКО – это качество результатов освоения ООП, качество реализации образовательной деятельности и качество условий, которые обеспечивают реализацию образовательной деятельности.
Какие существуют федеральные требования к оценке качества образования

ВАЖНО
Нормативной основой ВСОКО на локальном уровне является Положение о внутренней системе оценки качества образования
Качество образования – это комплексная характеристика образовательной деятельности и образовательных результатов обучающихся, которая выражает степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам и потребностям юридического и физического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность.
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ) регламентирует федеральные требования к оценке качества образования.
Во-первых, содержание образования в конкретной образовательной организации (далее – ОО) определяет основная образовательная программа (далее – ООП), которую разрабатывает и утверждает ОО самостоятельно. Требования к структуре ООП предполагают наличие в ней оценочного модуля (ч. 1 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ). Во-вторых, ОО обязательно проводит самообследование и обеспечивает функционирование внутренней системы оценки качества образования (далее – ВСОКО). Данное положение означает, что в каждой ОО должна функционировать собственная система оценки качества образования, порядок и инструментарий которой определяются локальным актом ОО.
Критерии и показатели ВСОКО не должны противоречить показателям деятельности ОО, подлежащей самообследованию (п. 13 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ).

Положение о ВСОКО вы найдете в Справочной Системе «Образование». Получите демодоступ на vip.1obraz.ru
В-третьих, при осуществлении независимой оценки качества образования (далее – НОКО) используется общедоступная информация об организациях, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 4 ст. 95 Федерального закона № 273-ФЗ). Соответственно, ОО должна предусматривать, что оценочная информация, которую размещают в открытом доступе (в т. ч. на сайте ОО), может быть использована органами НОКО в своих интересах.
Оценка качества не подменяет внутришкольный контроль, а дополняет его и (или) выступает его инструментом. На федеральном уровне различают оценку и контроль. Методические рекомендации о проведении федерального государственного контроля качества образования в образовательных учреждениях, направленные письмом Рособрнадзора от 16.07.2012 № 05–2680 (далее – Методические рекомендации), определяют понятие «федеральный государственный контроль качества образования».
Федеральный государственный контроль качества образования – это деятельность по оценке:
- содержания образования;
- качества подготовки учащихся;
- качества подготовки выпускников в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования.
Таким образом, федеральные требования к оценке качества образования разграничивают: оценку и контроль, внешнюю и внутреннюю оценку.
Методические рекомендации также определяют внутреннюю оценку качества образования как обязательную компетенцию ОО.
Что входит в компетенцию образовательной организации
К компетенции образовательной организации Федеральный закон № 273-ФЗ относит:
- проведение самообследования;
- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования;
- разработку и утверждение образовательных программ;
- разработку и утверждение программы развития ОО;
- текущий контроль успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, установление их форм, периодичности и порядка проведения;
- поощрение обучающихся в соответствии с установленными ОО видами и условиями поощрения за успехи в учебной, физкультурной, спортивной, общественной, научной, научно-технической, творческой, экспериментальной и инновационной деятельности;
- индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательных программ и поощрений обучающихся;
- использование и совершенствование методов обучения и воспитания, образовательных технологий, электронного обучения и др.
Что такое качество образовательных результатов в структуре ВСОКО

ДОКУМЕНТ
Показатели деятельности ОО, подлежащей самообследованию, утвердил приказ Минобрнауки России от 10.12.2013 № 1324
Первая составляющая ВСОКО – качество результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования.
Эта составляющая включает:
- предметные результаты обучения (в т. ч. сравнение данных ВСОКО и НОКО, результатов государственной итоговой аттестации обучающихся 9-х и 11-х классов);
- метапредметные результаты обучения (в т. ч. сравнение данных ВСОКО и НОКО);
- личностные результаты, в т. ч. результаты социализации учащихся;
- результаты освоения воспитанниками основной общеобразовательной программы дошкольного образования (при наличии дошкольного отделения);
- здоровье учащихся (динамика);
- достижения учащихся на конкурсах, соревнованиях, олимпиадах различного уровня;
- удовлетворенность родителей качеством образовательных результатов.

ЧЕК-ЛИСТ
Структура ВСОКО охватывает следующие направления:
- качество результатов освоения основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования;
- качество реализации образовательной деятельности;
- качество условий, обеспечивающих образовательную деятельность
Что учитывают при оценке качества реализации образовательной деятельности
Вторая составляющая ВСОКО – качество реализации образовательной деятельности.
В структуру этого раздела входят следующие показатели:
- основные образовательные программы (их соответствие требованиям ФГОС общего образования и контингенту учащихся);
- дополнительные образовательные программы (соответствие запросам родителей);
- реализация учебных планов и рабочих программ (соответствие требованиям ФГОС общего образования);
- качество уроков и индивидуальной работы с учащимися;
- качество внеурочной деятельности, включая классное руководство;
- удовлетворенность учеников и родителей уроками и условиями в ОО.
Как оценивают условия, которые обеспечивают образовательную деятельность
Оценка качества условий, которые обеспечивают образовательную деятельность, может складываться из следующих пунктов:
- материально-техническое обеспечение;
- информационно-развивающая среда, в т. ч. средства информационно-коммуникационных технологий и учебно-методическое обеспечение;
- санитарно-гигиенические и эстетические условия;
- медицинское сопровождение и общественное питание;
- психологический климат в ОО;
- использование социальной сферы микрорайона и города;
- кадровое обеспечение (включая повышение квалификации, инновационную и научно-методическую деятельность педагогов);
- общественно-государственное управление (совет ОО, педагогический совет, родительские комитеты, ученическое самоуправление) и стимулирование качества образования;
- программно-методические материалы, документооборот и локальные нормативные акты.

К СВЕДЕНИЮ