ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
3
Март 2023года
Профессиональные компетенции
Методическое сопровождение

Какие стенды разместить в учебных кабинетах

Решат Джанишаев, директор МБОУ «Зеленогорская СШ» Белогорского района Республики Крым, учитель физики, победитель конкурса «Лучшая школа года – 2020» в номинации «Директор года», почетный работник сферы образования Российской Федерации
В статье – рекомендации, как оформить стенды в учебных кабинетах. В каждой рекомендации есть примеры или памятки для учителей-предметников. Дополнительно предлагаем алгоритм, чтобы создать QR-код для объемного документа и компактно разместить его на стенде. Также есть памятка, где еще в школе разместить стенды и какими сведениями их наполнить.

Рисунок. Алгоритм, чтобы создать QR-код для документа

Скачать

Проконтролируйте, чтобы школьные стенды содержали актуальную информацию. Сделайте акцент на учебных стендах в кабинетах, на которых педагоги-предметники размещают информацию для школьников. Например, по актуальным темам уроков, ГИА и профориентации. А чтобы разобраться, какие еще стенды разместить в школе и какими сведениями их наполнить, воспользуйтесь памяткой. Дополнительно отметили в памятке, для кого предназначена информация на стенде.

Рекомендуем представить стенды в учебных кабинетах в виде двух блоков: постоянной и текущей информации. Блок с постоянной информацией содержит данные об учебных программах, режиме дня, расписании и наградах. Текущую информацию в блоке педагогу придется менять – пусть определит ее по актуальным событиям и мероприятиям, которые предстоят по его предмету или в его классе.

Важно, чтобы учитель не перегружал стенды объемными документами, которые оттолкнут читателя. Если необходимо разместить большие локальные или нормативные акты, предложите коллеге использовать QR-коды. Смотрите на рисунке справа алгоритм, как создать QR-код для документа. Пусть учитель создаст список с объемными документами, разместит его на стенде и дополнит QR-кодами. А полный текст документов опубликует технический специалист на официальном сайте школы.

Стенды с информацией по учебному предмету

Поручите педагогам оформить в своих учебных кабинетах стенды по предмету. Пусть разместят там дидактические, справочные, наглядные и занимательные материалы. Функция такого стенда – помочь ученику усвоить информацию, которую сложно воспринять в письменном и устном виде.

С помощью наглядной и занимательной подачи учитель заинтересует ребенка предметом, расширит его кругозор. Информацию рекомендуем оформить в виде таблиц, схем, тематических рисунков. Смотрите примеры, что разместить на стенде в кабинетах географии и русского языка.

ПРИМЕР. Что разместить на стенде в кабинете географии

1. Портреты путешественников, ученых-географов.
2. Карты мира: физическую, политическую.
3. Карты России: физическую и административную.
4. Краткую информацию о материках и океанах.
5. Краткие сведения о России.
6. Основные термины и понятия.

Стенд в кабинете русского языка и литературы

Инструкция

Здесь и далее кликайте на , чтобы прочитать подсказку

Материалы для скачивания:

Памятка для одиннадцатиклассников. Алгоритм написания итогового сочинения

Памятка для одиннадцатиклассников. Как включить литературный материал в сочинение

Памятка. Как сделать фонетический разбор слова

Памятка. Как сделать морфологический разбор слова

Памятка. Как составлять план текста

Памятка. Как написать тезисы

Памятка. Как оформить цитату в сочинении

Памятка. Говори правильно!

Стенды с информацией по ГИА

Убедитесь, что учителя-предметники разместили на стендах сведения, с помощью которых школьники подготовятся к государственной итоговой аттестации. Например, основные и резервные дни экзаменов, какие вещи выпускники вправе взять на ГИА по конкретному предмету. Также предложите педагогам подготовить памятки о том, как выполнить сложное задание на экзамене, и разместить их на стенде. Смотрите примеры памяток с рекомендациями для девятиклассников, чтобы подготовиться к ГИА по русскому и английскому языкам.

Памятки для школьников

Инструкция

Кликните на название памятки, чтобы посмотреть ее в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующую, нажмите на ту, которую открыли, и вернитесь к списку

СПРАВКА

Федеральных требований, как оформлять стенды в школе, нет. Поэтому ориентируйтесь на региональные и муниципальные нормы. Если их тоже нет, соблюдайте общие принципы оформления

Стенды по профориентации

Поручите педагогам наполнить стенды информацией о профессиях, которые касаются их учебных предметов. Это позволит школьникам выбрать направление профессиональной деятельности и будущую профессию. Еще ученик поймет, какие предметы следует изучать углубленно в выпускных классах. Смотрите в примере, чем наполнить стенд по профориентации.

ПРИМЕР. Информация для стенда по профориентации

1. Примеры, как применять знания и умения по учебному предмету в профессиональной сфере.
2. Интересные факты о профессиях, уникальных трудовых достижениях.
3. Анонсы викторин и профориентационных конкурсов, их итоги и ссылки на работы призеров и победителей.
4. Рекомендации, как выбрать профессию.
5. Способности и психологические особенности, которые важны для разных профессий.
6. Типичные ошибки выпускника, который выбирает профессию.
7. Время и место психологического тестирования в школе или других организациях.
8. Список социальных партнеров и коммерческих компаний, которые сотрудничают со школой по вопросам профориентации учеников.
9. Календарь профориентационных событий школы и анонсы встреч с интересными людьми.

Стенд по профориентации в кабинете математики

Материалы для скачивания:

Памятка. Здоровье и профессия

Памятка. Как составить личный профессиональный план

Памятка. Математика в профессиональных сферах

Памятка. Математические факты о профессиях

Памятка. Что сделать, чтобы самостоятельно выбрать профессию

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях


 

 

 

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2023года
Профессиональные компетенции
Метапредметные результаты

Карточки для педагогов, чтобы сформировать смысловое чтение у школьников

Лилия Лапшина, директор МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова,
Светлана Колесникова, заместитель директора по учебной работе МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова,
Наталья Былинина, учитель истории и обществознания МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова,
Светлана Прохорова, канд. пед. наук, доцент, научный руководитель МБОУ «Гимназия № 34»,
Татьяна Волкова, учитель английского языка МКОУ Языковская средняя школа им. Н.М. Языкова
В статье – карточки по предметам, которые позволят педагогам сформировать у учеников навык смыслового чтения – одного из элементов функциональной грамотности. Каждая карточка содержит рекомендации или упражнения, с помощью которых учителя научат школьников смысловому чтению на уроках и во внеурочное время. Все карточки разработали и апробировали в своей школе педагоги-предметники. А эксперт, кандидат педагогических наук, выверила инструменты.

Убедитесь, что педагоги развивают функциональную грамотность школьников на уроках и задают на дом задания, чтобы сформировать это умение. Такое требование закрепляют ФГОС НОО и ООО третьего поколения (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО). Сделайте акцент на читательской грамотности, которая входит в структуру функциональной. Именно это умение проверяют в рамках федеральных оценочных процедур – международного исследования PIRLS и Общероссийской оценки по модели PISA.

Чтобы развить читательскую грамотность у учеников, педагоги должны обучить детей смысловому чтению. Его цель – точно и полно понять содержание текста, уловить все его детали и практически осмыслить информацию. Для этого учителям необходимо научить школьников определять цель чтения и выбирать его темп. Кроме того, школьники должны уметь извлекать из текстов различных жанров сведения, которые нужны, а также определять основную и второстепенную информацию. Еще один аспект смыслового чтения – формулировать проблемы и главную идею текста. Такие умения носят метапредметный характер. Минпросвещения закрепило их во ФГОС уровней образования (п. 42.1 ФГОС-2021 НОО, п. 43.1 ФГОС-2021 ООО, п. 8.1 ФГОС СОО).

Объясните педагогам, что смысловое чтение – сложный навык, который дети в состоянии освоить, если психологически готовы к этому. Ведь с его помощью учителя формируют у учеников устную и письменную речь, что позволяет продуктивно учиться и осваивать образовательную программу. Какими учебными навыками должны обладать школьники, чтобы педагоги смогли научить их смысловому чтению, смотрите в таблице.

Предложите учителям-предметникам карточки с рекомендациями и упражнениями для учеников 5–11-х классов. С помощью карточек педагоги разовьют навыки смыслового чтения, когда школьники работают с текстами на уроках русского и английского языков, математики, литературы, истории.

Упражнения и рекомендации, чтобы развивать у школьников смысловое чтение

Инструкция

Кликните на вкладку и выберите предмет. Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Присоединяйтесь к нам и в социальных сетях


 

 

 

 

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

3
Март 2023года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Как провести виртуальную экскурсию для учеников

В статье – рекомендации, как разнообразить уроки и внеучебную деятельность, повысить заинтересованность и мотивацию учащихся с помощью виртуальных экскурсий. В конце статьи списки музеев по категориям, которые можно посетить прямо из кабинета.

Разнообразить учебный процесс и развить поисковые и аналитические навыки учащихся помогут виртуальные туры и онлайн-экскурсии. Одна из образовательных задач по ФГОС состоит в том, чтобы научить учащихся самостоятельно искать необходимую информацию в разнообразных источниках. Покажите детям на примере, как можно нестандартно подойти к поиску материалов и презентации новых знаний.

В каком формате можно организовать работу

Онлайн-форматы могут помочь организовать не только классные часы и уроки дополнительного образования, но и обычные уроки по литературе, истории, английскому языку, биологии, химии, физике и т. д. В конце статьи – подборка музеев по категориям от художественных до естественно-научных. Поделитесь информацией с учителями-предметниками о разнообразии форматов работы с онлайн-ресурсами, чтобы повысить мотивацию и уровень заинтересованности учащихся.

Работа в классе. Организуйте урок или классный час, который основан на виртуальном походе в музей. Заранее подготовьте материал, который вы расскажете учащимся, а видео или виртуальный тур используйте как иллюстрацию своих слов.

Также виртуальные туры можно использовать и как фрагмент урока. Например, на уроке истории можно проиллюстрировать рассказ про боярыню Морозову. Для этого найдите на виртуальном туре Третьяковской галереи картину Василия Сурикова «Боярыня Морозова», осмотрите с ребятами зал, в котором висит картина, многочисленные эскизы и наброски к этой картине. Так учащиеся получат дополнительную информацию и из-за нестандартного формата лучше запомнят материал.

В качестве еще одного примера можно предложить учителям английского языка вспомнить с учащимися фильм «Ночь в музее» и отправиться в путешествие на сайт Американского музея естественной истории в Нью-Йорке, чтобы посмотреть самим на экспонаты в виртуальном туре и короткие видеоролики на YouTube-канале музея. Все ролики с субтитрами на английском языке, а текст читают дикторы. Это хорошая возможность потренировать аудирование.

Домашнее задание. Дайте учащимся задание на выходных посетить виртуальный тур музея, который вы выберете заранее. Тема может быть отвлеченной или конкретной под задачи урока. На занятиях обсудите с учащимися, что больше всего им запомнилось, что нового они узнали. Также можно в таком формате придумать для учащихся квест-загадку. Например, попросите их найти на сайте музея, который выберете, подсказку или ключ к следующему уроку или классному часу. Пусть попробуют догадаться, о чем вы будете говорить на следующем занятии.

Викторина. Выберите музей, который поможет учащимся погрузиться в тему урока и узнать дополнительную информацию. Чтобы никто не отлынивал, предложите учащимся на классном часу или уроке провести викторину. Кто больше всего даст правильных ответов, получит отличную оценку за работу на уроке. Дополнительный стимул легким способом заслужить хорошую оценку.

Принцип соучастия. Попросите учащихся сделать самостоятельно подборку иностранных музеев и образовательных центров, куда бы они хотели отправиться в виртуальный тур. Желающие могут подготовить виртуальную экскурсию и провести ее на классном часе или уроке. Распределите темы между выступающими и ограничьте время по 15 минут.

Подготовка заранее. Онлайн и виртуальные экскурсии можно использовать в качестве подготовительного материала. Посмотрите на сайте музея, куда вы собрались пойти с детьми, есть ли у них онлайн-форматы для экскурсий. Посмотрите вместе с ребятами или дайте задание на дом. Когда вы с классом посетите музей, он будет вам знаком, и многие захотят посмотреть то, что их заинтересовало на сайте, вживую.

Какие есть варианты виртуальных экскурсий

В период пандемии многие музеи, чтобы не терять связь с аудиторией, записали видео об экспозициях своих залов, разработали виртуальные туры и т. д. Новые формы работы можно найти даже в маленьких музеях, например, в Санкт-Петербурге на базе школы открыт музей, который посвящен голосу блокадного Ленинграда Ольге Берггольц. Любой желающий может посмотреть виртуальный тур на сайте.

Составьте список музеев, куда вы не можете попасть с классом из-за территориального, финансового или эпидемиологического вопроса. Посмотрите на сайтах музеев, что они предлагают для удаленного формата.

Видеоэкскурсии. Обычно видеоэкскурсии музеи публикуют на своем YouТube-канале. Найдите канал музея непосредственно на сервисе или зайдите через сайт музея.

Виртуальные туры. Этот формат ищите сразу на сайте музея. Продумайте свой онлайн-маршрут заранее или попросите кого-то из детей самостоятельно провести экскурсию.

Онлайн-трансляции. Интересный формат для малышей и не только. Обычно этот формат можно встретить у заповедников и зоопарков. В вольерах с животными размещены камеры, которые фиксируют тайную жизнь животных. В конце статьи есть подборка с зоопарками, где можно понаблюдать за жизнью панд, сурикатов, пингвинов, фламинго, черепах и многих других. Обратите внимание на разницу во времени с зоопарками из других стран.

Какие художественные музеи интересно посетить

Хорошая возможность развить кругозор и насмотренность у учащихся разных возрастов. Репродукцию любой картины можно найти в интернете, рассмотреть ее детально, но виртуальные туры в музеи позволяют посмотреть полотна непосредственно в залах. Увидеть детали экспозиции, соседние полотна.

Многие большие картины художники писали несколько десятков лет, как, например, «Явление Христа народу» Александра Иванова. За этот период художник создал десятки эскизов и набросков, все это можно увидеть на виртуальном туре Третьяковской галереи. Еще одно преимущество – видеолекции и экскурсии от сотрудников музея.

Инструкция

Здесь и далее кликайте на названия музея, чтобы прочитать подробности

Скачать

Внимание

Не все виртуальные туры находятся непосредственно на сайтах музеев. Чтобы было проще найти, в поисковой строке браузера указывайте название музея и слова «виртуальный тур»

Какие музеи дополнят уроки истории и литературы

Посетить литературные музеи не так просто, обычно они находятся в далеких усадьбах, где жили и творили писатели. Большая часть музеев-квартир в Москве и Санкт-Петербурге, но даже жители этих городов не всегда могут найти время до них доехать. На уроках литературы и истории, чтобы продемонстрировать интерьеры и бытовую обстановку определенного исторического периода, используйте виртуальные туры по усадьбам писателей-классиков.

Скачать

Что показать детям на уроках биологии, физики и естествознания

Отправьтесь в виртуальное научное путешествие с помощью российских и зарубежных музеев. Заранее изучите сайт, там можно найти много полезных лекций и научных экспериментов, еще тесты и викторины.

Скачать

Какие путешествия организовать для малышей

Большая часть школьников, особенно младшего возраста, с удовольствием посещают зоологические сады. Но из-за карантина такая возможность пока отсутствует. Целый ряд зоопарков мира открыли онлайн-экскурсии для детей. Преимущественно у всех организованы трансляции в реальном времени из вольеров с животными. Посетите сайты Московского зоопарка, зоопарка в Хьюстоне, зоопарка в Сан-Диего, океанариума в Балтиморе.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.