ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
12
Декабрь 2023года
Профессиональные компетенции
Формы и методы работы с педагогами

Приемы, чтобы вдохновить и замотивировать педагогов разных возрастов

Александра Фокина, доцент кафедры общегуманитарных дисциплин и психологии ОАНО ВО «Московский институт технологий и управления», член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
В разновозрастном коллективе возникают споры и недопонимания. Возрастные педагоги недовольны нововведениями, а молодые – частыми конфликтами и отсутствием личного пространства. Практикующий психолог предложила приемы мотивации для каждого возраста и рассказала, почему они работают. Еще есть памятки и таблица об особенностях каждого возраста по теории поколений.

Предлагаем описание каждой возрастной группы, факторы, которые демотивируют и приемы, как работать с педагогами. В конце – памятки с информацией по каждой возрастной группе.

ВАЖНО

Современную молодежь называют «поколением снежинок» из-за повышенных ожиданий от жизни. Они ценят собственный комфорт и не терпят деталей, которые их не устраивают

Создавайте позитивную атмосферу для молодых педагогов 20–30 лет

Молодых учителей демотивирует негативная атмосфера. Например, когда каждый рабочий день он слышит поучения от коллег, конфликтует с родителями учеников, получает несправедливую критику от начальства, не имеет собственного места, где можно спокойно отдохнуть на перемене.

Используйте прием «поддержу проект». Поговорите с педагогом, расспросите, что ему самому хотелось бы сделать в школе. Какую задачу он считает интересной, какие идеи хотел бы воплотить. Задавайте вопросы и активно слушайте: что нравится, что хочет попробовать, что для этого нужно, в какое время мог бы это делать. Предоставьте то, что зависит от вас. Дайте педагогу увидеть, что вы поддерживаете его интерес. Не удивляйтесь интересам и целям, они могут быть наивными или экзотическими. Если они не нарушают профессиональную этику, позвольте им существовать в вашей школе.

Применяйте «мотивацию в стиле кафетерий». Составьте в конкретный краткий срок список целей для работников. Когда работники достигнут целей, они смогут выбрать поощрение из «меню» наград. Например, всем, кто вовремя сдал отчет, можно предоставить отгул в каникулярное время. За более крупные цели – награды крупнее.

СОВЕТ.  С учителями 20–30 лет обсудите возможность улучшить кабинет, спросите их пожелания, школа может оплатить курсы повышения квалификации, которые выберет сотрудник. Не будьте слишком придирчивы к деталям дресс-кода. Решите, что точно недопустимо, а на что вы не обратите внимания. Активно слушайте, когда работник делится своими мыслями или проблемами – дайте понять, что считаете ценным членом коллектива.

Давать больше профессиональной свободы учителям 30–40 лет

В возрасте 30–40 лет сочетаются опыт, энергия и реалистичные запросы к работе. Работник знает, как выполнять типовые задачи, обладает физической и психологической выносливостью. Таких педагогов демотивирует собственная невостребованность. Например, когда администрация и коллеги не признают достижения, и работник не может реализовать собственные интересы и умения в работе. Педагог не терпит, когда разговаривают приказным тоном, игнорируют обоснованное мнение или эмоциональное состояние, вопросы и пожелания.

Используйте прием «частые награды». Частые небольшие поощрения и сигналы, что руководство оценивает работника как профессионала, мотивируют. Используйте широкий диапазон наград. Материальный фактор – не единственный, но важный. Советуйтесь по значимым общешкольным или специальным вопросам. Говорите слова благодарности в официальных ситуациях и при личных встречах. Давайте грамоты. Положительно отзывайтесь о педагоге на родительских собраниях, на открытых уроках. Не критикуйте публично. Старайтесь отвечать положительно на небольшие режимные просьбы. Например, отпустить с работы пораньше.

Прислушивайтесь к предложениям и давайте внедрять то, что не противоречит этике и задачам школьного обучения. Запоминайте интересы, мнения, личные обстоятельства. Обсуждайте материальное оснащение, улучшайте условия работы. Предварительно согласовывайте с педагогами, что им действительно нужно. Следите за собственным эмоциональным состоянием.

В качестве вдохновения подойдут знаки, что педагог продвигается в карьере. Например, предложите назначить руководителем методобъединения, поручайте обучать – участвовать в повышении квалификации педагогов или студентов. Предложите проводить авторские мастер-классы на базе школы, стать экспертом в инновационной деятельности.

СОВЕТ.  Если вы приглашаете педагога участвовать в экспериментальной деятельности школы, это может мотивировать и демотивировать педагога. В значительной степени мотивация зависит от того, сможет ли учитель не имитировать результаты и делиться критикой.

СПРАВКА

Педагог готов работать еще десятилетия, если ощущает вовлеченность в текущие задачи

Ценить экспертный опыт педагогов 40–50 лет

Профессионалы возраста поздней зрелости умеют самостоятельно и системно мыслить, имеют богатый опыт, не стремятся поменять место работы «ради новизны». Они готовы брать большую ответственность, обладают профессиональной выдержкой, имеют наработанный авторитет. Таких педагогов демотивирует, когда обесценивают их прошлое. Например, когда поручают все делать по-новому и отказаться от прошлых наработок. Работники не любят показное сочувствие профессиональной и личной «устарелости», не хотят отказываться от перспектив профессиональной самореализации – «лишь бы до пенсии досидеть».

Вовлекайте педагогов старше 40 в наставничество. Это может быть постоянное наставничество молодого специалиста той же специальности, например, в течение учебного года. Также регулярные внутришкольные педсеминары, где коллектив будет обсуждать практические задачи, которые вызывают затруднения.

Опытные специалисты владеют инструментами. Именно поэтому они воспринимают экспериментальные технологии критично: они и так умеют справляться с низкой обучаемостью, дисциплиной, воспитательными задачами. Привлекайте их к обучению других, к профессиональным консультациям, публикациям.

Отправляйте на авторитетные мероприятия. Например, профессиональные форумы. Стимулируйте активно участвовать в родительских собраниях, работать с представителями надзорных и методических органов. Вовлекайте в педсоветы и мастер-классы, на которых обсуждаете качество работы. Опытные педагоги могут стать отличными членами конфликтных комиссий, экспертных групп.

СОВЕТ.  Главный посыл всех этих приемов – отношение к педагогу как к ценности. Создавайте условия, в которых каждый сможет показать свои сильные стороны. Каждый работник – личность. Люди сильны своей уникальностью. Эта позиция поможет вам выстроить эффективные и теплые отношения с другими людьми, а также пригодится во взаимодействии с родителями.

Памятки для замдиректора

Инструкция
Кликните на вкладку и выберите памятку, чтобы посмотреть и скачать

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2023года
Профессиональные компетенции
Эмоциональное выгорание

Рекомендации специалиста, если эмоционально выгорели за первое полугодие

Анастасия Кузнецова, заместитель директора Городского психолого-педагогического центра Департамента образования и науки города Москвы
В статье – шесть рекомендаций практикующего психолога, как помочь себе при эмоциональном выгорании после первого полугодия. А также советы для заместителя директора, как научиться отдыхать и заряжать внутренние батарейки. В конце – мотивационные памятки и чек-лист для самопроверки.

В декабре позаботьтесь о себе. Проверьте свой уровень эмоционального выгорания с помощью чек-листа ниже. Если вам нужна помощь, обратитесь к специалисту или попробуйте техники самопомощи и внутреннего заряда из статьи.

Помогите себе

Шесть рекомендаций помогут в борьбе с выгоранием или его профилактикой. Выберите несколько приемов, которые комфортны именно вам. Даже если вы не замечаете у себя признаков выгорания, используйте рекомендации для профилактики.

1

рекомендация

Обратитесь к специалисту. Вам поможет психолог или психотерапевт, если понимаете, что у вас присутствуют признаки выгорания. Синдром эмоционального выгорания по ряду классификаций относится к ментальному неблагополучию. Поэтому обязательно обращайтесь за помощью, так как обойтись без нее все равно нельзя, и деформация личности будет неизбежна.

2

рекомендация

Минимизируйте нагрузку. Берите паузы в зависимости от стадии выгорания. Это может быть временный перерыв либо можно приостановить работу на более длительное время. Снижайте нагрузку, в том числе и в обычной жизни, не только на работе. Не так, что вы взяли кратковременный отпуск и поехали на майские праздники на дачу, чтобы перерыть там все 12 соток огорода. С одной стороны, это переключение, но если мы говорим о синдроме эмоционального выгорания, то физически восстанавливаться тоже необходимо.

3

рекомендация

Избавляйтесь от перфекционизма. Старайтесь тратить меньше сил на такие вещи, как уборка. Не переживайте за то, что у вас должно быть переглажено в доме все белье, делегируйте какие-то поручения близким. Сбросьте балласт.

4

рекомендация

Дайте организму восстановиться. Восстановление занимает очень много времени. Не ждите быстрых результатов. Если вы выгорали год, то вам год потребуется на восстановление. Если вы выгорали 10 лет, вам пропорционально много потребуется времени на восстановление.

Нет волшебных таблеток. На этапе восстановления важен щадящий режим работы, размеренный образ жизни и очень аккуратное отношение к новым проектам, новым эмоциям. Не пытайтесь загрузить себя большим количеством работы.

Психологи отмечают, что эмоциональная бомба растрачивает. Неважно, это утрата близкого человека или свадьба дочери, как эмоционально позитивная, так и эмоционально негативная. На этапе восстановления лучше сохраняйтесь в энергосберегающем режиме и по возможности избегайте таких историй, которые будут эмоционально сильно воздействовать.

5

рекомендация

Научитесь обращаться за помощью. Обращаться за помощью – это тоже навык, которому надо научиться. Скажите себе: «Когда я выгораю, я должен сформировать в себе навык». Попросите своих детей помыть посуду, обратитесь к маме за какой-то помощью, к коллегам.

Не тяните все на себе, пусть какую-то работу ваши близкие делают по-другому, пусть этот молодой педагог, который к вам пришел, никогда не сделает так хорошо, как вы, ну не так хорошо, но он сделает. Внесете потом коррективы. Пусть по-другому, но это лучше, чем вы все будете тащить на себе.

6

рекомендация

Насладитесь стадией благополучия. На стадии благополучия вы накопили свою энергию. Скорее всего, вы начнете испытывать на каком-то этапе подъем, не хватайте на себя все снова и сразу. Для того чтобы не сорваться снова, помните опыт выгорания, заботьтесь о себе.

Научитесь заряжать батарейки

Что значит «отдохни», когда ты находишься в процессе? Это может даже звучать как насмешка. Так ли много надо времени, чтобы качественно восстановить силы? Каким образом мы восстанавливаем энергию?

Представьте, что у нашей энергии есть как бы четыре батарейки: энергия физическая, эмоциональная, интеллектуальная и духовная. Когда мы отдыхаем, все четыре батарейки должны подзаряжаться. Настоящий отдых – это когда мы уделяем внимание каждой из этих четырех сфер.

Физическая энергия. Это все, что связано с телом и здоровьем. Танцевально-двигательная терапия – это один из способов восстановить физическую энергию. Для каждого человека ресурсы могут быть разными. Кому-то она может подходить, кому-то – нет.

Уделяйте внимание сну, прогулкам, питанию, регулярной физической активности. Это может быть йога в парке, танцы, для кого-то хороши бег, плавание. Испытывайте положительные эмоции, но не переутомляйтесь. Физическое переутомление отдаляет от состояния восстановления, а не приближает к нему.

Вернитесь в детство, вспомните о режиме дня. Возвращайте качественный сон и начинайте выстраивать себе потерянную систему координат.

Эмоциональная энергия. Избегайте токсичных контактов. Снижайте общение с теми людьми, кто на вас действует деконструктивно. И наоборот, восстанавливайте общение с теми, кто для вас является ресурсом.

Обязательно в режим дня вставляйте любимое дело, хобби. Испытывайте удовольствие, ни в коем случае это не игнорируйте. Смотрите любимые фильмы, читайте книги, чтобы обязательно была рефлексия, которая вдохновляет и восполняет.

Интеллектуальная энергия. Здесь пойдет речь о профессиональной самореализации. Чувствуете, что начинаете выгорать, один из хороших инструментов – это пойти и поучиться чему-нибудь. Причем это не связано с курсами повышения квалификации. Найдите реальные курсы, которые учат технологиям, которые дают новые инструменты. Новые знания вам захочется тут же применить, показать коллегам.

Этот профессиональный драйвер, во-первых, является профилактическим ресурсом еще до того, как вы выгорели. А если вы чувствуете в себе эти признаки, то это тоже неплохой инструмент, чтобы зажечь в себе эти смысловые моменты, сделать работу снова вдохновляющей и интересной.

Духовная энергия. Это наш внутренний диалог, наши ценности, смыслы. У каждого человека свои инструменты. Обращайтесь за помощью к специалистам. Восстанавливайте духовную энергию – это основа. Утрата смыслов – это то, что растрачивает наиболее всего. Когда утрачены смыслы, остальное подстроить крайне сложно.

Чтобы в дальнейшем избежать эмоционального выгорания, смотрите мотивационные памятки. В первой – фразы, которые подпитывают мотивацию. А во второй – техники расслабления, которые можно использовать на работе.

Памятки для замдиректора

Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку 

К СВЕДЕНИЮ

Два правила при выгорании

Правило 1. Признайтесь себе, что с вами это произошло. У вас синдром эмоционального выгорания. Пока вы сами себе об этом не скажете, никакая помощь не приживется.

Правило 2. Не вините себя за это, не говорите себе «иди работай, потому что надо». Мы не обвиняем себя в лени. Мы говорим о том, что у меня эмоциональное выгорание, мне нужна помощь. Все.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

12
Декабрь 2023года
Профессиональные компетенции
Микрообучение на 5 минут

Практикум для замдиректора: как повысить компетентность молодых педагогов с помощью теленаставничества

Практикум позволит организовать в школе современную форму повышения квалификации молодых педагогов – теленаставничество. Еще выясните, какие методы теленаставничества применять и каким содержанием их наполнить.

Теленаставничество – форма повышения профессиональной компетентности педагогов. Наставник и наставляемый общаются в формате видеоконференций и видеозвонков. Эта технология универсальна: она развивает личность наставляемых, помогает им перенять знания опытных педагогов, формирует необходимые для профессиональной деятельности навыки, компетенции, метакомпетенции и ценности. Тренажеры далее в статье помогут разобраться в особенностях технологии и применить ее в школе.

В первом уроке определите, какие шаги нужно предпринять, чтобы организовать теленаставничество в школе. Во втором уроке выясните, какие методы теленаставничества использовать педагогам-наставникам, чтобы повысить результативность их работы с молодыми педагогами.

В третьем уроке ознакомитесь с содержанием специальных методов теленаставничества – «беседа, рефлексия» и «актуализация индивидуальной мотивации и фасилитации». Проверить себя можно с помощью ответов и комментариев. Они есть к каждому уроку.

Чтобы определить, насколько вы разобрались в теме, пройдите итоговый тест. Получите сертификат, когда пройдете итоговый тест. Отвечать на вопросы можно неограниченное количество раз.

Коллега, пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат

Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.

Получить сертификат

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК