Развитие географической культуры обучающихся
Важной функцией географии как учебного предмета является формирование идентичности человека, которая включает в себя систему представлений о мультикультурном окружающем мире с точки зрения единства человечества и разнообразия стран и населяющих их народов.
География – это один из основных учебных предметов, реализующих метапредметное содержание. Без знаний, которые получает учащийся в процессе изучения географии, невозможно качественное освоение иных учебных дисциплин: истории, литературы, физики, биологии.
О комплексе мер, способствующих развитию географической культуры обучающихся, нам рассказал Александр Александрович Лобжанидзе, зав. каф. экономической и социальной географии ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет», канд. геогр. наук, д-р пед. наук, проф., президент Межрегиональной ассоциации учителей географии России, зам. председателя Комиссии по географическому и экологическому образованию ВОО «Русское географическое общество».

Да, подобный документ планируется разработать. Это будет концепция не только развития учебного предмета «География» или развития географического образования, но и формирования географической культуры на разных уровнях общего образования, профессионального образования, системы дополнительного образования.
Понятие «географическая культура» включает в себя культуру взаимодействия с природой, культуру межнациональных отношений, региональную культуру труда и тесно связана с характером окружающей среды, историко-географической обстановкой, национальными традициями. Географическая культура — не только определенные знания, освоенные учащимися на разных уровнях получения образования, но и поддержка различных направлений географического образования в России. Например, развитию картографии способствуют такие проекты, как создание «Национального атласа России» или атласа « Военно-исторические маршруты России», посвященного 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Еще одним примером может быть создание для учащихся общеобразовательных организаций или студентов вузов геоинформационных систем, позволяющих проектировать свои собственные карты, создавать туристические маршруты для изучения родной страны и развития внутреннего туризма, а также различные телевизионные проекты о странах и континентах.
Комиссия Русского географического общества по географическому и экологическому образованию инициировала проект создания нового учебника «География России» и в настоящее время работает в тесном взаимодействии с Ассоциацией «Российское историческое общество», члены которой уже разработали «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории». На сайте Русского географического общества можно было до 31 мая 2015 г. оставить свои предложения по содержанию и структуре курса «География России» для формирования концепции нового учебно-методического комплекса по географии для 8-9-х классов общеобразовательных организаций.
Следующим этапом станет создание Концепции географического образования, которая акцентирует статус географии как самостоятельной учебной дисциплины, содержание которой не включается в естественнонаучную или в общественно-научную образовательную область.

Первая проблема, связанная с преподаванием географии, — это уменьшение количества часов учебного плана. Вторая проблема связана с предметным содержанием географии.
В дореволюционной системе образования география изучалась очень подробно. Учащиеся получали знания о ландшафтах России и других стран, населении. Преподавались целые курсы, связанные с изучением отдельных материков. В советской школе сложилась следующая структура: курс географии начинался в 6-м классе, на него отводилось 2 ч в неделю. Этот начальный курс был достаточно сложным и практико-ориентированным по содержанию, закладывал основные понятия физической географии (карта, климат, рельеф, природная зональность и т. п.). Он выполнял самую главную роль для дальнейшего достижения высоких образовательных результатов — формировал устойчивый интерес к географии как к учебному предмету. В 6-м классе учащиеся имели достаточно неплохие знания по природоведению (естествознанию) и некоторые знания по математике, которые необходимо применять на уроках географии (знания координат, масштаба и др.).
Федеральный базисный учебный план 2004 г.1 предполагал изучение географии с 6-го класса: 6-й класс — 1 ч, 7-9-е классы — 2 ч в неделю. До федерального базисного учебного плана 2004 г. география была представлена 3 ч в неделю. Ее изучение начиналось в 7-м классе с освоения «Курса физической географии материков и океанов». Семиклассники имели возможность закрепить все свои знания об оболочках Земли, полученные в 6-м классе. Каждый материк изучался по определенному плану, начиная от географического положения, где можно было более подробно поработать с системой координат, и продолжая изучением рельефа, климата, природной зональности каждого материка, аквальных комплексов Земли. Такая подача материала давала возможность учащемуся постоянно совершенствовать систему физико-географических знаний.
В настоящее время Примерная основная образовательная программа основного общего образования, прошедшая процедуру общественного обсуждения и одобренная федеральным учебно-методическим объединением2 по общему образованию, предлагает начинать курс географии в 5-м классе. На него отведен 1 час, в 6-м классе тоже 1 ч. При минимальном количестве часов учителю географии, преподающему в 5-6-х классах, приходится заниматься не только географией, но также пропедевтикой математики (при определении масштаба, координат) и физики (для объяснения вращения Земли необходимы знания физических законов хотя бы на начальном уровне).
В 7-х классах география изучается 2 ч в неделю (как и до введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования), но изменилось содержание учебного курса — изучается «Курс физической географии и страноведение». С точки зрения содержания учебного материала, которое было отведено на физическую географию, — это потеря, т. к. не уделено достаточного внимания природным аспектам материков (то, что ранее изучалось в 6-м классе, теперь закрепляется в 7-м классе, но на меньшем объеме учебного материала).
В 8-9-х классах сохранились 2 ч в неделю. Необходимо отметить, что в 7-9-х классах отведено достаточное количество часов при современных технологиях преподавания предмета. Но курс поменялся содержательно: ранее отдельно изучалась физическая география России, а потом экономическая и социальная география (население, хозяйство, география отдельных экономических регионов). В настоящее время это комплексный курс, предусматривающий сквозное изучение разделов «Природа» и «Хозяйство» в их взаимодействии. При этом исчезло понимание природных районов, потому что превалируют социально-экономические районы. Если ранее изучали русскую равнину как отдельный физико-географический объект, то сегодня русская равнина рассматривается как составляющая экономико-географического положения Европейского центра, частично Европейского юга или Уральского и Поволжского экономических районов.
Также изменился еще один аспект преподавания географии (третья проблема) — из учебного плана изъят региональный компонент, который был тесно связан с изучением географии родного края и патриотическим воспитанием. Указанное направление может быть изучено за счет часов из части учебного плана, формируемой участниками образовательных отношений. В ряде регионов (Республика Татарстан, Республика Саха (Якутия), Республика Башкортостан, Алтайский край) написаны целые курсы для учащихся по географии родного края, созданы мультимедийные диски, подготовлены атласы. Сложилась целая школа изучения национальной географии, интегрированная с историей и национальным языком. Поэтому необходимо предотвратить потерю этого компонента географического образования.
Что касается уровня среднего общего образования, то количество часов, отведенное на преподавание географии, оставалось неизменным: 10-й класс — 2 ч. В дальнейшем целесообразно сохранить такое распределение учебной нагрузки, не разбивая изучение географии на 10-й и 11-й классы по 1 ч в неделю, т. к. необходимо учитывать интересы выпускников, подготовку к государственной итоговой аттестации и выбор профильных предметов, который не связан с географией.
Четвертая проблема, которая также может быть обозначена, заключается в высокой степени интеграции географических знаний в разные предметы. В вопросах социального развития география взаимодействует с историей и обществознанием; в вопросах состояния окружающей среды — с экологией; экономического развития — с экономикой. Поэтому существует следующая точка зрения: поскольку в учебном плане есть история, обществознание, экономика, экология, то можно преподавать ряд аспектов содержания географии именно на этих уроках. На самом деле география рассматривает триаду: природа, общество и человек, в то время как экономика, история и обществознание рассматривают взаимодействие человека и общества, а экология — взаимодействие человека и природы.
Пятая проблема связана с падением престижа географии как учебного предмета. Ряд вузов убрал его из списка обязательных предметов, результаты которых должны быть предоставлены выпускником общеобразовательной организации в приемную комиссию при поступлении в вуз. Поэтому единый государственный экзамен по географии сдают примерно 3% выпускников. Практика преподавания географии на разных уровнях получения образования показывает, что такое отношение к предмету является большим упущением. В частности, на 1-й курс географического факультета педагогического вуза сдавать географию не надо, требуется экзамен по обществознанию. Географию не сдают в вузах, готовящих специалистов в области международной журналистики, туристического бизнеса, в экономических вузах. В результате наше общество может получить выпускников, которые не знают основ географии. Это хорошо понимают специалисты в области геологии, специалисты Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Поэтому в профильных вузах, деятельность выпускников которых связана с географией, студентам читается отдельный курс по этому предмету (например, в ФГОБУ ВПО «Московский государственный институт международный отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации» подобный курс включает изучение политической карты, международно-экономических отношений и др.).

Говоря о всероссийских мероприятиях, следует отметить, что осенью 2015 г. по решению Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество» мы планируем провести тотальный географический диктант. Это будет своеобразным призывом Русского географического общества популяризировать географию.
Еще одним направлением на федеральном уровне является увеличение количества проектов обучающихся, связанных с исследовательской деятельностью в области географии. В течение трех лет Русским географическим обществом реализовывался проект «Школьные экспедиции», в рамках которого учащиеся образовательных организаций изучали исторические, природные и культурные памятники. Организаторами проекта также являются Межрегиональная ассоциация учителей географии России и фонд поддержки образования «Ноосфера». Всего в проекте участвовало около 100 образовательных организаций, более 1000 учащихся и 100 учителей.
Каждый год выбирается определенная тема проектов. 2012 г. был посвящен памятникам наследия ЮНЕСКО в России. Для исследования учащимся были предложены те памятники, которые уже включены в список культурного наследия ЮНЕСКО, а также те памятники, которые еще не вошли в перечень и предлагались Правительством РФ как кандидаты для включения в этот список (например, Ленские (Якутские) столбы на реке Лене).
Участники проекта посетили, к примеру, архитектурно-исторический комплекс Булгар. Это комплекс памятников архитектуры XIII–XIV вв. на территории Булгарского городища (архитектурный комплекс «Булгары», Республика Татарстан).
Были в Свияжске ( остров-село в Зеленодольском р-не Республики Татарстан), на Васюганских болотах, являющихся одними из самых больших болот в мире, расположенных в Западной Сибири, в междуречье Оби и Иртыша.
Посетили Ферапонтов и Кирилло-Белозерский монастыри в Вологодской области, Астраханский кремль, построенный в XVI в. по приказу Ивана Грозного. Исследовали пещеру Шульган-Таш (природоохранный, научно-исследовательский и эколого-просветительский комплекс, главная достопримечательность которого — наскальные рисунки первобытного человека эпохи палеолита), девственные леса Коми (один из крупнейших оставшихся в Европе массивов первичных бореальных лесов), Золотые горы Алтая (Алтайский заповедник, Катунский заповедник, плоскогорье Укок) и др.
Участники экспедиции как независимые эксперты проводили общественную экспертизу объектов и должны были подтвердить, что они действительно достойны внесения в список объектов всемирного культурного наследия.
2013 г. был международным Годом воды. Поэтому школьные экспедиции были связаны с исследованием водных ресурсов России. Проект назывался «Живые родники России». Учащиеся исследовали реки, ручьи, болота различных регионов, проводили акции, направленные на сохранение экологии водных ресурсов (экономия воды, рациональное природопользование и т. п.).
В 2014 г. реализован проект «Культура малых народов России». В настоящее время начинается очень интересный проект «Литературные места России» по составлению карты литературных мест России, которая будет включать не только широко известные литературные места, но и другие 20 объектов, где сходились пути различных писателей и культурных деятелей. Карта позволит проследить изменение ландшафта, развитие населенных пунктов, языка (например, диалекта) и т. д. Это комплексная, метапредметная экспедиция, участвуя в которой учащиеся лучше понимают, как можно использовать географические знания и каким образом они влияют на восприятие окружающего мира.
Совместно с образовательными организациями г. Москвы и Московской ассоциацией учителей географии был реализован проект регионального уровня «Уроки городов России», в рамках которого учащиеся путешествовали по различным городам (Вологда, Великий Устюг и др.) и знакомились с особенностями географического положения, культурой, ремеслами, производствами (региональными или муниципальными).

Заинтересовать учащихся предметом помогает такая традиционная форма работы, как предметная неделя. Грамотная организация экспедиционной, проектной деятельности может способствовать мотивации к изучению предмета. Выявить момент, когда познавательный интерес обучающегося перерастает в нечто более существенное, помогает участие в олимпиадах разного уровня и демонстрация своих предметных достижений. Можно участвовать в разных этапах Всероссийской олимпиады школьников. Также можно участвовать и в других олимпиадах. Среди 63 победителей и призеров всероссийского этапа этого года есть победители олимпиады для школьников «Ломоносов» по географии, олимпиады географического факультета ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».
Очень интересную многопредметную олимпиаду «Юные таланты» проводит ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный исследовательский университет». Она интересна и содержанием заданий, и конкурсом знатоков, который организуется на этапе ее завершения.
Если ребенок не может участвовать в олимпиаде, то можно предложить систему конкурсов разной степени сложности: от конкурса по оценке учебника до конкурса фоторабот. Можно принять участие в экспедиции или в работе клуба (экологического, геологического и др.).
То есть в географию можно прийти по-разному: и как романтику, любящему путешествия, и как человеку с большим научным багажом.

Статья 18 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» посвящена печатным и электронным образовательным и информационным ресурсам. Так, в частности, библиотечный фонд образовательной организации должен быть укомплектован печатными и (или) электронными учебными изданиями (включая учебники и учебные пособия), методическими и периодическими изданиями по всем входящим в реализуемые основные образовательные программы учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям).
Поэтому выбор учебно-методического комплекса — это выбор образовательной среды. Учитель географии обязательно должен обращать внимание на составляющие учебно-методического комплекса. Есть в наличии электронное приложение к учебнику, тетрадь-тренажер для самостоятельной работы учащихся и достижения образовательных результатов в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов общего образования к уровню подготовки выпускников, тетрадь-практикум, тетрадь-экзаменатор, иллюстрированный атлас, электронное картографическое пособие, контурные карты, рабочая программа и поурочное тематическое планирование?
Необходимо обращать внимание на дизайн страниц учебника, современные подходы к размещению информации, связь и взаимное расположение составных частей текста (основных и дополнительных, входящих в структуру текста содержательных и художественных элементов). Сегодня печатные учебные издания стремятся к эффекту интерактивности виртуальной среды для повышения интереса обучающихся к предметному материалу. Такой эффект достигается созданием определенной динамики внутри издания, чередованием объемов и типов информации, способствующих ускорению или замедлению темпа чтения. Все это, безусловно, делает учебник интересным для учащихся.
Также необходимо обратить внимание на то, что есть сайты издательств, где каждый учитель может бесплатно скачать электронное приложение к учебнику3. Электронная составляющая учебно-методического комплекса значительно облегчает подготовку к уроку, т. к. содержит дополнительные иллюстрации, 3D-модели, атласы, графики, интерактивные модели, мультимедиаресурсы, тренировочные упражнения — иногда около 1400 ресурсов, которые можно использовать на интерактивной доске.

Понимание ценности окружающего мира через разнообразие культур наиболее целесообразно развивать в контексте культурологического подхода к образовательной деятельности. Примером формирования познавательного интереса к разнообразию культур является работа с памятниками ЮНЕСКО, о которой мы уже говорили.
В ГОУ СОШ № 1306 г. Москвы, где я работаю учителем географии, есть программа для учащихся 1-10-х классов, которая мотивирует интерес учащихся к памятникам ЮНЕСКО. Начинается подобное знакомство с памятников, расположенных в России, культуры своего народа. В СОШ № 1306 учатся представители около 30 национальностей. Поэтому мы предлагаем детям рассказать о своей культуре одноклассникам. Учащиеся начальной школы совсем недавно участвовали в проекте «Хлеб в культуре народов мира». Дети приносили хлеб, приготовленный по национальным рецептам, и угощали других школьников, рассказывали, как он делается, в чем заключается особенность технологии приготовления и т. д. Это дает возможность ребенку проявить себя представителем культуры определенного народа, стать проводником культурного наследия. Другим детям восприятие иной культуры прививается как равнозначное своей родной культуре, что является очень важным моментом воспитания и социализации, который влияет на формирование картины мира с самого детства.
В 6-м классе учащиеся знакомятся подробно с культурой народов России. В 7-м — с культурой народов разных стран и материков ( т. к. изучается география материков). Изучение культуры разных народов проводится в рамках внеурочной деятельности (1 ч из части, формируемой участниками образовательных отношений). В 8-м классе есть отдельный курс «Мировое наследие в руках молодежи» (на основе программы, разработанной ЮНЕСКО). Он посвящен деятельности и проектам, осуществляемым ЮНЕСКО (идентичность, туризм, природная среда). Все курсы реализованы с учетом внедрения проектной деятельности (разработки туристических маршрутов, составлением планов развития охраняемых территорий и др.). Итогом работы становятся конференции ЮНЕСКО, проводимые для других образовательных организаций, и День ЮНЕСКО.
В 9-10-х классах курс продолжается изучением мирового культурного наследия в его эволюции: от древних культур до современного состояния, в т. ч. от древних этнокультурных районов расселения человека до современных Европы, Азии, Америки. Этот проект комплексный, метапредметный, интегрирующий знания истории, географии, мировой художественной культуры, литературы и т. п.
Беседовала Юлия Медведева, шеф-редактор объединенной редакции «Образование»

Проектная деятельность обучающихся в условиях внедрения эффективного учебного плана
Каковы особенности проектной деятельности как педагогической системы? Каких результатов можно достичь в ходе проектной деятельности?
Автор статьи рассказывает, как грамотно составить технологическую карту реализации проекта. Анализирует этапы выполнения проектов. А также приводит план-график и оценочный лист проектной работы. Положение о проектной деятельности в образовательной организации прилагается.
Особенности проектной деятельности
Федеральный государственный образовательный стандарт (далее — ФГОС) основного общего образования определяет внеурочную деятельность как неотъемлемую часть образовательного процесса. Переход на эффективный учебный план1 предполагает включение в учебный план индивидуальной проектной деятельности в качестве самостоятельного предмета, результат аттестации по которому вносится в аттестат о получении среднего общего образования. Поэтому в очередной раз становится актуальной проблема понимания существа, содержания и организации проектной деятельности обучающихся.
В общем понимании проект — это управляемая, ограниченная по ресурсам и срокам деятельность, направленная на достижение конкретного результата (цели) — создание определенного, уникального продукта; совокупность описаний свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации.
С позиций системно-деятельностного подхода — методологической основы ФГОС общего образования — любая образовательная деятельность является по своей сути и структуре педагогической системой, ибо служит средством реализации педагогических целей, соответствующих требованиям к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы (далее — ООП) соответствующего уровня образования. Понимая педагогическую систему любого уровня как открытую, управляемую, ресурсообеспеченную субъектную деятельность по достижению диагностируемой цели, мы будем рассматривать учебное проектирование как управляемый (целенаправленный, мотивированный, планируемый, организационно-обеспеченный, корректируемый), ресурсообеспеченный процесс совместной деятельности субъектов по достижению уникального, общественно значимого, запрограммированного, диагностируемого материального результата. Обобщенная структура проектной деятельности как педагогической системы может быть представлена следующей схемой (рисунок):

Таким образом, особенностями проектной деятельности являются: управляемость; актуальность, общественная значимость, уникальность конечного материального результата; ограниченность по срокам.
В отличие от исследовательской деятельности, целью которой является получение новых знаний, проектирование направлено на создание материального результата (или его образа). Исследовательская деятельность может быть органически включена в проектирование для получения новых знаний, необходимых для достижения цели проекта. Например, исследование качества воздуха (исследовательская деятельность, обеспечивающая получение новых знаний о составе воздуха в различных частях пространства) для определения оптимальных мест размещения детских объектов (проектная деятельность, направленная на разработку рекомендаций по размещению детских объектов на конкретной территории; или создание модели организации социально-бытовой инфраструктуры конкретного пространства и т. п.).
Результаты освоения ООП, достигаемые в проектной деятельности
Проектная деятельность является эффективным технологическим средством реализации задач ФГОС общего образования как педагогически целесообразная деятельность, направленная на достижение комплекса личностных, метапредметных и предметных результатов. В таблице 1 представлены результаты освоения ООП основного общего образования, достигаемые в процессе проектной деятельности.
Таблица 1
Результаты освоения ООП основного общего образования, достигаемые в процессе проектной деятельности
Результаты освоения ООП основного общего образования | Направления и особенности осуществления проектной деятельности |
---|---|
Личностные результаты | |
Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной | Реализация краеведческих, социологических, обществоведческих и т. п. проектов |
Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде | Выбор содержания проектной деятельности, процесс работы над проектом; социальная направленность результата проектной деятельности |
Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира | Реализация предметного и межпредметного содержания проектной деятельности |
Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания | Реализация коллективных проектов |
Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, учащимися старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности | Реализация системы коллективных проектов (в т. ч. —разновозрастных); организация социально значимого содержания проектной деятельности |
Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам | Обеспечение рефлексии обучающимися процесса и результата деятельности |
Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах | Выполнение проектов, направленных на развитие здоровьесберегающей среды; реализация предметных и межпредметных проектов, направленных на обеспечение безопасности жизнедеятельности обучающихся |
Формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях | Реализация экологических проектов |
Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера | Реализация системы проектов творческо-эстетического характера |
Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи | Обеспечение участия семьи в процессе проектной деятельности |
Метапредметные результаты | |
Умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности | Целеполагание и определение задач проекта; обоснование актуальности проекта |
Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в т. ч. альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач | Процесс планирования проектной деятельности, разработка методики выполнения проекта |
Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности | Обеспечение анализа результатов и рефлексии всех этапов проектной деятельности |
Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение | Организация и выполнение проекта; деятельность с разными источниками информации; формулировка выводов |
Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью | Использование системы проектов, реализуемых в парной, групповой, коллективных формах; оформление результатов проекта; презентация результатов проектной деятельности |
Формирование и развитие компетенции в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) | Использование ИКТ в процессе осуществления проектной деятельности |
Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации | Реализация системы экологических межпредметных проектов |
Предметные результаты | |
Освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умений, специфических для данной предметной области; видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях; формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами | Предметное содержание проектов |
Технологическая карта проекта
В таблице 2 представлена технологическая карта (алгоритм) реализации проектной работы.
Таблица 2
Технологическая карта реализации проекта
Этапы реализации проекта | Методические комментарии |
---|---|
Подготовительный этап | |
Выбор обучающимся предметной области и руководителя проекта | Обучающиеся на основании собственных интересов самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы (для индивидуальных проектов обучающихся 10-х классов — из числа педагогов образовательной организации (далее — ОО)) |
Выбор тематики, направления и жанра выполнения проекта | По направлению проекты могут быть исследовательские, инженерные, прикладные, информационные, социальные, экологические, краеведческие, игровые, творческие и др. По содержанию: предметные и межпредметные. Проектные работы могут быть выполнены в различных жанрах, таких как: • геоинформационная система; • мультимедийная экскурсия; • справочник, путеводитель, атлас на бумажных и электронных носителях; • макет, дизайн-макет; • видеоматериалы; • учебное пособие или дидактические материалы; • компьютерная программа; • описание (свойств создаваемого или модифицируемого объекта, события или системы, которые подлежат реализации, например, экологические, социальные проекты, бизнес-план); • сценарий, творческое произведение и др. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему (либо выбирают одну из тем, предложенных педагогом), определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности и согласуют с руководителем проекта. Тема должна быть сформулирована максимально конкретно, отражая существенные стороны проекта, и должна быть уточнена после завершения всей работы |
Обоснование актуальности выбранной темы | Тема актуальна при наличии общественной потребности (внешнего запроса, социального заказа), определяющей необходимость проектирования. Актуальность порождается противоречием между необходимостью в результатах данного проекта (для чего нужен результат, в чем заключается его уникальность) и их отсутствием |
Формулировка цели проекта | Цель формулируется как представление о результате деятельности, т. е. следует описать конкретный материальный продукт, который автор хочет получить в конечном итоге. (Цель работы: создать …, разработать …). Цель должна быть понятной, достижимой, диагностируемой |
Формулировка задач проекта | Задачи — промежуточные цели деятельности по этапам реализации проекта. Требования к задачам: достижимость, последовательность и иерархичность, непротиворечивость друг другу, ясность формулировки, диагностичность (измеряемость результатов), фиксированность по срокам. Формулируются 3–4 задачи, являющиеся шагами к конечной цели. Тема, цели и задачи проекта должны быть согласованы между собой |
Разработка методики и программы реализации проекта | Методика выполнения проекта: для выполнения каждой конкретной задачи подробно разрабатывается содержание и порядок действий автора (что и как делать). Определяются источники получения информации на каждом этапе работы: • что известно по содержанию данной проблемы? • каких знаний недостает? • где и каким образом можно приобрести недостающие знания? (Анализ литературы, анализ информации из Интернета, работа в архиве, опрос, работа в музеях, проведение микроисследования, др.). Указываются сроки реализации каждой задачи (см. форму 1 « План-график выполнения проектной работы») |
Выбор формы и определение срока представления конечного результата (отчета) | Обоснование выбора формы представления конечного результата (отчета), корректировка сроков в процессе подготовки проекта |
Этап выполнения проекта | |
Выполнение задач проекта | Обучающиеся самостоятельно (при консультативной помощи руководителя) работают над реализацией поставленных задач (производят поиск, отбор, систематизацию, анализ, оформление информации; осуществляют моделирование) согласно разработанной методике и программе |
Предварительный контроль | Совместно с руководителем определяется степень достижения каждой из задач и цели. Обсуждение полученных материалов и достигнутых результатов в учебных классах (других объединениях) |
Доработка (коррекция) полученных результатов | Корректировка содержания проекта после определения степени достижения каждой из задач и цели |
Оформление отчета (паспорта проекта) | Отчет должен содержать следующие разделы: • Титульный лист (с указанием ОО, темы проекта, автора и руководителя, года разработки). • Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость. • Цель и задачи проекта. • Методика выполнения проекта. • Результаты выполнения проекта. • Список использованных источников информации. • Приложения (иллюстративный, графический, справочный материал, электронная версия работы и др.) |
Подготовка представления (презентации) конечного результата | Важно в отведенное на представление результата ограниченное время кратко отразить: • общие сведения о проекте: тему, актуальность и практическую значимость, цель; • задачи и их достижение (по каждой задаче: методика выполнения и достигнутый результат); • общий результат работы и выводы. При сопровождении выступления компьютерной презентацией следует обратить внимание на ее содержание и оформление. Презентация должна иллюстрировать (а не дублировать) основное содержание устного выступления, т. е. содержать минимальное количество текста, сведений и другой информации, чтение которой отвлекает от содержания выступления (отвлекающими являются и эффекты анимации, которые не служат выделению докладываемого содержания) |
Представление (презентация) конечного результата проекта | На представлении (защите) проекта должен быть представлен сам проект, отзыв (рецензия) руководителя, презентационный материал. Автору необходимо уложиться в отведенное время |
Коллективное обсуждение всей работы (в рамках презентационного мероприятия) | Необходимо быть готовым к ответам на вопросы по содержанию и методике проделанной работы |
Рефлексия | Автор проекта должен ответить (себе) на вопросы: осуществлен ли замысел (достигнута ли цель)? что способствовало или препятствовало достижению? как избежать выявленных проблем в будущем? |
Применение результатов работы | Организация использования результатов проекта в практике ОО |
План-график выполнения проекта
План-график выполнения проекта, представленный в форме 1, помогает автору четко спланировать свою деятельность, а руководителю осуществлять контроль и коррекцию процесса выполнения работы на всех этапах.
Форма 1
План-график выполнения проектной работы
Автор:
Тема:
Руководитель проекта:
Порядок выполнения работы | Срок выполнения | Комментарии руководителя проекта о выполнении |
---|---|---|
Подготовительный этап | ||
Формулировка темы проекта | ||
Выбор направления и жанра выполнения проекта, формы представления конечного результата | ||
Обоснование актуальности выбранной темы | ||
Формулировка цели проекта | ||
Формулировка задач проекта | ||
Разработка программы и методики реализации проекта | ||
Этап выполнения проекта (заполняется согласно задачам и разработанной методике) | ||
Поиск, отбор, систематизация, анализ, оформление информации | ||
Моделирование | ||
Предварительный контроль достижения результата | ||
Доработка (коррекция) полученных результатов | ||
Оформление отчета (может осуществляться в процессе выполнения работы на предыдущих этапах) | ||
Титульный лист | ||
Актуальность и назначение проекта, его практическая значимость | ||
Цель и задачи проекта | ||
Методика выполнения проекта | ||
Результаты выполнения проекта | ||
Список использованных источников информации | ||
Приложения (иллюстративный, графический материал, электронная версия работы и др.) | ||
Рефлексивное описание выполнения проекта | ||
Подготовка представления конечного результата | ||
Подготовка оценочных листов | ||
Рецензирование проекта руководителем | ||
Защита проекта |
Оценочный лист проектной работы
Для оценки проекта могут быть использованы критерии степени сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных учебных действий (далее — УУД); предметных знаний и способов действий. Для непосредственной оценки проекта используется оценочный лист (форма 2).
Форма 2
Оценочный лист проектной работы
Автор:
Тема:
Критерии | Оценка | Комментарии | |
---|---|---|---|
Выполнение проектной работы | |||
Титульный лист, распечатанный вариант работы | … | … | |
Соответствие содержания теме | |||
Актуальность | |||
Формулировка цели и задач проекта | |||
Методика выполнения проекта | |||
Результаты выполнения проекта: • оригинальность; • новизна; • практическая значимость; • самостоятельность выполнения; • форма представления | |||
Формулировка выводов | |||
Список использованных источников информации | |||
Наличие иллюстративного материала | |||
Наличие электронной версии работы | |||
Особое мнение | |||
Презентация и защита проекта | |||
Логика изложения. Указаны: • тема; • актуальность; • цель; • задачи; • методика; • результаты выполнения задач; • выводы | |||
Владение материалом: • понимание излагаемого; • аргументированность; • логичность; • умение ответить на вопросы | |||
Наличие и качество иллюстративного материала | |||
Речь (четкость, грамотность, построение фраз и др.) | |||
Соблюдение регламента (до 10 мин) | |||
Особое мнение | |||
Рекомендации |
Регламент осуществления проектной деятельности в ОО оформляется в форме Положения и утверждается локальным актом (приложение).
Приложение
ПОЛОЖЕНИЕ о проектной деятельности в образовательной организации
1. Общие положения
1.1. Проектная деятельность является составной частью образовательного процесса
в
(далее — ОО) и осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности в течение учебного года согласно учебному плану.
1.2. Под понятием «Проектная деятельность» в ОО понимается
1.3. Образовательные задачи достигаются средствами проектной деятельности согласно федеральным государственным образовательным стандартам (далее — ФГОС) общего образования (по уровням) и основной образовательной программе ОО.
1.4. Обучающиеся 1-9-х классов участвуют в индивидуальной и коллективной проектной деятельности на добровольной основе.
1.5. Индивидуальная проектная работа является обязательной формой образовательной деятельности, выполняемой обучающимся 10-11-х классов в рамках одного или нескольких учебных предметов согласно учебному плану.
1.6. Индивидуальная проектная работа должна соответствовать следующей структуре:
2. Организация проектной деятельности в ОО
2.1. Общее руководство проектной деятельностью обучающихся 10-11-х классов в ОО осуществляет организационный комитет (далее — оргкомитет). Председателем оргкомитета является
В состав оргкомитета входят:
2.2. Оргкомитет:
- организует проектную деятельность обучающихся в рамках учебного плана;
- распределяет нагрузку педагогов по руководству проектами;
- утверждает перечень тем проектных работ, выбранных обучающимися;
- проводит предварительную экспертизу работ, представляемых к защите;
- организует и проводит оценивание выполненных проектных работ;
- организует и проводит итоговую научно-практическую конференцию в ОО по тематическим секциям по итогам выполненных работ;
- осуществляет выдвижение лучших проектных работ для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, окружного, регионального, федерального).
2.3. Руководителями проектных работ являются педагоги ОО. Консультантами могут быть сотрудники иных организаций, а также родители обучающихся.
Руководители проектных работ:
- формулируют темы, предлагаемые для выполнения обучающимися, и согласуют их с уполномоченным представителем оргкомитета;
- организуют индивидуальные и групповые консультации для обучающихся в процессе выполнения проектной работы (как плановые, так и по запросам обучающихся), осуществляют контроль деятельности обучающихся и несут ответственность за качество представляемых на защиту проектных работ;
- проводят индивидуальные консультации с обучающимися, представляющими свои проектные работы на конкурсы разного уровня. Для участия проектной работы в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, окружного, регионального, федерального) руководителем работы организуется оформление сопровождающей документации, предусмотренной форматом данного конкурса, и согласовывается с оргкомитетом ОО.
2.4. Выполнение индивидуальной (или коллективной) проектной работы для обучающихся других классов ОО является добровольным и осуществляется в процессе урочной и внеурочной деятельности по согласованию с педагогами. Результаты выполнения учебных проектов могут учитываться при выставлении учителями годовой отметки по соответствующему предмету и в составе портфолио обучающегося.
2.5. Представление результатов проектной деятельности предусматривает публичную защиту работы обучающимся на
или на специальном заседании оргкомитета.
3. Порядок и требования к выполнению проектной работы
3.1. Обучающиеся 10-х классов самостоятельно выбирают предметную область, в которой будет осуществляться проектная работа, и руководителя работы из числа педагогов ОО. В случае затруднений с выбором оргкомитет назначает в качестве руководителя работы одного из педагогов ОО.
3.2. Обучающиеся самостоятельно формулируют тему (либо выбирают одну из тем, предложенных педагогом), определяют цель (продукт) работы и ее жанровые особенности и согласуют с руководителем проекта. Согласованные темы проекта утверждаются оргкомитетом не позднее 1 октября текущего учебного года.
3.3. Проектная работа выполняется обучающимися в течение 2 учебных годов (10-й и 11-й классы) в соответствии с планом-графиком выполнения, согласованным с руководителем проектной работы.
3.4. Рекомендуемый порядок выполнения и оформления проектной работы представлен в технологической карте.
4. Порядок и требования к защите проекта
4.1. Проектная работа, выполненная и представляемая на защиту, должна содержать следующие материалы:
- выносимый на защиту продукт проектной деятельности;
- описание проектной работы согласно п. 1.6;
- рецензию руководителя.
4.2. Публичная защита проектной работы проводится лично автором в устной форме на
или в рамках специального открытого заседания оргкомитета проектной деятельности. О конкретной дате защиты обучающиеся оповещаются руководителем проектной работы не позднее чем за месяц до дня ее проведения.
4.3. Не менее чем за неделю до дня публичной защиты проектной работы руководителю предоставляется один экземпляр паспорта работы, оформленный в соответствии с установленными нормами.
4.4. Перед публичной защитой проекта ее участники должны провести проверку техники, записать работу или ее демонстрационную версию на компьютер, который будет использоваться во время презентации, проверить качество записи и условия демонстрации.
4.5. Продолжительность выступления не должна превышать 10 мин. После завершения выступления автор проектной работы отвечает на вопросы членов оргкомитета (не более 5 мин).
4.6. По итогам выполнения и защиты проектной работы решением оргкомитета обучающемуся выставляется итоговая оценка.
4.7. Решением оргкомитета лучшие проектные работы рекомендуются для участия в конкурсных мероприятиях различного уровня (муниципального, окружного, регионального, федерального).
4.8. Обучающиеся по согласованию с руководителем могут направлять завершенные проектные работы на конкурсы различного уровня, проводимые по соответствующей тематике. Для обучающихся — авторов проектных работ, ставших победителями и призерами городских, региональных, межрегиональных, республиканских или международных конкурсов, результат участия в конкурсе приравнивается к процедуре публичной защиты проекта. Решением оргкомитета данному обучающемуся выставляется итоговая оценка «отлично».
5. Критерии оценки проектной работы
Индивидуальная проектная работа оценивается по следующим критериям:
- сформированность познавательных УУД как способность к самостоятельному приобретению знаний и решению проблем, проявляющаяся в умении сформулировать тему, обосновать ее актуальность и выбрать адекватные приемы ее решения, включая поиск и обработку информации, формулировку выводов, обоснование и создание модели, объекта, творческого решения и т. п.;
- регулятивных УУД, проявляющаяся в умении самостоятельно ставить цели и задачи, планировать и управлять своей деятельностью во времени, использовать имеющиеся и привлекать недостающие ресурсы, осуществлять выбор оптимальных приемов деятельности;
- предметных знаний и способов действий, проявляющаяся в умении раскрыть содержание работы, логично и обоснованно в соответствии с темой использовать имеющиеся знания и способы действий;
- коммуникативных УУД, проявляющаяся в способности ясно изложить содержание выполненной работы, представить ее результаты, четко и аргументированно ответить на вопросы.
6. Приложения
В приложения выносятся: технологическая карта реализации проекта, план-график выполнения проекта, оценочный лист и другие бланки и формы, обеспечивающие соблюдение единообразия документации и удобство использования Положения о проектной деятельности в ОО.

Метапредметное содержание методической работы в общеобразовательной организации
Автор статьи рассказывает о возможностях, которые дают подобные объединения при подготовке учащихся к ЕГЭ. Примеры заданий по русскому языку и обществознанию прилагаются.
Метапредметное содержание методической работы
Современная система образования отказывается от традиционного представления о результатах обучения в виде знаний, умений и навыков. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования указывают реальные виды действий, которыми учащийся должен овладеть, завершая обучение на определенном уровне общего образования. Они представлены через личностные, предметные и метапредметные образовательные результаты. Каждый учитель должен планировать работу, направленную на формирование прежде всего метапредметных результатов обучения, включающих освоение обучающимися межпредметных понятий1, познавательных, коммуникативных, регулятивных универсальных учебных действий (далее — УУД). Полноценно формировать УУД можно за счет сотрудничества педагогов, которое должно строиться на принципах:
- целенаправленности (стремление к общей цели);
- мотивированности (активное, заинтересованное отношение к совместной деятельности);
- целостности (взаимосвязанность участников деятельности);
- структурированности (четкое распределение функций, прав, обязанностей, ответственности);
- согласованности (согласование действий участников деятельности, низкий уровень конфликтности);
- организованности (планомерность деятельности, способность к управлению и самоуправлению);
- результативности (способность достигать результата).
Методическая работа в МБОУ «Краснотуранская СОШ» (далее — Краснотуранская СОШ) организована так, что в одно методическое объединение (далее — МО) входят учителя русского языка и литературы, истории и обществознания. Проанализировав, какие УУД для этих предметов могут являться общими, мы выделили следующие:
- адекватное использование речи для планирования и регуляции своей деятельности;
- эффективное применение речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- владение устной и письменной речью;
- построение монологического контекстного высказывания;
- владение основами ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения, умениями структурировать тексты, включая выделение главного и второстепенного, выстраивание последовательности описываемых событий, способы деятельности, с помощью которых можно было формировать эти умения.
Поэтому работа МО учителей русского языка и литературы, истории и обществознания строится на метапредметном подходе к образовательному процессу. В рамках внутрикорпоративного повышения квалификации учителей были проведены семинары для педагогических работников Краснотуранской СОШ. Цель семинаров — совершенствовать методику формирования метапредметных результатов образовательной деятельности при работе с текстом, независимо от предметного содержания. Были рассмотрены методические приемы:
- составления вопросов к тексту и ответов на них;
- комментированного чтения текста;
- аналитического чтения текста;
- деления текста на смысловые части;
- составления плана;
- создания конкретизирующих, сравнительных, хронологических, обобщающих таблиц;
- восстановления деформированного текста на основе полученных знаний;
- подбора примеров, раскрывающих основные идеи текста;
- составления логических схем;
- преобразования цифровой информации (графиков, статистических таблиц, диаграмм) в текст.
Написание сочинения по русскому языку и обществознанию
Целый ряд нормативно-правовых документов в сфере образования с 2014 г. регламентирует введение сочинения как формы государственной итоговой аттестации выпускников общеобразовательных организаций (письмо Рособрнадзора от 27.11.2014 № 02–747 (с изм. от 05.12.2014) «О направлении Методических рекомендаций по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования» (вместе с Рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения), Техническим регламентом проведения итогового сочинения (изложения), Методическими рекомендациями по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования, Методическими рекомендациями по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения), Методическими рекомендациями для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)); письмо Рособрнадзора от 05.12.2014 № 10–761 «О дополнении документов, регламентирующих порядок проведения итогового сочинения (изложения), направленных письмом Рособрнадзора от 27.11.2014 № 02–747»; письмо Рособрнадзора от 16.04.2015 № 02–150 «Об участии выпускников прошлых лет в проведении итогового сочинения (изложения)» и др.). Выпускники 11-х классов на едином государственном экзамене (далее — ЕГЭ) по русскому языку пишут сочинение по прочитанному тексту. Для выполнения этого задания им необходимо сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста (избегая чрезмерного цитирования), сформулировать позицию автора (рассказчика) и написать о том, согласны они или не согласны с точкой зрения автора прочитанного текста. Необходимо аргументировать свое согласие или несогласие, опираясь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения. Объем сочинения — не менее 150 слов2.
ЕГЭ по обществознанию предполагает выполнение следующего задания: выпускнику необходимо выбрать одно из предложенных высказываний и раскрыть его смысл в форме мини-сочинения, обозначив при необходимости разные аспекты поставленной автором проблемы (затронутой темы). При изложении своих мыслей по поводу поднятой проблемы (обозначенной темы), аргументации своей точки зрения необходимо использовать знания, полученные в процессе изучения курса обществознания, соответствующие понятия, а также факты общественной жизни и собственный жизненный опыт. В качестве фактической аргументации выпускнику необходимо привести не менее двух примеров из различных источников3. Поэтому одним из важнейших аспектов совместной работы учителей русского языка, литературы, обществознания и истории стало налаживание сотрудничества по формированию такого умения, как написание сочинения.
В своем современном виде эссе появилось в XVI в. в творчестве М. Монтеня. Сегодня в науке не существует единого универсального определения эссе как литературного жанра. Все они вариативны и своеобразны, но, проанализировав несколько определений, несложно выделить в них единую общую суть.
При написании на экзамене эссе по обществознанию от ученика требуется:
- раскрыть смысл высказывания (афоризма);
- написать текст, который соответствует системе предметных знаний по обществознанию и анализируемой проблеме (афористическому высказыванию мыслителя);
- отразить в тексте относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов, которые раскрываются с опорой на знания, полученные при изучении курса обществознания;
- включить в текст ясно выраженное и аргументированное собственное понимание проблемы и свое отношение к ней;
- использовать (корректно) термины, понятия, обобщения, факты, примеры, связанные с конкретной, ставшей предметом анализа проблемой;
- выстраивать свободную композицию, непринужденное повествование, отличающееся парадоксальностью, внутренним смысловым единством, небольшим объемом, продуманной структурой4.
СПРАВКА
Эссе (от французского essai — попытка, очерк) — «прозаическое произведение небольшого объема, передающее субъективные впечатления и размышления автора по тому или иному поводу и изначально не претендующее на полноту изображения и исчерпывающую трактовку темы. Главная примета эссе как жанра — свободная композиция: последовательность изложения подчинена только внутренней логике авторских размышлений; связи между частями текста часто носят ассоциативный характер, что проявляется в особом синтаксисе — множестве неполных предложений, вопросительных и восклицательных конструкций и т. п. Кроме того, эссеистический стиль обычно отличается образностью и афористичностью, непринужденной, в духе свободной беседы с читателем, манерой изложения, нередко — использованием разговорной лексики»5.
Эссе — «это прозаическое сочинение-рассуждение небольшого объема со свободной композицией. Жанр — критика и публицистика, свободная трактовка какой-либо проблемы. Эссе выражает индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу, заведомо не претендует на объективность…»6.
В основу сочинения-рассуждения положено рассуждение как тип речи. Это значит, что автор высказывает свои мысли на обозначенную тему, развивает их, приводит доводы в пользу одной или другой. Итогом сочинения служит вывод о том, к какой мысли автор склоняется и почему. Грамотно написать сочинение-рассуждение означает убедительно доказать свою точку зрения, обосновав ее сильными аргументами.
Это подтверждается следующими критериями оценки сочинения по русскому языку:
- формулировка проблем исходного текста;
- комментарий к сформулированной проблеме исходного текста;
- отражение позиции автора исходного текста;
- аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме;
- смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения;
- точность и выразительность речи;
- соблюдение фактологической достоверности в фоновом материале.
Таким образом, такие микроумения, как выявление проблемы, составление тезиса, подбор аргументов, являются общими и различаются только предметным содержанием.
Результатом работы стала система занятий для учащихся, направленная на освоение способов написания эссе, что позволяло формировать ряд метапредметных результатов. Был составлен план, в соответствии с которым проходила работа по подготовке уроков по освоению способов написания эссе ( сочинения-рассуждения) в системе преподавания русского языка и обществознания, включающий:
- анализ программ учебных предметов (русский язык, обществознание) с целью выделения общих единиц содержания;
- составление заданий для отработки и закрепления учениками по отдельности каждого параметра, который впоследствии будет оцениваться при проверке экзаменационного сочинения (приложения 1, 2);
- определение общих форм работы на учебном занятии;
- разработку проекта плана проведения учебного занятия.
Практически ежедневно участники МО собирались для обсуждения достигнутых результатов и согласования действий на следующем этапе работы. Первоначально предлагалось провести занятия по отдельности учителями русского языка и обществознания, но с общей целью по формированию умения написания эссе. В ходе обсуждений учителя пришли к выводу, что занятие должно проходить в форме погружения в проблему и проводить его должны учителя русского языка и обществознания совместно, при этом каждый в группе понимал степень своей ответственности за конечный результат, которым и стало успешное проведение занятия.
Приложение 1
ПРИМЕРЫ заданий по русскому языку
Задание 1. Определите, к какому типу относятся указанные проблемы. Ответ обоснуйте.
Проблема | Классификация | ||||
---|---|---|---|---|---|
Философская | Политическая | Экологическая | Нравственная | Социальная | |
Опасность политики национализма | |||||
Возможность устранения социальной несправедливости | |||||
Смысл человеческой жизни | |||||
Необходимость заботиться об окружающих людях | |||||
Наличие у человека права вмешиваться в жизнь природы |
Задание 2. Прочитайте текст. Выберите правильную формулировку проблемы текста.
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он Бог. Человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
(По Д.А. Гранину)
Сформулируйте развернутые ответы на вопросы:
1. Что такое гармония?
2. Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
3. Каковы границы познания окружающего мира?
4. Каковы перспективы технического прогресса?
Задание 3.
3.1. Прочитайте текст. Сформулируйте проблему текста.
«Если хочешь счастья, не думай о лишениях; учись обходиться без лишнего», — написал мне дедушка в моей тетради, когда мне стукнуло восемь лет. Теперь этот закон кажется мне выражением настоящей жизненной мудрости. Жизнь есть борьба, в которой мы должны побеждать; а победителем становится тот, кто осуществляет благое и справедливое.
Всю жизнь нам грозят лишениями. Всю жизнь нас беспокоят мысли и заботы о возможных потерях, убытках, унижениях и бедности. Но именно в этом и состоит школа жизни: в этом — подготовка к успеху, закал для победы. То, чего требует от нас эта школа, — есть духовное преодоление угроз и лишений. Способность легко переносить заботы и легко обходиться без того, чего не хватает, входит в искусство жизни. Никакие убытки, потери, лишения не должны выводить нас из душевного равновесия. «Не хватает?» — «Пускай себе не хватает. Я обойдусь…» Нельзя терять священное и существенное в жизни; нельзя отказываться от главного, за которое мы ведем борьбу. Но все несущественное, повседневное, все мелочи жизни — не должны нас ослеплять, связывать, обессиливать и порабощать…
Искусство сносить лишения требует от человека двух условий.
Во-первых, у него должна быть в жизни некая высшая, все определяющая ценность, которую он действительно больше всего любит и которая на самом деле заслуживает этой любви. Это и есть то, чем он живет и за что он борется; то, что освещает его жизнь и направляет его творческую силу; то, перед чем все остальное бледнеет и отходит на задний план. Это есть священное и освящающее солнце любви, перед лицом которого лишения не тягостны и угрозы не страшны. Именно таков путь всех героев, всех верующих, исповедников и мучеников.
И во-вторых, человеку нужна способность сосредоточивать свое внимание, свою любовь, свою волю и свое воображение — не на том, чего не хватает, чего он «лишен», но на том, что ему дано. Кто постоянно думает о недостающем, тот будет всегда голоден, завистлив, заряжен ненавистью. Вечная мысль об убытках может свести человека с ума или уложить в гроб, вечный трепет перед возможными лишениями унижает его и готовит его к рабству. И наоборот: тот, кто умеет с любовью вчувствоваться и вживаться в дарованное ему, тот будет находить в каждой жизненной мелочи новую глубину и красоту жизни, как бы некую дверь, ведущую в духовные просторы. Такому человеку довольно простого цветка, чтобы коснуться божественного миротворения и изумленно преклониться перед ним; ему, как Спинозе, достаточно наблюдения за простым пауком, чтобы постигнуть строй природы в его закономерности; ему нужен простой луч солнца, как Диогену, чтобы испытать очевидность и углубиться в ее переживание.
(По И.А. Ильину)
3.2. Согласны ли вы со следующими высказываниями? Сформулируйте развернутые ответы, отражающие ваше согласие или несогласие с высказыванием. Укажите номера правильных ответов.
1. И.А. Ильин поднимает проблему потерь в жизни человека.
2. Философ И.А. Ильин размышляет над проблемой: должен ли человек бояться лишений?
3. «Как научиться легко переносить заботы и лишения?» — такова проблема, которая привлекла внимание И.А. Ильина.
4. В этом тексте я увидел одну проблему. Эта проблема — счастье.
5. Автор поднимает проблему жизненных мелочей.
6. Как научиться сохранять душевное равновесие несмотря на жизненные заботы и лишения?
7. «Что такое истинная любовь?» — этот вопрос ставит перед читателями И.А. Ильин.
8. «В чем заключается искусство сносить лишения?» — этой проблеме посвящает свой текст И.А. Ильин.
9. Автор рассуждает о том, что такое жизненная борьба.
10. Текст И.А. Ильина посвящен важной философской проблеме: как научиться не бояться жизненных трудностей.
3.3. Отредактируйте формулировки проблем текста И.А. Ильина, предложенные другими учащимися.
Исходный вариант | Отредактированный вариант |
---|---|
Автор поднимает проблему о преодолении лишений | |
Как преодолеть подстерегающие лишения человека? | |
Автор поднимает проблему жизненных трудностей и как к ним относиться | |
Как получить искусство сносить лишения | |
Прочитав текст, возникает проблема овладения «искусством жизни» |
Задание 4. Выберите из фрагментов сочинений аргумент, подтверждающий тезис. Отметьте вариант ответа. Объясните свой выбор.
Тезис: безответственные поступки человека могут причинить боль другому живому существу.
Фрагменты сочинений:
1. «В качестве примера можно привести повесть И.С. Тургенева „Муму“. Крепостной Герасим очень любил свою собаку, заботился о ней. Но, когда барыня захотела посмотреть на Муму, собака, испугавшись, огрызнулась. Тогда барыня велела убить собаку. Доказательством сильной воли Герасима является его решительный поступок, когда он принял решение сам избавиться от собаки. Несмотря на всю его огромную любовь и привязанность к Муму, он собственными руками утопил несчастное животное в воде, так как сам был подневольным человеком. Этим поступком он хотел доказать несправедливость окружающего мира».
2. «О человеческой жестокости по отношению к животным рассказывает С.А. Есенин в стихотворении „Песнь о собаке“. Трагедия существа, у которого отняли детей, показана через поведение собаки: она бежит за хозяином, который не хочет понять, что у нее достаточно молока и на семерых щенков. Горьким упреком человеку звучит это стихотворение, передающее страдание животного:
Покатились глаза собачьи золотыми звездами в снег…».
3. «Примером, подтверждающим мою позицию, может служить творчество канадского писателя Э. Сетона-Томпсона. В своих книгах: „Животные, которых я знал“, „ Животные-герои“, „Маленькие дикари“ и др. — он поведал о жизни, повадках, обычаях и привычках животных так, что они стали интересными сами по себе, вне зависимости от их отношения к человеку. Для Э. Сетона-Томпсона каждая особь живой природы — это целый мир, проникнуть в который дано человеку гуманному и терпеливому, умеющему наблюдать и любить многообразие окружающей жизни».
Задание 5.
5.1. Прочитайте текст.
Только во второй половине XVIII в. личность человека начинает постепенно обретать силы, находить в себе чувство собственного достоинства и получать в жизни иные цели, кроме рептильного продвижения по служебной лестнице о четырнадцати ступенях.
Личность, личностное начало существовали в русской культуре всегда. Разве не личности митрополит Илларион, князь Владимир Мономах, Даниил Заточник, Афанасий Никитин, Максим Грек, Иван Грозный, а потом бесчисленное количество деятелей эпохи Смуты и последующего времени, а затем протопоп Аввакум, царь Петр, Ломоносов, Державин, Новиков и многие другие.
Но только Пушкин осознал свою свободу от двора, свое истинное значение как человека, как поэта. Памятник ему в его представлении вознесся выше Александрийского столпа, т. е. памятника Александру I. От двора он не принимал, в отличие даже от Державина, золотых табакерок. Именно поэтому для него было так оскорбительно получить звание камер-юнкера — получить свою ступень при императорском дворе.
(По Д.С. Лихачеву)
5.2. Выберите правильные формулировки проблемы текста:
1. В тексте поднимается проблема свободы.
2. Автор размышляет над проблемой исторической памяти.
3. В чем проявляется личностное начало человека?
4. В чем заключается чувство собственного достоинства человека?
5. Какова роль поэта в жизни общества?
5.3. Соотнесите формулировки проблем текста Д.С. Лихачева из левой колонки таблицы с позицией автора, указанной справа, и запишите ответ.
Проблема | Позиция автора |
---|---|
• Что является важнейшим качеством сформировавшейся личности? • Какова истинная цель жизни? • Проблема свободы личности | • Человек должен прежде всего стать личностью, найти свое предназначение, которое не ограничивается карьерным ростом или заботой о материальном благополучии. • Человек, осознавший свою свободу, находит в себе силы служить не власти, а идеалам истины и добра. • Личность немыслима без развитого чувства собственного достоинства |
Приложение 2
ПРИМЕРЫ заданий по обществознанию
Задание 1. Найдите соответствие между проблемой и высказыванием. Аргументируйте ответ.
Проблема | Высказывание |
---|---|
Значение конкуренции в экономике | «Реклама есть искусство целиться в голову, чтобы попасть в карман». (В. Пакард) |
Методы рекламы в экономике | «Без конкуренции даже самая богатая страна может очень быстро прийти в упадок». (Э. Гроув) |
Роль государства в экономике | «Кто покупает лишнее, в конце концов продает необходимое». (Б. Франклин) |
Значение сбережений в бизнесе | «Реальным источником власти государства над потребителем является его контроль над производством». (Ф. Хайек) |
Понятие «свобода» в экономике | «О чем нельзя забывать, так это о простой истине: все, что правительство дает, оно сначала забрало». (Д. Колеман) |
Значение спроса и предложения в рыночной экономике | «Каждому человеку должно быть предоставлено равное право преследовать свою выгоду, и от этого выигрывает все общество». (А. Смит) |
Рациональное поведение потребителя | «Свобода экономическая не может быть свободой от экономических забот; это свобода экономической деятельности, неизбежно влекущая за собой риск и ответственность, связанные с правом выбора». (Ф. Хайек) |
Перераспределительная функция налогов | «Сбережения составляют самый богатый доход». (И. Стобей) |
Балансирование доходов и расходов | «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования». (М. Стинс) |
Своекорыстный интерес — основа экономической деятельности | «При обычном и повседневном положении дел спрос на любые товары предшествует их предложению». (Д. Рикардо) |
Задание 2. Сформулируй проблемы в темах эссе.
Высказывание | Возможная проблема |
---|---|
«Бедняки платят дороже всего». (У. Зыбура) | |
«Налоги — это та цена, которую мы платим, чтобы жить в цивилизованном обществе». ( О. У. Холмс) | |
Экономика есть искусство удовлетворять безграничные потребности при помощи ограниченных ресурсов». (Л. Питер) | |
«Система частной собственности — важнейшая гарантия свободы не только для владельцев собственности, но и для тех, у кого ее нет». ( Ф. А. Хайек) | |
«Самый бедный тот, кто не умеет пользоваться тем, чем располагает». (П. Буаст) | |
«Умное государство не мешает своим гражданам зарабатывать деньги, только наблюдает за этим, получая прибыль в виде налогов». (Дж. Фейлан) | |
«Великие нации никогда не беднеют из-за расточительства и неблагоразумия частных лиц, но они нередко беднеют в результате расточительства и неблагоразумия государственной власти». (А. Смит) | |
«Человек с множеством достоинств добавит к ним еще два, если окажется способным заработать и разумно потратить большие деньги». (Э. Севрус) | |
«Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться». (Наполеон) | |
«Бесчестная прибыль облегчает бесчестную натуру». (Пириандр) | |
«Равный раздел состояний и земель привел бы к общей нищете». (С. Батлер) | |
«Инфляция каждому предоставляет возможность почувствовать себя миллионером».(А. Рогов) | |
«Торговля не разорила еще ни одного народа». (Б. Франклин) | |
«Бесплатных завтраков не бывает». (Б. Крейн) |
Задание 3. Прочитайте тему и текст эссе. Выполните предложенные после эссе задания.
Налоги — это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого
Я полностью согласна с позицией автора, т. к. налоги регулируют экономику и, составляя значительную часть доходов госбюджета, расходуются в интересах всего общества. Налоги — это необходимая плата общества для получения общественных благ.
Раскрывая данную тему, необходимо обратиться к понятию «налоги». Налоги — это принудительное изъятие государством у домашних хозяйств и фирм определенной денежной суммы. Возникают вопросы: для чего существуют налоги, на какие цели они идут?
Налоги являются одним из инструментов фискальной политики государства. В зависимости от характера этой политики изменение налогов наряду с изменением государственных закупок и выплатами трансфертов приводит к регулированию развития экономики в целом. Существование автоматической фискальной политики основано на действии встроенных стабилизаторов. К ним относятся, например, подоходный налог (для фирм налог на прибыль); косвенные налоги (например, налоговая добавочная стоимость), а также пособие по безработице и пособие по бедности, изменение которых связано со спадом или бумом в экономике. Кроме того, налоги — одна из основных статей поступления средств в государственный бюджет.
Затем они перераспределяются на выплаты населению и финансирование таких статей, как образование, медицина, культура и т. д.
Однако со взиманием налогов связана проблема уклонения от них. Сокрытие доходов приводит к уменьшению поступлений в госбюджет. И не стоит после этого удивляться, что какие-то социальные программы плохо финансируются!
Такая ситуация складывается и в современной России. С целью вывода части доходов из тени был принят единый подоходный налог в размере 13%. А, например, в Швеции, высокие налоги уплачиваются всеми гражданами государства, т. к. они реально видят, куда идут данные налоги, по уровню благосостояния общества.
Таким образом, налоги — это действительно важная составляющая регулирования экономики в интересах всего общества. Вследствие перераспределения поступающих налогов все общество выигрывает, т. к. они идут на улучшение качества жизни людей. Главное, чтобы само общество это осознало!
Задание 3.1. В данном тексте найдите и выделите все части эссе по схеме, обозначенной в памятке.
- Найдите и прочитайте строки, являющиеся вступлением (В).
- Найдите и прочитайте проблему (П).
- Найдите и прочитайте тезис (Т1, Т2).
- Найдите и прочитайте первый аргумент (А1) к тезису (Т1).
- Найдите и прочитайте второй аргумент (А2) к тезису (Т1).
- Найдите и прочитайте первый аргумент (А1) к тезису (Т2).
- Найдите и прочитайте второй аргумент (А2) к тезису (Т2).
- Соответствует ли вывод содержанию? Докажите.
- Есть ли эмоциональный заряд? Докажите.
- Назовите обществоведческие термины, использованные в данном эссе.
Задание 4. Даны фрагменты текста эссе не в логической последовательности. Из разрозненных частей необходимо составить целостный текст.
Тема «Конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей».
Автор высказывания Д. Сарнофф.
Элементы композиции эссе | Элементы текста из эссе, данные не в логическом порядке |
---|---|
В | 1. Прежде всего конкуренция обеспечивает наилучшие качества товара или услуги. Как же это происходит? |
П | 2. Производители в борьбе за потребителя стараются прибегнуть к некоторым ухищрениям. |
Во-первых, надо, чтобы товар на рынке был узнаваем. Для этого используют рекламу, которая должна подчеркнуть преимущества товара перед аналогичными, но выпускаемыми другими фирмами. В то же время реклама не должна принижать, оскорблять конкретный товар конкурентов. Во-вторых, покупательский спрос во многом зависит от внешней привлекательности товара. Замечено, например, что один и тот же сорт конфет продавали без обертки и в яркой упаковочной бумаге. Вторые раскупались гораздо быстрее, чем первые, хотя на вкус были абсолютно одинаковыми. В-третьих, производители товаров, стремящиеся обойти конкурентов, прибегают и к производству новых товаров. Это заметно на примере современных молочных ферм. Есть такие, которые производят молоко и продают его посредникам. Другие же не только производят молоко, но и перерабатывают его сами и продают уже в виде готовой продукции: пакетированное молоко, сухое молоко, сливки, йогурты и прочее. Чем богаче ассортимент, тем больше прибыль. В-четвертых, бывает и так, что производитель снижает цены на товар, чтобы увеличить товарооборот. Но такое доступно преимущественно крупным предприятиям. Мелкие же от такой меры могут разориться, т. к. у них товарооборот ниже. Все упомянутые мною типы конкуренции называют цивилизованными. Именно они способствуют улучшению качеств продуктов | |
Т1 | 3. Прибегающие к этому типу конкуренции для достижения высокой, стабильной прибыли используют следующие методы: шантаж, подкуп работников у соперников, промышленный шпионаж, террор и проч. В России в период перехода от командно-административной экономики к рыночной таких примеров было немало. Это было возможно из-за несовершенства законодательной базы рыночной экономики |
А1 | 4. Конкуренция не только способствует обеспечению наилучших качеств товаров и услуг. Есть еще так называемая дикая, нецивилизованная конкуренция, которая развивает наихудшие качества людей |
А2 | 5. Как тут не вспомнить слова Д. Сарноффа о том, что конкуренция обеспечивает наилучшие качества продуктов и развивает наихудшие качества людей. Я с глубоким уважением отношусь к тем, кто ведет цивилизованную конкуренцию, порицаю тех, кто, поправ мораль, ведет дикую борьбу за деньги |
Т2 | 6. Каково же значение конкуренции в рыночной экономике? |
А1 | 7. Конкуренция является регулятором не только экономических, но и политических, культурных, межличностных отношений. Конкуренция осуществляет функцию взаимной координации наших действий без вмешательства со стороны властей: люди соперничают за лучшие результаты, большую прибыль, лучшие условия жизни |
А2 | 8. Бывает и так, что некоторые предприниматели, объединившиеся в монополию, необоснованно повышают цены на товары или услуги. Такие способы ведения успешного бизнеса антигуманны. Против них выступает не только мораль, но и государство. Например, в США еще в конце XIX в. были приняты антитрестовские законы. А в современной истории России в 90-е гг. XX в. принят целый ряд антимонополистических законов |
В | 9. Необходимым условием рыночной экономики является конкуренция, т. е. соперничество, борьба между предприятиями, производящими сходную продукцию |
