ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2022года
Новости
Изменения в работе

⚡ Опубликовали проекты ФООП

Что изменилось: Минпросвещения разместило на сайте regulation.gov.ru проекты федеральных основных образовательных программ и проекты приказов, чтобы их утвердить. Проекты разработали в соответствии с Порядком разработки и утверждения федеральных ООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 874). Порядок начнет действовать с 13 ноября 2022 года. С этой же даты утратит силу Порядок разработки примерных ООП (приказ Минпросвещения от 30.09.2022 № 876).

Проекты ФООП начального, основного и среднего общего образования, так же как и примерные ООП, состоят из трех разделов: целевого, содержательного и организационного. Каждая ФООП содержит учебно-методическую документацию. Она определяет единые для РФ базовые объем и содержание образования уровней НОО, ООО и СОО, планируемые результаты освоения образовательных программ. Ознакомьтесь с проектами ФООП:

Учебно-методическая документация ФООП включает:

  • федеральные учебные планы;
  • федеральный план внеурочной деятельности;
  • федеральный календарный учебный график;
  • федеральный календарный план воспитательной работы;
  • федеральную рабочую программу воспитания;
  • федеральные рабочие программы учебных предметов;
  • программу формирования УУД;
  • программа коррекционной работы.

Федеральные учебные планы

ФООП всех уровней образования содержат несколько вариантов федеральных учебных планов.

Таблица. Учебные планы по уровням образования

Уровень Название учебного плана
НОО  Учебный план для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная учебная неделя)
 Учебный план для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском или родном языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России
(5-дневная учебная неделя)
 Учебный план для образовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная учебная неделя)
 Учебный план для образовательных организаций, в которых образование ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов РФ (6-дневная учебная неделя)
 Учебный план для образовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке (6-дневная учебная неделя)
ООО  Учебный план для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (5-дневная учебная неделя)
 Учебный план для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из государственных языков республик Российской Федерации и (или) один из языков народов Российской Федерации (5-дневная учебная неделя)
 Учебный план для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке (6-дневная учебная неделя)
 Учебный план для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке с учетом изучения второго иностранного языка (6-дневная учебная неделя)
 Учебный план для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на русском языке, но наряду с ним изучается один из государственных языков республик РФ и (или) один из языков народов РФ (6-дневная учебная неделя)
 Учебный план для общеобразовательных организаций, в которых обучение ведется на родном (нерусском) языке из числа языков народов РФ (6-дневная учебная неделя)
СОО  Учебный план технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики)
 Учебный план технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики)
 Учебный план естественно-научного профи
 Учебный план гуманитарного профиля (с углубленным изучением литературы и обществознания)
 Учебный план гуманитарного профиля (с углубленным изучением литературы и иностранного языка)
 Учебный план гуманитарного профиля (с углубленным изучением литературы и истории)
 Учебный план гуманитарного профиля (с углубленным изучением истории и обществознания)
 Учебный план гуманитарного профиля (с углубленным изучением иностранного языка и истории)
 Учебный план гуманитарного профиля (с углубленным изучением иностранного языка и обществознания)
 Учебный план социально-экономического профиля (с углубленным изучением математики и обществознания)
 Учебный план социально-экономического профиля (с углубленным изучением математики и географии)
 Учебный план универсального профиля
 Учебный план технологического (инженерного) профиля (с углубленным изучением математики и физики) с изучением родных языков
 Учебный план технологического (информационно-технологического) профиля (с углубленным изучением математики и информатики) с изучением родных языков
 Учебный план социально-экономического профиля с изучением родных языков
 Учебный план гуманитарного профиля с изучением родных языков
  Учебный план гуманитарного1 профиля с изучением родных языков

Учебные планы уровней ООО и СОО имеют особенности. В федеральном учебном плане ООО на физическую культуру отводится 2 часа. При этом третий час школа должна реализовать за счет часов внеурочной деятельности или спортивных секций. На уровне СОО учебный план универсального профиля предназначен для старшеклассников, чей выбор предметов для углубленного изучения не подходит под остальные профили. Универсальный профиль позволяет как ограничиться базовым уровнем изучения учебных предметов, так и выбрать предметы для углубленного изучения.

Федеральный план внеурочной деятельности

Проекты ФООП на уровнях НОО и ООО содержат описание направлений федеральных планов внеурочной деятельности. Конкретной формы плана и примерного распределения часов нет. Дополнительно ФООП НОО предлагает перечень курсов внеурочной деятельности по направлениям, описание которых содержит название курсов, формулировку цели и указание формы организации.

Федеральный план внеурочной деятельности на уровне СОО в проекте ФООП модифицируется в соответствии с профилями обучения. Инвариантный компонент плана внеурочной деятельности одинаковый и обязательный для всех профилей. А вариативный компонент прописывается по отдельным профилям. При этом ФООП описывает внеурочную деятельность по полугодиям и каникулярным периодам для 10-х и 11-х классов по профилям.

Федеральный календарный учебный график

Проекты ФООП НОО и ООО не содержат конкретной формы федерального календарного учебного графика, только его описание. В описании указано, что федеральный календарный учебный график реализации ООП школа составляет самостоятельно с учетом требований санитарных правил и мнения участников образовательных отношений. В проекте ФООП СОО нет описания федерального календарного учебного графика.

Федеральная рабочая программа воспитания и федеральный календарный план воспитательной работы

Эти документы в проектах ФООП всех уровней образования соответствуют обновленной примерной рабочей программе воспитания и примерному календарному плану воспитательной работы, который входит в состав примерной рабочей программы воспитания. Федеральный календарный план воспитательной работы содержит перечень основных государственных и народных праздников, памятных дат.

Федеральные рабочие программы учебных предметов

Проекты ФООП содержат федеральные рабочие программы учебных предметов только по нескольким учебным предметам. Для уровня НОО по трем учебным предметам: «Русский язык», «Литературное чтение», «Окружающий мир». Для уровней ООО и СОО – по шести учебным предметам: русский язык, литература, история, обществознание. география, основы безопасности жизнедеятельности.

Программа формирования УУД

Проекты ФООП НОО, ООО и СОО содержат программы формирования УУД у школьников. В программах описали взаимосвязи УУД с содержанием учебных предметов. А также особенности реализации основных направлений и форм учебно-исследовательской деятельности в рамках урочной и внеурочной деятельности.

При этом во ФГОС СОО название программы другое – программа развития УУД, а не формирования. Возможно разработчики допустили опечатку в федеральных ООП или планируют изменения во ФГОС, чтобы сделать названия всех программ единообразными.

Программа коррекционной работы

В проектах программ коррекционной работы дали названия разделов и описали их содержание. При этом редакция журнала предполагает, что программы будут дорабатывать, поскольку информации в документах недостаточно. Например, не хватает рабочих программ коррекционных курсов, как этого требует ФГОС-2021 ООО.


1 Возможно, разработчики допустили опечатку и должен быть универсальный профиль, поскольку в самом плане нет предметов для углубленного изучения. Вернуться в текст>>

Источник: проекты приказов Минпросвещения от 28.10.2022 № 01/02/10-22/00132703, № 01/02/10-22/00132705, № 01/02/10-22/00132706

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК