
Функциональная грамотность школьников: как развивать во втором полугодии
Уровень сформированности функциональной грамотности школьников оценивают внешние ведомства или сама школа. Чтобы подготовить учеников к внешней и внутренней оценке, следуйте плану мероприятий по формированию функциональной грамотности, который вы разработали в начале года. Ведь Минпросвещения рекомендовало всем школам подготовить план в этом учебном году (письмо от 14.09.2021 № 03–1510). Так, мероприятия плана должны повысить качество образования. Еще они должны быть связаны с метапредметными результатами и универсальными учебными действиями, которые вы указали в ООП уровней образования.
Проконтролируйте, как школа реализовала план мероприятий по формированию функциональной грамотности в первом полугодии. Для этого подведите итоги реализации первого этапа плана – подготовительного. Так убедитесь, что все участники образовательных отношений понимают цели и задачи плана.
Во втором полугодии переходите к реализации практического этапа. Включите в план мероприятия, которые повысят уровень педагогов по вопросам формирования функциональной грамотности. Проконтролируйте, чтобы учителя включили в уроки задания из открытого банка заданий по формированию функциональной грамотности. Организуйте внутреннюю диагностику функциональной грамотности школьников. А в конце учебного года подведите итоги, чтобы скорректировать план мероприятий на следующий год. Посмотрите готовый образец плана мероприятий, которые направлены на формирование и оценку функциональной грамотности школьников, на второе полугодие.
Образец плана
Инструкция
Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Использовать внешние оценки
В России проводят четыре исследования функциональной грамотности. Три из них – международные. Минпросвещения также запустило общероссийское исследование качества образования по модели PISA. Посмотрите подробную информацию про каждое исследование, которое проводят для оценки функциональной грамотности школьников, в таблице выше. Включите в план мероприятий по формированию функциональной грамотности те внешние исследования, которые выпали на второе полугодие 2021/22 учебного года.
Таблица. Внешние исследования функциональной грамотности
Провести оценку внутри школы
Внутри школы обычно проводят общий мониторинг метапредметных результатов школьников. Для этого педагоги готовят метапредметную контрольную работу, в которую включают задания по каждому компоненту функциональной грамотности. Если вы хотите проконтролировать каждое направление отдельно, подготовьте контрольно-измерительные материалы и включите их в фонд оценочных средств.
Чтобы добавить в фонд оценочных средств задания на проверку функциональной грамотности, используйте открытые банки заданий. Например, демоверсии работ по оценке всех шести компонентов функциональной грамотности есть в банке заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» на сайте skiv.instrao.ru. А на сайте fipi.ru есть раздел с открытым банком заданий для оценки естественно-научной грамотности школьников 7-9-х классов. Если вам нужно создать метапредметную контрольную работу, смотрите банк заданий Минпросвещения на сайте fg.resh.edu.ru. Там есть упражнения, чтобы сформировать все компоненты функциональной грамотности у школьников разных параллелей.
включает функциональная грамотность
Обновить план по формированию функциональной грамотности
Работу по формированию функциональной грамотности школьников вы организовали в три этапа: подготовительный, практический и рефлексивно-оценочный. Для каждого этапа определили мероприятия. По итогам первого полугодия проанализируйте, как реализовали подготовительный этап плана. Скорректируйте мероприятия для практического этапа, который начнете реализовывать во втором полугодии. А в конце учебного года запланируйте подвести итоги работы по формированию функциональной грамотности школьников. Проанализируйте результаты, определите точки роста и составьте план на следующий учебный год.
Подвести промежуточные итоги. Подведите итоги подготовительного этапа. Для этого определите контрольные точки и мероприятия, которые нужно было провести. Например, к концу первого этапа участники образовательных отношений должны понимать цели и задачи плана по формированию функциональной грамотности. Что еще нужно проконтролировать по итогам подготовительного этапа плана смотрите в памятке. Если подготовительный этап вы реализовали в полном объеме, во втором полугодии приступайте к практическому.
Инструкция
Кликните на название документа, чтобы посмотреть и скачать. Кликните еще раз и вернитесь к выбору
Запланировать мероприятия практического этапа. Предусмотрите мероприятия для практического этапа. Порекомендуйте руководителям методических объединений организовать заседания, на которых педагоги обменяются опытом по формированию функциональной грамотности школьников. Еще проведите педагогический совет и методические семинары, которые помогут коллегам организовать образовательную деятельность так, чтобы повысить функциональную грамотность школьников. Запишите учителей на курсы повышения квалификации по теме формирования функциональной грамотности на уроках. Обеспечьте участие педагогов в профессиональных конкурсах, которые посвящены развитию функциональной грамотности школьников.
Проконтролируйте, как педагоги используют на уроках задания для формирования функциональной грамотности из открытого банка. Включите в план мероприятия по диагностике функциональной грамотности школьников. Это позволит регулярно проверять уровень ее сформированности у учеников.
Организуйте участие школьников в конкурсах и олимпиадах по развитию функциональной грамотности. Поручите педагогам подготовить учеников к конкурсам. Включите в план ВШК контроль качества занятий на спецкурсах и внеурочной деятельности. Также проверьте работу учеников в рамках проектной и исследовательской деятельности. Еще проконтролируйте организацию работы в профильных группах старших классов.
Подвести итоги в конце учебного года. В апреле переходите к рефлексивно-оценочному этапу, чтобы подвести итоги работы за год. Определите все положительные изменения и проблемы. Это поможет скорректировать внутришкольную модель по формированию функциональной грамотности учеников на следующий учебный год.

А ЕЩЕ ЧИТАЙТЕ
Организуйте в формате ВПР мониторинг качества подготовки школьников. Проведите опрос педагогов, чтобы узнать их ожидания от реализации плана. Проанализируйте результаты и внесите корректировки в план на следующий учебный год. Еще проведите методические мероприятия, чтобы педагоги обобщили свой опыт по развитию функциональной грамотности школьников. Например, организуйте конкурс инновационных продуктов, ярмарку методических идей, научно-практическую конференцию или мастер-классы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Активные формы работы методобъединений, чтобы устранить рутину в заседаниях
Цель методической работы в образовательной организации – развитие кадрового потенциала. Для этого в школе нужно сформировать внутреннюю систему непрерывного профессионального развития педагогов. Важную роль здесь играет деятельность школьных методических объединений педагогов (далее – ШМО). Чтобы деятельность коллег была эффективной, выберите такую форму методического объединения учителей, которая будет подходить под особенности педагогического состава вашей школы. А чтобы уйти от рутины в работе ШМО и сделать заседания полезными для педагогов, используйте активные формы.
Посмотрите краткие карточки с разными активными формами организации заседаний ШМО. В карточках узнаете, как подготовить и провести нестандартные заседания педагогов. А еще для каждой карточки эксперт подобрал тему, которую можно в активной форме обсудить на методобъединениях с педагогами. Выберите темы, которые будут актуальными для вашей школы во втором полугодии. Выдайте готовые карточки с активными формами заседаний руководителям ШМО. Порекомендуйте им проводить заседания методобъединений во втором полугодии в нестандартной форме.
Как выбрать форму методического объединения
Школы могут использовать разные формы методических объединений педагогов. Обычно педагоги образуют объединения по профилям, к которым относятся их учебные предметы. Например, ШМО учителей гуманитарного цикла, ШМО учителей естественно-научного цикла и другие. Но не всегда удобно создавать в школе объединения педагогов по профильной направленности. Например, в малокомплектных школах в методобъединения собираются педагоги из разных предметных областей. Это происходит из-за небольшого педсостава. Поэтому в небольшом коллективе удобно организовать методическую работу учителей в творческих группах. Такие группы можно собрать на основе профессиональных интересов педагогов.
Если в школе неоднородный педколлектив, то распределять педагогов в методобъединения по предметным областям тоже неэффективно. Ведь у педагогов может сильно различаться уровень профессионального мастерства. Поэтому в таких школах эффективнее распределить педагогов по творческим группам на дифференцированной основе. Заложите в основе таких объединений научно-методические интересы учителей, а не профиль предмета. Посмотрите на схеме 1, как организовать методработу школы на основе творческих групп педагогов.
Схема 1. Методическая работа школы на основе творческих групп педагогов
Еще один вариант, который позволит организовать методработу педагогов в школе, – разработать индивидуальные образовательные маршруты для каждого из учителей. Для этого администрации школы нужно изучить дефициты педагогов. Например, сделать это в ходе диагностики. На основе результатов спроектируйте индивидуальные образовательные маршруты для каждого педагога конкретно под его профессиональные интересы и потребности. Такие маршруты разработайте на учебный год. Еще организуйте для педагогов методические семинары, конференции и другие методические мероприятия. А в конце учебного года проведите анализ деятельности учителей, например, на итоговом педсовете. Посмотрите на схеме 2, как организовать методработу школы, чтобы выстроить индивидуальные образовательные маршруты педагогов.
Схема 2. Методическая работа школы на основе индивидуальных образовательных маршрутов педагогов
Как выбрать форму организации методической работы
Классический вариант заседания ШМО – это те же рутинные заседания педсовета. Так, учителей объединяет общая проблемная тема. Они предлагают и обсуждают пути преодоления затруднений, отчитываются о проделанной работе. Руководитель ШМО поощряет отличившихся и стимулирует на активную работу тех членов коллектива, кто недостаточно мотивирован на активную методическую деятельность. Часто такую работу методобъединения педагоги воспринимают как рутину, которая отнимает время и реальной пользы не приносит.
Чтобы работа в творческих группах и методических объединениях стала интересной и полезной педагогам, недостаточно выбирать для заседаний актуальные темы. Важно проводить и сами заседания в активной форме. Организаторами таких заседаний могут стать не только руководители ШМО, но и творческая мини-группа педагогов. Посмотрите нетрадиционные организационные формы методической работы в карточках. Выдайте краткие карточки руководителям ШМО и порекомендуйте использовать активные формы заседаний с педагогами своих методобъединений.
Карточки с активными формами организации заседаний методобъединений
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите карточку
Как стимулировать педагогов к участию
Инновации в деятельности методобъединений могут вызывать сопротивление и даже отторжение со стороны педагогов. Чтобы это преодолеть, составьте для участников ШМО правила методической работы, которых они должны придерживаться. Посмотрите примерные правила ниже. Еще посоветуйте придерживаться правил и руководителей ШМО, когда они будут планировать работу методобъединений в интерактивном формате. Выдайте руководителям ШМО готовую памятку с правилами.
ПРИМЕР. Правила методической работы для педагогов
Чтобы педколлектив смог воплотить интересные и амбициозные образовательные проекты, нужна команда увлеченных педагогов. Поэтому постарайтесь совместно с участниками ШМО сформулировать ключевые ценности методической деятельности, а не предлагать готовые. Так вы сможете выстроить систему мотивации, которая построена на доверии, взаимопомощи и сотворчестве.
Педагоги должны относиться к активным формам проведения методобъединений серьезно и видеть их результаты. Поэтому обязательно контролируйте, как руководители ШМО подводят итоги таких заседаний. Например, в виде протоколов. В них должны быть отмечены принятые решения и результаты голосований по итогам заседаний. Порекомендуйте руководителям ШМО на каждом последующем заседании анализировать, какие решения предыдущих заседаний удалось воплотить и какой эффект был достигнут. Посмотрите рекомендации по оформлению протокола заседания ШМО в таблице.
Таблица. Рекомендации по оформлению протокола заседания ШМО
Инструкция
Кликните Копировать внизу таблицы, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V)
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Плюсы инклюзии для ребенка и риски, которые школам понадобится преодолеть
Пройдите итоговый тест и тогда получите сертификат
Когда вы пройдете итоговый тест, кликните на кнопку ниже, чтобы получить сертификат. Вы попадете на вкладку «Дипломы» вашего личного кабинета. Сертификат появится, если вы успешно сдадите итоговый тест. Если не получилось сразу – не расстраивайтесь, тест можно проходить сколько угодно раз. Убедитесь, что в личном кабинете указаны ваши фамилия, имя и отчество – эти данные попадут в сертификат. Если подписка оформлена на имя вашего руководителя, свяжитесь со службой клиентской поддержки по телефону 8 (495) 937–9082.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).
