ещё
свернуть
Все статьи номера
7
Июль 2016года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Два стандарта одного уровня: разрабатываем учебный план для основного общего образования

Галина Савиных, канд пед. наук, эксперт Системы Образование, «Актион-МЦФЭР», г. Москва
Татьяна Щербакова, зам. директора МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская обл.
Главное в статье
  1. Требования к учебному плану в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Учебный план по ФГОС основного общего образования и по ФКГОС.
  3. Учебный план в соответствии с ФГОС ООП основного общего образования для 5-8-х классов.
  4. Учебный план в соответствии с ФКГОС для 9-х классов.

Нормативные рамки разных учебных планов

В процессе обязательного перехода на федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) основного общего образования сохраняет правовую силу федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее – ФКГОС), утв. приказом Минобразования России от 05.03.2004 № 1089.

Поэтому в общеобразовательных организациях (далее – ОО) должен быть:

  • учебный план основной образовательной программы (далее – ООП) основного общего образования, разработанной в соответствии с ФГОС основного общего образования;
  • учебный план ООП основного общего образования на основе федерального базисного учебного плана (далее – БУП), утв. приказом Минобрнауки России от 09.03.2004 № 1312.

Указанные виды учебных планов (приложение 1) отличаются подходами к структуре и порядком утверждения. Но при их разработке администрация школы одинаково учитывает рекомендации СанПиН 2.4.2.2821–10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН 2.4.2.2821–10), и нормы Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

Структура учебного плана по ФГОС

Различают учебный план на нормативный срок освоения ООП основного общего образования (перспективный учебный план) и на текущий учебный год (годовой учебный план).

Федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления не вправе изменять учебный план и календарный учебный график организаций, осуществляющих образовательную деятельность (ч. 10 ст. 13 Федерального закона № 273-ФЗ).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Общие требования к разработке учебных планов

Учебный план входит в организационный раздел ООП наряду с планом внеурочной деятельности. Эти два плана – основные механизмы реализации ООП. Несмотря на существующие отличия двух разных учебных планов, имеется ряд общих подходов к их разработке.

Единые для всех требования к учебному плану содержит Федеральный закон № 273-ФЗ:

  • определение учебного плана (ч. 22 ст. 2);
  • место учебного плана в составе ООП (ч. 9 ст. 2);
  • требования к разработке ООП (ст. 12);
  • компетенции ОО (ст. 28);
  • проведение промежуточной аттестации обучающихся (ч. 1 ст. 58).

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает учебный план. Эта норма закреплена п. 6 ч. 3 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ и п. 9 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015.

Учебный план по ФГОС основного общего образования содержит основную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений.

ДОКУМЕНТ

План действий по модернизации общего образования (распоряжение Правительства РФ от 07.09.2010 № 1507-р): обязательный переход на ФГОС основного общего образования – с 2015/16 уч. г. по 2019/20 уч. г.

В пояснительной записке отражают:

  • краткую характеристику основной части учебного плана и части, формируемой участниками образовательных отношений;
  • формы промежуточной аттестации обучающихся;
  • подходы к реализации индивидуальных потребностей учащихся;
  • аннотацию учебно-методических комплектов и учебников;
  • педагогические технологии и методы, которые используют в образовательной деятельности.

Основная часть содержит краткую характеристику дисциплин и курсов по каждой из обязательных предметных областей и определяет состав учебных предметов, выделяемых из обязательных предметных областей, и учебное время, которое отводится на их изучение по годам обучения.

Часть, формируемая участниками образовательных отношений, отражает состав дисциплин и курсов для реализации потребностей родителей и учащихся и определяет время, отводимое на их изучение.

Структура учебного плана по ФКГОС

Структура учебного плана по ФКГОС основана на тех же принципах:

  • выделен обязательный для освоения всеми федеральный компонент;
  • предусмотрена вариативность содержания обучения, которая реализована посредством регионального компонента и компонента образовательного учреждения.

Соотношение между федеральным компонентом, региональным (национально-региональным) компонентом и компонентом образовательного учреждения следующее:

  • федеральный компонент – не менее 75% от общего нормативного времени, отводимого на освоение основных образовательных программ общего образования;
  • региональный (национально-региональный) компонент – не менее 10%;
  • компонент образовательного учреждения – не менее 10%.

ВАЖНО

В учебных планах можно использовать формы промежуточной аттестации: контрольная работа, тест, защита реферата, творческий экзамен. Их включают в учебный план по ФГОС и по ФКГОС

Даже если учебный план разрабатывают с учетом ФКГОС и на основе БУП, в его пояснительной записке отражают характеристику учебных предметов, формы промежуточной аттестации и др. (см. выше).

Наиболее специфичным элементом учебного плана по ФКГОС является региональный компонент и компонент образовательного учреждения.

В отличие от части, формируемой участниками образовательных отношений, учебного плана по ФГОС основного общего образования, БУП дает конкретные рекомендации к содержанию регионального компонента и компонента образовательного учреждения. К примеру, по организации предпрофильной подготовки в 9-м классе, изучения предметов краеведческой направленности и др.

Общее и отличное в содержании вариативных частей

Согласно ФГОС основного общего образования часть учебного плана, формируемую участниками образовательных отношений, используют:

  • на увеличение учебных часов, предусмотренных для изучения отдельных учебных предметов обязательной части;
  • введение специально разработанных учебных курсов, которые обеспечивают интересы и потребности участников образовательных отношений, в т. ч. этнокультурные;
  • другие виды учебной, воспитательной, спортивной и иной деятельности обучающихся.

СПРАВКА

Обязательным для учебных планов является наличие документально подтвержденного запроса со стороны родителей и самих обучающихся на введение курса, предмета, модуля в части по выбору

Близки к этому рекомендации БУП по региональному компоненту и компоненту образовательного учреждения.

Заместитель директора может их использовать:

  • для углубленного изучения учебных предметов федерального компонента БУП;
  • введения новых учебных предметов, факультативов, дополнительных образовательных модулей, спецкурсов и практикумов;
  • проведения индивидуальных и групповых занятий;
  • обучения по индивидуальным образовательным программам;
  • самостоятельной работы обучающихся в лабораториях, библиотеках, музеях.

И учебный план по ФГОС основного общего образования, и учебный план по ФКГОС рассчитаны на удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей обучающихся средствами вариативности содержания учебных программ и форм их освоения.

Часть учебного плана по ФГОС основного общего образования, формируемая участниками образовательных отношений, не исчерпывает общий объем содержания ООП. Согласно ФГОС основного общего образования часть, формируемая участниками образовательных отношений, включена во все элементы ООП, в т. ч. в план внеурочной деятельности и программы воспитательной работы.

Сетка часов учебного плана

В соответствии с СанПиН 2.4.2.2821–10 образовательную недельную нагрузку необходимо равномерно распределять в течение учебной недели (п. 10.6). При составлении расписания уроков следует чередовать предметы естественно-математического профиля с гуманитарными предметами (п. 10.8).

Общий объем нагрузки и максимальный объем аудиторной нагрузки на обучающихся не должен превышать требований, установленных в таблице № 3 СанПиН 2.4.2.2821–10.

ДОКУМЕНТ

СанПиН 2.4.2.2821–10 предусматривает облегченный учебный день в четверг или пятницу, чтобы предупредить переутомление и сохранить оптимальный уровень работоспособности учащихся (пп. 10, 11)

Требование о максимально допустимой недельной нагрузке на обучающихся распространяется только на аудиторную нагрузку (п. 10.6 СанПиН 2.4.2.281-10). Следовательно, в расчет недельной нагрузки заместитель директора принимает только учебные занятия, проводимые аудиторно. Это снимет вопрос о том, включать или не включать часы внеурочной деятельности в расчет максимально допустимой недельной нагрузки на обучающихся.

Примерная ООП основного общего образования (протокол заседания от 08.04.2015 № 1/15) на сайте fgosreestr.ru предлагает различные варианты часов учебного плана:

  • для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке с учетом минимального и максимального числа часов, а также с учетом изучения второго иностранного языка;
  • общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов РФ;
  • общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов РФ.

В состав обязательных предметных областей включена предметная область «Родной язык и родная литература» (редакция ФГОС основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577). В рамках этой предметной области в учебные планы можно включать предметы «Родной язык» и (или) «Родная литература».

В ОО республик РФ распределение часов предметной области «Родной язык и родная литература» необходимо осуществлять с учетом законодательства данных субъектов РФ. Преподавание и изучение государственных языков республик РФ не должно осуществляться в ущерб преподаванию и изучению государственного языка РФ.

ВАЖНО

В условиях одновременной реализации ФГОС основного общего образования и ФКГОС разрабатывается два варианта распределения часов на неделю соответственно каждому виду учебных планов

Полный состав предметов обязательной части учебного плана по ФГОС основного общего образования определен п. 18.3 ФГОС основного общего образования. В учебном плане должны быть представлены все предметные области, зафиксированные в соответствующем разделе ФГОС основного общего образования (приложение 1). ОО вправе самостоятельно решать, какие учебные предметы из обязательных предметных областей будут включены в годовые учебные планы (приложение 2).

В ФКГОС понятие «предметная область» не фигурирует, но ОО ориентируются на БУП и предложенные им варианты распределения часов. За ОО сохраняется право выбрать учебные предметы и установить академическое время на их изучение (приложение 3). Несмотря на детальные рекомендации БУП, учебный план по ФКГОС, так же как и учебный план по ФГОС основного общего образования, оставляет выбор для реализации индивидуальных потребностей учащихся, введения курсов и дисциплин, актуальных для региональной среды образования.

Для выполнения требований ФГОС основного общего образования к минимальному и максимальному объему учебных часов на освоение ООП основного общего образования заместитель директора составляет перспективный учебный план на весь период освоения ООП. В годовом учебном плане заместитель директора корректирует перспективный учебный план и учитывает ситуацию с кадрами, запрос родителей; изменения в нормативно-правовой базе

Приложение 1. Различия учебного плана по ФГОС основного общего образования и ФКГОС

Приложение 2. Учебный план для 5-8-х классов по ФГОС основного общего образования

Приложение 3. Учебный план для 9-х классов по ФКГОС

7
Июль 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

3D-геометрия для слабовидящих и слепых детей

Александр Гусев, учитель информатики ГБОУ г. Москвы «Школа № 1349»                          
Главное в статье
  1. Конкурс «3D БУМ» проводит проектный офис «Школа Новых Технологий» департамента образования и информационных технологий г. Москвы.
  2. В течение пяти месяцев участники конкурса работают в команде, учатся моделировать 3D-объекты, печатать модели на 3D-принтере и проводить презентации.
  3. Учащиеся ГБОУ г. Москвы «Школа № 1349» участвовали в конкурсе в номинации «Дети – детям». Они создали 3D-пособие по геометрии для незрячих детей.
  4. Семиклассники освоили инженерный программный комплекс SolidWorks и изучили особенности восприятия слабовидящих и слепых детей, для которых создавали пособие.

Конкурс «3D БУМ»

Учащиеся 7-го класса Арсений Стеблевский и Дмитрий Лосевский из ГБОУ г. Москвы «Школа № 1349» (далее – Школа № 1349) участвовали в конкурсе «3D БУМ» в номинации «Дети – детям». В рамках конкурса они создали образовательное 3D-пособие для незрячих детей.

ВАЖНО

Подробнее о конкурсе «3D БУМ» читайте на snt.mos.ru

Конкурс «3D БУМ» проводился проектным офисом «Школа Новых Технологий» департамента образования и информационных технологий г. Москвы совместно с ЦМИТ «Центр прототипирования МИИТ».

В течение пяти месяцев участники конкурса работали в команде, учились моделировать 3D-объекты, печатали модели на 3D-принтере и проводили презентации.

В конкурсе участвуют команды из учащихся и куратора от образовательной организации. Количество участников в команде – от 2 до 7 чел. (с учетом куратора). Участники команды должны представлять одну образовательную организацию. К участию допускаются ученики 7-11-х классов.

Задача первая: осваиваем программу SolidWorks

Семиклассники освоили инженерный программный комплекс SolidWorks. Это первая важная задача для участников конкурса «3D БУМ». Именно в SolidWorks, по условиям конкурса, участники создают свои модели.

В течение трех месяцев команда Школы № 1349 получала навыки работы с этой программой в Московском государственном университете путей сообщения Императора Николая II (далее – МИИТ). Учились все вместе: и ученики, и учителя.

SolidWorks – система автоматизированного проектирования для автоматизации работ промышленного предприятия на этапах конструкторской и технологической подготовки производства. Разработан компанией SolidWorks Corporation – независимым подразделением компании Dassault Systemes (Франция). Используется в вузах.

SolidWorks решает такие задачи, как гибридное параметрическое моделирование, проектирование деталей, сборок и изделий с учетом специфики изготовления (листовой материал, пресс-формы и штампы, сварные конструкции), экспресс-анализ (массово-инерционные характеристики, прочность и кинематика), импорт/экспорт геометрических моделей.

СПРАВКА

SolidWorks работает в Microsoft Windows. С 1993 г. конкурирует с такими продуктами, как AutoCAD и Autodesk Mechanical Desktop, SDRC I-DEAS и Pro/ENGINEER

Модули SolidWorks:

  1. COSMOSWorks Advanced Professional помогает сделать расчет на прочность конструкций в линейном и нелинейном приближении. Линейные расчеты: расчет сборок, постановка и решение контактных задач; преемственность результатов расчетов.
  2. COSMOSXpress определяет собственные формы и частоты колебаний, производит расчет конструкции на устойчивость; тепловые расчеты.
    Нелинейные расчеты: учет нелинейных свойств материала, нелинейного нагружения, расчет нелинейных контактных задач; анализ усталостных напряжений и определение ресурса конструкций. Включает COSMOSWorks Optimization для оптимизации параметров модели.
  3. COSMOSMotion – это комплексный динамический и кинематический анализ сложных механизмов, определение скоростей, ускорений и взаимных воздействий элементов системы. Учет трения, безусловный и условный контакт компонентов, демпферы, пружины, гравитация.
  4. COSMOSFloWorks производит газо- и гидродинамические, тепловые расчеты в среде SolidWorks, позволяет управлять расчетной сеткой, использовать физические модели жидкостей, производит расчет компрессоров, параметрические расчеты.
  5. SolidWorks Animator необходим для трехмерной мультипликации (анимаций) на основе моделей SolidWorks.
  6. SolidWorks PhotoWorks создает фотореалистичные изображения проектируемых моделей.
  7. SolidWorks Routing проектирует трубопроводы.
  8. SolidWorks Utilities производит поэлементное сравнение деталей.
  9. eDrawings Professional помогает создать интерактивные модели и чертежи в форматах EXE, HTML и STL; просмотреть и напечатать 3D-детали и др.
  10. 3D Instant Website необходим для создания интерактивных 3D-моделей для публикации в Интернете и пр.

Функционал учебных лицензий SolidWorks в вузах полностью соответствует лицензиям на коммерческие предприятия. Это позволяет студентам полноценно готовиться к будущей профессии.

К СВЕДЕНИЮ

Номинации конкурса «3D БУМ»

1. Разработай переходную деталь от двухмерного к трехмерному конструктору.
2. Создай модель дома-трансформера.
3. Создай модель завода транспортного машиностроения и стань его директором.
4. Создай свой конструктор. Измени свое мышление с помощью трехмерного конструктора и стань инновационным человеком.
5. Сконструируй свой поезд.
6. Построй транспортную инфраструктуру будущего: мост, подземное, промышленное, гражданское сооружение.
7. Запрограммируй и собери модель двухмерного конструктора из минимального количества деталей.
8. Дети – детям: создание 3D-моделей для пособий.

Задача вторая: учитываем особенности слабовидящих детей

Арсений Стеблевский и Дмитрий Лосевский, учащиеся 7-го класса Школы № 1349, создавали пособие для слабовидящих и слепых детей дошкольного возраста.

Предстояло создать не просто интересные, но и полезные изделия для особой категории детей. Для этого надо было решить вторую задачу: изучить особенности восприятия, особенности коммуникаций незрячих детей.

Консультантами выступили тифлопедагоги Московской школы-интерната № 1 для слепых детей.

Для слабовидящих детей дошкольного возраста характерны следующие физические особенности:

  • меньшая подвижность;
  • нечеткость координации движений;
  • снижение темпа выполнения движений;
  • отсутствие ловкости, ритмичности, по сравнению с нормально видящими детьми того же возраста.

ВАЖНО

Благодаря модулям SolidWorks на базе вуза можно создать виртуальный прообраз современного промышленного предприятия

Дети испытывают трудности при ориентировке в пространстве, выполнении движений на равновесие. У них осложнено формирование понятий об основных движениях, что снижает двигательную активность, сдерживает развитие естественных потребностей в движении.

Особенности зрительного восприятия заключаются в том, что представление об окружающем мире у слабовидящих детей формируется медленно. Оно информативно беднее, чем у нормально видящих. При глубоком нарушении зрения у детей значительно меньше информации о форме, цвете, величине и пространственных признаках. Они тратят больше времени на рассматривание.

Зрительное восприятие растягивается во времени, поэтому требуются специальные коррекционные условия для формирования компенсаторных способов зрительной ориентации: словесная регуляция, деление восприятия на отдельные этапы – уточнение, конкретизация, обогащение зрительной информации. Чтобы научить ребенка самостоятельно опознавать объект, необходимо многократно предъявлять его: от 2 до 12 раз.

Неречевые средства общения у слабовидящих детей к моменту поступления в школу развиты плохо, т. к. в развитии функции общения участвуют все анализаторы, в т. ч. зрительный. Это главная особенность коммуникации. Представления о мимике, жестах партнеров по общению у детей со слабым зрением непрочные, расплывчатые. По этой причине появляются навязчивые движения: ребенок может долго стоять, производить маятникообразные движения туловищем, крутить в руках мелкий предмет, разговаривать сам с собой. Слабовидящий ребенок часто полностью погружается в свой внутренний мир и не желает контактировать с окружающими.

Задача третья: создаем модели и текст пособия

ВАЖНО

Единая база 3D-моделей для детей с ограниченными возможностями здоровья, созданных школьниками в рамках конкурса «3D БУМ», будет доступна с июня 2016 г. на 3dglaz.ru

Следующая задача – создание моделей в среде программы SolidWorks. Учащиеся, проявив свои знания и творческие способности, создали 3D-модели для пособия, полные модели геометрических фигур для приложения, а также модели навигатора (маршрутизатора).

После подготовки моделей команда приступила к написанию текста для пособия. Это сложная задача – надо было написать образовательное пособие по математике для слепых детей дошкольного возраста. Учащиеся изучили и обработали огромное количество информации. Консультировались с психологами и тифлопедагогами.

Задача четвертая: собираем пособие

Последняя задача – сборка пособия. По условиям конкурса, участники должны были создать пособие своими руками. Благодаря усидчивости и дизайнерским способностям членов команды, появилось образовательное 3D-пособие по математике «Объемные геометрические фигуры» для незрячих детей дошкольного возраста. В нем на доступном для дошкольников языке рассказывается о геометрических фигурах: сфере, цилиндре, пирамиде, конусе, кубе и параллелепипеде. Приведены примеры объектов реального мира, которые похожи на эти фигуры. Пособие оснащено 3D-моделями геометрических фигур и красочными иллюстрациями.

Оно имеет два приложения:

  • полные 3D-модели геометрических фигур;
  • 3D-навигаторы (маршрутизаторы) для незрячих первоклассников, которые позволяют ориентироваться в школьном здании (в основе проекта – план здания Школы № 1349).

Результат

Пособие развивает у незрячих детей дошкольного возраста познавательную активность, формирует сенсорный опыт в процессе выполнения предметно-практических действий, формирует умения выделять в окружающей среде предметы геометрической формы, учит узнавать и различать их, использовать в создании элементарных конструкций, повышает интерес дошкольников к обучению, развивает логическое мышление и память. Использование вместе с пособием объемных геометрических моделей (это приложение к пособию) обеспечивает формирование у незрячих детей элементарных математических представлений. Такое пособие с красочными иллюстрациями будет интересно и для нормативно развивающихся детей дошкольного возраста.

Второе приложение к пособию – навигатор (маршрутизатор) для будущих первоклассников – выполнено в двух вариантах:

  • на специальном пластике – для слепых детей;
  • в виде рельефных мнемосхем на цветной подложке – для слепых и слабовидящих детей.

Оба варианта представляют собой 3D-модели схем этажей школьного здания со специальными знаками-ориентирами и маршрутными дорожками. Навигаторы соответствуют всем требованиям к изделиям для незрячих детей и готовы к практическому применению. Все изделия выполнены из экологически чистого и безвредного пластика.

Конкурс «3D БУМ» отличается от привычных конкурсов по современным компьютерным технологиям.

Хотелось бы отметить несколько значимых моментов. Связь между детьми – участниками конкурса и детьми с ограниченными возможностями здоровья, внимательное отношение к незрячим детям со стороны конкурсантов.

В ходе выполнения работы учитель выступает не только как педагог, но и как коллега по решению поставленных задач. Это позволяет расширить границы толерантности всех участников.

Сотрудничество участников конкурса с высшим учебным заведением. Школьники работали в аудиториях университета, слушали лекции преподавателя вуза и чувствовали себя студентами. Это влияет на выбор учащимися будущей профессии.

Что думают участники о конкурсе «3D БУМ»

7
Июль 2016года
Образовательная деятельность
Одаренные дети

Школа в телефоне

Сергей Егоров, и. о. директора ГБОУ г. Москвы «Школа № 356 имени Н.З. Коляды»
Денис Каймашников, учитель информатики ГБОУ г. Москвы «Школа № 356 имени Н.З. Коляды»
Главное в статье
  1. Обучающиеся школы № 356 изучили среды программирования для создания мобильных приложений и разработали «Школу в телефоне».
  2. В мобильном приложении ученики разместили все необходимое для комфортного обучения: заказ справок, новости, маршрут до школы и др.
  3. «Школа в телефоне» предусматривает выбор ОО г. Москвы, класса, просмотр журнала в «Московском регистре качества образования».
  4. Ученики и сотрудники школы № 356 готовы подключить ОО г. Москвы к проекту: для этого необходима регистрация на schoolapp.ru.

Как появился проект «Школа в телефоне»

Два года назад на дополнительных занятиях по информатике Кузнецов Владислав – на тот момент обучающийся 8-го класса – и его одноклассник начали изучать среды программирования и создавать мобильные приложения.

Они изучили опыт разработки приложений в сети и спроектировали свое мобильное приложение. Ученики представили в мобильном приложении полную информацию о школе для учителей, обучающихся и их родителей, которая доступна в любое время и без использования компьютера.

Первыми платформами, для которых приложение создавалось, стали Windows phone и iOS. Позже в список доступных платформ учащиеся включили Android – самую популярную мобильную операционную систему, т. к. телефоны с данной операционной системой доступны для школьников. Приложение стало кроссплатформенным. Проект учащиеся опубликовали в магазинах мобильных приложений. «Школу в телефоне» стали активно использовать родители и учащиеся ГБОУ г. Москвы «Школа № 356 имени Н. З. Коляды» (далее – школа № 356). К концу 2014/15 уч. г. 98% обучающихся и их родителей загрузили в свои телефоны мобильное приложение. Первое приложение было локальным, исключительно для родителей и учеников школы № 356.

В этот период школа № 356 выиграла второй этап конкурса «Школа новых технологий». Команда учеников и педагогов решила доработать мобильное приложение для всех образовательных организаций (далее – ОО) г. Москвы (рис. 1).

Рис. 1. «Школа в телефоне» на сайте schoolapp.ru

К СВЕДЕНИЮ

Городской открытый инновационный научно-образовательный фестиваль «Технологический старт»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение г. Москвы «Воробьевы горы» при поддержке «Школы Новых Технологий» (Департамент информационных технологий г. Москвы) в 2016 г. проводило Городской открытый инновационный научно-образовательный фестиваль «Технологический старт».

Цель «Технологического старта» – привлечь обучающихся к практической, поисковой, проектной и исследовательской деятельности в научно-технической сфере, поддержать и поощрить одаренных учеников, способствовать притоку молодежи в сферу науки, образования и высокотехнологичной промышленности.

«Технологический старт» включает конкурс по созданию мобильных приложений, первый московский открытый фестиваль «Космическая одиссея», московский открытый проект по новым информационным и компьютерным технологиям «Виртуальная реальность».

Что умеет мобильное приложение «Школа в телефоне»

Мобильное приложение «Школа в телефоне» предусматривает:

  • выбор ОО г. Москвы;
  • выбор структурного подразделения ОО, класса;
  • просмотр журнала в информационно-аналитической системе «Московский регистр качества образования» (далее – МРКО);
  • просмотр сайта образовательного комплекса;
  • выгрузку RSS-ленты новостей и списка учителей (рис. 2, 3).
Рис. 2. Выбор ОО и меню в «Школе в телефоне»
Рис. 3. Просмотр электронного журнала

RSS – это семейство XML-форматов для предоставления данных.

Расшифровка аббревиатуры для разных версий выглядит по-разному:

  1. Rich Site Summary (RSS 0.9x) – обогащенная сводка сайта.
  2. RDF Site Summary (RSS 0.9 и 1.0) – сводка сайта с применением инфраструктуры описания ресурсов.
  3. Really Simple Syndication (RSS 2.x) – простой сбор информации.

ВАЖНО

Зарегистрируйтесь на schoolapp.ru и подключайте «Школу в телефоне»

Общий смысл всех вариантов сводится к тому, что RSS – это способ публикации (трансляции) и распространения информации с сайта. Синдикация веб-контента означает быстрое распространение информации благодаря одновременному размещению сразу в нескольких источниках.

В основном RSS-ленты используют для аннотаций, анонсирования свежей информации на сайтах: новостей, новых публикаций, обновлений и изменений. Можно встретить в сети различные обозначения: RSS-лента, RSS-фид, RSS-поток, RSS-канал. Все эти термины обозначают одно и то же.

В процессе работы над мобильным приложением учащиеся добавили активные формы:

  • заказ справок;
  • раздел «Связаться с нами»;
  • раздел «Позвонить – отправить новое письмо»;
  • раздел «Навигация с возможностью выбора маршрута до образовательной организации».

Ученики включили возможность задать вопрос непосредственно директору школы.

Приложение для каждой отдельно взятой школы создать проблематично, для этого требуется много времени и средств. Поэтому универсальное приложение «Школа в телефоне» загружает информацию из МРКО и с официальных сайтов ОО. Над тем, чтобы в мобильном приложении информация с сайта ОО совпадала с МРКО, учащиеся трудились целый год.

Образовательная организация самостоятельно управляет мобильным приложением. Это занимает не более 10 мин в неделю, т. к. большинство процессов полностью автоматизированы.

«Школа в телефоне» предоставляет ряд преимуществ для руководителя ОО:

  • родители и обучающиеся могут знакомиться с новостями любой школы Москвы;
  • просматривать расписание учебных занятий;
  • получать на телефон уведомления о событиях;
  • быстро связываться по телефону и электронной почте с администрацией и сотрудниками ОО;
  • пользоваться различными услугами электронных сервисов, участвовать в опросах.

На сегодняшний день ученики и сотрудники школы № 356 готовы подключать образовательные организации города Москвы к данному проекту, для этого необходимо зарегистрироваться на сайте проекта schoolapp.ru (рис. 4)

Рис. 4. Авторизация в мобильном приложении «Школа в телефоне»

«Школа в телефоне»: идея, разработка и результат проекта

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей