ещё
свернуть
Все статьи номера
2
Февраль 2020года
Образовательная деятельность
Формы работы

Пять приемов, чтобы школьники достигали метапредметных результатов с помощью интеллект‑карт

Рузанна Пейсикова, учитель английского языка ГБОУ «Школа № 1367» г. Москвы
Чтобы школьники достигали метапредметных результатов, порекомендуйте педагогам использовать на уроках технологию интеллект-карт. В статье – 5 приемов майндмэппинга.

Ученикам сложно воспринимать большие объемы сплошного учебного текста. Содержание линейного текста так, чтобы ничего не упустить, сложно представить компактно. Один из способов выделить в тексте главное, сделать его более доступным и понятным – интеллект-карта. Интеллект-карта или mind map – это технология, которая позволяет «сжать» информацию до размера, который можно охватить взглядом. Предложите педагогам включить в работу приемы майндмэппинга. В статье – 5 приемов работы на уроке с готовыми примерами интеллект-карт:«Пробелы», «Пустая карта», «Пазл», «Найди ошибку», «“За” и “против”».

Чтобы научить учителей составлять интеллект-карты и работать с ними, организуйте мастер-класс. Смотрите готовый сценарий мастер-класса>>.

В проекте ФГОС ООО уточнили список метапредметных результатов. Группы УУД те же, что в действующем ФГОС. Кодификатор, который использовали в статье, составлен на основе проекта ФГОС ООО, скачать кодификатор УУД ►

Прием 1. Пробелы

Учитель рисует на доске интеллект-карту, в которой пропущена часть ассоциаций разных уровней, но сохранены все связи. Пробелы должны быть там, где знаний школьников на данном этапе освоения учебного материала недостаточно. Затем педагог обсуждает интеллект-карту с учениками. Школьники объясняют, почему в интеллект-карте есть пробелы. По ходу урока педагог вместе со школьниками заполняет пробелы в интеллект-карте. К концу урока или изучения темы карта заполняется полностью.

Здесь и далее кликните на стрелочку, чтобы открыть вкладку, кликните еще раз, чтобы закрыть

На каком этапе урока 

Мотивационный
Актуализация знаний
Целеполагание

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.2–1.1.6, 1.2.1, 1.3.1, 1.3.4, 1.3.5
Коммуникативные:2.1.1, 2.2.1–2.2.3
Регулятивные: 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3

Как использовать на уроке

Урок истории, 7-й класс. Тема «Правление Петра I»
В начале урока учитель рисует на доске или выводит на проекторе интеллект-карту с пропусками – рисунок 1. Школьники используют информацию по теме из разных источников, чтобы заполнить интеллект-карту с помощью учителя. Смотрите на рисунке 2 заполненную интеллект-карту

Рисунок 1. Интеллект-карта «Правление Петра I» с пропусками

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 2. Заполненная интеллект-карта «Правление Петра I»

Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 2. Пустая карта

Учитель составляет интеллект-карту по теме урока. В начале урока рисует на доске «скелет» своей карты без наполнения. Ученики заполняют интеллект-карту ассоциациями так, чтобы учесть все связи, которые есть в «скелете».

На каком этапе урока 

Мотивационный
Целеполагание
Систематизация знаний
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.1, 1.1.2, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.1., 1.3.4
Коммуникативные: 2.1.1. 2.1.4, 2.2.3
Регулятивные: 3.1.1

Как использовать на уроке

Урок литературы, 10-й класс. Итоговый урок по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»
Интеллект-карта поможет проверить, поняли ли школьники причины поступков Раскольникова. На доске пустая интеллект-карта – рисунок 3. Ученики должны заполнить карту самостоятельно – рисунок 4.

Рисунок 3. Пустая интеллект-карта «Преступление и наказание»

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 4. Заполненная интеллект-карта «Преступление и наказание»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 3. Пазл

Учитель составляет интеллект-карту по теме урока. Школьникам предлагает «скелет» карты и набор элементов, которые нужно вставить в этот «скелет». Ученики должны восстановить интеллект-карту, как пазл.

На каком этапе урока 

Целеполагание, постановка проблемы
Поиск путей решения проблемы
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний
Систематизация знаний

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.2, 1.1.3, 1.1.5, 1.3.2
Коммуникативные: 2.1.3, 2.2.1, 2.2.4
Регулятивные: 3.1.1, 3.2.1, 3.2.3

Как использовать на уроке

Урок географии, 9-й класс. Тема урока «Агропромышленный комплекс»В конце изучения темы педагог предлагает ученикам восстановить интеллект-карту по теме. Пример готовой интеллект-карты – рисунок 6.

Рисунок 5. Незаполненная интеллект-карта «Агропромышленный комплекс»

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 6. Восстановленная интеллект-карта «Агропромышленный комплекс»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 4. Найди ошибку

Учитель составляет интеллект-карту по теме урока с ошибками. Ученикам предлагает проанализировать готовую интеллект-карту. Есть два варианта постановки задачи: сразу сказать школьникам, что в карте есть ошибки, или не предупреждать об ошибках, чтобы проверить знания.

На каком этапе урока 

Актуализация знаний
Поиск путей решения проблемы
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний
Коррекция

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.3, 1.1.5, 1.2.1, 1.2.3, 1.3.2, 1.3.5
Коммуникативные: 2.1.5, 2.2.2
Регулятивные: 3.1.1, 3.2.1, 3.2.2

Как использовать на уроке

Урок истории, 7-й класс. Тема «Правление Петра I»
Педагог предлагает школьникам интел- лект-карту и сообщает, что в ней есть ошибки – рисунок 7. Ученики находят неточности. Вместе с учителем они исправляют ошибки. Правильная интел- лект-карта – рисунок 8.

Рисунок 7. Интеллект-карта «Правление Петра I» с ошибками

Скачать интеллект-карту ►

Рисунок 8. Исправленная интеллект-карта «Правление Петра I»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►

Прием 5. «За» и «против»

Этот прием педагог использует на занятиях по проблемным темам. Школьники составляют карту с доводами «за» и «против» по проблеме. Для этого условно делят интеллект-карту на две части. Прием подходит для индивидуальной и групповой работы.

На каком этапе урока 

Поиск путей решения проблемы
Самостоятельная работа
с использованием полученных знаний

Какие УУД развивает

Познавательные: 1.1.3, 1.1.5, 1.2.2, 1.2.4, 1.3.1, 1.3.2, 1.3.4
2.1.1, 2.1.2, 2.1.4
Регулятивные: 3.2.1–3.2.3

Как использовать на уроке

Урок биологии, 9-й класс. Тема «Глобальное потепление»Педагог предлагает школьникам ответить на проблемный вопрос: «Есть ли у глобального потепления положительный эффект?» По мере ответов учеников учитель заполняет на доске интеллект-карту. Пример готовой карты – рисунок 9.

Рисунок 9. Интеллект-карта «Глобальное потепление: за и против»


Скачать интеллект-карту ►

Скачать карточку►
 

 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов в ОО», 72 часа

 


Курс для тех, кто хочет правильно организовать обучение детей с ОВЗ и инвалидностью, спроектировать адаптированную образовательную программу, создать специальные образовательные условия и выстроить систему психолого-педагогического сопровождения. Удостоверение установленного образца.

  Записаться


Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru ).

Сайт использует файлы cookie, что позволяет получать информацию о вас. Это нужно, чтобы улучшать сайт. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием cookie и предоставления их сторонним партнерам.