ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
Справочник заместителя директора школы

Комиссия по доступу в Интернет

Образовательная организация принимает меры, которые регламентируют доступ в сеть Интернет. Администрация ОО учитывает требования Федерального закона от 29.12.2012 №  273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» и Федерального закона от 29.12.2010 № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

7
Июль 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Как физикам преподавать лирику

Бахаргуль Юнусова, учитель русского языка и литературы ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1581»
Главное в статье
  1. Главная проблема для учителя в профильном физико-математическом лицее – научить обучающихся понимать литературу.
  2. Учитель развивает ассоциации: три агрегатных состояния вещества и триединство мира в поэзии.
  3. Лицеисты и педагоги проводят предметную литературную неделю, в составе которой «СТИХИйные пятницы» и буккроссинг.
  4. Принцип «пятницы» – открытый микрофон. Каждый желающий выходит и читает любимые стихи.

Администрация и педагоги ГБОУ г. Москвы «Лицей № 1581» (далее – лицей) организовали профильное обучение учащихся и углубленное преподавание математики, физики и информатики. Лицей готовит учеников для поступления в «Московский государственный технический университет им.  Н.Э. Баумана».

Ученики лицея – умные и способные, они виртуозно программируют, решают сложнейшие задачи. Но большинство из них считает литературу предметом второстепенным, ведь в ней нет конкретики и ясности, все слишком сложно и неоднозначно. Как же научить обучающихся физико-математического лицея читать, понимать и любить поэзию и литературу в целом? Эта задача стоит перед учителями лицея, и каждый из них пытается найти свой подход к ее решению. Представляем вариант того, «как физикам преподавать лирику».

Урок литературы и триединство мира

Урок литературы в 11-м классе. Двадцать пять учеников думают, что в мире нет ничего интереснее программирования и задач по математике и физике. Попробуем доказать им, что задачи науки и задачи жизни (а литература как один из видов искусства есть художественное отражение мира, жизни) между собой тесно связаны.

ЧЕК-ЛИСТ

Для подготовки к занятиям можно использовать литературу:

  • Кузнецова М.Н. и др. Литературные вечера: 7–11 классы. М.: ВАКО, 2006.
  • Жуков В.П. Словарь пословиц и поговорок. М.: Русский язык, 2000.
  • Энциклопедия для детей. Русская литература. М.: Аванта, 2001.
  • Орлова В.Н. Занимательные вопросы по литературе. М., 2007

Задаем обучающимся вопрос: «Объясните, пожалуйста, что такое агрегатное состояние вещества?». В классе – смех и недоумение, ученики делают попытки объяснить. Выясняем с помощью словаря, что агрегатное состояние – это состояние одного и того же вещества в определенном интервале температур и давлений, характеризующееся неизменными в пределах указанных интервалов, качественными свойствами:

  • способностью (твердое тело) или неспособностью (жидкость, газ, плазма) сохранять объем и форму;
  • наличием или отсутствием дальнего (твердое тело) и ближнего порядка (жидкость) и другими свойствами.

Изменение агрегатного состояния может сопровождаться скачкообразным изменением свободной энергии, энтропии, плотности и других физических величин. Традиционно выделяют три агрегатных состояния: твердое тело, жидкость и газ.

Вопросы к обучающимся:

  1. Из словарной статьи ясно, что агрегатное состояние вещества – это три состояния одного вещества. Назовем это «триединство». Где мы можем встретиться с этим понятием?
  2. Можно ли найти в человеке такие же три составляющие?

Предполагаемый ответ: наше тело – материя; наши чувства (боль, радость, ненависть) – душа; наши мысли – разум.

Предлагаем обучающимся привести примеры триединства на планетарном уровне: земля (неживая природа), живая природа, мировой разум. Литература есть отражение мира, отсюда вывод: в литературе эти три состояния тоже можно увидеть.

Пример. Литературные герои могут проходить разные состояния.

Соня Мармеладова – героиня романа «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского – отдала свое тело, испытала душевные страдания, но смогла сберечь в себе главное – любовь к людям. Она смогла дойти до состояния духа.

Раскольников в начале пути стремится к материальным благам (тело), затем мучается на каторге (душа) и в итоге воскресает к новой жизни (дух).

Можно предложить учащимся найти три мира (природа и тело, чувства, дух) в стихотворении А.С. Пушкина «На холмах Грузии».

Когда учеников спрашиваешь, о чем это стихотворение, они дают разные ответы: кто-то сразу говорит, что стихотворение о природе, кто-то задумывается и утверждает, что оно о любви, и только единицы отвечают, что оно о мире в душе, о единении с Богом, о любви к миру. Именно эта мысль звучит в последних строчках стихотворения.

Для самостоятельной работы предлагаем учащимся прочитать стихотворения А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» и А.С. Пушкина «Узник» и выписать строки, которые иллюстрируют триединство мира (таблица).

Триединство мира в стихотворении А.С. Пушкина «На холмах Грузии»

Отраженный в стихотворении мирА.С. Пушкин «На холмах Грузии»
Мир природы, телаНа холмах Грузии лежит ночная мгла; Шумит Арагва предо мною.
Мир чувствМне грустно и легко; печаль моя светла; Печаль моя полна тобою, Тобой, одной тобой…
Мир духаУнынья моего Ничто не мучит, не тревожит, И сердце вновь горит и любит – оттого, Что не любить оно не может.

Работа с текстом стихотворений А.А. Фета «Шепот, робкое дыханье…» и А.С. Пушкина «Узник»

Отраженный в стихотворении мирА.А. Фет «Шепот, робкое дыханье…»А.С. Пушкин «Узник»
Мир природыШепот, робкое дыханье. Трели соловья, Серебро и колыханье Сонного ручья. Свет ночной, ночные тени, Тени без конца, Ряд волшебных изменений Милого лица, В дымных тучках пурпур розы, Отблеск янтаря…Сижу за решеткой в темнице сырой. Вскормленный в неволе орел молодой, Мой грустный товарищ, махая крылом, Кровавую пищу клюет под окном. Клюет, и бросает, и смотрит в окно, Как будто со мною задумал одно.
Мир чувствИ лобзания, и слезы…Зовет меня взглядом и криком своим И вымолвить хочет: «Давай улетим! Мы вольные птицы; пора, брат, пора! Туда, где за тучей белеет гора, Туда, где синеют морские края,
Мир духаИ заря, заря!..Туда, где гуляем лишь ветер… да я!..»

Обсуждаем стихотворения А.А. Фета и А.С. Пушкина. Со стихотворением А.С. Пушкина ученики справились достаточно быстро. Вывод, который они сделали в ходе анализа: «Стихотворение А.С. Пушкина начинается простым и спокойным изображением обстановки, но уже в первом четверостишии мы видим, что речь идет от лица узника.

СПРАВКА

Подобные уроки помогают ученикам понять замысел поэта, заставляют их вчитываться и искать новые смыслы, а самое главное – задумываться над прочитанным текстом

Второе четверостишие – описание орла, клюющего кровавую пищу, и его призыв к узнику. Интонация спокойная, но с прямой речи «Давай улетим!» происходит резкий перелом в общем тоне стихотворения: мы слышим призыв к свободе. Он нарастает с троекратным повторением «туда…» и завершается на высокой ноте («лишь ветер да я!»), что говорит о невозможности пленить человеческий дух».

Сложнее было со стихотворением А.А. Фета: ученики не смогли сразу распределить строки, им понадобилась помощь учителя.

В результате пришли к следующему выводу: в стихотворении А.А. Фета доминирует мир природы, с изображения которой оно начинается. Но мир природы тесно связан с миром чувств человека. Мы видим ночное свидание в саду, чувствуем переживания не только героя, но и его возлюбленной. Назывные предложения в стихотворении должны передавать статичность, однако этого не происходит: существительные подобраны так, что мы чувствуем движение окружающего мира. Как и у А.С. Пушкина, у А.А. Фета постепенно повышается интонация, стихотворение заканчивается высокой нотой: «И заря, заря!..». Здесь тоже прослеживается жизнь духа.

В конце обсуждения можно попросить обучающихся на листочках привести примеры триединства в математике и физике. И ответить на вопрос: как бы вы теперь определили, что такое агрегатное состояние вещества?

В качестве домашнего задания предлагаем проанализировать стихотворение В.Я. Брюсова «Мир N измерений» и создать к нему иллюстрацию.

Предметная неделя и «СТИХИйные пятницы»

Традиционно лицеисты и педагоги проводят предметную литературную неделю. Особенность этой недели в том, что она проходит в течение года. Так, раз в триместр ученики вместе с учителями лицея – а это не обязательно учителя русского языка и литературы – проводят «СТИХИйные пятницы». Каждая «пятница» посвящена определенной теме. Это и стихи современных поэтов, и стихи о космосе (посвященные Дню космонавтики 12 апреля), и стихи поэтов-фронтовиков. Принцип «пятницы» – открытый микрофон. Любой желающий может выйти и прочитать любимые стихи. Старшеклассники проводят для 8-х и 9-х классов викторину на знание поэзии.

Еще одним традиционным событием в лицее стал обмен книгами (буккроссинг). Ученики и учителя лицея приносят книги, которыми хотели бы поделиться.

В.Я. Брюсов «Мир N измерений»

7
Июль 2016года
Профессиональные компетенции
Планирование и организация

На что обратить внимание в заключении психолого-медико-педагогической комиссии

Ольга Дониченко, руководитель Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы, нач. отдела Московского центра качества образования
Главное в статье
  1. Специалисты ПМПК в заключении рекомендуют образовательную программу, которую ребенок с ограниченными возможностями здоровья может освоить.
  2. Родители обучающихся могут предоставить заключение ПМПК в образовательную организацию в течение календарного года с даты его подписания.

Протокол психолого-медико-педагогической комиссии

С 1 сентября 2016 г. образовательные организации (далее – ОО) внедряют федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ) и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Администрация и педагоги разрабатывают и реализуют для ребенка адаптированную основную общеобразовательную программу (далее – АООП) на основе рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (далее – ПМПК).

Положение о психолого-медико-педагогической комиссии, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (далее – Положение о ПМПК), регламентирует содержание комплексного психолого-медико-педагогического обследования детей.

В ходе обследования специалисты ПМПК ведут протокол, в котором указывают:

  • сведения о ребенке;
  • сведения о специалистах ПМПК;
  • перечень документов, которые представлены для проведения обследования;
  • результаты обследования ребенка специалистами;
  • выводы специалистов;
  • особые мнения специалистов (при наличии);
  • заключение ПМПК.

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598. Согласно этому документу могут быть реализованы 1–4 варианты АООП.

Концептуальная основа ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и варианты АООП предусматривают, что к моменту окончания начального общего образования обучающийся с ОВЗ по 1 и 2 варианту АООП достигнет сопоставимых результатов по уровню с другими обучающимися. Вариативность АООП позволяет создавать специальные условия получения образования в отдельных ОО и в отдельных классах (группах), в инклюзивных классах для обучающихся: глухих, слабослышащих, позднооглохших; слепых, слабовидящих; с тяжелыми нарушениями речи; опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития; умственной отсталостью; расстройствами аутистического спектра; с тяжелыми множественными нарушениями развития.

Заключение ПМПК

Заключение специалисты ПМПК заполняют на бланке.

В нем формулируют обоснованные выводы:

  • о наличии/отсутствии у ребенка особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении;
  • наличии/отсутствии необходимости создания условий для получения ребенком образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов (п. 20 Положения о ПМПК).

В заключении ПМПК специалисты обязательно указывают:

  • образовательную программу, которую реализует ОО для обучающегося (например, АООП для обучающегося с нарушениями опорно-двигательного аппарата);
  • уровень общего образования;
  • вариант программы и срок реализации программы (для обучающихся, которые 1 сентября 2016 г. начнут обучение в 1-м классе);
  • возможность реализации образовательной программы с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий;
  • необходимость предоставления услуг ассистента (помощника);
  • специальные методы обучения, учебники, учебные пособия;
  • специальные технические средства обучения;
  • требование к организации пространства;
  • направления коррекционной работы в ОО: педагог-психолог, учитель-логопед; учитель-дефектолог, cоциальный педагог;
  • необходимость предоставления тьютора;
  • другие специальные условия;
  • cрок проведения обследования с целью подтверждения ранее данных комиссией рекомендаций (при переходе с одного уровня образования на другой);
  • срок проведения обследования с целью уточнения или изменения ранее данных комиссией рекомендаций.

ВАЖНО

Заключение ПМПК носит для родителей (законных представителей) детей рекомендательный характер

Протокол и заключение ПМПК оформляют в день проведения обследования.

Эти документы подписывают специалисты ПМПК, которые обследовали ребенка, и руководитель ПМПК (или лицо, исполняющее его обязанности).

Документы заверяют печатью ПМПК. В случае необходимости срок оформления протокола и заключения продлевается не более чем на 5 рабочих дней со дня обследования.

Документы, которые получают родители после обследования ребенка в ПМПК

Родителю (законному представителю) ребенка под подпись выдается копия заключения ПМПК.

Заключение ПМПК – это основание для создания специальных условий обучения и воспитания в ОО.

Условия создают:

  • органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие государственное управление в сфере образования;
  • органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования;
  • ОО;
  • иные органы и организации в соответствии с их компетенцией.

Заключение комиссии действительно для представления в указанные органы, организации в течение календарного года с даты его подписания.

Ниже приведено заключение, разработанное специалистами Центральной психолого-медико-педагогической комиссии г. Москвы для обучающихся с ОВЗ, которые 1 сентября 2016 г. приступят к обучению в 1-м классе в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) утвержден приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.

Он охватывает весь период получения образования и не определяет уровни образования.

Для обучающихся с интеллектуальными нарушениями или сложными нарушениями развития в сочетании с интеллектуальными нарушениями предусматриваются варианты реализации АООП:

1 и 2 варианты АООП релизуются для обучающихся с интеллектуальными нарушениями в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

варианты 3 и 4 – в соответствии с ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ со сложными нарушениями развития в сочетании с интеллектуальными нарушениями.

Пример содержания заключения ПМПК

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей