ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
Август 2023года
Срочно к началу учебного года

Как организовать надомное обучение: тонкости и документы

Павел Гулидов, юрист, эксперт Минюста на территории Приморского края
В статье – тонкости, чтобы организовать обучение детей на дому в новом учебном году. Расскажем о сведениях, которые должны быть в локальных актах школы. Разъясним, кто из учеников имеет право на надомное обучение, какие документы оформить, как подготовить педагогов к работе с надомниками, провести контроль и аттестацию. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Чтобы перевести учеников на надомное обучение, действуйте по алгоритму. Ознакомьтесь с рекомендациями, что проверить в положении об обучении детей на длительном лечении, положении о текущем контроле и промежуточной аттестации, а также индивидуальных учебных планах. Убедитесь, что получили от родителей документы, чтобы обезопасить себя от возможных конфликтов.


Скачать

Проверьте сведения о надомном обучении в локальных актах

Включите информацию о том, как организуете надомное обучение, в положение об обучении детей на длительном лечении. Отдельное положение разрабатывать не надо. При этом убедитесь, что различаете надомную и семейную форму.

Опишите в положении об обучении детей на длительном лечении, как получаете информацию о здоровье ученика на надомном обучении. Сформулируйте, как разрабатываете образовательную программу, индивидуальный учебный план, расписание занятий и устанавливаете режим занятий. Укажите, как информируете родителей о текущих результатах обучения и когда корректируете индивидуальный учебный план. Используйте готовые формулировки из образца.

Фрагмент положения об обучении детей на длительном лечении

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Закрепите в положении об обучении детей на длительном лечении, что работники могут использовать информацию о состоянии здоровья ребенка, только чтобы правильно учитывать особенности обучения и поддерживать ученика в период его длительного лечения. Сведения о болезни нельзя никому передавать, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством, или если есть письменное согласие пациента и его родителей.

СПРАВКА

При надомном обучении за обучение ребенка отвечает школа, а при семейном – родители, а школа только организует аттестацию. Регламентировать семейную форму не придется, потому что она в зоне ответственности семей

Определите, кто из учеников имеет право на обучение на дому

Проверьте, есть ли у учеников, которые претендуют на надомное обучение, право на него. По закону эта форма образования доступна школьникам, которые нуждаются в длительном лечении, и детям-инвалидам, если они не могут посещать школу по состоянию здоровья (ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Сверьтесь с перечнем заболеваний. Заболевания, которые дают право на обучение на дому, есть в приказе Минздрава от 30.06.2016 № 436н. К заболеваниям, которые дают право на надомное обучение, относятся, например, эпилепсия, сахарный диабет I типа, шизофрения, умственная отсталость.

Определите продолжительность обучения. Надомное обучение может быть кратковременным или долгосрочным. Долгосрочным считают лечение, на котором ребенок находится дольше 21 дня. Продолжительность указывает медицинская организация в заключении.

Родители ученика вправе сами выбрать образовательную организацию, которая будет обучать ребенка. Они могут выбрать школу, которую посещал ребенок, или госпитальную школу при стационаре.

Получите от родителей заявление и издайте приказ

Если родители хотят организовать для ребенка обучение на дому, запросите у них заявление на имя директора школы. Проверьте, чтобы они приложили к заявлению заключение медицинской организации, которое подтверждает необходимость домашнего обучения.

Чтобы предотвратить возможные конфликты с родителями, дополнительно возьмите письменное информированное согласие на обработку медицинских данных ученика. Его подписывают родители или сам ученик, если он старше 15 лет. В документе укажите, что они обязаны сообщать вам сведения:

  • об основных характеристиках заболевания ребенка и побочных явлениях при лечении, которые необходимо учитывать педагогам при обучении;
  • об особенностях эмоционального и других состояний ребенка, которые понадобится учитывать при обучении;
  • состав и характер сведений о состоянии здоровья ребенка, местонахождении на лечении, как и кому их можно рассказать, чтобы оказать социальную поддержку ребенка в период длительного лечения.

Если семья отказывается информировать вас о заболевании и местонахождении ребенка, не настаивайте. Они в своем праве, так как это врачебная тайна (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Пример формулировки для заявления родителей

Инструкция

Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

На основании заявления подготовьте приказ и утвердите у директора. В нем укажите учителей, которые будут посещать ребенка и проводить занятия на дому. Можно оформить приложениями к приказу расписание уроков ученика и индивидуальный учебный план (ИУП).

Составьте индивидуальный учебный план

Разработайте для ученика ИУП. Включите в него все предметы, которые входят в ООП, и при необходимости сократите количество часов занятий с педагогом. В ИУП учтите рекомендации ПМПК и индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, если она есть. Также учитывайте пожелания родителей ученика.

Выберите форму обучения. Выбирайте форму обучения на ваше усмотрение: очную, очно-заочную, заочную, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Например, пропишите, что предметы, которые не вошли в перечень занятий с учителем, ребенок изучает с помощью дистанционных технологий. Предусмотрите возможность, чтобы ученик мог принимать онлайн-участие в школьных мероприятиях.

Рассчитайте максимальный объем недельной образовательной нагрузки. Определите режим и продолжительность занятий по рекомендации лечащего врача. Примите во внимание психофизическое состояние ребенка. Также учитывайте максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки, который должен соответствовать санитарным требованиям (письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283).

ВАЖНО

Если школа заключила договор о сетевом взаимодействии с медучреждением, чтобы обучать детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, то образовательным процессом занимаются специалисты обеих организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Подготовьте участников образовательных отношений к работе с надомниками

Организуйте предварительную специальную подготовку для педагогов, которые будут работать с надомниками. В ходе нее разъясните особые образовательные потребности конкретного ребенка и формы, в которых педагог будет взаимодействовать с ним в процессе длительного лечения. Поручите учителям вести журнал успеваемости и журнал посещений, куда родители ставят подпись о факте занятия. Выдайте ученику учебники, справочную, учебную и другую литературу, которая есть в библиотеке.

Организуйте для ученика-надомника психолого-педагогическое сопровождение. По возможности организуйте очное тьюторское сопровождение учеников на длительном лечении. Решение о том, вводить ли тьюторов в штат школы, принимает директор по согласованию со школьным ППк или на основании рекомендаций ПМПК.

Объясните родителям, что они должны создать условия для обучения на дому: оборудовать рабочее место, предоставить канцелярские принадлежности. Проинструктируйте их об обязанностях: им понадобится контролировать, чтобы ученик выполнял домашние задания, а также оповещать учителей, если состояние здоровья ребенка ухудшится.

Организуйте контроль и аттестацию

Проинформируйте педагогов о периодичности текущего контроля знаний ученика: на каждом уроке. Поручите им выставлять отметки в специальный журнал – журнал обучения на дому – по той же системе оценок, что принята в школе. Зафиксируйте эти пункты в локальном акте школы, который регулирует текущий контроль.

Пример формулировки 

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Реализуйте право школьников, которые учатся на дому, на промежуточную аттестацию. Для этого внесите в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации пункты, которые ее касаются.

Уточните формы, в которых проводите промежуточную аттестацию надомников, и укажите, как ее проводите – дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому. Например, если вы зафиксировали в ИУП ученика, что он самостоятельно изучает предмет, используйте для промежуточной аттестации проектную работу, реферат, практическую или лабораторную работу.

Поручите педагогам-предметникам определить объем и требования к работе на основе рабочей программы. Утвердите формы промежуточной аттестации на заседании методического объединения, а затем зафиксируйте их вместе со сроками в плане-графике и ознакомьте родителей и ученика под подпись.

Поручите педагогам фиксировать результаты промежуточной аттестации учеников-надомников в журнале. В нем же отразите решение педагогического совета о переводе ученика в следующий класс, если он успешно освоил учебную программу за год. Такой педсовет можно провести в общем порядке. Если же школьник не освоил обучение в полном объеме, то на следующий год специалисты ПМПК разработают рекомендации по выбору новой учебной программы и особенностям работы с учеником.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2023года
Срочно к началу учебного года

Педсовет и совещание при директоре: как проводить заседания в ближайшем учебном году

Елена Литвинова, победитель Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» и регионального конкурса для руководителей образовательных организаций «Векторы успеха», член Невской Образовательной Ассамблеи, член конфликтной комиссии при проведении ГИА, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода, учитель высшей категории
В статье – рекомендации, как организовать педсовет и совещание при директоре в 2023/24 учебном году. А еще смотрите образец приказа, которым утвердите план работы педсовета, и образец протокола для совещания при директоре. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Обсудить текущие задачи и проблемные вопросы можно двумя способами: провести заседание педсовета или совещание при директоре. Их структуру, срок полномочий и компетенции, порядок, в котором формируют, принимают решения, закрепляют в уставе школы. Далее расскажем, как проводить педсоветы и совещания при директоре.

СПРАВКА

Чтобы решить вопросы по трудовому праву работников, оплате труда, проводят общее собрание. На нем не решают учебно-методические вопросы

Педсовет – выбрать формат, написать план и повестку

Чтобы организовать и провести педсовет, определите его структуру и содержание. Выберите формат заседания. Предусмотрите, чтобы педсовет был внесен в план работы, который утвердите у директора приказом. Также определите вопросы для повестки и установите порядок работы педсовета. Решения педсовета секретарь зафиксирует в протоколе. Изберите или назначьте секретаря в соответствии с порядком, который указан в уставе школы.

Выберите формат заседания. Их может быть два: общий и малый. Общие педсоветы проводят по ежегодным потребностям школы, которые не меняются. Обязательных общих педсоветов – пять: установочный в августе, педсовет по качеству образования, о допуске к ГИА, о переводе учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс, по итогам учебного года. Также общий педсовет собирают, когда нужно изменить или утвердить локальный акт, который касается всех педработников.

Заседание малого педсовета проводят, когда собирать педсовет в полном составе нет необходимости. Обычно малые педсоветы проводят, чтобы проанализировать образовательные результаты класса или параллели, готовность выпускников к ГИА. На малом педсовете согласовывают график административных контрольных работ, решают воспитательные вопросы. Решением малого педсовета можно направить ученика на территориальную ПМПК или допустить к ГИА после ликвидации академической задолженности.

Проводите педсоветы по плану. В начале года утвердите у директора план работы педсовета на учебный год. Смотрите образец приказа об утверждении плана работы педсовета. Этим приказом руководитель закрепляет перечень педсоветов, которые нужно провести за год. Поэтому приказ о подготовке отдельно к каждому педсовету не требуется. Включите план работы педсовета в приложение к приказу.

Образец приказа о плане работы педсовета

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

ДОКУМЕНТ

Основные положения о педагогическом совете включите в устав школы. Зафиксируйте в нем компетенции, срок полномочий, порядок формирования и работы педсовета. Так прописано в п. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Определите вопросы для повестки. В повестку педсовета включайте вопросы о том, как реализовали программу развития школы. Обсуждайте с педагогами ООП, если изменяли ее компоненты, новые планы работы школы, отчет о самообследовании. Члены педсовета могут принимать перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности, и локальные акты.

ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ

Локальные акты: о правилах приема, режиме занятий, положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, положении о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учеников, порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися, их родителями.

Если локальный акт нужно изменить, члены педсовета согласовывают его окончательную редакцию перед тем, как акт подпишет директор школы. Если нужно утвердить новый локальный акт, можно только ознакомить педагогов с содержанием документа и выслушать их замечания. Корректировать акт вы не обязаны.

Педагогический совет ходатайствует об участии педагогических работников в профессиональных конкурсах. Вносит предложения, как поощрить или наградить педагогов.

Повестку готовят для общего и для малого педсовета. Пример повестки малого педагогического совета смотрите ниже.

ПРИМЕР. Повестка малого педагогического совета «Анализ образовательных результатов 10-х классов за I полугодие»

1. Особенности индивидуальных учебных планов учеников 10-х классов и кадрового обеспечения уровня СОО. Выступающий – замдиректора по УВР.
2. Характеристика учеников 10-х классов. Выступающие – классные руководители 10-х классов.
3. Адаптация учеников 10-х классов. Выступающий – педагог-психолог.
4. Итоги классно-обобщающего контроля в 10-х классах. Выступающие – руководители ШМО, замдиректора по УВР.

Установите порядок работы педсовета. Чтобы организовать работу педсовета, утвердите регламент работ отдельным локальным актом. Включите в него сведения о месте заседания и его структурных единицах. Обозначьте сроки и порядок, в котором извещают членов педсовета о заседаниях и знакомят с материалами, регламент заседаний и порядок открытого, тайного и заочного голосования. Распределите обязанности, отметьте особенности документооборота.

Решения педагогического совета обязательны для всех педагогических работников школы. Поэтому обсуждайте на педсовете, выполнили ли педагоги ранее принятые решения.

Совещание при директоре – утвердить график и подготовить протокол

Совещание при директоре проводите, когда педсостав нужно срочно проинформировать, что изменилось в работе, обсудить текущие и перспективные задачи. Отдельно составлять график или циклограмму совещаний на год не нужно. Примерный график утверждают в составе плана работы школы на учебный год на августовском педсовете. Директор может внести изменения в утвержденный график в случае, если есть производственная необходимость, приказом по школе. Смотрите в таблице форму графика совещаний при директоре.

Таблица. График совещаний при директоре на апрель


Скачать

Для совещания при директоре достаточно вести краткий протокол и тезисно обозначить в нем пункты. Смотрите, как оформить краткий протокол. В приложение к протоколу включите список участников совещания и их решение по вопросу повестки.

Вы можете оформить более подробный протокол. Он подразумевает, что на заседании решения по каждому вопросу вы фиксируете более детально. Пропишите в протоколе, кто и по какому вопросу выступил. Зафиксируйте комментарии и вопросы присутствующих, какой был получен ответ. Подробно опишите в протоколе решение по каждому из вопросов повестки.

Образец протокола для совещания при директоре

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
Август 2023года
Срочно к началу учебного года

Как разработать и реализовать программу наставничества в новом учебном году: рекомендации и образец документа

Марина Лазарева, разрабатывает программы и обучает управленцев системы образования в России, доцент кафедры педагогики и психологии СПбУТУиЭ, ведущий эксперт ФГАОУ ДПО «Академия Минпросвещения», к. п. н.
В статье – образец программы наставничества от ведущего эксперта Академии Минпросвещения. Смотрите рекомендации и примеры форм работы, чтобы индивидуализировать программу для вашей школы, назначить ответственных и запланировать этапы работы в Год педагога и наставника. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы регламентировать систему наставничества в вашей школе. Документ адаптируйте под потребности школы, например, расширьте формы работы и типы наставничества. Составьте пояснительную записку, заполните необходимые разделы программы и продумайте структуру управления. Внедрите программу за три этапа.

СПРАВКА

Флеш-наставничество – когда наставники встречаются с наставляемыми в течение 1 часа. После этого участники решают, хотели бы они продолжать встречи

Составьте пояснительную записку программы наставничества

В пояснительной записке определите актуальность программы. Перечислите те запросы и проблемы школы, при решении которых используете технологию наставничества. Сформулируйте цель и задачи в зависимости от вида, уровня школы и формы наставничества.

ПРИМЕР

Цель работы с учениками с низкими образовательными результатами – повысить успеваемость, со школьниками на уровне СОО – профориентация, подготовка к конкурсам профессионального мастерства

Определите целевые группы программы: ученики, молодые специалисты, педагоги, родители. Оцените образовательные потребности и выделите приоритетные формы наставничества.

Укажите период, за который планируете реализовать программу. Он варьируется от нескольких месяцев до трех лет и зависит от приоритетных задач, планируемых результатов, подготовленности наставляемых и опыта наставников.

Опишите формы работы, которые собираетесь использовать. Исходите из задач и уровня образования, профессиональной деятельности и первоначальных запросов участников программы. Запланируйте формы наставничества, которые будете реализовывать в разных типах.

ПРИМЕР

Формы наставничества: «ученик – ученик», «студент – ученик», «учитель – ученик», «работодатель – ученик». Типы наставничества: индивидуальное, групповое, тьюториал, тренинг, проектная мастерская, виртуальное наставничество, флеш-наставничество, командное наставничество, перевернутое наставничество, скоростное наставничество, шедоуинг, стажировка.

Заполните разделы программы

Проанализируйте связь программы с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, локальными актами школы и укажите нормативную базу. Запланируйте ожидаемые результаты программы. Пропишите показатели ее эффективности, в том числе процессуальные. Их желательно соотнести с задачами.

ПРИМЕР

Возможные показатели эффективности: оценка наставнической программы, уровень удовлетворенности. Процессуальные показатели: устойчивая внутренняя мотивация наставляемого, компетентность в деятельности, которую он осваивает; качество образовательной среды и социально-психологической атмосферы.

Укажите, с какой периодичностью будет происходить оценка, какими способами и где рассмотрят ее результаты. Например, в качестве текущего контроля один раз в месяц в повестке совещаний при руководителе.

Включите в программу современные формы работы

Оптимально включить в программу современные формы, технологии, методы. Их примеры смотрите в шпаргалке. В плане мероприятий на учебный год укажите их наименования, форму, сроки. Сразу пропишите ответственных, участников и ожидаемые результаты.

СПРАВКА

Шедоуинг – тип наставничества, когда наставляемый наблюдает за действиями опытного наставника. При этом он не задает вопросов и никак не комментирует происходящее

Регламентируйте структуру управления программой

В структуре управления программой укажите конкретные трудовые действия участников программы: руководителя, куратора, наставника и наставляемого. Если есть необходимость, включите в структуру и других специалистов образовательной организации, например, педагога-психолога, социального педагога. Конкретизируйте каждую функцию. Ознакомьтесь с вариантом структуры управления в таблице.

Если вы – руководитель программы наставничества, назначьте куратора. Например, руководителя профобъединения учителей или одного из педагогов.

Образец программы наставничества

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Запланируйте этапы, чтобы внедрить программу наставничества

На подготовительном этапе разработайте программно-методическое обеспечение, проинформируйте о программе, подберите и обучите специалистов, оформите приказы и информационные письма. Проведите предварительную диагностику интересов и ожиданий учеников, их родителей и педагогов, подготовьте оборудование и опубликуйте информацию о программе в СМИ и соцсетях школы.

На содержательном этапе подберите наставнические пары или группы так, чтобы запрос наставляемого соответствовал компетентности наставника, и организуйте их взаимодействие. Отбирайте наставляемых на основе предварительного анкетирования, педагогического наблюдения за учебной и профессиональной деятельностью. Принимайте решение по итогам личных собеседований, с учетом пожеланий родителей и работодателей, а также задач программы.

На содержательном этапе наставляемый включается в индивидуальную и групповую творческую деятельность, овладевает знаниями и навыками самоопределения в выборе видов деятельности. Также на этапе проведите текущий мониторинг, соберите обратную связь, оцените промежуточные результаты и, если есть необходимость, скорректируйте содержание программы.

На заключительном этапе организуйте рефлексию и мониторинг, проанализируйте работу и обобщите результаты. Соберите успешные кейсы, опубликуйте аналитические методические материалы по итогам программы, поощрите наставников за активную общественную работу. Чтобы проверить, как реализовали программу наставничества в школе, воспользуйтесь чек-листом.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК