
Учебные планы по ФГОС: семь подсказок и сервис

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1. Три приказа, чтобы выдать аттестаты в 2022 году>>
2. Как составить пояснительную записку к учебному плану>>
3. Организация гражданско-патриотического воспитания в школе>>
К 1 сентября вам нужно разработать учебные планы в двух вариантах – по старому и новому ФГОС. И так для двух уровней общего образования – начального и основного. Школьники 1-х и 5-х классов будут учиться по ФГОС-2021. При этом ученики 2–4-х и 6–9-х классов продолжат свое обучение по ФГОС второго поколения, если в вашем регионе не приняли другое решение. Только на уровне СОО все по прежнему – школьники 10–11-х классов продолжат обучение по ФГОС второго поколения. Поэтому вам придется составить не меньше пяти учебных планов до начала нового учебного года.
Включите в учебный план минимум два компонента: сетку часов и формы промежуточной аттестации. В некоторых регионах рекомендуют составить пояснительную записку к учебному плану. Разрабатывать ее не обязательно, но пояснительная записка поможет понять особенности учебного плана педагогам, родителям и проверяющим. Подробнее о том, как составить пояснительную записку к учебному плану, читайте в статье>>.

СПРАВКА
Учебный план входит в состав ООП, поэтому утвердите его вместе с основной программой. Сделайте это до 1 сентября
Главное в статье СкрытьПодсказка 1. Включить все обязательные предметы
В обязательную часть учебного плана включите предметы, которые будут изучать все ученики параллели. Обязательные предметы должны входить и в индивидуальные учебные планы (п. 7 Порядка, утв. приказом Минпросвещения от 22.03.2021 № 115). Предметы выберите из каждой обязательной предметной области. ФГОС устанавливают, какие предметные области и предметы надо обязательно включить в учебные планы (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО).
В обязательной части учебного плана СОО укажите предметы, которые будут общими для всех профилей. Еще включите предметы, которые отражают специфику профиля. Также определите, какие предметы ученики изучат на базовом уровне, а какие – углубленно.
Главное в статье СкрытьКак во ФГОС-2021. Список обязательных предметов отличается в разных поколениях стандартов. Например, по требованиям ФГОС-2021 второй иностранный язык нужно включить в учебный план ООО в том случае, если родители написали заявление и у школы есть ресурсы. А согласно ФГОС второго поколения второй иностранный – это обязательный предмет в учебном плане ООО. Используйте памятки, чтобы проверить, все ли обязательные предметные области, предметы, курсы и модули вы включили в учебные планы по старым и новым ФГОС.
Главное в статье СкрытьПамятки для замдиректора
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть его в полном размере и скачать. Чтобы выбрать следующий документ, нажмите на тот, который открыли, и вернитесь к списку
Какие есть требования к учебным планам
Старые и новые ФГОС не устанавливают структуру учебного плана, но указывают, что он должен содержать две части – обязательную и формируемую. ФГОС определяют соотношение частей, содержат список предметных областей, учебных предметов, курсов и модулей. Стандарты закрепляют минимальное и максимальное количество часов учебных занятий по уровням образования. А Закон об образовании устанавливает, что в учебном плане надо указать формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Подсказка 2. Указать названия предметов по ФГОС
Все предметы в учебном плане называйте в строгом соответствии со ФГОС. Если вы укажете предмет «Физкультура» вместо «Физическая культура», школе могут вынести замечание при проверке.
В учебные планы можно включить дополнительные учебные предметы или курсы по выбору школьников. Например, на уровне СОО можно включить «Искусство», «Психология», «Технология», «Дизайн», «История родного края», «Экология моего края». Так вы сможете учесть запросы родителей и удовлетворить разные интересы учеников. Но не называйте доппредметы и курсы по выбору так же, как назвали в учебном плане обязательные предметы по ФГОС.
Как во ФГОС-2021. В новых стандартах изменили названия учебных предметов и предметных областей, ввели понятия «учебные курсы» и «учебные модули». Еще разработчики ФГОС-2021 объединили некоторые предметы в один. Посмотрите шпаргалку с названиями предметов и предметных областей, которые различаются в старых и новых ФГОС. Так вы не допустите ошибок, когда будете разрабатывать учебные планы по стандартам второго и третьего поколения для одного уровня образования.

К СВЕДЕНИЮ
Сколько учебных планов может быть в школе в 2022/23 учебном году
Минимум пять учебных планов, если только 1-е и 5-е классы перешли на обучение по ФГОС-2021 и при этом школа реализует все уровни ООП. Но учебных планов может быть больше. Ведь учебный план школа готовит в рамках работы над ООП (п. 9 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). А ООП уровня образования может включать один или несколько учебных планов, в том числе индивидуальных. Поэтому в школе одновременно могут быть, например:
– учебный план для уровня НОО по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286;
– учебный план для уровня НОО по ФГОС НОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373;
– учебный план для уровня ООО по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287;
– учебный план для уровня ООО по ФГОС ООО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897;
– учебный план для уровня СОО по ФГОС СОО, утвержденному приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413;
– индивидуальные учебные планы.

ВАЖНО
Не называйте курсы по выбору так же, как назвали предметы в учебном плане. Проверяющие не смогут различить, где предмет, а где курс по выбору, и решат, что вы нарушили соотношение частей ООП
Подсказка 3. Составить формируемую часть учебного плана
Используйте часы формируемой части на дополнительные учебные предметы – чтобы увеличить часы обязательных учебных предметов или ввести учебные предметы, которые не вошли в обязательную часть. Ученики вправе выбрать курсы по выбору: элективные и факультативные курсы. Они отличаются тем, что элективные курсы обязательны для изучения, а факультативные – нет.
На уровне СОО включите в учебный план не меньше одного часа в неделю на индивидуальный проект. Запланируйте проект на один или два года.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений, – это часть учебного плана, которую школа формирует по запросам учеников и родителей. Такая часть учебного плана нужна, чтобы ученики могли углубленно изучить отдельные обязательные учебные предметы и удовлетворить свои интересы, в том числе этнокультурные. Еще в формируемой части учебного плана можно отразить специфику школы или региона. Чтобы составить такую часть, предложите перечень предметов, а также проведите опрос среди школьников и их родителей.
Как во ФГОС-2021. В новых стандартах отмечено, что формируемая часть учебного плана включает еще и курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО). Однако в примерных ООП в сетке часов учебного плана такие курсы не указаны. Смотрите шпаргалку с требованиями старых и новых ФГОС к формируемой части учебного плана.
Чтобы соблюсти требования ФГОС-2021, в формируемой части сетки учебного плана предлагаем выделить курсы внеурочной деятельности отдельно от учебных. При этом отдельный план внеурочной деятельности останется обязательным компонентом ООП. В нем вы фиксируете формы и объем всей внеурочной деятельности на уровне образования: курсов, кружков, клубов, секций и др. Посмотрите пример, как можно прописать курсы внеурочной деятельности в сетке учебного плана.
Пример. Курсы внеурочной деятельности в сетке часов учебного плана
Инструкция
Нажмите Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте текст
(Ctrl + V)
Подсказка 4. Выдержать соотношение частей программы
Убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы соответствует ФГОС (п. 15 ФГОС НОО, п. 25 ФГОС-2021 НОО, п. 15 ФГОС ООО, п. 26 ФГОС-2021 ООО, п. 15 ФГОС СОО). Посмотрите верное соотношение частей ООП по уровням образования на рисунке ниже.
Соотношение обязательной и формируемой частей ООП
Чтобы рассчитать соотношение частей ООП, посчитайте количество часов обязательной части учебного плана. Потом суммируйте количество часов из части, формируемой участниками образовательных отношений, и часов внеурочной деятельности. Проверьте соотношение частей. Смотрите пример расчета ниже.
Учебные предметы, которые «не поместились» в обязательную часть, не включайте в формируемую. Там могут быть предметы, курсы и модули по выбору школьников и их родителей. Еще в формируемую часть можно включить предметы, курсы и модули, которые дополняют и углубляют содержание обязательных предметов.
ПРИМЕР. Расчет соотношения частей ООП по ФГОС второго поколения
Как во ФГОС-2021. Рассчитывайте соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы так же, как и для стандартов второго поколения. Помните, что при расчете нужно учитывать урочные и внеурочные занятия.
Подсказка 5. Включить формы промежуточной аттестации
Учебный план по каждому уровню образования должен содержать формы промежуточной аттестации (п. 22 ст. 2, ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом конкретных требований к оформлению в законе нет. Поэтому школа сама может решить, как включить формы промежуточной аттестации в учебный план. Первый вариант – описать формы в пояснительной записке. Второй вариант – отразить формы в сетке часов учебного плана.
Когда планируете формы промежуточной аттестации, ориентируйтесь на два документа. Первый – положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Второй – содержание целевого раздела ООП о системе оценки достижения планируемых результатов освоения программы.
Как во ФГОС-2021. Стандарты второго и третьего поколения не устанавливают, как школа должна оформить в учебном плане формы промежуточной аттестации. Формы установите в соответствии с локальными актами. Также учитывайте рекомендации ведомств, чтобы сформировать график оценочных процедур (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01).

К СВЕДЕНИЮ
Способы избежать ситуации, когда предметы «не поместились» в обязательную часть учебного плана
1-й способ. Начинайте составлять учебные планы с обязательной части. Если необходимо, реализуйте углубленное изучение обязательных предметов за счет формируемой части. При этом обязательно опишите это в пояснительной записке.
2-й способ. Используйте готовый примерный федеральный или региональный учебный план.
Подсказка 6. Соблюсти аудиторную нагрузку
Проверьте, чтобы в сетке часов указали общее количество часов аудиторной нагрузки за каждый учебный год. Суммируйте общую нагрузку за все годы обучения на уровне и сравните цифру с той, которая указана во ФГОС (п. 19.3 ФГОС НОО, п. 32.1 ФГОС-2021 НОО, п. 18.3.1 ФГОС ООО, п. 33.1 ФГОС-2021 ООО, п. 18.3.1 ФГОС СОО). Общий объем не должен выходить за минимальную и максимальную границу, которую устанавливают ФГОС.
Отдельно проконтролируйте, чтобы максимальная недельная нагрузка учеников соответствовала санитарным требованиям (п. 3.4.16 СП 2.4.3648-20, таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21). Она должна включать часы обязательной и формируемой частей учебного плана. Посмотрите санитарные нормы по объему аудиторной нагрузки на школьников в таблице. При этом учитывайте, что на внеурочную деятельность выделили еще до 10 часов в неделю в каждом классе (таблица 6.6 СанПиН 1.2.3685-21).
Таблица. Образовательная недельная нагрузка

ВАЖНО
Максимальная нагрузка – это верхняя граница, за которую нельзя выходить. Но вы не обязаны в учебном плане использовать ее полностью
Как во ФГОС-2021. В новых стандартах изменился объем аудиторной нагрузки школьников. Стала меньше верхняя граница аудиторной нагрузки на уровнях НОО и ООО, а также нижняя граница на уровне ООО. Нижняя граница аудиторной нагрузки на уровне НОО, наоборот, возросла. Поэтому подсчитывайте в учебном плане количество занятий не только за год, но и по уровню образования в целом. Так вы избежите ошибок, когда будете составлять учебные планы на следующий год. Подробнее об изменениях нагрузки в старых и новых ФГОС смотрите в шпаргалке.
Подсказка 7. Предусмотреть профили на уровне СОО
Включите в основную образовательную программу среднего общего образования учебные планы профилей (п. 18.3.1 ФГОС СОО). ООП может включать как один, так и несколько учебных планов. Всего профилей по ФГОС СОО пять: универсальный, естественно-научный, гуманитарный, технологический и социально-экономический. Но вводить все пять профилей не обязательно.
Количество предметов. В учебные планы СОО каждого профиля вы должны включить минимум 11 предметов. Обязательно внесите хотя бы по одному предмету из каждой предметной области (п. 18.3.1 ФГОС СОО). Например, проверьте, что включили в учебный план хотя бы один предмет из предметной области «Родной язык и родная литература».

ВАЖНО
Учитывайте позицию региона по переходу на новые ФГОС – только в 1-х и 5-х классах или во всех классах на уровнях НОО и ООО. От этого зависит количество учебных планов, которые нужно разработать
Обязательные предметы. Вне зависимости от профиля обучения включите во все учебные планы восемь предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, история или Россия в мире, физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, астрономия. Обязательно дополните учебный план индивидуальным проектом. Распределите часы для реализации индивидуального проекта либо на один из классов – 10-й или 11-й, либо на два года обучения.
Углубленные предметы. Во всех профилях, кроме универсального, организуйте изучение не менее трех предметов на углубленном уровне. Это те предметы, которые входят в соответствующую или смежную профилю предметную область. Смотрите шпаргалку с особенностями каждого профиля: какие предметы из каких предметных областей нужно изучать на углубленном уровне.

К СВЕДЕНИЮ
Можно ли создать на уровне СОО классы спортивного профиля
Закон четко предписывает разрабатывать образовательные программы по ФГОС. Но во ФГОС СОО нет спортивного профиля, а также нет углубленного уровня для физкультуры и ОБЖ. Чтобы избежать нарушений, вы можете включить в программу учебный план универсального профиля вместо спортивного. Предусмотрите в учебном плане изучение на базовом уровне физической культуры и ОБЖ, но при этом выделите для этих дисциплин больше учебных часов. Включите элективные и факультативные курсы, которые расширят содержание этих предметов. Также в рабочих программах других предметов предусмотрите темы физкультурно-спортивной направленности. Например, в программах по литературе, иностранному языку, истории, биологии, ОБЖ.
Главное в статье СкрытьСервис, чтобы составить учебные планы по ФГОС
Инструкция
1. Выберите уровень общего образования и количество учебных дней в неделе.
2. Выберите версию образовательных стандартов для уровней НОО и ООО. А для уровня СОО – профиль. Укажите для каждого класса планируемое количество учебных недель в учебном году. Нажмите на кнопку «Расчет учебного плана».
3. Далее скорректируйте количество часов в неделю по предметам обязательной и формируемой части учебного плана. Также можете скорректировать названия предметов, курсов или модулей.
4. Нажмите на кнопку «Примечание», чтобы проверить достаточно ли часов в учебном плане, который вы разработали. Здесь же укажите количество часов в плане внеурочной деятельности на уровне образования, и убедитесь, что соотношение обязательной и формируемой частей программы соответствует ФГОС.
5. В конце нажмите на кнопку «Загрузить план». Файл автоматически сохранится на вашем компьютере.
Если сервис работает с задержкой, закройте все другие вкладки в браузере, пока не закончите работать с сервисом и не выгрузите нужный файл. Файл, который вы получите, можно редактировать
САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ В ЭТОМ НОМЕРЕ:
- Спецпроект. Переход на новые ФГОС НОО и ООО>>
- Программа наставничества: как подготовить участников к реализации>>
- Медиация в школе: как педагогу вести себя в сложных ситуациях. 12 кейсов для консультации>>
- Работа с электронными средствами обучения по требованиям СП и СанПиН. Практикум для замдиректора>>
- Анкеты, чтобы спланировать работу по гражданско-патриотическому воспитанию>>
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Практикум для замдиректора: как разработать учебные планы по ФГОС – 2022/23
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Как составить пояснительную записку к учебному плану
Аудиоверсия статьи

Для вашего удобства мы создали и аудиоверсию этой статьи. Вы можете слушать ее, если нет времени на чтение
Пояснительная записка к учебному плану – это краткое описание, в котором школа разъясняет, по какому принципу распределила часы федерального примерного учебного плана. Так, пояснительная записка отражает специфику учебного плана каждой школы. Когда будете составлять пояснительную записку, можно опираться на разделы 3.1 ПООП уровней образования, которые одобрили федеральные учебно-методические объединения. Еще необходимо учитывать рекомендации по разработке документа, которые установили в вашем регионе. Посмотрите на схеме 1 подсказки, чтобы учесть региональные требования и особенности при разработке пояснительной записки к учебному плану.
Схема 1. Какие региональные требования учесть в пояснительной записке
ФГОС второго и третьего поколений не требуют, чтобы школа разработала пояснительную записку к учебному плану. Но лучше ее подготовить, чтобы снять лишние вопросы со стороны педагогов, родителей и проверяющих. Ведь учебный план содержит информацию о распределении учебной нагрузки педагогов. А пояснительная записка поможет ответить на вопросы, которые могут возникнуть у учителей. У родителей же будет возможность ознакомиться с документом на официальном сайте школы (подп. «б» п. 3.4 Требований, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).
Схема 2. Что включить в нормативно-правовое обеспечение учебного плана
Скачать
Правовое обеспечение. Укажите нормативные документы, на основании которых разработали учебный план и внесли изменения в него. Закрепите нормативные акты федерального, регионального, муниципального и школьного уровней. Какие пункты нужно включить в нормативно-правовое обеспечение пояснительной записки учебного плана, посмотрите на схеме 2 справа.
Задачи учебного плана. Опишите задачи, которые решает учебный план. Используйте формулировки из пояснительной записки к примерным учебным планам в ПООП уровней образования. Примерные образовательные программы найдете на fgosreestr.ru.
Части образовательной программы. Отметьте соотношение обязательной и формируемой частей образовательной программы. Для этого опирайтесь на требования ФГОС. Например, на уровне ООО нужно выдержать соотношение 70 на 30 процентов (п. 15 ФГОС ООО, п. 26 ФГОС-2021 ООО). Также отразите в числах процентное соотношение частей программы.
Для учебных планов начального и основного общего образования по ФГОС третьего поколения объясните выбор предметов, которые предусматривают альтернативные варианты. Например, родной и иностранные языки, родная литература или литературное чтение на родном языке, ОРКСЭ или ОДНКНР. Также укажите условия, на основании которых будете делить классы на группы, если планируете это сделать.
Часы формируемой части. Отразите изменения, если вносили корректировки в учебный план, чтобы выделить часы из формируемой части на предметы обязательной части. Объясните, с какой целью это сделали. Такие сведения можно оформить в виде таблицы.

ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧИТАЙТЕ
В НОМЕРЕ
1.
Учебные планы по ФГОС: семь подсказок и сервис>>
2. Как обновить положение о текущем контроле и промежуточной аттестации по ФГОС-2021>>
3. Медиация в школе: как педагогу вести себя в сложных ситуациях. 12 кейсов для консультации>>
Региональный компонент. Укажите, в каком объеме и каким образом школа реализует региональный компонент образования. Требования, чтобы выделить отдельные часы для регионального компонента или интегрировать курсы с ним в учебные предметы, содержит региональный учебный план.
Требования к учебной нагрузке. Подтвердите, что максимальная нагрузка на школьников соответствует санитарным требованиям (СП 2.4.3648-20, СанПиН 1.2.3685-21). При этом учитывайте, какой вариант учебной недели выбрали, чтобы реализовать учебный план – 5-дневный или 6-дневный.
Промежуточная аттестация. В учебном плане вы указываете формы промежуточной аттестации по предметам, курсам или модулям (ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). При этом конкретных требований к оформлению в законе нет. Поэтому самостоятельно решите, как включить формы промежуточной аттестации в учебный план. Например, опишите формы в пояснительной записке.
Когда планируете формы промежуточной аттестации, ориентируйтесь на два документа. Первый – положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Второй – содержание раздела ООП «Система оценки достижения учащимися планируемых результатов освоения ООП общего образования». Еще учитывайте методрекомендации ведомств, чтобы сформировать график оценочных процедур (письмо Минпросвещения, Рособрнадзора от 06.08.2021 № СК-228/03, 01-169/08-01).
Внеурочная деятельность. В учебных планах по ФГОС второго поколения вы указываете только урочные занятия. Не включайте в них часы внеурочной деятельности – их вы должны отразить в планах внеурочной деятельности. Поэтому в пояснительной записке к учебному плану не нужно описывать часы, которые отводите на внеурочку.
По ФГОС-2021 в учебный план можно вносить часы, которые школа отводит на внеурочную деятельность. Если включили учебные курсы внеурочной деятельности в учебный план, напишите об этом в пояснительной записке. Отметьте место внеурочной деятельности в образовательном процессе и в учебном плане. Укажите, что в учебном плане отмечаете только учебные курсы внеурочной деятельности (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Опишите, каким образом распределили часы внеурочной деятельности. Это позволит проследить, как школа обеспечила связь основного и дополнительного образования. Отметьте, что формы организации и объем всей внеурочной деятельности уровня образования отразите в плане внеурочной деятельности.
Обеспечение учебного плана. Зафиксируйте, что у школы есть все условия, чтобы реализовать учебный план. Для этого охарактеризуйте кадровые, материально-технические и финансовые условия.
Образец пояснительной записки к учебному плану
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ