
Обучающий курс для ваших педагогов по функциональной грамотности: урок 2 – как научить читать
Практикум, чтобы потренироваться работать с учительским дневником
Готовая справка по итогам контроля индивидуальных проектов СОО
Циклограмма на март: ВПР, итоги третьей четверти и еще 32 дела заместителя директора
Предлагаем вам готовый сценарий второго урока из курса по функциональной грамотности для педагогов. Занятие позволит выстроить работу на уроках так, чтобы повысить уровень читательских компетенций школьников.
Урок состоит из шести этапов. На первом этапе ведущий объяснит педагогам, что включает в себя понятие «читательская грамотность». Также расскажет, какое исследование проводят, чтобы определить уровень читательской грамотности у школьников, и как используют результаты.
На следующих трех этапах ведущий рассказывает, как сформировать читательские компетентности на разных уроках. Педагоги выполняют практические задания, в которых нужно подобрать методические приемы для работы с текстом на уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира и математики. Участникам предстоит распределить методические приемы в соответствии с уровнем читательских компетенций. Привести примеры, на каких этапах урока учителю уместно использовать конкретный прием. Соотнести методические приемы и формируемые УУД.
На пятом этапе ведущий предлагает найти недостатки диагностических работ по читательской грамотности. Шестой этап – рефлексия. Ведущий подводит итоги урока, участники обмениваются мнениями.
Урок «Читательская грамотность – как научить читать»
Ведущий:
Уважаемые коллеги, давайте поприветствуем друг друга фразой: «Здравствуй, мне приятно тебе сказать...» Вы вправе закончить фразу так, как хотите. Сегодня у нас урок по теме «Читательская грамотность – как научить читать».
Этап 1. Что такое читательская грамотность и какое исследование проводят, чтобы ее оценить
Ведущий:
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменный текст, строить размышления на основе содержания текста, читать, чтобы развиваться. Чтение – инструмент учения. Дети на всех учебных предметах читают, чтобы найти и извлечь информацию, осмыслить и оценить содержание и формы текста, интегрировать и интерпретировать информацию.
Международное исследование качества чтения и понимания текста PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) – это сопоставительное исследование читательской грамотности. Проводится Международной ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement). Цель исследования – сопоставить уровень навыков чтения и понимания текста четвероклассниками различных стран мира, а также выявить различия в методике обучения читательской грамотности в национальных системах образования.
В исследовании PIRLS оценивают два вида чтения, которые чаще других используют школьники во время учебных занятий и вне школы: чтение, чтобы приобрести читательский литературный опыт, и чтение, чтобы освоить и использовать информацию. Во время исследования при чтении художественных и научно-популярных текстов оценивают четыре группы основных читательских умений:
1. Находить информацию, заданную в явном виде.
2. Формулировать выводы.
3. Интерпретировать и обобщать информацию.
4. Анализировать и оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста.
С 2001 года страны, которые участвуют в исследовании PIRLS, раз в пять лет получают информацию о читательских компетентностях школьников. На ее основе принимают решения, как повысить уровень читательской грамотности. Масштаб этих решений различен – от целой страны до отдельного класса.
Исследование PIRLS позволяет странам принимать научно обоснованные решения, чтобы улучшать читательские навыки. Страны используют результаты исследования, чтобы:
– отслеживать результаты на уровне системы в глобальном контексте;
– отслеживать влияние новой или пересмотренной образовательной политики;
– выявлять слабые места и реформировать учебные программы;
– улучшать преподавание и обучение посредством анализа данных;
– проводить сопутствующие исследования;
– получать данные, какие условия в школе и дома создали ученику, чтобы он мог обучаться чтению.
Уже провели пять циклов исследования: в 2001 году участвовали 35 стран, в 2006 году – 40 стран, в 2011 году – 49 стран, в 2016 году – 50 стран и 11 территорий, в 2021 году – 66 стран и территорий. Российская Федерация принимает участие в исследовании PIRLS на регулярной основе с самого первого цикла.
В 2021 году четвероклассники Сингапура, Гонконга и России оказались самыми успешными в овладении чтением. Результаты всех остальных стран-участниц существенно ниже. Московские четвероклассники превзошли своих сверстников из всех стран и территорий. Их средний результат составил 598 баллов. В 2021 году результаты российских четвероклассников снизились по сравнению с 2016 годом. Такая тенденция наблюдается в большинстве стран.
Этап 2. Как сформировать читательские компетентности на уроках русского языка и литературного чтения
Ведущий:
Чтобы повысить читательскую грамотность школьников, необходимо объединить усилия педагогов-предметников и создать общешкольную систему формирования и оценивания читательской грамотности. На каждом уроке педагог должен уделять внимание приемам и стратегиям, с помощью которых формирует читательские умения. Если читательские компетентности будут сформированы на уровне начального образования, школьники успешно будут обучаться на уровне основного общего образования.
На уроках литературного чтения и русского языка в начальной школе учитель формирует читательские компетентности во время работы с художественным текстом. Структура урока зависит от цели, типа и тесно связана со спецификой учебного материала. В ее основе – закон трехступенчатого восприятия художественного произведения: от общего к частному и к новому обобщению. Ученые называют эту особенность восприятия: «первичный синтез», анализ, «вторичный синтез».
Основные этапы урока литературного чтения:
1. Подготовка к восприятию произведения
2. Первичное чтение
3. Анализ произведения в ходе его перечитывания
4. Обобщение
На этапе подготовки к восприятию текста учитель мотивирует учеников к читательской деятельности. На этапе анализа произведения, когда ученики его перечитывают, они погружаются в текст, анализируют его, углубляют и уточняют первичные догадки о смысле произведения. На этапе обобщения делают выводы о смысле произведения, авторской позиции, выражают литературные ассоциации, сравнивают литературный материал с жизненными реалиями, планируют дальнейшую работу с текстом.
Чтобы сформировать читательскую грамотность, педагог использует разные виды чтения:
– ознакомительное чтение, чтобы извлечь основную информацию или выделить основное содержание;
– изучающее чтение, чтобы извлечь полную и точную информацию для интерпретации содержания текста;
– поисковое/просмотровое чтение, чтобы найти конкретную информацию, конкретный факт;
– выразительное чтение.
Чтобы разработать для школьников задания по анализу текста, воспользуйтесь схемой. Она универсальна для любого типа заданий.
Ведущий предлагает педагогам рассмотреть схему и задать вопросы по ее содержанию. Раздает учителям листы с распечатанной схемой и предлагает включать ее в работу на уроках.
Ведущий:
Чтобы сформировать читательские компетенции, педагог подбирает специальные методические приемы. Выбор приема зависит от того, насколько ученик умеет работать с художественным текстом. Предлагаю выполнить задание 1. Ознакомьтесь с предложенными методическими приемами и заполните таблицу.
Задание 1
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Учителя знакомятся с содержанием задания 1 и выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение работы.
Этап 3. Как сформировать читательские компетентности на уроках окружающего мира
Ведущий:
На уроках окружающего мира педагог формирует умение работать с научно-познавательными текстами. Эти тексты отличаются большим количеством «непонятых» слов. В работе с познавательными текстами используют следующие подходы.
Во-первых, найти по толковому словарю значение «непонятого» слова. Указать, в каком значении из перечисленных в словаре слово используется в данном тексте. В каком значении используется на других предметах? В каком – в бытовой речи? Аналогичное задание – без обращения к словарю.
Во-вторых, найти в тексте слова, которые используются в бытовой речи, но в данном тексте имеют специализированное значение. Или назвать в задании такое слово, а ученики должны пояснить значение в бытовой речи и в данном тексте.
В-третьих, если в тексте встречаются родственные слова: дать задание найти их и объяснить, от какого слова они образованы, как связаны друг с другом и чем отличаются по составу и по смыслу.
В-четвертых, если в тексте встретились термины, которые дети путают с похожими по структуре однокоренными словами: дать задание школьникам самим подобрать к ним родственные слова и сопоставить значения слова из текста со значениями этих слов. Например, в тексте встретилось слово «атмосфера», тогда целесообразно дать в задании для сопоставления словосочетания «атмосферные явления», «атмосферные осадки».
Еще один подход – распределить слова из текста или указать самому слова, связанные с тематикой текста, в соответствии с той или иной классификацией. Например, в один столбик – названия веществ, в другой – названия предметов, которые связаны с этими веществами, или в один столбик – названия приборов, в другой – названия действий, которые производят эти приборы.
Можно предложить школьникам прочитать фразу или фрагмент текста. Передать смысл другими словами.
Также если в тексте есть сложное предложение с несколькими придаточными, можно дать задание перечислить все указанные в предложении действия по отдельности, расположить их по порядку.
Еще предложите фрагменты текста, где есть символы, сокращения из данной предметной области записать полностью словами.
Предлагаю выполнить задание 2. Рассмотрите методические приемы и приведите примеры, как их использовать на уроках окружающего мира.
Учителя знакомятся с содержанием задания 2 и выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение.
Этап 4. Как сформировать читательские компетентности на уроках математики
Ведущий:
На уроках математики педагог учит школьников находить и извлекать информацию из текста, формулировать вопросы, соотносить понятия. Формирует УУД: распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании предложенного способа ее проверки, выбирать источник получения информации, анализировать и создавать текстовую, видео, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей, самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления информации. В работе с текстами можно использовать методические приемы «Тонкий и толстый вопрос», «Шестеренки», «Опорный конспект», или «Конкурс шпаргалок». Я раздам вам таблицу, в которой подробно описаны эти приемы и есть задание к ним. Предлагаю вам его выполнить.
Задание 3
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Учителя знакомятся с содержанием таблицы и задания 3, выполняют его. Далее ведущий организует обсуждение работы.
Этап 5. Анализ проверочных работ по читательской грамотности
Ведущий:
Вы познакомились со способами, как сформировать читательскую грамотность на уроках. А сейчас узнаем, как оценивать ее сформированность. По требованиям новых ФГОС и ФОП НОО в систему оценки достижения планируемых результатов входит оценка функциональной грамотности. Это могут быть отдельные диагностические работы по проверке читательской грамотности, а также задания в рамках тематических и текущих проверочных работ. Я раздам вам два варианта проверочных работ. Проанализируйте их и найдите ошибки.
Задание 4
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать задание
Ведущий раздает педагогам бланки проверочных работ. Педагоги рассматривают их, находят ошибки. Далее ведущий организует обсуждение, отвечает на вопросы педагогов.
Этап 6. Рефлексия
Ведущий:
Наше занятие подошло к концу. Встанем в круг и по цепочке ответим на вопросы: чем оно мне запомнилось? достаточно ли мне информации? какой информации не хватило?
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум по эффективной работе во ФГИС «Моя школа»
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как помочь поколению Z выбрать профессию: методы для школы
Те, кто считает, что подросткам просто не нужна профориентация, – ошибаются.
Жизненное и профессиональное самоопределение – одна из главных потребностей подросткового возраста. На консультациях я вижу у подростка настороженно-негативный настрой, который в основном связан с тем, что не он сам принял решение прийти к профориентологу. Я снимаю настороженность за несколько минут – транслирую, что занятия со мной добровольны, и рассказываю, что мы будем на них делать.
Необходимо, чтобы учащийся сам принял первое решение: прийти на профориентационное занятие
Приведу еще один пример занятий с одной из последних групп. Это была смешанная группа из 20 подростков 12–17 лет. Они все разные: из разных образовательных организаций, с разными семейными обстоятельствами, с разными увлечениями. Объединило их одно: подростки не хотят что-то делать из-под палки. Во время обсуждения об этом говорили долго и очень эмоционально. Приведу пример, который запомнился мне больше всего. Подросток рассказывает: «Решил пойти помыть посуду. Уже нахожусь около кухни. И в этот момент мама просит помыть посуду. Тут же желание пропадает – хочется развернуться и уйти. Но иду мыть только из уважения к маме».
Даже если занятия обязательны, учащийся не должен думать, что его заставляют. Такое возможно, если педагог занимает позицию «Я хочу тебе помочь пройти этот путь к выбору профессии, предлагаю пойти по нему вместе».
Раздать чек-лист профориентации на каникулы
Преимущество чек-листа в том, что вам необходимо его только оформить и отправить в электронном варианте учащимся, а дальше они все сделают сами. Смотрите пример профориентационного чек-листа «7 дней к моей профессии». Его удобно использовать на каникулах. На занятии перед каникулами расскажите учащимся, какой результат они получат, когда заполнят чек-лист. Перед тем как разослать чек-лист, добавьте в него QR-код.
QR-код для чек-листа формируйте на сайте qrcoder.ru. Я использовала ссылку careertest.ru. Договоритесь с педагогическим составом о вознаграждении для тех, кто качественно заполнит чек-лист. Например, одна отличная оценка «автоматом» за контрольную по заранее выбранному предмету. Это дополнительно замотивирует тех, кто не хочет ходить на профориентационные занятия.
Объявите конкурс, в котором учащиеся будут создавать мемы. Например, предложите тему «Когда выбрал профессию, которая тебе нравится» или «Когда принял участие во всех профориентационных занятиях»
Сформируйте подобные чек-листы на основе занятий профориентационного минимума. Для этого определите перечень результатов, которых должны достичь учащиеся, кратко опишите каждый. Например, «я изучил специфику пяти отраслей экономики» или «я записал свои жизненные ценности». Такой чек-лист может быть рассчитан на год, четверть или месяц. Он поможет подросткам следить за продвижением по урокам, четко видеть, каких результатов достигли и что еще предстоит освоить, дает мотив для деятельности.
Организовать профориентационный марафон
Скачайте примеры заданий марафона. Этот марафон я подготовила для работы с учащимися на каникулах. Его можно проводить как в онлайн-формате, так и очно.
Задания к профориентационному марафону
Инструкция
Кликните на карточку, чтобы прочитать содержание задания
Марафоном можно заменить традиционные методы проверки знаний. Проводите их по какой-то конкретной профориентационной теме, которую учащиеся осваивают на занятиях профминимума. Например, проведите марафон по работодателям региона или по комплексу тем определенного периода.
Заменить офлайн-диагностику онлайн-анкетированием
По моему опыту, онлайн-анкетирование не вызывает такого внутреннего сопротивления, с каким подростки встречают печатный вариант. Еще онлайн-опросники легче обрабатывать – все ответы формируются в единую таблицу, из которой можно выбирать различную информацию.
Подростки хотят выбрать профессию и готовы трудиться для этого
Составляйте анкету в Yandex Forms или в учебном профиле Сферум. Создайте несколько страниц – по одной для каждого блока. После разошлите учащимся ссылку на опрос и попросите заполнить его. Скачайте вопросы для онлайн-формы. Использую для него опросник профессионального самоопределения Г.В. Резапкиной.
Приложение

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать анкету
Пригласить сыграть в настольные игры
Учащиеся любят такой формат. Добавьте в обычные настольные игры элементы профориентации. Например, попросите учащихся построить башню и подписать каждую деталь ключевыми словами по пройденной теме. Или организуйте профориентационную мафию. В ней горожане будут ловить не преступника, а специалиста. Когда его раскрывают, он должен встать и рассказать о своей специальности.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
