ещё
свернуть
Все статьи номера Микрообучение
7
Июль 2021года
Спецпроект. Школьный кабинет
Внутренняя система оценки качества образования

Листы контроля, чтобы включить во ВСОКО проверку требований к школьным кабинетам

Марина Айзятова, врач отдела гигиены детей и подростков филиала ФБУЗ ЦГиЭ в СВАО Москвы,
Юлия Патеева, юрист-редактор Актион Образование
В статье – готовые листы контроля. Их разработал юрист и проверил специалист по здоровью школьников. С помощью листов вы проконтролируете, выполнили ли ответственные за заведование кабинетами все новые санитарные требования.

Вы можете читать статью или сразу перейти в мини-курс. В нем три урока, которые помогут проверить, как педагоги выполняют санитарные требования к учебным кабинетам. В первом уроке разберетесь, что изменилось в требованиях. Второй и третий уроки – практические. В них проведете проверку кабинета в нашей виртуальной школе по готовым листам контроля.

В Санитарных правилах СП 2.4.3648-20 (СП) и Гигиенических нормативах СанПиН 1.2.3685–21 (ГН) изменились требования к организации внутреннего пространства учебного кабинета. Часть старых нормативов смягчили, часть исключили вовсе, а еще добавили новые. Все актуальные требования смотрите на схеме. 

Главное в статье СкрытьСхема учебного кабинета

Кликните на точку в с цифрой , чтобы посмотреть подсказки. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Летом проведите ревизию школьных кабинетов по листам контроля. Они подойдут для всех учебных кабинетов, в которых предусмотрели традиционную расстановку мебели.

Главное в статье СкрытьЛист контроля № 1. Учебная доска

Удостоверьтесь, что в кабинете правильно установлены учебные доски. В СП и ГН уточнили требования к размеру, состоянию и размещению интерактивной доски. Для меловой доски требования сократили. Основной акцент сделали на освещении. Для маркерной доски требования оставили те же. Нормы к углу видимости доски также не изменили, но исключили норму, что требование соблюдают для доски длиной 3,0 м. Все критерии для проверки учебной доски – в листе контроля № 1.

Лист контроля № 1

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте



















Шаблон листа контроля № 1
Скачать

Лист контроля № 2. Специальное оборудование

В отдельный лист занесите сведения о специальном оборудовании. Например, до конца 2021 года все кабинеты должны быть оборудованы приборами по обезвреживанию воздуха. Это меры профилактики COVID-19 (п. 2.3 СП 3.1/2.4.3598–20). Остальные требования перенесли из старого СанПиН. Критерии оценки спецоборудования смотрите в листе контроля № 2.

Лист контроля № 2

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте







Шаблон листа контроля № 2
Скачать

Совет

Проверку кабинета информатики можно делегировать техническому специалисту школы, если он не ответственный за кабинет

Главное в статье СкрытьЛист контроля № 3. Учебная мебель

Проверьте комплектность учебной мебели, маркировку и материалы, из которых она сделана. Требования в их отношении не изменились.

Затем оцените, как расставлена мебель. Законодатель сократил минимальное расстояние между рядами парт: было 60 см, стало – 50. Еще определили конкретный промежуток между окном и партой. Он должен составлять не меньше 50 см, вместо вилки 50–70 см. А вот расстояние между столом учителя и стеной, а также последней партой и стеной теперь не регламентировано.

Все обязательные требования к расстояниям между школьной мебелью смотрите на схеме в начале статьи, а критерии для проверки – в листе контроля № 3.

Лист контроля № 3

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте

























Шаблон листа контроля № 3
Скачать

Лист контроля № 4. Учебное оборудование

Учебное и сопутствующее оборудование проверьте в четырех кабинетах: химии, физики, технологии и информатики. Для первых двух кабинетов требования прежние. Для кабинета технологии установили новые требования, но без конкретики.

В кабинете информатики изменений много из-за новых требований к техническому оснащению. Поэтому этот кабинет проверяйте по особым критериям (таблицы 6.1, 6.3, 6.8 ГН). Все новые требования к электронным средствам обучения (ЭСО) смотрите в статье>>, а требования к оборудованию кабинетов – в листе № 4.

Лист контроля № 4

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте

































Шаблон листа контроля № 4
Скачать

Лист контроля № 5. Условия для пребывания

Оцените условия для пребывания в учебных кабинетах. Сначала проверьте наличие освещения, допустимые параметры. Затем убедитесь, что есть солнцезащита. В конце оцените качество ремонта и уборки. Все критерии условий смотрите в листе контроля № 5.

Возьмите лист контроля № 5  

Инструкция
Проверьте, соблюдены или не соблюдены нормативные показатели, поставьте отметку и распечатайте
























Шаблон листа контроля № 5
Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

7
Июль 2021года
Спецпроект. Школьный кабинет
Электронные средства обучения

Новые требования Санитарных правил и СанПиН к работе с электронными средствами обучения

В статье – все требования к ЭСО, которые закрепили в Санитарных правилах и новых СанПиН. По таблицам проверите, как оснащение кабинетов готово к новому учебному году.


Скачать


Скачать


Скачать


Скачать

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С ЭСО

Не использовать для обучения средства мобильной связи (п. 3.5.3 СП 2.4.3648–20).

При использовании ЭСО во время занятий и перемен проводить гимнастику для глаз. Упражнения выбирает педагог (п. 2.10.2 СП 2.4.3648–20).

При использовании ЭСО во время занятий проводить физкультминутки, обеспечивать контроль за осанкой школьников (п. 2.10.3 СП 2.4.3648–20).

Время непрерывного использования экрана с одновременной фиксацией информации в тетрадях: 1-4-е классы – 10 минут; 5-9-е классы – 15 минут (п. 2.10.2 СП 2.4.3648–20).

Выключать или переводить в режим ожидания ЭСО, когда их использование приостановлено или завершено (п. 3.5.11 СП 2.4.3648–20).

Ежедневно дезинфицировать электронное оборудование, в том числе сенсорные экраны, клавиатуры, компьютерные мыши (п. 3.5.14 СП 2.4.3648–20).

При демонстрации информации освещение должно быть равномерным, не должно быть бликов на экране
(п. 2.8.2 СП 2.4.3648–20).

На окнах должны быть светорегулируемые устройства, если в классе есть ЭСО (п. 3.5.5 СП 2.4.3648–20).

В помещении, где организовано рабочее место ученика с компьютером, ноутбуком или планшетом должно быть естественное и искусственное общее освещение, а также местное на рабочем столе, которое располагается сбоку от экрана ЭСО и не создает бликов на поверхности экрана (п. 3.5.15 СП 2.4.3648–20).

Школьники не должны использовать больше двух различных ЭСО одновременно при реализации образовательных программ с применением дистанционных образовательных технологий и электронного обучения
(п. 3.5.2 СП 2.4.3648–20).

При использовании двух и более ЭСО суммарное время работы с ними не должно превышать максимума по одному из них (п. 188 СанПиН 1.2.3685–21).

Любые ЭСО должны иметь документы об оценке или подтверждении соответствия. ЭСО использовать в соответствии с инструкцией по эксплуатации или техническим паспортом (п. 2.4.5 СП 2.4.3648–20).

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

7
Июль 2021года
Спецпроект. Школьный кабинет
Паспорт кабинета

Как оформить паспорт учебного кабинета

Дмитрий Баранников, замдиректора по безопасности МОУ «Гимназия № 56» п. Красково Люберецкого муниципального района Московской области
В статье читайте, как составить паспорт кабинета, по которому будет удобно контролировать его состояние и оснащение. Узнаете, что включить в документ и где его разместить. Еще есть образец паспорта и готовое положение, чтобы закрепить все требования.

Федеральное законодательство не требует, чтобы школы оформляли паспорт учебного кабинета. Однако образовательные организации составляют такой документ, чтобы оценить и контролировать материально-техническое состояние помещения.

Определите требования к паспорту

Ориентируйтесь на цели, в которых планируете использовать паспорт кабинета. Если региональные и муниципальные акты устанавливают требования к содержанию и оформлению паспорта, то используйте их. Например, такие требования могут быть в актах, которые регулируют организацию местных конкурсов. Смотрите пример.

ПРИМЕР. Требования к паспорту кабинета для регионального конкурса

Название конкурса – «Школа года», номинация «Лучший учебный кабинет».
Требование к паспорту кабинета – в паспорте указывают функциональное назначение кабинета, оборудование, приборы, технические средства обучения, наглядные пособия, дидактические материалы.
Какой акт устанавливает – постановление мэрии г. Архангельска от 30.09.2016 № 1100.

Если местных требований нет, определите их самостоятельно. Выберите такие критерии, чтобы было удобно контролировать состояние и оснащение учебного кабинета.

Порядок составления паспорта кабинета, требования к его содержанию и правила оформления отразите в положении о паспорте учебного кабинета. Там же укажите, кто будет контролировать заполнение паспорта. Например, такую обязанность можете выполнять вы. Смотрите образец положения ниже.

ВАЖНО

Паспорт кабинета распечатайте и прошейте. Титульный лист оформите в произвольном виде

Зафиксируйте структуру документа

Установите единую форму паспорта учебного кабинета. Так будет удобно проверять, как ответственный ведет документ и контролирует состояние и оснащение своего кабинета.

Определите разделы, которые должен содержать паспорт учебного кабинета. Например, паспорт может состоять из четырех разделов: общие положения, оснащение, контроль состояния и безопасность. Смотрите образец готового паспорта кабинета математики>>.

Общие положения. В первом разделе паспорта опишите назначение кабинета, его площадь, функциональные особенности. Отметьте заведующего кабинетом.

Оснащение. Во втором разделе документа перечислите оборудование, наглядные и учебные пособия, методические материалы и другие средства обучения, которые должны быть в кабинете. В качестве ориентира используйте перечень, который утвержден приказом Минпросвещения от 03.09.2019 № 465, и обязательные требования к кабинетам из СП 2.4.3648–20 и СанПиН 1.2.3685–21. Смотрите в конце статьи образец, чтобы оформить требования к оснащению кабинета.

Контроль состояния. В третьем разделе разместите таблицу с графиком проверок состояния кабинета. Ответственный за кабинет должен в ней отмечать состояние мебели, аппаратуры в кабинете, нужен ли ремонт или обновление оборудования. В этот же раздел можно приложить график обновления оснащения и ремонта кабинета.

Безопасность. В последний раздел включите инструкции по безопасности для учителя и учеников.

Поручите составить паспорт

Пусть учитель, который будет отвечать за кабинет, оформит его паспорт. Проконтролируйте, чтобы ответственный совместно с заместителем руководителя по хозяйственной части провели учет всего оборудования и технических средств, мебели и приспособлений в кабинете. Порекомендуйте ответственному по итогам инвентаризации заполнить раздел паспорта «Оснащение».

Обновляйте паспорт ежегодно, например, перед началом нового учебного года. Так ответственный сможет внести изменения, которые произошли после летнего ремонта кабинета.

Разместите готовый документ

Порекомендуйте ответственному разместить оформленный паспорт на стенде учебного кабинета или в другом доступном и видном месте. Пусть педагог продублирует инструкции по безопасности, которые включил в паспорт, и раздаст их ученикам.

На официальном сайте публиковать паспорт оснащения необязательно. Однако это можно сделать, если паспорт не содержит персональных данных работников и учеников. Тогда разместите паспорта кабинетов в подразделе «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» (п. 3.7 Требований, утв. приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).

Возьмите готовые документы

Инструкция

Кликните на кнопку и выберите документ. Листайте страницы, кликая на стрелочки
  сбоку.  – посмотрите подсказку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.