ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
8
август 2023года
Срочно к началу учебного года

Четыре модели методической работы для нового учебного года

Наталия Никулина, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45» г. Калуги, к. п. н.
Когда по итогам анализа работы методобъединений не устраивает результат, значит надо выбрать другую модель методической работы в новом учебном году. Эксперт подробно рассказала о существующих моделях. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Выберите из четырех моделей методической работы ту, которая вам подходит. Первая модель включает методический совет и школьные методобъединения. Вторая модель отличается от первой тем, что школа выбирает единую методическую тему для всех методобъединений. Тему меняют каждые два-три года. Если школа ведет научную работу, ей подойдет третья модель. По ней школа создает научно-методический совет и предметные кафедры. Четвертая модель – проектная: школы создают альтернативные объединения педагогов. Четвертая модель удобна, чтобы быстро решить локальные задачи. Далее – о каждой модели подробнее.

Модель 1. Методический совет и школьные методические объединения

Во главе методической работы – методический совет школы. Возглавляет его работу заместитель директора. Совет организует и координирует деятельность методобъединений.

Планируйте работу методического совета так, чтобы проводить не реже одного заседания в четверть. Так в год вы проведете четыре-пять заседаний. Собрания методобъединений организуйте сразу после заседаний методического совета. Учителя обсудят на них решения, которые принял методсовет, и скорректируют планы работы. Подробнее функции участников и график заседаний смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Методическая работа по модели 1


Скачать

Методический совет и методические объединения в рамках модели 1 работают по разным, но смежным темам. Как связать тематику заседаний педагогического совета, методического совета школы и школьных методических объединений – в примере.

ПРИМЕР. Как связать тематику заседаний

Провели педагогический совет на тему «Всероссийские проверочные работы как инструмент оценки образовательных результатов учеников». На нем приняли решение: учителям-предметникам подготовить школьников к ВПР на основе анализа результатов прошлых лет. Включите в повестку заседания методического совета школы вопрос «Как подготовить к ВПР по разным предметам на основе анализа результатов прошлых лет». Пусть по нему выступят руководители школьных методобъединений и представят опыт работы. Затем члены методсовета обсудят выступления руководителей и определят общие проблемы, как применять критерии проверки работ, анализировать и использовать статистические данные.
Далее организовывают заседания школьных методобъединений. На них педагоги рассмотрят частные вопросы о том, как включать задания ВПР в планы уроков.

Модель 2. Единая методическая тема

По второй модели методическая служба – это методический совет и школьные методические объединения, как и в модели 1. Но в основе методработы – единая методическая тема.

Определите единую методическую тему школы на два-три года. В соответствии с ней спланируйте тематику заседаний педагогического совета, методического совета и методических объединений. Сформируйте творческие группы педагогов, чтобы решить конкретные задачи методической темы. Предложите каждому педагогу выбрать собственную тему по самообразованию по единой методической теме. В примере смотрите варианты тем по самообразованию.

ПРИМЕР. Примеры тем по самообразованию педагогов

Единая методическая тема школы на три года: «Как сформировать и развить навыки XXI века у учеников на уроках и во внеурочной деятельности». Тема по самообразованию учителя химии: «Как развить критическое мышление у учеников 8-го класса на уроках химии», а тема учителя математики: «Как формировать у учеников медиаграмотность при изучении геометрии».

Модель 3. Научно-методический совет и предметные кафедры

По третьей модели в школе проводят не только методическую, но и научную работу. Координирует и направляет ее научно-методический совет. Вместо предметных методобъединений работают кафедры. В кафедры объединяют учителей, которые ведут предметы одного цикла, например, естественно-математического, филологического, общественных наук. Участники заседаний кафедры рассматривают педагогические, дидактические и общеметодические вопросы. Еще кафедры проводят педагогические исследования.

Заседания кафедр проводите три-четыре раза в год. Запланируйте педагогические конференции, чтобы члены кафедры представили на ней результаты исследовательской работы. Включите в план научно-методической работы мероприятия, чтобы повысить профессиональные компетенции педагогов, научить готовить публикации и публичные выступления. Установите партнерские отношения с научными кадрами. Пригласите ученых в качестве научных руководителей и консультантов педагогических исследований.

Чтобы решать частные предметные методические проблемы педагогов, создайте внутри кафедр предметные группы учителей. Предметные группы создавайте, если по одному предмету работают не меньше четырех-пяти педагогов. Руководители предметных групп координируют общие задачи, собирают и накапливают информацию по ВСОКО, готовят картотеки. Также внутри кафедр можно организовывать временные рабочие и творческие группы учителей. Подробнее функции участников – в таблице 2.

Таблица 2. Методическая работа по модели 3


Скачать

Модель 4. Альтернативные объединения педагогов

Если выбираете эту модель методической работы, то самостоятельно определите, какие профессиональные объединения педагогов создать. Например, педагогические мастерские, студии, годичные команды, лаборатории, кружки качества. Школа создает такие профессиональные объединения, чтобы реализовать программу или проект развития. Типы и функции альтернативных объединений – в таблице 3.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
август 2023года
Срочно к началу учебного года

Как организовать надомное обучение: тонкости и документы

Павел Гулидов, юрист, эксперт Минюста на территории Приморского края
В статье – тонкости, чтобы организовать обучение детей на дому в новом учебном году. Расскажем о сведениях, которые должны быть в локальных актах школы. Разъясним, кто из учеников имеет право на надомное обучение, какие документы оформить, как подготовить педагогов к работе с надомниками, провести контроль и аттестацию. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Чтобы перевести учеников на надомное обучение, действуйте по алгоритму. Ознакомьтесь с рекомендациями, что проверить в положении об обучении детей на длительном лечении, положении о текущем контроле и промежуточной аттестации, а также индивидуальных учебных планах. Убедитесь, что получили от родителей документы, чтобы обезопасить себя от возможных конфликтов.


Скачать

Проверьте сведения о надомном обучении в локальных актах

Включите информацию о том, как организуете надомное обучение, в положение об обучении детей на длительном лечении. Отдельное положение разрабатывать не надо. При этом убедитесь, что различаете надомную и семейную форму.

Опишите в положении об обучении детей на длительном лечении, как получаете информацию о здоровье ученика на надомном обучении. Сформулируйте, как разрабатываете образовательную программу, индивидуальный учебный план, расписание занятий и устанавливаете режим занятий. Укажите, как информируете родителей о текущих результатах обучения и когда корректируете индивидуальный учебный план. Используйте готовые формулировки из образца.

Фрагмент положения об обучении детей на длительном лечении

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Закрепите в положении об обучении детей на длительном лечении, что работники могут использовать информацию о состоянии здоровья ребенка, только чтобы правильно учитывать особенности обучения и поддерживать ученика в период его длительного лечения. Сведения о болезни нельзя никому передавать, кроме случаев, которые предусмотрены законодательством, или если есть письменное согласие пациента и его родителей.

СПРАВКА

При надомном обучении за обучение ребенка отвечает школа, а при семейном – родители, а школа только организует аттестацию. Регламентировать семейную форму не придется, потому что она в зоне ответственности семей

Определите, кто из учеников имеет право на обучение на дому

Проверьте, есть ли у учеников, которые претендуют на надомное обучение, право на него. По закону эта форма образования доступна школьникам, которые нуждаются в длительном лечении, и детям-инвалидам, если они не могут посещать школу по состоянию здоровья (ч. 10 ст. 66 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).

Сверьтесь с перечнем заболеваний. Заболевания, которые дают право на обучение на дому, есть в приказе Минздрава от 30.06.2016 № 436н. К заболеваниям, которые дают право на надомное обучение, относятся, например, эпилепсия, сахарный диабет I типа, шизофрения, умственная отсталость.

Определите продолжительность обучения. Надомное обучение может быть кратковременным или долгосрочным. Долгосрочным считают лечение, на котором ребенок находится дольше 21 дня. Продолжительность указывает медицинская организация в заключении.

Родители ученика вправе сами выбрать образовательную организацию, которая будет обучать ребенка. Они могут выбрать школу, которую посещал ребенок, или госпитальную школу при стационаре.

Получите от родителей заявление и издайте приказ

Если родители хотят организовать для ребенка обучение на дому, запросите у них заявление на имя директора школы. Проверьте, чтобы они приложили к заявлению заключение медицинской организации, которое подтверждает необходимость домашнего обучения.

Чтобы предотвратить возможные конфликты с родителями, дополнительно возьмите письменное информированное согласие на обработку медицинских данных ученика. Его подписывают родители или сам ученик, если он старше 15 лет. В документе укажите, что они обязаны сообщать вам сведения:

  • об основных характеристиках заболевания ребенка и побочных явлениях при лечении, которые необходимо учитывать педагогам при обучении;
  • об особенностях эмоционального и других состояний ребенка, которые понадобится учитывать при обучении;
  • состав и характер сведений о состоянии здоровья ребенка, местонахождении на лечении, как и кому их можно рассказать, чтобы оказать социальную поддержку ребенка в период длительного лечения.

Если семья отказывается информировать вас о заболевании и местонахождении ребенка, не настаивайте. Они в своем праве, так как это врачебная тайна (ст. 13 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

Пример формулировки для заявления родителей

Инструкция

Нажмите Копировать внизу документа, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

На основании заявления подготовьте приказ и утвердите у директора. В нем укажите учителей, которые будут посещать ребенка и проводить занятия на дому. Можно оформить приложениями к приказу расписание уроков ученика и индивидуальный учебный план (ИУП).

Составьте индивидуальный учебный план

Разработайте для ученика ИУП. Включите в него все предметы, которые входят в ООП, и при необходимости сократите количество часов занятий с педагогом. В ИУП учтите рекомендации ПМПК и индивидуальную программу реабилитации и абилитации ребенка-инвалида, если она есть. Также учитывайте пожелания родителей ученика.

Выберите форму обучения. Выбирайте форму обучения на ваше усмотрение: очную, очно-заочную, заочную, с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Например, пропишите, что предметы, которые не вошли в перечень занятий с учителем, ребенок изучает с помощью дистанционных технологий. Предусмотрите возможность, чтобы ученик мог принимать онлайн-участие в школьных мероприятиях.

Рассчитайте максимальный объем недельной образовательной нагрузки. Определите режим и продолжительность занятий по рекомендации лечащего врача. Примите во внимание психофизическое состояние ребенка. Также учитывайте максимальный общий объем недельной образовательной нагрузки, который должен соответствовать санитарным требованиям (письмо Рособрнадзора от 07.08.2018 № 05-283).

ВАЖНО

Если школа заключила договор о сетевом взаимодействии с медучреждением, чтобы обучать детей, которые находятся на длительном лечении в стационарах, то образовательным процессом занимаются специалисты обеих организаций (ст. 15 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ)

Подготовьте участников образовательных отношений к работе с надомниками

Организуйте предварительную специальную подготовку для педагогов, которые будут работать с надомниками. В ходе нее разъясните особые образовательные потребности конкретного ребенка и формы, в которых педагог будет взаимодействовать с ним в процессе длительного лечения. Поручите учителям вести журнал успеваемости и журнал посещений, куда родители ставят подпись о факте занятия. Выдайте ученику учебники, справочную, учебную и другую литературу, которая есть в библиотеке.

Организуйте для ученика-надомника психолого-педагогическое сопровождение. По возможности организуйте очное тьюторское сопровождение учеников на длительном лечении. Решение о том, вводить ли тьюторов в штат школы, принимает директор по согласованию со школьным ППк или на основании рекомендаций ПМПК.

Объясните родителям, что они должны создать условия для обучения на дому: оборудовать рабочее место, предоставить канцелярские принадлежности. Проинструктируйте их об обязанностях: им понадобится контролировать, чтобы ученик выполнял домашние задания, а также оповещать учителей, если состояние здоровья ребенка ухудшится.

Организуйте контроль и аттестацию

Проинформируйте педагогов о периодичности текущего контроля знаний ученика: на каждом уроке. Поручите им выставлять отметки в специальный журнал – журнал обучения на дому – по той же системе оценок, что принята в школе. Зафиксируйте эти пункты в локальном акте школы, который регулирует текущий контроль.

Пример формулировки 

Инструкция

Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Реализуйте право школьников, которые учатся на дому, на промежуточную аттестацию. Для этого внесите в положение о текущем контроле и промежуточной аттестации пункты, которые ее касаются.

Уточните формы, в которых проводите промежуточную аттестацию надомников, и укажите, как ее проводите – дистанционно или на индивидуальных занятиях на дому. Например, если вы зафиксировали в ИУП ученика, что он самостоятельно изучает предмет, используйте для промежуточной аттестации проектную работу, реферат, практическую или лабораторную работу.

Поручите педагогам-предметникам определить объем и требования к работе на основе рабочей программы. Утвердите формы промежуточной аттестации на заседании методического объединения, а затем зафиксируйте их вместе со сроками в плане-графике и ознакомьте родителей и ученика под подпись.

Поручите педагогам фиксировать результаты промежуточной аттестации учеников-надомников в журнале. В нем же отразите решение педагогического совета о переводе ученика в следующий класс, если он успешно освоил учебную программу за год. Такой педсовет можно провести в общем порядке. Если же школьник не освоил обучение в полном объеме, то на следующий год специалисты ПМПК разработают рекомендации по выбору новой учебной программы и особенностям работы с учеником.

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

8
август 2023года
Срочно к началу учебного года

Педсовет и совещание при директоре: как проводить заседания в ближайшем учебном году

Елена Литвинова, победитель Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья» и регионального конкурса для руководителей образовательных организаций «Векторы успеха», член Невской Образовательной Ассамблеи, член конфликтной комиссии при проведении ГИА, директор МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 28» г. Белгорода, учитель высшей категории
В статье – рекомендации, как организовать педсовет и совещание при директоре в 2023/24 учебном году. А еще смотрите образец приказа, которым утвердите план работы педсовета, и образец протокола для совещания при директоре. Мы повторяем эту статью специально к началу учебного года.

Обсудить текущие задачи и проблемные вопросы можно двумя способами: провести заседание педсовета или совещание при директоре. Их структуру, срок полномочий и компетенции, порядок, в котором формируют, принимают решения, закрепляют в уставе школы. Далее расскажем, как проводить педсоветы и совещания при директоре.

СПРАВКА

Чтобы решить вопросы по трудовому праву работников, оплате труда, проводят общее собрание. На нем не решают учебно-методические вопросы

Педсовет – выбрать формат, написать план и повестку

Чтобы организовать и провести педсовет, определите его структуру и содержание. Выберите формат заседания. Предусмотрите, чтобы педсовет был внесен в план работы, который утвердите у директора приказом. Также определите вопросы для повестки и установите порядок работы педсовета. Решения педсовета секретарь зафиксирует в протоколе. Изберите или назначьте секретаря в соответствии с порядком, который указан в уставе школы.

Выберите формат заседания. Их может быть два: общий и малый. Общие педсоветы проводят по ежегодным потребностям школы, которые не меняются. Обязательных общих педсоветов – пять: установочный в августе, педсовет по качеству образования, о допуске к ГИА, о переводе учеников 1–8-х и 10-х классов в следующий класс, по итогам учебного года. Также общий педсовет собирают, когда нужно изменить или утвердить локальный акт, который касается всех педработников.

Заседание малого педсовета проводят, когда собирать педсовет в полном составе нет необходимости. Обычно малые педсоветы проводят, чтобы проанализировать образовательные результаты класса или параллели, готовность выпускников к ГИА. На малом педсовете согласовывают график административных контрольных работ, решают воспитательные вопросы. Решением малого педсовета можно направить ученика на территориальную ПМПК или допустить к ГИА после ликвидации академической задолженности.

Проводите педсоветы по плану. В начале года утвердите у директора план работы педсовета на учебный год. Смотрите образец приказа об утверждении плана работы педсовета. Этим приказом руководитель закрепляет перечень педсоветов, которые нужно провести за год. Поэтому приказ о подготовке отдельно к каждому педсовету не требуется. Включите план работы педсовета в приложение к приказу.

Образец приказа о плане работы педсовета

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

ДОКУМЕНТ

Основные положения о педагогическом совете включите в устав школы. Зафиксируйте в нем компетенции, срок полномочий, порядок формирования и работы педсовета. Так прописано в п. 5 ст. 26 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ

Определите вопросы для повестки. В повестку педсовета включайте вопросы о том, как реализовали программу развития школы. Обсуждайте с педагогами ООП, если изменяли ее компоненты, новые планы работы школы, отчет о самообследовании. Члены педсовета могут принимать перечень учебно-методических комплектов, учебников и учебных пособий, которые используют в образовательной деятельности, и локальные акты.

ПРИМЕРЫ ДОКУМЕНТОВ

Локальные акты: о правилах приема, режиме занятий, положении о формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, положении о порядке и основаниях перевода, отчисления и восстановления учеников, порядке оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и учащимися, их родителями.

Если локальный акт нужно изменить, члены педсовета согласовывают его окончательную редакцию перед тем, как акт подпишет директор школы. Если нужно утвердить новый локальный акт, можно только ознакомить педагогов с содержанием документа и выслушать их замечания. Корректировать акт вы не обязаны.

Педагогический совет ходатайствует об участии педагогических работников в профессиональных конкурсах. Вносит предложения, как поощрить или наградить педагогов.

Повестку готовят для общего и для малого педсовета. Пример повестки малого педагогического совета смотрите ниже.

ПРИМЕР. Повестка малого педагогического совета «Анализ образовательных результатов 10-х классов за I полугодие»

1. Особенности индивидуальных учебных планов учеников 10-х классов и кадрового обеспечения уровня СОО. Выступающий – замдиректора по УВР.
2. Характеристика учеников 10-х классов. Выступающие – классные руководители 10-х классов.
3. Адаптация учеников 10-х классов. Выступающий – педагог-психолог.
4. Итоги классно-обобщающего контроля в 10-х классах. Выступающие – руководители ШМО, замдиректора по УВР.

Установите порядок работы педсовета. Чтобы организовать работу педсовета, утвердите регламент работ отдельным локальным актом. Включите в него сведения о месте заседания и его структурных единицах. Обозначьте сроки и порядок, в котором извещают членов педсовета о заседаниях и знакомят с материалами, регламент заседаний и порядок открытого, тайного и заочного голосования. Распределите обязанности, отметьте особенности документооборота.

Решения педагогического совета обязательны для всех педагогических работников школы. Поэтому обсуждайте на педсовете, выполнили ли педагоги ранее принятые решения.

Совещание при директоре – утвердить график и подготовить протокол

Совещание при директоре проводите, когда педсостав нужно срочно проинформировать, что изменилось в работе, обсудить текущие и перспективные задачи. Отдельно составлять график или циклограмму совещаний на год не нужно. Примерный график утверждают в составе плана работы школы на учебный год на августовском педсовете. Директор может внести изменения в утвержденный график в случае, если есть производственная необходимость, приказом по школе. Смотрите в таблице форму графика совещаний при директоре.

Таблица. График совещаний при директоре на апрель


Скачать

Для совещания при директоре достаточно вести краткий протокол и тезисно обозначить в нем пункты. Смотрите, как оформить краткий протокол. В приложение к протоколу включите список участников совещания и их решение по вопросу повестки.

Вы можете оформить более подробный протокол. Он подразумевает, что на заседании решения по каждому вопросу вы фиксируете более детально. Пропишите в протоколе, кто и по какому вопросу выступил. Зафиксируйте комментарии и вопросы присутствующих, какой был получен ответ. Подробно опишите в протоколе решение по каждому из вопросов повестки.

Образец протокола для совещания при директоре

Инструкция

Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК