Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP»
Все о видах образовательной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся. Программа внеурочной деятельности как социальный проект.
Автором статьи детально представлена структура программы «Работа в растровом редакторе GIMP». Изучение подобной многоплатформенной программы способна обеспечить межпредметное содержание занятий.
Инструмент развития УУД
Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP» может быть инструментом развития универсальных учебных действий (далее — УУД) в части формирования компетенции обучающегося в области информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ)1. В пункте 2.1.6 Примерной основной образовательной программы (далее — ООП) основного общего образования указаны основные формы организации учебной деятельности по формированию ИКТ-компетенции обучающихся: уроки по информатике и другим предметам; факультативы; кружки; интегративные межпредметные проекты; внеурочные и внешкольные активности. Среди видов образовательной деятельности, обеспечивающих формирование ИКТ-компетенции обучающихся, выделены:
- выполняемые на уроках, дома и в рамках внеурочной деятельности задания, предполагающие использование электронных образовательных ресурсов;
- создание и редактирование текстов;
- создание и редактирование электронных таблиц;
- использование средств для построения диаграмм, графиков, блок-схем, других графических объектов;
- создание и редактирование презентаций;
- создание и редактирование графики и фото;
- создание и редактирование видео;
- создание музыкальных и звуковых объектов;
- поиск и анализ информации в Интернете;
- моделирование, проектирование и управление;
- математическая обработка и визуализация данных;
- создание веб-страниц и сайтов;
- сетевая коммуникация между учениками и (или) учителем.
При подготовке проектов в программе GIMP могут быть реализованы следующие виды образовательной деятельности из перечисленных выше: использование средств для построения блок-схем, других графических объектов; создание графики для последующей работы с шаблоном презентаций; создание и редактирование графики и фото, в т. ч. для работы с веб-страницами и сайтами.
Эффективное формирование ИКТ-компетенции обучающихся обеспечивается усилиями команды учителей-предметников, согласование действий которых происходит в ходе регулярных рабочих совещаний по данному вопросу (п. 2.1.6 Примерной ООП основного общего образования). В пункте 2.1.5 Примерной ООП основного общего образования перечислены возможные формы представления результатов проектной деятельности, в т. ч. постеры, презентации, альбомы, буклеты, брошюры.
Межпредметное содержание занятий
Существует возможность объединения усилий нескольких учителей-предметников по подготовке графической продукции (проекты: «Буклет, складывающийся втрое», «Страницы фотоальбома», «Рекламная листовка», «Шаблон презентации») в качестве интегративных межпредметных проектов2. Пункт 2.1.7 «Перечень и описание основных элементов ИКТ-компетенции и инструментов их использования» примерной ООП основного общего образования, определяя создание графических объектов как элемент формируемой у обучающихся ИКТ-компетенции, оставляет право выбора графического редактора за учителем.
Реализация модульного курса «Работа в растровом редакторе GIMP» как программы внеурочной деятельности направлена на подготовку социальных проектов, которые можно классифицировать и как межпредметные. Основной вид деятельности учащихся в рамках программы внеурочной деятельности «Работа в растровом редакторе GIMP» — организация разработки конкурсной документации для получения издательством тендера на выпуск печатной продукции (социальной рекламы). Такой вид деятельности предполагает интеграцию целого ряда предметных образовательных результатов обучающихся (табл. 1).
Таблица 1
Межпредметное содержание занятий внеурочной деятельности при реализации программы «Работа в растровом редакторе GIMP»
Предмет | Предметные результаты* | Деятельность учащихся в рамках программы «Работа в растровом редакторе GIMP» |
---|---|---|
Информатика | Различать виды информации по способам ее восприятия человеком и по способам ее представления на материальных носителях. Классифицировать средства ИКТ в соответствии с кругом выполняемых задач. Соблюдать нормы информационной этики и права. Работать с различными видами программных систем и интернет-сервисов (файловые менеджеры, редакторы, браузеры, поисковые системы и др.). Представлять данные в различной форме. Безопасно организовывать свое личное пространство данных с использованием индивидуальных накопителей данных, интернет-сервисови т. п. Выполнять основные операции с файлами | Определение программного обеспечения, необходимого для выполнения проектов (буклет, листовка и др.). Поиск необходимой информации для подготовки конкурсной документации. Совершенствование навыков работы с текстовым и графическим редактором при подготовке текста и дизайна рекламной продукции. Соблюдение авторских прав (использование фотографий, текстов и проч.). Создание текстовых, графических и других типов файлов. Хранение файлов |
Русский язык | Работать с различными информационными источниками, включая ресурсы Интернета. Владеть навыками информационной переработки материала. Создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета. Анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации | Подготовка текстов буклета, листовки, обращений к клиентам (могут быть размещены на календарях); сопроводительной конкурсной документации для тендера. Подготовка текста для презентации рекламной продукции |
Обществознание | Раскрывать влияние современных средств массовой коммуникации на общество и личность. Исследовать несложные практические ситуации, связанные с защитой прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Анализировать действие рыночных законов, выявлять роль конкуренции. Формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности. Раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности. Обосновывать связь профессионализма и жизненного успеха | Составление текстов буклета, листовки и разработка дизайна макетов. Соответствие текста графической информации, привлечение внимания в тексте к проблемам детей, оставшихся без попечения родителей, граждан с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ). Создание конкурентоспособной рекламной продукции для получения тендера |
Программа внеурочной деятельности «Работа в растровом редакторе GIMP»
План внеурочной деятельности3 может быть представлен как организация деятельности ученических сообществ (подростковых коллективов), в т. ч. ученических классов, разновозрастных объединений по интересам, клубов, и как план внеурочной деятельности по учебным предметам образовательной программы (предметные кружки, факультативы и проч.). Оба формата актуальны при реализации модульного курса «Работа в растровом редакторе GIMP» как программы внеурочной деятельности. Темы проектов и количество часов для реализации курса учитель определяет самостоятельно, исходя из особенностей класса, возраста (для разновозрастных объединений), индивидуального уровня владения обучающимися ИКТ и т. п. (табл. 2).
Таблица 2
Примерные темы и содержание занятий программы внеурочной деятельности «Работа в растровом редакторе GIMP»
Тема | Задачи | Комментарии к проведению занятий |
---|---|---|
Использование свободного программного обеспечения для подготовки межпредметного проекта | Формирование понимания терминов «межпредметный проект» (если межпредметные проекты ранее не выполнялись), «свободное программное обеспечение» (если ранее оно не использовалось для обучения). Окончательное определение тем межпредметных проектов, которые необходимо выполнить в течение занятий курса. Скачивание и установка растрового редактора GIMP. Освоение интерфейса (умений работы с основными окнами, инструментами) | Любое занятие в рамках курса делится на две части: 1-я — предметная (планирование содержания, его последующая подготовка и коррекция); 2-я — техническая (собственно оформление проекта). Подобное разделение может быть реализовано как деятельность двух учителей на занятии ( учителя-предметника и учителя информатики) или как деятельность одного учителя (если он корректирует проектную деятельность, может оформлять проектные работы в GIMP и самостоятельно работать в растровом редакторе). Поэтому на 1-м занятии целесообразно окончательно определиться с составом групп учащихся и выбранными каждой группой темами проектов (тема проекта известна только группе учащихся и учителю) |
Организация работы издательской компании | Формирование понимания правил групповой работы, распределения обязанностей в издательской компании, понятий «торги», «тендер», «конкурсная документация». Создание папок и хранение конкурсных материалов. Создание файлов в GIMP. Поставка изображений в файл. Форматы файлов. Сохранение файлов | Группы учащихся — будущие издательские компании. Занятие проходит в форме изучения конкурсных требований. Конкурсные требования могут быть специально подготовлены учителем или разработаны организационным комитетом образовательной организации, который проводит защиту итоговых проектов* и т. п.). Учащиеся на занятиях готовятся к торгам, на которых издательство (группа учащихся) представляет конкурсную документацию для получения тендера (в оговоренные сроки на принципах состязательности — по определенным критериям). Торги проводятся для того, чтобы выявить лучшую издательскую компанию, которая будет выпускать печатную продукцию рекламного характера (социальную рекламу). Учащимся необходимо определить наиболее эффективные (по подготовке и стоимости) печатные рекламные носители и их содержание |
Печатная рекламная продукция | Подготовка буклета, складывающегося втрое или вчетверо, листовки. Формат файла. Установка направляющих для размещения блоков информации. Основные инструменты панели инструментов GIMP. Осознание важности и необходимости социальной рекламы, возможностей подготовки социальных проектов | Участникам занятия предлагается не просто подготовка печатной продукции для рекламной акции, а мероприятие для привлечения внимания общественности к определенным социальным проблемам. Поэтому печатная рекламная продукция может быть посвящена обучающимся с ОВЗ, проблемам детей, находящихся в центрах социальной реабилитации несовершеннолетних, детских домах и т. п. Содержание печатной рекламной продукции (проектов) может быть подготовлено в рамках социального партнерства с учреждениями социальной защиты населения или медицинскими учреждениями |
Подбор иллюстраций к содержанию | Освоение и реализация на практике правил оформления: использование сочетания цветов и оттенков (контрастных и аналоговых цветов), цветовых схем (комплиментарной триадной, двойной разделенной контрастной) и др. Работа с таблицей сочетания цветов. Подбор декоративных элементов и иллюстраций к содержанию | На занятии (или нескольких занятиях) проводится корректировка содержания печатной продукции групп учащихся. Анализируется содержание с точки зрения его стилистики, уместности и необходимости иллюстрирования. Определяется цветовое оформление буклетов, листовок и т. п. продукции; уместность размещения декоративных элементов; количество печатных знаков в зависимости от вида печатной продукции |
Оформление буклета, листовки | Перемещение слоев в GIMP, изменение размера, вращение (работа с композицией). Инструменты кисти (ластик и др.). Инструменты цвета (цветовой баланс, тон, насыщенность, яркость, контрастность). Импорт шрифтов, размещение текста и проч. | Цикл занятий, посвященных непосредственному оформлению листовки и буклета. На занятиях чередуется деятельность учащихся (индивидуальная, парная, групповая — в зависимости от распределения ролей в «издательстве») по подготовке и корректировке содержания, оформлению буклета на компьютере (время работы на компьютере определяется в соответствии с требованиями постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821–10 „Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях“») |
Подарочная продукция (календарь, открытка) | Оформление календаря, поздравительной открытки в GIMP, ориентированных на привлечение внимания клиентов к деятельности издательской компании** | Цикл занятий. Подготовка и представление дополнительной информации, имеющей отношение к деятельности компании (например, календарей). Возможности организации акции «Поздравь клиента издательства» |
Подготовка презентации проекта | Освоение правил подготовки презентации проекта в соответствии с конкурсной документацией | Подготовка презентации, выбор формата представления печатной продукции (может быть частью социальной акции педагогов образовательной организации и учреждений социальной защиты населения, медицинских учреждений) |
Презентация печатной продукции для социальной рекламы | Выявление лучшей издательской компании, которая представляет печатную продукцию для социальной рекламы | Проводится в рамках реализации социального партнерства совместно с детьми (воспитанниками) и сотрудниками учреждений социальной защиты населения или медицинских учреждений в различных формах: может быть частью флешмоба, детского праздника, благотворительной акции, совещания попечительского совета и т. д. Оценивать буклеты, листовки, календари, открытки могут не только члены педагогического коллектива, но и любой человек, который в течение мероприятия получил рекламную продукцию |
Таким образом, растровый редактор GIMP — многоплатформенная программа, относящаяся к свободному программному обеспечению, которую отличают легкость в работе и доступность для любого пользователя. Каждый учитель может использовать растровый редактор GIMP для представления своего педагогического опыта в рамках конкурсных мероприятий, подготовки портфолио для аттестации (если это необходимо), разработки методического пакета для проведения мастер-классаи т. п.
Знакомство обучающихся со свободным программным обеспечением может быть организовано на примере деятельности в GIMP. Для организации внеурочной деятельности обучающихся или для реализации дополнительной общеобразовательной программы, в т. ч. с помощью дистанционного обучения, педагог может использовать модульную программу «Работа в растровом редакторе GIMP».
2Примерное тематическое планирование подробнее см.: Медведева Ю. В. Модульная программа «Работа в растровом редакторе GIMP» // Справочник заместителя директора школы. 2015. № 8. С. 75. >>вернуться в текст
3Пункт 3.1.2 Примерной ООП основного общего образования. Подробнее см.: http://fgosreestr.ru/. >>вернуться в текст

Заместитель директора спрашивает
д-р пед. наук, доц., проф. каф. управления образованием Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВПО «Московский педагогический государственный университет».

Согласно ч. 5 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ) начальное общее, основное общее, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет.
Пункт 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015, устанавливает возможность для учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования и получивших на государственной итоговой аттестации неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаться на повторное обучение, кроме лиц, обладающих дееспособностью в силу ст. 21 и 27 Гражданского кодекса РФ.
Согласно ч. 12 ст. 60 Федерального закона № 273-ФЗ, а также п. 20 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам — образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее — Порядок осуществления образовательной деятельности), лицам, не прошедшим итоговой аттестации или получившим неудовлетворительные результаты, а также лицам, освоившим часть образовательной программы и (или) отчисленным из организации, осуществляющей образовательную деятельность (далее — ОО), выдается справка об обучении или о периоде обучения по образцу, самостоятельно устанавливаемому ОО.
Однако п. 20 Порядка осуществления образовательной деятельности устанавливает возможность для некоторых учащихся, освоивших образовательные программы основного общего образования и получивших на государственной итоговой аттестации (далее — ГИА) неудовлетворительные результаты, по усмотрению их родителей (законных представителей) остаться на повторное обучение, кроме лиц, обладающих дееспособностью в силу ст. 21 и 27 Гражданского кодекса РФ.
Данное мнение находит отражение в письме Минобрнауки России от 24.04.2014 № НТ-443/08 «О продолжении обучения лиц, не прошедших государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования»: обучающиеся, не прошедшие ГИА, обязаны освоить образовательные программы основного общего образования и могут продолжить обучение как в ОО, так и вне ОО в форме семейного образования.
В целях обеспечения прав обучающихся согласно п. 61 Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 25.12.2013 № 1394 (далее — Порядок проведения ГИА), обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых Порядком осуществления образовательной деятельности. Обучающиеся, не сдавшие основной государственный экзамен (далее — ОГЭ), вправе пройти профессиональное обучение в соответствии со ст. 73 Федерального закона № 273-ФЗ и п. 6 Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения, утв. приказом Минобрнауки России от 18.04.2013 № 292. На такие программы могут принимать лиц, не имеющих основного общего образования, включая лиц с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости). Конкретное решение по сложившейся ситуации принимается исходя из следующих обстоятельств:
- возможности пересдать ОГЭ в дополнительные сроки (для прохождения повторной ГИА по образовательным программам основного общего образования указанные лица восстанавливаются в ОО (в случае если были отчислены из нее) на срок, необходимый для прохождения ГИА, в соответствии с письмом Минобрнауки России от 24.03.2015 № 08–432 «О повторном прохождении государственной итоговой аттестации»);
- мнения родителей обучающегося о возможности повторного обучения, перехода на семейное образование, перевода на обучение по программам профессионального обучения.

В соответствии с п. 61 Порядка проведения ГИА обучающимся, не прошедшим ГИА или получившим на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету либо получившим повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки, предоставляется право пройти ГИА по соответствующим учебным предметам не ранее 1 сентября текущего года в сроки и формах, устанавливаемых Порядком проведения ГИА. Для прохождения повторной ГИА по образовательным программам основного общего образования обучающиеся восстанавливаются в ОО (в случае если были отчислены из нее) на срок, необходимый для прохождения ГИА (письмо Минобрнауки России от 24.03.2015 № 08–432 «О повторном прохождении государственной итоговой аттестации»).
Таким образом, отчисленный из ОО обучающийся должен быть восстановлен.
В случае если обучающийся был отчислен, администрации ОО необходимо издать приказ о его восстановлении и принять от него заявление на участие в ГИА в дополнительные сроки.

2 нормативных правовых документа номера
Минобрнауки России даны рекомендации по организации самоподготовки учащихся при осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам. Определены условия, регулирующие содержание, объем, форму и периодичность домашних заданий. Также рекомендована организация разъяснительной работы с педагогами и среди родителей (законных представителей) обучающихся
Письмо Минобрнауки России от 18.06.2015 № НТ-670/08 «О направлении методических рекомендаций»
Минобрнауки России, Профсоюзом работников народного образования и науки РФ даны разъяснения по реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование (далее — ДПО). Разъяснения касаются организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам, создания условий для ДПО, а также гарантий и компенсаций, предусмотренных законодательством и договором между работником и работодателем.
Письмо Минобрнауки России № 08–415, Профсоюза работников народного образования и науки РФ № 124 от 23.03.2015 «О реализации права педагогических работников на дополнительное профессиональное образование»
