ещё
свернуть
Все статьи номера
1
Январь 2020года
Качество образования
Внутренняя система оценки качества образования

Как скорректировать план развития ВСОКО из-за требований профстандартов

Валентина Ларина,  директор МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская обл.
Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область
С 1 января 2020 года профстандарты предусматривают обязательные требования к квалификации педагогов, но непонятно, как с ними работать на практике. В статье – раздел для плана развития ВСОКО на II полугодие 2019/20 учебного года с учетом требований профстандартов к компетенциям учителей, педагога-психолога, социального педагога и библиотекаря.

Чтобы организовать работу по профстандартам сразу после новогодних праздников, обновите раздел «Оценка качества кадрового обеспечения» в плане развития ВСОКО на II учебное полугодие. В статье – пример обновленного раздела.

По каким профстандартам работает школа

C 1 января 2020 года школы обязаны применять педагогические профстандарты. Их четыре:

1. «Педагог» для учителей (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н).

2. «Педагог-психолог» для педагога-психолога, если он есть в вашей школе (приказ Минтруда от 24.06.2015 № 514н).

3. «Педагог дополнительного образования детей и взрослых», если в вашей школе работают педагоги и старшие педагоги дополнительного образования, тренеры и старшие тренеры-преподаватели, преподаватели, методисты и старшие методисты, педагоги-организаторы (приказ Минтруда от 05.05.2018 № 298н).

4. «Специалист в области воспитания» для социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя и старшего воспитателя, педагога-библиотекаря и тьютора (приказ Минтруда от 10.01.2017 № 10н).

Главное в статье СкрытьКак обучать школьников с учетом профстандарта педагога

Профстандарт предписывает учителю соблюдать ФГОС, организовать практическую и исследовательскую работу с учениками и применять новые образовательные технологии. Смотрите план.

Качественно оценивать достижения учеников

Общепедагогическая трудовая функция. Обучение

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Учитель выполняет трудовые действия: организует, контролирует и оценивает учебные достижения школьников, текущие и итоговые результаты освоения образовательных программ (п. 3.1.1).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Главное контрольное событие в январе – подготовка учащихся 9-х классов к итоговому собеседованию по русскому языку, которое состоится 12 февраля. Профстандарт требует от учителя объективно оценивать знания школьников в соответствии с реальными учебными возможностями. Проведите пробное собеседование и посетите уроки русского языка, литературы, истории, обществознания. Проверьте, учат ли педагоги соблюдать речевые нормы, использовать стратегии смыслового чтения, чтобы ученики поработали с текстами.

Развивать практическую и исследовательскую деятельность школьников

Общепедагогическая трудовая функция. Обучение

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовые действия: учитель осуществляет трудовую деятельность в соответствии с ФГОС. Необходимые умения: владеет формами и методами обучения, в том числе если они выходят за рамки учебных занятий. Это могут быть проектная деятельность, лабораторные эксперименты, полевая практика и т. п. (п 3.1.1).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Проконтролируйте, как учителя на уроках организуют творческую и проектную деятельность. К примеру, предложите учителям ИЗО, музыки, технологии провести уроки-экскурсии по виртуальным музеям, квест по истории родного края, чтобы изготовить изделия народных промыслов.

Применять современные педтехнологии

Общепедагогическая трудовая функция. Обучение

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Необходимые знания: учитель знает основы методики преподавания учебного предмета, основные принципы деятельностного подхода, виды и приемы современных образовательных технологий (п. 3.1.1).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Если педагоги путаются в педтехнологиях, покажите им карту педтехнологий. В карте собраны приемы и методы работы по 14 технологиям.

Выберите технологию и прием. Вы увидите описание приема. Чтобы распечатать, кликните на кнопку «Печать». А чтобы посмотреть новый прием кликните «Вернуться к выбору»

Главное в статье СкрытьЭлектронная карта педагогических технологий

Еще посмотрите новые образовательные технологии, чтобы подготовить школьников к ЕГЭ-2020. Карта технологий по математике и русскому языку помжет улучшить содержание уроков.

Выберите предмет, далее выберите педагогическую технологию и прием. Вы увидите описание приема. Чтобы распечатать, кликните на кнопку «Печать». А чтобы посмотреть новую педтехнологию и прием кликните «Вернуться к выбору»

Таблица педтехнологий для подготовки к ЕГЭ-2020

Внедрять в уроки воспитательный компонент

Трудовая функция. Воспитательная деятельность

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовые действия: педагог реализует современные, в том числе интерактивные, формы и методы воспитательной работы на занятии и во внеурочной деятельности
(п. 3.1.2).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Если педагог говорит, что не обязан воспитывать, то он не прав. Теперь учитель выполняет трудовую функцию «Воспитательная деятельность» (п. 3.1.2 профстандарта педагога) на уроках. К примеру, проверьте, как преподаватели – организаторы ОБЖ, учителя информатики используют онлайн-площадки, чтобы научить школьников безопасному поведению. Оцените, как педагоги проводят единый урок безопасности на онлайн-площадке единыйурок.рф.

Проводить экскурсии и работу в группах

Трудовая функция. Воспитательная деятельность

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Необходимые умения: учитель владеет методами организации экскурсий, походов и экспедиций, управляет учебными группами, чтобы вовлечь учеников в учебно-познавательную деятельность (п. 3.1.2).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Проконтролируйте, как педагоги организуют экскурсии, походы и экспедиции. Например, учителя истории организуют квест по памятным местам города, учителя ИЗО проводят занятие в художественном или краеведческом музее. Для подготовки квеста и выездных уроков удобно планировать работу в группах. Если педагог не проводит выездные мероприятия, предложите провести виртуальные экскурсии.

Работать по индивидуальным программам

Трудовая функция. Развивающая деятельность

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Необходимые умения: учитель разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты, индивидуальные программы развития учеников. Трудовые действия: педагог применяет психолого-педагогические технологии для адресной работы со школьниками (п. 3.1.3).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Проверьте, как педагоги разработали и реализовали индивидуальные планы. Чтобы учителя учли особенности учеников, запланируйте занятия с педагогом-психологом. Психолог научит применять технологии для работы с разными учениками: одаренные, социально уязвимые и др.

Как педагог-психолог помогает ученикам осваивать программу с учетом профстандарта

Педагог-психолог помогает ученикам справиться с проблемами в учебе, чтобы освоить программу. Для учителей готовит рекомендации, как работать с учениками, которым трудно освоить программу.

Помогает учителям выбрать педтехнологии

Трудовая функция. Психологическая экспертиза

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовые действия: консультирует педагогов и преподавателей образовательных организаций при выборе образовательных технологий с учетом индивидуально-психологических особенностей и образовательных потребностей учеников (3.1.2).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Запланируйте педсовет, чтобы обсудить подготовку к ОГЭ-2020. Предложите педагогу-психологу составить и ознакомить коллектив с таблицей приемов и технологий для учеников с разной учебной мотивацией.

Выберите предмет, далее выберите педагогическую технологию и прием. Вы увидите описание приема. Чтобы распечатать, кликните на кнопку «Печать». А чтобы посмотреть новую педтехнологию и прием кликните «Вернуться к выбору»

Таблица педтехнологий для подготовки к ОГЭ-2020

Проводит неделю психологии

Трудовая функция. Просвещение в области работы с детьми с ОВЗ…

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Необходимые умения: владеет приемами преподавания, организует дискуссии, проводит интерактивные формы занятий, умеет работать с ИКТ. Разрабатывает и реализует доппрограммы, чтобы развить психолого-педагогическую компетентность работников школы и родителей учеников (3.2.1).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Включите в план Неделю психологии, на которой педагог-психолог научит учителей, как работать с детьми с ОВЗ и учениками, которым трудно освоить образовательную программу. К примеру, психолог подготовит квест «Вместе все преодолеем!», организует волонтерскую акцию «Спеши творить добро!».

Проконтролируйте профориентационные мероприятия в рамках проекта «Билет в будущее»: как на bilet-help.worldskills.ru психолог в роли наставника оценивает участие школьников в мероприятиях, организует участие во Всероссийских открытых уроках на портале «Проектория».

Сохраняет здоровье учеников

Трудовая функция. Психологическая профилактика, чтобы сохранить здоровье учеников

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовые действия: педагог-психолог разрабатывает психологические рекомендации, чтобы спроектировать образовательную среду, комфортную и безопасную для личностного развития ученика на каждом возрастном этапе, предупредить нарушения в развитии и становлении личности. Проводит мероприятия, на которых формирует навыки общения в разновозрастной, виртуальной и поликультурной среде (3.1.7).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Проверьте качество просветительских мероприятий в рамках месячников по профилактике СПИДа, наркомании, табакокурения. Наблюдайте, как школьный психолог проводит тренинги, чтобы повысить мотивацию к учению, помочь ученикам группы риска успешно завершить учебный год.

Проверьте, как психолог развивает у школьников навыки поведения в виртуальной и поликультурной среде. К примеру, на едином уроке по безопасности на портале единыйурок.рф.

Запланируйте занятие, на котором школьный психолог поможет учителям выбрать приемы работы с учениками. Так, прием «Учимся вместе» учитель может использовать для групповой работы. Каждый участник группы – равноправный. Он должен изучить материал, чтобы не подвести команду в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по теме.

Участвует в подготовке индивидуальных планов

Трудовая функция. Сопровождение реализации программ

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовые действия: разрабатывает психологические рекомендации, чтобы сформировать и реализовать индивидуальные учебные планы (ИУП), разрабатывает с педагогом ИУП школьников (п. 3.1.1).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Проверьте, как педагог-психолог разработал рекомендации, чтобы подготовить индивидуальные планы для одаренных школьников. Оцените, как вместе с учителем, классным руководителем психолог подготовил индивидуальный учебный план для школьников, которые часто уезжают на спортивные сборы.

Публично отчитывается о результатах работы

Трудовая функция. Психологическое просвещение

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовые действия: информирует субъектов образовательного процесса о формах и результатах своей профессиональной деятельности. Необходимое умение: реализует психологическое просвещение педагогов и родителей по вопросам психического развития учеников (п. 3.1.6).

 

Как обновить план развития ВСОКО. В профстандарте педагога-психолога есть две трудовые функции, которые связаны с психологическим просвещением. Отдельно выделили психологическое просвещение в работе с детьми с ОВЗ и учениками, которым трудно освоить программу. Пример вы видели выше.

И отдельно есть трудовые функции по просвещению всех остальных участников образовательных отношений. Поэтому запланируйте мероприятие, чтобы проинформировать коллектив о результатах деятельности педагога-психолога. Например, если он готовится к аттестации, включите в план ВСОКО отчет по итогам работы.

Как по профстандарту организовать работу специалистов в области воспитания

Профстандарт «Специалист в области воспитания» определяет трудовые функции для социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя, старшего воспитателя, педагога-библиотекаря, тьютора. Эти работники школы помогают ученикам освоить образовательные программы. Смотрите план.

Главное в статье СкрытьРаздел «Оценка качества кадрового обеспечения» в плане развития ВСОКО на II полугодие 2019/20 учебного годаСкачать ►

Помогите ученикам в процессе социализации

Трудовая функция. Поддержка учеников в процессе социализации

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Социальный педагог выполняет трудовую функцию и оказывает социально-педагогическую поддержку ученикам в процессе социализации: планирует работу с трудными учениками, организует досуг школьников группы риска и др. (3.1.1).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Запланируйте посетить вместе с социальным педагогом уроки в классах, где учатся школьники группы социального риска. Понаблюдайте, как учащиеся участвуют в коммуникации, работают в группе, выполняют задания и осуществляют самооценку. Попросите социального педагога определить риски в обучении и воспитании и предложить, как помочь школьникам лучше социализироваться.

Оцените работу детских объединений

Обобщенная трудовая функция. Организация детских объединений

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Старший вожатый планирует мероприятия на базе общественных объединений, в ходе которых школьники развивают навыки самоуправления, организует и проводит мероприятия, которые стимулируют детские социальные инициативы и пр. (3.2).

 

Как обновить план развития ВСОКО. Проконтролируйте, чтобы вожатый организовал самоуправление учащихся в школе. К примеру, разработал план развития самоуправления, помогал презентовать программы, провел голосование по модели реальных выборов.

Старший вожатый организует занятия, на которых школьники развивают свой лидерский потенциал. Это могут быть мероприятия, на которых ученики реализуют важные для своего региона социально-экономические проекты агентства стратегической инициативы (АСИ) «Кадры будущего для региона». Проконтролируйте, как старший вожатый помогает школьникам участвовать в конкурсах и проектах АСИ.

Повышайте интерес к чтению

Трудовая функция. Развитие интереса к чтению

 

Что требует профстандарт

 
   
 

Трудовое действие: осуществляет информационно-методическую поддержку воспитательной деятельности, чтобы сформировать у школьников уважение к родному языку, развить культуру речи (п. 3.5.3).

 

Как обновить план развития ВСОКО. В начале февраля проверьте, как педагог-библиотекарь помогает ученикам группы социального риска подготовиться к итоговому собеседованию по русскому языку в 9-х классах. Например, предлагает литературные произведения о человеческих качествах, рассказывает, как составить отзыв о книге.

Также педагог-библиотекарь организует мероприятия, которые помогут развить интерес к чтению у школьников с разной мотивацией. Например, проводит викторину по творчеству известных писателей, тематическую презентацию книжных новинок.

Проконтролируйте, как педагог-библиотекарь создает комфортное и развивающее книжное пространство в библиотеке:

  • организует мероприятия со школьниками по работе с библиотечными каталогами и справочными изданиями;
  • работает с детским пресс- или медиацентром, редакциями школьных газет.
 

Рекомендуем! Курс повышения квалификации «Организация и контроль качества образовательной деятельности в ОО», 72 часа

 


Курс позволит эффективно организовать образовательную деятельность школы и сформировать систему оценки качества образования. Поможет оценить деятельность педагогов и проанализировать образовательные результаты учеников.
Удостоверение установленного образца

 Записаться
 


Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

1
Январь 2020года
Качество образования
Педсоветы на учебный год

Научите школьников понимать и писать тексты для итогового собеседования и ГИА-2020. Январский педсовет

Евгения Райцева, замдиректора по УВР МБОУ «Гатчинская СОШ № 4 с углубленным изучением отдельных предметов», г. Гатчина Ленинградской области, финалист первого Всероссийского конкурса «Завуч года-2019», входит в список «100 лучших завучей» по итогам конкурса
Важная информация
Участники: коллектив педагогов.
Цель: изучить с учителями-предметниками приемы смыслового чтения, чтобы педагоги помогли школьникам с помощью этих приемов достичь высоких результатов на ГИА-2020.
Задачи:
- освоить приемы смыслового чтения на основе анализа заданий ГИА-2020;
- подготовить междисциплинарную программу, чтобы на всех уроках внедрить приемы смыслового чтения для подготовки к ГИА-2020.
Материалы и оборудование:
1. Мастериалы для работы учителей с приемами смыслового чтения.
2. Карточки с заданиями к ГИА-2020 и приемами смыслового чтения, чтобы выполнить задания.
3. Проект обновленной междисциплинарной программы, чтобы развить смысловое чтение.
Место проведения: учебный кабинет с мультимедийным оборудованием.
Время проведения: 90 минут.

На педсовете в форме методической экскурсии педагоги освоят стратегии смыслового чтения. Проверьте, чтобы они реализовали их на уроках в III четверти. Так учителя выполнят требования профстандарта «Педагог»: внедрят новые педтехнологии и сформируют смысловое чтение у школьников как метапредметный результат по ФГОС.

Подготовка к педсовету

Допматериалы. Приемы смыслового чтения.

Разделите педагогов на две группы. Первая готовит методическую экскурсию. Сначала учителя из КИМ выбирают задания по всем предметам, в которых необходимо проанализировать текст. Затем ищут приемы, чтобы помочь школьникам справиться с анализом текста на ГИА-2020. Порекомендуйте книгу Н.Н. Сметанниковой «Обучение стратегиям чтения в 5–9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя» (Образовательная система «Школа 2100». М.: Баласс, 2011). Потом группа готовит экспонаты для экскурсии. В экспонате – задание КИМ и прием, чтобы его лучше выполнить.

Вторая группа – руководители профобъединений или члены методсовета. Они готовят решение педсовета. В решении планируют, как учителям лучше реализовать междисциплинарную программу по развитию смыслового чтения во втором учебном полугодии.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
 . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Материалы о приемах смыслового чтения

90 мин

Основная часть и итоги

Допматериалы. Карточки для методической экскурсии.

В начале заместитель директора по УВР говорит о том, что старшеклассники должны быть лучше готовы работать с текстом на ГИА-2020, и предлагает посетить методическую экскурсию. Далее педагоги-экскурсоводы показывают экспонаты. Часть экспонатов они могут сделать в форме презентации. А часть – как интерактив, и предложить коллегам дополнить экспонат приемом.

Группа, в которую входят руководители профобъединений, предлагает план работы по междисциплинарной программе развития смыслового чтения. Скачать образец программы ►. План вносят в решение педсовета. Педагоги голосуют, а секретарь протоколирует ход педсовета.

Листайте страницы документа, кликая на стрелочки сбоку
 . Если сервис не загрузился, обновите страницу

Примеры карточек для методической экскурсии

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

1
Январь 2020года
Циклограмма на месяц
Январь

Подготовка к итоговому собеседованию и метапредметная неделя. Дела заместителя директора на январь

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова», г. Щекино Тульской области. Почетный работник общего образования. 27 лет работает в школе. Аттестованный эксперт для проведения мероприятий по контролю в сфере образования. Автор более 50 публикаций по вопросам управления образовательной организацией
В январе проверьте, как учителя используют новые технологии, к примеру стратегии смыслового чтения для подготовки учеников к итоговому собеседованию. Спланируйте метапредметную неделю во II полугодии и посвятите ее 500-летию Тульского кремля. Воспользуйтесь циклограммой на январь, чтобы сразу после новогодних выходных организовать работу вашего коллектива.

С января проверьте, как ученики 9-х классов готовятся к итоговому собеседованию. Также оцените, как на уроках педагоги готовят к ГИА-2020: учат работать с текстом, решать задания части С. Чтобы провести образовательные события по календарю Минпросвещения, включите в циклограмму подготовку метапредметной недели о Тульском кремле.

Что проконтролировать до февраля

Работу начните с анализа образовательных результатов за II четверть и I учебное полугодие. Включите в циклограмму мероприятия, которые помогут ученикам повысить качество образовательных результатов. В январе проконтролируйте подготовку выпускников 9-х классов к итоговому собеседованию.

С 1 января 2020 года в школах начали действовать педагогические профстандарты. Их четыре: «Педагог» (приказ Минтруда от 18.10.2013 № 544н), «Педагог-психолог» (приказ Минтруда от 24.06.2015 № 514н), «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда от 05.05.2018 № 298н) и «Специалист в области воспитания» для социального педагога, старшего вожатого, педагога-организатора, воспитателя и старшего воспитателя, педагога-библиотекаря и тьютора (приказ Минтруда от 10.01.2017 № 10н).

Одним из главных требований для педагога, педагога-психолога, социального педагога и библиотекаря является требование профстандарта владеть новыми технологиями. Включите в циклограмму контроль работы ваших коллег с образовательными технологиями на урочных и внеурочных мероприятиях.

Как провести 500-летие Тульского кремля

В Календаре образовательных событий на 2019/20 учебный год – мероприятия к 500-летию Тульского кремля (письмо Минпросвещения от 27.05.2019 № ТС-1314/04). Если вы не провели это образовательное событие в I полугодии, запланируйте метапредметную неделю в начале III четверти. Не откладывайте его на более позднее время, потому что дальше ученики и учителя будут заняты ВПР-2020 и подготовкой
к 75-летию победы в Великой Отечественной войне.

Какие еще образовательные события запланировать

Январскую циклограмму дел дополните мероприятиями из Календаря образовательных событий на 2019/20 учебный год. Их два:

  • День взятия турецкой крепости Измаил русскими войсками под командованием А.В. Суворова в 1790 году (24 января);
  • Международный день памяти жертв Холокоста. День полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году (27 января).

Кликните на кнопку с номером недели и даты, посмотрите мероприятия, кликая на стрелочку сбоку

Циклограмма на январь Скачать ►

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК