ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2016года
Актуальная тема

Государственная и общественная экспертиза учебников

Качество школьных учебников находится в центре общественного внимания. С целью совершенствования экспертизы федерального перечня учебников создан специальный интернет-сервис.

Что делать, если в тексте учебника найдена ошибка? Как педагогу или родителю выразить свое мнение об электронной форме учебника? Можно ли работать с учебником, который исключен из федерального перечня?

На самые актуальные вопросы отвечает Алексей Геннадьевич Благинин, зам. директора Департамента государственной политики в сфере общего образования Минобрнауки России.

Алексей Геннадьевич, в последнее время тема качества учебников находится в центре общественного и профессионального внимания. Расскажите, пожалуйста, какие виды экспертизы проходят учебники для включения в федеральный перечень?

Учебник для включения в федеральный перечень рекомендует Научно-методический совет по учебникам. Главный документ, которым руководствуется Научно-методический совет по учебникам и Минобрнауки России для составления федерального перечня, – это Порядок формирования федерального перечня учебников.

Каждый российский учебник для включения в федеральный перечень проходит четыре обязательные экспертизы. Это научная (научная историко-культурная экспертиза для учебников истории России), педагогическая, общественная и этнокультурная и региональная экспертизы.

Научная экспертиза выявляет, содержит ли учебник современные сведения в предметной области, в т. ч. о передовых достижениях науки, техники и технологиях. В учебнике автору или авторскому коллективу необходимо представить ключевые и актуальные теории, идеи, понятия, факты.

Также учебник должен соответствовать требованиям федеральных государственных образовательных стандартов общего образования для своей предметной области.

Педагогическая экспертиза – это анализ учебника с точки зрения требований ФГОС общего образования к формированию личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов. Эксперты оценивают, способствует ли учебник развитию, например, патриотизма, уважения к семье, Отечеству.

Методическая составляющая учебника должна обеспечивать обучающимся овладение приемами анализа, синтеза информации, формирование универсальных учебных действий. Учебник должен содержать задания, выполнение которых направлено на развитие исследовательской и проектной деятельности. Большое внимание эксперты уделяют отсутствию опечаток, ошибок, художественному оформлению.

В общественной экспертизе участвуют общественные организации, в уставах которых предусмотрен такой вид деятельности. Также в общественной экспертизе участвуют региональные общественные организации Татарстана, Ингушетии, Хакасии и других субъектов РФ.

Предметом общественной экспертизы является качество учебника: художественное оформление, цветовое решение, практичность (возможность многократного использования, качество бумаги). Подобные технические вещи много значат в ежедневном использовании любого учебника. Электронная форма учебника также подвергается экспертизе.

Этнокультурная и региональная экспертиза необходима в том случае, если рассматривается вопрос о включении в федеральный перечень учебников с так называемым региональным содержанием. Очень важно отметить, что в проведении этого вида экспертизы обязательно участвуют уполномоченные органы субъектов РФ. Это обеспечивает региональное участие в формировании федерального списка учебников.

Эксперты анализируют наличие в учебнике материалов из истории и культурного наследия субъектов РФ, обеспечение права на обучение на родном языке из числа языков народов России и на изучение литературы народов России.

Какие учебники эксперты не рекомендуют включать в федеральный перечень?

Если учебник не соответствует современным научным теориям, не отвечает требованиям ФГОС общего образования к образовательным результатам, то он не может быть включен в федеральный перечень.

В федеральный перечень не включаются учебники, в которых есть фрагменты, направленные на разжигание расовой, национальной, религиозной вражды.

Также не рекомендуются учебники, оформление которых (иллюстративное сопровождение) не соответствует возрасту учащихся, содержание перегружено научными фактами, изложено наукообразным языком или, наоборот, фактический материал не соответствует действительности, подготовлен с ошибками и т. п.

Как учитываются концепции преподавания предметов в содержании учебников?

Для этого проводится научная историко-культурная экспертиза в отношении учебников истории России. В нашей стране разработана и утверждена Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Поэтому все учебники истории России должны пройти научную историко-культурную экспертизу на соответствие Историко-культурному стандарту.

Научную историко-культурную экспертизу учебников по истории России проводит Российское историческое общество в соответствии с приказом Минобрнауки России от 17.03.2015 № 253.

Необходимо особо подчеркнуть, что все учебники по истории России, которые включены в федеральный перечень в настоящее время, соответствуют Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории. Их можно использовать в образовательной деятельности каждой российской школы.

Как повлияют на содержание учебников те концепции предметных областей, которые сейчас разрабатываются или планируются к утверждению?

Сегодня на федеральном уровне формируется система обновления содержания учебников. Планируется вносить изменения в содержание учебников с помощью двух главных механизмов:

  • концепций развития предметных областей и критериев соответствия учебника предметной концепции;
  • системы федеральных мониторингов, которая формируется Минобрнауки России вместе с Рособрнадзором.

Концепции предметных областей в течение ближайших трех лет будут созданы по всем предметным областям. В разработке примут участие представители профессионального педагогического сообщества, предметных ассоциаций, общественных организаций. Предметная концепция – это некий форсайт-проект, взгляд в будущее, инструмент формирования приоритетов и мобилизации педагогов для достижения качественно новых результатов в сфере образования. После разработки и принятия концепции предметной области планируется, что появятся критерии соответствия учебника концепции предметной области. На основании принятых концепций предметных областей будут внесены уточнения в тексты ФГОС общего образования (по уровням) и, следовательно, в учебники.

Минобрнауки России и Рособрнадзор развивают систему независимой оценки качества образования: внедряются всероссийские проверочные работы и национальные исследования качества образования. Рособрнадзор в 2015/16 уч. г. проводит всероссийские проверочные работы для обучающихся 4-х классов по русскому языку, математике, окружающему миру и для 5-х классов по русскому языку, математике, биологии.

Они проводятся на основе репрезентативной выборки не для того, чтобы оценить отдельного ребенка, отдельного учителя или отдельную школу. Независимая оценка качества помогает понять проблемы освоения учебного предмета (разделов программы, некоторых тем), уточнить содержание образовательных результатов.

Также на изменение федерального перечня и содержания учебников в целом повлияет введение ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Учебники для обучающихся с ОВЗ уже входят в федеральный перечень (помечены «звездочкой» как учебники, которые могут быть использованы для реализации адаптированных образовательных программ). Но их мало. Задача Минобрнауки России вместе с представителями регионов, специальных ассоциаций инвалидов, педагогами – увеличить количество таких учебников в федеральном перечне.

Указанные учебники должны будут соответствовать ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

На уровне основного общего и среднего общего образования планируется разработать изменения в соответствующие ФГОС общего образования, определить особенности образовательного процесса, требования к образовательным результатам для разных групп обучающихся с ОВЗ (глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых и т. д.).

Часто обсуждается проблема единого учебника. Может ли быть создан такой учебник, например, на основе концепции предметной области?

Проблему единого учебника целесообразно обсудить на примере учебников истории России. Речь идет не об одном учебнике для всех учащихся по предмету. Невозможно сделать один учебник для общеобразовательных школ, лицеев и гимназий и для ОО, где учатся обучающиеся с интеллектуальными нарушениями. Единый учебник – это линейка учебников, выстроенная в общей парадигме, что выражается в системе подходов, точек зрения на исторические события, не противоречащих друг другу.

Например, недавно в федеральный перечень включены четырнадцать учебников по истории России. Это три линейки трех издательств. Они все отражают позиции Историко-культурного стандарта.

Как учебник может быть исключен из федерального перечня? Можно ли использовать учебник после исключения из федерального перечня на уроках?

С механизмом исключения учебника из федерального перечня связан еще один вид экспертизы. Минобрнауки России часто обвиняли в отсутствии такого механизма исключения учебника. Теперь учебник, в котором педагоги, эксперты, родители (вообще любые пользователи) нашли ошибки, недостоверные факты, некачественно подготовленный фрагмент, направляется на дополнительную или повторную экспертизу. По ее результатам Научно-методический совет по учебникам может рекомендовать исключить учебник из федерального перечня.

Если учебник исключен из федерального перечня, то у администрации образовательной организации, родителей и учителей закономерно возникает вопрос о том, можно ли работать дальше по этому учебнику, так как на его закупку потрачены деньги из бюджета, учебников достаточно в наличии для всех обучающихся.

В федеральном перечне сформулирована норма для работы с такими учебниками. Если учебник исключен из федерального перечня, но основная образовательная программа образовательной организации предусматривает его использование, то педагогу можно продолжать работать с учебником на уроках в течение 5 лет. Исключенный из федерального перечня учебник закупать за бюджетные средства уже нельзя.

Если родители ученика или учитель заметили в учебнике неточность, ошибку, то кому они могут рассказать об этом? На каком сайте необходимо оставить отзыв?

Одним из самых важных вопросов является выявление мнения участников образовательного процесса об учебниках.

Любой участник образовательных отношений может рассказать о некачественных учебниках, оставив сообщение на сайте www.fpu.edu.ru. Сайт обеспечивает методическое, техническое, организационное сопровождение федерального перечня. Зарегистрировавшийся пользователь отправляет обращение в адрес Минобрнауки России и заявляет о недостатках того или иного учебника. Для этого он выбирает тему сообщений («техническая поддержка», «консультационная», «методическая» или «запрос документов») и формулирует запрос. Обращаться также можно в Минобрнауки России (www.минобрнауки.рф).

Каждое обращение анализируется, на него готовится и отправляется ответ. В ответе может быть решение о направлении учебника на доработку или на повторную экспертизу.

Примеры, когда по обращению гражданина учебник был исключен из федерального перечня, уже есть. Списки учебников, исключенных из федерального перечня, публикуются в соответствующем приказе Минобрнауки России, а также вывешиваются на сайте www.fpu.edu.ru.

Обращаем особое внимание, что любое (даже включающее явно ошибочный вывод) обращение обязательно отрабатывается и на него готовится ответ, который высылается гражданину.

Заместителям руководителей образовательных организаций необходимо контролировать статус учебника в федеральном перечне. При формировании списка учебников, администрации и педагогам обязательно рекомендуем зайти на сайт www.fpu.edu.ru и посмотреть сведения об учебниках.

Когда пользователь заходит на сайт и хочет написать обращение, ему необходимо проверить, есть ли такой учебник в федеральном перечне. Поэтому для пользователя размещены следующие данные о любом учебнике:

  • номер в федеральном перечне;
  • наименование;
  • издатель;
  • автор (авторский коллектив);
  • класс;
  • адрес страницы об учебнике на официальном сайте издателя;
  • обложка учебника, титульный лист, авантитул (файлы pdf);
  • экспертные заключения на учебники.

Таким образом, пользователь получает всю точную информацию, которая помогает идентифицировать учебник. Если по учебнику уже есть замечания, то существует специальная колонка, где указаны замечания. Например, «Научно-методическим советом рекомендован к исключению…».

Какую ответственность несет эксперт, рекомендовавший учебник с ошибками для включения в федеральный перечень?

В настоящее время эксперт, проводивший анализ содержания учебника, несет только репутационную ответственность. Любой учебник проверяют три эксперта в рамках каждого вида экспертизы. Но ошибки встречаются. Минобрнауки России планирует изменить Порядок формирования федерального перечня учебников в части повышения ответственности экспертов.

Можно ли в преподавании предметов использовать учебные пособия? Кто может издавать учебные пособия?

Нормы обеспечения учебниками и учебными пособиями зафиксированы в федеральных государственных образовательных стандартах общего образования (по уровням). Каждый учебный предмет обязательной части образовательной программы должен быть обеспечен учебником. Если учебный предмет входит в часть, формируемую участниками образовательных отношений, то он может быть обеспечен или учебником, или учебным пособием.

С проблемой разграничения учебных пособий и учебников связана проблема преподавания региональных предметов. Если в обязательной части образовательной программы есть предметы «Родной язык» или «Родная литература», то для преподавания предметов используются учебники, включенные в федеральный перечень. Сейчас для большинства регионов РФ главная задача – реализация образовательной программы в рамках правового поля и включение своих учебников для преподавания предметов «Родной язык» и «Родная литература» в федеральный перечень.

С учебными пособиями ситуация проще. Их могут издавать региональные организации, включенные в Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий. В настоящее время готовится новый перечень организаций, которые могут издавать учебные пособия. В 2016 г. обновленный перечень будет утвержден приказом Минобрнауки России. В этой работе уже участвуют 37 регионов.

Учитель может предложить учащимся и их родителям использовать на уроках не только учебники или учебные пособия, но и рабочие тетради. Насколько необходим дополнительный сбор средств на покупку рабочих тетрадей?

Учебники или учебные пособия, как было отмечено ранее, необходимы для реализации основной образовательной программы (обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений). Обращаем внимание, что обучающийся в государственной или муниципальной образовательной организации в этом случае должен быть обеспечен всеми учебниками или учебными пособиями по каждому учебному предмету за счет бюджетных средств. Следовательно, никаких сборов денежных средств с родителей (законных представителей) обучающихся не допускается.

Учитель может использовать учебные тетради как элемент учебно-методического комплекта. Если работа с учебными тетрадями является крайней необходимостью, то решение об их использовании принимается педагогами совместно с родителями. Рабочие тетради могут приобретаться только с добровольного согласия родителей.

Количество учебников в федеральном перечне достаточно для того, чтобы выбрать необходимые учебники для реализации образовательной программы. Поэтому образовательные результаты, зафиксированные ФГОС общего образования соответствующего уровня, могут быть достигнуты и без использования учителем рабочих тетрадей.

Будет ли в учебно-методический комплект входить рабочая программа учебного предмета для учителя?

В пункте 19 Порядка формирования федерального перечня учебников предусмотрен список материалов, необходимых для включения учебника в федеральный перечень. В этом списке упоминается методическое пособие для учителя. Это методическое пособие уже сейчас может содержать тематическое планирование.

Содержание тематического планирования должно быть подготовлено так, чтобы учитель мог сразу использовать его в рабочей программе без изменений (если он не считает необходимым вносить изменения). Это право учителя: либо пользоваться готовым тематическим планированием, которое предложили авторы учебника, либо внести коррективы.

С методическим пособием к учебнику тесно связана проблема подготовки учителем программы учебных предметов, курсов. Пункт 18.2.2 ФГОС основного общего образования включает восемь требований к структуре:

  1. Пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета.
  2. Общую характеристику учебного предмета, курса.
  3. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.
  4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса.
  5. Содержание учебного предмета, курса.
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности.
  7. Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательной деятельности.
  8. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.

Обращаем внимание, что основными элементами программы учебного предмета, курса в соответствии с подготовленными изменениями ФГОС общего образования являются:

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса.
  2. Содержание учебного предмета, курса.
  3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы.

Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с требованиями ФГОС общего образования (по уровням) и с учетом примерной основной образовательной программы (по уровням), могут рассматриваться как рабочие программы учебных предметов. Решение о возможности их использования в структуре основной образовательной программы принимается на уровне образовательной организации.

Таким образом, учитель может использовать готовое тематическое планирование, предложенное авторами учебника, и значительно облегчить свою задачу подготовки программы учебного предмета, курса.

Алексей Геннадьевич, в 2015 г. введена электронная форма учебника. Чем она отличается от электронного учебника?

Действительно, с 1 января 2015 г. на уроках могут использоваться как учебники в печатной форме, так и учебники в электронной форме на равных условиях. Но ни о каком электронном учебнике речь пока не идет. Мы можем говорить только о двух разных формах одного учебника.

Школы имеют право покупать учебники как в печатной форме (отдельно), так и в электронной форме (тоже отдельно). Решение о том, в какой форме используется учебник на конкретном предмете, принимает учитель вместе с родителями. Рекомендуем приобретать обе формы учебников.

Требования к электронной форме установлены Порядком формирования федерального перечня учебников. Это не учебник в формате pdf, а текст, который дополнен мультимедийными и интерактивными элементами. Это галереи изображений, аудиофрагменты, видеоролики, презентации, анимационные ролики, интерактивные карты, тренажеры, лабораторные работы, эксперименты.

Электронная форма учебника не имеет лицензионных ограничений, функционирует на устройствах пользователей без подключения к сети Интернет (за исключением внешних ссылок) и Интранет. Электронная форма учебника воспроизводится минимум на двух видах электронных устройств (стационарный или персональный компьютер, в том числе с подключением к интерактивной доске, планшетный компьютер и др.).

Те электронные формы, которые сейчас используются в нашей стране, представляют собой первый опыт электронных учебников.

Электронный учебник (по сравнению с электронной формой) более интерактивен. Он должен поддерживаться облачными технологиями. По сути, это некий портал в большой мир по предметам. Предполагается, что на уроках электронные устройства учеников можно будет определять в единую сеть. Учитель сможет работать с каждым устройством со своего планшета или другого гаджета, комментировать работу учеников, давать и проверять задания с помощью электронного учебника.

В настоящее время на сайте www.fpu.edu.ru функционирует мониторинг использования электронных учебников и учебных пособий. Приглашаю принять участие в опросе пользователей.

Переход к электронному учебнику активно обсуждается и будет осуществлен с учетом пожеланий участников образовательных отношений. Технические требования к электронному учебнику будут разрабатываться.

Беседовала Юлия Медведева, шеф-редактор объединенной редакции «Образование»

В интервью упоминались следующие нормативные и методические документы:
  1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413.
  4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.
  6. Федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 31.03.2014 №  253.
  7. Порядок формирования федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 05.09.2013 № 1047.
  8. Положение о Научно-методическом совете по учебникам Министерства образования и науки Российской Федерации, утв. приказом Минобрнауки России от 24.02.2014 №  138.
  9. Перечень организаций, осуществляющих издание учебных пособий, которые допускаются к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, утв. приказом Минобрнауки России от 14.12.2009 № 729.
  10. Порядок отбора организаций, осуществляющих выпуск учебных пособий, которые допускаются к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 29.04.2015 №  450.
  11. Приказ Минобрнауки России от 17.03.2015 № 253 «О проведении научной историко-культурной экспертизы учебников истории России».
  12. Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08–1786 «О рабочих программах учебных предметов».
  13. Концепция нового учебно-методического комплекса по отечественной истории (документ размещен на сайте Ассоциации «Российское историческое общество». Подробнее см.: www.rushistory.org).
  14. Историко-культурный стандарт (документ размещен на сайте Ассоциации «Российское историческое общество». Подробнее см.: www.rushistory.org).
Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.