
Пять приемов, чтобы школьники достигали метапредметных результатов с помощью интеллект‑карт
Ученикам сложно воспринимать большие объемы сплошного учебного текста. Содержание линейного текста так, чтобы ничего не упустить, сложно представить компактно. Один из способов выделить в тексте главное, сделать его более доступным и понятным – интеллект-карта. Интеллект-карта или mind map – это технология, которая позволяет «сжать» информацию до размера, который можно охватить взглядом. Предложите педагогам включить в работу приемы майндмэппинга. В статье – 5 приемов работы на уроке с готовыми примерами интеллект-карт:«Пробелы», «Пустая карта», «Пазл», «Найди ошибку», «“За” и “против”».
Чтобы научить учителей составлять интеллект-карты и работать с ними, организуйте мастер-класс. Смотрите готовый сценарий мастер-класса>>.
В проекте ФГОС ООО уточнили список метапредметных результатов. Группы УУД те же, что в действующем ФГОС. Кодификатор, который использовали в статье, составлен на основе проекта ФГОС ООО, скачать кодификатор УУД ►
Прием 1. Пробелы
Учитель рисует на доске интеллект-карту, в которой пропущена часть ассоциаций разных уровней, но сохранены все связи. Пробелы должны быть там, где знаний школьников на данном этапе освоения учебного материала недостаточно. Затем педагог обсуждает интеллект-карту с учениками. Школьники объясняют, почему в интеллект-карте есть пробелы. По ходу урока педагог вместе со школьниками заполняет пробелы в интеллект-карте. К концу урока или изучения темы карта заполняется полностью.

Здесь и далее кликните на стрелочку, чтобы открыть вкладку, кликните еще раз, чтобы закрыть
На каком этапе урока
☑ Мотивационный |
Какие УУД развивает
☑ Познавательные: 1.1.2–1.1.6, 1.2.1, 1.3.1, 1.3.4, 1.3.5 |
Как использовать на уроке
Урок истории, 7-й класс. Тема «Правление Петра I»
| |
Рисунок 1. Интеллект-карта «Правление Петра I» с пропусками | |
Рисунок 2. Заполненная интеллект-карта «Правление Петра I» |
Прием 2. Пустая карта
Учитель составляет интеллект-карту по теме урока. В начале урока рисует на доске «скелет» своей карты без наполнения. Ученики заполняют интеллект-карту ассоциациями так, чтобы учесть все связи, которые есть в «скелете».
На каком этапе урока
☑ Мотивационный |
Какие УУД развивает
☑ Познавательные: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.1., 1.3.4 |
Как использовать на уроке
Урок литературы, 10-й класс. Итоговый урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
| |
Рисунок 3. Пустая интеллект-карта «Преступление и наказание» | |
Рисунок 4. Заполненная интеллект-карта «Преступление и наказание» |
Прием 3. Пазл
Учитель составляет интеллект-карту по теме урока. Школьникам предлагает «скелет» карты и набор элементов, которые нужно вставить в этот «скелет». Ученики должны восстановить интеллект-карту, как пазл.
На каком этапе урока
☑ Целеполагание, постановка проблемы |
Какие УУД развивает
☑ Познавательные: 1.1.2, 1.1.3, 1.1.5, 1.3.2 |
Как использовать на урокеУрок географии, 9-й класс. Тема урока «Агропромышленный комплекс»В конце изучения темы педагог предлагает ученикам восстановить интеллект-карту по теме. Пример готовой интеллект-карты – рисунок 6. | |
Рисунок 5. Незаполненная интеллект-карта «Агропромышленный комплекс» | |
Рисунок 6. Восстановленная интеллект-карта «Агропромышленный комплекс» |
Прием 4. Найди ошибку
Учитель составляет интеллект-карту по теме урока с ошибками. Ученикам предлагает проанализировать готовую интеллект-карту. Есть два варианта постановки задачи: сразу сказать школьникам, что в карте есть ошибки, или не предупреждать об ошибках, чтобы проверить знания.
На каком этапе урока
☑ Актуализация знаний |
Какие УУД развивает
☑ Познавательные: 1.1.3, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.5 |
Как использовать на уроке
Урок истории, 7-й класс. Тема «Правление Петра I»
| |
Рисунок 7. Интеллект-карта «Правление Петра I» с ошибками | |
Рисунок 8. Исправленная интеллект-карта «Правление Петра I» |
Прием 5. «За» и «против»
Этот прием педагог использует на занятиях по проблемным темам. Школьники составляют карту с доводами «за» и «против» по проблеме. Для этого условно делят интеллект-карту на две части. Прием подходит для индивидуальной и групповой работы.
На каком этапе урока
☑ Поиск путей решения проблемы |
Какие УУД развивает
☑ Познавательные: 1.1.3, 1.1.5, 1.2.2, 1.2.4, 1.3.1, 1.3.2, 1.3.4 |
Как использовать на урокеУрок биологии, 9-й класс. Тема «Глобальное потепление»Педагог предлагает школьникам ответить на проблемный вопрос: «Есть ли у глобального потепления положительный эффект?» По мере ответов учеников учитель заполняет на доске интеллект-карту. Пример готовой карты – рисунок 9. | |
Рисунок 9. Интеллект-карта «Глобальное потепление: за и против» |
Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО», 72 часа | |
| |
Записаться |
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте
e.zamdirobr.ru
).
