
Готовые формулировки об электронной версии, чтобы обновить Положение о классном журнале
Чтобы регламентировать работу с электронной версией журнала, в локальный акт школы необходимо добавить три формулировки. Во-первых, нужно разграничить права доступа к журналу, чтобы ни ученики, ни другие педагоги, которые не ведут конкретный предмет, не могли редактировать оценки по нему. Во-вторых, следует установить сроки, в которые учителя должны заполнить журнал. При этом необходимо зафиксировать, когда вносить записи, если в работе электронной версии произошел сбой. В-третьих, надо прописать, как школа хранит данные электронного журнала и в течение какого времени.
О доступе к журналу
В Положение необходимо включить пункты о разных правах доступа к электронному журналу для разных категорий пользователей. Тогда ученики не смогут исправить отметку или другие данные в журнале. Например, классным руководителям следует разрешить доступ ко всем страницам своего класса без права редактировать отметки. А учителям-предметникам стоит открыть доступ к страницам своих предметов и занятий с правом редактировать отметки и темы. Для заместителя директора по УВР пропишите доступ ко всем страницам журнала, чтобы контролировать, как учителя работают с документом.
Пример формулировки. О правах доступа
Инструкция
Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
В Положении также зафиксируйте ограничения, которые действуют для всех пользователей электронного журнала. Например, пропишите, что недопустимо передавать персональные данные для входа в журнал третьим лицам. Также надо разъяснить, как действовать, если пользователи обнаружили, что правила доступа в журнал были нарушены.
Пример формулировки. Об общих ограничениях
Инструкция
Внесите свои данные вместо синего текста. Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
О сроках заполнения, если произошел сбой в работе журнала
В Положении установите сроки, в которые педагоги должны заполнять журнал. Они могут отличаться для бумажной и электронной версий журнала. Например, если произошли сбои в работе электронного журнала, педагогам можно предоставить один дополнительный рабочий день, чтобы они смогли его заполнить.
Еще закрепите правила для случаев, когда в школе объявляют неучебные дни или дни карантина. Например, в журнале в «листе движения» можно зафиксировать дату и причину, по которой не проводили учебные занятия. Далее указать локальный акт школы, в котором установили неучебные дни. Например, приказ директора. Также можно продолжать делать запись для каждого урока. Слева отмечать дату, справа, в графе «Что пройдено на уроке», написать слово «Карантин».
Установить правила надо и для дистанционного обучения. Если во время карантина школа уходит на дистант, заполнять электронный журнал нужно в обычном режиме. Педагоги должны делать пометку о дистанционном обучении в графе «Комментарии» или «Тема урока», а также выставлять оценки за работы в графы с теми датами, когда ученик их выполнял.
Пример формулировки. О сроках заполнения
Инструкция
Внесите свои данные вместо синего текста. Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
О хранении журнала
В Положении следует зафиксировать и то, как школа хранит данные из электронного журнала. Можно указать, что администратор такого журнала будет копировать данные на электронный носитель и дополнительно распечатывать сведения на бумаге. Это уменьшит риск потери информации. Также понадобится указать сроки хранения. Например, сведения из электронного журнала можно хранить в течение пяти лет, а сводную ведомость – в течение 25 лет (рекомендации Минобразования, напр. письмом от 20.12.2000 № 03–51/64). Сроки хранения надо также внести в школьную номенклатуру дел. Удлиненные сроки хранения нужны, чтобы школа смогла найти сведения по запросу заинтересованных лиц. Например, выдать дубликат аттестата, если выпускник его потерял, или ответить на запрос следственных органов.
Пример формулировки. О хранении журнала
Инструкция
Внесите свои данные вместо синего текста. Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Как организовать сдачу норм ГТО в новом учебном году
Чтобы подготовить школу к сдаче норм ГТО, внесите изменения в ООП. Отдельно разработайте школьную документацию по внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ВФСК ГТО). Еще нужно обеспечить информационную, методическую и профессиональную поддержку педагогов. Для этого используйте рекомендации по поддержке деятельности работников физической культуры, педагогических работников и других, которые связаны с поэтапным внедрением ВФСК ГТО в субъектах (Методические рекомендации Минобрнауки, Минспорта от 31.10.2014).
Создайте школьную комиссию
Разрабатывает школьную документацию и обеспечивает все виды поддержки педагогов школьная комиссия по внедрению ВФСК ГТО. В ее состав должны войти представители администрации, медицинский работник, педагог-организатор спортивно-оздоровительной работы, руководитель ШМО учителей физкультуры и ОБЖ. Еще можете пригласить в комиссию представителей школьного родительского комитета и ученического совета, ведь решения комиссии напрямую касаются школьников.
Состав комиссии ГТО должен утвердить приказом директор школы. Подготовьте проект приказа и отдайте на подпись директору. Смотрите готовый образец приказа.
Образец приказа
Инструкция
Листайте страницы, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
Законодательство в сфере образования не требует, чтобы все школьники сдавали нормативы ГТО. Поэтому нельзя ставить ученику неудовлетворительную отметку по физкультуре, если он не выполнил нормативы
Внесите изменения в ООП
Скорректируйте целевой и содержательный разделы ООП. В целевом разделе в подпункте «Предметные результаты освоения основной образовательной программы» в предметных результатах по физкультуре отразите и результаты сдачи норм ГТО (п. 12.9 ФГОС НОО, п. 11.10 ФГОС ООО, п. 9.7 ФГОС СОО). В содержательном разделе в подпункте «Физическая культура» одним из планируемых результатов изучения запишите выполнение нормативов ГТО. Смотрите выше в таблице 1 примеры формулировок для разделов ООП.
Таблица 1. Формулировки изменений для разделов ООП
Чтобы повысить информированность и уровень знаний школьников о ГТО, предусмотрите в учебном плане и плане внеурочной деятельности специальные курсы, а в календарном плане воспитательной работы – различные мероприятия. Например, курсы внеурочной деятельности спортивно-оздоровительного направления, воспитательные мероприятия туристско-краеведческого и гражданско-патриотического направлений.
Разработайте школьную документацию
Поручите школьной комиссии разработать документацию. Обычно готовят около восьми документов. Смотрите примерный перечень в таблице 2. Также комиссия может разработать любые другие документы, чтобы обеспечить условия для организации и проведения комплекса ГТО или подтвердить сведения.
Таблица 2. Примерный перечень школьной документации, чтобы обеспечить условия для организации и проведения комплекса ГТО

ВАЖНО
Положительная отметка по физкультуре за сдачу нормативов ГТО может стать одним из способов мотивировать школьников к участию
Проконтролируйте, чтобы комиссия назначила ответственных за прием тестов, участвовала в разрешении спорных и конфликтных ситуаций, обратилась в районные методические службы, чтобы организовать обучение тьюторов и учителей физкультуры. Пусть оценят условия в школе – проверят наличие и техническое состояние спортивного оборудования и помещений. Это нужно, чтобы обеспечить безопасные условия для сдачи нормативов. Памятку для членов комиссии, которая поможет внедрить комплекс ГТО в школе, скачайте ниже.
Еще проверьте и обновите локальные акты. Например, положение о текущем контроле и промежуточной аттестации. Учитывать или нет результаты выполнения нормативов ГТО в текущем контроле и промежуточной аттестации школьников по физкультуре решите самостоятельно (письмо Минобрнауки от 02.12.2015 № 08–1747). Решение закрепите в локальном акте.

СПРАВКА
Чтобы отследить динамику работы по ВФСК ГТО, создайте электронный банк данных и внесите в него всю необходимую документацию
Поддержите педагогов информационно и методически
Чтобы обеспечить информационную поддержку педагогов школы, организуйте и проведите тематические педсоветы. На педсовете ознакомьте учителей физкультуры, классных руководителей, педагогов-организаторов с нормативно-правовой документацией по ГТО, планом работы по направлению на учебный год. Чтобы педагоги смогли перенять успешный опыт внедрения ГТО в других школах, организуйте их участие в вебинарах, семинарах и конкурсах.
Расскажите педагогам о возможности повысить профессиональный уровень с помощью курсов повышения квалификации. Педагог, который прошел обучение по программам повышения квалификации по внедрению ГТО, становится тьютором. Он сможет организовывать и курировать в школе работу по подготовке к сдаче ГТО.
Может ли школа стать Центром тестирования ВФСК ГТО
Да, может. Это подтверждает часть 3 статьи 31.2 Федерального закона от 04.12.2007 № 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».
Чтобы школа стала Центром тестирования ГТО, подайте заявку в департамент или министерство спорта субъекта РФ. Затем внесите деятельность по реализации комплекса ГТО в уставные документы.
Также соберите пакет документов, перечень которых предоставит департамент или министерство спорта субъекта РФ. Кроме того, школа должна иметь минимальный перечень оборудования, инвентаря и расходных материалов для проведения тестирования с учетом методических рекомендаций по организации судейства мероприятий ВФСК «Готов к труду и обороне» (приказ Минспорта от 01.02.2016 № 70).
действует медицинское заключение о допуске к сдаче норм ГТО и тренировочным испытаниям (п. 46 приказа Минздрава от 23.10.2020 № 1144н)
Подготовьте школьников к сдаче ГТО
Важно физически подготовить детей к сдаче нормативов, провести тренировочные испытания и сделать заключение о готовности каждого школьника к испытаниям в центрах тестирования. Назначьте ответственными за этот этап тьюторов, педагогов-организаторов спортивно-оздоровительной работы или учителей физкультуры. Поручите им разработать календарный план по подготовке к сдаче нормативов ГТО и график сдачи нормативов ГТО по согласованию с центрами тестирования.
Порекомендуйте ответственным за составление плана разделить подготовку и выполнение нормативов комплекса ГТО на три условных периода: осенний, зимний и весенний. По этому плану будет проходить подготовка школьников к многоборью в соответствии с рекомендациями к недельному двигательному режиму детей по ступеням комплекса ГТО. Смотрите пример календарного плана.
Примерный календарный план по подготовке к выполнению требований ВФСК ГТО
Инструкция
Листайте страницы, кликая на стрелочки
сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

ВАЖНО
Центры тестирования ГТО есть во всех регионах
Проводите подготовку на занятиях. Подготовку к сдаче нормативов ГТО проводите на уроках физкультуры, на занятиях внеурочной деятельности в рамках спортивно-оздоровительного направления, на занятиях допобразования в рамках физкультурно-спортивного направления. Например, в спортивных секциях, группах общей физической подготовки, школьных спортивных клубах. Еще организуйте школьный фестиваль или спартакиаду ГТО, в которых будут соревноваться между собой разные классы в лично-командном зачете. Кроме тренировочных испытаний, проведите школьный этап летнего и зимнего фестиваля ВФСК ГТО.
Чтобы подготовка была эффективной, поручите учителям физкультуры составить рабочую программу предмета или внеурочной деятельности с учетом государственных требований ВФСК ГТО (приказ Минспорта от 12.02.2019 № 90). В этих требованиях указаны испытания и их нормативы для каждой из возрастных ступеней.
Привлекайте медработника. К подготовке к сдаче норм ГТО и тренировочным школьным испытаниям учеников допускает школьный медицинский работник. Он также должен присутствовать на испытаниях комплекса ГТО. Школьнику нужно получить допуск от врача-педиатра, чтобы участвовать в испытаниях в тестировочных центрах ГТО для получения знаков отличия, в городских и областных мероприятиях по внедрению комплекса. Врач-педиатр оформляет медицинское заключение с указанием группы здоровья.
Ученик, который хочет выполнить нормативы, должен иметь по результатам медицинского осмотра первую, вторую группу здоровья или основную медицинскую группу для занятий физкультурой. Если у школьника третья группа здоровья или подготовительная медицинская группа для занятий физкультурой, ему нужно пройти дополнительные обследования и проконсультироваться у спортивного врача. Врач по результатам обследований решает вопрос о допуске.
Не допускайте к сдаче нормативов ГТО учеников с четвертой группой здоровья и со специальной медицинской группой для занятий физкультурой (п. 7 приказа Минздрава от 23.10.2020 № 1144н).
Мотивируйте школьников. Продумайте совместно с комиссией систему спортивно-оздоровительных мероприятий и формы проведения. Поручите классрукам регулярно проводить единые уроки и классные часы по теме актуальности ГТО и формирования здорового образа жизни. Еще запланируйте и проведите совместно с педагогами, детьми, родителями и представителями общественных организаций микрорайона школы акции под эгидой «Все на старт ГТО!», внеклассные мероприятия спортивно-оздоровительной направленности.

СПРАВКА
Результаты школьных тренировочных испытаний могут засчитать как результаты испытаний ГТО, если их оценивает работник Центра тестирования, который имеет удостоверение судьи по видам спорта комплекса ВФСК ГТО
Информируйте учеников и их родителей. Организуйте тематические заседания родительского комитета школы и классов, общешкольные и классные собрания. Инициируйте участие родителей в школьных мероприятиях в рамках подготовки к сдаче ГТО. Например, запланируйте спортивно-оздоровительные мероприятия «Мама, папа, я – спортивная семья!».
Поручите школьному медиацентру подготовить информационные стенды. Разместите на них документы, которые касаются мероприятий комплекса ГТО: Указ Президента от 24.03.2014 № 172, Положение о ГТО и планы школьных, городских, муниципальных мероприятий. Отдельный стенд посвятите достижениям детей в спортивных соревнованиях и результатам сдачи нормативов ГТО предыдущих лет. Также разместите информацию о системе награждения за успешную сдачу нормативов.
Информацию о проведенных мероприятиях и достижениях учеников размещайте на сайте, в газете или выпуске школьных радиопередач. Если у школы организовано сетевое взаимодействие с городскими, муниципальными, региональными СМИ, то регулярно публикуйте информацию о подготовке школьников к ГТО в их изданиях. Чтобы работа по вовлечению школьников в движение ГТО в школе была эффективной, проводите ее на протяжении всего учебного года.
Организуйте сдачу норм ГТО
Чтобы выполнить нормативы ГТО, школьнику нужно зарегистрироваться на сайте gto.ru (п. 4 раздела II приказа Минспорта от 28.01.2016 № 54). Ученику присвоят личный уникальный идентификационный номер (УИН). Затем школьнику нужно подать заявку на выполнение испытаний. Ее можно подать в электронном виде через личный кабинет или обратиться в Центр тестирования. Памятку для участников скачайте ниже.

ВАЖНО
Отчетный период выполнения нормативов ГТО – с 1 января по 31 декабря (приказ Минспорта от 28.01.2016 № 54). Это время, в течение которого действительны результаты сдачи нормативов
Определите место и количество испытаний. Ученики могут выполнять нормативы в центрах тестирования, на временных площадках в рамках городских фестивалей и праздников. Чтобы приступить к испытаниям, участник должен предоставить документы: удостоверение личности и медицинскую справку от врача о допуске к испытаниям. Обратите внимание школьников, что в личном кабинете можно ознакомиться со списком обязательных испытаний, которые им предстоит выполнить для получения знака отличия ГТО. За один день ученик может выполнить три-четыре вида испытания. Чтобы школьник успешно прошел испытания и получил лучшие результаты, помогите ему грамотно распределить нагрузку на свой организм. Нормативы ГТО, которые необходимы для получения знака отличия, можно выполнить только в рамках отчетного периода с 1 января по 31 декабря.
Подведите итоги испытаний. Комплекс ГТО предусматривает три уровня знаков отличия – золотой, серебряный и бронзовый. Государственные требования к уровню физической подготовленности при выполнении нормативов ГТО для всех ступеней смотрите на сайте gto.ru. Обратите внимание школьников, что знаки отличия присваиваются по «нижней планке». Если хотя бы один из видов испытаний выполнен на бронзовый знак отличия, то будет присвоен бронзовый знак, несмотря на то, что все остальные испытания ученик мог выполнить на «золото» или «серебро».
Когда школьники выполнят все нормативы ГТО, Центр тестирования выгрузит результаты в автоматизированную информационную систему ГТО. Также результаты будут в личном кабинете участника. После каждого отчетного периода на сайте ГТО публикуются приказы Минспорта о награждении золотым, серебряным или бронзовым знаками отличия ВФСК ГТО. В этих приказах есть списки участников, которые успешно завершили все испытания. Посмотрите в списках наличие учеников вашей школы, ведь им вручат знаки отличия и удостоверения в торжественной обстановке.
Образцы личных карточек для всех ступеней
Инструкция
Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
сбоку, чтобы посмотреть и скачать документ. Если сервис не загрузился, обновите страницу

К СВЕДЕНИЮ
Какие нормативы ГТО сдают школьники
Школьники сдают нормативы по шести ступеням ГТО (п. 7 положения, утв. постановлением Правительства от 11.06.2014 № 540, далее – Положение). Эти ступени соответствуют возрастам:
– от 6 до 8 лет – первая ступень;
– от 9 до 10 лет – вторая ступень;
– от 11 до 12 лет – третья ступень;
– от 13 до 15 лет – четвертая ступень;
– от 16 до 17 лет – пятая ступень;
– от 18 до 29 лет – шестая ступень.
Внутри каждой ступени испытания комплекса ГТО делятся на обязательные и те, которые участник может выбрать самостоятельно (пп. 10, 11, 12 Положения). К обязательным относят: испытания на развитие быстроты, определение развития скоростных возможностей, определение развития выносливости, определение скоростно-силовых возможностей, определение развития силы и силовой выносливости, развитие гибкости. Испытания по выбору включают: испытания на развитие координационных способностей, овладение прикладным навыком. Школьники с ОВЗ могут самостоятельно выбрать испытания из предложенных в пункте 12.1 Положения.
Наличие возрастных ступеней комплекса ГТО предполагает, что результаты, как и сами нормативные показатели, актуальны лишь в пределах возрастной ступени. Поэтому при переходе участника по возрасту в следующую ступень результаты предыдущей архивируются. А участник будет выполнять испытания текущей возрастной ступени по другим показателям и, возможно, другим нормативам.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).


Рекомендации и карточки, чтобы помочь педагогам допобразования обновить программы
Одна из национальных целей развития, которую утвердил указом Президент, – создать возможности для самореализации и развития талантов (подп. «б» п. 1 Указа Президента от 21.07.2020 № 474). В том же Указе перечислены задачи в рамках этой цели: войти в десятку стран по качеству образования; сформировать систему выявления и поддержки способностей и талантов детей; создать условия для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности; увеличить долю посещения культурных мероприятий.
Чтобы выполнить эти задачи, школы должны использовать все ресурсы, в том числе и дополнительное образование. Но его содержание придется скорректировать.
Особенности работы по дополнительным программам
возможность создавать разновозрастные группы;
возможность сочетать групповые и индивидуальные занятия;
реализация программ в течение всего календарного года, включая каникулярное время;
организация обучения по ИУП, в том числе ускоренное обучение;
возможность подключить к занятиям родителей
Как обновить содержание допобразования
Направления обновления содержания допобразования примерно те же, что и для общего образования. Выделили четыре глобальные задачи.
Связать программы с инновационными областями науки и технологий, перспективными профессиями. Например, энергетикой, авиацией, нейронауками, биотехнологиями, программированием, анализом больших данных. Причем желательно выбирать такие направления работы, которые помогут реализовать потребности развития территорий и интересы местного населения. Например, если в вашем регионе развито сельское хозяйство, логично открыть дополнительные программы, которые погрузят детей в эту проблематику.
Увеличить долю проектной и исследовательской деятельности. Это поможет на ранних этапах выявлять и поддерживать способности детей, а также будет способствовать развитию навыков самореализации.
Расширить использование технологий решения творческих и изобретательских задач, развития креативного мышления. Эта задача напрямую связана с двумя предыдущими, а также с требованиями к планируемым результатам освоения ООП.
Переориентировать содержание программ. Наконец, четвертое крупное направление обновления – ориентировать содержание программ на развитие компетенций и ценностей, которые актуальны с точки зрения задач обеспечения социальной стабильности, солидарности, культурного развития страны в целом и местных сообществ. Эта задача связывает программы допобразования с новой рабочей программой воспитания, которую должны разработать и начать внедрять школы с сентября 2021 года.
Как использовать новые концепции преподавания, чтобы обновить содержание программ
Обновить содержание дополнительного образования помогут новые концепции преподавания учебных предметов. В них уже заложены те задачи, о которых говорили ранее в статье. А также разработчики концепций предложили инструменты и решения.
Раздайте педагогам карточки о последних утвержденных концепциях – преподавания физики, химии, астрономии и истории России. В карточках рекомендации, как именно обновить программы, что и на каком уровне включить.
Подход, который описан в карточке о концепциях преподавания физики, химии и астрономии, предложите педагогам применять для дополнительного естественнонаучного и технического образования детей. В программах этих направленностей важно поставить задачи формировать научную картину мира и развивать исследовательскую активность.
Концепции преподавания предметов «Физика» и «Астрономия» реализуйте через программы естественнонаучной и технической направленности. Смотрите пример.
ПРИМЕР. Циклы и направления, чтобы реализовать концепции преподавания физики и астрономии

Совет
Чтобы помочь педагогам обновить содержание программ и технологии работы, создайте условия для развития профессиональных коммуникаций. Например, проведите на базе школы мастер-классы с участием учителей из других школ, преподавателей вузов и СПО
Концепцию преподавания химии реализуйте через естественнонаучную направленность. Используйте тематические циклы: эколого-биологический и физико-химический.
Положения концепции преподавания истории России в дополнительном образовании можно реализовать через социально-гуманитарную направленность – гражданско-правовые и социокультурные группы программ. Также уместно включить блоки в программы туристско-краеведческой и художественной направленности. Например, изучать традиционные народные промыслы, составлять родословную семьи, узнавать о судьбах соотечественников.
Предусмотрите для мотивированных учеников возможность изучать физику, химию, астрономию, историю России на углубленном уровне с начальной школы. Например, в рамках дополнительных занятий, элективных курсов, кружков и клубов. Также постарайтесь привлечь ресурсы города, региона через сети организаций дополнительного образования, предприятия и партнерские организации. Так вы сможете закрыть образовательные потребности детей и одновременно разгрузить учителей своей школы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ