
Практикум для замдиректора: как подготовиться к ВПР-2025
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Приказ и план работы на каникулах, чтобы организовать окончание третьей четверти без лишней документационной нагрузки
Циклограмма приказов по ВСОКО на март
Циклограмма на март: итоги четверти, контроль нормы домашнего задания и еще 33 дела замдиректора
К приказу есть приложение – план работы школы на весенних каникулах. В нем учли Концепцию информационной безопасности детей и включили мероприятия к Году защитника Отечества.
Образец приказа
Кликните на кнопку Заполнить, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним. Поправьте при необходимости текст документа. С помощью кнопки Добавить вы можете указать работников, которых нужно ознакомить с приказом. Чтобы распечатать готовый приказ, нажмите на кнопку Печать.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Разгрузите и себя тоже. Четыре рабочих правила и система «5С», чтобы снизить бумажную нагрузку на замдиректора
Циклограмма приказов по ВСОКО на март
Короткие мероприятия для разных групп работников, чтобы не позволить педагогам выгореть
Новый закон о снижении нагрузки на педагогов не регулирует нагрузку на администрацию школ, хотя замдиректора тоже приходится оформлять множество документов и отчетов. Я вижу задачу руководителя в том, чтобы сократить документарную нагрузку не только на педагогических работников, но и на своих заместителей. В нашей школе мы руководствуемся четырьмя правилами. Их вывели из практического опыта. А еще используем систему организации рабочего пространства «5С», которая помогает всем членам коллектива самостоятельно регулировать свою нагрузку и экономить время.
Правило 1. Фиксировать перечень документов
Первое, что мы сделали, – написали под свои задачи и внедрили в работу инструкцию по делопроизводству, а также номенклатуру дел школы. В нашей школе действует архив, который является источником комплектования для архивного отдела районной администрации.
Номенклатуру ежегодно утверждает директор, а затем согласуем ее с районным архивом. Это позволяет четко систематизировать необходимый перечень документов, каждый администратор знает, какие документы и в каком виде у него должны быть. Смотрите фрагмент номенклатуры ниже, а полный вариант – скачайте на полях.
Фрагмент номенклатуры
Номенклатура дел
на 2025 год

- Срок хранения
Срок хранения
Заместители знают, какие документы и как долго нужно хранить, чем это регулируется
Правило 2. Оставить только один вариант документа – бумажный или электронный
Часто в школах встречается дублирование документов в двух форматах. Чтобы это исключить, нужно прописать требования к документам и их формам в локальных актах. Так за последние три года мы полностью отказались от бумажной версии рабочих программ, перевели в электронный формат планы и анализ работы методобъединений, планы работы классных руководителей, протоколы административных советов, документацию руководителей кабинетов. Смотрите пример формулировки в положении о рабочих программах.
ПРИМЕР. Формулировка об оформлении рабочей программы в положении
Рекомендую обсудить этот вопрос на педсовете или совещании при директоре, чтобы вместе с коллегами найти дубли документов и выбрать для каждого один вариант оформления. Потратите время на обсуждение и корректировку локальных актов, зато снимете вопрос двойной бумажной работы и для администрации, и для педагогов.
Правило 3. Убрать из работы неактуальные документы
Проинспектируйте на актуальность свои документы. Возможно, в работе остались документы, которые сегодня уже не требуются, но вы продолжаете заполнять их по привычке. Например, «отчет на 5 сентября». Раньше в него включали сведения об учениках в разрезе классов и школы в целом: количество мальчиков и девочек, их национальность, возраст. Сегодня все эти данные, если они понадобятся, можно получить из электронного журнала, отчет готовить не нужно.
Заместителю директора по воспитательной работе сегодня значительно проще получить информацию о занятости детей в дополнительном образовании. Портал-навигатор персонифицированного дополнительного образования позволяет получить необходимые выгрузки. Необходимость собирать эти отчеты с классных руководителей отпала. Не нужно также собирать и сводить отчеты по успеваемости с классных руководителей. Все данные автоматизированы в федеральных и региональных системах. О том, как использовать в работе ФГИС «Моя школа», читайте в статье.
Правило 4. Хранить данные в общем доступе для всех администраторов школы
Некоторое время назад мы приняли решение собирать большую часть информации и отчетов в облачном хранилище на Яндекс Диске. Каждый из администраторов создает свою часть базы по направлениям, структурирует материалы по папкам. Это позволяет быстро находить нужную информацию, если нужно подготовить отчет, и не нагружать коллег. Как выглядит систематизация, смотрите на иллюстрации ниже.

Работа с онлайн-документами предполагает и совместный доступ для редактирования. Так, например, план работы школы на месяц в одном документе могут создавать все заместители и члены штаба воспитательной работы. Не нужно собираться вместе или пересылать свои данные кому-то из коллег.
Часть важных документов, которые мы перевели в электронный формат, тоже лежит в этом хранилище. Например, документация руководителей кабинетов, материалы для работы школьных методических объединений, пакет документов по работе школьного ППк.

СПРАВКА
В работе с документами, особенно бумажными, используйте технологии бережливого управления. Основная задача бережливых технологий – оптимизировать процессы через выявление и устранение потерь
Система «5С», чтобы оптимизировать рабочее место
Чтобы организовать рабочее пространство и не терять время и ресурсы, попробуйте внедрить систему «5С». Она получила название от первых букв составляющих ее действий: «сортируй», «соблюдай порядок», «содержи в чистоте», «стандартизируй», «совершенствуй».
Система поможет исключить источники потерь, которые часто встречаются на рабочих местах заместителей и педагогов. Например, скопление бумажных и электронных документов с бесполезной или устаревшей информацией, которые занимают место в рабочей зоне. Или предметы, которые не используются в образовательном процессе, но хранятся в рабочих кабинетах.
На первом этапе – «Сортировке» – важно освободить рабочую зону от ненужных предметов. Разделите все предметы на три категории: нужные, нужные редко, ненужные. Затем распределите их, соответственно, на близком, среднем и дальнем расстоянии от рабочего места. От ненужных предметов и документов со временем можно избавиться.
Второй шаг – «Соблюдение порядка». Во время этого шага обеспечьте удобный и безопасный доступ к предметам на рабочем месте. Создайте визуализацию, чтобы брать и возвращать предметы на место было легко.
Третий шаг – «Содержание в чистоте». Регулярно проверяйте рабочее место, контролируйте исправность оборудования и устраняйте неполадки. На этом шаге нужно выявить и устранить источники загрязнения. Например, скопление нерабочих канцелярских принадлежностей или сломанной мелкой техники.
Следующий шаг – «Стандартизация». Он обеспечивает фиксацию достижений и предотвращает возвращение к существовавшему ранее беспорядку. Средством стандартизации могут стать фотографии рабочего места «до» и «после» введения новых правил, различные обозначения, информационные стенды, указания, краткие инструкции, памятки и схемы. Например, для стандартизации рабочих дел можно использовать визуальную матрицу Эйзенхауэра. Подробнее о ней читайте в статье.
Финальный пятый шаг – «Совершенствование». Цель этого этапа – создать условия для постоянного улучшения достигнутых результатов. Это логичный переход от процессов оптимизации на рабочем месте к внешним процессам, в которых данное рабочее место участвует. «Совершенствование» может включать в себя закрепление зон ответственности за каждым сотрудником, выработку у работников полезных привычек, закрепление навыков соблюдения правил.
Ресурсы, чтобы быстрее оформлять отчеты
1. Электронный журнал, ФГИС «Моя школа». Если педагоги и члены администрации вовремя вносят всю информацию, из этих источников можно получить отчеты об успеваемости, выполнении рабочих программ, среднем качестве обучения по предметам, педагогам, классам, посещаемости и другие статистические данные.
2. Портал-навигатора ПДО. Из этой системы можно брать большую часть необходимой информации для отчета ДОД-1. Поэтому очень важно, чтобы данные системы грамотно заполняли педагоги. Это упростит для замдиректора подготовку к отчетам.
3. ФИС ОКО. Данные этой системы пригодятся, чтобы провести качественный анализ, например, результатов ВПР.
4. Сервис «Опросникум» от Государственного института просвещения. Он позволяет создавать опросы, анкеты, тесты, генерировать QR-коды, организовывать взаимопроверку по рейтингу и другие интерактивные формы работы. Например, в сервисе мы проводили опрос родителей об удовлетворенности работой школы – на выходе получили удобный сводный документ с результатами для дальнейшей работы.
5. Нейросети. Их можно использовать, чтобы автоматизировать рутинные задачи. Например, чтобы быстро создавать шаблоны презентаций и выступлений. Посмотрите выше шаблон презентации, которую создали с помощью нейросети.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ