ещё
свернуть
Все статьи номера
10
Октябрь 2020года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Как оценить качество воспитательной работы перед подготовкой новой рабочей программы воспитания

Дарья Соловьева, методист МАУ ДО «Центр детского творчества», г. Сыктывкар
К 2021 году в ООП уровней образования нужно включить новые рабочие программы воспитания. Чтобы начать разрабатывать программу под особенности вашей школы, в октябре оцените качество текущей воспитательной работы. В статье найдете оценочные инструменты и чек-листы, чтобы ничего не упустить.

К сентябрю 2021 года в состав ООП каждого уровня образования школа должна включить новую программу воспитания. Совет Федерации одобрил поправки в закон об образовании в РФ, которые предложил Президент. Изменения касаются вопросов воспитания школьников и образовательной программы. Теперь рабочая программа воспитания – обязательная часть ООП (п. 1 ст. 1 Федерального закона от 31.07.2020 № 304-ФЗ). Разработать новые программы нужно к 1 сентября 2021 года.

Начните подготовку к разработке и внедрению программы воспитания уже сейчас с оценки качества воспитательной работы. Так вы сможете выявить дефициты и разработать новую программу, чтобы их компенсировать.

Оцените качество результатов воспитательной работы

В оценку включите три критерия: личностный рост учеников, достижения в конкурсах и мероприятиях, удовлетворенность участников образовательных отношений качеством результатов воспитательной работы. Оценивайте результаты по итогам 2019/20 учебного года.

Личностный рост учеников. Чтобы оценить личностный рост, поручите педагогу-психологу провести анкетирование школьников. В начальной школе для учеников 1-2-х классов подойдут методики «Диагностика нравственной самооценки» и «Диагностика нравственной мотивации». Анкетирование учеников 3-4-х классов можно провести с помощью методики «Размышляем о жизненном опыте» Н. Щуркова. А в основной и старшей школе удобно использовать «Методику диагностики личностного роста школьников».

 

Методики для диагностики

 

Творческие достижения школьников. Поручите классным руководителям провести учет результативности участия детей в творческих конкурсах и мероприятиях, благотворительных акциях, социальных проектах, социально значимой деятельности. В качестве инструмента оценки выдайте классным руководителям таблицу. Она позволит систематизировать сведения, а вам потом удобно будет их анализировать. В таблицу педагоги внесут результаты участия детей в мероприятиях различного уровня. Посмотрите образец таблицы.

Таблица. Мониторинг достижений учеников в конкурсах
и соревнованиях различных уровней

Листайте документ, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Соберите заполненные таблицы по всем классам и сформируйте сводную по школе. Проанализируйте результативность участия школьников в различных конкурсах по всем направлениям воспитательной деятельности.

Удовлетворенность качеством результатов воспитательной работы. Чтобы выявить, удовлетворены ли родители и школьники качеством образовательных услуг, чаще всего используют анкетирование. Часть вопросов такого анкетирования затрагивает и организацию воспитательной деятельности. Анализ ответов позволит вам оценить степень удовлетворенности результатами воспитательной работы.

Обычно анкетирование проводят в конце учебного года, но в этом году организуйте его осенью. Для этого используйте анкеты для учеников и их родителей. Акцентируйте внимание участников анкетирования на том, что результативность они должны оценивать по итогам предыдущего года обучения. Это первый блок параметров в анкетах для школьников и родителей. А качество реализации воспитательной работы пусть прокомментируют по итогам сентября – октября текущего учебного года.

Анкеты для школьников и родителей

Кликните на кнопку с названием анкеты и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Проконтролируйте, как организована воспитательная работа

Оценку проведите по четырем направлениям:

  • реализация внеурочной деятельности;
  • реализация воспитательной работы классных руководителей;
  • реализация дополнительных программ;
  • удовлетворенность качеством реализации воспитательной работы.

Внеурочная деятельность. Качество внеурочной деятельности оцените по шести показателям. Посмотрите чек-лист в конце статьи. По итогам контроля качества реализации внеурочной деятельности составьте аналитическую справку.

Аналитическая справка

Листайте документ, кликая на стрелочки
  сбоку. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Воспитательная деятельность классных руководителей. Оцените качество реализации воспитательной деятельности классных руководителей по четырем параметрам.

Схема. Параметры, чтобы оценить воспитательную деятельность классных руководителейСкачать

Карта оценки деятельности классных руководителей

Скачать

Если вы недавно утвердили в составе положения о классном руководстве новый оценочный инструментарий, не используйте его. Ведь педагоги начали работать по новым требованиям совсем недавно, проводить контрольные мероприятия еще рано. Чтобы оценить работу классных руководителей, воспользуйтесь картой. Скачать ее вы можете на полях справа.

Дополнительные программы. Оценить реализацию дополнительных образовательных программ поможет чек-лист в конце статьи. В нем три группы критериев:качество организации системы допобразования; качество организации и проведения занятий; полнота реализации программ.

Воспитательная работа. Удовлетворенность качеством реализации воспитательного процесса удобнее всего выявить с помощью анкетирование учеников и родителей. Пусть оценят три показателя: качество организации внеурочной деятельности; качество воспитательной деятельности классного руководителя; качество допобразования. Подойдут те же анкеты, которые вы использовали, чтобы оценить удовлетворенность результатами воспитательной работы. Удовлетворенность качеством воспитательной работы будут описывать ответы на вопросы блоков 2 и 3 в анкетах.

Проверьте условия организации воспитательной работы

Условия складываются из четырех составляющих:

  • нормативно-методическое обеспечение;
  • кадровое обеспечение;
  • материально-техническое обеспечение;
  • удовлетворенность качеством условий.

Оценить качество условий организации воспитательной работы поможет чек-лист.

Чек-листы для замдиректора

Выберите чек-лист, отметьте контрольные пункты, нажмите кнопку «Печать»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

10
Октябрь 2020года
Профессиональные компетенции
Формы работы

Как развивать финансовую грамотность школьников

Ольга Андреева, консультант по образовательным мероприя­тиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области, руководитель Регионального центра финансовой грамотности, к. ф. н., доцент,
Екатерина Лавренова, советник директора Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования»
По результатам исследования уровня финансовой грамотности PISA-2018 средние результаты российских школьников соответствуют результатам сверстников из стран ОЭСР. Но количество учеников, которые достигают высокого уровня финансовой грамотности, в два раза ниже, чем в других странах. В статье читайте, как развить финансовую грамотность школьников.

Опубликовали отчет по результатам международного исследования финансовой грамотности. В исследовании финансовой грамотности PISA-2018 принимали участие 20 стран. 15-летние российские школьники показали средний результат – заняли 10-е место из 20 стран-участников. Посмотрите рисунок 1. Тем не менее взрослые люди в России показывают невысокий уровень финансовой грамотности по сравнению с другими странами. Значит, вводить финансовое образование в школе необходимо уже сейчас, а начинать лучше на уровне начального образования. Это позволит значительно улучшить финансовую грамотность учеников, поспособствует профилактике распространения финансового мошенничества.

Рисунок 1. Результаты российских школьников по уровням финансовой грамотности
Скачать

Структура УМК по финансовой грамотности

Учебная программа
Методические рекомендации для учителя
Материалы для учеников
Рабочая тетрадь или практикум
Материалы для родителей

Использовать готовые УМК по финансовой грамотности

Для обучения финансовой грамотности учеников 2-11-х классов используйте линейку УМК как базовый ресурс. Эти материалы разработаны, апробированы и доработаны в рамках Проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования». Всего создано 17 УМК, которые включают 83 пособия. Они представлены как на бумажных, так и на электронных носителях. У материалов общая логика, они связаны тематически и методически. Поэтому УМК можно использовать как со 2-го класса, так и с любого года обучения.

При создании УМК учтены возрастные особенности школьников и их потребность в финансовой социализации. Практические задания направлены на формирование правильных установок финансового поведения и устойчивых навыков обращения с денежными средствами.

Если в вашу школу еще не поступили комплекты УМК по финансовой грамотности, то воспользуйтесь электронными версиями материалов. Они размещены на портале вашифинансы.рф, раздел «Новые УМК». Еще вы можете получить УМК в формате электронного учебника на сайте школа.вашифинансы.рф.

Ввести курс в рамках внеурочной деятельности

Чтобы повысить финансовую грамотность школьников, реализуйте программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности». Сделайте это в рамках внеурочной деятельности или в качестве факультативных и элективных курсов.

В рамках части ООП, формируемой участниками образовательных отношений, есть возможность на уровнях НОО и ООО включить во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11-х классах – элективные и факультативные курсы. Посмотрите на рисунке 2 рекомендации по количеству часов и включению курсов финграмотности во внеурочную деятельность. Вы можете увеличить количество часов в каждом классе в 2 раза, содержания образования, которое представлено в УМК для учеников, для этого достаточно.

Рисунок 2. Курсы «Финансовая грамотность»Скачать

Включить темы и задания в программы учебных предметов

Некоторые учебные предметы уже содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности. Порекомендуйте учителям-предметникам изучить УМК по финансовой грамотности для соответствующего класса. Пусть педагоги используют на своих уроках рабочие тетради и материалы, которые изложены в УМК для учеников. Обратите внимание учителей на модули, которые специально разработали для ряда учебных предметов: математика; обществознание, экономика и право; ОБЖ; география; английский язык. Скачать материалы педагоги могут с сайта издательства «Росучебник». Посмотрите примеры заданий по тематике финансовой грамотности для разных классов. Например, для уроков истории и информатики разработали готовые электронные учебно-методические материалы. Еще подготовили материалы для уроков литературы «Учимся финансовой грамоте на ошибках и успехах литературных героев». В рамках индивидуального проекта также разработали и апробировали УМК. Посмотрите в таблице, какие темы можно включить в учебные предметы на разных уровнях образования.

Задания и темы по финансовой грамотности

Кликните на кнопку с названием материала и скачайте его. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Включить тематику финансовой грамотности в программу воспитания и социализации

Обучение основам финансовой грамотности способствует развитию личности учеников, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники школы станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками, смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации. Поэтому тематику финграмотности целесообразно включить в программы воспитания и социализации.

Классные часы. Посоветуйте классным руководителям включить в годовые планы классных часов темы по финансовой грамотности. Для этого классному руководителю необходимо изучить и выделить из программы конкретного УМК по финансовой грамотности наиболее интересные темы.

Порекомендуйте педагогам проводить классные занятия в форме экскурсий в финансовые организации, государственные службы и учреждения: в отделения коммерческого банка, на биржу, в страховые компании, региональное отделение Банка России, в музей денег, налоговую инспекцию и другие. Еще педагоги могут дополнить классные часы тематическими настольными играми с детьми.

>60%
российских школьников

достигли третьего уровня финансовой грамотности по шкале PISA и выше, то есть умеют решать рядовые финансовые задачи в повседневной жизни

Общешкольные мероприятия. В рамках образовательных событий школы запланируйте провести мероприятия по тематике финансовой грамотности: игры, квесты, ярмарки, разовые или периодические соревнования по финансовой грамотности и другие. Разработки подобных мероприятий вы можете найти на сайте вашифинансы.рф в разделе «Библиотека», а также на сайте ХочуМогуЗнаю.рф.

ПРИМЕР. Пример настольной игры по тематике финансовой грамотности. Игра «Не в деньгах счастье» разработана для детей 9–14 лет и подростков 15–25 лет. Является тренажером для закрепления умений, которые получены в процессе обучения финансовой грамотности. Игра построена, как реальная жизненная стратегия. С персонажами игры случаются различные ситуации: смена работы, болезнь, кредиты, страховки, покупка недвижимости и других ценностей. Задача игроков – увеличить «уровень счастья» персонажей. В игре детям приходится пользоваться финансовыми инструментами для достижения положительных результатов.

Реализовать доппрограммы по основам финансовой грамотности

Включите в систему дополнительного образования программу кружка «Финансовая грамотность». В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Объедините детей начальной школы в одну группу, детей 5-7-х классов – в другую, детей 8-9-х классов – в третью и 10-11-х классов – в четвертую. Предложите педагогам, которые будут вести кружок, подготовить программу занятий на основе УМК по финансовой грамотности. Порекомендуйте учителям отводить на одно занятие 30–90 минут. Пусть педагоги используют преимущественно интерактивные формы обучения.

Еще в школе можно организовать кружковую работу в форме чемпионата по финансовой грамотности. Воспользуйтесь методическими материалами, которые размещены на официальном сайте Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности fincup.ru.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

10
Октябрь 2020года
Профессиональные компетенции
Психолого-педагогическое сопровождение

«У него просто характер такой...» Как работать с трудными детьми, если родители не хотят идти навстречу

Александра Фокина, психолог, член Федерации психологов-консультантов России, к. психол. н.
Родители не всегда готовы идти на контакт со школой, даже если у детей есть сложности. В статье читайте, как сделать менее выраженными проблемы школьников, родители которых вам не помощники.

Школа и семья должны сотрудничать, если у ребенка возникают проблемы в поведении или он не хочет учиться. Но это в идеале. В реальности родители могут отказаться признавать проблемы ребенка, а сложности списать на ошибки педагогов или «такой характер» ребенка. В статье собрали приемы и решения, которые помогут скорректировать поведение детей и выстроить контакт с «неудобными» родителями.

Разобраться, почему родители не признают проблемы

Выстроить стратегию общения с родителями, которые игнорируют сложности детей, поможет определение причин такого поведения. Основных причин три.

Причина в самооценке. Признать проблему ребенка для родителя значит признать наличие недостатка или ошибки в самом себе. Он отрицает проблему, чтобы защитить свою самооценку. Такие родители объясняют трудности ребенка его позитивными или нейтральными чертами характера: «юморист», «мечтатель», «стремится быть лидером», «ему скучно, потому что вы плохо учите». Или сваливают вину на учителей: «вы к нему придираетесь», «хотите убрать неудобного ребенка?!».

Причина в удобстве. Родителям так проще. Если признать проблему, значит, нужно действовать. Может быть, придется менять все взаимодействие в семье. Родители не хотят брать на себя ответственность, расходовать силы на преодоление проблемы. Они в принципе отрицают, что их участие может облегчить ситуацию. Да и сложностей, по мнению таких родителей, нет. От них вы можете услышать: «все дети дерутся», «учителя сами должны уметь с этим справиться», «мне что, на уроках с ним сидеть?».

Причина в асоциальности. Маргинальные родители не осознают и не выполняют свои родительские обязанности, не вовлечены в жизнь ребенка. Они не могут быть помощниками в решении проблем ребенка, пока не решат свои. Для самого родителя нормально то, что не является нормой с точки зрения педагогов, и предложить ничего он не может и не хочет. Вместо помощи такой родитель или угрожает ребенку: «Я ему голову оторву!» Или говорит, что сам в школе имел проблемы: «Я тоже плохо учился», а чаще вообще ничего вразумительного сказать не может, только шумит или жалуется на жизнь.

Определить, почему ребенок плохо себя ведет или не хочет учиться

Причин, по которым школьник становится неуправляемым, несколько. Например, таким поведением ребенок может реагировать на эмоциональные или учебные сложности. Он ищет внимания, борется за власть, мстит или отказывается от совершенствования.

Иногда даже очень опытным педагогам трудно понять, что служит причиной проблемного поведения ребенка. Разобраться поможет модель Р. Дрейкурса о четырех целях проблемного поведения детей. Она опирается на эмоции взрослого. Учителю не придется додумывать реакции за школьника. Пусть педагог отследит, какую эмоцию вызывает у него провоцирующее поведение школьника, и сверится с таблицей.

Таблица. Модель целей проблемного поведения детей Р. Дрейкурса

Какую эмоцию вы испыталиЧто с учеником, для чего он так себя ведет
РаздражениеОн ищет внимания. Не вовлечен в урок или взаимодействие с вами таким образом, чтобы чувствовать, что он имеет для вас значение
ГневОн борется с вами за власть и влияние. Он ощущает, что находится в ситуации, когда ничего не решает сам. Хочет влиять на происходящее
ОбидаОн мстит. Вам или всем взрослым в вашем лице. Испытывает боль из-за каких-то действий взрослых. Не доверяет
БессилиеОн пытается избежать чего-то, уклониться, избежать достижений, хочет вызвать жалость и безнадежность, чтобы от него отстали, обычно потому, что не верит, что может

Другая причина проблемного поведения – у взрослых нет единой стратегии реагирования. Учителя говорят одно, родители – другое. В итоге нет ясной полезной обратной связи ребенку о его поведении. Рано или поздно ребенок понимает: в ответ на мои проделки по большом счету ничего не будет. Учителя пошумят и успокоятся, родители проигнорируют.

Соблюдать в работе со сложным школьником принципы

Таким образом, у вас есть психологически проблемный ребенок не менее проблемных родителей. Уверенности в том, что кто-либо, кроме вас, будет противостоять его проблемному поведению, нет. Чтобы скорректировать поведение такого ученика, следуйте принципам.

Всегда реагировать на проблемное поведение ученика немедленно и не риторически. Никаких «ладно, сегодня стерплю», никаких обещаний, угроз, многословных высказываний. Вместо этого нужно сразу действовать, но не оскорблять, ясно обозначить границы дозволенного. Важно ничего не говорить о личности ученика, не давать прогнозов типа «а на ЕГЭ тоже смеяться будешь». Вместо этого можно использовать способ «команда роботу» – сформулировать правило точно и ясно, как будто оно для робота, который понимает все буквально: «на уроке не шумят», «так говорить нельзя», «иди сразу к доске». Или использовать «стоп-прием» – сделать шаг к ученику и кратко веским тоном произнести: «работаем», «сейчас молча». Пусть это будет одно-два слова, которые направят на дело.

Ставить скромные цели. Они достижимы. Проблемный ученик простым не станет, по крайней мере не быстро. Так что лучше выбрать маленькие задачи. Бесполезно пытаться переделать ученика, но можно добиться небольших конкретных изменений в его поведении: не надо перевоспитывать хама, надо добиться тишины в классе. Например, сказать: «мешаешь», «тишина». Без агрессии задать вопрос: «тебе дать задание сложнее?».

Управлять занятостью ученика на уроке. Это то, чем может и должен управлять учитель. Ориентируйте педагогов не ждать, пока понадобятся дисциплинарные меры, а сразу управлять классом- задавать темп, порядок смены видов работы, использовать практические задания, никому не давать отсиживаться.

Снизить остроту психологических проблем школьников

Меньше острота проблем – реже случается проблемное поведение. Посмотрите четыре способа снизить остроту проблем школьников.

Признавать чувства. За проблемным поведением всегда стоит негативная эмоция или неудовлетворенная потребность. Ученику нужно задать вопрос: «злишься?», «не получается?», «нужна помощь?» Обязательно выслушать ответ и не обесценивать чувства ученика фразами типа «на уроке не должно быть скучно», «нечего злиться из-за таких мелочей».

Запрещать действия, а не чувства. Невозможно запретить скучать, злиться или не понимать. Можно запретить доставать телефон или толкаться. Когда запрещаете что-то, произносите правило: «драться нельзя», «телефон – в рюкзак».

Стресс – не время для воспитания. В сложных ситуациях говорите меньше, чем ученик. Он захвачен эмоциями? Озвучьте то чувство, которое он, по вашему мнению, испытывает, например: «думаю, это обидно». Выслушайте, что он скажет. Не надо долгих разговоров.

Используйте описание, чтобы закреплять даже малейшие положительные действия и сдвиги в поведении. Вслух опишите действия ученика, которые ему стоит продолжать: «я вижу, ты уже нашел задание». Описывайте свои чувства: «я сержусь, когда приходится повторять», «мне понравилось, что ты смог сдержаться». Раздайте педагогам памятки, которые помогут выбрать способ действий, если что-то пошло не так.

Памятки для учителя

Кликните на кнопку с названием памятки и скачайте ее. Если сервис не загрузился, обновите страницу

Говорить с родителями о решениях

Когда родители не хотят говорить о проблемах ребенка, с ними нужно говорить о решениях. Вовлечь в диалог помогут приемы общения.

Сообщайте факты, а не выводы. Будьте корректны в форме высказываний и осторожны в их содержании. Не говорите о том, какой ребенок. Говорите о событии, которое вызывает ваше беспокойство или недовольство. Это снижает защитную реакцию у родителей, не так ущемляет самооценку, конкретизирует беседу.

Выслушивайте. От вашей способности продемонстрировать внимательное слушание зависит ход дальнейшего диалога. Дайте высказаться. Если родитель говорит, что дело в «таком характере» ребенка, задайте вопрос: а какой у него характер? И опять слушайте.

Говорите о плюсах. Опишите родителю свое взаимодействие с ним и ребенком в положительном ключе: «то, чего мы уже достигли, это результаты нашего сотрудничества», «я знаю, что вы прислушиваетесь к моим словам». Так вы снимите тревожность и расположите к себе.

Настраивайте на поиск решений. Не говорите: «у вашего ребенка есть проблема» или «он плохо себя ведет». Используйте вопросы и высказывания, которые направлены на поиск выхода: «как мне, по-вашему, стоит действовать, когда он …?», «как вы хотели бы, чтобы мы решили эту проблему?», «какой результат мы получим?», «при каких условиях это сработает?», «как нам сделать это возможным?».

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК