Как организовать надомное обучение: тонкости и документы
Чтобы перевести учеников на надомное обучение, действуйте по алгоритму. Ознакомьтесь с рекомендациями, что проверить в положении об обучении детей на длительном лечении, положении о текущем контроле и промежуточной аттестации, а также индивидуальных учебных планах. Убедитесь, что получили от родителей документы, чтобы обезопасить себя от возможных конфликтов.
Проверьте сведения о надомном обучении в локальных актах
Включите информацию о том, как организуете надомное обучение, в положение об обучении детей на длительном лечении. Отдельное положение разрабатывать не надо. При этом убедитесь, что различаете надомную и семейную форму.
Опишите в положении об обучении детей на длительном лечении, как получаете информацию о здоровье ученика на надомном обучении. Сформулируйте, как разрабатываете образовательную программу, индивидуальный учебный план, расписание занятий и устанавливаете режим занятий. Укажите, как информируете родителей о текущих результатах обучения и когда корректируете индивидуальный учебный план. Используйте готовые формулировки из образца.
Фрагмент положения об обучении детей на длительном лечении
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Закрепите в положении об обучении детей на длительном лечении, что работники могут использовать информацию о состоянии здоровья ребенка, только чтобы правильно учитывать особенности обучения и поддерживать ученика в период его длительного лечения. Сведения о болезни нельзя никому передавать, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством, или если есть письменное согласие пациента и его родителей.

СПРАВКА
При надомном обучении за обучение ребенка отвечает школа, а при семейном – родители, а школа только организует аттестацию. Регламентировать семейную форму не придется, потому что она в зоне ответственности семей
Определите, кто из учеников имеет право на обучение на дому
Проверьте, есть ли у учеников, которые претендуют на надомное обучение, право на него. По закону эта форма образования доступна школьникам, которые нуждаются в длительном лечении, и детям-инвалидам, если они не могут посещать школу по состоянию здоровья (ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Сверьтесь с перечнем заболеваний. Заболевания, которые дают право на обучение на дому, есть в приказе Минздрава от 30.06.2016 № 436н. К заболеваниям, которые дают право на надомное обучение, относятся, например, эпилепсия, сахарный диабет I типа, шизофрения, умственная отсталость.
Определите продолжительность обучения. Надомное обучение может быть кратковременным или долгосрочным. Долгосрочным считают лечение, на котором ребенок находится дольше 21 дня. Продолжительность указывает медицинская организация в заключении.
Родители ученика вправе сами выбрать образовательную организацию, которая будет обучать ребенка. Они могут выбрать школу, которую посещал ребенок, или госпитальную школу при стационаре.
Получите от родителей заявление и издайте приказ
Если родители хотят организовать для ребенка обучение на дому, запросите у них заявление на имя директора школы. Проверьте, чтобы они приложили к заявлению заключение медицинской организации, которое подтверждает необходимость домашнего обучения.
Чтобы предотвратить возможные конфликты с родителями, дополнительно возьмите письменное информированное согласие на обработку медицинских данных ученика. Его подписывают родители или сам ученик, если он старше 15 лет. В документе укажите, что они обязаны сообщать вам сведения:
- об основных характеристиках заболевания ребенка и побочных явлениях при лечении, которые необходимо учитывать педагогам при обучении;
- об особенностях эмоционального и других состояний ребенка, которые понадобится учитывать при обучении;
- состав и характер сведений о состоянии здоровья ребенка, местонахождении на лечении, как и кому их можно рассказать, чтобы оказать социальную поддержку ребенка в период длительного лечения.
Если семья отказывается информировать вас о заболевании и местонахождении ребенка, не настаивайте. Они в своем праве, так как это врачебная тайна (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).
Пример формулировки для заявления родителей
Инструкция
Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
На основании заявления подготовьте приказ и утвердите у директора. В нем укажите учителей, которые будут посещать ребенка и проводить занятия на дому. Можно оформить приложениями к приказу расписание уроков ученика и индивидуальный учебный план (ИУП).
Составьте индивидуальный учебный план
Разработайте для ученика ИУП. Включите в него все предметы, которые входят в ООП, и при необходимости сократите количество часов занятий с педагогом. В ИУП учтите рекомендации ПМПК и индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, если она есть. Также учитывайте пожелания родителей ученика.
Выберите форму обучения. Выбирайте форму обучения на ваше усмотрение: очную, очно-заочную, заочную, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Например, пропишите, что предметы, которые не вошли в перечень занятий с учителем, ребенок изучает с помощью дистанционных технологий. Предусмотрите возможность, чтобы ученик мог принимать онлайн-участие в школьных мероприятиях.
Рассчитайте максимальный объем недельной образовательной нагрузки. Определите режим и продолжительность занятий по рекомендации лечащего врача. Примите во внимание психофизическое состояние ребенка. Также учитывайте максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки, который должен соответствовать санитарным требованиям (письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283).

ВАЖНО
Если школа заключила договор о сетевом взаимодействии с медучреждением, чтобы обучать детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, то образовательным процессом занимаются специалисты обеих организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)
Подготовьте участников образовательных отношений к работе с надомниками
Организуйте предварительную специальную подготовку для педагогов, которые будут работать с надомниками. В ходе нее разъясните особые образовательные потребности конкретного ребенка и формы, в которых педагог будет взаимодействовать с ним в процессе длительного лечения. Поручите учителям вести журнал успеваемости и журнал посещений, куда родители ставят подпись о факте занятия. Выдайте ученику учебники, справочную, учебную и другую литературу, которая есть в библиотеке.
Организуйте для ученика-надомника психолого-педагогическое сопровождение. По возможности организуйте очное тьюторское сопровождение учеников на длительном лечении. Решение о том, вводить ли тьюторов в штат школы, принимает директор по согласованию со школьным ППк или на основании рекомендаций ПМПК.
Объясните родителям, что они должны создать условия для обучения на дому: оборудовать рабочее место, предоставить канцелярские принадлежности. Проинструктируйте их об обязанностях: им понадобится контролировать, чтобы ученик выполнял домашние задания, а также оповещать учителей, если состояние здоровья ребенка ухудшится.
Организуйте контроль и аттестацию
Проинформируйте педагогов о периодичности текущего контроля знаний ученика: на каждом уроке. Поручите им выставлять отметки в специальный журнал – журнал обучения на дому – по той же системе оценок, что принята в школе. Зафиксируйте эти пункты в локальном акте школы, который регулирует текущий контроль.
Пример формулировки
Инструкция
Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Реализуйте право школьников, которые учатся на дому, на промежуточную аттестацию. Для этого внесите в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации пункты, которые ее касаются.
Уточните формы, в которых проводите промежуточную аттестацию надомников, и укажите, как ее проводите – дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому. Например, если вы зафиксировали в ИУП ученика, что он самостоятельно изучает предмет, используйте для промежуточной аттестации проектную работу, реферат, практическую или лабораторную работу.
Поручите педагогам-предметникам определить объем и требования к работе на основе рабочей программы. Утвердите формы промежуточной аттестации на заседании методического объединения, а затем зафиксируйте их вместе со сроками в плане-графике и ознакомьте родителей и ученика под подпись.
Поручите педагогам фиксировать результаты промежуточной аттестации учеников-надомников в журнале. В нем же отразите решение педагогического совета о переводе ученика в следующий класс, если он успешно освоил учебную программу за год. Такой педсовет можно провести в общем порядке. Если же школьник не освоил обучение в полном объеме, то на следующий год специалисты ПМПК разработают рекомендации по выбору новой учебной программы и особенностям работы с учеником.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Педсовет и совещание при директоре: как проводить заседания в ближайшем учебном году
Обсудить текущие задачи и проблемные вопросы можно двумя способами: провести заседание педсовета или совещание при директоре. Их структуру, срок полномочий и компетенции, порядок, в котором формируют, принимают решения, закрепляют в уставе школы. Далее расскажем, как проводить педсоветы и совещания при директоре.

СПРАВКА
Чтобы решить вопросы по трудовому праву работников, оплате труда, проводят общее собрание. На нем не решают учебно-методические вопросы
Педсовет – выбрать формат, написать план и повестку
Чтобы организовать и провести педсовет, определите его структуру и содержание. Выберите формат заседания. Предусмотрите, чтобы педсовет был внесен в план работы, который утвердите у директора приказом. Также определите вопросы для повестки и установите порядок работы педсовета. Решения педсовета секретарь зафиксирует в протоколе. Изберите или назначьте секретаря в соответствии с порядком, который указан в уставе школы.
Выберите формат заседания. Их может быть два: общий и малый. Общие педсоветы проводят по ежегодным потребностям школы, которые не меняются. Обязательных общих педсоветов – пять: установочный в августе, педсовет по качеству образования, о допуске к ГИА, о переводе учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс, по итогам учебного года. Также общий педсовет собирают, когда нужно изменить или утвердить локальный акт, который касается всех педработников.
Заседание малого педсовета проводят, когда собирать педсовет в полном составе нет необходимости. Обычно малые педсоветы проводят, чтобы проанализировать образовательные результаты класса или параллели, готовность выпускников к ГИА. На малом педсовете согласовывают график административных контрольных работ, решают воспитательные вопросы. Решением малого педсовета можно направить ученика на территориальную ПМПК или допустить к ГИА после ликвидации академической задолженности.
Проводите педсоветы по плану. В начале года утвердите у директора план работы педсовета на учебный год. Смотрите образец приказа об утверждении плана работы педсовета. Этим приказом руководитель закрепляет перечень педсоветов, которые нужно провести за год. Поэтому приказ о подготовке отдельно к каждому педсовету не требуется. Включите план работы педсовета в приложение к приказу.
Образец приказа о плане работы педсовета
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

ДОКУМЕНТ
Основные положения о педагогическом совете включите в устав школы. Зафиксируйте в нем компетенции, срок полномочий, порядок формирования и работы педсовета. Так прописано в п. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ
Определите вопросы для повестки. В повестку педсовета включайте вопросы о том, как реализовали программу развития школы. Обсуждайте с педагогами ООП, если изменяли ее компоненты, новые планы работы школы, отчет о самообследовании. Члены педсовета могут принимать перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности, и локальные акты.
ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ
Если локальный акт нужно изменить, члены педсовета согласовывают его окончательную редакцию перед тем, как акт подпишет директор школы. Если нужно утвердить новый локальный акт, можно только ознакомить педагогов с содержанием документа и выслушать их замечания. Корректировать акт вы не обязаны.
Педагогический совет ходатайствует об участии педагогических работников в профессиональных конкурсах. Вносит предложения, как поощрить или наградить педагогов.
Повестку готовят для общего и для малого педсовета. Пример повестки малого педагогического совета смотрите ниже.
ПРИМЕР. Повестка малого педагогического совета «Анализ образовательных результатов 10-х классов за I полугодие»
Установите порядок работы педсовета. Чтобы организовать работу педсовета, утвердите регламент работ отдельным локальным актом. Включите в него сведения о месте заседания и его структурных единицах. Обозначьте сроки и порядок, в котором извещают членов педсовета о заседаниях и знакомят с материалами, регламент заседаний и порядок открытого, тайного и заочного голосования. Распределите обязанности, отметьте особенности документооборота.
Решения педагогического совета обязательны для всех педагогических работников школы. Поэтому обсуждайте на педсовете, выполнили ли педагоги ранее принятые решения.
Совещание при директоре – утвердить график и подготовить протокол
Совещание при директоре проводите, когда педсостав нужно срочно проинформировать, что изменилось в работе, обсудить текущие и перспективные задачи. Отдельно составлять график или циклограмму совещаний на год не нужно. Примерный график утверждают в составе плана работы школы на учебный год на августовском педсовете. Директор может внести изменения в утвержденный график в случае, если есть производственная необходимость, приказом по школе. Смотрите в таблице форму графика совещаний при директоре.
Таблица. График совещаний при директоре на апрель
Для совещания при директоре достаточно вести краткий протокол и тезисно обозначить в нем пункты. Смотрите, как оформить краткий протокол. В приложение к протоколу включите список участников совещания и их решение по вопросу повестки.
Вы можете оформить более подробный протокол. Он подразумевает, что на заседании решения по каждому вопросу вы фиксируете более детально. Пропишите в протоколе, кто и по какому вопросу выступил. Зафиксируйте комментарии и вопросы присутствующих, какой был получен ответ. Подробно опишите в протоколе решение по каждому из вопросов повестки.
Образец протокола для совещания при директоре
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Как разработать и реализовать программу наставничества в новом учебном году: рекомендации и образец документа
Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы регламентировать систему наставничества в вашей школе. Документ адаптируйте под потребности школы, например, расширьте формы работы и типы наставничества. Составьте пояснительную записку, заполните необходимые разделы программы и продумайте структуру управления. Внедрите программу за три этапа.

СПРАВКА
Флеш-наставничество – когда наставники встречаются с наставляемыми в течение 1 часа. После этого участники решают, хотели бы они продолжать встречи
Составьте пояснительную записку программы наставничества
В пояснительной записке определите актуальность программы. Перечислите те запросы и проблемы школы, при решении которых используете технологию наставничества. Сформулируйте цель и задачи в зависимости от вида, уровня школы и формы наставничества.
ПРИМЕР
Определите целевые группы программы: ученики, молодые специалисты, педагоги, родители. Оцените образовательные потребности и выделите приоритетные формы наставничества.
Укажите период, за который планируете реализовать программу. Он варьируется от нескольких месяцев до трех лет и зависит от приоритетных задач, планируемых результатов, подготовленности наставляемых и опыта наставников.
Опишите формы работы, которые собираетесь использовать. Исходите из задач и уровня образования, профессиональной деятельности и первоначальных запросов участников программы. Запланируйте формы наставничества, которые будете реализовывать в разных типах.
ПРИМЕР
Заполните разделы программы
Проанализируйте связь программы с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, локальными актами школы и укажите нормативную базу. Запланируйте ожидаемые результаты программы. Пропишите показатели ее эффективности, в том числе процессуальные. Их желательно соотнести с задачами.
ПРИМЕР
Укажите, с какой периодичностью будет происходить оценка, какими способами и где рассмотрят ее результаты. Например, в качестве текущего контроля один раз в месяц в повестке совещаний при руководителе.
Включите в программу современные формы работы
Оптимально включить в программу современные формы, технологии, методы. Их примеры смотрите в шпаргалке. В плане мероприятий на учебный год укажите их наименования, форму, сроки. Сразу пропишите ответственных, участников и ожидаемые результаты.

СПРАВКА
Шедоуинг – тип наставничества, когда наставляемый наблюдает за действиями опытного наставника. При этом он не задает вопросов и никак не комментирует происходящее
Регламентируйте структуру управления программой
В структуре управления программой укажите конкретные трудовые действия участников программы: руководителя, куратора, наставника и наставляемого. Если есть необходимость, включите в структуру и других специалистов образовательной организации, например, педагога-психолога, социального педагога. Конкретизируйте каждую функцию. Ознакомьтесь с вариантом структуры управления в таблице.
Если вы – руководитель программы наставничества, назначьте куратора. Например, руководителя профобъединения учителей или одного из педагогов.
Образец программы наставничества
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Запланируйте этапы, чтобы внедрить программу наставничества
На подготовительном этапе разработайте программно-методическое обеспечение, проинформируйте о программе, подберите и обучите специалистов, оформите приказы и информационные письма. Проведите предварительную диагностику интересов и ожиданий учеников, их родителей и педагогов, подготовьте оборудование и опубликуйте информацию о программе в СМИ и соцсетях школы.
На содержательном этапе подберите наставнические пары или группы так, чтобы запрос наставляемого соответствовал компетентности наставника, и организуйте их взаимодействие. Отбирайте наставляемых на основе предварительного анкетирования, педагогического наблюдения за учебной и профессиональной деятельностью. Принимайте решение по итогам личных собеседований, с учетом пожеланий родителей и работодателей, а также задач программы.
На содержательном этапе наставляемый включается в индивидуальную и групповую творческую деятельность, овладевает знаниями и навыками самоопределения в выборе видов деятельности. Также на этапе проведите текущий мониторинг, соберите обратную связь, оцените промежуточные результаты и, если есть необходимость, скорректируйте содержание программы.
На заключительном этапе организуйте рефлексию и мониторинг, проанализируйте работу и обобщите результаты. Соберите успешные кейсы, опубликуйте аналитические методические материалы по итогам программы, поощрите наставников за активную общественную работу. Чтобы проверить, как реализовали программу наставничества в школе, воспользуйтесь чек-листом.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
