
Итоговое сочинение: как проверить, чтобы скорректировать подготовку выпускников к ГИА
Первого декабря начнется важное экзаменационное испытание одиннадцатиклассников – итоговое сочинение. После проведения экзамена проконтролируйте, как экспертная комиссия организовала проверку работ выпускников. После завершения проверки ознакомьте учеников и их родителей с результатами экзамена под подпись.
Проанализируйте результаты итогового сочинения. Результаты сочинения показывают дефициты подготовки не только по русскому языку, но и по другим предметам, где выпускники должны написать текст. Поэтому предложите всем педагогам скорректировать подготовку выпускников к ГИА на основе результатов итогового сочинения.
Зафиксируйте итоги экзамена в аналитической справке. На основе справки подготовьте приказ. В содержание приказа включите выводы и рекомендации, которые прописали в справке. Смотрите образец приказа.

ВАЖНО
Не проверяйте и не оценивайте черновики, которые использовали выпускники во время написания итогового сочинения
Контролировать работу экспертной комиссии
Проверяют итоговое сочинение члены экспертной комиссии. Проконтролируйте, чтобы при проверке работ экспертная комиссия ориентировалась на методические рекомендации Рособрнадзора (письмо Рособрнадзора от 26.10.2021 № 04–416). Напомните педагогам, которых назначили экспертами комиссии, что нужно сохранять объективность при проверке работ выпускников. Для этого предложите им воспользоваться чек-листом.
Все работы эксперты должны проверить в течение семи календарных дней. Проконтролируйте, как идет проверка. Смотрите основные этапы проверки, а также ответственных на схеме 1.
Схема 1. Этапы проверки итогового сочинения
Схема 2. Кто может повторно написать итоговое сочинение в допсроки
Скачать
Выявить участников итогового сочинения в дополнительные сроки. Если ученик получил «незачет», расскажите, что он сможет написать сочинение повторно в дополнительные сроки. В 2021/22 учебном году – это 2 февраля и 4 мая. Проведите педсовет по допуску такого ученика к повторному итоговому сочинению. Предупредите педагогов и учеников, что к повторному сочинению школа допустит выпускника, если он входит в одну из категорий. Смотрите категории участников, которых можно допустить к повторному экзамену, на схеме 2. Процедура организации и проведения повторного итогового сочинения такая же, что и при первой сдаче. Оформите те же документы, что и в первый раз.
Проанализировать результаты сочинения
Проанализируйте результаты итогового сочинения. Поручите это сделать учителям русского языка. Организуйте заседания с педагогами и методическим советом школы. На них обсудите результаты экзамена и составьте график консультаций для учеников группы риска. Выводы зафиксируйте в справке о результатах итогового сочинения. Включите в справку сведения о том, как ученики выполнили требования и критерии итогового сочинения, какие темы выбрали. Перечислите типичные ошибки выпускников. Пропишите выводы и рекомендации. Посмотрите готовый образец справки о результатах итогового сочинения.
-
Как долго хранить бланки итогового сочинения?
Сроки хранения бланков итоговых сочинений и изложений определяют региональные органы исполнительной власти. Копии бланков храните не меньше месяца. Когда срок хранения истечет, вы сможете уничтожить материалы.
На основании справки подготовьте приказ, в котором зафиксируйте управленческие решения по результатам итогового сочинения. Посмотрите образец приказа о результатах итогового сочинения.
Готовые документы. Справка и приказ
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

СПРАВКА
Если в протоколе проверки эксперт ставит «незачет» по одному из требований или по критериям 1–2, то по всем другим требованиям и критериям также должен быть поставлен «незачет»
Скорректировать подготовку выпускников
По результатам итогового сочинения скорректируйте подготовку одиннадцатиклассников к ГИА. Порекомендуйте педагогам организовать дифференцированный подход при подготовке выпускников к экзаменам.
Организуйте заседание учителей русского языка. Поручите руководителю методического объединения провести совещание с педагогами, которые ведут уроки русского языка у выпускников. Проконтролируйте, что на заседании педагоги обсудили результаты итогового сочинения, выявили дефициты и скорректировали подготовку к ГИА по русскому языку.
Проведите заседание методического совета школы. После того как педагоги русского языка скорректируют свои планы подготовки выпускников к ГИА, проведите заседание методического совета. Результаты итогового сочинения показывают дефициты подготовки не только по русскому языку, но и по другим предметам. Это предметы, по которым выпускники должны написать текст: история, обществознание, иностранные языки. Предложите всем педагогам объединить усилия по подготовке выпускников. Для этого поручите им провести интегрированные уроки.
Выявите группу риска. По результатам итогового сочинения выявите группу риска. К ней относятся ученики, которые получили на итоговом сочинении «незачет». Также включите в группу риска тех, кто может не перейти минимальный порог на ГИА. Организуйте для учеников группы риска дополнительные занятия с педагогами русского языка. Типы учеников из группы риска и форматы дополнительных занятий для них смотрите на схеме 3. Составьте график дополнительных консультаций для учеников группы риска.
Схема 3. Работа с учениками группы риска

СПРАВКА
2 февраля и 4 мая – дополнительные сроки написания итогового сочинения в 2021/22 учебном году
ПРИМЕР. График консультаций учеников группы риска

-
Что делать, если выпускник не явился на итоговое сочинение без уважительной причины или не может подтвердить ее документально?
Не допускайте такого выпускника к повторной сдаче итогового сочинения в дополнительные сроки, а также к ГИА. Выдайте такому ученику по окончании учебного года справку об обучении. Объясните родителям и ребенку, что он сможет зачислиться в школу экстерном в следующем учебном году, чтобы написать итоговое сочинение, а также сдать ГИА и получить аттестат.
Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Как провести аттестацию ученика, который находится на семейном образовании»>>. В школу в любой момент может прийти ребенок, который проходит семейное образование или находится на самообразовании. И школа не вправе отказать в его зачислении, а также обязана организовать для него промежуточную и итоговую аттестацию. В статье – рекомендации и полный комплект документов, чтобы без ошибок провести промежуточную аттестацию такого ребенка.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как подвести итоги полугодия и скорректировать планы на вторую половину учебного года
В декабре проанализируйте, как педагоги выполнили рабочие программы. Проверьте, удалось ли реализовать все намеченные мероприятия из планов работы и контроля. Еще оцените образовательные результаты учеников. Так, если переводили всех или часть школьников на дистанционное обучение, отдельно проанализируйте, насколько успешно такие ученики освоили программный материал. Проверьте динамику образовательных результатов таких школьников. Проконтролируйте воспитательную работу и реализацию рабочих программ воспитания за первое полугодие. Проанализируйте результаты работы коллег с разными категориями детей.

ВАЖНО
Темы проведенных уроков, которые педагоги записали в журнале, и их последовательность должны совпадать с запланированными в рабочей программе
Проанализируйте выполнение рабочих программ Главное в статье Скрыть
Чтобы проконтролировать, как педагоги выполнили рабочие программы, сопоставьте количественные показатели уроков. Сравните количество уроков, которые учителя фактически провели, с тем количеством, которое они запланировали в рабочей программе. Для этого соотнесите содержание и календарно-тематическое планирование рабочей программы по предмету с записями в классном журнале.
Проконтролируйте, как в классном журнале педагоги зафиксировали практическую часть программы. Проверьте, все ли процедуры практической части, которые запланировали учителя, присутствуют. Также обратите внимание, чтобы для каждой такой работы педагоги указали тему и выставили отметку.
Предложите учителям выполнить самоанализ реализации программ по своему предмету. Разработайте единую форму отчета для всех педагогов. Образец формы отчета учителя-предметника смотрите ниже. Так, вам будет удобно вносить сведения в справку по результатам контроля выполнения рабочих программ за первое полугодие.
Образцы отчета и аналитической справки Главное в статье Скрыть
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку.
– посмотрите подсказку. Нажмите Копировать внизу отчета учителя-предметника, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). Если сервис не загрузился, обновите страницу
Если в вашей школе из-за неблагоприятной эпидемиологической ситуации вводили дистанционное обучение или какие-то классы уходили на карантин, отразите это отдельно. Оцените, не появилось ли отставание по учебным предметам. Если оно возникло, поручите педагогам скорректировать рабочие программы, чтобы преодолеть отставание.
По итогам контроля подготовьте аналитическую справку. В справке отразите, на достаточном ли уровне педагоги выполнили рабочие программы. Зафиксируйте, по каким предметам возникло отставание, и дайте рекомендации педагогам, как его преодолеть. Посмотрите образец аналитической справки по итогам контроля выполнения рабочих программ за первое полугодие.

ВАЖНО
Если экспортируете форму отчета из электронного журнала, то перед печатью документа убедитесь, что учителя выставили отметки всем ученикам
Проконтролируйте образовательные результаты
Определите уровень, на котором школьники достигли образовательных результатов. Сделайте это по каждой группе результатов: предметных, метапредметных, личностных.
Предметные результаты. Чтобы проанализировать предметные результаты школьников по итогам полугодия, поручите классным руководителям подготовить отчеты. Пусть педагоги отразят в них успеваемость и качество знаний учеников по каждому предмету. Порекомендуйте классным руководителям взять готовые формы отчетов из электронных журналов, если в вашей школе они есть, или самостоятельно разработайте единую форму отчета для классных руководителей. Возьмите готовую форму отчета ниже.
Проанализируйте образовательные результаты и по отдельным предметам. Используйте для этого отчет, который подготовят учителя-предметники по классам. С его помощью вы проследите успеваемость и качество знаний по всем предметам. Работать с отчетами будет проще, если вы разработаете единую форму. Возьмите образец отчета ниже.
Включите общий анализ образовательных результатов в справку. Отразите в ней, по каким предметам у неуспевающих школьников выявили дефициты по итогам I полугодия. Еще проанализируйте объективность оценивания с учетом подхода к системе оценивания – среднеарифметическая отметка или средневзвешенная. Сравните результаты I и II четвертей с результатами прошлого года. Чтобы проследить динамику, постройте диаграммы. В конце справки сделайте выводы и дайте рекомендации педагогам. Образец справки смотрите ниже.
Образцы отчетов и аналитической справки
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку.
– посмотрите подсказку. Нажмите Копировать внизу отчета педагога-предметника, откройте файл Word и вставьте табличку (Ctrl + V). Если сервис не загрузился, обновите страницу
Метапредметные результаты. Если вы проводили мониторинг метапредметных результатов школьников в I полугодии, проанализируйте первые итоги диагностических мероприятий. Проконтролируйте результаты учеников и их динамику, а также определите направления, которые вызвали затруднения. Определите уровень, на котором у школьников сформирована функциональная грамотность. По результатам анализа скорректируйте план мероприятий по формированию функциональной грамотности и план ВСОКО.
Личностные результаты. Изучите динамику личностных результатов учеников на основе диагностик, которые прошли в I полугодии. Если отсутствует положительная динамика или ученики показали низкие результаты, включите контроль работы учителей по этому направлению в план ВШК.

Проверьте реализацию программ воспитания
Оцените степень выполнения плана воспитательной работы и качество реализации рабочих программ воспитания. Сделайте это по уровням образования. Также проанализируйте эффективность видов и форм воспитательной работы, которые были запланированы.
Чтобы сделать выводы о воспитательной работе за I полугодие, проведите анкетирование участников образовательной деятельности. Возьмите готовый образец анкеты>>. Пусть ее заполнят директор, заместитель по УВР и классные руководители. Также раздайте анкеты нескольким учителям, родителям и старшеклассникам, которые активно участвуют в воспитательных мероприятиях. Проанализируйте анкеты всех участников опроса и обобщите результаты, например, в карте самоанализа.
Предложите классным руководителям проанализировать результаты воспитательной работы в своих классах. Также используйте беседы со школьниками, педагогами, родителями в качестве вспомогательного инструмента.
По результатам анализа сформируйте перечень выявленных проблем, над которыми предстоит работать, чтобы реализовать рабочие программы воспитания во II полугодии.

Подведите итоги внеурочной деятельности
Проверьте объем выполнения рабочих программ курсов внеурочной деятельности. Чтобы проконтролировать, как педагоги выполнили план, сопоставьте количественные показатели занятий. Сравните количество занятий, которые учителя провели, с тем количеством, которое они запланировали в рабочей программе. Сопоставьте содержание и календарно-тематическое планирование рабочей программы курса с записями в классном журнале или журнале внеурочной деятельности. Отразите результаты в виде аналитической справки по итогам контроля выполнения рабочих программ внеурочной деятельности. Пропишите цель контроля, какие программы проанализировали по каждому уровню образования. Сделайте вывод о причине отставания в прохождении материала курса, если оно есть.

Проверьте работу педагогов с разными категориями детей
Изучите документацию социального педагога и педагога-психолога за I полугодие. Побеседуйте с ними. Определите, как они реализовали план работы по итогам полугодия. Выясните результативность и динамику диагностик, которые они проводили. Посмотрите, какие проблемные поля выявили специалисты.
Проанализируйте, как идет работа с неуспевающими и слабоуспевающими школьниками, учениками группы риска. Еще проконтролируйте работу с выпускниками по психологической подготовке к ГИА, учениками с ОВЗ и школьниками, которые имеют по результатам диагностик психологические проблемы. Например, повышенный уровень тревожности в ходе периода адаптации. Попросите коллег предоставить отчет по результатам работы психолого-педагогической службы за I полугодие.
Неуспевающие. Проконтролируйте работу педагогов с неуспевающими школьниками. Для этого сравните результаты этих учеников за I и II четверти. Побеседуйте с учителями о мерах педагогической поддержки, которые они принимали. Запросите у классного руководителя информацию о встречах с родителями.
Проанализируйте информацию, которую получили от педагогов. Поручите классному руководителю и учителям, которые выставили неудовлетворительные отметки, составить план работы с неуспевающими учениками по повышению их образовательных результатов. Это поможет избежать академической задолженности. Предложите педагогам использовать дорожную карту по сопровождению неуспевающего ученика. Если учитель уже использует ее, попросите показать карту.
Группа риска. Проверьте работу коллег со школьниками, которые систематически пропускают учебные занятия без уважительной причины. Убедитесь, что классные руководители сообщили родителям таких детей о пропусках уроков. Проконтролируйте документацию социального педагога и педагога-психолога по работе с такими учениками. Выясните причину пропусков и спланируйте меры, чтобы исправить ситуацию.
Дети с ОВЗ и инвалиды. Проанализируйте, как проходит процесс обучения детей данной категории. Проверьте, как дети с ОВЗ и инвалиды осваивают адаптированные образовательные программы, каких результатов они достигли. Также обратите внимание на то, как педагоги проводят коррекционные курсы для школьников и как оказывают им психолого-педагогическую помощь. Уточните, соответствуют ли условия, которые созданы в школе, для учеников этой категории. Еще выясните, как педагог-психолог реализовал план работы с данной категорией школьников по итогам I полугодия.
Ученики, которые обучаются по ИУП. Проконтролируйте, как проходит обучение школьников по индивидуальным учебным планам. Например, в число таких школьников могут входить ученики на семейном обучении, дети, которые учатся дома по медицинским показаниям, и другие. Проанализируйте их образовательные результаты. Еще проверьте, как педагоги проводят промежуточную аттестацию экстернов и учеников, которые находятся на семейном обучении.
Одаренные. Подведите итоги участия учеников в школьном и муниципальном этапах Всероссийской олимпиады школьников. Составьте список победителей и призеров каждого из этапов. По этим данным рассчитайте долю этих учеников по отношению к общему количеству участников этапа. Чтобы оценить динамику, сравните показатель этого года с предыдущими результатами. Проанализируйте показатели эффективности участия за несколько последних лет. Еще проконтролируйте, как учителя помогают ученикам готовиться к следующим этапам олимпиады.

А ТАКЖЕ:
Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Как проверить реализацию программ воспитания за I полугодие 2021/22 учебного года»>>. В статье – 2 инструмента, чтобы проверить реализацию рабочей программы воспитания в конце I полугодия. Также вы найдете шаблоны листа наблюдений для классных руководителей и анкеты. Они помогут составить карту самоанализа школы, чтобы скорректировать план воспитательной работы во II полугодии.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как проверить реализацию рабочих программ воспитания за I полугодие 2021/22 учебного года
Важная контрольная точка в конце полугодия – проверка реализации рабочих программ воспитания. Сделайте выводы о качестве воспитательных мероприятий, которые уже прошли в этом учебном году. Если вы не реализовали определенные направления воспитания в полной мере или заметили отрицательную динамику, внесите изменения в план воспитательной работы на II полугодие.
Провести анкетирование
Первый инструмент – это работа с анкетой для участников образовательных отношений. Заполните анкету сами и предложите ее директору. Также раздайте ее педагогам, родителям и старшеклассникам, которые активно участвуют в воспитательной работе школы. В анкете укажите основные воспитательные направления и в пунктах опишите положение дел, к которому стремится школа. Участники анкетирования выставят оценку по десятибалльной шкале по каждому пункту. Можете составить анкету самостоятельно или взять готовую форму. Соберите анкеты и проанализируйте их.
Заполнить листы наблюдения
Второй инструмент – это работа с классными руководителями. Предложите классным руководителям форму листа наблюдения. С его помощью они проанализируют поведение учеников своего класса в разных ситуациях. Отдельное внимание – новым ученикам, которые пришли в школу в этом учебном году. Так классные руководители проследят динамику поведения отдельных учеников. Это поможет определиться с воспитательными мерами, чтобы скорректировать проблемные моменты. Пусть педагоги отразят эти проблемы и подготовят пути решения.
Подготовить карту самоанализа
На основе данных анкет и листов наблюдения классных руководителей подготовьте карту самоанализа. Отразите в ней долю классов, которые демонстрируют положительную динамику в целом. Подсчитайте среднее арифметическое по каждому показателю, а также запишите выводы и рекомендации на следующее полугодие. Используйте готовый образец карты самоанализа.
Образцы, чтобы проверить реализацию программ воспитания за I полугодие
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ, листайте странички, кликая на стрелочки
сбоку.
Если сервис не загрузился, обновите страницу
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

А ТАКЖЕ: