Конструируем инновационный проект
Главное в статье
1. Для получения статуса региональной инновационной площадки школа разрабатывает образовательный проект и определенным образом его структурирует.
2. План реализации проекта создания внутришкольной системы оценивания метапредметных результатов обучения включает подготовительный и практический этапы.
В педагогической практике отождествляются понятия экспериментальной работы, инновационной деятельности, поисковой работы, апробации, исследовательской работы. Разграничим эти понятия.
Инновация (нововведение) – новый или усовершенствованный продукт для реализации в сфере образования.
Инновационное образование – это саморазвивающееся образование, которое создает условия для полноценного развития всех участников.
Инновационная деятельность – создание, освоение, использование и распространение новшеств для повышения качества образовательной деятельности. Она связана с реализацией инновационных проектов. Проект внедряется отдельно или как звено технологической цепочки нововведений. Разрабатывается документ, отражающий основные задачи, этапы и результаты инновационной деятельности.
Конструктор инновационного проекта
Представляем опыт конструирования инновационного образовательного проекта в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования (по уровням).
Составляющие проекта:
Справка
Название проекта: «Создание внутришкольной системы оценки метапредметных результатов обучения учащихся 5-6-х классов в условиях перехода на ФГОС общего образования»
1. Титульный лист:
- наименование образовательной организации (далее – ОО) в соответствии с уставом;
- место утверждения проекта;
- Ф. И. О. лиц, утвердивших проект;
- название проекта;
- сроки реализации;
- название населенного пункта, где реализуется инновационный проект;
- дата разработки.
2. Актуальность проекта (значимость выбранной темы):
- изменения во внешней среде (по отношению к ОО);
- необходимость изменений;
- проблемы, затруднения, препятствующие изменениям;
- противоречия между желаемым и имеющимся результатом.
3. Цель проекта – ожидаемый результат инновационной деятельности.
4. Задачи проекта (приводят к достижению цели, 5–6 задач).
5. Руководитель проекта – специалист ОО, назначенный ответственным за реализацию проекта.
6. Рабочая группа проекта – данные об участниках проекта.
7. Сроки реализации – начало и окончание реализации проекта.
8. Этапы реализации:
- подготовительный – проблематизация, концептуализация, программирование и планирование (разработка проекта);
- практический – конструирование модели образовательной деятельности и создание новой образовательной практики в соответствии с утвержденной моделью;
- контрольно-оценочный – рефлексивное оформление и экспертиза последствий реализации проекта.
9. План реализации проекта – содержание деятельности, сроки, ответственный, комментарии.
10. Инновационные риски и пути их снижения.
11. Управление проектом:
Справка
Проект реализуется в соответствии с методической темой МОУ «Гимназия № 21» «Системно-деятельностный подход к обучению учащихся как средство модернизации образования»
- подготовка приказов;
- создание научно-координационного совета;
- подготовка ежегодных планов инновационной деятельности;
- мониторинг результатов инновационной деятельности;
- выполнение само- и взаимооценки участниками инновационной деятельности;
- инициирование внешней экспертизы результатов проекта.
12. Приложения.
Приведем пример наполнения основных структурных элементов инновационного образовательного проекта.
Актуальность проекта
Проект создан в контексте системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход изменяет способы оценивания результатов образовательной деятельности.
Актуальность проекта обусловлена противоречием между изменением результативно-целевой основы образования и преобладанием традиционной системы оценки учебных достижений. Объект оценки – регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия (далее – УУД).
Внутришкольная система оценивания метапредметных результатов обучения включает оценку:
- проектной деятельности;
- результатов развития читательской компетенции и формирования межпредметных понятий;
- навыков работы с информацией.
Проект предполагает разработку критериев оценивания УУД и контрольных измерительных материалов (далее – КИМ), а также внедрение плана анализа урока с точки зрения развития УУД.
Цель, задачи, рабочая группа
Цель проекта: создание внутришкольной системы оценивания метапредметных результатов учащихся 5-6-х классов.
Задачи проекта:
- Выявить составляющие метапредметных результатов и способы их оценивания.
- Определить методы, формы и средства оценивания.
- Сформулировать критерии и шкалу оценивания.
- Определить фонд оценочных средств.
- Разработать порядок перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценок (пятибалльную).
- Разработать программу мониторинга оценки сформированности метапредметных результатов обучения учащихся.
В состав рабочей группа проекта вошли:
- заместители руководителя ОО (по научно-методической, учебно-воспитательной, воспитательной работе);
- заведующие предметных кафедр (историко-филологической, информационно-математической, естествознания, технологии и физической культуры);
- педагог-психолог;
- социальный педагог;
- председатель Управляющего совета гимназии № 21.
Проект рассчитан на два года (март 2015 – март 2017) и реализуется в три этапа (таблица).
План реализации проекта создания внутришкольной системы оценивания метапредметных результатов обучения
3адачи | События | Сроки | Результат/продукт |
---|---|---|---|
Подготовительный этап (2015 г.) | |||
Подготовка участников проекта к реализации системно-деятельностного подхода и внедрению системы оценки метапредметных результатов | Курсы повышения квалификации «Технология системно-деятельностного подхода» («Школа 2000» Л. Г. Петерсон) | Март – июнь | Критерии оценки метапредметного урока. Рабочие программы для учащихся 5-х классов с описанием метапредметных результатов и инструментов педагогической оценки |
Обучение инициативной группы в АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива» по программе «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования» | Март | Формирование компетенций в разработке инновационного проекта | |
Формирование творческой группы для разработки критериев оценки метапредметных результатов | Технологическая карта оценивания метапредметных результатов учащихся на уроке | ||
Консультации в АНО «Институт проблем образовательной политики „Эврика“» по вопросам оценки метапредметных результатов обучения (проект «Школа „Росатома“») | Апрель | Технология проведения метапредметных олимпиад для учащихся 5-8-х классов (экспертные листы оценивания результатов олимпиады) | |
Участие группы учащихся во Всероссийской метапредметной олимпиаде (проект «Школа „Росатома“») | Опыт проведения олимпиад и оценивания результатов (методические рекомендации) | ||
Практический этап (2016 г.) | |||
Разработка и реализация плана образовательных событий для членов предметных кафедр | Заседания творческой группы: разработка критериев оценки метапредметных результатов | Апрель – октябрь | Основная образовательная программа основного общего образования |
Проекты «Мир деятельности на уроках» | Март | Проекты методических кафедр по разным предметам | |
Заседания методических кафедр | В течение года | ||
Методическая декада «Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода» | Декабрь | Технологическая карта оценивания метапредметных результатов урока | |
Создание новых образцов педагогической практики | Формирование базы КИМ (оценка метапредметных результатов) | Сентябрь – декабрь | Диагностические работы для оценивания метапредметных результатов учащихся. Банк сценариев метапредметных учебных и внеучебных занятий, образовательно-игровых сессий и образовательных событий |
Разработка входной диагностики метапредметных результатов учащихся 5-6-х классов | Август – сентябрь | ||
Входная диагностика 5-6-х классов | Октябрь | ||
Диагностические работы | Январь, май | ||
Разработка и проведение образовательных организационно-деятельностных игр (5-6-е классы) | С сентября | Оформление экспертного заключения по итогам проведения | |
Оценка эффективности проекта | Семинар «Методы оценки метапредметных результатов» | Март | Диагностический пакет КИМ |
Подготовка условий для внедрения проекта | Семинары, конференции, демонстрирующие инновационную практику | В течение всего периода | Рекомендации по сценированию уроков с учетом оценки метапредметных результатов |
Оценка владения педагогом метапредметными образовательными технологиями | Организационно-деятельностный семинар «Оценка уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями» | Октябрь, март, май | Инструментарий для оценки уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями |
Контрольно-коррекционный этап (2016–2017 гг.) | |||
Оценка эффективности проекта | Проведение промежуточной и итоговой диагностики метапредметных результатов обучения | Ноябрь | Аналитический отчет: итоги проекта (на уровне инновационной сети, региональных инновационных площадок) |
Экспертиза и корректировка итоговых продуктов | Экспертиза итоговых продуктов инновационного проекта | Сентябрь | Научно-практическая конференция |
Подготовка итоговых продуктов к презентации на семинарах, конференциях разного уровня (с учетом экспертных заключений) | Октябрь – ноябрь |
Оценивание урока в контексте ФГОС общего образования
Н. В. Афанасьева в статье «Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока» (журнал «Справочник заместителя директора школы», 2014, № 10) предлагает внедрить в работу заместителя руководителя ОО лист анализа урока с точки зрения формируемых УУД.
Параметры:
1. Целеполагание.
2. Обеспечение самостоятельности учащихся.
3. Формирование поисковой активности учащихся.
4. Реакция учителя на ошибки учащихся.
5. Индивидуальный стиль педагога.
6. Оценочная деятельность.
7. Организация рефлексии.
8. Организация учителем групповой работы учащихся.
9. Обучение понятиям.
Управление проектом: риски и пути их снижения
Заместитель директора управляет реализацией проекта на основе мониторинга результатов инновационной деятельности. Постоянная самодиагностика участников проекта, выявление их профессиональных затруднений предотвращают риски.
Презентации продуктов инновационной деятельности на разных уровнях (ОО, сеть ОО, региональные инновационные площадки) помогают осмыслить этапы реализации проекта.
Среди рисков отметим следующие:
1. Снижение качества обученности учащихся.
Для предотвращения риска заместитель директора проводит мониторинг уроков на основе технологической карты оценивания метапредметных образовательных результатов.
2. Сопротивление педагогов инновациям.
Для предотвращения риска внедряется система поощрения учителей.
3. Низкий уровень профессиональной компетентности учителя в оценивании учебных достижений на основе системно-деятельностного подхода.
Этот риск предотвращают:
- выявление педагогических затруднений учителя;
- подготовка индивидуальной программы повышения квалификации;
- организация внутрикорпоративного повышения квалификации;
- курсы повышения квалификации.
4. Трудность выставления оценок в журнал.
Совершенствование механизма оценивания метапредметных результатов образования и перевод результатов в традиционную шкалу оценивания (пятибалльную) снижают риск.

К сведению