ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
5
Май 2023года
Спецпроект. ФОП

ФОП: как обновить содержательный раздел ООП НОО и ООП ООО

Ирина Николаева, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Минпросвещения, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года – 2019», после 16 лет работы заместителем директора возглавила лицей, который под ее руководством получил статус инновационной площадки РАО, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской» г. Магадана
Анна Ивлева, руководитель экспертной поддержки Актион Образование, лектор региональных и федеральных вебинаров, участник конференций по вопросам развития образования, опыт работы юристом в сфере образования более 12 лет
В статье – рекомендации и примеры готовых формулировок, с помощью которых составите содержательный раздел ООП НОО или ООП ООО в соответствии с федеральными образовательными программами. Эксперты объяснили, как подготовить к новому учебному году рабочие программы по предметам, программу УУД и рабочую программу воспитания. Еще узнаете, какие программы придется оформить самостоятельно, потому что в ФОП их нет. А разобраться, какие фрагменты для ООП взять из ФОП, а какие скорректировать или разработать самостоятельно, позволит чек-лист.
 

Переход на ФОП. Цикл статей

Мы продолжаем спецпроект по федеральным образовательным программам, чтобы вы разобрались во всех новых требованиях к ООП и поэтапно разработали школьные программы. В этой статье читайте, как обновить содержательный раздел ООП в соответствии с ФОП. В июньском номере мы расскажем, какие изменения внести в организационный раздел программы. Мы продублировали статью из прошлого номера, чтобы вы скорректировали целевой раздел любой ООП под ФОП.

Структура раздела

Содержательный раздел ФОП НОО и ООО включает одинаковые элементы – это рабочие программы учебных предметов, программа формирования УУД и рабочая программа воспитания. Однако требования к его структуре отличаются в образовательных стандартах на уровнях НОО и ООО. Школам придется скорректировать раздел в ООП так, чтобы он соответствовал ФГОС и ФОП.

Уровень НОО. Школам придется скорректировать под ФОП содержательный раздел в двух программах: по ФГОС-2021 и по стандарту второго поколения. Требования к элементам раздела в образовательных стандартах разных поколений отличаются. При этом структура содержательного раздела в ФОП полностью соответствует ФГОС-2021. Требования старых и новых образовательных стандартов, а также содержание ФОП к элементам раздела смотрите в таблице 1.

Главное в статье Скрыть

ФОП и ФГОС-2021 содержат схожие требования к структуре содержательного раздела ООП. Однако в ФОП включили только три федеральные рабочие программы, которые нужно применять в обязательном порядке. Это рабочие программы по русскому языку, литературному чтению и окружающему миру. По остальным предметам, которые по ФГОС-2021 школьники должны освоить, рабочих программ в ФОП нет. Еще новый образовательный стандарт требует включить в раздел рабочие программы учебных модулей и курсов из формируемой части учебного плана. Их также нет в ФОП.

Требования к структуре содержательного раздела в ФОП и ФГОС второго поколения отличаются. По ФГОС содержательный раздел помимо рабочих программ по предметам, курсам и модулям, программы УУД и рабочей программы воспитания включает еще две программы. Это программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, а также программа коррекционной работы (п. 16 ФГОС НОО). Последний элемент понадобится, если обучаете детей с ОВЗ, для которых не нужна АООП. Если реализуете программу по старому ФГОС, то разработайте эти документы, когда корректируете ООП в соответствии с ФОП.

Уровень ООО. Различий в структуре содержательного раздела по ФОП и образовательным стандартам не больше, чем на уровне НОО. Они также касаются рабочих программ учебных предметов и программ коррекционной работы. Требования старых и новых ФГОС, а также содержание ФОП к структуре содержательного раздела ООП смотрите в таблице 2.

ВАЖНО

Чтобы разобраться, какие фрагменты для ООП скопировать из ФОП без изменений, а какие дополнить или разработать самостоятельно, используйте памятку

В ФОП включили только шесть федеральных рабочих программ учебных предметов. Это рабочие программы по русскому языку, литературе, истории, обществознанию, географии и ОБЖ, которые нужно применять обязательно. При этом по ФГОС-2021 в раздел необходимо включить рабочие программы всех учебных предметов, учебных курсов и модулей, которые ученики осваивают на уровне, в том числе курсы внеурочной деятельности. По стандарту второго поколения – программы отдельных учебных предметов и курсов, в том числе интегрированных, а также программы внеурочки.

В ФОП не включили программу коррекционной работы. Однако образовательные стандарты второго и третьего поколений требуют включить программу коррекционной работы в содержательный раздел ООП, если в школе учатся дети с ОВЗ. Школам, у которых есть на уровне такие ученики, необходимо реализовать это требование и включить программу коррекционной работы в содержательный раздел ООП. Это придется сделать для основных образовательных программ и по ФГОС-2021, и по ФГОС второго поколения.

Рабочие программы

Пока в ФОП включили только федеральные рабочие программы учебных предметов, которые нужно применять в обязательном порядке. Для уровня НОО – это русский язык, литературное чтение и окружающий мир. Для уровня ООО – русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ (подп. «б» п. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Разработчики прописали в программах содержание предмета и планируемые результаты, но не подготовили тематическое планирование.

Школа вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам без изменений. Но федеральных рабочих программ углубленного уровня в ФОП нет. Поэтому для обязательных предметов на углубленном уровне школам придется разработать рабочие программы самостоятельно. За основу нужно взять федеральные программы, чтобы содержание учебного предмета или курса было не ниже соответствующего содержания в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). В рабочей программе педагог может дополнить содержание ФРП. Однако исключать какие-то части из федеральной программы не стоит. Лучше включить в программу дополнительные темы и объяснить в пояснительной записке, что добавили их к содержанию ФРП, так как школа реализует углубленное изучение предмета.

Федеральные рабочие программы предметов полностью скопируйте из ФОП, потому что они обязательны. Дополнительно разработайте тематическое планирование – необходимый компонент рабочей программы по требованиям ФГОС (п. 31.1 ФГОС-2021 НОО, п. 19.5 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.2.2 ФГОС ООО). В нем укажите количество академических часов, которое следует отвести на каждую тему, чтобы ученики ее освоили. В ООП по ФГОС-2021 зафиксируйте в тематическом планировании возможность использовать ЭОР по каждой теме. В ООП по образовательным стандартам второго поколения отразите специфику рабочей программы воспитания.

Добавьте в содержательный раздел ООП рабочие программы по остальным обязательным предметам и модулям, а также предметам и курсам из формируемой части, в том числе курсам по внеурочке. По предметам, для которых в ФОП нет федеральных рабочих программ, рекомендуем разработать документы летом. Минпросвещения проинформировало, что планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по остальным предметам, которые школьники должны освоить, до 1 июня (письмо от 03.03.2023 № 03-327).

Программа формирования УУД

ФОП содержат программы формирования универсальных учебных действий у школьников. Они описывают взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, а также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской работы в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Изучите требования ФГОС к программам формирования УУД, чтобы обновить документ под ФОП. Дополните разделы программы в соответствии с ФОП.

Уровень НОО. Требования к программе формирования УУД в образовательных стандартах второго и третьего поколений отличаются. При этом документ в ФОП полностью соответствует ФГОС-2021. Требования образовательных стандартов к программе формирования УУД и ее содержание в ФОП смотрите в таблице 3.

ФОП содержит инструкцию, как составить программу формирования УУД, а не ее образец. Разработчики описали особенности каждого универсального учебного действия и перечислили этапы, как оно формируется. Также в ФОП зафиксировали, как учителю понять, что он сформировал УУД у школьников.

Просто скопировать из ФОП программу развития УУД не получится. В ООП по ФГОС-2021 составьте документ по требованиям ФОП – они более подробные и не противоречат образовательному стандарту. Покажите взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов с помощью планируемых результатов из рабочих программ. Чтобы составить характеристики регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД учеников, ориентируйтесь на таблицу 4.

Главное в статье Скрыть

Требования к программе формирования УУД в ФОП и ФГОС второго поколения отличаются. Образовательный стандарт содержит больше компонентов программы. Однако те компоненты, которые требует ФОП, входят в программу формирования УУД по ФГОС второго поколения.

Оставьте без изменений программу формирования УУД в ООП, которую разработали по старому образовательному стандарту. Проверьте, что описали в ней взаимосвязь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Также убедитесь, что отразили в программе характеристики познавательных, коммуникативных и регулятивных УУД.

Уровень ООО. Содержание программы формирования УУД в ФОП отличается от требований ФГОС второго и третьего поколений. Чтобы актуализировать программы, опирайтесь на требования образовательных стандартов. При этом содержание программ также отличается в старых и новых образовательных стандартах. Требования ФГОС к программе формирования УУД и ее содержание по ФОП смотрите в таблице 5.

В старых и новых образовательных стандартах программы имеются разные названия. По ФГОС-2021 необходимо включить в содержательный раздел ООП «Программу формирования УУД у обучающихся». По образовательному стандарту второго поколения – это «Программа развития УУД (программа формирования общеучебных умений и навыков) при получении основного общего образования, включающая формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности».

Программа формирования УУД в ФОП отражает требования ФГОС-2021. Скопируйте документ из федеральной программы и скорректируйте под особенности своей школы. В ФОП конкретизировали структуру формирования УУД и подробно разъяснили содержание каждого компонента программы. Так, она должна включать целевой, содержательный и организационный разделы. В целевом необходимо зафиксировать назначение документа. Образец формулировки целевого раздела в программе формирования УУД смотрите в примере.

Формулировка для программы формирования УУД
для ООП ООО по ФГОС-2021 – целевой раздел

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите фрагмент с формулировками. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

В содержательный раздел программы формирования УУД включите два подраздела. Первый – описание взаимосвязи универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов. Второй подраздел – описание особенностей, которые позволяют реализовать основные направления и формы учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной работы.

Ориентируйтесь на содержательный раздел программы формирования УУД в ФОП. Разработчики подготовили документ по требованиям ФГОС-2021, поэтому необходимо отразить только особенности вашей школы. Например, опишите формы и виды организации исследовательской и проектной деятельности учеников, которые реализуете. Воспользуйтесь формулировкой в примере. Еще зафиксируйте, как школьники представляют итоги учебных исследований и проектов. Формулировку смотрите ниже.

Формулировка для содержательного раздела программы формирования УУД для ООП ООО по ФГОС-2021

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите фрагмент с формулировками. Нажмите Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)

Механизм, чтобы разработать программу формирования УУД по ФОП, прописали в организационном разделе. Подготовить программу предлагают в несколько этапов. Разработчики ФОП рекомендуют поручить работу с программой формирования УУД рабочей группе, чтобы они актуализировали документ. Примерный план действий рабочей группы смотрите в таблице 6.

ФОП и ФГОС второго поколения расходятся в требованиях к программе формирования УУД. Различие, которое вызывает затруднение, – название программы. В старом образовательном стандарте – два названия документа: программа развития УУД и программа формирования общеучебных умений и навыков. Так, два документа федерального уровня конфликтуют. Эксперты считают, что в такой ситуации школы вправе использовать обе формулировки.

Рекомендуем применять название для программы развития УУД из ФОП по трем причинам. Первая – действие ФГОС второго поколения прекратится, когда школьники, которые осваивают программу по его требованиям, окончат 9-й класс. Вторая причина – с 1 сентября ФОП обязательны для всех образовательных программ уровней образования. Третья – цели программы по ФОП и ФГОС второго поколения соотносятся.

Оставьте содержание программы развития УУД в старой редакции. Ведь ее содержание в старом образовательном стандарте шире, чем устанавливает ФОП.

Рабочая программа воспитания

В ФОП всех уровней обучения входит федеральная рабочая программа воспитания, которая соответствует обновленной примерной рабочей программе воспитания (протокол ФУМО от 23.06.2022 № 3/22).

Требования ФГОС второго и третьего поколений к рабочей программе воспитания различаются. Например, раздел о системе поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции учеников предусмотрели только во ФГОС-2021. Однако система поощрения есть и в ФОП, но как подраздел организационного раздела программы воспитания. Образовательные стандарты второго поколения такого раздела не содержат. При этом включить систему поощрения в рабочие программы воспитания всех ООП необходимо – это требование ФОП. Требования стандартов к разделам рабочей программы воспитания и ее содержание в ФОП смотрите в таблице 7.

Пересмотрите рабочие программы воспитания в ООП начального и основного общего образования. Возьмите за основу федеральную рабочую программу из ФОП. В ней – обязательные требования к организации и содержанию воспитания.

ФОП разрешает школам изменять содержательный и организационный разделы федеральной рабочей программы воспитания (п. 24.1.4 ФОП НОО, п. 26.1.4 ФОП ООО). Но целевой раздел менять нельзя, так как цели, задачи, направления и целевые ориентиры воспитания для всех школ одинаковые. Содержательный и организационные разделы программы следует дополнить, чтобы отразить особенности школы. Например, описать организационно-правовую форму, контингент учеников и их родителей, направленность образовательной программы.

В содержательном разделе рабочей программы воспитания скорректируйте подраздел об укладе школы. В ФОП включили перечень основных и дополнительных характеристик, чтобы описать уклад и особенности воспитания. Когда начнете формировать уклад школы, отразите в нем основные характеристики из ФОП.

Укажите в подразделе об укладе школы основные вехи ее истории, значимые традиционные дела, а также мероприятия, которые составляют основу воспитательной системы. Также добавьте дополнительные характеристики, если они влияют на уклад вашей школы. Например, включите особенности местоположения и социокультурного окружения, школьного режима или формы одежды. Смотрите образец формулировки об укладе школы.

Главное в статье СкрытьФормулировка для рабочей программы воспитания уровней образования – об укладе школы

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Виды, формы и содержание воспитательной деятельности спланируйте по модулям из ФОП. Последовательность модулей в ФОП ориентировочная. Расположите модули в рабочей программе воспитания по значимости воспитательной деятельности с точки зрения педагогического коллектива. Вы вправе добавить дополнительные модули к обязательным. Также сформулируйте вариативные виды и формы воспитательной работы, которые определяют специфику региона или школьные традиции. Используйте формулировку о видах, формах и содержании воспитательной деятельности из примера.

Формулировка для рабочей программы воспитания уровней образования – о видах, формах и содержании воспитательной деятельности

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Организационный раздел рабочей программы воспитания целиком скопировать из ФОП не получится. Подразделы о кадровом и нормативно-методическом обеспечении придется разработать самостоятельно. Еще один вариант – перенести фрагмент документа из действующих ООП, если он там есть.

Скорректируйте подраздел о системе поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции, если школьная система отличается от той, которую определяет федеральная программа воспитания. Так, школа вправе изменить форму поощрений учеников или расширить их состав. Какими формами поощрений дополнить организационный раздел рабочей программы воспитания, смотрите на рисунке. Другой вариант – скопировать подраздел из действующих рабочих программ воспитания, который разработали по ФГОС-2021.

Рисунок. Формы поощрения социальной успешности и проявлений активной жизненной позиции


Скачать

Программа коррекционной работы

Стандарт НОО второго поколения и оба ФГОС ООО требуют включить в содержательный раздел ООП программу коррекционный работы. Это необходимо сделать, если на уровне образования есть дети с ОВЗ. Если в школе таких учеников нет или они учатся по АООП, образовательные стандарты позволяют не разрабатывать программу коррекционной работы. В таком случае коррекционный раздел для детей с ОВЗ включают в АООП.

Если уже разработали и включили в ООП программу коррекционной работы, то менять этот подраздел не нужно. Проконтролируйте, чтобы программа соответствовала требованиям ФГОС. Если в ООП не было программы коррекционной работы, но в школе появились дети с ОВЗ, документ придется разработать. Ориентируйтесь на требования ФГОС – в них структура и целевое назначение программы коррекционной работы для каждого уровня (п. 19.8 ФГОС НОО, п. 32.4 ФГОС-2021 ООО, п. 18.2.4 ФГОС СОО).

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни включают в ООП НОО по ФГОС второго поколения. Если еще не перевели всех учеников на уровне начального общего образования на ФГОС-2021, включите эту программу в ООП по старому образовательному стандарту на следующий учебный год.

ФОП НОО не содержит требований к программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Поэтому, если ООП НОО уже содержала эту программу, оставьте ее в том варианте, который соответствует образовательному стандарту второго поколения (п. 19.7 ФГОС НОО). Дополнительно ориентируйтесь на ПООП НОО, которую составили по старому ФГОС (п. 2.4 ПООП НОО, утв. протоколом ФУМО от 08.04.2015 № 1/15).

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях
 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).