ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2024года
Профессиональные компетенции
Работа с родителями

Родительский клуб: как сделать родителей единомышленниками и активными участниками школьной жизни

Елена Крылова, директор КОГОБУ «Лицей № 9 г. Сло­бод­ского», руководитель региональной инновационной площадки «Опорная школа как ресурсный центр»
Ирина Черных, замдиректора, руководитель региональной инновационной площадки «Механизм деятельности Родительского клуба как социально-педагогический аспект в решении проблем детско-родительских отношений»
Предлагаем воспользоваться опытом коллег из Кировской области, которым удалось активно задействовать родителей в воспитательной работе. Родительский клуб сделает участников компетентными в вопросах развития, образования и укрепления здоровья школьников. В статье рассказали, как организовали работу с родителями, и поделились образцом положения о работе родительского клуба.

Педколлективы школ пытаются привлечь родителей для проектирования школьного воспитательного пространства. Но разовые, бессистемные мероприятия не дают задуманных результатов. Чтобы добиться тесного взаимодействия между родителями и школой, мы организовали Родительский клуб. В клубе родители работают в тандеме с учителями и таким образом улучшают образовательную деятельность, а также преподают детям жизненные уроки. Воспользуйтесь разъяснениями ниже, чтобы внедрить такую форму работы в своей школе.

Поставить задачи

Когда мы планировали работу клуба, поставили перед собой четыре задачи. Первая задача – выявить и распространить позитивный семейный опыт развития и воспитания детей. Вторая – предоставить родителям грамотную помощь по воспитанию и развитию детей. Третья – развивать педагогическую культуру родителей школьников. И четвертая задача – формировать доверительные отношения учителей, учеников и родителей.

Спрогнозировать результат работы

По итогам проекта мы планируем создать методические рекомендации, в которых соберем лучшие родительские практики воспитания детей. Например, как увлечь чтением современного подростка. Эти рекомендации мы презентуем всему родительскому сообществу нашей школы. Родители, которые заинтересованы в благополучном результате воспитания детей, найдут что-то полезное для себя и смогут это применить.

Придумать название для клуба

У нашего Родительского клуба необычное название. На самом первоначальном этапе его создания вместе с самыми активными и инициативными родителями лицея мы прочитали книгу Максима Батырева «45 татуировок родителя. Мои правила воспитания». Это книга о принципах воспитания, которым следует вся семья. Название и содержание книги нам показалось очень символичным. Мы добавили номер нашей школы, и получилось название «Родительский клуб 9/45».

Считаем, что название для родительского сообщества необходимо выбирать обдуманно, найти что-то такое, что будет иметь значение для всех его членов. Ведь значимое для участников название работает на сплочение и придает мероприятиям еще больше смысла. Поэтому рекомендуем на этапе выбора названия для родительского клуба не подходить к вопросу формально, а придумать что-то индивидуальное и ценное для всех.

Подобрать необходимые ресурсы

Чтобы реализовать опыт Родительского клуба, организовать встречи с родителями и создать информационный сборник, необходимы ресурсы. Мы подобрали ключевые ресурсы, которые создадут эффективную и комфортную атмосферу для общения в клубе, поспособствуют обмену опытом и совместному развитию участников. Перечень необходимых ресурсов и их потенциальные источники смотрите в таблице ниже. Это минимальный набор, который может использовать школа, когда организует родительское сообщество.

Выбрать формы работы и презентации результатов

Для Родительского клуба мы планируем и организуем обсуждение наиболее острых проблем воспитания детей. На наших встречах предлагаем родителям обсудить, проиграть и решить актуальные кейсы на трудные, неоднозначные воспитательные темы. Проводим мастер-классы, в которых сами родители делятся позитивным опытом воспитания детей.

Встречи Родительского клуба проводим ежемесячно. По итогам встречи выпускаем небольшой мультфильм. Он отражает решение проблемной задачи, которую обсуждали на заседании клуба. Мультфильмы о воспитании детей формируют взгляды, поведение и ценности подрастающего поколения, создают пространство для диалога и понимания. Когда создаем мультфильмы, учитываем четыре аспекта. Подробное содержание аспектов – в инфографике.

Какие аспекты учитывать в воспитательных мультфильмах

СПРАВКА

В 2024 году Лицей стал региональной инновационной площадкой по механизму деятельности Родительского клуба

Проанализировать промежуточные результаты и выявить запросы участников

Заседания Родительского клуба проводим, в том числе чтобы оценить промежуточные результаты. Когда видны результаты деятельности сообщества и запросы участников, проще спланировать дальнейшую работу.

В апреле 2024 года состоялась первая встреча. Мы обсудили концепцию работы клуба и поговорили о том, чем и как помочь друг другу в вопросах воспитания детей. А уже в мае по инициативе родителей организовали посадку кустарников вдоль ограждения школы и совместный парад на 9 Мая, когда колонной шли все вместе: педагоги, ученики и родители. В этих двух мероприятиях нет ничего особенного, но какой воспитательный эффект! Родители – инициаторы, они понимают и чувствуют свою нужность школе. Видят, что школа и педагоги – это соратники, которые готовы помочь и поддержать их инициативу. А дети видят положительный родительский пример.

В начале текущего учебного года мы организовали совместную встречу родителей, педагогов и школьников. Использовали элементы сингапурской технологии, чтобы обсудить планирование работы на учебный год. Описание технологии смотрите ниже.

Нам было важно дать возможность каждому, кто пришел на заседание клуба, высказать свое мнение. Уже на этапе планирования нам, педагогам, стали видны скрытые проблемы, которые есть в семьях. Мы услышали предложения детей, боли учителей и тревоги родителей. А значит, есть с чем и над чем работать. Значит, мы на правильном пути.

Родительский клуб – это фундамент, на котором мы выстраиваем эффективные детско-родительские отношения. Работа Родительского клуба повысила качество образования, позволила найти решения государственных задач в сфере воспитания школьников. Мы создаем свою модель, которая отвечает вызовам времени, но сохраняет многолетние традиции школы. Чтобы разработать положение о работе клуба, воспользуйтесь образцом.

Образец положения

Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

К СВЕДЕНИЮ

Как обсудить планирование работы клуба по сингапурской технологии

Всех участников поделили по 4 человека за столами: родители с родителями, дети с детьми, а педагоги с педагогами. Правила обсуждения были такие:

1. Каждый пишет в своем листе ответы – 30 сек

2. Обсуждаете с соседом по лицу – 30 сек

3. Обсуждаете в группе и записываете 5 ответов – 30 сек

4. Первый отвечает от имени группы, зачитывает ответы, прикрепляет на магнитную доску.

После краткого обзора правил работы, присутствующим задали первый вопрос: «С какими трудностями сталкиваются дети в учебном процессе?». Каждая группа обсудила вопрос, представила ответы на листе и прикрепила на доску.

Следующими вопросами были:

– «Как вы считаете, какие навыки наиболее важны для будущего детей?». Кроме коммуникабельности, доброты, отзывчивости, терпеливости и внимательности участники называли критическое мышление, умение планировать, финансовую грамотность, саморазвитие.

– «Какие форматы общения между родителями, учителями и детьми вы считаете наиболее эффективными?». Предложений было много: от традиционных – совместный субботник, общешкольный поход, семейные настольные игры, спортивные соревнования – до самых необычных: семейные ужины, встречи без галстуков, смена социальных ролей.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей