
Как написать вариативные модули для рабочей программы воспитания
Вариативные модули выберите самостоятельно. Также самостоятельно определите их количество, ведь его не регламентирует ни Примерная программа воспитания, ни ФГОС. Рабочая программа школы может и не включать вариативные модули. Однако такие модули показывают воспитательную специфику школы, а это имиджевая составляющая.
Названия вариативных модулей не обязательно указывать в соответствии с Примерной программой воспитания. Вы можете дать иные названия или перефразировать примерные. Так, вариативный модуль «Ключевые общешкольные дела», который прописан в Примерной программе, можно назвать «Ключевые дела года». Это возможно, если школа традиционно проводит мероприятия из года в год по методике ключевых дел года. В памятке ниже смотрите причины, почему разработать вариативные модули рабочей программы воспитания не из списка Минпросвещения – хорошее решение для школы.
Памятки для замдиректора
Проанализируйте школьный опыт воспитательной работы и сформулируйте воспитательный потенциал дел и мероприятий, которые реализуете. Это описание ляжет в основу модулей. Смотрите в таблице 1 примеры воспитательного потенциала вариативных модулей.
Таблица 1. Воспитательный потенциал вариативных модулей
Модуль «Ключевые общешкольные дела» подойдет любой школе
Вряд ли найдется школа, в которой нет традиционных общешкольных мероприятий. Поэтому не пренебрегайте этим модулем в своей программе воспитания.
Что включить в модуль. Ключевые общешкольные дела – традиционные мероприятия и события, в которых участвует большинство школьников. Например, субботники, дни рождения школы, волонтерские проекты. Удобно представить мероприятия по уровням вовлеченности участников: внешкольному, школьному, классному и индивидуальному. Смотрите пример уровней ключевых общешкольных дел в таблице 2.
Таблица 2. Уровни ключевых общешкольных дел
На что еще обратить внимание. Если в школе есть уникальные традиции, которые приурочены к календарным праздниками или датам календаря образовательных событий, отразите их в модуле и опишите специфику. Включать календарные праздники, которые примерно одинаково организованы по всей стране, не нужно.
Еще один важный момент – коллективное общешкольное дело в школе планируют, организуют, проводят и анализируют для всех классов. Например, если ко Дню учителя совет учеников школы проводит мероприятие, то это не коллективное общешкольное дело, ведь в нем участвуют не все школьники.
Модуль «Детские общественные объединения» выделите, если уже есть объединение
Этот модуль включите в рабочую программу воспитания, если в вашей школе уже действует минимум одно такое объединение. Если же объединений нет или они только планируются – лучше не выделять отдельный модуль.
Что включить в модуль. Описание деятельности детских общественных объединений. Перечислите объединения и укажите, какими локальными актами регламентируется их деятельность. Смотрите в образце, как лучше оформить модуль.
Оформление модуля «Детские общественные объединения»
Инструкция
Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
На что еще обратить внимание. Не путайте детские общественные объединения с объединениями дополнительного образования и объединениями в рамках внеурочной работы. Их вы уже описали в обязательных модулях. Посмотрите в таблице 3, как разграничить типы объединений.
Таблица 3. Описание форм работы по трем направлениям
Модуль «Школьные медиа» составьте, если в школе есть отдельные медиа
Укажите модуль, если в школе есть собственные медиа, которые выделены в отдельную структуру, – школьная газета, радио, телевидение. Если же газета или радио функционирует в рамках детского общественного объединения, отдельный модуль выделять не нужно. Ведь вы уже описали деятельность в другом модуле.
Что включить в модуль. Описание структуры школьных медиа. Удобно и наглядно можно представить структуру в виде схемы. Смотрите образец оформления модуля.
Оформление модуля «Школьные медиа»
Инструкция
Кликните Копировать внизу модуля, откройте файл Word и вставьте (Ctrl + V). – посмотрите подсказку
На что еще обратить внимание. В полной мере этот модуль может быть реализован в основной и старшей школе. Но это не значит, что ученики начальной школы не могут принимать участие в работе школьных медиа. Просто в их случае возрастает роль классного руководителя и педагога-организатора, которую также нужно отразить в содержании модуля.

ВАЖНО
Все инвариантные и вариативные модули располагайте в рабочей программе воспитания по значимости для школы. Они должны отражать взаимодействие всех участников образовательных отношений
Модуль «Экскурсии, экспедиции, походы» выделяйте, если много таких форм работы
Если большого разнообразия форм работы нет, модуль не описывайте, иначе продублируете содержание обязательных модулей рабочей программы воспитания. Например, такие формы работы с классом могут быть представлены в модулях «Классное руководство», «Курсы внеурочной деятельности».
Что включить в модуль. Описание форм работы, которые реализуете в школе. Еще пропишите, как в каждой из форм проявляется воспитательный потенциал. Удобно сделать это по трем направлениям. Смотрите схему с описанием направлений и пример описания форм работы в таблице 4.
Схема описания направлений модуля «Экскурсии, экспедиции, походы»
На что еще обратить внимание. Не дублируйте в этом модуле содержание, которое уже включили в другие модули. Если понимаете, что после исключения повторов для наполнения модуля ничего не осталось, лучше откажитесь от него. Это не будет ошибкой, ведь рабочая программа воспитания должна отражать реальную работу, которую проводит школа.
Таблица 4. Отличительные признаки детских общественных объединений
Модуль «Организация предметно-эстетической среды» составьте, если ученики задействованы
Если ученики вашей школы активно участвуют в оформлении школьной среды, имеет смысл выделить такой модуль. Это может быть разработка гербов и символов класса, выбор школьной формы, оформления кабинетов и зон отдыха.
Предметно-эстетическая среда влияет на комфортную атмосферу в школе для взрослых и детей. Проанализируйте наличие ее элементов в классных кабинетах, в рекреациях школы, на входных зонах в школу, на пришкольной территории. Подробнее о том, как включить школьников в работу над предметно-эстетической средой, читайте в статье>>.
Что включить в модуль. Мероприятия по организации предметно-эстетической среды, в которых участвуют школьники. Например, если проводите конкурс художественных работ, а затем оформляете ими классы и рекреации.
Начните описывать модуль с актуальности элементов предметно-эстетической среды вашей школы. Укажите, насколько они значимы, какую тематическую основу они показывают.
Если предметно-эстетическая среда была организована взрослыми и детьми, тогда пропишите, как это происходило. Отметьте, что предметно-эстетическая среда имеет личностно развивающий характер и повышает воспитательный потенциал всех участников образовательных отношений. Включите в описание модуля наличие уже существующих элементов предметно-эстетической среды. Посмотрите образец описания модуля.
Описание модуля «Организация предметно-эстетической среды»
На что еще обратить внимание. Будьте аккуратны, когда описываете деятельность школьников на школьной и пришкольной территории. Все мероприятия должны сопровождаться инструктажем по технике безопасности. Его прописывайте в школьном журнале инструктажей для учеников. Перед каждым мероприятием учитель проводит инструктаж, а школьники расписываются в журнале.
Если в создании предметно-эстетической среды школы принимают участие родители школьников, то пропишите их конкретную деятельность. Еще опишите, как в процессе организации среды реализуете воспитательный компонент. Посмотрите ниже пример описания воспитательного компонента.
ПРИМЕР. Описание реализации воспитательного компонента при организации предметно-эстетической среды
Дополните программу индивидуальными вариативными модулями вашей школы
Если в списке необязательных модулей, которые предложило Минпросвещения, вы не нашли тот, который описывает уникальную воспитательную работу вашей школы, придется написать собственный модуль. Включайте вариативные модули, которые помогают реализовать воспитательный потенциал образовательной организации с учетом собственных материальных, кадровых, социальных ресурсов.
Неправильно описывать модули «Патриотическое воспитание» или «Экологическое воспитание», так как воспитание – это целостный процесс и оно не разделяется по направлениям. Вместо этого собственными вариативными модулями могут быть, например, «Волонтерство», «Наставничество», «Музейное дело», «Театр». Рассмотрите модуль «Наставничество» при работе с детьми, которые находятся в трудной жизненной ситуации или нуждаются в психолого-педагогической поддержке взрослых. Наставниками могут быть специалисты социально-психологической службы школы – педагоги-психологи, социальные педагоги, логопеды. Еще тему наставничества можете описать в инвариантном модуле «Классное руководство».
Как спроектировать наполнение вариативных модулей
Может возникнуть трудность с тем, чтобы распределить события и мероприятия школы по модулям. Поэтому начните с банка всех мероприятий школы, а затем распределите их по обязательным модулям. Потом оцените, хватит ли оставшихся мероприятий для вариативных модулей.
Еще один способ спроектировать и наполнить вариативные модули – «мозговой штурм» для педагогов, учеников и родителей. Расскажите участникам, для чего их собрали: чтобы подключить к обсуждению рабочей программы воспитания. Расскажите об инвариантных и вариативных модулях программы. Представьте банк всех школьных мероприятий. Затем предложите участникам заполнить таблицу, где нужно прописать мероприятия по модулям. Смотрите пример заполненной таблицы. Эту работу проведите заранее, до начала нового учебного года: для школьников – на классных часах, для родителей – на родительских собраниях, для педагогов – на производственном совещании.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

К СВЕДЕНИЮ