
Пять направлений ВШК в I четверти, чтобы повысить результаты учеников в этом году
Проверьте, как педагоги организовали текущий контроль, и подведите предварительные итоги I четверти. Акцент сделайте на нововведениях, которые учителя должны реализовать в работе из-за ФГОС-2021. В октябре вы получите первые результаты осенних диагностик, поэтому сможете проанализировать успеваемость школьников в этом направлении. Также уже можно собирать сведения о подготовке выпускников к ГИА и итоговому сочинению, организации проектной и исследовательской деятельности. Еще проверьте, объективно ли педагоги оценивают знания школьников.
По итогам внутришкольного контроля успеваемости учеников в I четверти оформите справку. Зафиксируйте в документе выводы и рекомендации для педагогов. Используйте готовый образец аналитической справки.
Главное в статье СкрытьОбразец справки
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

СПРАВКА
Новые стандарты закрепляют, что у школьников нужно формировать функциональную грамотность (п. 34.2 ФГОС-2021 НОО, п. 35.2 ФГОС-2021 ООО)
Главное в статье СкрытьНаправление 1. Работа по ФГОС-2021
Проверьте, как педагоги реализуют требования новых ФГОС в 1-х и 5-х классах. Если перешли на обновленные стандарты во всех классах уровня НОО и ООО, то проконтролируйте работу учителей, которые преподают в 1–9-х классах. Сделайте акцент на том, как у школьников формируют функциональную и финансовую грамотность. Проанализируйте, есть ли положительный результат в наставнических парах или группах, где наставниками выступают ученики. Также проверьте, как школа организовала внеурочную деятельность по новым ФГОС.
Функциональная грамотность. Проконтролируйте, как учителя следуют годовому плану по формированию функциональной грамотности. Для этого поручите руководителям методобъединений проанализировать рабочие программы по предметам, курсам и модулям. Пусть проверят, включили ли педагоги в документ разделы, темы и дидактические единицы, с помощью которых можно реализовать приемы развития функциональной грамотности.
В начале учебного года запланируйте тематические заседания методобъединений по вопросам формирования функциональной грамотности. После таких заседаний посетите уроки и проконтролируйте, как педагоги развивают этот навык у школьников. Учителя должны использовать на уроках задания метапредметного характера, а также ЭОР и ЦОР. По итогам контроля выявите педагогов, которых нужно направить на курсы повышения квалификации по вопросам развития функциональной грамотности. Еще проверьте, как классные руководители проводят родительские собрания по этой теме.
Лист корректировки программы
Проконтролируйте, как коллеги проводят мероприятия, которые способствуют развитию функциональной грамотности школьников. Например, школьная метапредметная неделя в I четверти. Результаты мероприятий отразите в справке и проанализируйте на заседаниях методобъединений или педсовете.
Финансовая грамотность. Финансовая грамотность – один из компонентов функциональной грамотности. Поэтому можете объединить контроль за формированием этих умений школьников. Учитывайте, что внедрять финансовую грамотность необходимо во все формы образовательной деятельности.
Посетите уроки, внеурочные занятия, классные часы и воспитательные мероприятия, на которых педагоги целенаправленно формируют финансовую грамотность учеников. Проверьте, включают ли коллеги в содержание занятий или мероприятия задания, чтобы развивать это умение школьников.
Проанализируйте оценочные материалы педагогов по предмету, чтобы убедиться, что учителя работают над формированием финансовой грамотности учеников. Если педагоги не подобрали задания на развитие финансовой грамотности, поручите им доработать оценочные материалы и содержание учебного предмета или курса внеурочной деятельности.

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
ВПР-2022: новый инструмент поможет использовать результаты в работе>>
Циклограмма на октябрь: анализ входных и стартовых диагностик, школьный этап ВсОШ и еще 30 дел>>
Программа наставничества. Проконтролируйте работу наставнических пар или групп по модели «Ученик – ученик» или «Студент – ученик». Убедитесь, что наставничество реализуете за пределами учебного времени. Например, в режиме внеурочной деятельности – через классные часы, проектную деятельность, волонтерство, подготовку к разным мероприятиям. Также убедитесь, что участники программы наставничества следуют требованиям, которые школа зафиксировала в локальных актах.
Совместно с классными руководителями и куратором программы проведите беседу с учениками-наставниками. В рамках такой встречи определите цели школьников, расставьте приоритеты и обговорите перспективы, трудности и дефициты, которые могут возникнуть. Поручите классным руководителям или кураторам помочь ученикам-наставникам определить планируемые результаты наставничества и возможные пути, чтобы их достичь.
Скорректируйте деятельность наставнических пар или групп, если выявите затруднения. Для этого проанализируйте промежуточные результаты программы наставничества совместно с классным руководителем и куратором. Еще можете привлечь к этой работе педагога-психолога. Какие управленческие решения принять, чтобы устранить сложности, смотрите на схеме 1.
Схема 1. Управленческие решения по промежуточным итогам программы наставничества
Внеурочная деятельность. Проконтролируйте, чтобы школа организовала внеурочную деятельность по новым методрекомендациям Минпросвещения (письмо от 05.07.2022 № ТВ-1290/03). Ведомство предлагает выбрать ту модель плана внеурочной деятельности, которая соответствует ее специфике и особенностям. Посмотрите модели планов на схеме 2. Также Минпросвещения рекомендует организовать в школе инвариантную часть внеурочной деятельности. Какие виды занятий включить в инвариантную часть, смотрите на схеме 3.
Схема 2. Модели планов внеурочной деятельности по ФГОС-2021
Схема 3. Инвариантная часть внеурочной деятельности по ФГОС-2021

СПРАВКА
Школа должна создавать условия для развития различных форм наставничества (п. 35.2 ФГОС-2021 ООО)
Включите в план ВШК мероприятия, чтобы проконтролировать организацию внеурочной деятельности. Учитывайте модель, по которой ее осуществляете. Также зафиксируйте, как и через какие курсы реализуете инвариантную часть плана. Еще проверьте содержание курсов, если выбрали модель с преобладанием учебно-познавательной деятельности и выделили часы, чтобы углублено изучать предметы.
Проконтролируйте, чтобы рабочие программы курсов внеурочной деятельности соответствовали требованиям ФГОС-2021. Сделайте акцент на том, что структура рабочих программ по новым и старым стандартам различается. Если выявили несоответствия, поручите педагогам исправить ошибки. Составьте справку и отразите в ней рекомендации с вариантами, как скорректировать структуру или содержание рабочих программ.

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
This is a modal window.
Направление 2. Результаты осенних диагностик
К концу I четверти педагоги проведут стартовые и входные диагностики, осенние ВПР-2022, а также Общероссийскую оценку по модели PISA, если ваша школа попала в выборку. Проанализируйте результаты учеников по итогам оценочных процедур и спланируйте работу, чтобы устранить недочеты.

СПРАВКА
Общероссийскую оценку по модели PISA проводят в октябре – ноябре. А в первом квартале года, который следует за годом проведения, разработчики анализируют результаты и готовят отчет (п. 4.4 Методологии, утвержденной приказом Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219)
Стартовая и входная диагностика. Проанализируйте результаты, которые показали школьники по итогам стартовых и входных диагностик. Так вы выявите дефициты в знаниях учеников. Стартовый контроль для первых классов школа обычно организует в форме психологической диагностики и педагогического наблюдения. Поэтому привлеките педагога-психолога, чтобы определить готовность первоклассников к учебе в школе.
На заседании методобъединений или методическом совете спланируйте работу, чтобы устранить пробелы, которые определили в знаниях школьников по результатам диагностик. Зафиксируйте выводы и рекомендации в справке по итогам контроля входных работ. Также отметьте результаты стартовых работ. Еще внесите в план развития ВСОКО на II полугодие тематический контроль по данному направлению.
Осенние ВПР-2022. Проведите внутришкольный анализ результатов осенних проверочных работ. Акцент сделайте на том, как школьники справились с новыми и сложными заданиями ВПР. Опирайтесь на результаты анализа, чтобы выявить затруднения учеников и определить, как их устранить. Поручите педагогам скорректировать рабочие программы по предметам. Пусть включат в уроки задания, которые позволят отработать темы, где школьники ошиблись. Результаты анализа отразите в справке по итогам контроля, а в план развития ВСОКО внесите соответствующий тематический контроль.
Общероссийская оценка по модели PISA. Поручите руководителям ШМО изучить результаты, которые школьники показали на Общероссийской оценке по модели PISA в 2021 году. Итоги ежегодно публикует ФИОКО на своем официальном сайте. Пусть руководители методобъединений познакомят учителей с результатами 2021 года.
Посетите уроки и внеурочные занятия педагогов, чтобы проверить, как коллеги готовят школьников к оценке по модели PISA в 2022 году. Порекомендуйте учителям использовать официальные ресурсы: открытые задания PISA на официальном сайте ФИОКО, банк заданий по оценке функциональной грамотности, которые разработал Институт стратегии образования РАО и другие.
Если осенью 2022 года школа принимает участие в Общероссийской оценке по модели PISA, то к концу первой четверти вы не сможете получить результаты. Ведь ФИОКО, согласно плану, проанализирует результаты только в первом квартале 2023 года (п. 4.4 Методологии, утвержденной приказом Рособрнадзора, Минпросвещения от 06.05.2019 № 590/219). Также у педагогов не будет возможности детально изучить задания, которые школьники выполняют в этом году. Работу ученики выполняют на компьютере, а в школу не направляют критерии оценивания и ключи к заданиям.

СПРАВКА
Три раздела включает закрытый банк тем итогового сочинения – 2022: «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека», «Семья, общество, Отечество в жизни человека» и «Природа и культура в жизни человека»
Направление 3. Подготовка к итоговой аттестации
С сентября учителя начинают готовить выпускников к итоговому сочинению и ГИА. Проверьте, как педагоги учли изменения, которые разработчики внесли в испытания 2022/23 учебного года.
Итоговое сочинение. С 2022/23 учебного года формировать темы итогового сочинения будут по-новому. Для этого подготовят закрытый банк тем итогового сочинения, в который войдут все темы прошлых лет. На сайте ФИПИ найдете названия разделов и подразделов закрытого банка с комментариями, а также образец тем итогового сочинения. Каждый комплект будет содержать 6 возможных тем итогового сочинения – по 2 из каждого раздела. При этом порядок, процедура проведения и критерии оценивания испытания не изменятся.
В течение I четверти посетите уроки русского языка и литературы. Проконтролируйте, как педагоги-словесники перестроили работу по подготовке школьников к итоговому сочинению. Ведь теперь одиннадцатиклассники должны уметь аргументировать свое мнение по любой теме, а не только по определенному направлению.
В конце октября организуйте пробное сочинение. Соблюдайте все требования к организации и процедуре испытания. Для этого подготовьте приказ и назначьте экспертами по проверке работ тех учителей-словесников, которые не преподают в данном классе. Так вы обеспечите объективность результатов пробного итогового сочинения. Поручите руководителю методобъединения словесников обсудить на заседании с учителями результаты школьников. При необходимости, скорректируйте план подготовки к итоговому сочинению – 2022.

СПРАВКА
В учебном плане 10–11-х классов школа должна предусмотреть выполнение учениками индивидуального проекта (п. 18.3.1 ФГОС СОО)
Подготовка к ГИА. Поручите руководителям методобъединений организовать заседание и совместно с педагогами рассмотреть изменения, которые внесли разработчики в КИМ ОГЭ и ЕГЭ 2023 года. Проконтролируйте, чтобы педагоги скорректировали планы подготовки выпускников к экзаменам. Учителя должны учитывать изменения в новых КИМ, а также результаты выпускников прошлого года.
В рамках тематического контроля посетите уроки по предметам, элективные и факультативные курсы. Проверьте, как педагоги включают в занятия материалы, чтобы подготовить школьников к новым заданиям ГИА. Также обратите внимание, какие методы и приемы используют учителя, чтобы повысить качество подготовки выпускников к экзаменам. По итогам контроля внесите изменения в план работы школы на 2022/23 учебный год, если есть необходимость. Также скорректируйте план развития ВСОКО на I полугодие. Например, запланируйте на вторую декаду декабря пробный экзамен по русскому языку, чтобы определить уровень подготовки выпускников к ЕГЭ по предмету.

НА ЗАМЕТКУ
Смотрите видео
This is a modal window.
Направление 4. Проектная и исследовательская деятельность
В октябре проанализируйте в рамках тематического контроля, как выпускники готовят план индивидуального итогового проекта. При необходимости организуйте обучающий семинар для руководителей проектов. Сделайте акцент на подготовке итогового проекта в 9-х классах, если школьники еще не осваивали основы проектной деятельности. В таком случае выделите часы в октябре – ноябре, чтобы выпускники изучили теоретические основы работы над индивидуальным проектом. Например, можете реализовать это за счет часов внеурочной деятельности. Защиту проекта удобно запланировать на март или апрель, ведь в конце года выпускников ждет промежуточная и итоговая аттестация.
Посетите занятия в 9-х и 11-х классах, которые предусмотрели для подготовки школьниками индивидуального проекта. Соотнесите промежуточные результаты, которых достигли ученики, с этапами подготовки работы. Зафиксируйте в справке результаты контроля и поручите классным руководителям донести их до сведения родителей выпускников.

ВАЖНО
Для объективной оценки по итогам учебного периода нужно не меньше трех отметок по предмету, который школьники изучают один раз в неделю. Если предмет осваивают два часа в неделю – не менее пяти отметок
Направление 5. Объективность оценивания
Объективность оценивания знаний школьников включите в план ВШК на протяжении всего учебного года – за месяц до окончания каждой четверти или триместра, полугодия и года. Посетите уроки педагогов, у которых возникают проблемы с объективным оцениванием, а также уроки молодых специалистов. Проверьте, как учитель проводит на уроке текущее оценивание, какие формы и критерии для этого использует. Поручите руководителям методобъединений обсудить на заседаниях вопросы объективного оценивания школьников.
Проверьте, как педагоги ведут классные журналы по предметам. Проконтролируйте накопляемость отметок. Также проанализируйте рабочие программы педагогов, чтобы они не перегружали школьников контрольными и проверочными работами в конце каждого учебного периода. Если обнаружите недочеты, поручите учителям скорректировать рабочие программы.
- Циклограмма на октябрь: анализ входных и стартовых диагностик, школьный этап ВсОШ и еще 30 дел>>
- Три справки и приказ по итогам мониторинга адаптации школьников в I четверти>>
- Как все успеть: пять методов эффективного тайм-менеджмента для замдиректора>>
- Семь правил общения педагога с родителями в соцсетях>>
- Дайджест новостей за месяц. Видео>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Практикум для замдиректора: направления ВШК в I четверти, чтобы повысить результаты учеников в 2022/23 учебном году
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Стартовая и входная диагностика: как проанализировать итоги первых работ года

ЧИТАЙТЕ В НОМЕРЕ
Пять направлений ВШК в I четверти, чтобы повысить результаты учеников в этом году>>
Проанализируйте результаты стартовой и входной диагностики, чтобы оценить результаты, которые показали школьники. Привлеките педагога-психолога, чтобы он подвел итоги по стартовой диагностике первоклассников. Оформите результаты анализа в виде справок. Поручите руководителям методобъединений сделать выводы и подготовить рекомендации для учителей. Еще внесите изменения в план-график мониторинга предметных результатов. Так вы сможете скорректировать процесс обучения и повысить успеваемость школьников. А чтобы закрепить выводы и рекомендации из аналитических справок, подготовьте приказы.

СПРАВКА
Зачтите результаты ВПР и Общероссийской оценки по модели PISA в качестве входной и стартовой диагностики в 5–9-х классах. Так вы не перегрузите учеников контрольными работами в I четверти
Подведите итоги стартовой диагностики
Стартовую диагностику в 5-х и 10-х классах проанализируйте самостоятельно или поручите это руководителям методобъединений. А к анализу стартовой диагностики первоклассников привлеките педагога-психолога. Результаты удобнее зафиксировать в трех отдельных справках по каждой параллели классов.
Стартовая диагностика в 1-х классах. Изучите справку педагога-психолога, чтобы проанализировать результаты стартовой диагностики в 1-х классах. Сделайте выводы о готовности первоклассников перейти от игрового к образовательному процессу. Поручите педагогу-психологу подготовить рекомендации для классных руководителей по вопросам адаптации учеников 1-х классов. Пусть опирается на выводы, которые он отразил в справке. Образец аналитической справки по результатам стартовой диагностики в 1-х классах смотрите ниже. Предложите педагогу-психологу готовый образец документа.
Стартовая диагностика в 5-х и 10-х классах. Оцените предметные результаты, которые показали школьники, чтобы проанализировать результаты стартовой диагностики в 5-х и 10-х классах. Сделайте выводы о том, готовы ли ученики обучаться на новом уровне образования. Отразите результаты анализа в аналитических справках. Посмотрите образец справки по итогам стартовой диагностики в 5-х и 10-х классах.
Главное в статье СкрытьОбразцы аналитических справок по итогам стартовых диагностических работ
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите образец справки.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Аналитическая справка по итогам входной диагностики▼
Аналитическая справка по итогам входной диагностики учеников второгодников▼
Главное в статье СкрытьПроанализируйте результаты входной диагностики
Оцените предметные результаты, чтобы проанализировать результаты входного контроля. Сопоставьте, как ученики справились с заданиями за предыдущий и текущий учебные годы. Так вы сделаете вывод, улучшилось ли качество результатов школьников. Подготовьте две аналитические справки. В первой отразите итоги входной диагностики по всем классам. Во второй отдельно зафиксируйте, какие результаты показали ученики-второгодники. Оба образца аналитических справок скачайте справа на полях.
Поручите подготовить рекомендации
Поручите руководителям методобъединений разработать рекомендации для педагогов-предметников. Пусть руководители методобъединений опираются на выводы, которые вы зафиксировали в справках по результатам стартовой и входной диагностики. В рекомендациях нужно указать в том числе и проблемные по итогам диагностики темы. Так педагоги смогут скорректировать план повторения и уделить внимание тем темам, которые ученики усвоили в недостаточной степени.

ВАЖНО
Поручите педагогу-психологу составить список учеников группы риска, которых выявили по результатам стартовой и входной диагностики
Скорректируйте план-график мониторинга
По итогам анализа работ запланируйте мероприятия, чтобы повысить образовательные результаты учеников. Можете провести их в рамках ВСОКО. Для этого нужно включить мероприятия в план-график мониторинга образовательных результатов. Например, в конце I четверти запланируйте срезовые контрольные работы, в которые педагоги повторно включат сложные задания из диагностик. Но не перегружайте школьников проверочными работами (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01). Например, можете объединить несколько предметов в одной оценочной процедуре. Посмотрите образец скорректированного плана-графика.
Главное в статье СкрытьОбразец плана-графика мониторинга предметных результатов
Инструкция
Заполнить – кликните, чтобы раскрыть документ полностью и начать работу над ним
Отредактируйте текст документа
– удалите строку из плана
– добавьте строку в план
Печать – распечатайте план работы
Подготовьте приказы
Разработайте приказы по результатам стартовой и входной диагностики. В документ включите общие выводы и рекомендации из аналитической справки. Посмотрите готовые образцы приказов по итогам стартовой и входной диагностики.
Главное в статье СкрытьОбразцы приказов по итогам диагностических работ
Инструкция
1. Кликните на кнопку и выберите образец приказа.
2. Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- ВПР-2022: новый инструмент поможет использовать результаты в работе>>
- Тематический педсовет по адаптации: как организовать и провести>>
- Как выявить буллинг в классе. Практикум для замдиректора>>
- Что включить в план мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков>>
- Документы–2022: направления контроля работы педагогов>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ: