
Как подготовить и провести методический марафон

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Направления и чек-лист, чтобы проверить программу наставничества>>
Готовый план-график проведения самообследования за 2022 год>>
Какие задачи выполнить после итогового собеседования – 2023. Практикум для замдиректора>>
Школьный методический марафон – одна из форм методической работы. В рамках марафона педагоги посещают уроки и мастер-классы друг друга. Учителя обмениваются опытом и пополняют методическую копилку. Они совершенствуют свою рефлексивно-аналитическую культуру и повышают квалификацию прямо на рабочем месте.
Методический марафон проходит несколько месяцев, в этом его преимущество. Еще плюс в том, что педагоги выбирают удобное время для открытых уроков и время, чтобы посетить уроки коллег.
Подготовиться к методическому марафону
Проведите педсовет или заседание методического совета на тему методического марафона в школе. Расскажите о преимуществах такого вида работы. Познакомьте педагогов с вариантами взаимопосещения уроков, которые есть в вашей школе. Определитесь, когда провести марафон. Предложите учителям на выбор несколько тем марафона и совместно выберите ту, которая подходит. Чтобы выбрать темы для марафона, посмотрите рисунок. Когда определитесь с темами, решение закрепите в протоколе заседания педсовета или методсовета. Формулировки тем смотрите в примере.
Рисунок. Что анализировать, чтобы выбрать тему методмарафона
ПРИМЕР. Темы методического марафона
Когда определите тему, включите в план методической работы семинары, педсоветы и мастер-классы по тематике марафона. Сформируйте вместе с педагогами расписание открытых уроков. Подготовьте матрицу, в которую внесете информацию о своих уроках. Смотрите образец матрицы. Если учителя решат самостоятельно заполнить таблицу, укажите срок, до которого нужно внести информацию.
Образец матрицы взаимопосещения уроков
Чтобы педагоги могли одновременно работать с матрицей взаимопосещения уроков, создайте общий документ с помощью сервиса Яндекс.Документы. Откройте доступ на редактирование всем, у кого есть ссылка. Разошлите ссылку педагогам. Так они смогут внести в график уроки, на которые хотят пригласить коллег.
Когда педагоги заполнят матрицу, сформируйте общее расписание открытых уроков. Не забывайте корректировать расписание. Можно составить отдельные графики на каждый месяц или один общий документ на все время методического марафона.
Провести методический марафон
Повесьте расписание мероприятий методического марафона на информационный стенд. Тогда сотрудники выберут из списка те уроки, на которые они пойдут. Чтобы не допустить ситуации, когда на урок никто не пришел, подготовьте приглашения для учителей. Что указать в приглашении, смотрите в образце.
Образец приглашения
Контролировать уроки в рамках марафона
Контролируйте, проводят ли учителя открытые уроки из расписания марафона. Отмечайте учителей, которые пришли на открытый урок. Старайтесь сами посещать уроки. Если по объективным причинам не присутствуете, определите того, кто будет отвечать за рефлексию по итогам урока. Эту функцию может выполнить председатель методического объединения или методического совета школы. Заполняйте карту анализа во время урока. Используйте готовый образец карты.
Образец карты анализа урока
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
После каждого урока проводите рефлексию. Обсудить результаты занятия должны вы, педагог, который провел занятие, и все учителя, которые присутствовали. Сделайте это на перемене после урока. Вовлекайте в беседу всех, кто присутствует. Посмотрите ниже примеры вопросов, которые задать педагогам.
ПРИМЕР. Вопросы педагогам на обсуждении занятия
Подвести итоги
После марафона проведите день диагностики, регулирования, коррекции. Попросите педагогов заполнить анкету по итогам марафона. Проанализируйте результаты анкетирования. Вопросы анкеты подготовьте самостоятельно или используйте вопросы из примера.
Пример анкеты
Подготовьте отчет. Используйте для этого результаты анкетирования и материалы анализа уроков. В отчете опишите, сколько педагогов принимало участие в марафоне. Посчитайте долю участников марафона от общего количества членов педагогического коллектива. Ранжируйте активность педагогов. Если учитель дал активный урок, то отметьте, что педагог продуктивный. Если учитель посетил урок и участвовал в рефлексии, укажите, что он активный. А если педагог просто посетил урок, значит, он пассивный участник.
Подготовьте рейтинг уроков. Отразите положительные моменты и зафиксируйте проблемы. Используйте эту информацию, когда планируете методическую работу на следующий год. Создайте методический продукт вместе с председателями методобъединений. Например, сборник сценариев урока или методические рекомендации.
Проведите итоговое мероприятие. Например, фестиваль педагогических идей и технологий. В рамках фестиваля организуйте обмен опытом и идеями, которые возникли в ходе методического марафона. Презентуйте методический продукт.
Вручите благодарственные письма участникам марафона, которые были продуктивными. Педагоги пополнят портфолио методическими разработками уроков и грамотами. Так, учителя школы будут стремиться к профессиональному развитию.
- Что изменить в ООП для перехода на обновленный ФГОС СОО – целевой раздел>>
- Циклограмма на февраль: итоговое собеседование, месячник патриотического воспитания и еще 26 дел>>
- Школьный театр: как создать и спланировать работу>>
- ОГЭ-2023: листы контроля, чтобы проверить подготовку на уроках>>
- ВПР: сложные задания в компактных карточках>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Тематический педсовет о работе с низкомотивированными детьми

СПРАВКА
Порекомендуйте педагогам подготовить дифференцированные задания для учеников с низкой мотивацией. Так учитель активизирует мыслительную деятельность школьников
По результатам первого полугодия определите школьников с низкой мотивацией. Соберите педагогов на тематический педсовет, чтобы обсудить, как повысить образовательные результаты таких учеников. Пригласите на педсовет педагога-психолога, классных руководителей и учителей, которые работают в классах с низкомотивированными школьниками. Поручите педагогу-психологу объяснить причины низкой мотивации учеников. Дополнительно пусть специалист расскажет, как выстроить диалог с такими детьми и их родителями. Воспользуйтесь готовым планом тематического педсовета.
План педсовета
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
– удалите строку из плана
– добавьте строку в план
Печать – распечатайте план педсовета
Задача тематического педсовета – оказать методическую помощь учителям, чтобы они изменили низкую мотивацию школьников. Для этого расскажите коллегам о диагностиках, которые позволят выявить низкомотивированных учеников. Также предложите учителям практические приемы для каждого этапа урока, чтобы вовлечь таких детей в образовательный процесс. Важно, чтобы педагоги поддерживали учебно-познавательную мотивацию детей во время занятия. По итогам педсовета обсудите с учителями план работы с низкомотивированными школьниками до конца учебного года.
Памятки для педагогов и родителей
Инструкция
Кликните на вкладку, чтобы посмотреть и скачать памятку
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как учить детей планировать свое время. Консультация для педагогов
Проведите консультацию для педагогов о том, как научить школьников планировать время. Предложите классным руководителям оценить, насколько хорошо они сами умеют распределять свои дела в течение дня. Какие этапы включить в консультацию, смотрите в таблице.
Таблица. Консультация для классных руководителей о планировании времени

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Как подготовить и провести методический марафон>>
Школьный театр: как создать и спланировать работу>>
Направления и чек-лист, чтобы проверить программу наставничества>>
Часто ученики совмещают школьную нагрузку с различными секциями и кружками, из-за чего испытывают физическое и психическое напряжение. Чтобы помочь школьникам справиться с трудностями, классный руководитель может научить их планировать свой день. Такой навык особенно нужен неуспевающим и низкомотивированным детям, а также детям из группы риска. Еще планирование актуально для выпускников, которые готовятся к ГИА и переутомляются из-за того, что неправильно распределяют задачи на день и неделю.
Далее в статье предлагаем готовый конспект консультации для классных руководителей. Конспект можно адаптировать под особенности своей школы.
Организуйте мозговой штурм
В начале консультации попросите классных руководителей за пять минут записать свои дела. Еще пусть они вспомнят задачи вчерашнего рабочего дня. Напротив тех дел, которые педагоги планировали и успели сделать, пусть поставят знак плюс. Если что-то сделали спонтанно, пусть поставят знак минус. Также попросите написать, что они планировали, но не успели сделать. Классные руководители выполняют задание анонимно. При желании педагоги могут озвучить, что у них получилось. Затем проанализируйте результаты. Для анализа используйте вопросы, посмотрите их в примере ниже.
ПРИМЕР. Вопросы, чтобы проанализировать план на день
Теоретическая часть консультации. Дайте алгоритм занятий со школьниками
Если ученики освоят тайм-менеджемент, их успеваемость и мотивация вырастут. Для начала научите школьников приемам планирования времени. Предложите ученикам использовать эти приемы, когда они планируют свой день.
Список дел и приоритеты. Начните со списка дел. В список войдут, например, утренняя гимнастика, домашнее задание, уборка в комнате, кружок, прогулка. Укажите, что школьник должен сделать в первую очередь, а что можно отложить. Важно, чтобы ученик понимал: одни задачи требуют много внимания и времени, а другие школьник выполняет легко и быстро. Самые важные дела в списке удобно пометить другим цветом. Их нужно сделать в первую очередь, и вернуться к тому делу, которое ученик не смог закончить.
Большие слоны. В тайм-менеджменте большие дела называются слонами. Приручают слона шаг за шагом: делят на небольшие части и ежедневно выполняют кусочек задачи. Большой объем работы может испугать школьника. Научите его дробить сложное дело на этапы. Например, домашнюю работу можно разделить на предметы и задания. Пусть ребенок составит список заданий и вычеркивает то, что уже сделал. Посмотрите в примере ниже, как наглядно научить школьника приручать слонов.
Сложная задача иногда кажется непосильной. Помогите ученику разделить большую задачу на несколько небольших частей, с которыми он легко справится. Части должны быть четкими и конкретными. Например, школьник хочет прочитать четыре книги за месяц. Это одна книга в неделю, и примерно 10–20 страниц в день. Потом подведите итог за год – 52 книги.
ПРИМЕР. Как приручить слона
Скользкие лягушки. Нелюбимые и нудные дела, которые все стремятся отложить до последнего момента, в тайм-менеджменте называют лягушками. Помогите ученику поймать лягушку. Научите ставить такие задачи в приоритет и делать их быстро. Если разрешить лягушке ускакать, станет только хуже. Проблема останется и испортит настроение.
Научите школьника замечать лягушек и ловить их. Обычно это уроки и дела по дому. Узнайте, почему ученику не нравится конкретное дело, помогите ему с ним справиться. Кстати, лягушек лучше ловить по утрам. Тогда неприятное дело не тяготит школьника весь день.
Полезный отдых. Правильно отдыхать – больше успевать. Научите школьника чередовать разные виды деятельности. Объясните, что делать домашнее задание проще, если запланировать перерывы на отдых. Например, каждые 30 минут.
Самый лучший отдых для школьника – прогулка на свежем воздухе и полноценный ночной сон. Научите школьника не отбирать время у этих задач в пользу других.
Убийцы времени. Часто дети не чувствуют время. Они часами скролят социальные сети. Одни ничего не могут найти и долго собираются. Другие отвлекаются и не доводят дела до конца. Научите школьника замечать «убийц времени» и проходить мимо них.
Дела на потом. Некоторые люди постоянно откладывают даже важные и срочные дела. Это приводит их к жизненным и психологическим проблемам. В психологии такое поведение называют прокрастинацией. Причины поведения – это страх, что не сумеешь решить задачу, скука, лень. Например, школьники часто откладывают объемные задания, потому что боятся не справиться или просто не хотят их делать. Объясните ученикам, что дисциплина поможет победить прокрастинацию.

К СВЕДЕНИЮ
Советы родителям
Не всегда школьник сам может определить, почему ничего не успевает. Поговорите с родителями учеников группы риска, пусть они понаблюдают за детьми. Что отвлекает школьников, когда они работают над домашним заданием, едят, убираются в комнате. Нельзя сразу обвинять ребенка в медлительности или лени. Лучше поискать причину. Например, много предметов или шумов, которые отвлекают внимание, усталость. Пусть родители покажут на своем примере, что занимаются только одним делом до конца, но переключают внимание каждые 30 минут. Полезно ввести семейные правила, например, обед без телевизора, маленькие обязанности по дому ежедневно в одно и то же время.
План на день. В конце занятия попросите школьников спланировать свой день. Можно разделить задачи на три части. В первую войдут школьные уроки, во вторую – домашние дела, в третью – кружки, секции, экскурсии. Ученикам начальных классов предложите зарисовать дела, чтобы заинтересовать детей.
Пусть сначала школьник обозначит дела, у которых есть фиксированное время – это школа и кружки. Потом укажет время завтрака, обеда, ужина и отхода ко сну. Затем перечислит дела без конкретного времени. Порекомендуйте ученику расставить приоритеты, начать с дел, которые важнее для него. Когда ребенок выполнит дело, пусть поставит галочку рядом с ним в списке.
Настенный планер на неделю. Второе занятие лучше провести в пятницу, перед началом следующей недели. Научите школьников визуализировать задачи, помогите им сделать настенный планер. Для основы планера используйте ватман, фанеру, пробковую или магнитную доску. По вертикали разделите ватман на дни недели, а по горизонтали прочертите три столбца: нужно выполнить, в процессе, выполнено. Пусть ребенок разместит на ярких стикерах все дела и задачи, которые решает после школы. Например, домашнее задание, кружки и секции, активный отдых, покупки. Для каждой задачи нужен отдельный стикер. Важно, чтобы ребенок понимал, в какой день он идет в кружок или музыкальную школу, а когда может погулять или сходить в гости к друзьям.
Посоветуйте школьникам повесить планер на стену в своей комнате, чтобы видеть свой план на день. Расскажите об этом родителям учеников. Попросите их помочь ребенку освоить планер. Аргументы для родителей смотрите в примере ниже.
ПРИМЕР. Что сказать родителям
Через неделю обсудите с учениками результаты планирования. Посмотрите вопросы в примере ниже.
ПРИМЕР. Вопросы, чтобы подвести итоги планирования
Практическая часть консультации. Закрепите информацию
Чтобы закрепить информацию, которую дали на консультации, предложите классным руководителям два практических задания. Первое задание – распланировать следующий рабочий день и постараться сделать все по плану. На следующем совещании проанализируйте, как прошел день, который классные руководители распланировали. Выясните, помогло ли им планирование. Определите плюсы и минусы планирования.
Второе задание – понаблюдать за учениками своего класса во время перемен и проанализировать их действия. Пусть классные руководители отметят, спонтанно или последовательно школьники принимают решения. На следующем совещании обсудите с коллегами результаты наблюдений.
Яндекс Календарь – бесплатный и простой сервис, чтобы планировать время. С его помощью школьники запланируют задачи себе и друзьям, создадут списки дел. В нем можно строить долгосрочные планы. Ученик не забудет о важном деле, потому что сервис заранее пришлет ему уведомление. Еще можно открыть совместный доступ и перенести туда задачи из личного календаря. С помощью такой опции планируют дела, в которых участвуют несколько школьников.

К СВЕДЕНИЮ
Приложения, чтобы планировать время
Часто школьники выбирают гаджеты, а не магнитные доски с информацией. Детей больше заинтересуют цифровые приложения, которые можно использовать как планировщики.
Яндекс Календарь – бесплатный и простой сервис, чтобы планировать время. С его помощью школьники запланируют задачи себе и друзьям, создадут списки дел. В нем можно строить долгосрочные планы. Ученик не забудет о важном деле, потому что сервис заранее пришлет ему уведомление. Еще можно открыть совместный доступ и перенести туда задачи из личного календаря. С помощью такой опции планируют дела, в которых участвуют несколько школьников.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: