ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2016года
Заместитель директора спрашивает

Объяснительные обучающегося за нарушение правил внутреннего распорядка школы

Имеет ли право директор школы брать письменные объяснения с ученика за нарушение правил внутреннего распорядка? Какие условия при этом должны быть соблюдены? 
Имеет ли право директор школы брать письменные объяснения с ученика за нарушение правил внутреннего распорядка? Какие условия при этом должны быть соблюдены?

Да, руководитель ОО имеет на это право в рамках исполнения должностных обязанностей.

Права руководителя ОО (как и обязанности) определяются его трудовым договором, а также должностной инструкцией. Основное условие – директор действует в рамках своих полномочий и в пределах компетенции ОО, установленной ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ. Кроме того, есть нормы подзаконных актов, которые прямо устанавливают обязанность совершения процессуальных действий со стороны администрации ОО.

Так, в соответствии с п. 8 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания, утв. приказом Минобрнауки России от 15.03.2013 № 185 (далее – Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания), устанавливается, что до применения меры дисциплинарного взыскания организация, осуществляющая образовательную деятельность, должна затребовать от обучающегося письменное объяснение.

В свою очередь, дисциплинарное взыскание применяется за неисполнение или нарушение устава ОО, правил внутреннего распорядка, правил проживания в общежитиях и интернатах и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности (п. 4 Порядка применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания). Таким образом, директор школы или иное уполномоченное лицо администрации ОО имеют право и должны затребовать письменное объяснение от обучающегося при нарушении им правил поведения, устава ОО или иных локальных нормативных актов, регламентирующих образовательную деятельность.

Порядок применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания не регламентирует вопрос о времени и месте подачи объяснительной. Тем не менее следует отметить следующее. Правовые отношения между школой и обучающимся имеют образовательный характер. Поэтому директор не имеет права действовать вне рамок своей компетенции и совершать действия, не предусмотренные должностными полномочиями.

В Порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания указано, что если по истечении трех учебных дней объяснение обучающимся не представлено, то составляется соответствующий акт. А отказ или уклонение обучающегося от предоставления им письменного объяснения не является препятствием для применения меры дисциплинарного взыскания.

Таким образом, предоставление объяснительной входит в обязанности обучающегося (и соответствует его интересам) для того, чтобы объяснить свое поведение и, возможно, избежать мер дисциплинарного воздействия.

Обучающиеся обязаны посещать предусмотренные учебным планом или индивидуальным учебным планом учебные занятия (п. 1 ч. 1 ст. 43 Федерального закона № 273-ФЗ). Объяснительная может быть предусмотрена во время образовательной деятельности.

Непосещение занятий без уважительных причин также является нарушением устава и правил внутреннего распорядка обучающихся в ОО, что также влечет дисциплинарную ответственность.

Поэтому если обучающийся, совершивший нарушение правил, не приходит в школу для предоставления объяснительной, то необходимо:

  1. В случае болезни, подтвержденной соответствующим документом, дождаться выздоровления и затребовать объяснение.
  2. Если обучающийся здоров, но не является на занятия, пригласить родителей или иным образом уведомить их о факте нарушения и о возможных мерах дисциплинарного взыскания.
  3. Если семья не выходит на связь, то задействовать органы управления образованием, опеки по отношению к родителям как к лицам, не исполняющим родительские обязанности. Действие за рамками должностных обязанностей будет являться превышением должностных полномочий.

Ответ подготовлен экспертами электронной системы «Образование»

2
Февраль 2016года
Нормативное регулирование образовательного процесса

2 нормативных правовых документа номера

Минобрнауки России направлены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях. Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09-3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ».

1. Минобрнауки России утвержден порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи. Определены правила обеспечения условий доступности для инвалидов объектов (административные здания, строения, сооружения и помещения), а также оказания инвалидам при этом необходимой помощи в преодолении барьеров, мешающих получению услуг в сфере образования и использованию объектов наравне с другими лицами. Урегулированы обязанности и полномочия руководителей органов и организаций, предоставляющих услуги в сфере образования. А также меры, которые необходимо принять органам и организациям, предоставляющим услуги в сфере образования, по обеспечению проектирования, строительства и приемки с 1 июля 2016 г. вновь вводимых в эксплуатацию, прошедших капитальный ремонт, реконструкцию, модернизацию объектов, в которых осуществляется предоставление услуг

Приказ Минобрнауки России от 09.11.2015 № 1309 «Об утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»

2. Минобрнауки России направлены методические рекомендации по организации внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ в образовательных организациях. Рекомендации касаются объема часов, направлений внеурочной деятельности, выбора форм ее организации, а также прав обучающихся и их родителей (законных представителей). Методические рекомендации регламентируют предоставление услуг организации дополнительного образования детей, цели, задачи и основные направленности дополнительного образования. Рекомендации включают ответы на вопросы граждан по организации внеурочной деятельности

Письмо Минобрнауки России от 14.12.2015 № 09–3564 «О внеурочной деятельности и реализации дополнительных общеобразовательных программ»
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.