Как помочь ученикам-беженцам адаптироваться в новых условиях
Объясните педагогам, что дети с территорий ДНР и ЛНР оказались в трудной жизненной ситуации. Чтобы им помочь, Минпросвещения в письме с методическими рекомендациями советует школе взять на себя три функции (письмо от 24.02.2022 № 03–226). Первая функция – образовательная, в рамках которой школе рекомендуют организовать и провести консультации для родителей. Вторая – психологическая, которая подразумевает организацию работы с ребенком и его семьей. И третья функция – посредническая. Чтобы реализовать ее, школам следует проинформировать смежных специалистов, организовать и скоординировать их деятельность, а также установить связи и партнерские отношения между семьей и школой.
Провести консультации для родителей
Организуйте встречу с родителями школьников с территорий ДНР и ЛНР. Расскажите им о школе, условиях обучения, объясните права и обязанности. Объясните, что делать, если ребенку нужны специальные условия обучения, помогите пройти ПМПК при необходимости. Подскажите, к кому обращаться с вопросами по поводу обучения ребенка. Чтобы проинформировать родителей об условиях обучения детей, раздайте им памятки.
Памятка для родителей
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Организовать работу с ребенком и семьей
Проконтролируйте, чтобы классный руководитель изучил образовательные потребности и интересы ученика, помог адаптироваться в школе и классе, объяснил правила пользования библиотекой, ЭОР и ЦОР. Проследите, чтобы классный руководитель рассказал новому ученику о возможностях внеурочной деятельности, помог записаться в кружки и секции.
Поручите классному руководителю включить в план работы воспитательные события для сплочения коллектива. Пусть он включит мероприятия, которые помогут ребятам правильно выстроить отношения в классе, научит принимать друг друга и окружающих людей такими, какие они есть: со своими взглядами, обычаями, привычками, наклонностями. Это может быть классный час, коллективное-творческое дело или совместный социальный проект. Посмотрите пример с фрагментом плана воспитательной работы и предложите его классному руководителю.
Пример плана
Инструкция
Кликните Копировать внизу фрагмента, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Еще предложите классным руководителям готовый сценарий классного часа. Он направлен на формирование культуры межличностного взаимодействия школьников.
Готовый сценарий классного часа
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Привлечь смежных специалистов
Чтобы обеспечить комплексную психолого-педагогическую поддержку учеников с территорий ДНР и ЛНР, организуйте совместную работу специалистов социально-психологической службы. Пусть педагог-психолог проведет в классах, где учатся дети с территорий ДНР и ЛНР, тренинги толерантности, позитивного взаимодействия и социокультурной адаптации.
Проконтролируйте, чтобы педагог-психолог запланировал и индивидуальную работу с детьми беженцев и его семьей. Организуйте консультации психолога для таких учеников. Пусть он поможет справиться со стрессом, преодолеть последствия травматических событий, научит способам саморегуляции.
Предложите психологическую поддержку родителям детей с территорий ДНР и ЛНР. Пусть специалисты расскажут им о психическом и психологическом состоянии детей, объяснят, как помочь адаптироваться в школе. Пусть педагог-психолог предложит родителям памятки по психологической поддержке детей, которые прибывают с территорий ДНР и ЛНР. Раздайте памятку специалистам.
Памятка по психологической поддержке детей
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки справа и слева. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Образец приказа
Скачать
Чтобы организовать работу смежных специалистов создайте консультативный пункт по вопросам обучения и социальной адаптации детей, которые прибывают с территорий ДНР и ЛНР. Разработайте и утвердите приказом положение, состав сотрудников и план работы. Возьмите готовый образец приказа справа.
Поручите классным руководителям проинформировать учеников-беженцев и их родителей о режиме работы специалистов. Пусть они познакомят детей и родителей с планом работы и помогут записаться на консультацию. Разместите положение, план и график работы консультативного пункта на информационном стенде и школьном сайте.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Как зачислить в школу детей беженцев
Минпросвещения направило в школы методические рекомендации, как организовать обучение и психологическую поддержку детей, которые прибывают с территорий Донецкой и Луганской народных республик (письмо от 24.02.2022 № 03–226). Ознакомьтесь с рекомендациями перед тем, как начнете оформлять детей-беженцев.
В письме ведомство напомнило, что по российским законам беженцы, иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального, основного и среднего общего образования. Поэтому школы обязаны принять детей, которые прибывают с территории ДНР и ЛНР, в общем порядке. Отказать в приеме школа вправе только при отсутствии свободных мест.

ВАЖНО
Поле того как определите уровень образования и класс, подготовьте приказ о зачислении ребенка в школу. Оформите документ в течение пяти рабочих дней после приема всех необходимых документов (п. 31 Порядка приема, утвержденного приказом Минпросвещения от 02.09.2020 № 458)
Как и в какой класс зачислить учеников
Минпросвещения рекомендовало школам принимать учеников с территории ДНР и ЛНР в тот же класс, где они учились. Уровни общего образования и перечни учебных предметов в ДНР и ЛНР в целом совпадают с российскими. Исключения – астрономия и ОБЖ на уровне среднего общего образования в ЛНР. Основная разница в том, что астрономия по законодательству ЛНР – это необязательный предмет. А вместо ОБЖ у школьников был обязательным другой учебный предмет – «Начальная военная подготовка».
Когда будете зачислять детей, прибывших из ДНР и ЛНР, учитывайте особенности ситуации. Их может быть две. Первая – когда на руках у беженцев есть документы. Вторая – когда нет никаких данных из личного дела ребенка.
Как зачислить ребенка-беженца на основании данных из личного дела
Вы можете определить, в какой класс зачислить ребенка, на основании отметок в его личном деле. Это могут быть справка или другой документ с годовыми отметками.
Образец положения о зачете результатов учеников
Скачать
В школах ДНР и ЛНР действует пятибалльная система оценивания. Вам не придется переводить их, если вы в школе используете такую же систему. Если в школе для текущего контроля и промежуточной аттестации установили другую система оценивания, переведите в нее отметки самостоятельно и занесите в личное дело школьника.
Руководствуйтесь приказами ведомств и школьным локальным актом, которые определяют порядок зачета результатов учеников (приказ Минобрнауки, Минпросвещения от 30.07.2020 № № 845, 369). Посмотрите справа готовый образец положения о зачете результатов учеников.
Сравните перечни учебных предметов, которые ученик освоил на уровне образования. Они должны совпадать. Особенно это важно для учеников выпускных классов. Вы не сможете выдать аттестат школьнику, который не освоил образовательную программу полностью.
Например, старшеклассник из ЛНР не изучал астрономию, потому, что это было не обязательно. Предложите ему освоить предмет ускоренно (п. 3 ч. 1 ст. 34 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Составьте для него индивидуальный учебный план, определите и согласуйте с родителями форму освоения предмета и срок промежуточной аттестации. Оцените результаты освоения и зафиксируйте отметку в журнале. Убедитесь, что в школе есть локальный акт, который регламентирует ускоренное обучение по ИУП. Например, порядок обучения по индивидуальному учебному плану, в том числе при ускоренном обучении.
Вы можете столкнуться с тем, что названия учебных предметов не совпадут. Так, у школьников из ЛНР вместо ОБЖ был обязательным другой учебный предмет – «Начальная военная подготовка». В этом случае педсовет может принять решение и зачесть оценку по начальной военной подготовке как оценку по ОБЖ.
Как зачислить ребенка-беженца на основании промежуточной аттестации
Возможны ситуации, когда родители-беженцы не могут предоставить официальные документы с прежнего места учебы ребенка. В этом случае, чтобы определить класс обучения, с согласия родителей или совершеннолетнего ученика школа проводит промежуточную аттестацию (ч. 1 ст. 58 Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ).
Учебные предметы для промежуточной аттестации и ее формы школа определяет самостоятельно с учетом конкретных жизненных ситуаций детей. Например, промежуточную аттестацию можно провести в форме проверочных работ, собеседования, теста и других.
В качестве промежуточной аттестации можете зачесть результаты ВПР, чтобы избежать чрезмерной нагрузки на школьников. Дети с территорий ДНР и ЛНР примут участие в ВПР наравне с российскими учениками.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Минпросвещения разъяснило, как организовать обучение детей, прибывающих с территорий ДНР и ЛНР
Минпросвещения напомнило, что по российским законам беженцы, иностранные граждане и лица без гражданства обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение начального, основного и среднего общего образования. Поэтому школы обязаны принять детей, прибывающих с территории ДНР и ЛНР, в общем порядке.
Рекомендовано создать условия для обучения детей с территорий ДНР и ЛНР, организовать освоение программ соответствующего уровня, включая преподавание русского языка как неродного, обеспечить возможность пройти ГИА и получить документ об образовании.
Школам даны разъяснения, как принять в школу ребенка без документов, определить класс обучения, организовать учебный процесс и психолого-педагогическое сопровождение, зарегистрировать выпускников на ГИА-9 и ГИА-11.
Источник: письмо Минпросвещения от 24.02.2022 № 03–226.
