ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2019года
Профессиональные компетенции
Индивидуальный проект по ФГОС

Как помочь учителю и ученику реализовать индивидуальный проект по новым правилам

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область
В статье – новые рекомендации, чтобы выполнить требования ФГОС среднего общего образования и организовать работу по подготовке индивидуальных проектов. По календарю проектов на новый учебный год обновите план развития ВСОКО. А карта контроля поможет оценить исследовательские умения учеников.

Если ваша школа еще не перешла на ФГОС и ученики никогда не выполняли индивидуальные проекты, то вам надо утвердить новые локальные акты и подготовить руководителей проектов. Определите направления проектной деятельности и спланируйте подготовку аттестатов.

Если школа уже работает по ФГОС, то на 2019/20 учебный год утвердите календарь подготовки проектов. Также используйте карту контроля проектной деятельности и готовые памятки для учителей и учеников.

С чего начать, если педагоги и ученики никогда не выполняли индивидуальные проекты

Если ваша школа планирует перейти на ФГОС среднего общего образования с 2020 года, то у вас есть год для подготовки локальных актов. Укажите в них, как реализуете проекты, а в приложениях разместите критерии оценки проектов. Определите, какие педагоги будут руководить проектами школьников, и отправьте их на курсы.

Утвердите локальные акты

Рекомендуем!

Запишите учителей
на курс
«Совершенствование
компетенций
учителя
в соответствии
с требованиями профстандарта
и ФГОС»

Подписчикам -30%.

Записаться

Проверьте, есть ли в вашей школе локальные нормативные акты, на основании которых вы организуете индивидуальные проекты.

Во-первых, это положение об индивидуальном проекте. В положении укажите, как учителя оценивают предметные знания и способы действий учащихся, а также познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Перечислите критерии сформированности навыков проектной деятельности: низкий, средний, высокий уровень, чтобы учителя вместе с вами смогли оценить результат каждого ученика.

Во-вторых, это договоры о сотрудничестве с организациями, на базе которых ваши выпускники смогут реализовать практическую часть проектов. К примеру, если ваша школа сотрудничает с градообразующим предприятием, то результаты проекта ученики могут представить руководителям предприятия. А если старшеклассники готовят социальный проект, то могут его представить сообществу благотворительных и волонтерских организаций.

Подготовьте руководителей проектов

В сентябре нового 2019/20 учебного года проверьте уровень подготовки учителей, которые будут руководителями индивидуальных проектов с сентября 2020 года. Всех педагогов, которые повышали квалификацию более трех лет назад, направьте на курсы. Когда будете выбирать программу для подготовки учителей, посмотрите, есть ли в ней раздел об индивидуальных учебных проектах. Так вы выполните требование примерной ООП среднего общего образования к условиям, которые обеспечивают развитие УУД учеников.

Определите направления проектной деятельности
и разработайте критерии оценки

Скачайте две готовые рабочие программы: для элективного метапредметного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» и курса «Индивидуальный проект». Предложите педагогам использовать на занятиях рабочую тетрадь для метапредметного курса, а также карту наблюдения за проектной деятельностью. Составьте предварительно списки учеников, которые будут выполнять проекты. Пусть классный руководитель поможет школьникам и их родителям определят направления проекта: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое. Посмотрите карточки о видах проектов и содержании, которое надо в них проверить.

Главное в статье СкрытьРаздайте педагогам карточки о видах проектов и содержании,
которое необходимо проверить

Кликните на карточку и прочитайте содержание, которое надо проверить в проекте

Скачать

Спланируйте подготовку аттестатов

В конце 11-го класса, когда будете заполнять аттестаты о среднем общем образовании, проконтролируйте, чтобы индивидуальный проект внесли в документ об образовании. Если в учебном плане на проект отводили 64 часа и больше за два года, то индивидуальный проект укажите в перечне учебных предметов. Если меньше 64 часов – в перечне курсов и дисциплин в разделе «Дополнительные сведения».

Воспользуйтесь таблицей. По ней вы проконтролируете всю подготовительную работу и определите результат контроля на основании нормативных документов.

Главное в статье СкрытьПроверьте по таблице, как администрация школы и педагоги готовы реализовать индивидуальные проекты

Заполните своими данными поля, выделенные синим цветом. Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку или нажмите на кнопку Добавить и внесите в план дополнительный пункт. Распечатайте план

ВАЖНО

Качество проектов проверяйте весь учебный год. Включите в план развития ВСОКО календарь контроля проектов, чтобы старшеклассники подготовили, сдали вовремя и защитили проекты

Как организовать работу, если ученики уже выполняли индивидуальные проекты

Если ваша школа участвует в пилотном проекте, 10-11-е классы учатся по ФГОС среднего общего образования и вы уже готовили с учащимися индивидуальные проекты, то воспользуйтесь новыми календарем и картой контроля.

Разработайте календарь подготовки проектов вместе с руководителями профессиональных объединений педагогов. По календарю вы проверите деятельность руководителей проектов и учащихся, организуете работу с родителями. Еще воспользуйтесь рекомендациям, чтобы школьники подготовили проекты без ошибок.

Главное в статье СкрытьСпланируйте и проверьте по календарю подготовку индивидуальных проектов

Кликните на ,
чтобы добавить строку
в конкретном разделе плана



Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку




Отредактируйте текст плана
и нажмите Печать внизу страницы

Запланируйте, как будете проверять качество индивидуальных проектов. Для этого вам понадобится карта контроля. Ее также разработайте вместе с руководителями профобъединений и обсудите со всеми учителями. Чтобы ученики лучше выполнили проекты, раздайте им брошюру.

Раздайте педагогам карту контроля качества индивидуального проекта

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Карту вы сможете скачать, нажав

Проверьте качество занятий по подготовке проектов

Посетите занятия по подготовке индивидуального проекта, чтобы проконтролировать, как руководитель проекта предлагает учебные задачи школьнику. Проверьте, умеют ли ученики формулировать проблему, тему, цели и задачи проекта, планировать деятельность по поиску и обработке информации. Понаблюдайте, как учащиеся самостоятельно планируют, анализируют источники информации, работают с мультимедийными средами. Оцените, как они выполняют продукт проектной деятельности, готовят защиту проекта.

Вместе с классным руководителем проконтролируйте, как родители помогают учащимся преодолевать трудности. К примеру, анализируют ли проблемы, оказывают помощь в допобразовании, в том числе онлайн-курсовой подготовке своих детей. Если ученикам необходимы дополнительные занятия, то воспользуйтесь программой проектной мастерской для внеурочной деятельности. На занятиях по программе педагоги научит школьников ставить цели, формулировать гипотезу исследования, планировать работу, аргументировать результаты исследования, готовить и проводить презентацию.

Подготовьте для учителей и учеников памятки и рекомендации

Чтобы учащимся было понятно, как работать над проектом, подготовьте памятку. Дополнительно подготовьте памятку для руководителя проекта. По ней он поможет ученикам правильно выстроить работу на разных этапах проекта.

Кликните на кнопку с номером памятки и посмотрите ее

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2019года
Циклограмма на месяц
Сентябрь

В циклограмме на сентябрь – как подготовить план развития ВСОКО и еще 67 дел

Татьяна Щербакова, замдиректора МБОУ «Средняя школа № 1 им. Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» города Щекино Тульской области. Почетный работник общего образования. 27 лет работает в школе. Аттестованный эксперт для проведения мероприятий по контролю в сфере образования. Автор более 50 публикаций по вопросам управления образовательной организацией
Спланируйте свои главные дела на сентябрь по циклограмме, которую мы составили с учетом подготовки нового плана развития ВСОКО на 2019/20 учебный год и новых мероприятий по контролю качества на основе международных исследований. Все дела в циклограмме распределены по объектам контроля, неделям и дням. Вы увидите, какие именно мероприятия провести, совместно с какими работниками и что сделать по итогам.

Чтобы спланировать и организовать новые мероприятия в плане развития ВСОКО сразу в начале учебного года, воспользуйтесь новой циклограммой. В ней мы учли, что Рособрнадзор планирует оценить читательскую, естественно-научную и математическую грамотность на основе международных исследований.

Какие главные дела запланировать

Начните учебный год с мероприятий по Календарю образовательных событий на 2019/20 учебный год (письмо Минпросвещения от 27.05.2019 № ТС-1314/04). Всего четыре события: День знаний (1 сентября); День солидарности в борьбе с терроризмом (3 сентября); Неделя безопасности (2–8 сентября); Международный день распространения грамотности (8 сентября).

Еще в первые дни сентября сразу подготовьте новый план развития ВСОКО и включите в него контроль читательской, естественно-научной и математической грамотности по международным исследованиям.

Какие новые документы подготовить

Главный новый документ – это план методической работы для развития ВСОКО. Учитывайте, что менять план ВСОКО придется из-за новых ОГЭ, которые впервые будут проверять у школьников результаты по требованиями ФГОС.

Составьте и утвердите в структуре плана ВСОКО отдельный раздел по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ с учетом изменения КИМ 2020 года. Также необходимо внедрить в работу педагогов и в содержания уроков новые предметные концепции.

Обязательно запланируйте с первых дней сентября подготовку к НИКО. Если ваша школа вошла в репрезентативную выборку для проверки образовательных результатов школьников по технологии на НИКО, то на подготовку учеников 5-х и 8-х классов у вас есть только сентябрь.

Что проконтролировать до октября

Проконтролируйте сразу с первых дней сентября качество уроков. Разъясните педагогам на заседаниях профессиональных объединений, что вы проверите, как учителя включили в уроки задания из перспективных моделей ОГЭ-2020 (fipi.ru) и задания, аналогичные ВПР.

Проверьте, как педагоги разъяснили ученикам новые требования к оценке экзаменационных работ. На уроках понаблюдайте, понимают ли ученики критерии оценки, могут ли выполнить самооценку или оценить задание одноклассника.

Циклограмма на сентябрь

Кликните на кнопку с номером недели и даты, посмотрите мероприятия, кликая на стрелочку сбоку

Скачать

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

9
Сентябрь 2019года
Профессиональные компетенции
Внутренняя система оценки качества образования

Подготовьте школьников к новой оценке естественно-научной грамотности. Карта контроля работы учителей

По карте контроля в статье вы проверите, как учителя вашей школы формируют и развивают естественнонаучную грамотность школьников. Карта контроля поможет вам подготовить педагогов и учеников к новой оценке качества, которую этой осенью Рособрнадзор планирует провести на основе международного исследования PISA.

В статье – карта контроля с примерами заданий. По ним вы проверите, как учителя вашей школы развивают естественно-научную грамотность школьников на уроках физики, биологии и химии.

Рособрнадзор планирует с нового учебного года новую оценку качества на основе международных исследований (Методология и критерии оценки качества общего образования… утвержденная приказом Рособрнадзора № 590, Минпросвещения № 219 от 06.05.2019). Чтобы подготовить учеников к проверке естественно-научной грамотности, добавьте карту контроля в план ВШК. В течение года проверяйте по карте, каковы результаты школьников.

PISA определяет естественно-научную грамотность как способность вдумчиво взаимодействовать с научными идеями и задачами, которые требуют наукообразного представления. А также проверяет, насколько ученики понимают и применяют физические, биологические и химические понятия.

Подробнее рассказать педагогам о естественно-научной грамотности вы сможете с помощью инфографики. На инфографике есть четыре аспекта естественно-научной грамотности: контекст, компетенции, личная позиция, знания. Также вы увидите контексты, которые помогают ее выявить.

Расскажите педагогам про аспекты естественно-научной грамотности Скачать

PISA позволяет выявить уровень естественно-научной грамотности школьников. Всего шесть уровней. Расскажите о них педагогам вашей школы с помощью электронной схемы, которую вы видите ниже.

Покажите учителям уровни естественно-научной грамотности школьника

Кликните на цифру с уровнем грамотности,
чтобы посмотреть список

Нажмите на стрелку, чтобы вернуться

Скачать

Воспользуйтесь картой контроля. По ней вы проверите, как педагоги на уроках физики, биологии, химии развивают естественно-научную грамотность своих учеников.

Проверьте по карте контроля, как учителя развивают естественно-научную грамотность школьников 

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Карту вы сможете скачать, нажав

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

Окей