Общее образование Московской области

В регионе реализуется государственная программа Московской области «Образование Подмосковья» на 2014—2018 гг. по ряду направлений.
Внедрение ФГОС общего образования
В 2010/11 уч. г. 97 школ апробировали федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) начального общего образования. Механизм внедрения отработан в разных условиях (от гимназий до малокомплектных сельских школ), определены пути выхода из затруднительных ситуаций, созданы рекомендации. Отличительная особенность региона — бюджетное финансирование 10 ч внеурочной деятельности в начальных классах.
В 2015 г. охват ФГОС общего образования достиг 100% обучающихся начальной школы и 100% обучающихся 5-х классов. В настоящее время ФГОС основного общего образования внедрен в 721 школе в 6-х классах. В 180 из них — в 7-х классах, в 22 — в 8-х классах.
Электронный мониторинг качества образования
семинара
посвящено введению ФГОС общего образования
Единая управленческая информационная система региона сравнивает муниципалитеты и ОО. Для мониторинга создано 1379 школьных и 68 муниципальных рабочих кабинетов. База данных рейтингования включает более 400 показателей (кадровый потенциал, условия обучения, здоровье обучающихся, результаты обучения и др.).
В 2015 г. составлен рейтинг 100 лучших ОО с применением кластерной модели анализа образовательных результатов. В 2015/16 уч. г. первые десять школ в рейтинге получили по 1 млн руб. на приобретение оборудования. Остальные 90 школ — по 500 тыс. руб.
Поддержка одаренных детей
Регион входит в тройку лучших по количеству призовых мест учащихся 9-11-х классов на заключительном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее — ВсОШ) и на международных олимпиадах. В 2015 г. количество участников регионального этапа ВсОШ — 3903 чел., из них 602 чел. — победители и призеры.
240 победителей и призеров всероссийских олимпиад и конкурсов в 2015 г. получили премии по направлению «Государственная поддержка талантливой молодежи» за счет средств бюджета. Объем выплаченных средств — 9 млн 30 тыс. руб.
По результатам олимпиадных циклов 2015 г. область входит в число сильнейших. В 2015 г. из 214 участников ВсОШ 65 чел. стали победителями и призерами и заняли 72 призовых места. Для сравнения: в 2014 г. — 61 чел. и 67 мест.
Инновационная деятельность школ и повышение квалификации педагогов
В 46% школ реализуют инновационные образовательные проекты на конкурсной основе. Такие ОО получают поддержку из бюджетных средств региона — им поставляется учебное оборудование на 1 млн руб.
Главное условие конкурса — практико-ориентированные результаты:
школ
имеют статус региональных инновационных площадок
- развивающая и технологичная образовательная среда;
- качество образования в школах, работающих в сложном социальном контексте;
- социализация обучающихся по адаптированной основной образовательной программе;
- воспитание и социализация обучающихся;
- развитие профессиональных сообществ педагогов.
Отдельные направления деятельности региональных инновационных площадок (далее — РИП) представлены на рисунке. Перечень мероприятий РИП размещен в онлайн-календаре. Работает общедоступная база научно-педагогических инноваций школ на портале «Модернизация образования Московской области» (innovation.momos.ru).

Действует реестр учебных модулей и персонифицированная база данных для отслеживания индивидуальных профессиональных запросов работников системы образования.
Вырос уровень профессионализма руководителей и педагогов в проектировании основных образовательных программ. Более 70% руководителей и педагогических работников прошли повышение квалификации и профессиональную переподготовку для работы в соответствии с ФГОС общего образования.
Информационное сопровождение модернизации образования
Более 65% муниципальных образований Московской области ежегодно утверждают медиапланы сопровождения модернизации образования, регулярно размещают электронные и печатные публикации, видео- и радиоматериалы в средствах массовой информации о событиях в системе образования. Доля школ, взаимодействующих с родителями через реальные и виртуальные переговорные площадки, превысила 16%. Виды взаимодействия: форум на сайте ОО, общественная родительская организация, лекторий, семинар и др.
В мае 2015 г. правительство Московской области создало единую информационную систему учета и мониторинга образовательных достижений обучающихся «Школьный портал». Это услуги электронного дневника, предоставление информации о школах и учебных планах, успеваемости обучающихся, домашних заданиях.
В 2016 г. планируется развитие сервисов электронных учебников и электронных образовательных ресурсов.
В перспективе — создание социальных сетей, общедоступных баз данных для распространения лучших педагогических практик и инновационных образовательных проектов.
Регион в цифрах
72 специальные (коррекционные) школы, школы-интернаты | 94 тыс. педагогов | 1376 дневных школ | 1,035 млн обучающихся и воспитанников |

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья
Электронное образование
Учитель реализует образовательную программу с применением информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся и учитель участвуют в образовательной деятельности опосредованно (на расстоянии) или не полностью опосредованно. Такое обучение называется электронным или дистанционным.
Документ
Внедрение электронного обучения регламентирует Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13, 16)
Администрация образовательной организации (далее — ОО) и педагоги обеспечивают ученику освоение образовательной программы в полном объеме, независимо от его места нахождения. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2.
Если ОО реализует образовательные программы исключительно как электронное обучение, то администрация создает электронную информационно-образовательную среду.
Информационно-образовательная среда включает:
- электронные информационные ресурсы;
- электронные образовательные ресурсы;
- совокупность ИКТ, технологических средств.
Дистанционное обучение детей с ОВЗ
Некоторые учащиеся МБОУ «СОШ № 4 им. П. И. Климука» (далее — СОШ № 4) не могут посещать занятия в классе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ): нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ограничивающими двигательную активность.
Справка
Проект внедряется с сентября 2011 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование»
Проблемы обучающихся с ОВЗ также связаны с неумением устанавливать коммуникативные отношения, боязнью незнакомых людей, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью. Дистанционные технологии обеспечивают опыт социальной коммуникации. Они дают возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, развития интеллектуального, творческого потенциала. Помогают определиться с будущей профессией и продолжить образование в дистанционной форме в ОО среднего профессионального и высшего образования.
Дистанционное обучение детей-инвалидов — не просто одна из тенденций современного информационного общества, иногда это единственная возможность адаптироваться в социуме.
Организация дистанционного обучения
Чек-лист
Оснащение рабочего места:
- персональный компьютер (ноутбук);
- принтер;
- сканер;
- графический планшет;
- цифровой микроскоп;
- фотоаппарат;
- цифровая лаборатория;
- программируемый конструктор;
- программное обеспечение
Коллектив СОШ № 4 включился в реализацию проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В Щелковском районе Московской области дистанционное обучение осуществляет сеть из 15 школ. Все они прикреплены к двум базовым ОО. Каждая школа получила статус муниципальной экспериментальной площадки федерального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».
Обучающимся, перешедшим на дистанционную форму обучения, не пришлось менять ОО. Сохранилась возможность очного общения с одноклассниками во внеурочной деятельности, если позволяет состояние здоровья и личное желание. Для обучающихся и учителей в школу поставлены комплекты оборудования (рабочие места).
Рабочее место учащегося дополняется с учетом специфики заболеваний детей. В комплект включены: компьютерный джойстик, набор цветных выносных компьютерных кнопок, клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода, клавиатура с большими кнопками и программным обеспечением экранного доступа.
Дистанционно в СОШ № 4 преподают предметы 12 учителей, которые обучались на курсах повышения квалификации.
Деятельность учителя
Администрация и педагоги ОО разрабатывают учебный план и тематическое планирование с учетом дистанционной составляющей образовательной деятельности. Дополнительно проектируют индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.
Учитель создает для учащихся информационно-образовательную среду: тексты, видеофильмы, рисунки, файлы презентации или ссылки на интернет-ресурсы, алгоритмы работы с информацией, формы для выявления уровня достижения образовательных результатов (индивидуальные задания, опросы, тесты, форумы). Он организует индивидуальную исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.
Справка
Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов -подразделение ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»
В систему работы с учеником учитель включает нестандартные задания, интерактивные предметные игры, видеоконференции. Для мотивации к обучению учитель предлагает обучающемуся с ОВЗ участвовать в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах.
Общение между учителем и учеником не ограничивается разбором заданий на форуме или в блоге. В начале курса учитель лично знакомится с будущим учеником, семьей, условиями проживания, выявляет его интересы. Никакие технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние, увлечь подростка. Учебный курс не принесет результатов, если учащийся не может отвлечься от собственных проблем, если рядом нет внимательного педагога, с которым ученик разговаривает лично. В таких ситуациях помогает общение в Skype.
Региональный центр дистанционного образования
Для организации дистанционного обучения создан специализированный сайт регионального центра дистанционного образования детей-инвалидов Московской области. Адрес сайта: vacad.ru. Он адаптирован к возможностям, интересам и потребностям детей с ОВЗ и учителей, которые с ними работают.
Справка
В Московской области ГОУ ВО «Московский государственный областной университет» проводит интеллектуальный марафон «Рыжий кот» (марафон-рыжий-кот.рф).
Участники заходят на образовательную платформу и выполняют задания
Авторизованный доступ к сайту получают ученики, учителя-предметники, администрация базовых ОО, специалисты органов управления образованием, родители, тьюторы, технические специалисты, педагоги-психологи и др.
Для всех участников удобна структура сайта. Модуль организации и управления содержит: каталог учебных курсов, учебный план, сроки контрольных мероприятий, сводную информацию об успеваемости обучающихся.
Образовательный модуль — это электронное учебно-методическое обеспечение по учебным дисциплинам и электронная библиотека. Модуль коммуникации состоит из электронной почты, тематического форума, чата, позволяет проводить видео- или телеконференции и вебинары. Модуль контроля в виде базы тестов помогает проводить текущий, рубежный или итоговый контроль.
На сайте размещена нормативно-правовая информация для родителей детей с ОВЗ, осуществляется консультативная и методическая поддержка учителей. Главная задача, которую решает сайт, — это общение детей-инвалидов с педагогами и сверстниками, общение педагогов, обучающих детей с ОВЗ.
Увеличивается число дистанционных учеников. В проект включаются новые школы района. Первые выпускники успешно продолжают обучение в колледжах, техникумах и вузах. Обучающиеся по системе дистанционного образования выбрали профессии, связанные с современными интернет-технологиями (например, веб-дизайн). Первый социальный опыт и навыки работы с электронными образовательными ресурсами помогают учащимся с ОВЗ реализовать свой потенциал и получить качественное образование.
