ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
11
Ноябрь 2021года
Профессиональные компетенции
Аттестация педагогических работников

Два чек-листа по документам к аттестации, которую больше нельзя откладывать

Мария Герасимова, редактор-эксперт Актион Образование
Действие квалификационных категорий педагогов снова продлевать не собираются. Поэтому уже с января 2022 года учителям придется подтверждать свою категорию, если закончился срок ее действия, а также не откладывать получение новой. В статье два чек-листа. Первый поможет вам перепроверить, есть ли у школы все документы по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности, чтобы избежать претензий Рособрнадзора. Второй – учителям собрать необходимые документы для аттестации на квалификационную категорию.

Минпросвещения дважды продлевало действие квалификационных категорий педагогов из-за пандемии коронавируса. Так, срок действия категорий, который заканчивался с 1 сентября 2020 года по 1 октября 2021 года, продлили до 31 декабря 2021 года (приказ Минпросвещения от 11.12.2020 № 713). Причем ведомство выпустило разъяснения, в которых уточнило, что такой срок продления распространяется и на работников, действие категорий которых закончилось в период с 1 апреля по 1 сентября 2020 года (письмо Минпросвещения, Общероссийского профсоюза образования от 27.01.2021 № ВБ-90/08/27). Поэтому собрать необходимые документы и пройти процедуру аттестации в 2022 году педагогам все же придется. А чтобы у Рособрнадзора не было претензий к школе, понадобится проверить документы по аттестации на соответствие занимаемой должности. Посмотрите, каким работникам не нужно проходить такую процедуру.

Каких педагогов не надо включать в список аттестуемых


Скачать

1
раз в 5 лет

проводят аттестацию педработников на соответствие занимаемой должности

Четыре документа для аттестации на соответствие занимаемой должности

Чтобы подтвердить инспекторам Рособрнадзора, что провели аттестацию на соответствие занимаемой должности по всем правилам, у школы должно быть четыре документа. Смотрите их список в чек-листе. Убедитесь, что аттестуемый не подчинялся членам комиссии, которых указали в приказе об организации аттестации, напрямую и не был связан с ними родственными отношениями – так получится доказать непредвзятость решения. Еще важный момент: если учитель выполняет педагогическую работу в вашей школе по совместительству, даже в такой же должности, что и по основному месту работы, и не обладает квалификационной категорией, его надо аттестовать на общих основаниях с другими педагогами (п. 1 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276).

Совместительство отличается от совмещения по трем признакам:

1) место выполнения работы – может быть как у того же, так и у другого работодателя (внутреннее или внешнее);

2) оформление отношений – отдельный трудовой договор;

3) время выполнения работы – в свободное от основной работы время.

ВОПРОС-ОТВЕТ. Может ли педагог отказаться от аттестации на соответствие занимаемой должности?

Нет, не может. Педагоги обязаны проходить аттестацию на соответствие занимаемой должности, если у них нет квалификационной категории (п. 8 ч. 1 ст. 48 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ). Отказ от аттестации будет дисциплинарным проступком – неисполнением работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Если работник отказывается проходить аттестацию, примените к нему дисциплинарное взыскание: замечание, выговор или увольнение (ст. 192 ТК).

Заявление и самоанализ для аттестации на квалификационную категорию

Если у педагогов вашей школы закончилось действие квалификационной категории или они планировали повысить существующую, но им помешал коронавирус, предложите им помощь в подготовке к аттестации. Откладывать не стоит – ведь совсем скоро работа по внедрению новых ФГОС будет отнимать у учителей много времени. Выдайте педагогам чек-лист, который позволит собрать необходимые документы.

Вы можете успокоить сомневающихся педагогов – по итогам аттестации категорию у них никто не отнимет. Так, если у учителя есть действующая первая категория, но ему откажут установить высшую, за ним сохранят первую квалификационную категорию на весь срок ее действия (п. 42 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276). Кроме того, даже если педагог не прошел курсы повышения квалификации, это не станет препятствием для того, чтобы установить ему категорию. Ведь квалификационные категории педагогам устанавливают только по результатам работы (пп. 36, 37 Порядка, утв. приказом Минобрнауки от 07.04.2014 № 276). Также сообщите учителям: порядок аттестации не обязывает педагога проработать два года после отпуска по уходу за ребенком, чтобы пройти аттестацию на квалификационную категорию.

К СВЕДЕНИЮ

Какие новые категории смогут получить педагоги

Сейчас Минпросвещения проводит в пилотных регионах апробацию присвоения новых квалификационных категорий «педагог-методист» и «педагог-наставник». Апробация пройдет в два этапа с 1 сентября 2021 года по 1 июня 2022 года. По результатам апробации до 1 августа 2022 года ведомство проведет общественные обсуждения и организует разработку порядка присвоения обновленных квалификационных категорий. А до 30 декабря 2022 года Минпросвещения утвердит новый порядок. Такие сроки установлены в Основных принципах НСПР ПР, включая НСУР (п. 31 распоряжения Правительства от 31.12.2019 № 3273-р).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2021года
План работы
Циклограмма работы на ноябрь

Подготовка к итоговому сочинению, результаты ВсОШ и контроль объективности оценивания в циклограмме заместителя директора на ноябрь

Елена Литвинова, директор МБОУ СОШ № 28 г. Белгорода,
Светлана Шемаева, заместитель директора по научно-методической работе
Ключевые задачи ноября – контроль подготовки к итоговому сочинению и анализ результатов ВсОШ. Также проконтролируйте, как в методических объединениях организовали работу по повышению объективности оценивания.

В ноябре, чтобы успеть решить все задачи месяца, активизируйте работу с руководителями методических объединений школы. Коллеги помогут вам с анализом результатов школьного этапа ВсОШ и подготовкой к муниципальному. Также в ноябре начинается реализация плана муниципальных и региональных тестирований в рамках подготовки к ГИА. Поэтому руководителям ШМО рекомендуйте на заседаниях сосредоточиться на вопросах объективности текущего контроля и промежуточной аттестации.

ВАЖНО

Дополните циклограмму образовательными событиями месяца по календарю Минпросвещения на 2021/2022 учебный год

Проанализируйте результаты школьного этапа ВсОШ

В конце ноября завершится школьный этап ВсОШ. Поручите руководителям методобъединений проанализировать его итоги на заседаниях. Пусть подготовят данные для аналитического отчета.

Следующая задача этого направления – организовать муниципальный этап ВсОШ. Запланируйте еженедельные совещания с руководителями ШМО. Так вы сможете оперативно решать вопросы, которые возникают во время подготовки.

Проконтролируйте объективность оценивания

В ноябре стартуют циклы мониторингов в рамках подготовки к ГИА. Важно, чтобы на этом этапе отметки, которые школьники получат на них, существенно не разнились с теми, которые они получают во время текущего контроля и промежуточной аттестации. Поэтому особое внимание рекомендуйте руководителям ШМО посвятить вопросам объективности оценивания.

По результатам работы методических объединений в ноябре подготовьте аналитическую справку. Данные для нее возьмите у руководителей ШМО. Образец смотрите в статье>>.

Утвердите темы проектов и проанализируйте личностные результаты

В начале второй четверти утвердите темы итоговых индивидуальных проектов учеников 9-х и 10-х классов. Поручите классным руководителям довести информацию о темах до родителей школьников. Пока массовые мероприятия запрещены, уместно будет сделать это на онлайн-собрании или в чате.

Еще проанализируйте личностные результаты школьников, которые получили после стандартизированных диагностик в начале года. Эти результаты в конце года понадобятся вам, чтобы оценить качество работы по новой программе воспитания, которую начали реализовывать с сентября.

Запланируйте совместную работу с педагогом-психологом

С сентября 2022 года вы начнете работать по новым ФГОС. Сейчас кажется, что времени до сентября достаточно. Но педагоги, которым снова предстоит перестраиваться, подвержены стрессу сильнее коллег. Ведь к этому году им уже пришлось вносить коррективы из-за программы воспитания.

Чтобы выявить общий уровень тревожности и спланировать мероприятия психологической и методической поддержки, привлеките педагога-психолога.

Образец циклограммы замдиректора на ноябрь

Инструкция

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

А ТАКЖЕ:

Предлагаем вам ознакомиться с еще одной статьей – «Как по-новому контролировать подготовку выпускников к итоговому сочинению»>>. Тематические направления итогового сочинения в этом году сформулировали по-новому. Из-за этого готовить школьников стало сложнее, чем раньше. В статье – обновленный план контроля подготовки к итоговому сочинению, рекомендации для педагогов и шпаргалки для выпускников.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

11
Ноябрь 2021года
План работы
Технологии управления и планирования

Канбан-доска. Как использовать, чтобы визуализировать работу

Рузанна Чернакова, редактор, пресс-секретарь международной общественной организации «Международный полярный экспедиционно-спортивный центр “Метелица”»
Чтобы увидеть полную картину групповой работы над общим делом, управлять ею, а также получить качественный результат вовремя, попробуйте новый инструмент – канбан-доску. В статье – инструкция, как применить канбан-доску, образец и памятка.

Два способа создать канбан-доску


Скачать

Работу группы над общим делом или проектом часто бывает сложно контролировать. Особенно, если это интеллектуальная или творческая работа. Ведь четко не видны этапы работы и задачи, которые работники должны выполнить. Чтобы сделать процесс работы над общим делом наглядным, а также получить качественный результат вовремя, попробуйте популярный метод управления процессом разработки – канбан. Метод позволяет визуализировать поток любой творческой и интеллектуальной работы, которую нельзя пощупать и увидеть обычному человеку, пока такая работа не превратится в продукт. Канбан подходит, чтобы организовать работу группы над общим проектом или делом. Метод позволяет получить результат «точно в срок» и при этом равномерно распределить нагрузку между работниками.

Основным инструментом метода является канбан-доска с карточками или стикерами. Она дает наглядное и четкое представление обо всех задачах в работе над общим делом. Посмотрите образец канбан-доски. Каждый член рабочей группы имеет доступ к доске и видит, на каком этапе находится задача. Так как весь процесс работы на виду, каждый работник видит свой вклад и ценность для общего проекта.

Читайте далее в статье, как использовать в своей работе метод канбан. А еще посмотрите памятку, которая поможет внедрить канбан в работу.

Определите проект

Для начала определите проект или общее дело, над которым предстоит работать группе коллег. Не выбирайте слишком длительный по времени или большой по количеству задач проект. Ведь процесс работы над проектом должен быть наглядный и ограниченный по времени. Создайте рабочую группу и возглавьте ее. Наметьте план работы и продумайте стадии, которые нужно реализовать, чтобы в срок разработать проект.

Одна из приоритетных задач школы в этом году – подготовить документы к переходу на новые ФГОС начального и основного общего образования. Этот процесс можно разбить на отдельные шаги или мероприятия, то есть проекты, над которыми будут работать члены одной рабочей группы. Например, проверка локальных актов, оценка ресурсов школы, разработка проектов ООП НОО и ООО. Каждое из таких мероприятий и может стать общим делом или проектом, для которого удобно применить метод канбан. Так вы сможете вовремя получить готовый продукт, то есть подготовить все необходимые документы для перехода школы на обновленные стандарты. Посмотрите образец канбан-доски при работе над таким проектом.

ВАЖНО

Канбан сложно применять для работы группы, численность которой больше 5 человек

Создайте столбцы

Столбцы канбан-доски отражают различные этапы работы, которую нужно сделать, чтобы получить готовый продукт «точно в срок». Поэтому сначала проанализируйте процесс работы над проектом и определите этапы работы. Продумайте время, которое может затратить рабочая группа на каждом этапе.

Универсальный вариант доски содержит три столбца: нужно сделать, в процессе, готово. Вы можете добавить дополнительные столбцы. Например, анализ, проверка, согласование, приостановлено или любые другие. Но не создавайте больше 5–7 столбцов, иначе доска получится перегруженной и ее будет сложно использовать.

Добавьте карточки

Карточка или стикер – это задача, над которой работают члены одной рабочей группы. Количество карточек может быть любым, его можно менять. На карточке напишите название задачи и прикрепите в начало канбан-доски. В заголовках карточек используйте глаголы, чтобы коллеги знали, что именно им предстоит сделать. Определите время, которое будет необходимо для решения задачи, зафиксируйте его на карточке. Можно сделать карточки разных цветов. Так вы обозначите приоритетность или тип задачи.

Если вы используете электронную канбан-доску, добавьте в карточку дополнительную информацию о задаче: приоритетность, описание работы, чек-лист обязательных шагов и другие.

5
особенностей канбан:

нет совещаний;
нужна отправная точка;
последовательные и плавные перемены;
могут работать узкопрофильные команды;
в команде нет разделения на роли

Перемещайте карточки по этапам

В процессе работы над проектом рабочая группа перемещает по столбцам канбан-доски карточки-задачи в зависимости от их состояния. Здесь важна сплоченность коллег и работа в команде как единого механизма. Ведь если кто-то не справляется, то страдает общее дело. Поэтому такую работу удобно планировать на доске, где весь процесс на виду и каждый может увидеть свой вклад и ценность в работе над проектом.

Для продуктивной работы коллег определите лимит задач, то есть, сколько карточек может одновременно находиться в одном столбце. Укажите число в заголовке каждого столбца. Например, в скобках рядом с заголовком столбца. Самые ценные карточки-задачи расположите вверху, наименее ценные – внизу. Так рабочей группе будет видно, какой задаче уделить внимание в первую очередь.

Если в одном из столбцов копится больше всего карточек, значит здесь находится слабое место рабочего процесса. Обратите внимание на такой этап и скорректируйте работу коллег. Например, подключите к этому этапу дополнительных сотрудников или часть функций с этого этапа передайте на другие, чтобы разгрузить его.

У каждого сотрудника в работе может быть ограниченное количество карточек. Это условие позволит избежать перегруженности и зависания в работе над задачей. Кроме того, ответственность за ведение доски лежит на всех членах рабочей группы. Состояние карточек должно обновляться регулярно в одно и то же время. Так, канбан-доска будет четко отражать задачи, над которыми работает каждый участник команды, и их состояние, а вы сможете вовремя принимать управленческие решения.

Создайте новую доску

Одну виртуальную канбан-доску можно использовать неограниченное время, поскольку работа на ней предстает как один непрерывный процесс. Но для особых проектов можно создать отдельную доску. Например, одна доска для проектов по переходу на новые ФГОС начального и основного общего образования, а другая доска для подготовки отчета о самообследовании.

Образец и памятка, чтобы применить канбан в работе

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите материал, чтобы посмотреть и скачать. Если сервис не загрузился, обновите страницу

К СВЕДЕНИЮ

Откуда появился канбан-метод

Систему канбан разработала и впервые реализовала фирма Toyota в 1950-е годы. Канбан подразумевал систему производства и снабжения, которая позволяла реализовать принцип «точно в срок». Так, на автомобильных заводах использовали карточки, чтобы передать информацию с одного этапа на следующий о том, сколько и каких деталей потребуется. Само слово «канбан» по-японски означает «рекламный щит, вывеска».

Канбан-метод как термин в управлении пошел от системы производства фирмы Toyota. Он также придерживается понятия «точно в срок», но в отличие от заводов речь идет об интеллектуальном труде. Канбан-метод позволяет визуализировать поток интеллектуальной работы – весь процесс работы на виду. Поэтому каждый сотрудник видит свой вклад и ценность для проекта, четко понимает результат своей деятельности.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.