ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2020года
Образовательная деятельность
Подкаст

Попробуйте новый формат журнала – подкаст «Диалоги о домашнем задании»

Наталья Романова, главный редактор журнала,
Никита Голубцов, заместитель директора по УВР МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское,
Ирина Соловьева, директор МОУ – Гимназия № 2 г. Раменское
Предлагаем вам новый формат материала – подкаст. Это радиопередача, в которой главный редактор журнала беседует с гостями на профессиональные темы. В первом выпуске подкаста говорим о домашнем задании.

Подкаст – это аудиопрограмма, которую вы можете скачать или послушать онлайн прямо в статье. Редакция решила предложить вам такой формат, чтобы «развязать руки». Ведь подкаст можно слушать фоном, когда вы занимаетесь текущими рабочими или даже домашними делами.

Конечно, в подкасте вы не найдете готовые образцы, но сможете узнать об опыте коллег. С Никитой Голубцовым и Ириной Соловьевой мы обсудили, как в гимназии № 2 обстоит дело с домашним заданием, какие проблемы видит администрация и как их решает. А еще побеседовали с ученицей гимназии, чтобы посмотреть на вопрос глазами школьника. Чтобы вам было удобнее ориентироваться в аудиозаписях, ниже в статье есть тайм-коды, по ним сможете легко найти интересную вам часть записи.

Подкаст «Диалоги о домашнем задании»

Вам понравился новый формат?
Вам понравился новый формат?
95% Да, хотелось бы увидеть подкасты в следующих номерах
0% Формат понравился, но тема не заинтересовала
3% Интересная тема, но формат не понравился
3% Не понравились ни формат, ни тематика
Всего ответов: 79
 

Тайминг

 

Содержание

 

Часть 1, в которой говорим с замдиректора и ученицей и ищем решения

 00:00–6:00 Знакомимся с Никитой Алексеевичем Голубцовым. Он рассказывает, как строит работу на уроках и почему лично у него проблем с домашним заданием не возникает
 6:20–7:40 Подключаем к диалогу Зину – ученицу гимназии. Обсуждаем плюсы системы работы Никиты Алексеевича
 7:50–13:40 Зина рассказывает о проблемах, которые видит в домашнем задании, и предлагает оригинальное решение
 13:40–15:15 Выясняем, что учебник без учителя работает плохо, и ищем пробелы в навыках цифрового поколения
 15:15–18:00 Обсуждаем, кому на дистанте было хорошо и почему. Делаем вывод о проблемах домашнего задания
 

Часть 2, в которой к разговору подключается директор и решения находятся

 0:00–0:40 Подключаем к беседе Ирину Алексеевну Соловьеву и вводим ее в курс дела
 0:40–3:45 Ирина Алексеевна рассуждает о привычке давать задание на дом, количестве, которое не всегда переходит в качество, детской вере в чудо и ЕГЭ, который эту веру разрушает
 3:45–5:05 Приходим к выводу, что изменить формат домашнего задание поможет только изменение формата обучения, к которому готовы далеко не все
 5:05–9:05 Узнаем, что о СанПиН забыли не везде, Ирина Алексеевна делится опытом решения домашки на педсовете, а главред рассказывает о своем неудачном эксперименте
 9:05–11:00 Ирина Алексеевна рассказывает, как администрация гимназии регулирует объем домашнего задания
 11:00–14:40 Говорим об учебной мотивации, финской системе и домашке в Оксфорде
 14:40–18:00 Возвращаемся в реальность, обсуждаем итоговое сочинение, домашнее задание, которое нельзя не задать, и возможные форматы
 18:00–26:20 Поднимаем вопрос участия родителей в учебном процессе в очном и дистанционном формате: рассуждаем о родительском контроле, детской манипуляции и учебной мотивации, которой неоткуда взяться на дистанте
 26:20–30:15 Говорим о доступности современного учителя и попытках контролировать работу педагогов со стороны родителей
 30:15–31:50 Ирина Алексеевна рассказывает о компетенциях современного педагога, без которых не обойтись, и принципах работы с родителями
 31:50–34:00 Заканчиваем беседу двумя советами

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2020года
Образовательная деятельность
Круглый стол

Круглый стол с заместителями директора о домашнем задании «Запретить нельзя задавать»

Российские школьники тратят на домашнее задание в среднем 4,5 часа в день. Это данные исследования Организации экономического сотрудничества и развития. 4,5 часа – усредненный показатель, то есть может быть и больше. Но и он нарушает требования СанПиН, которые ставят верхнюю планку в 3,5 часа на домашку в старших классах. Чтобы выяснить, как обстоит дело в реальности, собрали за круглым столом ваших коллег из разных регионов России.

За круглым столом редакция собрала постоянных экспертов журнала, участников и победителей конкурса «Завуч года». С коллегами мы поговорили, как в школах регулируют вопросы домашнего задания, какие проблемы есть, обсудили пути решения.

Участники круглого стола

Наталья Лунева, замдиректора МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 45 им. Маршала Советского Союза
Г. К. Жукова» г. Калуги

 

Инна Гаммершмидт, заместитель директора по УВР МБОУ «Агинская СОШ № 1» Саянского района Красноярского края

Елена Кондратенко, замдиректора по УВР МОУ Детчинская средняя общеобразовательная школа, Калужская область, Малоярославецкий район, поселок Детчино

 

Елена Бондаренко, замдиректора МБОУ «Гимназия № 3» г. Белгорода

Вы регулируете объем домашнего задания?
Вы регулируете объем домашнего задания?
39% Да, в школе есть локальный акт
30% Есть устная договоренность с педагогами
32% Нет, педагоги решают все сами
Всего ответов: 98

Вопрос 1. Как в вашей школе регулируется объем домашнего задания?

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВРЕДА

Регулировать или нет – вот в чем вопрос

Этим вопросом задаются многие школы. С одной стороны, требования к времени, которое школьники должны тратить на домашнее задание, зафиксированы в СанПиН. Те же требования перекочевали в новый нормативный акт, который вступит в силу 1 января 2021 года, – Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам.

С другой стороны – этих границ явно недостаточно. Педагогам сложно регулировать объем заданий, которые они лично дают на дом, а ведь нужно еще и согласовать этот объем с коллегами. Поэтому логичным кажется фиксация определенных требований к домашним работам на уровне школы.

В период дистанта вы меняли подход к домашним заданиям
В период дистанта вы меняли подход к домашним заданиям
81% Да, рекомендовали задавать меньше или не задавать вообще
19% Нет, оставили все без изменений
Всего ответов: 89

Вопрос 2. Есть ли предметы, по которым не рекомендуете задавать домашнюю работу?

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВРЕДА

Домашнее задание можно не давать

Гости нашего круглого стола оказались единодушны. Домашние задания по ИЗО, музыке, технологии, физкультуре не задают в большинстве школ. Причем где-то это рекомендация администрации, а где-то – норма локального акта. Все эти предметы предполагают развитие творческих или физических навыков и умений школьников. Поэтому давать обязательное к выполнению домашнее задание по ним значит загонять учеников в рамки, убивать учебную мотивацию.

Вы сталкивались с жалобами родителей на объем домашнего задания?
Вы сталкивались с жалобами родителей на объем домашнего задания?
59% Да, педагоги перегружают детей
26% Да, но перегрузки нет, дети обленились
15% Нет, таких жалоб у нас не бывает
Всего ответов: 88

Вопрос 3. Существует ли проблема с объемом домашнего задания или жалобы родителей и школьников обусловлены ленью и нежеланием учиться?


45%
педагогов иногда позволяют ученикам выбрать домашнее задание

Наши учителя не всегда соблюдают требования СанПиН. Больше скажу, чаще вообще не соблюдают

КОММЕНТАРИЙ ГЛАВРЕДА

Невыдуманная проблема

Я задала этот провокационный вопрос не только гостям круглого стола, но и другим коллегам. И ответ на него вряд ли вас удивит. Действительно, домашние задания, а точнее их количество и объем, стали настоящей проблемой. Чем больше домашки, тем менее она эффективна. К сожалению, далеко не все педагоги это понимают. Готова ли наша школа к работе без домашних заданий? Не думаю, что это так. Но мы точно готовы к разумному подходу, дифференцированным и индивидуальным работам.

Почему педагоги много задают?
Почему педагоги много задают?
59% Не могут рассчитать время урока, не успевают выдать материал
9% Используют домашние работы как наказание
31% У нас нет такой проблемы, педагоги учитывают требования
Всего ответов: 74

Вопрос 4. Поделитесь своим взглядом на домашнее задание: обязательно ли его давать, как регулировать объем, нужна ли методическая поддержка педагогам, стоит ли вообще заострять внимание на домашних заданиях

Когда учителя задают то, что не успели сделать в классе, – это абсурд!

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

12
Декабрь 2020года
План работы
Циклограмма работы на декабрь

Результаты полугодия и административные контрольные работы в циклограмме на декабрь

Елена Крылова, заместитель директора по УВР КОГОБУ «Лицей № 9 г. Слободского»
Ключевая задача месяца – контроль промежуточных результатов обучения в I полугодии. В циклограмме задачи распределены по периодам, чтобы вам проще было планировать свою работу.

Декабрь – месяц подведения промежуточных итогов обучения: заканчивается первое полугодие. Целесообразно провести административные контрольные работы, чтобы оценить, как школьники достигают предметных и метапредметных результатов обучения.

Еще в декабре вы анализируете работу педагога-психолога, социального педагога, кураторов индивидуальных проектов учеников.

Организуйте административный контроль образовательных результатов

В конце первого полугодия вы проверяете, как школьники достигают образовательных результатов, смогли ли педагоги ликвидировать отставание. Чтобы организовать контроль, предлагаем использовать административные работы. Зимние административные контрольные работы проведите для учеников 9-11-х классов по русскому языку и математике. Это обязательные предметы на ГИА, поэтому важно понимать, как школьники их осваивают на данном этапе.

Дополните перечень административных работ контрольными по предметам углубленного изучения в 10-11-х классах. Это позволит определить уровень усвоения программ профильных предметов и спланировать мероприятия на второе полугодие, чтобы скорректировать результаты при подготовке к ГИА. Также вы выявите, как педагоги реализуют профильное обучение.

Еще организуйте административный контроль в 3-4-х классах. На этом этапе обучения важно выявить уровень сформированности у учеников начальной школы предметных и метапредметных компетенций. По результатам работ педагоги смогут скорректировать работу, чтобы переход учеников на новый уровень образования в будущем прошел без стресса.

Проконтролируйте инструктажи перед зимними каникулами

Посетите классные часы, чтобы посмотреть, как педагоги проводят инструктажи перед длинными каникулами. Классные руководители должны проговорить вопросы техники безопасности и безопасности на дорогах, поведения на льду и при использовании пиротехнических средств. Все инструктажи педагоги проводят под подпись.

Дополните циклограмму образовательными событиями декабря

Проконтролируйте качество уроков к датам Календаря образовательных событий на 2020/21 учебный год. Все события приходятся на первую половину месяца:

  • Всемирный день борьбы со СПИДом, отмечается 1 декабря;
  • День Неизвестного Солдата, отмечается 3 декабря;
  • Международный день инвалидов, отмечается 3 декабря;
  • Международный день добровольца в России, отмечается 5 декабря;
  • День Героев Отечества, отмечается 9 декабря;
  • День Конституции Российской Федерации, отмечается 12 декабря.

День Героев Отечества объединяет несколько крупных исторических годовщин: 250 лет со Дня победы русского флота над турецким в Чесменском сражении (7 июля 1770 года); 640 лет со Дня победы русских полков во главе с великим князем Дмитрием Донским над монголо-татарскими войсками в Куликовской битве (21 сентября 1380 года); 230 лет со Дня победы русской эскадры под командованием Ф.Ф. Ушакова над турецкой эскадрой у мыса Тендра (11 сентября 1790 года); 230 лет со Дня взятия Измаила русскими войсками под командованием А.В. Суворова (24 декабря 1790 года).

Образец циклограммы замдиректора на декабрь

Листайте циклограмму, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Кликните на стрелку, чтобы перейти к следующей неделе


Текст можно изменять. Кликните на плюс, чтобы добавить свою задачу. Чтобы удалить ненужное, просто сотрите


В течение получаса надо заполнить и нажать Печать внизу страницы

Индивидуальная циклограмма замдиректора на декабрь

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей