ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
2
Февраль 2023года
Новости
Изменения в работе

Минпросвещения разъяснило, как обеспечить инклюзивность в допобразовании

Что изменилось: Минпросвещения подготовило методрекомендации для сферы допобразования, чтобы создать инклюзивное образовательное пространство для учеников с ОВЗ и детей-инвалидов. Ведомство предлагает построить учебный процесс так, чтобы такие школьники учились по всем дополнительным общеразвивающим программам совместно с другими учениками.

ВАЖНО

В Концепции развития дополнительно образования детей до 2030 года зафиксировали, что инклюзивность – один из принципов государственной политики в сфере допобразования

В методрекомендациях обозначили условия, с помощью которых школы организуют инклюзию в допобразовании. Например, Минпросвещения предлагает адаптировать дополнительные образовательные программы для учеников с ОВЗ и детей-инвалидов под их особенности. Также школам важно сделать приоритетным совместное обучение таких учеников с остальными детьми и проводить инклюзивные мероприятия. Например, праздники, утренники, конкурсы, фестивали детского творчества, музыкальные спектакли или спортивные состязания. Еще следует продумать, как проводить позитивную информационную компанию в соцсетях, СМИ и среди родителей. Для этого продемонстрируйте, достижения учеников, которые обучаются по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе (далее – АДОП).

Что включить в адаптированную программу

Ведомство пояснило в письме, как разработать адаптированную дополнительную общеобразовательную программу. В АДОП рекомендуют включить два раздела. Первый – комплекс основных характеристик программы. Второй раздел – комплекс организационно-педагогических условий, который также содержит и формы аттестации. Также подробно описали, как оформить АДОП, чтобы документ соответствовал требованиям законодательства. Какие структурные элементы включить в программу и пояснения к ним, смотрите в таблице ниже.

Таблица. Структурные элементы АДОП

 Структурный элементСодержание
 Титульный лист программы1. Наименование школы
2. Гриф утверждения, который включает:
– Ф. И. О. директора;
– дата и номер приказа;
– срок реализации программы;
– Ф. И. О. разработчика или разработчиков программы;
– город и год разработки программы
 

Комплекс основных характеристик

 Пояснительная записка1. Направленность или профиль программы
2. Актуальность – своевременность и современность программы
3. Отличительные особенности программы
4. Адресат программы – примерный портрет ученика, который будет учиться по программе
5. Объем программы – общее количество часов, чтобы освоить ее
6. Формы обучения – очная, очно-заочная или заочная
7. Методы обучения, в основе которых – способ организации занятия
8. Тип занятия – например, комбинированный, теоретический, практический, диагностический, лабораторный, контрольный, репетиционный или тренировочный
9. Формы проведения занятий
10. Срок освоения программы – количество недель, месяцев или лет, чтобы освоить ее
11. Режим занятий – их периодичность и продолжительность
 
 Цель и задачи программы1. Цель – стратегия, которая фиксирует желательный и конечный результат. Цель должна быть ясной, конкретной, реальной и значимой
2. Задачи – конкретные результаты реализации программы. Суммарное выражение задач – цель, которую поставили в программе
 Содержание программы1. Учебный план с названием разделов и тем программы, а также количеством теоретических и практических часов
2. Содержание учебно-тематического плана. Представляет собой реферативное описание разделов и тем программы по учебному плану. Также включает описание теоретической и практической частей и формы контроля по каждой теме
3. Учебно-тематический план в виде таблицы, которая включает:
– перечень разделов и тем;
– количество часов по каждой теме, которые следует разбить на теоретические и практические занятия
 Планируемые результатыПредставляет собой совокупность знаний, умений, навыков, личностных качеств, компетенций, а также личностных, метапредметных и предметных результатов. Предполагается, что школьники достигнут их, когда освоят программу. Планируемые результаты должны соотноситься с ее целью и содержанием
 

Комплекс организационно-педагогических условий

 Календарный учебный графикКомплекс основных характеристик образования, который определяет количество учебных недель и учебных дней, а также даты начала и окончания учебных периодов или этапов. Это обязательное приложение к программе, которое школа составляет для каждой группы
 Условия реализации программыРеальная и доступная совокупность условий, чтобы реализовать программу: помещения, площадки, оборудование, приборы, информационные ресурсы
 Формы аттестацииФормы аттестации в допобразовании – творческая работа, проект, выставка, конкурс, фестиваль художественно-прикладного творчества, отчетные выставки или концерты, открытые уроки, вернисажи. Педагог разрабатывает их индивидуально для каждого курса, чтобы определить результативность усвоения АДОП. Дополнительно надо указать методы диагностики, которое позволят определить, насколько успешно ученик овладел содержанием программы
 Методические материалыМетодические и наглядные пособия, дидактические материалы
 Рабочие программы или модули курсов, которые входят в состав программыПедагоги разрабатывают рабочие программы или модули курсов для модульных, интегрированных, комплексных программ
 Список литературыСодержит основную и дополнительную литературу. Например, учебные пособия, сборники упражнений, контрольных заданий, тестов, практических работ и практикумов, хрестоматии. Дополнительно предлагают перечислить справочные пособия и наглядный материал. Школа вправе составить два списка литературы – для педагогов и учеников. Чтобы оформить список, школе рекомендуют опираться на требования к библиографическим ссылкам

Как разработать адаптированную программу

Минпросвещения рекомендует педагогам использовать конструктор АДОП, который разработали специалисты Института коррекционной педагоги – adop.ikp-rao.ru. Также ведомство сообщило, что подготовило адаптированные общеразвивающие программы для детей с ОВЗ по всем направленностям допобразования. Всего их шесть – техническая, естественно-научная, физкультурно-спортивная, художественная, туристско-краеведческая и социально-гуманитарная направленности.

Как организовать совместное обучение

В методрекомендациях объяснили, как организовать совместное обучение по АДОП для детей с разными нозологиями. Например, место для ученика с нарушением слуха расположить так, чтобы он видел лица педагога и большинства сверстников. Задания для такого школьника удобнее подготовить в текстовой форме. Ученика с РАС предлагают постепенно вводить в группу сверстников, а задания для него разбивать на мелкие части. Так школа не нарушит стереотипы поведения ребенка.

Дополнительно уточнили, как обеспечить инклюзивность дополнительного образования с помощью дистанционного обучения. Например, педагогам предлагают подключать к занятию маломобильных учеников с НОДА через Skype или «Сферум».

Где обменяться опытом

Минпросвещения рекомендует педагогам, ученикам и родителям использовать Единый национальный портал дополнительного образования детей – dop.edu.ru. Такой ресурс позволит учителям поделиться опытом с коллегами из других регионов и обсудить, как обучать детей с ОВЗ. Кроме того, ученики, педагоги и родители найдут на портале информацию о конкурсах, фестивалях и других событиях. На таких мероприятиях у школьников с ОВЗ и детей-инвалидов есть возможность показать успехи и достижения, которых они добились на занятиях в рамках АДОП.

Источник: письмо Минпросвещения от 30.12.2022 № АБ-3924/06

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.