
Умственная отсталость: из каких локальных актов убрать устаревший термин до марта и как обновить формулировки
Содержание образования на новый учебный год. Как обсудить на педсовете в третьей четверти
Организационные и итоговые приказы по ВСОКО в февральской циклограмме
Итоговое собеседование, патриотическое воспитание и еще 28 дел замдиректора в циклограмме на февраль
С 1 марта 2025 года формулировку «различные формы умственной отсталости» исключают (Федеральный закон от 08.08.2024 № 315-ФЗ). В новой редакции закона используют формулировку «с нарушением интеллекта», а вместо «сложных дефектов» – «тяжелые множественные нарушения развития». Поэтому изучите свои локальные акты, в которых упоминали учеников с умственной отсталостью, и скорректируйте их. Сделать это нужно до того, как изменения вступят в силу. Успейте внести изменения до конца февраля. В статье разберем, в каких локальных актах могут быть упомянуты формы умственной отсталости, и дадим правильные формулировки.
Положение об адаптированной образовательной программе
Это положение необязательно, но многие школы его утверждают, чтобы урегулировать вопросы разработки и реализации АООП. Здесь есть и спорный момент, а надо ли вообще вносить изменение в такой локальный акт. К примеру, в положении об адаптированной образовательной программе есть пункт 2.6.: «АОП утверждается руководителем образовательной организации в составе основной общеобразовательной программы, адаптированной основной общеобразовательной программы соответствующего уровня образования или в составе адаптированной основной общеобразовательной программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
Адаптированные программы разрабатывают по ФГОС и ФОП соответствующих нозологий. Однако для детей с интеллектуальными нарушениями разрабатывают адаптированные программы по ФГОС, утвержденному приказом Минобрнауки от 19.12.2014 № 1599, и ФАООП, утвержденной приказом Минпросвещения от 24.11.2022 № 1026, в которые изменений еще не вносили и формулировку «умственная отсталость» не исключали. Поэтому пункты, в которых упоминают именно «адаптированные основные общеобразовательные программы для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)» изменять не нужно до тех пор, пока не внесут изменения во ФГОС и ФОП для детей с интеллектуальными нарушениями. Но в положении об адаптированной программе могут быть другие пункты, которые следует скорректировать.
Формулировки в положение об АОП


Положение о тьюторском сопровождении
Детям с ограниченными возможностями здоровья по рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии часто требуется тьюторская помощь. Образовательные организации для удобства регламентируют работу тьютора с помощью локального акта. В нем могут быть неверные формулировки, которые касаются детей с интеллектуальными нарушениями. Их нужно привести в соответствие с законом.
Формулировки в положение о тьюторском сопровождении


Положение об итоговой аттестации
Ученики с нарушением интеллекта тоже проходят итоговую аттестацию. Но это не ГИА в форме основного государственного экзамена в 9-х классах и не в форме единого государственного экзамена или государственного выпускного экзамена в 11-х классах. Так как после их успешной сдачи школьники получают аттестаты.
Ученики с интеллектуальными нарушениями проходят итоговую аттестацию, которую установила школа в своем локальном акте (ч. 3 ст. 58 Закона об образовании). Этот локальный акт вам и предстоит скорректировать, так как упоминаний «умственной отсталости» в нем будет много. Также старайтесь не использовать аббревиатуры «ФГОС УО» и «ФОП УО».
Формулировки в положение об итоговой аттестации




Положение о промежуточной аттестации
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют право на особые формы промежуточной аттестации, если их закрепили в локальном акте школы. Проверьте, чтобы в этом локальном акте не было термина «умственная отсталость».
Формулировки в положение о промежуточной аттестации


Положение об ИУП
Право на обучение по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренное обучение, имеют все ученики без ограничений (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Если родитель или ученик написал заявление на обучение по ИУП, вы не вправе ему отказать. Дети с нарушением интеллекта не исключение. Они тоже могут обучаться по индивидуальному учебному плану, более того, для них можно разработать особенный вариант ИУП – СИПР – специальную индивидуальную программу развития. В локальном акте об ИУП проверьте формулировки.
Формулировки в положение об ИУП


Порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности
В этот локальный акт тоже нужно заглянуть. Школьников с нарушением интеллекта нельзя привлекать к дисциплинарке в силу закона (ч. 5 ст. 43 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Но такое исключение часто дублируют в локальных актах. Проследите, чтобы пункт документа соответствовал измененной версии части 5 статьи 43 Закона об образовании.
Формулировки в порядок привлечения обучающихся к дисциплинарной ответственности


Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
