Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP»
Все о видах образовательной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся. Программа внеурочной деятельности как социальный проект.
Автором статьи детально представлена структура программы «Работа в растровом редакторе GIMP». Изучение подобной многоплатформенной программы способна обеспечить межпредметное содержание занятий.
Инструмент развития УУД
Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP» может быть инструментом развития универсальных учебных действий (далее — УУД) в части формирования компетенции обучающегося в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)1. В пункте 2.1.6 Примерной основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования указаны основные формы организации учебной деятельности по формированию ИКТ-компетенции обучающихся: уроки по информатике и другим предметам; факультативы; кружки; интегративные межпредметные проекты; внеурочные и внешкольные активности. Среди видов образовательной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, выделены:
- выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
- создание и редактирование текстов;
- создание и редактирование электронных таблиц;
- использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;
- создание и редактирование презентаций;
- создание и редактирование графики и фото;
- создание и редактирование видео;
- создание музыкальных и звуковых объектов;
- поиск и анализ информации в Интернете;
- моделирование, проектирование и управление;
- математическая обработка и визуализация данных;
- создание веб-страниц и сайтов;
- сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
При подготовке проектов в программе GIMP могут быть реализованы следующие виды образовательной деятельности из перечисленных выше: использование средств для построения блок-схем, других графических объектов; создание графики для последующей работы с шаблоном презентаций; создание и редактирование графики и фото, в т. ч. для работы с веб-страницами и сайтами.
Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся обеспечивается усилиями команды учителей-предметников, согласование действий которых происходит в ходе регулярных рабочих совещаний по данному вопросу (п. 2.1.6 Примерной ООП основного общего образования). В пункте 2.1.5 Примерной ООП основного общего образования перечислены возможные формы представления результатов проектной деятельности, в т. ч. постеры, презентации, альбомы, буклеты, брошюры.
Межпредметное содержание занятий
Существует возможность объединения усилий нескольких учителей-предметников по подготовке графической продукции (проекты: «Буклет, складывающийся втрое», «Страницы фотоальбома», «Рекламная листовка», «Шаблон презентации») в качестве интегративных межпредметных проектов2. Пункт 2.1.7 «Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования» примерной ООП основного общего образования, определяя создание графических объектов как элемент формируемой у обучающихся ИКТ-компетенции, оставляет право выбора графического редактора за учителем.
Реализация модульного курса «Работа в растровом редакторе GIMP» как программы внеурочной деятельности направлена на подготовку социальных проектов, которые можно классифицировать и как межпредметные. Основной вид деятельности учащихся в рамках программы внеурочной деятельности «Работа в растровом редакторе GIMP» — организация разработки конкурсной документации для получения издательством тендера на выпуск печатной продукции (социальной рекламы). Такой вид деятельности предполагает интеграцию целого ряда предметных образовательных результатов обучающихся (табл. 1).
Таблица 1
Межпредметное содержание занятий внеурочной деятельности при реализации программы «Работа в растровом редакторе GIMP»
Предмет | Предметные результаты* | Деятельность учащихся в рамках программы «Работа в растровом редакторе GIMP» |
---|---|---|
Информатика | Различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях. Классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач. Соблюдать нормы информационной этики и права. Работать с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, редакторы, браузеры, поисковые системы и др.). Представлять данные в различной форме. Безопасно организовывать свое личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисови т. п. Выполнять основные операции с файлами | Определение программного обеспечения, необходимого для выполнения проектов (буклет, листовка и др.). Поиск необходимой информации для подготовки конкурсной документации. Совершенствование навыков работы с текстовым и графическим редактором при подготовке текста и дизайна рекламной продукции. Соблюдение авторских прав (использование фотографий, текстов и проч.). Создание текстовых, графических и других типов файлов. Хранение файлов |
Русский язык | Работать с различными информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Владеть навыками информационной переработки материала. Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | Подготовка текстов буклета, листовки, обращений к клиентам (могут быть размещены на календарях); сопроводительной конкурсной документации для тендера. Подготовка текста для презентации рекламной продукции |
Обществознание | Раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции. Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности. Раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности. Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха | Составление текстов буклета, листовки и разработка дизайна макетов. Соответствие текста графической информации, привлечение внимания в тексте к проблемам детей, оставшихся без попечения родителей, граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Создание конкурентоспособной рекламной продукции для получения тендера |
Программа внеурочной деятельности «Работа в растровом редакторе GIMP»
План внеурочной деятельности3 может быть представлен как организация деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в т. ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, и как план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы и проч.). Оба формата актуальны при реализации модульного курса «Работа в растровом редакторе GIMP» как программы внеурочной деятельности. Темы проектов и количество часов для реализации курса учитель определяет самостоятельно, исходя из особенностей класса, возраста (для разновозрастных объединений), индивидуального уровня владения обучающимися ИКТ и т. п. (табл. 2).
Таблица 2
Примерные темы и содержание занятий программы внеурочной деятельности «Работа в растровом редакторе GIMP»
Тема | Задачи | Комментарии к проведению занятий |
---|---|---|
Использование свободного программного обеспечения для подготовки межпредметного проекта | Формирование понимания терминов «межпредметный проект» (если межпредметные проекты ранее не выполнялись), «свободное программное обеспечение» (если ранее оно не использовалось для обучения). Окончательное определение тем межпредметных проектов, которые необходимо выполнить в течение занятий курса. Скачивание и установка растрового редактора GIMP. Освоение интерфейса (умений работы с основными окнами, инструментами) | Любое занятие в рамках курса делится на две части: 1-я — предметная (планирование содержания, его последующая подготовка и коррекция); 2-я — техническая (собственно оформление проекта). Подобное разделение может быть реализовано как деятельность двух учителей на занятии ( учителя-предметника и учителя информатики) или как деятельность одного учителя (если он корректирует проектную деятельность, может оформлять проектные работы в GIMP и самостоятельно работать в растровом редакторе). Поэтому на 1-м занятии целесообразно окончательно определиться с составом групп учащихся и выбранными каждой группой темами проектов (тема проекта известна только группе учащихся и учителю) |
Организация работы издательской компании | Формирование понимания правил групповой работы, распределения обязанностей в издательской компании, понятий «торги», «тендер», «конкурсная документация». Создание папок и хранение конкурсных материалов. Создание файлов в GIMP. Поставка изображений в файл. Форматы файлов. Сохранение файлов | Группы учащихся — будущие издательские компании. Занятие проходит в форме изучения конкурсных требований. Конкурсные требования могут быть специально подготовлены учителем или разработаны организационным комитетом образовательной организации, который проводит защиту итоговых проектов* и т. п.). Учащиеся на занятиях готовятся к торгам, на которых издательство (группа учащихся) представляет конкурсную документацию для получения тендера (в оговоренные сроки на принципах состязательности — по определенным критериям). Торги проводятся для того, чтобы выявить лучшую издательскую компанию, которая будет выпускать печатную продукцию рекламного характера (социальную рекламу). Учащимся необходимо определить наиболее эффективные (по подготовке и стоимости) печатные рекламные носители и их содержание |
Печатная рекламная продукция | Подготовка буклета, складывающегося втрое или вчетверо, листовки. Формат файла. Установка направляющих для размещения блоков информации. Основные инструменты панели инструментов GIMP. Осознание важности и необходимости социальной рекламы, возможностей подготовки социальных проектов | Участникам занятия предлагается не просто подготовка печатной продукции для рекламной акции, а мероприятие для привлечения внимания общественности к определенным социальным проблемам. Поэтому печатная рекламная продукция может быть посвящена обучающимся с ОВЗ, проблемам детей, находящихся в центрах социальной реабилитации несовершеннолетних, детских домах и т. п. Содержание печатной рекламной продукции (проектов) может быть подготовлено в рамках социального партнерства с учреждениями социальной защиты населения или медицинскими учреждениями |
Подбор иллюстраций к содержанию | Освоение и реализация на практике правил оформления: использование сочетания цветов и оттенков (контрастных и аналоговых цветов), цветовых схем (комплиментарной триадной, двойной разделенной контрастной) и др. Работа с таблицей сочетания цветов. Подбор декоративных элементов и иллюстраций к содержанию | На занятии (или нескольких занятиях) проводится корректировка содержания печатной продукции групп учащихся. Анализируется содержание с точки зрения его стилистики, уместности и необходимости иллюстрирования. Определяется цветовое оформление буклетов, листовок и т. п. продукции; уместность размещения декоративных элементов; количество печатных знаков в зависимости от вида печатной продукции |
Оформление буклета, листовки | Перемещение слоев в GIMP, изменение размера, вращение (работа с композицией). Инструменты кисти (ластик и др.). Инструменты цвета (цветовой баланс, тон, насыщенность, яркость, контрастность). Импорт шрифтов, размещение текста и проч. | Цикл занятий, посвященных непосредственному оформлению листовки и буклета. На занятиях чередуется деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая — в зависимости от распределения ролей в «издательстве») по подготовке и корректировке содержания, оформлению буклета на компьютере (время работы на компьютере определяется в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“») |
Подарочная продукция (календарь, открытка) | Оформление календаря, поздравительной открытки в GIMP, ориентированных на привлечение внимания клиентов к деятельности издательской компании** | Цикл занятий. Подготовка и представление дополнительной информации, имеющей отношение к деятельности компании (например, календарей). Возможности организации акции «Поздравь клиента издательства» |
Подготовка презентации проекта | Освоение правил подготовки презентации проекта в соответствии с конкурсной документацией | Подготовка презентации, выбор формата представления печатной продукции (может быть частью социальной акции педагогов образовательной организации и учреждений социальной защиты населения, медицинских учреждений) |
Презентация печатной продукции для социальной рекламы | Выявление лучшей издательской компании, которая представляет печатную продукцию для социальной рекламы | Проводится в рамках реализации социального партнерства совместно с детьми (воспитанниками) и сотрудниками учреждений социальной защиты населения или медицинских учреждений в различных формах: может быть частью флешмоба, детского праздника, благотворительной акции, совещания попечительского совета и т. д. Оценивать буклеты, листовки, календари, открытки могут не только члены педагогического коллектива, но и любой человек, который в течение мероприятия получил рекламную продукцию |
Таким образом, растровый редактор GIMP — многоплатформенная программа, относящаяся к свободному программному обеспечению, которую отличают легкость в работе и доступность для любого пользователя. Каждый учитель может использовать растровый редактор GIMP для представления своего педагогического опыта в рамках конкурсных мероприятий, подготовки портфолио для аттестации (если это необходимо), разработки методического пакета для проведения мастер-классаи т. п.
Знакомство обучающихся со свободным программным обеспечением может быть организовано на примере деятельности в GIMP. Для организации внеурочной деятельности обучающихся или для реализации дополнительной общеобразовательной программы, в т. ч. с помощью дистанционного обучения, педагог может использовать модульную программу «Работа в растровом редакторе GIMP».
2Примерное тематическое планирование подробнее см.: Медведева Ю. В. Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP» // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 8. С. 75. >>вернуться в текст
3Пункт 3.1.2 Примерной ООП основного общего образования. Подробнее см.: http://fgosreestr.ru/. >>вернуться в текст
