Как разработать и реализовать программу наставничества в новом учебном году: рекомендации и образец документа
Воспользуйтесь готовым образцом, чтобы регламентировать систему наставничества в вашей школе. Документ адаптируйте под потребности школы, например, расширьте формы работы и типы наставничества. Составьте пояснительную записку, заполните необходимые разделы программы и продумайте структуру управления. Внедрите программу за три этапа.

СПРАВКА
Флеш-наставничество – когда наставники встречаются с наставляемыми в течение 1 часа. После этого участники решают, хотели бы они продолжать встречи
Составьте пояснительную записку программы наставничества
В пояснительной записке определите актуальность программы. Перечислите те запросы и проблемы школы, при решении которых используете технологию наставничества. Сформулируйте цель и задачи в зависимости от вида, уровня школы и формы наставничества.
ПРИМЕР
Определите целевые группы программы: ученики, молодые специалисты, педагоги, родители. Оцените образовательные потребности и выделите приоритетные формы наставничества.
Укажите период, за который планируете реализовать программу. Он варьируется от нескольких месяцев до трех лет и зависит от приоритетных задач, планируемых результатов, подготовленности наставляемых и опыта наставников.
Опишите формы работы, которые собираетесь использовать. Исходите из задач и уровня образования, профессиональной деятельности и первоначальных запросов участников программы. Запланируйте формы наставничества, которые будете реализовывать в разных типах.
ПРИМЕР
Заполните разделы программы
Проанализируйте связь программы с федеральными и региональными нормативно-правовыми документами, локальными актами школы и укажите нормативную базу. Запланируйте ожидаемые результаты программы. Пропишите показатели ее эффективности, в том числе процессуальные. Их желательно соотнести с задачами.
ПРИМЕР
Укажите, с какой периодичностью будет происходить оценка, какими способами и где рассмотрят ее результаты. Например, в качестве текущего контроля один раз в месяц в повестке совещаний при руководителе.
Включите в программу современные формы работы
Оптимально включить в программу современные формы, технологии, методы. Их примеры смотрите в шпаргалке. В плане мероприятий на учебный год укажите их наименования, форму, сроки. Сразу пропишите ответственных, участников и ожидаемые результаты.

СПРАВКА
Шедоуинг – тип наставничества, когда наставляемый наблюдает за действиями опытного наставника. При этом он не задает вопросов и никак не комментирует происходящее
Регламентируйте структуру управления программой
В структуре управления программой укажите конкретные трудовые действия участников программы: руководителя, куратора, наставника и наставляемого. Если есть необходимость, включите в структуру и других специалистов образовательной организации, например, педагога-психолога, социального педагога. Конкретизируйте каждую функцию. Ознакомьтесь с вариантом структуры управления в таблице.
Если вы – руководитель программы наставничества, назначьте куратора. Например, руководителя профобъединения учителей или одного из педагогов.
Образец программы наставничества
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Запланируйте этапы, чтобы внедрить программу наставничества
На подготовительном этапе разработайте программно-методическое обеспечение, проинформируйте о программе, подберите и обучите специалистов, оформите приказы и информационные письма. Проведите предварительную диагностику интересов и ожиданий учеников, их родителей и педагогов, подготовьте оборудование и опубликуйте информацию о программе в СМИ и соцсетях школы.
На содержательном этапе подберите наставнические пары или группы так, чтобы запрос наставляемого соответствовал компетентности наставника, и организуйте их взаимодействие. Отбирайте наставляемых на основе предварительного анкетирования, педагогического наблюдения за учебной и профессиональной деятельностью. Принимайте решение по итогам личных собеседований, с учетом пожеланий родителей и работодателей, а также задач программы.
На содержательном этапе наставляемый включается в индивидуальную и групповую творческую деятельность, овладевает знаниями и навыками самоопределения в выборе видов деятельности. Также на этапе проведите текущий мониторинг, соберите обратную связь, оцените промежуточные результаты и, если есть необходимость, скорректируйте содержание программы.
На заключительном этапе организуйте рефлексию и мониторинг, проанализируйте работу и обобщите результаты. Соберите успешные кейсы, опубликуйте аналитические методические материалы по итогам программы, поощрите наставников за активную общественную работу. Чтобы проверить, как реализовали программу наставничества в школе, воспользуйтесь чек-листом.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Функциональная грамотность учеников. Рекомендации, как формировать в начальной школе с нового учебного года
Чтобы сформировать функциональную грамотность школьников в новом учебном году, разработайте в июле план. Затем поручите руководителю методобъединения повысить компетентность педагогов, а также разработать на заседаниях задания по функциональной грамотности. Далее проконтролируйте, как педагоги используют их на уроках, и выявите уровень сформированности функциональной грамотности учеников.
Рекомендация 1. Разработайте план
По новому ФГОС НОО школа создает условия, чтобы сформировать функциональную грамотность учеников. То есть школьники должны уметь решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности и овладеть ключевыми компетенциями, чтобы успешно взаимодействовать с изменяющимся миром (п. 34.2 ФГОС начального общего образования).
Чтобы выполнить требования ФГОС, разработайте план для 2023/24 учебного года. Включите в него период, содержание, возможные формы деятельности, ответственных. Пример ниже.
План на 2023/24 учебный год
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
– добавьте строку в план
– удалите строку плана
Печать – распечатать план

ВАЖНО
Примеры заданий из исследований ТIMSS, PIRLS смотрите на fioco.ru
Рекомендация 2. Поручите повысить компетентность педагогов
Обязательно включите в план работу с педагогами. Поручите руководителю методобъединения на одном из заседаний выявить с помощью анкеты, что педагоги знают о функциональной грамотности, какие современные приемы и технологии помогают ее формировать, какую форму методического сопровождения предпочтет учитель, если затрудняется ответить на вопросы.
Далее по результатам анкетирования руководитель методобъединения решает, в какой форме повысить компетентность педагогов. Например, провести семинар или круглый стол по теме «Как формировать функциональную грамотность учеников через решение практико-ориентированных задач»; организовать индивидуальные консультации, назначить курсы повышения квалификации.
Рекомендация 3. Предложите разработать задания
Добавьте в план пункты о разработке заданий по функциональной грамотности для уроков и внеурочной деятельности. На заседании методобъединения наши учителя проанализировали планируемые результаты по новому ФГОС и компетентности, которые проверяют задания из исследований ТIMSS, PIRLS.
Далее на основе заданий из исследований составили собственные по читательской, математической и естественно-научной грамотности. Они позволят научить: понимать сюжетную ситуацию и переводить ее на язык предметной области, находить способ решения; работать с информацией в форме рисунка, текста, таблицы, диаграммы, с реальными данными, величинами и единицами измерений; интерпретировать результат с учетом предложенной ситуации, использовать учебный и жизненный опыт.
Примеры заданий
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Рекомендация 4. Выявите уровень сформированности функциональной грамотности
Включите в план комплексную работу, чтобы выявить уровень функциональной грамотности и сформированность планируемых результатов учеников.
Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
