ещё
свернуть
Все статьи номера
4
Апрель 2016года
Регион в фокусе
Московская область

Дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья

Главное в статье
1. Рабочие места учащихся оснащаются с учетом специфики заболевания.
2. Для организации дистанционного обучения учащихся с ОВЗ учителя повысили квалификацию.
3. Учитель создает для учащихся с ОВЗ информационно-образовательную среду.
4. Сайт регионального центра дистанционного образования помогает организовать обучение.
Елена Трубицына, директор МБОУ «СОШ № 4 им. П. И. Климука», Щелковский район Московской обл.

Электронное образование

Учитель реализует образовательную программу с применением информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ). Обучающийся и учитель участвуют в образовательной деятельности опосредованно (на расстоянии) или не полностью опосредованно. Такое обучение называется электронным или дистанционным.

Документ

Внедрение электронного обучения регламентирует Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 13, 16)

Администрация образовательной организации (далее — ОО) и педагоги обеспечивают ученику освоение образовательной программы в полном объеме, независимо от его места нахождения. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ утвержден приказом Минобрнауки России от 09.01.2014 № 2.

Если ОО реализует образовательные программы исключительно как электронное обучение, то администрация создает электронную информационно-образовательную среду.

Информационно-образовательная среда включает:

  • электронные информационные ресурсы;
  • электронные образовательные ресурсы;
  • совокупность ИКТ, технологических средств.

Дистанционное обучение детей с ОВЗ

Некоторые учащиеся МБОУ «СОШ № 4 им. П. И. Климука» (далее — СОШ № 4) не могут посещать занятия в классе. Это дети с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ): нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха и речи, заболеваниями сердечно-сосудистой системы, ограничивающими двигательную активность.

Справка

Проект внедряется с сентября 2011 г. в рамках приоритетного национального проекта «Образование»

Проблемы обучающихся с ОВЗ также связаны с неумением устанавливать коммуникативные отношения, боязнью незнакомых людей, неуверенностью в себе, повышенной тревожностью. Дистанционные технологии обеспечивают опыт социальной коммуникации. Они дают возможность виртуального общения, знакомства и обмена мнениями в компьютерной сети, развития интеллектуального, творческого потенциала. Помогают определиться с будущей профессией и продолжить образование в дистанционной форме в ОО среднего профессионального и высшего образования.

Дистанционное обучение детей-инвалидов — не просто одна из тенденций современного информационного общества, иногда это единственная возможность адаптироваться в социуме.

Организация дистанционного обучения

Чек-лист

Оснащение рабочего места:

  • персональный компьютер (ноутбук);
  • принтер;
  • сканер;
  • графический планшет;
  • цифровой микроскоп;
  • фотоаппарат;
  • цифровая лаборатория;
  • программируемый конструктор;
  • программное обеспечение

Коллектив СОШ № 4 включился в реализацию проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов». В Щелковском районе Московской области дистанционное обучение осуществляет сеть из 15 школ. Все они прикреплены к двум базовым ОО. Каждая школа получила статус муниципальной экспериментальной площадки федерального проекта «Развитие дистанционного образования детей-инвалидов».

Обучающимся, перешедшим на дистанционную форму обучения, не пришлось менять ОО. Сохранилась возможность очного общения с одноклассниками во внеурочной деятельности, если позволяет состояние здоровья и личное желание. Для обучающихся и учителей в школу поставлены комплекты оборудования (рабочие места).

Рабочее место учащегося дополняется с учетом специфики заболеваний детей. В комплект включены: компьютерный джойстик, набор цветных выносных компьютерных кнопок, клавиатура с минимальным усилием для позиционирования и ввода, клавиатура с большими кнопками и программным обеспечением экранного доступа.

Дистанционно в СОШ № 4 преподают предметы 12 учителей, которые обучались на курсах повышения квалификации.

Деятельность учителя

Администрация и педагоги ОО разрабатывают учебный план и тематическое планирование с учетом дистанционной составляющей образовательной деятельности. Дополнительно проектируют индивидуальную образовательную траекторию обучающегося.

Учитель создает для учащихся информационно-образовательную среду: тексты, видеофильмы, рисунки, файлы презентации или ссылки на интернет-ресурсы, алгоритмы работы с информацией, формы для выявления уровня достижения образовательных результатов (индивидуальные задания, опросы, тесты, форумы). Он организует индивидуальную исследовательскую и проектную деятельность обучающихся.

Справка

Региональный центр дистанционного образования детей-инвалидов -подразделение ГБОУ ВО Московской области «Академия социального управления»

В систему работы с учеником учитель включает нестандартные задания, интерактивные предметные игры, видеоконференции. Для мотивации к обучению учитель предлагает обучающемуся с ОВЗ участвовать в дистанционных предметных конкурсах и олимпиадах.

Общение между учителем и учеником не ограничивается разбором заданий на форуме или в блоге. В начале курса учитель лично знакомится с будущим учеником, семьей, условиями проживания, выявляет его интересы. Никакие технологии не смогут проявить сочувствие, оценить эмоциональное состояние, увлечь подростка. Учебный курс не принесет результатов, если учащийся не может отвлечься от собственных проблем, если рядом нет внимательного педагога, с которым ученик разговаривает лично. В таких ситуациях помогает общение в Skype.

Региональный центр дистанционного образования

Для организации дистанционного обучения создан специализированный сайт регионального центра дистанционного образования детей-инвалидов Московской области. Адрес сайта: vacad.ru. Он адаптирован к возможностям, интересам и потребностям детей с ОВЗ и учителей, которые с ними работают.

Справка

В Московской области ГОУ ВО «Московский государственный областной университет» проводит интеллектуальный марафон «Рыжий кот» (марафон-рыжий-кот.рф).

Участники заходят на образовательную платформу и выполняют задания

Авторизованный доступ к сайту получают ученики, учителя-предметники, администрация базовых ОО, специалисты органов управления образованием, родители, тьюторы, технические специалисты, педагоги-психологи и др.

Для всех участников удобна структура сайта. Модуль организации и управления содержит: каталог учебных курсов, учебный план, сроки контрольных мероприятий, сводную информацию об успеваемости обучающихся.

Образовательный модуль — это электронное учебно-методическое обеспечение по учебным дисциплинам и электронная библиотека. Модуль коммуникации состоит из электронной почты, тематического форума, чата, позволяет проводить видео- или телеконференции и вебинары. Модуль контроля в виде базы тестов помогает проводить текущий, рубежный или итоговый контроль.

На сайте размещена нормативно-правовая информация для родителей детей с ОВЗ, осуществляется консультативная и методическая поддержка учителей. Главная задача, которую решает сайт, — это общение детей-инвалидов с педагогами и сверстниками, общение педагогов, обучающих детей с ОВЗ.

Увеличивается число дистанционных учеников. В проект включаются новые школы района. Первые выпускники успешно продолжают обучение в колледжах, техникумах и вузах. Обучающиеся по системе дистанционного образования выбрали профессии, связанные с современными интернет-технологиями (например, веб-дизайн). Первый социальный опыт и навыки работы с электронными образовательными ресурсами помогают учащимся с ОВЗ реализовать свой потенциал и получить качественное образование.

4
Апрель 2016года
Регион в фокусе
Московская область

Конструируем инновационный проект

Главное в статье

1. Для получения статуса региональной инновационной площадки школа разрабатывает образовательный проект и определенным образом его структурирует.

2. План реализации проекта создания внутришкольной системы оценивания метапредметных результатов обучения включает подготовительный и практический этапы.

Юлия Данилова, директор МОУ «Гимназия № 21», г. Электросталь, Московская обл.

В педагогической практике отождествляются понятия экспериментальной работы, инновационной деятельности, поисковой работы, апробации, исследовательской работы. Разграничим эти понятия.

Инновация (нововведение) – новый или усовершенствованный продукт для реализации в сфере образования.

Инновационное образование – это саморазвивающееся образование, которое создает условия для полноценного развития всех участников.

Инновационная деятельность – создание, освоение, использование и распространение новшеств для повышения качества образовательной деятельности. Она связана с реализацией инновационных проектов. Проект внедряется отдельно или как звено технологической цепочки нововведений. Разрабатывается документ, отражающий основные задачи, этапы и результаты инновационной деятельности.

Конструктор инновационного проекта

Представляем опыт конструирования инновационного образовательного проекта в контексте внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) общего образования (по уровням).

Составляющие проекта:

Справка

Название проекта: «Создание внутришкольной системы оценки метапредметных результатов обучения учащихся 5-6-х классов в условиях перехода на ФГОС общего образования»

1. Титульный лист:

  • наименование образовательной организации (далее – ОО) в соответствии с уставом;
  • место утверждения проекта;
  • Ф. И. О. лиц, утвердивших проект;
  • название проекта;
  • сроки реализации;
  • название населенного пункта, где реализуется инновационный проект;
  • дата разработки.

2. Актуальность проекта (значимость выбранной темы):

  • изменения во внешней среде (по отношению к ОО);
  • необходимость изменений;
  • проблемы, затруднения, препятствующие изменениям;
  • противоречия между желаемым и имеющимся результатом.

3. Цель проекта – ожидаемый результат инновационной деятельности.

4. Задачи проекта (приводят к достижению цели, 5–6 задач).

5. Руководитель проекта – специалист ОО, назначенный ответственным за реализацию проекта.

6. Рабочая группа проекта – данные об участниках проекта.

7. Сроки реализации – начало и окончание реализации проекта.

8. Этапы реализации:

  • подготовительный – проблематизация, концептуализация, программирование и планирование (разработка проекта);
  • практический – конструирование модели образовательной деятельности и создание новой образовательной практики в соответствии с утвержденной моделью;
  • контрольно-оценочный – рефлексивное оформление и экспертиза последствий реализации проекта.

9. План реализации проекта – содержание деятельности, сроки, ответственный, комментарии.

10. Инновационные риски и пути их снижения.

11. Управление проектом:

Справка

Проект реализуется в соответствии с методической темой МОУ «Гимназия № 21» «Системно-деятельностный подход к обучению учащихся как средство модернизации образования»

  • подготовка приказов;
  • создание научно-координационного совета;
  • подготовка ежегодных планов инновационной деятельности;
  • мониторинг результатов инновационной деятельности;
  • выполнение само- и взаимооценки участниками инновационной деятельности;
  • инициирование внешней экспертизы результатов проекта.

12. Приложения.

Приведем пример наполнения основных структурных элементов инновационного образовательного проекта.

Актуальность проекта

Проект создан в контексте системно-деятельностного подхода. Системно-деятельностный подход изменяет способы оценивания результатов образовательной деятельности.

Актуальность проекта обусловлена противоречием между изменением результативно-целевой основы образования и преобладанием традиционной системы оценки учебных достижений. Объект оценки – регулятивные, коммуникативные и познавательные универсальные учебные действия (далее – УУД).

Внутришкольная система оценивания метапредметных результатов обучения включает оценку:

  • проектной деятельности;
  • результатов развития читательской компетенции и формирования межпредметных понятий;
  • навыков работы с информацией.

Проект предполагает разработку критериев оценивания УУД и контрольных измерительных материалов (далее – КИМ), а также внедрение плана анализа урока с точки зрения развития УУД.

Цель, задачи, рабочая группа

Цель проекта: создание внутришкольной системы оценивания метапредметных результатов учащихся 5-6-х классов.

Задачи проекта:

  1. Выявить составляющие метапредметных результатов и способы их оценивания.
  2. Определить методы, формы и средства оценивания.
  3. Сформулировать критерии и шкалу оценивания.
  4. Определить фонд оценочных средств.
  5. Разработать порядок перевода результатов измерения в традиционную шкалу оценок (пятибалльную).
  6. Разработать программу мониторинга оценки сформированности метапредметных результатов обучения учащихся.

В состав рабочей группа проекта вошли:

  • заместители руководителя ОО (по научно-методической, учебно-воспитательной, воспитательной работе);
  • заведующие предметных кафедр (историко-филологической, информационно-математической, естествознания, технологии и физической культуры);
  • педагог-психолог;
  • социальный педагог;
  • председатель Управляющего совета гимназии № 21.

Проект рассчитан на два года (март 2015 – март 2017) и реализуется в три этапа (таблица).

План реализации проекта создания внутришкольной системы оценивания метапредметных результатов обучения
3адачиСобытияСрокиРезультат/продукт
Подготовительный этап (2015 г.)
Подготовка участников проекта к реализации системно-деятельностного подхода и внедрению системы оценки метапредметных результатовКурсы повышения квалификации «Технология системно-деятельностного подхода» («Школа 2000» Л. Г. Петерсон)Март – июньКритерии оценки метапредметного урока. Рабочие программы для учащихся 5-х классов с описанием метапредметных результатов и инструментов педагогической оценки
Обучение инициативной группы в АНОО ДПО (ПК) Академия образования взрослых «Альтернатива» по программе «Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования»МартФормирование компетенций в разработке инновационного проекта
Формирование творческой группы для разработки критериев оценки метапредметных результатовТехнологическая карта оценивания метапредметных результатов учащихся на уроке
Консультации в АНО «Институт проблем образовательной политики „Эврика“» по вопросам оценки метапредметных результатов обучения (проект «Школа „Росатома“»)АпрельТехнология проведения метапредметных олимпиад для учащихся 5-8-х классов (экспертные листы оценивания результатов олимпиады)
Участие группы учащихся во Всероссийской метапредметной олимпиаде (проект «Школа „Росатома“»)Опыт проведения олимпиад и оценивания результатов (методические рекомендации)
Практический этап (2016 г.)
Разработка и реализация плана образовательных событий для членов предметных кафедрЗаседания творческой группы: разработка критериев оценки метапредметных результатовАпрель – октябрьОсновная образовательная программа основного общего образования
Проекты «Мир деятельности на уроках»МартПроекты методических кафедр по разным предметам
Заседания методических кафедрВ течение года 
Методическая декада «Типология уроков в дидактической системе деятельностного метода»ДекабрьТехнологическая карта оценивания метапредметных результатов урока
Создание новых образцов педагогической практикиФормирование базы КИМ (оценка метапредметных результатов)Сентябрь – декабрьДиагностические работы для оценивания метапредметных результатов учащихся. Банк сценариев метапредметных учебных и внеучебных занятий, образовательно-игровых сессий и образовательных событий
Разработка входной диагностики метапредметных результатов учащихся 5-6-х классовАвгуст – сентябрь
Входная диагностика 5-6-х классовОктябрь
Диагностические работыЯнварь, май
Разработка и проведение образовательных организационно-деятельностных игр (5-6-е классы)С сентябряОформление экспертного заключения по итогам проведения
Оценка эффективности проектаСеминар «Методы оценки метапредметных результатов»МартДиагностический пакет КИМ
Подготовка условий для внедрения проектаСеминары, конференции, демонстрирующие инновационную практикуВ течение всего периодаРекомендации по сценированию уроков с учетом оценки метапредметных результатов
Оценка владения педагогом метапредметными образовательными технологиямиОрганизационно-деятельностный семинар «Оценка уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями»Октябрь, март, майИнструментарий для оценки уровня владения педагогом метапредметными образовательными технологиями
Контрольно-коррекционный этап (2016–2017 гг.)
Оценка эффективности проектаПроведение промежуточной и итоговой диагностики метапредметных результатов обученияНоябрьАналитический отчет: итоги проекта (на уровне инновационной сети, региональных инновационных площадок)
Экспертиза и корректировка итоговых продуктовЭкспертиза итоговых продуктов инновационного проектаСентябрьНаучно-практическая конференция
Подготовка итоговых продуктов к презентации на семинарах, конференциях разного уровня (с учетом экспертных заключений)Октябрь – ноябрь

К сведению

Оценивание урока в контексте ФГОС общего образования

Н. В. Афанасьева в статье «Реализуем требования ФГОС общего образования: анализ урока» (журнал «Справочник заместителя директора школы», 2014, № 10) предлагает внедрить в работу заместителя руководителя ОО лист анализа урока с точки зрения формируемых УУД.

Параметры:

1. Целеполагание.
2. Обеспечение самостоятельности учащихся.
3. Формирование поисковой активности учащихся.
4. Реакция учителя на ошибки учащихся.
5. Индивидуальный стиль педагога.
6. Оценочная деятельность.
7. Организация рефлексии.
8. Организация учителем групповой работы учащихся.
9. Обучение понятиям.

Управление проектом: риски и пути их снижения

Заместитель директора управляет реализацией проекта на основе мониторинга результатов инновационной деятельности. Постоянная самодиагностика участников проекта, выявление их профессиональных затруднений предотвращают риски.

Презентации продуктов инновационной деятельности на разных уровнях (ОО, сеть ОО, региональные инновационные площадки) помогают осмыслить этапы реализации проекта.

Среди рисков отметим следующие:

1. Снижение качества обученности учащихся.

Для предотвращения риска заместитель директора проводит мониторинг уроков на основе технологической карты оценивания метапредметных образовательных результатов.

2. Сопротивление педагогов инновациям.

Для предотвращения риска внедряется система поощрения учителей.

3. Низкий уровень профессиональной компетентности учителя в оценивании учебных достижений на основе системно-деятельностного подхода.

Этот риск предотвращают:

  • выявление педагогических затруднений учителя;
  • подготовка индивидуальной программы повышения квалификации;
  • организация внутрикорпоративного повышения квалификации;
  • курсы повышения квалификации.

4. Трудность выставления оценок в журнал.

Совершенствование механизма оценивания метапредметных результатов образования и перевод результатов в традиционную шкалу оценивания (пятибалльную) снижают риск.

4
Апрель 2016года
Новые документы

Обзор законодательства

Что изменилось: Минобрнауки России утвердило изменения федеральных государственных образовательных стандартов основного и среднего общего образования

Дополнены требования к образовательным результатам

Вступили в силу:

16 февраля 2016 года
приказ № 1577

23 февраля 2016 года
приказ № 1578

В федеральный государственный образовательный стандарт (далее – ФГОС) основного общего образования внесены требования к освоению адаптированной образовательной программы основного общего образования (далее – АООП): личностным (п. 9.1); метапредметным (п. 10.1).

Предметные результаты дополнены и изложены в новой редакции: русский язык и литература (п. 11.1); родной язык и родная литература, иностранный язык (п. 11.2 и 11.3); математика (п. 11.5) и др.

Например, одним из результатов изучения математики для слепых и слабовидящих обучающихся станет владение правилами записи математических формул и специальных знаков рельефно-точечной системы обозначений Л. Брайля.

Результаты освоения АООП среднего общего образования сформулированы в ФГОС среднего общего образования: личностные (п. 7.1), метапредметные (п. 8.1).

Предметные результаты дополнены требованиями для разных категорий обучающихся с ОВЗ: русский язык (п. 9.1), родной язык и родная литература (п. 9.2), математика и информатика (п. 9.5) и др.

Например, для слепых и слабовидящих обучающихся одним из предметных результатов освоения математики станет овладение тактильно-осязательным способом обследования и восприятия рельефных изображений предметов, контурных изображений геометрических фигур.

Источники: приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577; приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 pravo.gov.ru

Изменилась структура рабочей программы

Согласно ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования рабочие программы учебных предметов, курсов включают:

  • планируемые результаты освоения учебного предмета, курса;
  • содержание учебного предмета, курса;
  • тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Также изменилась структура рабочих программ для курсов внеурочной деятельности в соответствии с ФГОС основного общего и среднего общего образования:

  • результаты освоения курса внеурочной деятельности;
  • содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности;
  • тематическое планирование.

Источник: приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577; приказ Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1578 pravo.gov.ru

Утверждены сроки проведения государственной итоговой аттестации в 2016 году

Вступили в силу:

1 марта 2016 года
приказы № 34 и № 35

12 марта 2016 года
приказ № 72

Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ), основной государственный экзамен (далее – ОГЭ) и государственные выпускные экзамены (далее – ГВЭ) в 9-х, 11-х классах пройдут в несколько этапов: досрочный (март – начало мая); основной (конец мая – июнь); дополнительные (июль, сентябрь).

Источники: приказы Минобрнауки России от 26.01.2016 №  34, от 26.01.2016 № 35, от 05.02.2016 № 72 pravo.gov.ru; obrnadzor.gov.ru

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.