
Проверьте, как учителя работают с группой риска и учениками с ОВЗ. Циклограмма методической работы на март
В марте проверьте, как педагоги организовали работу с группой риска и учениками с ОВЗ. Проведите мероприятия, чтобы улучшить качество образовательных результатов школьников и оказать методическую помощь учителям.
Привлеките к работе педагога-психолога
Ученики группы риска и школьники с ОВЗ нуждаются в психолого-педагогическом сопровождении. Помочь правильно организовать работу с ними учителям поможет педагог-психолог. Поэтому запланируйте индивидуальные и групповые консультации педагога-психолога для профобъединений.
Темы консультаций выберите в зависимости от того, какие проблемы в работе есть у педагогов. Например, для учителей ОБЖ и физкультуры педагог-психолог проведет групповые консультации по вопросам проектирования индивидуальных образовательных маршрутов учеников с ОВЗ.
Чтобы повысить качество психолого-педагогического сопровождения учеников группы риска, поручите педагогу-психологу вместе с руководителями профобъединений организовать практический семинар по выявлению типа мотивации. Еще в течение месяца спланируйте групповые и индивидуальные занятия для учителей. На них педагог-психолог расскажет, какие формы использовать в работе с учениками с ОВЗ, и даст советы учителям, как преодолеть психологические барьеры. Памятки для индивидуальных консультаций смотрите ниже.

Кликните на кнопку с номером памятки и прочитайте содержание. Если сервис не загрузился, обновите страницу
Скорректируйте план подготовки к ГИА
Чтобы успеть изменить план подготовки учеников группы риска к ГИА, в начале месяца оцените, как работают педагоги. Раздайте учителям форму фиксации. Образец формы>>. Подсчитайте результаты по ключу. Так вы выявите, какие проблемы есть у педагогов в работе с учениками группы риска, и скорректируете план подготовки к ГИА. Готовый образец скорректированного плана>>.
По итогам анализа проведите общее заседание профобъединений учителей гуманитарного и математического цикла. А для педагогов других профобъединений запланируйте индивидуальные и групповые консультации по вопросам подготовки к ГИА учеников группы риска.
Организуйте досрочный период сдачи ГВЭ-11
С 20 марта начнется досрочный период ГВЭ-11. Школьники, которые выбрали экзамен в форме ГВЭ, в марте будут сдавать русский язык, математику, иностранные языки, литературу, физику, географию и биологию.
Поработайте с учителями ОБЖ и физкультуры
Педагоги ОБЖ и физкультуры часто сталкиваются с трудностями в работе с учениками с ОВЗ. Причина – недостаточная методическая подготовка. Учителя не понимают, какие формы работы выбрать, как аттестовать таких школьников из-за ограничений здоровья.
Чтобы помочь педагогам, посетите в конце III четверти заседание профобъединения. Расскажите, как организовать промежуточную аттестацию учеников с ОВЗ, какие задания дать, чтобы учесть особенности детей.
Внизу циклограммы есть инструкция, как ее заполнить. Инструкцию вы можете скачать, нажав
Циклограмма работы методических объединений (МО) на март
Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО», 72 часа | |
Удостоверение установленного образца | |
Записаться |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).


Пять приемов, чтобы помочь ученикам развивать коммуникативные и регулятивные УУД
Есть два типа уроков, в которых учителя по-разному ставят цели и определяют результат. Первый тип – уроки с гарантированным результатом обучения. Это результат, которого ученики обязательно должны достичь. Учитель-предметник определяет предметные операции, которые каждый ученик усвоит на уроке. Педагог выстраивает урок таким образом, чтобы каждый его этап работал на гарантированный результат.
Второй тип – уроки плотной образовательной среды. Цель такого урока – вовлечь всех учеников в общую работу. Учитель организует коллективную работу, проводит дискуссии. Поэтому на таких уроках нет смысла формулировать результаты-действия.
В статье – пять приемов для работы на уроках с гарантированным результатом. Предложите учителям использовать приемы, чтобы дополнить уроки новыми формами работы. Пять приемов можно комбинировать между собой.
Прием 1. Пропущенные операции
Мелким операциям уделяют много времени, а ученики все равно ошибаются, когда производят их в контрольных работах. Пример мелких операций на уроках гуманитарного цикла: определить время глагола, определить гласную в корне слова, правильно составить вопрос на английском языке, припомнить исторические факты и имена и т. п. Мелкие операции на уроках математики и физики: формулировать правила, формулы, единицы измерения, припомнить алгоритмы и т. д.
Регулярно возвращаться в полном объеме к давно изученным темам на уроках нет времени. Поэтому рекомендуйте педагогам отрабатывать пропущенные базовые операции по 3–5 минут на каждом уроке по карточкам с взаимопроверкой. Работа ведется в парах. Школьники по очереди задают вопросы и проверяют друг друга по готовым ответам, которые есть в карточках.

Кликните на «+», в правом углу, чтобы посмотреть документ, для закрытия нажмите на «Х»
– назвать слово и сомнительную букву;
– подобрать проверочное слово;
– проговорить безударный звук в первом слове.
Регулярная парная работа по карточкам и простой диалог помогают отработать мелкие операции и запомнить алгоритм. При этом все ученики привыкают задавать друг другу вопросы.
Порекомендуйте педагогам заготовить избыточное количество карточек и организовать устную работу по ним на каждом уроке. Так ученики разовьют коммуникативные УУД.
Прием 2. Восстановление смысла

ВАЖНО
Порекомендуйте педагогам организовать работу в парах, чтобы развивать УУД
Прием восстановления формирует коммуникативное УУД – понимать собеседника через устный или письменный текст. Работа с приемом помогает закрепить у каждого ученика навык задавать вопросы к тексту. Начать нужно именно с простых вопросов. Они позволят школьникам сориентироваться в задании и правильно понять его.
Чтобы развить УУД у всех школьников, рекомендуйте педагогам организовать парную работу. Вопросы должны быть универсальными, чтобы ученики могли использовать навык на разных предметах. Школьники привыкнут задавать общие вопросы и самим себе. Так они разовьют регулятивные УУД – самоорганизация и самоконтроль.
– Скажи двумя-тремя словами, о чем задание?
– Что конкретно говорится в задании (что еще говорится)?
– Какое слово(а) или знак мне не понятно, что оно может означать?
– Что мне нужно сделать? Что мне нужно запомнить?
– Что в итоге я должен получить?
Прием можно применять по-разному. Например, учитель просит школьников: «В парах проговорите друг другу, что вы поняли из моего объяснения». А после этого спрашивает: «Какие у вас появились вопросы, что не ясно?» Если ученики не умеют восстанавливать смысл услышанного, учитель при объяснении нового материала делает несколько остановок для проговаривания или простых вопросов друг другу. Новая информация при этом понимается лучше.
Другой вариант работы – перед дискуссией по новому материалу и обменом мнениями ученики отвечают друг другу на несколько вопросов по тексту. Например, какие тезисы есть в тексте, какие примеры приводил автор текста и т. д.
Прием 3. Проговаривание действий и операций
Обычно все индивидуальные задания дети выполняют молча. Однако важно, чтобы школьники не просто учили правила, а превращали их в установку себе. Для этого правило-установку они должны проговорить для себя либо от первого лица – «Нахожу, подбираю, проверяю», либо в неопределенной форме – «Чтобы расставить коэффициенты в уравнении реакции, нужно…». Проговаривание помогает запомнить алгоритм действий. Этот прием развивает регулятивное УУД – определять последовательность своих действий.
Учитель организует работу на уроке через диалоги школьников друг с другом, в ходе которых они проговаривают установки. Если вопросы, которые учитель дает на обсуждение в парах, сложны для большинства учеников, сначала их повторяют фронтально на весь класс, а затем в парах.
Прием 4. Опора для мышления
Чтобы ученики самостоятельно и безошибочно выполняли учебные действия, им нужна опора для речи и мышления. Развивать мышление помогает диалоговая форма работы. Диалоги повышают активность, развивают речь учеников и их самостоятельность. Чтобы помочь ученикам построить диалог, порекомендуйте педагогам использовать речевые клише в виде вопросов и словосочетаний как опору для мышления.
Нужно приучить учеников задавать себе прямые вопросы на понимание текстов, заданий, на порядок действий, на уточнение. Чтобы закрепить этот навык, также подходит работа с речевыми клише. Смотрите примеры, как применять прием на уроках математики и химии.

1) у этих чисел знаки ___________ (разные/одинаковые)
2) модули этих чисел ___________ (складываю/отнимаю)
3) в ответе знак _____, потому что _____________________________.»
– гидролизу подвергаются…
– вид гидролиза определяется…
– реакция среды определяется…
– гидролизуются полностью… до…»
Прием 5. Уяснение и личный опыт

К сведению
Включение учебного материала в личный опыт ребенка помогает развить функциональную грамотность
Педагоги часто приводят примеры на знакомые детям ситуации. Суть приема в том, чтобы включить в личный опыт ученика сложные термины и понятия. Для этого порекомендуйте педагогам работать с ассоциациями учеников. Учитель предлагает школьникам назвать ассоциации к новым терминам или правилам, которые возникают у них. С помощью ассоциаций ученики связывают сложную и чуждую терминологию с личным опытом. Сознание опирается на ассоциацию, поэтому школьникам проще будет усвоить новый материал.
Еще один вариант приема – предложить ученикам приводить свои примеры, как бы они применили правило. Ученики в парах сначала проговаривают правило, потом приводят на него собственные примеры. Прием хорошо использовать, когда класс изучает новые правила или законы.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).
