
Готовые решения проблем 2022 года в отчете о самообследовании

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Циклограмма на март: Всероссийские проверочные работы, итоги третьей четверти и еще 32 дела>>
Допобразование по новому Порядку. Все изменения в четырех карточках>>
Мы выделили десять точек в отчете о самообследовании, которые могут вызвать затруднения, потому что школам предстоит впервые описать такие мероприятия. Для каждой проблемы предлагаем решение и примеры готовых формулировок, чтобы вы включили их в свой отчет.
Проблемная точка 1. Работа по новым ФГОС
![]() | |
С 1 сентября 2022 года все школы перешли на работу по новым ФГОС НОО и ООО в 1-х и 5-х классах. Образовательный процесс в таких классах пришлось полностью перестроить. При этом 2–4-е и 6–11-е классы продолжили обучаться по ФГОС второго поколения. |
В отчете о самообследовании проанализируйте, как реализовали требования и по ФГОС второго поколения, и по ФГОС-2021. Аналитическую информацию добавьте во все разделы документа.
Что отразить в разделе по организационно-правовому обеспечению образовательной деятельности. Отразите особенности учебного плана для 2–4-х и 6–11-х классов и отдельно для 1-х и 5-х классов. Опишите изменения, которые внедрили по требованиям ФГОС-2021, и объясните, чем мотивировали это решение. Например, если из учебного плана 5-х классов убрали второй иностранный язык. Также обоснуйте необходимость элективных курсов, которые включили в формируемую часть.
Чтобы оценить, как организовали учебный процесс, опирайтесь на пояснительные записки к учебным планам. Добавьте ваши разъяснения.
Аналогично проанализируйте планы внеурочной деятельности по ФГОС второго и третьего поколений. Смотрите пример с готовой формулировкой.
Пример формулировки, чтобы описать образовательную деятельность по ФГОС второго и третьего поколений
Инструкция
Кликайте по боковым стрелкам, чтобы полистать и скачать образец
Что отразить в аналитической части о плане ВСОКО. Проанализируйте результаты воспитательной работы школы в 2022 году. Укажите, что во всех классах проводили ее на основе рабочей программы воспитания. Покажите, на каких принципах строилась воспитательная работа школы – обозначьте общую цель и задачи воспитания. Отдельно поясните, через какие модули реализовали программу воспитания. Если в программу для 1-х и 5-х классов внесли изменения, охарактеризуйте их.
Представьте данные так, чтобы родители и представители государственных органов в сфере образования без труда разобрались в них. Рекомендуем разместить данные в таблице.
Чтобы отразить нововведения, используйте пример с формулировкой. Также проанализируйте план воспитательной работы, который школа разработала на основе рабочей программы воспитания.
Пример формулировки
Что отразить в показателях деятельности школы. Добавьте показатели деятельности по реализации основных образовательных программ для уровней НОО, ООО и СОО. Рекомендуем представить цифровые показатели в форме таблицы. Пример формулировки, чтобы описать реализацию ООП всех уровней образования, смотрите ниже.
Пример формулировки
Проблемная точка 2. Мероприятия по изучению госсимволов
![]() | |
В 2022 году Минпросвещения направило в школы рекомендации, как знакомить детей с государственными символами (письмо от 15.04.2022 № СК-295/06). Еще ведомство рекомендовало организовать еженедельные церемонии поднятия и спуска флага России (Стандарт Минпросвещения от 06.06.2022 № б/н). |
Проанализируйте, как школа организовала и проводила мероприятия по изучению госсимволов. Отразите результаты в аналитической части о плане ВСОКО, в подразделе об оценке содержания и качества подготовки школьников. Для этого поясните, в каких классах и как изучали госсимволы, каких гостей приглашали. Зафиксируйте, кто из педагогов участвовал в этой работе. Также опишите, как и где проходит церемония поднятия и спуска флага России. Воспользуйтесь формулировкой из примера.
Пример формулировки
Проблемная точка 3. Нестандартные ВПР
![]() | |
В 2022 году ВПР перенесли с весны на осень. Еще проверочные работы по истории, биологии, географии, обществознанию и иностранному языку проводили в компьютерной форме. |
В отчет о самообследовании включите результаты весенних и осенних ВПР. В этом случае трудность заключается только в характеристике классов. Например, четвероклассники успели написать проверочную работу по математике весной. А ВПР по русскому языку и окружающему миру школьники написали осенью, когда уже перешли в 5-й класс. Если все проверочные работы прошли в сентябре и октябре, трудностей при работе с отчетом не возникнет. Также следует указать, в какой форме организовали ВПР. Используйте готовую формулировку, чтобы охарактеризовать особенности проверочных работ в 2022 году.
Пример формулировки
Проблемная точка 4. ГИА в форме промежуточной аттестации
![]() | |
В 2022 году Правительство разрешило проходить ГИА в форме промежуточной аттестации выпускникам, которые прервали обучение из-за недружественных действий иностранных государств (постановление от 31.03.2022 № 538). Если в школе есть такие ученики, их результаты по итогам ГИА необходимо отразить в отчете о самообследовании. |
Включите в отчет данные об учениках, которые прошли ГИА в форме промежуточной аттестации. Для этого отразите в документе, сколько таких выпускников было в школе и по каким предметам они прошли государственную итоговую аттестацию. Также зафиксируйте предметы, которые школьники освоили на углубленном уровне. Отдельно отметьте, по каким темам ученики защищали индивидуальный проект. Возьмите готовую формулировку.
Пример формулировки
Проблемная точка 5. Новые предметные концепции
![]() | |
В 2022 году Минпросвещения пополнило перечень предметных концепций (протокол решения ФУМО от 29.04.2022 № 2/22). Теперь школы должны работать по требованиям концепции преподавания биологии и предметной области ОДНКНР. Также необходимо внедрить концепцию экологического образования. |
Отразите в отчете, как школа реализует требования новых предметных концепций с 1 сентября. Покажите, какие мероприятия запланировали, чтобы внедрить каждую концепцию, и проанализируйте их результаты.
Зафиксируйте в отчете, что скорректировали в рабочих программах. Воспользуйтесь готовой формулировкой.
Пример формулировки
Проблемная точка 6. Включение в образовательный процесс детей-беженцев
![]() | |
В апреле 2022 года Минпросвещения направило в школы инструктивное письмо и методические рекомендации, как организовать обучение и психологическую поддержку детей из ЛНР, ДНР и Украины (письмо от 04.04.2022 № 03-442). Чтобы помочь ученикам адаптироваться к новым условиям, школе необходимо было реализовать три функции из рекомендаций ведомства: образовательную, психологическую и посредническую. Поэтому пришлось организовать работу с ребенком и его семьей, проконсультировать родителей и привлечь к работе смежных специалистов, чтобы выстроить отношения между семьей и школой. |
Опишите в отчете, как приняли в школу детей из ДНР, ЛНР и Украины и выстроили с ними работу. Отразите, сколько учеников зачислили, как зачли их образовательные результаты, а также реализовали обучение по индивидуальным учебным планам и промежуточную аттестацию.
Отдельно зафиксируйте, как организовали работу, чтобы дети-беженцы освоили образовательные программы. Например, объясните, как удалось избежать пробелов в знаниях из-за разных программ и пропусков уроков.
Пропишите, как готовили к государственной итоговой аттестации школьников из ДНР, ЛНР и Украины, которых зачислили в 9-й и 11-й классы.
Смотрите формулировку о включении в образовательный процесс детей-беженцев.
Пример формулировки
Проблемная точка 7. Использование ЭОР и ЦОР
![]() | |
Минпросвещения утвердило федеральный перечень электронных цифровых ресурсов (приказ от 02.08.2022 № 653). Кроме того, с 1 января 2023 года школам необходимо использовать только государственные информационные ресурсы, чтобы реализовать ООП (п. «а» ч. 4 ст. 1 Федерального закона от 30.12.2021 № 472-ФЗ). Для этого Минпросвещения разработало ФГИС «Моя школа», которая начала работать с 1 сентября 2022 года. |
Дополните отчет сведениями о том, как школа применяет электронные и цифровые образовательные ресурсы, чтобы реализовать ООП уровней образования и дополнительные общеразвивающие программы. Теперь в тематическом планировании рабочих программ по ФГОС-2021 педагоги должны указать ЭОР и ЦОР, которые входят в федеральный перечень.
Отразите, как контролируете работу педагогов с электронными и цифровыми образовательными ресурсами. Покажите, что электронные образовательные ресурсы, которые указали педагоги, есть в федеральном перечне. Также перечислите, какие мероприятия провели, чтобы с 1 января перейти на отечественные информационные ресурсы. Смотрите готовую формулировку.
Пример формулировки
Проблемная точка 8. Внеурочная деятельность по ФГОС-2021
![]() | |
Летом 2022 года Минпросвещения подготовило методические рекомендации, чтобы школы организовали внеурочную деятельность по требованиям новых ФГОС (письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03). При этом к внеурочным занятиям в классах, которые обучаются по образовательным стандартам второго поколения, эти рекомендации применять не нужно. |
Проанализируйте в отчете, соответствует ли внеурочная деятельность требованиям образовательных стандартоы второго и третьего поколений. Отдельно представьте данные по планам внеурочной деятельности по требованиям старых и новых ФГОС.
Рекомендуем проанализировать внеурочную деятельность по направлениям. Для ФГОС второго поколения опирайтесь на направления, которые содержат образовательные стандарты. Всего их пять: духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное.
Для классов, которые перешли на ФГОС НОО и ООО третьего поколения, назовите модель плана внеурочной деятельности. Минпросвещения предлагает три модели на выбор. Отразите, какие инвариантные и вариативные направления реализует школа.
Готовую формулировку для части отчета о внеурочной деятельности смотрите ниже.
Пример формулировки
Проблемная точка 9. Разговоры о важном
![]() | |
С 2022/23 учебного года школы начали проводить еженедельный цикл занятий «Разговоры о важном». Минпросвещения рекомендовало включить их в планы внеурочной деятельности как отдельное направление (письмо от 17.06.2022 № 03-871). |
Опишите в отчете, как школа организовала и проводила внеурочные занятия «Разговоры о важном». Перечислите, какие документы разработали, чтобы реализовать занятия.
Отразите, как контролировали работу педагогов, которые проводили «Разговоры о важном». Зафиксируйте, с какими трудностями столкнулись учителя на занятиях. Еще отметьте, как школа организовала методическую поддержку классных руководителей и педагогов, которые проводили такие занятия с учениками.
Возьмите готовую формулировку для отчета о внеурочных занятиях «Разговоры о важном» в примере.
Пример формулировки
Проблемная точка 10. Общероссийская оценка по модели PISA
![]() | |
Весной 2022 года стало известно, что российские школы больше не участвуют в международном исследовании PISA. Вместо этого Рособрнадзор запланировал и провел в октябре Общероссийскую оценку по модели PISA (письмо от 17.03.2022 № 01-24/01-01). Эта оценочная процедура прошла на федеральном уровне в 43 субъектах страны, а на региональном уровне – в 14 субъектах. |
Если школа участвовала в Общероссийской оценке по модели PISA и получила результаты к весне 2023 года, отразите их в отчете. Используйте готовую формулировку.
Пример формулировки
- Что изменить в содержательном разделе ООП в соответствии с ФОП и обновленным ФГОС СОО>>
- Как составить рабочую программу по обновленному ФГОС СОО и ФОП. Инструкция>>
- Неоднозначные требования к расписанию, домашним заданиям и еще три сложные санитарные нормы. Факты из практики и разъяснения юриста>>
- Как отреагировать на жалобы работников о зарплате: три ситуации. Видео>>
- Мастер, гуру или партнер: научим внедрять техники и модели для обязательной системы наставничества в ОО>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум для замдиректора: организация промежуточной аттестации – 2023
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как составить рабочую программу по обновленному ФГОС СОО и ФОП. Инструкция
Когда в вашей школе будет готов проект учебного плана СОО на 2023/24 учебный год, составьте рабочую программу по учебному предмету, курсу или курсу внеурочной деятельности. Но прежде изучите нормативно-правовые документы и локальные акты, которые регламентируют, как разрабатывать рабочие программы. Так вы выполните все требования к программам. Далее в статье смотрите инструкцию, которая поможет составить рабочую программу по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с федеральной образовательной программой (ФОП).
Ознакомьтесь с документами
для которых обязательно применять федеральные рабочие программы на уровне СОО
Изучите три новых нормативных документа, которые содержат требования к рабочим программам или информацию о них. Первый – обновленный ФГОС СОО в редакции документа от 23 сентября 2022 года (приказ Минобрнауки от 17.05.2012 № 413). Второй – Федеральный закон, который вносит поправки в Закон об образовании и статью 1 Закона об обязательных требованиях (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Третий – федеральная образовательная программа среднего общего образования (приказ Минпросвещения от 23.11.2022 № 1014).
Рекомендуем собраться с коллегами и обсудить все новые документы на заседании методобъединения, методического или педагогического совета. Так вы совместно проанализируете изменения, определите и проработаете важные моменты – общие для всех педагогов и частные, которые зависят от конкретных учебных областей и учебных предметов.
Примерные программы. Примерные рабочие программы по учебным предметам, которые входят в примерные ООП, больше не используйте. Ведомства исключили из нормативных документов упоминания о примерных программах (Федеральный закон от 24.09.2022 № 371-ФЗ). Вместо них включили понятие федеральных основных общеобразовательных программ.
Федеральные программы. Теперь вы вправе использовать федеральные рабочие программы по учебным предметам без изменений (ч. 6.4 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Такие программы включили в содержательный раздел ФОП. Но доработать федеральные рабочие программы все же придется. Разработчики не внесли в них тематическое планирование, как это требует образовательный стандарт (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Не по всем предметам есть федеральные рабочие программы, а только по тем, которые школе придется применять в обязательном порядке (ч. 6.3 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). На уровне среднего общего образования это русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ. Для таких предметов федеральная программа содержит требования только на базовом уровне.
Локальные акты. Ознакомьтесь с локальным актом, который устанавливает, как разрабатывать рабочие программы в вашей школе. Например, положением о рабочей программе. Такой документ школа составляет на основе требований ФГОС.
В положении найдете требования к примерному объему и структуре рабочей программы. Локальный акт регламентирует, на основе каких документов нужно разработать и как оформить рабочие программы. Положение устанавливает сроки, на какой период вам необходимо составить рабочие программы.

ВАЖНО
До 1 июня 2023 года Минпросвещения разработает федеральные рабочие программы по всем предметам, которые обязательно должны изучить школьники
Оформите структуру рабочей программы
Придерживайтесь в рабочей программе той структуры, которую устанавливает обновленный ФГОС СОО. Так, рабочая программа учебного предмета или курса должна содержать три обязательных раздела (п. 18.2.2 ФГОС СОО). Смотрите их на рисунке 1. А структуру рабочей программы курса внеурочной деятельности смотрите на рисунке 2. Другие разделы, например, пояснительная записка или календарно-тематическое планирование, необязательно включать в документ. Включите их в структуру рабочей программы только в том случае, если это требование закрепляет школьное положение о программе.
Рисунок 1. Обязательные разделы рабочей программы учебного предмета, курса | Рисунок 2. Обязательные разделы рабочей программы курса внеурочной деятельности |
---|---|
![]() Скачать |
![]() Скачать |
В федеральной образовательной программе разработчики упоминают про тематическое планирование, но не приводят его. При этом в федеральных рабочих программах есть пояснительная записка, которую не требует разрабатывать стандарт. Смотрите структуру рабочей программы по ФГОС СОО и по ФОП в таблице 1. Документы содержат разные названия и порядок разделов, которые должны быть в рабочей программе по учебному предмету или курсу. Чтобы выполнить требования обоих документов, рекомендуем дополнить структуру рабочей программы, которую устанавливает ФГОС, пояснительной запиской, как в ФОП. Но такое решение должно закреплять школьное положение о рабочей программе.
Таблица 1. Структура рабочей программы учебного предмета
Если вы используете федеральную рабочую программу по учебному предмету, то добавьте в нее тематическое планирование. Это необходимо, чтобы структура рабочей программы соответствовала требованиям ФГОС СОО. В тематическом планировании укажите количество академических часов, которые отводите на освоение каждой темы. Также добавьте примечание, как учитываете при обучении рабочую программу воспитания. Такое требование содержит стандарт (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
В отличие от ФГОС-2021 НОО и ООО, обновленный ФГОС СОО не содержит требования, что в тематическом планировании нужно прописать для каждой темы электронные или цифровые образовательные ресурсы. Добавьте информацию об ЭОР или ЦОР по каждой теме, если это устанавливает локальный акт о рабочей программе.
-
Как разрабатывать рабочие программы по обязательным предметам, для которых в ФОП нет федеральных рабочих программ?
Рекомендуем отложить разработку рабочих программ по обязательным предметам до лета. Минпросвещения планирует включить в ФОП федеральные рабочие программы по остальным предметам, которые обязательно должны изучить школьники (письмо от 16.01.2023 № 03-68). Ведомство сделает это до 1 июня 2023 года
Пропишите планируемые результаты
В этом разделе опишите личностные, метапредметные и предметные планируемые результаты освоения программы. Стандарты не устанавливают четких требований, как представить планируемые результаты в рабочих программах. Поэтому посмотрите в школьном положении о рабочей программе, как подготовить этот раздел.
Деление результатов на три группы обязательно для целевого раздела ООП в целом. Поэтому сформулируйте планируемые результаты в рабочих программах с опорой на требования ФГОС СОО. В обновленном стандарте планируемые результаты прописали подробнее, чем в предыдущей редакции документа (глава II ФГОС СОО).
Если вы используете федеральную рабочую программу по предмету, то планируемые результаты оставьте без изменений. Если вы самостоятельно разрабатываете рабочую программу, то проверьте, чтобы планируемые результаты были не ниже тех, что разработчики сформулировали в обновленном ФГОС и ФОП. Также соотнесите рабочую программу в этой части с локальными актами, например, целевым разделом ООП СОО. Проверьте, чтобы документы соответствовали друг другу. Рекомендуем скопировать планируемые результаты из текста стандарта. Не меняйте содержательно формулировки личностных и метапредметных результатов, которые возьмете из новой редакции ФГОС. Так вы обеспечите единое образовательное пространство, как рекомендует Минпросвещения.
Система оценки результатов. Когда рабочая группа будет обновлять ООП по требованиям новой редакции ФГОС СОО и в соответствии с ФОП, вас могут попросить сформулировать особенности оценки достижения планируемых результатов по вашему учебному предмету.
Такие формулировки школа описывает самостоятельно, потому что в ФОП разработчики не прописали особенности оценки по отдельным учебным предметам. Но ФОП содержит блоки, по которым нужно описать оценку предметных результатов (п. 18.26 ФОП СОО). Смотрите их в примере.
ПРИМЕР. Что включить в описание оценки предметных результатов по отдельному учебному предмету согласно ФОП СОО

ВАЖНО
С сентября 2023 года Минпросвещения планирует ввести курс начальной военной подготовки в рамках ОБЖ. Запланируйте внести изменения в рабочую программу по предмету
Обновленный ФГОС СОО предъявляет такие же требования к системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы, как и предыдущая редакция стандарта. Смотрите требования к системе оценки на рисунке 3.
Подготовьте содержание
По предметам русский язык, литература, история, обществознание, география и ОБЖ, которые школьники будут изучать на базовом уровне, используйте федеральные рабочие программы из ФОП. Но рекомендуем проанализировать и сравнить содержание федеральной рабочей программы и предметных результатов в обновленном ФГОС СОО. Поскольку новая редакция стандарта предъявляет более четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине (п. 9 ФГОС СОО). Смотрите в таблице 2 пример сравнения содержания по русскому языку базового уровня в ФОП и предметных результатов в обновленном ФГОС СОО.
Если выявите, что содержание федеральной рабочей программы не соответствует предметным результатам во ФГОС, то дополните программу содержанием, которого недостает. Школа обязана соблюдать требования ФГОС. Закон об образовании имеет юридическую силу выше, чем приказы министерства, и устанавливает приоритет ФГОС над федеральными программами.
Для обязательных предметов на углубленном уровне самостоятельно разработайте рабочие программы. Но возьмите за основу федеральные рабочие программы, чтобы содержание учебного предмета или курса было ниже соответствующего содержания в ФОП (ч. 6.1 ст. 12 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Рабочие программы по другим предметам вы вправе разработать самостоятельно. Но соотнесите содержание, которое вы запланировали в рабочей программе, с обновленным ФГОС СОО, а также ФОП. Минпросвещения планирует дополнить ФОП федеральными рабочими программами по остальным предметам. Так же ведомство рекомендует использовать федеральные рабочие программы в неизменном виде или в качестве методической основы, чтобы разработать авторскую программу (письмо Минпросвещения от 16.01.2023 № 03-68).
В содержании рабочей программы опишите разделы или темы учебного предмета, курса. Содержание должно быть таким, чтобы ученик смог достичь планируемых результатов освоения предмета, курса. За основу можете взять содержательный раздел ФОП. Для начала обозначьте разделы, которые школьники изучают на уровне СОО по годам обучения. Затем в разделах выделите тематические блоки и укажите все темы. Потом зафиксируйте определенное количество часов, которое необходимо ученикам, чтобы освоить каждый блок. Так вы соотнесете темы и часы с таблицей тематического планирования.
Проверьте, что в содержании рабочих программ учли концепции преподавания учебных предметов и предметных областей. Смотрите на схеме концепции, которые уже утвердили. Если вы составляете рабочую программу курса внеурочной деятельности, обязательно отметьте в содержании формы проведения занятий с детьми (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
По желанию приложите к рабочей программе дополнительные материалы. Например, перечень оценочных, учебных и методических материалов, которые планируете использовать в работе.
Составьте тематическое планирование
В тематическое планирование рабочей программы по учебному предмету или курсу включите два обязательных элемента. Первый – перечень тем, которые планируете освоить со школьниками. Второй – количество академических часов, которое отведете, чтобы освоить каждую тему. В тематическом планировании для курса внеурочной деятельности достаточно перечислить темы (п. 18.2.2 ФГОС СОО).
Тематическое планирование можете оформить в виде таблицы с колонками, название которых подберите в соответствии с его обязательными элементами. Когда будете формулировать наименования разделов или тем, учитывайте содержание учебного предмета. Можете добавить и другие колонки по своему желанию. Например, планируемые результаты освоения раздела или темы. Еще вариант – описать в другой колонке воспитательный потенциал раздела или темы. Смотрите фрагмент тематического планирования, которое составили по требованиям обновленного ФГОС СОО и в соответствии с федеральной образовательной программой.
Отведите время не только на тематические часы, но и на контрольные, практические и лабораторные работы, а также на проектную и научно-исследовательскую деятельность учеников. Количество часов, которое отвели на контрольные работы, должно соответствовать графику оценочных процедур. Общее количество часов по учебному предмету должно соответствовать часам в учебном плане, по курсу внеурочной деятельности – часам в плане внеурочной деятельности.
Календарно-тематическое планирование. Включите календарно-тематическое планирование в структуру рабочей программы только в том случае, если такое требование устанавливает локальный акт школы о программах. Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса или курса внеурочной деятельности составьте на основе тематического планирования.
Календарно-тематическое планирование можете оформить в виде таблицы. Количество колонок и их содержимое школа определяет самостоятельно и закрепляет в локальном акте о рабочей программе. Например, в календарно-тематическом планировании укажите тему урока, его номер по порядку, а также в разделе или теме. Включите информацию о домашнем задании, дате проведения урока фактически и по плану.
Учитывайте рабочую программу воспитания
Обновленный ФГОС СОО закрепляет, что рабочие программы предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Сделайте это в тематическом планировании (п. 18.2.2 ФГОС СОО). Например, отразите воспитательный компонент содержания программы по каждой теме в отдельной колонке таблицы тематического планирования. Смотрите пример.
Фрагмент тематического планирования по требованиям обновленного ФГОС СОО
Чтобы выявить воспитательный потенциал предмета, соотнести цель и целевые приоритеты воспитания с ресурсами своего учебного предмета. Приоритеты воспитания смотрите в рабочей программе воспитания вашей школы. Рекомендуем вместе с коллегами на тематических заседаниях проанализировать целевые приоритеты воспитания на уровне СОО и обсудить возможности каждого предмета. Это поможет вам сузить цель воспитания до задач конкретного предмета и конкретного урока.

К СВЕДЕНИЮ
Как отразить рабочую программу воспитания в тематическом планировании
Конкретных требований к тому, как учесть и отразить рабочую программу воспитания в тематическом планировании рабочей программы, федеральное законодательство не предъявляет. Поэтому школа может самостоятельно определить способ и закрепить его в положении о рабочей программе. Например, указать в тематическом планировании приоритеты можно тремя способами. Первый – в самой таблице тематического планирования перечислить целевые приоритеты для каждого раздела или темы рабочей программы. Недостаток этого способа – приоритеты будут повторяться из раздела в раздел. Второй способ – указать целевые приоритеты перед таблицей тематического плана. Третий способ – пронумеровать целевые приоритеты и прописать их после таблицы, чтобы компактно указать номера приоритетов для каждого раздела или темы в плане.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: