ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – целевой раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать целевой раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как составить пояснительную записку, описать планируемые результаты и разработать систему оценки. Смотрите примеры готовых формулировок фрагментов целевого раздела ООП.

Во втором полугодии начните разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Эти объемные документы не обязательно создавать с нуля – внесите изменения в уже существующие программы. Но выделите достаточно времени на подготовку проектов ООП, ведь обновленные стандарты содержат много изменений.

Запланируйте разработать обновленные образовательные программы за три месяца. Предлагаем именно такой срок по двум причинам. Первая – основные образовательные программы уровней образования содержат три раздела. Поэтому в январе разработайте целевой раздел программ, в феврале – содержательный, а в марте – организационный. Так у рабочей группы будет достаточно времени, чтобы изучить обновленные стандарты и без спешки разработать необходимые документы. Вторая причина – с 1 апреля 2022 года вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой. Поэтому к этому сроку у вас уже должен быть готов проект ООП НОО. С проектом ООП ООО можно не спешить, поскольку ученики 4-х классов уже обучаются в школе, они просто перейдут в 5-й класс. Получается, у рабочей группы есть время, чтобы разработать проект программы вплоть до 1 сентября 2022 года.

Далее в статье читайте, как составить целевой раздел основных образовательных программ по новым ФГОС НОО и ООО. А в февральском и мартовском номере узнаете, какие изменения внести в содержательный и организационный разделы ООП.

ВАЖНО

Структура пояснительных записок ООП НОО и ООП ООО:
цели реализации программы;
принципы формирования и механизмы реализации программы;
общая характеристика программы

Пояснительная записка по новым ФГОС

Разработайте пояснительные записки к программам с учетом изменений в их структуре. Пояснительные записки к ООП теперь должны содержать общую характеристику программы. Цели программ должны быть конкретизированы в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения. Также придется описать не только принципы, но и механизмы реализации ООП. При этом подходы указывать не надо. В программе НОО теперь не нужно делать раздел «Общие подходы к организации внеурочной деятельности».

Цели реализации ООП. Конкретизируйте цели в соответствии с требованиями ФГОС к результатам освоения программы. Задачи во ФГОС не упоминают, поэтому расписывать их не обязательно. Пока нет примерных программ по новым ФГОС, конкретизируйте цели одним из способов. Первый – в формулировке самих целей охватить требования к результатам освоения программы. Второй – добавить задачи, которые раскроют значение емких целей. Ниже пример формулировки целей реализации ООП в пояснительной записке.

Фрагмент пояснительной записки ООП НОО – цели реализации программы

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте фрагмент (Ctrl + V)

Принципы формирования и механизмы реализации программы. Принципы формирования программы вы указывали в прежних ООП, теперь переформулируйте их под новые ФГОС. Новая часть в этом разделе – механизмы реализации программы. Здесь опишите, как реализуете образовательную программу, с помощью каких ресурсов. Пропишите, как ресурсы функционируют: их цели, структуру, состав, направления и формы деятельности. Если обучение строится по индивидуальным учебным планам (ИУП), добавьте информацию о реализации ИУП. Ниже пример формулировки механизмов реализации ООП ООО в пояснительной записке.

Фрагмент пояснительной записки ООП ООО – механизмы реализации программы

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Общая характеристика программы. В этой части напишите общие сведения об образовательной программе и ее особенности. Укажите структуру программы, специфику организации воспитательной работы и внеурочной деятельности. Перечислите образовательные технологии, которые используются в школе. Смотрите ниже пример фрагмента общей характеристики программы в пояснительной записке ООП НОО.

Фрагмент пояснительной записки ООП НОО – общая характеристика программы

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

Планируемые результаты по обновленным стандартам

В стандартах третьего поколения разработчики подробнее описывают результаты освоения программы. Например, в старых ФГОС личностные и метапредметные результаты были представлены перечнями. Сейчас эти результаты описываются по группам – посмотрите пример ниже.

ПРИМЕР. Как сгруппировано описание личностных и метапредметных результатов в новых ФГОС

Личностные результаты сгруппированы по направлениям воспитания:
– гражданско-патриотическое;
– духовно-нравственное;
– эстетическое;
– физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
– трудовое;
– экологическое;
– ценность научного познания.
Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:
– овладение универсальными учебными познавательными действиями (базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией);
– овладение универсальными учебными коммуникативными действиями (общение, совместная деятельность);
– овладение универсальными учебными регулятивными действиями (самоорганизация, самоконтроль).

Предметные результаты описываются как знания, умения и навыки, которые школьники должны уметь применять в учебной ситуации для успешного обучения или в повседневной жизни. Их конкретизировали по предметным областям и учебным предметам. Например, во ФГОС ООО описали предметные результаты отдельно для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история». Кроме того, на уровне ООО описали предметные результаты при углубленном изучении некоторых учебных дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология». Еще во ФГОС НОО разделили предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».

Когда будете описывать планируемые результаты в новых ООП, обеспечьте связь требований ФГОС с образовательной деятельностью и системой оценки результатов освоения программы. Структура и содержание планируемых результатов должны соответствовать возрастным возможностям детей и передавать специфику образовательной деятельности.

Описать общие сведения. В начале планируемых результатов напишите общие сведения. Что собой представляют планируемые результаты и что положено в их основу, опишите структуру и принципы организации. Смотрите ниже пример описания структуры планируемых результатов в ООП НОО.

Фрагмент планируемых результатов ООП НОО

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

3 приема, чтобы описать планируемые результаты в ООП


Скачать

ФГОС НОО и ФГОС ООО не дают готовых формулировок планируемых результатов, а содержат только требования к ним. Это сделано, чтобы школа сформулировала планируемые результаты самостоятельно. Так школа учтет собственные цели и перспективы развития, своеобразие региона, особенности истории и культуры.

Использовать приемы, чтобы описать результаты. При формулировании планируемых результатов применяйте три приема. Посмотрите их на схеме справа. Эти приемы помогут правильно сформулировать планируемые результаты, а третий прием – еще и продумать систему оценки достижения планируемых результатов. Смотрите примеры приемов в таблице ниже.

ПРИМЕР. Приемы формулировки планируемых результатов

Использовать примерные рабочие программы по предметам. При составлении предметных планируемых результатов используйте примерные рабочие программы учебных предметов по новым ФГОС НОО и ООО (одобрены решением ФУМО, протокол от 27.09.2021 № 3/21). Их опубликовали на сайте fgosreestr.ru. В рабочих программах планируемые результаты по каждому из учебных предметов содержат личностные, метапредметные и предметные результаты. Причем предметные результаты разделены на классы по уровням образования.

Используйте планируемые результаты как содержательную и критериальную основу для разработки:

  • рабочих программ предметов, модулей, курсов, в том числе и внеурочной деятельности;
  • рабочей программы воспитания;
  • программы формирования универсальных учебных действий;
  • системы оценки качества освоения учениками программы;
  • средств обучения и воспитания, учебно-методической литературы.

Для начальной школы планируемые результаты должны давать общее понимание формирования личностных результатов. Также планируемые результаты должны уточнять, конкретизировать предметные и метапредметные результаты в процессе организации достижения и при оценке результатов (п. 30.2 ФГОС НОО). Для уровня ООО достижение планируемых результатов определяется после завершения обучения на ГИА (п. 31.2 ФГОС ООО).

Система оценки по новым ФГОС

Новый ФГОС НОО ориентирует систему оценки на личностное развитие школьников, а не на духовно-нравственное, как это было раньше. То есть за основу взяли более широкое и конкретное понятие «личностное развитие». В новом стандарте ООО такого уточнения нет.

ФГОС ООО расширяет перечень методов и форм обучения, которые нужно использовать при оценке результатов учеников. В него добавили командные и исследовательские работы, взаимооценку, наблюдение, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемых с использованием цифровых технологий. Из списка убрали стандартизированные письменные и устные работы.

Формируйте систему оценки достижения планируемых результатов на основе планируемых результатов освоения ООП, которые описали в своей программе. ФГОС предъявляют требования к системе оценки результатов. Смотрите сходства и отличия требований для начальной и основной школы в таблице.

Таблица. Требования ФГОС НОО и ФГОС ООО к системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы


Скачать

Отдельные требования к содержанию системы оценки достижения планируемых результатов по новым ФГОС совпадают с предыдущими стандартами. Поэтому при составлении системы оценки достижения планируемых результатов по новым ФГОС подчеркните основные отличия от предыдущих стандартов.

Требование 1. Новые ФГОС предъявляют меньше требований к описанию содержания системы оценки. Теперь можно включить в эту часть особенности оценивания, которые характерны именно для вашей школы. Также более свободная форма позволит сосредоточиться на ключевых позициях содержания – критериях оценки и формах представления результатов.

Требование 2. Комплексный подход к оценке результатов теперь не предусматривает оценку личностных результатов учеников, только предметных и метапредметных. Отслеживать формирование личностных результатов все-таки нужно, но без оценивания, например с помощью мониторинга. Укажите, как планируете оценивать предметные и метапредметные результаты учеников, контролировать личностные результаты. Пример формулировки контроля личностных результатов в системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО.

Фрагмент системы оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО – контроль личностных результатов

Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО

Проверьте, что система оценки достижения планируемых результатов не противоречит локальным актам о ВСОКО

Требование 3. Предыдущие ФГОС предусматривали оценку динамики учебных достижений учеников только для начальной школы. По новым ФГОС оценка динамики учебных достижений учеников включена в ООП не только начальной школы, но и основной. Поэтому предусмотрите в ООП НОО и ООП ООО оценку динамики учебных достижений учеников.

Требование 4. Система оценки достижения планируемых результатов теперь должна обеспечивать объективную информацию о качестве подготовки учеников. Эту информацию сделайте доступной для всех участников образовательных отношений. Для этого в системе оценки укажите, как планируете отслеживать качество подготовки учеников. Также отметьте, как проверите доступность информации, распишите критерии, формы отчетности и др.

Требование 5. Ориентированность на воспитание учеников по новым ФГОС сохранилась только на уровне НОО, на уровне ООО это требование убрали. При этом для уровня НОО к ориентированности на воспитание добавили ориентированность на личностное развитие учеников. Поэтому, когда будете описывать контроль личностных результатов, сделайте акцент на личностное развитие и способы его проверки.

По новым ФГОС ООО в требованиях к системе оценки изменили перечень методов и форм обучения. Перенесите из прежних ООП: проекты, практические и творческие работы, самоанализ, самооценку, наблюдения, испытания (тесты). Добавьте к ним новые: командные и исследовательские работы, взаимооценку, динамические показатели освоения навыков и знаний, в том числе формируемые с использованием цифровых технологий. Убедитесь, что убрали стандартизированные письменные, устные работы, которых нет в новых стандартах третьего поколения.

Требование 6. При разработке системы оценки для уровня ООО опишите организацию и содержание промежуточной аттестации учеников. Распишите промежуточную аттестацию урочной и внеурочной деятельности, внесите оценку проектной деятельности. При этом описывать организацию и содержание ГИА и итоговой оценки по предметам, которые не выносят на ГИА, теперь не нужно. Проверьте, что организация и содержание промежуточной аттестации учеников не противоречат положению о текущем контроле и промежуточной аттестации.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – содержательный раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать содержательный раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как разработать программы учебных предметов, курсов и модулей. А также как составить программы формирования УУД и скорректировать рабочие программы воспитания.

Во втором полугодии вы начинаете разработку проектов новых ООП начального и основного общего образования. Ведь уже с 1 сентября 2022 года учеников 1-х и 5-х классов нужно обучать по стандартам третьего поколения. Если в январе вы начали разрабатывать проекты ООП и составили целевой раздел программ НОО и ООО по новым ФГОС, то в феврале запланируйте внести изменения в содержательный раздел программ.

В стандартах третьего поколения произошли изменения в требованиях к структуре содержательного раздела ООП. Так, сократили список программ, которые должен включать такой раздел. Например, на уровне НОО содержательный раздел ООП должен включать всего три программы, а не пять, как было раньше.

Обновленные ФГОС содержат новые требованиях к рабочим программам. Например, педагогам нужно указывать электронные образовательные ресурсы по каждой теме в тематическом планировании рабочих программ.

Согласно новым стандартам вам придется разработать программу формирования УУД на уровне ООО, а не программу развития УУД, как это было раньше. Еще обновленные ФГОС упростили требования к содержанию программы формирования УУД на уровне НОО.

Стала необязательной модульная структура рабочей программы воспитания. Произошли изменения в названии разделов программы. Также новые стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые придется учитывать, когда будете составлять ее на следующий учебный год.

Структура содержательного раздела ООП по обновленным стандартам

Сравните старые и новые ФГОС НОО и ООО в части содержательного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре содержательного раздела ООП уровней образования. Программы, которые должен включать содержательный раздел ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Программы, которые включает содержательный раздел ООП


Скачать

Новые ФГОС отражают изменение подходов к определению стратегических целей образования. Так, в логике изложения требований к структуре программы НОО и ООО на первом месте обозначены рабочие программы учебных предметов, курсов и модулей, а не программа формирования УУД, как было раньше. Еще обновленные стандарты соответствуют ключевым походам к организации работы по внедрению рабочих программ воспитания. Так, в новом варианте ФГОС рабочая программа воспитания объединила несколько узких программ этой направленности, чтобы систематизировать деятельность по достижению личностных результатов образования.

82
субъекта РФ

приняли участие в апробации примерных рабочих программ, которые разработаны по новым ФГОС

Программы учебных предметов, курсов, модулей по новым ФГОС

На разработку рабочих программ запланируйте достаточное количество времени, так как это объемная работа. Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, учебных модулей, курсов внеурочной деятельности педагоги полностью должны формировать с учетом рабочей программы воспитания, а не только тематического планирования, как это было раньше. При этом в тематическом планировании нужно указать электронные образовательные ресурсы по каждой теме. А в рабочих программах учебных курсов внеурочной деятельности дополнительно нужно указать форму проведения занятий.

В марте учителя начальных классов и учителя-предметники, которые будут работать в 2022/23 году в 1-х классах, должны сдать свои готовые рабочие программы. Поскольку до 1 апреля 2022 года вам нужно включить их в проект ООП НОО. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой.

Требования к рабочим программам. В обновленных стандартах произошли изменения в требованиях к рабочим программам. Cмотрите изменения в таблицах 2 и 3. Так, основная цель изменений – минимизировать временные затраты педагога на разработку программ. Сама рабочая программа должна стать инструментом в работе педагога. А новые ФГОС должны быть регламентирующим документом для программ. Что обеспечивают новые требования к рабочим программам в обновленных ФГОС смотрите на схеме 1.

Изменения в требованиях к рабочим программам

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите табличку

Схема 1. Что обеспечивают требования к рабочим программам в новых ФГОС


Скачать

Как разработать рабочие программы. Педагоги редко составляют рабочие программы самостоятельно на основе требований ФГОС. Часто учителя воспроизводят фрагменты ПООП. При этом возникают ситуации, когда отсутствуют пояснительные записки, содержание оторвано от предметных результатов или содержание не представлено по годам обучения.

Достоинство и преимущество новых ФГОС – методическое сопровождение внедрения обновленных стандартов. Так, Институт стратегии развития образования подготовил примерные рабочие программы по предметам учебных планов НОО и ООО. Cмотрите их на сайте fgosreestr.ru. Такие программы прошли экспертизу ведущих научных и образовательных организаций, а также утверждены на заседании федерального учебно-методического объединения по общему образованию.

Алгоритм разработки рабочей программы учебного предмета, курса, модуля

Скачать

В сентябре 2021 года началась апробация примерных рабочих программ начального общего и основного общего образования, которые разработчики составили на основе новых ФГОС. Обсудить проекты примерных ООП и узнать полную информацию о ходе апробации можно на портале единого содержания общего образования edsoo.ru. Там же разместили разработанные на основе обновленных стандартов примерные рабочие программы по некоторым предметам НОО и ООО.

Пусть педагоги, которые в следующем учебном году будут работать по новым ФГОС, составят рабочие программы на основе примерных. Порекомендуйте учителям взять за основу примерные программы учебных предметов с сайта fgosreestr.ru. Еще предложите педагогам воспользоваться конструктором рабочих программ на сайте edsoo.ru, чтобы быстро создать программу по предмету. Посмотрите фрагмент тематического планирования рабочей программы, которая составлена по требованиям обновленных стандартов. А коллегам, которые решат самостоятельно разработать рабочие программы по новым ФГОС, предложите алгоритм, чтобы ничего не упустить. Скачайте справа памятку с готовым алгоритмом, который поможет педагогам составить рабочую программу учебного предмета, курса, модуля

Фрагмент тематического планирования по географии для 8-го класса

Инструкция

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)

ВАЖНО

Наличие программы формирования УУД в комплексе ООП задает деятельностный подход в образовательном процессе

Программы формирования УУД по обновленным стандартам

По новому ФГОС нужно разработать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО – «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». А программа развития УУД останется только для уровня СОО.

Обновленные стандарты упростили требования к содержанию программы формирования УУД. Однако теперь в программе на уровне ООО зафиксировали формирование знаний и навыков в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества. В предыдущих ФГОС ООО такого требования не было. Поэтому оцените, нужно ли вам доработать программы формирования УУД одновременно или после разработки новых рабочих программ учебных предметов во взаимосвязи с их содержанием.

Требования к программам формирования УУД. В обновленных стандартах произошли изменения требований к содержанию программ формирования УУД. Так, разработчики значительно сократили содержание программы на уровне НОО. Смотрите требования новых ФГОС к программам УУД в таблице 4. Еще на уровне ООО в обновленных стандартах прописали элементы формирования УУД, которые должна обеспечивать программа. Смотрите их на схеме 2.

Таблица 4. Требования к содержанию программ формирования УУД по новым ФГОС


Скачать

Схема 2. Что должна обеспечивать программа формирования УУД на уровне ООО


Скачать

Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов

Скачать

Как разработать программы формирования УУД. Чтобы сэкономить время, обновите программу формирования УУД на уровне НОО. Для этого организуйте планерку и познакомьте педагогов с требованиями к содержанию программы формирования УУД. Выделите две рабочие группы учителей. Первой предложите описать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов. Второй – описать характеристики УУД. По итогам работы коллег проанализируйте варианты, которые они предложили. Выберите и используйте для программы формирования УУД те варианты, которые наиболее часто встречались.

Продумайте формы бланков для рабочих групп педагогов, чтобы описать характеристики и взаимосвязь УУД с предметами. Скачайте образец формы бланка для педагогов, которые будут описывать характеристики УУД справа. Для рабочей группы, которая будет описывать взаимосвязь УУД с содержанием учебных предметов, можно разработать общую форму бланка. Включите в нее все учебные предметы. Еще можно разработать отдельные бланки для каждого предмета, но единой формы. Смотрите образец такого бланка.

Бланк, чтобы описать взаимосвязь УУД с содержанием учебного предмета «Чтение»

Инструкция

Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). – посмотрите подсказку

Чтобы составить новую программу формирования УУД на уровне ООО, привлеките в помощь рабочую группу педагогов. Познакомьте их с требованиями новых ФГОС ООО к содержанию программы формирования УУД. Предложите рабочей группе проанализировать программу развития УУД, которая есть сейчас у вас в школе. Пусть коллеги проведут сравнительный анализ и отберут те фрагменты программы, которые соответствуют требованиям новых ФГОС ООО. Так вы сэкономите время на разработку новой программы. Ведь возможно использовать материалы нынешней версии программы развития УУД, если обновить отдельные формы и блоки программы. Предложите рабочей группе примерный план, который поможет составить программу формирования. Проконтролируйте, чтобы в новой программе формирования УУД на уровне ООО были описаны только те условия, которые реально имеет ваша школа. Опирайтесь на реальный опыт педагогов по формированию УУД. Смотрите пример описания роли личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности в программе формирования УУД ниже.

ПРИМЕР. План, чтобы составить программу формирования УУД на уровне ООО

1. Цели и задачи программы формирования УУД.
2. Общая характеристика УУД.
3. Связь личностных и метапредметных результатов с содержанием отдельных учебных предметов, внеурочной и внешкольной деятельностью, а также место отдельных компонентов УУД в структуре образовательного процесса.
3.1. Роль личностных и метапредметных результатов образования в становлении функционально грамотной личности.
3.2. Роль учебных предметов в формировании личностных и метапредметных результатов.
3.3. Роль образовательных технологий деятельностного типа в формировании личностных и метапредметных результатов.
3.4. Роль внеурочной деятельности в формировании личностных результатов.
3.5. Роль проектов и жизненных задач в формировании личностных и метапредметных результатов.
4. Условия и средства формирования УУД.
5. Типовые задачи, направленные на развитие УУД.
6. Планируемые результаты формирования УУД.
7. Система оценки успешности освоения и применения школьниками УУД.

Фрагмент программы формирования УУД и образец бланка, чтобы описать характеристики

Инструкция

1. Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички программы кликая на стрелочки   сбоку.

2. Кликните Копировать внизу бланка, откройте файл Word и вставьте документ (Ctrl + V). Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО

Воспитательный компонент новых ФГОС – это не стандарт на воспитание и не стандарт на личность, это стандарт условий

Рабочие программы воспитания по новым ФГОС

С 2021 года в соответствии с госзаданием Минпросвещения вопросами обновления примерной рабочей программы воспитания занимается Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. После августовских региональных совещаний разработчики примерной программы воспитания получили предложения и комментарии по доработке документа, который подготовили еще в 2020 году. Так, разработчики внесли корректировки и обновили примерную программу воспитания. Проект документа разместили еще в октябре 2021 года, но до сих пор программа находится в стадии разработки. Обновленная примерная программа воспитания вступит в силу только после того, как ее утвердят на ФУМО. Посмотреть комментарии, а также скачать проект обновленной примерной рабочей программы воспитания можно на сайте институтвоспитания.рф.

Значительные изменения в проекте программы произошли в части формулировок ценностно-целевых ориентиров воспитания детей с учетом преемственности воспитательной деятельности на всех уровнях общего образования, включая дошкольное. Связано это с обновлением нормативно-правовой базы воспитания. Так, с 2020 года приняли значимые для воспитания изменения в Конституцию и Федеральный закон «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ. А летом 2021 года утвердили новые ФГОС начального и основного общего образования.

Согласно обновленным стандартам третьего поколения модульная структура рабочей программы воспитания стала необязательной. Также произошли изменения в названии разделов программы. Сравнение разделов рабочей программы воспитания по старым и новым ФГОС смотрите в таблице 5. Еще обновленные стандарты предъявили ряд требований к рабочей программе воспитания, которые нужно учитывать, когда будете ее составлять. Например, программа воспитания должна обеспечить создание целостной образовательной среды, которая будет включать урочную и внеурочную деятельность.

Таблица 5. Требования к названиям разделов рабочей программы воспитания


Скачать

Поручите руководителям методобъединений обсудить с учителями новые требования к рабочей программе воспитания. Пусть они разработают положения программы, которые будут отражать способы реализации требований. Так как требований много, можно распределить их равномерно между педагогами методобъединений. По итогам работы коллег организуйте совместное совещание, чтобы обсудить положения и включить их в рабочую программу воспитания.

СПРАВКА

Проект примерной рабочей программы воспитания, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО, можно скачать на сайте институтвоспитания.рф

Как изменить программу воспитания. Скорректировать рабочую программу воспитания старого образца не получится. Требования нового ФГОС содержательно и технически иные. Чтобы сэкономить время на подготовку рабочей программы воспитания, используйте как основу проект примерной программы, которую разработал Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО. В проекте документа уже описаны все разделы программы, где в каждом из них есть способы решения на уровне школы.

Согласно проекту примерной программы воспитания изменения коснулись всех разделов документа. Масштабные изменения произошли в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности. Так, в проекте примерной программы воспитания изменили перечень инвариантных и вариативных модулей. Сравнение модулей рабочих программ воспитания по примерной программе 2020 года и проекту программы 2021 года смотрите в таблице 6.

Таблица 6. Модули в разделе о видах, формах и содержании воспитательной деятельности рабочей программы воспитания


Скачать

ВАЖНО

Календарные планы воспитательной работы обновляйте ежегодно к началу учебного года

Как разработать календарные планы воспитательной работы. По новым ФГОС календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа, но и те, в которых школа принимает участие.

Согласно проекту примерной рабочей программы воспитания календарный план воспитательной работы школа может разработать в свободной форме. Но нужно обязательно указать содержание дел, событий, мероприятий по направлениям воспитательной деятельности, то есть модулям в содержательном разделе. Также нужно отметить классы или группы школьников, которые будут принимать участие в мероприятиях. Еще зафиксировать сроки, в том числе подготовки, и ответственных лиц.

Разработать новые календарные планы с учетом всех изменений и включить в них весь спектр воспитательных мероприятий – трудоемкий процесс. Используйте шаблон календарного плана и рекомендации к вариантам его оформления, которые есть в проекте примерной рабочей программы воспитания. В помощь в разработке планов привлеките рабочую группу педагогов. Предложите рабочей группе выстроить планы по основным направлениям воспитания, по календарным периодам – месяцам, четвертям, триместрам, или в иной форме. Так, коллеги смогут учесть управленческий опыт школы и опереться на прежнюю форму воспитательной программы. Еще педагоги сэкономят время, чтобы внедрить новую форму. Если соберетесь самостоятельно разрабатывать календарные планы воспитательной работы, то используйте готовый план действий. Смотрите шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы, на схеме 3.

Схема 3. Шесть шагов, чтобы составить календарные планы воспитательной работы


Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

11
Ноябрь 2022года
Спецпроект. ФГОС

Что изменить в ООП для перехода на новые ФГОС – организационный раздел

Ирина Николаева, директор МАОУ «Лицей № 1 им. Н.К. Крупской», г. Магадан, член Всероссийского экспертного педагогического совета при Министерстве просвещения
В статье – как написать организационный раздел по новым ФГОС НОО и ФГОС ООО. Узнайте, как разработать учебные планы, планы внеурочной деятельности и календарные учебные графики. А также как составить календарный план воспитательной работы и описать характеристику условий реализации ООП.

До 1 сентября 2022 года школы должны разработать ООП начального и основного общего образования по новым ФГОС. С этого срока обучать детей в 1-х и 5-х классах можно только по обновленным стандартам. Выделите достаточно времени на разработку проектов образовательных программ НОО и ООО, ведь ФГОС-2021 содержат много изменений.

Если вы уже начали разрабатывать проекты новых ООП НОО и ООО, а также описали целевой и содержательный разделы программ, то в марте запланируйте внести изменения в организационный раздел. Так, вы успеете до 1 апреля разработать проект ООП НОО по новым ФГОС. Ведь с этого срока вы начнете принимать детей в 1-е классы, а при приеме родители вправе ознакомиться с программой. С проектом ООП ООО можно не спешить.

Далее в статье читайте, какие изменения произошли в организационном разделе ООП по новым ФГОС. А также узнайте, как составить орграздел в соответствии со стандартами третьего поколения.

СПРАВКА

Проекты примерных ООП по ФГОС-2021 скачайте на сайте edsoo.ru

Структура организационного раздела ООП по обновленным стандартам

Сравните старые и новые ФГОС в части организационного раздела образовательных программ. Проанализируйте изменения в структуре орграздела ООП уровней образования. Элементы, которые должен включать организационный раздел программ по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 1.

Таблица 1. Элементы, которые включает организационный раздел ООП


Скачать

В новых ФГОС разработчики сохранили основные составляющие элементы орграздела, такие как учебный план, план внеурочной деятельности и календарный учебный график. Но данные элементы изменили содержательно.

В обновленных стандартах важное место отводится воспитательному направлению деятельности школы. Поэтому план воспитательной работы представляет отдельный объемный блок в организационном разделе ООП.

Еще одно изменение во ФГОС-2021 связано с описанием условий реализации ООП. Так, стандарт второго поколения представлял систему условий реализации, а новый ФГОС – подробную характеристику и описание. Это связано с изменениями в условиях образования и реализацией нацпроектов, которые направлены на повышение качества образования.

ВАЖНО

Во ФГОС-2021 изменили объем аудиторной нагрузки и структуру предметных областей

Учебные планы по новым ФГОС

В стандартах третьего поколения разработчики изменили объем аудиторной нагрузки школьников и структуру предметных областей. Например, на уровне НОО уменьшили верхнюю границу аудиторной нагрузки и увеличили нижнюю. Еще одно отличие – в новый ФГОС ООО включили пояснения и требования к учебному плану для учеников с ОВЗ. Кроме того, в обновленных стандартах конкретизировали и расширили способы индивидуализации учебного плана. Например, индивидуализировать планы можно по выбору школьников, их родителей, чтобы удовлетворить различные интересы детей, а также потребности в физическом развитии и совершенствовании. 

Планы внеурочной деятельности по стандартам третьего поколения

В новом ФГОС НОО разработчики уменьшили объем внеурочной деятельности за четыре года обучения. Так, было 1350 часов максимум, стало – 1320 часов. На уровне ООО изменений по нагрузке в рамках внеурочной деятельности не произошло. При этом новый ФГОС ООО регламентирует вариативность содержания внеурочной деятельности. Теперь при определении состава, структуры и форм внеурочной деятельности нужно учитывать не только интересы школьников, но и их потребности, а также запросы родителей.

Обновленные ФГОС не указывают обязательные направления внеурочной деятельности, как это было в предыдущих стандартах. Также новые документы не содержат прямого указания, что форма занятий должна отличаться от урочной. Еще во ФГОС-2021 отразили требования к плану внеурочной деятельности по АООП. А также прописали, что для реализации плана можно использовать ресурсы других организаций, то есть сетевое взаимодействие.

  • Нужно ли включать внеурочную деятельность в учебный план?

    Зависит от того, по каким ФГОС обучаете учеников.

    По ФГОС СОО и «старым» ФГОС НОО, ООО должны быть два самостоятельных документа – учебный план и план внеурочной деятельности (п. 16 ФГОС НОО, п. 14 ФГОС ООО, п. 14 ФГОС СОО). При этом их содержание не пересекается. По новым ФГОС НОО и ООО план внеурочной деятельности остается отдельным документом. Однако часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, должна включать в том числе курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО).

Как разработать планы внеурочной деятельности. Проверьте план внеурочной деятельности, который разработали по стандартам второго поколения, на соответствие новым ФГОС. Так, вы сможете внести изменения в уже существующие планы и сэкономите время, чтобы не разрабатывать документы с нуля. Посмотрите фрагмент плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования по новым ФГОС.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Для плана внеурочной деятельности на уровне начального общего образования проверьте, не превышает ли он максимальный объем часов. Также проконтролируйте, включает ли план на уровне основного общего образования вариативность. Еще проанализируйте возможность сетевого взаимодействия в рамках внеурочной деятельности. Если такая возможность есть, то разработайте модели сетевого взаимодействия. Cмотрите четыре шага, которые помогут составить план внеурочной деятельности по стандартам третьего поколения.

1320
максимальное количество

часов внеурочной деятельности за четыре года обучения на уровне НОО по новым ФГОС

Календарные учебные графики по новым ФГОС

Обновленные стандарты устанавливают новый подход к понятию календарного учебного графика. Теперь график определяет плановые перерывы при получении образования для отдыха и иных социальных целей, а не чередование учебной деятельности, как было в старых ФГОС.

Еще стандарт второго поколения предусматривает в графике продолжительность четвертей или триместров, а новый ФГОС – только продолжительность учебного года. Все это повлияет на оформление календарного учебного графика. Подробнее о требованиях новых ФГОС к календарным учебным графикам и разработке документов смотрите в статье>>.

Календарные планы воспитательной работы по обновленным стандартам

Старые ФГОС не предъявляли требований к содержанию календарного плана воспитательной работы, а лишь определяли его наличие. Стандарты третьего поколения регламентируют его состав. Так, по ФГОС-2021 календарный план должен включать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности. При этом в плане нужно отразить не только те мероприятия, которые организует и проводит школа. Также включите в календарный план воспитательной работы мероприятия, в которых школа принимает участие.

Как разработать календарные планы воспитательной работы. Раньше планы воспитательной работы были приложением к ООП. По новым ФГОС систему воспитательной работы регламентирует рабочая программа воспитания школы. Поэтому календарные планы разрабатывайте в соответствии с модулями рабочей программы воспитания. Учитывайте как инвариантные модули, так и вариативные. Структуру календарного плана воспитательной работы закон не устанавливает. Поэтому сами выберите для школы удобный вариант формы плана. Распределить мероприятия в календарном плане воспитательной работы можно по-разному. Первый вариант – по модулям. Второй – по учебным периодам или месяцам. Для удобства разработайте единую форму плана для всех уровней образования.

Календарные планы воспитательной работы можете составить на учебный год или на период обучения. Если планы составляете на период обучения, то дополните и включите в ООП все календарные планы по периодам.

В основу календарного плана положите мероприятия календаря образовательных событий. Такие мероприятия приурочены к государственным и национальным праздникам, памятным датам и событиям российской истории и культуры – это обязательные мероприятия. Также включите события из перечня всероссийских мероприятий, которые реализуют детские и молодежные общественные объединения. Проанализируйте мероприятия и события муниципального и регионального уровня, в которых принимали участие в течение учебного года. Внесите в календарные планы воспитательной работы те из них, которые носили обязательный характер. Так вы избежите нерационального распределения времени при реализации воспитательной работы.

Чтобы план не носил формальный характер, привлеките к его разработке классных руководителей. Например, коллеги смогут предложить разные формы событий и мероприятий. Посмотрите фрагмент календарного плана воспитательной работы на уровне начального общего образования по новым ФГОС.

Инструкция

Кликните на название, чтобы посмотреть фрагмент плана внеурочной деятельности

Характеристика условий реализации ООП по новым ФГОС

Стандарты третьего поколения включили в организационный раздел ООП характеристику и описание условий реализации программы, а старый ФГОС – представлял систему условий. Элементы условий реализации ООП по требованиям стандартов разных поколений, смотрите в таблице 2.

Таблица 2. Элементы условий реализации ООП


Скачать

В старых ФГОС раздел, который посвящен требованиям к условиям реализации ООП, был последним. В стандартах третьего поколения этот раздел не последний. Такое изменение связано с логикой построения ФГОС нового поколения. Новые стандарты завершаются требованиями к результатам освоения основной образовательной программы, а в предыдущей версии начинались требованиями к результатам.

Обновленные стандарты уделяют внимание созданию комфортной развивающей и безопасной образовательной среды по отношению и к ученикам, и к педагогическим работникам. Порядок описания условий изменился – в старых ФГОС условия описывали от кадров, в новых – от материально-технических условий.

В общесистемных требованиях гораздо шире, подробнее и точнее описали условия, которые обеспечивают возможность формирования функциональной грамотности школьников. А также условий, которые гарантируют основы гражданственности учеников, российской гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций, опыта социальной деятельности, в том числе в качестве волонтеров, экологической грамотности, навыков здорового и безопасного для человека и окружающей его среды образа жизни.

Разработчики обновили и актуализировали условия во ФГОС-2021 с учетом реального состояния информационно-образовательной среды, в том числе в условиях цифровизации. Также новые ФГОС определяют требования к материально-техническому обеспечению реализации и адаптированной программы. Еще добавлено описание требований к кабинетам по предметным областям.

ФГОС-2021 делает акцент на роль информационно-образовательной среды в обеспечении реализации ООП. Учебно-методические условия включают характеристики оснащения информационно-библиотечного центра, читального зала, учебных кабинетов и лабораторий, административных помещений. Также речь идет об оснащении сервера и официального сайта школы, внутренней и внешней сетей. Все это направлено на широкий, постоянный и устойчивый доступ для всех участников образовательных отношений к любой информации, которая связана с реализацией программы, достижением планируемых результатов, организацией образовательной деятельности и условиями ее осуществления.

В описании психолого-педагогических условий ФГОС-2021 также есть изменения. Особое внимание уделено профилактическим мероприятиям, дифференциации и индивидуализации, а также формированию информационной культуры. Требования к кадровым условиям реализации ООП, в том числе адаптированной, содержат отсылку к квалификационным требованиям профессионального стандарта. А ключевое требование к финансовым условиям реализации ООП образования – соблюдение в полном объеме государственных гарантий по получению гражданами общедоступного и бесплатного общего образования, а также возможность реализации всех требований и условий, которые предусмотрены ФГОС.

Как разработать характеристику условий реализации ООП. Разработать характеристику условий реализации, опираясь на старый вариант ООП вашей школы, не получится. Так как произошли значительные изменения в данном блоке организационного раздела.

Чтобы разработать характеристику условий для орграздела программ, используйте проекты примерных ООП по ФГОС-2021. Скачайте их с сайта edsoo.ru. Также ориентируйтесь на блоки соответствующих требований в новых стандартах, чтобы описать каждое направление.

Привлеките к разработке характеристики условий коллег, ответственных по направлениям, которые будете описывать. Например, ответственных за МТБ, ИОС, библиотеку, кадры, бухгалтерию. Предложите коллегам проанализировать ресурсы, которые имеет школа, уровень их развития и соответствия требованиям ФГОС. Проконтролируйте, чтобы коллеги, когда будут описывать свои направления, не отступали от пунктов и требований ФГОС уровня образования.

Важно объективно описать условия реализации ФГОС. Так, описание оснащения информационно-библиотечного центра позволит выстроить перспективную модель ее развития укрепления учебно-методических условий. Представление психолого-педагогических условий позволит определить подлежащие развитию направления индивидуализации и дифференциации, выделить в системе работы место профилактическим мероприятиям. Описание кадровых условий позволит выстроить план работы по повышению квалификации педагогов. Изложение финансовых условий позволит структурировать и проанализировать объем финансирования на реализацию ФГОС. Также не забудьте учесть опыт реализации нацпроекта по цифровизации, цель которого развивать информационно-образовательную среду.

Фрагмент характеристики условий реализации ООП

Инструкция

Листайте странички, кликая на стрелочки
справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей