
Обучающий курс по функциональной грамотности: четвертое занятие «Естественно-научная грамотность в курсе окружающего мира»
Предлагаем вам готовый сценарий четвертого урока из курса для педагогов по функциональной грамотности. Урок состоит из шести этапов. На первом этапе ведущий объяснит педагогам, что включает в себя понятие «естественно-научная грамотность», а также какое исследование проводят в этой области.
На втором этапе участники узнают, как оценивать естественно-научную грамотность, какие есть типы заданий и примеры формулировок для разных типов.
На третьем этапе урока ведущий расскажет о принципах, по которым строится проверочное задание. А на четвертом – научит применять эти задания на разных этапах урока и в проверочных работах. Педагоги рассмотрят вариант проверочной работы для школьников 2-го класса. Смотрите его далее в статье.
На пятом этапе ведущий объяснит, как формировать естественно-научную грамотность. Педагоги рассмотрят таблицу с характеристикой заданий. В практическом задании опишут этапы деятельности учеников в проектах по окружающему миру. Шестой этап – рефлексия. Ведущий подводит итоги.
Урок «Естественно-научная грамотность в курсе окружающего мира»
Ведущий:
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...». Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок по теме «Естественно-научная грамотность в курсе окружающего мира».

Допматериалы:
Таблица
Этап 1. Естественно-научная грамотность и исследование в этой области
Ведущий:
Естественно-научная грамотность – это способность использовать естественно-научные знания, чтобы ставить вопросы, осваивать новые знания, объяснять явления и формулировать выводы, которые основаны на научных доказательствах в отношении естественно-научных проблем. Также она включает способность понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность о влиянии естественных наук и технологий на материальную, интеллектуальную и культурную сферы жизни общества; проявлять активную гражданскую позицию по вопросам естествознания.
Исследование TIMSS включает задания на определение математической и естественно-научной грамотности у учеников 4-х классов. Результаты участников исследования подтверждаются баллами, которыми оценивали виды познавательной деятельности: знание, применение, рассуждение. Оценить, насколько у ученика сформированы метапредметные результаты, можно по уровням выполнения заданий: продвинутый, высокий, средний, низкий. Рассмотрите таблицу с описанием уровней выполнения заданий.
Ведущий раздает участникам таблицу, чтобы они ознакомились с содержанием и пользовались ей на уроках, когда оценивают естественно-научную грамотность учеников. Далее ведущий отвечает на вопросы.

Допматериалы:
Примеры заданий
Этап 2. Как оценивать естественно-научную грамотность
Ведущий:
Задания по естественно-научной грамотности используют для диагностики, чтобы оценить планируемые результаты и выявить реальные возможности школьников. По требованиям ФГОС НОО необходимо использовать уровневый подход, чтобы оценить, достигли ли ученики планируемых результатов по окружающему миру. Можно выявить пять уровней освоения знаний: узнавание, воспроизведение, понимание, применение в знакомых условиях (по аналогии), применение в новых условиях.
Узнавание предполагает, что ученик выбирает из предложенных или узнает правильный ответ. Задания учитель конструирует на основе учебно-познавательных задач, они позволяют оценить, может ли ученик соотносить изученные объекты и явления с их названием, описанием, характерными свойствами, определением; различать их по рисункам, фотографиям; узнавать, когда непосредственно наблюдает, рассматривает. Я раздам вам таблицу. Рассмотрите примеры заданий типа «Узнавание».
Педагоги рассматривают примеры заданий типа «Узнавание». Ведущий организует обсуждение, отвечает на вопросы.
Ведущий:
Воспроизведение – уровень заданий, в которых ученик самостоятельно воспроизводит освоенную информацию, действия. Задания конструируют на основе учебно-познавательных задач, которые позволяют оценить: может ли ученик привести примеры изученных объектов и явлений, описать их на основе предложенного плана, назвать существенные признаки, планировать высказывание, выполнять действие по образцу. Если ученик в проверочных работах правильно выполнил задание этого уровня, он может получить больше баллов, чем за задание уровня «Узнавание». Задания актуальны на этапе тематического контроля. Они позволяют выявить пробелы в знаниях и оперативно устранить их. Рассмотрите в таблице примеры заданий.
Педагоги рассматривают примеры заданий типа «Воспроизведение». Ведущий организует обсуждение, отвечает на вопросы.
Ведущий:
Понимание предполагает, что ученик способен выделять отдельные элементы структуры материала, определять их взаимосвязь, преобразовывать и интерпретировать освоенные знания. Задания учитель конструирует на основе учебно-познавательных задач, которые позволяют оценить умения: использовать знаково-символические средства; анализировать объекты и выделять существенные признаки; классифицировать по заданным критериям; устанавливать причинно-следственные связи; рассуждать об объекте; доказывать свою точку зрения; разнообразить способы решения познавательных и практических задач; составлять схемы. Для этих заданий педагог определяет критерий, который характеризует, как ученики используют знаково-символические средства или логические операции, каков уровень понимания и интеграции знаний. Например, за задание типа «Выдели существенные признаки объекта» максимальный балл выставляют, если ученик выделил все знакомые признаки без неверных ответов. В заданиях типа «Раздели на группы» максимальный балл педагог выставляет за самостоятельный выбор учеником основания классификации, которое связано с задачей урока. Рассмотрите в таблице примеры заданий.
Педагоги рассматривают примеры заданий типа «Понимание». Ведущий организует обсуждение, отвечает на вопросы.
Ведущий:
Применение знаний в знакомых условиях (по аналогии) предполагает, что ученик понимает освоенный материал и умеет использовать знания, чтобы решить учебно-познавательные и учебно-практические задачи уровня «Понимание», с опорой на известные ему алгоритмы. Задания этого типа – основа тематического контроля. Если ученик выполняет их, это означает, что он освоил знания на базовом уровне, и учитель выставляет ему более высокий балл, чем за задания типа «Понимание». Например, задание типа «Раздели на группы». На уроке школьники распределяли растения на группы – дикорастущие и культурные. Предлагаем им распределить эти же растения на группы по месту произрастания – «Растения луга», «Растения поля».
Применение знаний в новых условиях предполагает, что ученик справляется с учебно-практическими задачами, которые направлены на решение проблемных ситуаций. Задачи требуют от школьника выбрать необходимую информацию и действия, оптимальный способ решения; конструировать новый или преобразовать известный способ действия, создать алгоритм. Они стимулируют детей включаться в новые ситуации. Если ученики выполняют задания, это свидетельствует о том, что они освоили знания на повышенном уровне. Пример такого задания – описать опыт, который поможет определить зависимость скорости растворения воды от ее температуры.
Этап 3. Как конструировать задания
Ведущий:
Вначале педагог на основе рабочей программы определяет основное содержание и планируемые результаты, которые хочет проверить. Выбирает вопросы, которые актуализируют определенный уровень знаний и соответствуют содержанию задания. Вне контекста урока определить уровень знаний, который актуализирует задание, невозможно. Например, ученикам предлагают задание. По структуре оно соответствует уровню «Применение знаний в новых условиях»: придумай, как при помощи опрыскивателя для растений и источника света показать радугу. Предполагается, что дети на основе того, как образуется радуга, догадаются, как создать необходимые условия. Если такой опыт учитель продемонстрировал на уроке, то для учеников задание будет актуализировать уровень «Воспроизведение».
Далее учитель выделяет учебные действия, которые необходимы, чтобы выполнить задание. Ориентируется на уровень сформированности у учеников учебных действий.
Педагог определяет критерии оценки для типа задания и количество баллов, которое соответствует сложности задания и тому, качественно ли выполнил его ученик. Задание считается выполненным, если ученик находит рациональный способ решения задачи, несколько решений, создает алгоритм, его ответ близок по смыслу к предполагаемому ответу, находит определенное количество ответов, привлекает знания из разных предметных областей.
Когда учитель конструирует задание уровня «Применение знаний в знакомых условиях (по аналогии)» и «Применение знаний в новых условиях», он формулирует их на основе коротких предложений, которые нельзя по-разному трактовать. Они должны указывать на область поиска необходимой информации и содержать описание условий правильного выполнения задания.

Допматериалы:
Вариант проверочной работы
Этап 4. Как применять проверочные задания на разных этапах урока
Ведущий:
Чтобы актуализировать знания, педагог конструирует задания, основанные не только на содержании предыдущего урока, но и ранее изученных темах. Это позволит ученикам увидеть связи внутри учебного предмета, между разными предметами, мотивирует качественно выполнить домашнее задание, определит логику оценки таких заданий.
Педагог знакомит учеников с критериями оценки заданий, учит делать вывод об уровне освоения материала, на основе выявленных достижений определять свои возможности и роль в коллективных формах работы на уроке, если выявили пробелы в знаниях, самостоятельно формулировать индивидуальное домашнее задание.
На этапе урока, когда педагог актуализирует знания, можно использовать задания уровней «Узнавание», «Воспроизведение», «Понимание». Аналогичные задания используйте в конце урока, чтобы организовать самопроверку, систематизировать полученные на уроке знания, чтобы их применить и решить учебную задачу на уроке.
На рефлексивно-оценочном этапе используйте задания уровней «Применение знаний в знакомых условиях (по аналогии)», «Применение знаний в новых условиях». Такие же задания педагог может использовать, когда готовит бланки проверочных работ для школьников. Предлагаю рассмотреть вариант проверочной работы для учеников 2-го класса.
Ведущий представляет педагогам вариант проверочной работы для 2-го класса. Педагоги рассматривают работу и оценивают, задания какого уровня туда включены. Ведущий отвечает на вопросы.

Допматериалы:
Таблица, задание
Этап 5. Как формировать естественно-научную грамотность
Ведущий:
Чтобы сформировать естественно-научную грамотность, используют задания на различных этапах урока и в составе специального естественно-научного практикума. Они должны формировать умения и компетенции: научное объяснение явлений, понимание особенностей естественно-научного исследования, интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов. Предлагаю подробнее рассмотреть в таблице характеристику таких заданий.
Педагоги рассматривают таблицу. Ведущий отвечает на вопросы.
Ведущий:
Естественно-научную грамотность можно формировать в проектной деятельности. Я дам вам задание. Вам нужно будет выбрать тему проектной работы по предмету «Окружающий мир» и описать, как организовать деятельность учеников на этапах проекта.
Задание
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Ведущий раздает педагогам задание, учителя выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение и отвечает на вопросы.
Рефлексия
Ведущий:
Наше занятие подошло к концу. Встанем в круг и по цепочке ответим на вопросы: чем оно мне запомнилось, достаточно ли мне информации, какой информации не хватило.
Вариант диагностической работы
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Учитель инициирует травлю ученика. Ситуации и действия замдиректора в них
Учитель обладает властью и авторитетом не только оценивать знания, но и влиять на мнение об ученике. Когда педагог постоянно критикует ребенка в классе, занижает оценки, подчеркивает недостатки, а его успехи и достоинства обесценивает, школьник может начать относиться к себе как к вечному неудачнику и человеку второго сорта.
Локальные конфликты – это не травля. В ситуации буллинга педагог предвзято относится к ученику. Такое отношение имеет личностную подоплеку и носит затяжной характер.
У травли с участием учителя есть специфические признаки. Ребенок явно неуспешен по одному предмету, но по другим успеваемость у него хорошая. Он отказывается идти в школу в конкретные дни или прогуливает определенные уроки. Он самокритичен и уверен, что у него нет способностей к конкретному предмету.
Травля как следствие конфликтного поведения ученика
Разберем ситуацию, когда ученик своим поведением провоцирует учителя и вызывает его неудовольствие.
Что случилось. Девятиклассник А. был творческим, одаренным мальчиком, при этом эмоциональным и категоричным, склонным спорить и критиковать. Обычно учителям удавалось найти к нему подход, принять его особенности и обозначить рамки.
В старшей школе в классе сменился преподаватель математики, по которой юноша имел выраженные способности. С самого начала общение с новым педагогом К.М. не задалось: А. искал ошибки учителя, демонстративно критиковал его, отказывался выполнять задания. К.М. имел большой стаж работы, поэтому его крайне возмутило поведение ученика. Он стал давать А. заведомо невыполнимые задания, занижал оценки, прилюдно обесценивал его знания. Ситуация дошла до того, что каждый урок большая часть времени уходила на их взаимные словесные перепалки.
А. перестал посещать занятия. Учитель не собирался уступать, и вопрос зашел о неаттестации за полугодие. В дело вмешались родители, обратились к администрации и школьному психологу.
В чем причина. Ученик своим поведением провоцирует учителя. Педагог отвечает симметрично – усиливает давление, преследует в ответ. Ситуация больше похожа на конфликт, но присутствует элемент травли: явный дисбаланс власти и авторитета. Если свидетели явно примут чью-то сторону, то конфликт станет травлей.
Что сделать замдиректора. Инициировать индивидуальное разбирательство с привлечением третьей стороны. Это может быть директор или сотрудники школьной службы примирения. Тогда каждый участник конфликта сможет высказаться, признать свой вклад в ситуацию, прийти к совместному решению и попытаться изменить свое поведение. Большая ответственность за изменения лежит на педагоге как на взрослом. Ученику важно осознать причины и следствия своих поступков. В этом поможет школьный психолог.
Травля как отражение авторитарного стиля педагогического общения
Педагог с авторитарным стилем общения ценит высокую успеваемость и послушание. Негативные поступки, инициативу, самостоятельность он пресекает. Если ученики сопротивляются такому давлению, педагог вступает в конфликт.
Что случилось. К. была единственным ребенком в семье. Ее сильно опекали, уделяли много времени развитию и обучению. При этом девочка была гиперчувствительной и бурно выражала свои эмоции. К поступлению в первый класс она была хорошо подготовлена и имела уровень знаний и интересов значительно выше уровня сверстников.
Л.И. была педагогом младших классов. У нее был авторитет строгого учителя, который не терпит нарушений дисциплины. В сентябре ученики получили задание принести в школу свою любимую книгу. Все дети принесли детские сказки и рассказы, а К. взяла книгу про Гарри Поттера, которую к тому моменту уже прочитала самостоятельно. Л.И. заявила, что эта книга не по возрасту, К. не могла ее прочитать. Она обвинила ребенка во лжи и излишнем привлечении внимания. К. попыталась поспорить, расплакалась и выбежала из класса.
Дальше Л.И. стала уделять К. повышенное негативное внимание. Она старалась задеть и подчеркнуть ее особенности, пренебрежительно отзывалась о ее интересах. Вскоре весь класс был настроен против К. Общая атмосфера в классе характеризовалась недостатком сотрудничества и жесткой конкуренцией за внимание педагога. Внимания Л.А. с легкостью можно было добиться, если принижать своих одноклассников. К. стала часто болеть, отказывалась ходить в школу, ее самоощущение ухудшилось настолько, что встал вопрос о домашнем обучении.
В чем причина. Это травля, которую инициировал педагог. У педагога авторитарный стиль педагогического общения. Он ведет себя субъективно, предвзято. Социально-психологический климат в классе стал средством для самоутверждения педагога. Он манипулирует отношениями в классе, поощряет наиболее удобных учеников и преследует других, менее послушных. Ученики подхватывают этот стиль взаимодействия, и травля в классе становится нормальным, обыденным явлением.
Что сделать замдиректора. Вести индивидуальную работу с педагогом: поговорить с ним о стилях педагогического общения, о буллинге. Нужно побудить его принять ответственность за атмосферу в классе и мотивировать перейти на либеральный и диалогический стиль педагогического общения. Можно рекомендовать посетить тренинги по расширению педагогической компетентности и формированию психологически безопасной образовательной среды.
Травля как отражение профессионального выгорания
Исследование программ «Я Учитель» и «Образовательная инициатива „Яндекса“» показало, что более 75 процентов педагогов испытывают симптомы профессионального выгорания. У 38 процентов оно находится в острой фазе. Авторы работы провели опрос осенью 2020 года среди 38 тыс. учителей.
Что случилось. А.С., учительница русского языка и литературы со стажем работы более 30 лет, всегда была человеком заинтересованным и увлеченным своей работой. В последние годы у нее появились проблемы со здоровьем, стала сказываться усталость. Когда педагог выпустила очередной 11-й класс, то захотела сделать перерыв в классном руководстве, чтобы снизить нагрузку. Но внезапно уволился коллега, так что пришлось уступить просьбам директора и взять 6-й класс, который остался без классного руководителя.
Класс оказался сложным, стрессовая нагрузка возросла многократно, в какой-то момент весь внутренний негатив от работы сконцентрировался на двух неуспевающих учениках М. и Л. Вскоре учительница стала все чаще оставлять их после уроков, давала им дополнительные задания. Она критиковала малейшие ошибки и игнорировала незначительные успехи. К сожалению, успеваемость и самооценка учеников только ухудшились. Очередной разбор домашнего задания закончился нервным срывом педагога: она разорвала тетрадь М. Родители обратились к замдиректора.
В чем причина. Предвзятое отношение к ученикам напоминает травлю, которая появилась из-за профессионального выгорания. Для выгоревшего педагога работа становится тяжким бременем, ученики вызывают равнодушие и неприязнь. Любое отклонение от намеченного плана перевешивает профессиональную позицию.
Что сделать замдиректора. Поручить педагогу-психологу организовать тренинги, где педагоги смогут освоить навыки регуляции эмоциональных состояний и заботы о собственном психологическом здоровье. Если синдром уже наступил, нужно снизить педагогическую нагрузку, вернуть мотивацию к профессиональной деятельности.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум: приемы, чтобы сделать совещание результативным
Иногда рабочий день заместителя директора состоит из одних совещаний. Как сократить встречи и освободить время для других задач? Используйте простые приемы: заранее определите вопросы, которые будете обсуждать, пригласите на совещание только нужных людей, создайте обстановку, в которой нельзя расслабиться. Так вы за час решите проблемы, на которые раньше тратили недели.
Чтобы понять, как сделать совещание результативным, ответьте на вопросы тренажеров далее в практикуме. На первом уроке научитесь готовиться к совещанию и приглашать на него только нужных людей. На втором уроке разберитесь, как проводить совещание с пользой. Проверьте себя с помощью ответов и комментариев. Они есть к каждому уроку.
Ответьте на пять вопросов итогового теста и определите, насколько вы разобрались в теме. А чтобы получить сертификат, пройдите итоговый тест.
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
