ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2024года
Образовательная деятельность
Планирование и организация

Как сократить объем контрольных, но не потерять в качестве. Новогодняя статья-чудо про вымышленную школу с реальными сложностями

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа», федеральный победитель конкурса на звание лучшего учителя в рамках ПНП «Образование», почетный работник в сфере образования РФ
В статье вымышленный замдиректора Ирина Викторовна сталкивается с реальной проблемой: как уменьшить количество оценочных процедур по требованиям Рособрнадзора и не потерять в качестве. Составить оптимальный график на второе полугодие героине помогает настоящая волшебница, коллега-практик Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ «Детчинская средняя общеобразовательная школа», федеральный победитель конкурса на звание лучшего учителя в рамках ПНП «Образование», почетный работник в сфере образования РФ. В конце статьи, как в финале настоящей новогодней сказки, у Ирины Викторовны будет идеальный документ, а у вас – алгоритм действий, чтобы сделать в своей школе такой же.

Жила-была в сказочном городе Энске Ирина Викторовна. Работала заместителем директора, недавно перешла на Фантастическую образовательную программу. И не случилась бы наша история, если бы Ирина Викторовна не столкнулась с вполне реальной проблемой. Потому что даже в вымышленной школе действуют требования Рособрнадзора: учеников не нагружать, объем оценочных процедур снизить.

Задумалась Ирина Викторовна: «А какие процедуры считать оценочными?» Открыла она книгу мудрую и прочитала: «Оценочные процедуры – это контрольные, проверочные и диагностические работы, которые выполняются всеми обучающимися в классе одновременно и длительность которых составляет не менее тридцати минут».

«Ясно!» – обрадовалась было Ирина Викторовна, посмотрела в свой график таких процедур и пригорюнилась. Работ в нем видимо-невидимо. Взмолилась она: «Как же мне график скорректировать?! Как понять, что из этого обязательная нагрузка, а что уже перебор?»

И случилось чудо новогоднее, самое настоящее, совсем не вымышленное – появилась волшебница. Говорит: «Не печальтесь, Ирина Викторовна, сейчас мы с Вами вместе все поправим, а потом чай пойдем пить. С пряниками!» Не успела Ирина Викторовна охнуть, а волшебница уже рукой взмахнула и первое заклинание произнесла.

Обычно скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Но это не в нашем случае. Не успела Ирина Викторовна правки внести, а уже следующее заклинание начало действовать.

Диво дивное, пропали муниципальные работы из графика Ирины Викторовны. А региональных и не было, ведь Рособрнадзор для вымышленной школы их не запланировал. Пока она радовалась, волшебница новое заклинание творить начала.

Принесли Ирине Викторовне гонцы-руководители ШМО весточки от педагогов. Глядит она в график, а там уже почти красота! Но только работ-то все равно слишком много. Ирина Викторовна, хоть и вымышленный замдиректора, но знает, что оценочные процедуры по предмету в одной параллели классов проводить нужно не чаще одного раза в 2,5 недели. При этом объем учебного времени, которое на контрольные тратится, не должен за 10 процентов от всего времени на изучение предмета в параллели в текущем году выходить. А у волшебницы и на это ответ готов, последнее заклинание уже в ход пошло.

Посмотрела Ирина Викторовна на свой график и глазам не поверила. Ничего лишнего, все нужное! Не график, а чудо чудесное. Посмотрите и вы, что получилось.

Образец графика контрольных мероприятий ООО на II полугодие 2024/25 учебного года

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Хорошо, что Ирина Викторовна побеспокоилась и заранее график составила! Теперь осталось только разместить его в открытом доступе, например, на сайте школы. И сделать это не позднее чем через две недели после начала периода проведения. То есть пока не к спеху, могут волшебница и Ирина Викторовна чаю попить. С пряниками, конечно.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2024года
Образовательная деятельность
ГИА-2025

Навигатор по изменениям в ГИА-2025

В статье – карточки для педагогов, чтобы им было проще готовить выпускников к ГИА. Карточки по предметам содержат все актуальные изменения в КИМ и рекомендации по подготовке школьников к экзаменам.

Воспользуйтесь таблицей с приказами по ВСОКО. В ней – образцы организационных и итогового приказов, которые нужно разработать в декабре.

ФИПИ опубликовал КИМ ГИА-2025. КИМ ОГЭ изменили по всем предметам, кроме географии, истории и математики. Изменения в КИМ ЕГЭ внесли по шести предметам из одиннадцати. Скорректировали КИМ по информатике, иностранным языкам, физике, химии, русскому языку и литературе. В КИМ ЕГЭ по биологи, географии, истории, обществознанию, базовой и профильной математике поправок не вносили.

Используйте готовые карточки по изменениям для педагогов. Их составили для всех предметов, по которым скорректировали КИМ. В каждой карточке – подробный разбор новинок и рекомендации, на что обратить внимание во время подготовки к экзаменам.

Карточки  

Инструкция
Выберите экзамен. Кликните на карточку с названием предмета, посмотрите и скачайте

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2024года
Образовательная деятельность
Нормативные документы

Готовые методички от Минпроса, ФИПИ, ИНСТРАО и других разработчиков, которые вы могли пропустить

В статье – обзор пяти методичек, которые подготовили Минпросвещения, ФИПИ, ИНСТРАО и другие разработчики. Вы могли пропустить их в потоке обновлений. Для каждого материала предлагаем варианты, как его использовать.

С начала года ведомства регулярно публикуют новые нормативные документы. Если не вникать в их содержание, можно упустить важные изменения. Понимаем, что в череде повседневных задач времени у замдиректора на это остается минимум.

Редакция сделала обзор пяти методичек, которые будут вам полезны в работе: универсальных кодификаторов, чтобы оценить качество образования, методрекомендаций по оцениванию, методических писем о преподавании учебных предметов, готовых рабочих программ по предметам и курсам внеурочки, методрекомендаций по проектной деятельности. Кратко изложили содержание самого документа и разъяснили, чем он может быть полезен в работе школы. А подробно изучить содержание и скачать документы вы можете в конце статьи.

Универсальные кодификаторы ФИПИ, чтобы оценить качество образования

Федеральный институт педагогических измерений разработал универсальные кодификаторы по предметам. Кодификаторы необходимо применять в федеральных и региональных процедурах оценки качества образования. Их составили на каждый уровень образования и разделили по классам. В 2024/25 учебном году кодификаторы по всем предметам актуализировали.

Кодификаторы имеют общую структуру и состоят из двух разделов. В первом разделе привели перечень требований к результатам освоения ООП. Требования к метапредметным результатам освоения ООП составили на основе ФГОС, требования к предметным результатам – на основе ФОП. Каждому присвоили код и прописали в таблицах. Для уровней ООО и СОО в таблицы также включили код предметного требования по кодификатору ГИА. Во втором разделе – перечень распределенных по классам проверяемых элементов содержания. Их составили на основе ФОП.

Как применять. Используйте кодификаторы, чтобы проверить, насколько ученики готовы к федеральным и региональным оценочным процедурам. Вы также можете применять их для внутренней оценки качества образования. Раздайте кодификаторы учителям-предметникам, чтобы ознакомить с содержанием требований. Рекомендуйте педагогам использовать их, когда разрабатывают и оценивают задания контрольных и тестовых работ, в том числе для подготовки выпускников к ГИА. Также используйте кодификаторы, чтобы ввести в школе систему критериального оценивания.

Методрекомендации ИНСТРАО по оцениванию

Специалисты Института стратегии развития образования РАО разработали методические рекомендации по оцениванию предметных результатов для начальной школы и для большинства предметов на уровне ООО. Предметы, для которых на уровне ООО уже разработали методрекомендации, смотрите на рисунке. Для СОО рекомендаций пока нет.

Методрекомендации по оцениванию предметных результатов на уровне ООО


Скачать

В методических рекомендациях рассмотрели вопросы, связанные с системой оценки планируемых результатов. Дали общую характеристику предметных результатов. Описали виды, формы, методы контроля и оценки предметных результатов школьников. Привели примеры заданий и тестов.

Как применять. Методические рекомендации позволят выявить, насколько подготовка учеников соответствует требованиям ФГОС и ФОП, и определить учебные затруднения школьников. Воспользуйтесь методрекомендациями, чтобы сформировать критерии оценки предметных результатов. Рекомендуйте педагогам применять рекомендации, чтобы разработать КИМ для стартовой диагностики, входных контрольных работ, а также для текущего контроля и промежуточной аттестации.

Методические письма о преподавании учебных предметов

На сайте единого содержания общего образования появился комплект методических писем о преподавании учебных предметов. В них подробно описали особенности преподавания 14 учебных предметов, дали методические рекомендации, полезные ссылки и ответы на вопросы.

Все письма построены по одной структуре. В начале дан перечень нормативно-правовых документов, которые регулируют преподавание конкретного учебного предмета. Затем основная часть письма, в которой рассказали об особенностях преподавания. Составители акцентировали внимание на разных аспектах. Например, в письмах о русском языке, литературе, истории, обществознании и географии подробно прописали воспитательный потенциал уроков. В письмах об обществознании, музыке и ИЗО уделили внимание связи предметов с внеурочной деятельностью. А в письмах о химии и биологии разобрали вопрос места курсов в программе.

Далее во всех письмах подробно описывают, как организованы информирование учителей о реализации программ и методическая поддержка. Составители приводят ссылки на различные ресурсы, полезные материалы, записи семинаров и вебинаров.

Завершает большинство писем блок с ответами на частые вопросы, как реализовать программы предмета. Нет такого блока только в письмах об истории, обществознании, географии, информатике и физкультуре.

Как применять. Поручите учителям и руководителям школьных методобъединений использовать методические письма для разработки рабочих программ по предметам. Еще рекомендуйте педагогам сверяться с документом, когда определяют объем и содержание домашних заданий.

Спланируйте по письмам консультации для педагогов. Проведите их сами или поручите руководителям ШМО. На консультациях разъясните сложные моменты. Например, как реализовать федеральные рабочие программы или преподавать предметы по новым требованиям.

Готовые рабочие программы на сайте единого содержания общего образования

На edsoo.ru регулярно публикуют новые рабочие программы по предметам и курсам внеурочной деятельности. Найти их можно в разделе «Рабочие программы». Программы распределены по четырем вкладкам: для уровней образования – НОО, ООО и СОО, а также для внеурочной деятельности. Все документы доступны для скачивания. Подробный список рабочих программ курсов внеурочной деятельности – в таблице.

Вкладка содержит обширный список программ курсов внеурочной деятельности. На сайте есть программы курсов внеурочной деятельности по профориентации, семьеведению, патриотическому воспитанию, краеведению. Также доступны курсы для работы в профильных классах. Например, «Международная журналистика», «Математика в экономике», «Современные агробиотехнологии», «Основы физического эксперимента», «Литературная мастерская».

Список программ курсов внеурочной деятельности каждый год пополняется новыми. В 2024 году разработчики добавили программы курсов «Моя семья», «Компьютерное проектирование. Черчение», «Искусственный интеллект». Также обновили программы курсов «Разговоры о важном» и «Россия – мои горизонты».

Как применять. Федеральные рабочие программы предметам педагоги могут использовать без изменений или разработать свою программу на их основе. В последнем случае необходимо убедиться, что уровень предметных результатов не ниже указанного в ФОП.

Чтобы организовать внеурочную деятельность в классах, рекомендуйте классным руководителям применять обновленные программы курсов «Разговоры о важном», «Россия – мои горизонты», а также программу «Моя семья». С помощью программ можно организовать проектную деятельность или развивать функциональную грамотность школьников во внеурочке. Возьмите за основу программы 2022 года для уровня ООО: «Биология. Проектно-исследовательская деятельность», «Проектно-исследовательская деятельность: гуманитарное направление», «Функциональная грамотность: учимся для жизни». Если необходимо, скорректируйте их под требования ФГОС, ФОП и локальных актов школы.

Используйте программы, чтобы организовать профильное обучение. Включите курсы внеурочки в часть учебного плана СОО, формируемую участниками образовательных отношений, для соответствующего профиля.

Методрекомендации ИНСТРАО по проектной деятельности

Институт стратегии развития образования предлагает методические рекомендации по проектной деятельности. Рекомендации помогут педагогам преодолеть профессиональные дефициты и затруднения. Также учителя смогут выработать общие подходы к организации проектно-исследовательской деятельности школьников.

В методических рекомендациях подробно описали, что включает в себя проектно-исследовательская деятельность. Разделили два понятия – учебный проект и учебное исследование. Учебная исследовательская работа имеет теоретический характер. Такую работу ученик выполняет, чтобы узнать новое. В проектной деятельности школьник вместе с педагогом конструирует, моделирует или создает новый продукт, чтобы решить практическую проблему.

Разработчики разъяснили, как организовать проектно-исследовательскую деятельность в урочной и внеурочной деятельности. Привели общий для всех уровней образования алгоритм проектной деятельности из четырех этапов: подготовительного, организационного, практического и отчетного.

Как применять. Проведите для педагогов обучающий семинар или мастер-класс. На мероприятии расскажите, как организовывать проектную работу со школьниками. Сценарий подготовьте на основе методрекомендаций по проектной деятельности. Также в помощь педагогам оформите памятки или схемы c содержанием проектной и исследовательской деятельности и основными различиями этих двух понятий. Составьте пошаговую инструкцию для учителей, как подготовить учеников, организовать проектную деятельность в классе и подвести итоги.

Методические материалы от федеральных разработчиков

Инструкция
Чтобы скачать документ кликните на вкладку, которая вам необходима. Выберите нужный документ и скачайте образец

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей