ещё
свернуть
Все статьи номера
9
Сентябрь 2019года
Профессиональные компетенции
Индивидуальный проект по ФГОС

Как помочь учителю и ученику реализовать индивидуальный проект по новым правилам

Татьяна Щербакова, замдиректора по УВР МБОУ «Средняя школа № 1 имени Героя Советского Союза Б.Н. Емельянова» г. Щекино, Тульская область
В статье – новые рекомендации, чтобы выполнить требования ФГОС среднего общего образования и организовать работу по подготовке индивидуальных проектов. По календарю проектов на новый учебный год обновите план развития ВСОКО. А карта контроля поможет оценить исследовательские умения учеников.

Если ваша школа еще не перешла на ФГОС и ученики никогда не выполняли индивидуальные проекты, то вам надо утвердить новые локальные акты и подготовить руководителей проектов. Определите направления проектной деятельности и спланируйте подготовку аттестатов.

Если школа уже работает по ФГОС, то на 2019/20 учебный год утвердите календарь подготовки проектов. Также используйте карту контроля проектной деятельности и готовые памятки для учителей и учеников.

С чего начать, если педагоги и ученики никогда не выполняли индивидуальные проекты

Если ваша школа планирует перейти на ФГОС среднего общего образования с 2020 года, то у вас есть год для подготовки локальных актов. Укажите в них, как реализуете проекты, а в приложениях разместите критерии оценки проектов. Определите, какие педагоги будут руководить проектами школьников, и отправьте их на курсы.

Утвердите локальные акты

Рекомендуем!

Запишите учителей
на курс
«Совершенствование
компетенций
учителя
в соответствии
с требованиями профстандарта
и ФГОС»

Подписчикам -30%.

Записаться

Проверьте, есть ли в вашей школе локальные нормативные акты, на основании которых вы организуете индивидуальные проекты.

Во-первых, это положение об индивидуальном проекте. В положении укажите, как учителя оценивают предметные знания и способы действий учащихся, а также познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД. Перечислите критерии сформированности навыков проектной деятельности: низкий, средний, высокий уровень, чтобы учителя вместе с вами смогли оценить результат каждого ученика.

Во-вторых, это договоры о сотрудничестве с организациями, на базе которых ваши выпускники смогут реализовать практическую часть проектов. К примеру, если ваша школа сотрудничает с градообразующим предприятием, то результаты проекта ученики могут представить руководителям предприятия. А если старшеклассники готовят социальный проект, то могут его представить сообществу благотворительных и волонтерских организаций.

Подготовьте руководителей проектов

В сентябре нового 2019/20 учебного года проверьте уровень подготовки учителей, которые будут руководителями индивидуальных проектов с сентября 2020 года. Всех педагогов, которые повышали квалификацию более трех лет назад, направьте на курсы. Когда будете выбирать программу для подготовки учителей, посмотрите, есть ли в ней раздел об индивидуальных учебных проектах. Так вы выполните требование примерной ООП среднего общего образования к условиям, которые обеспечивают развитие УУД учеников.

Определите направления проектной деятельности
и разработайте критерии оценки

Скачайте две готовые рабочие программы: для элективного метапредметного курса «Основы проектной и исследовательской деятельности» и курса «Индивидуальный проект». Предложите педагогам использовать на занятиях рабочую тетрадь для метапредметного курса, а также карту наблюдения за проектной деятельностью. Составьте предварительно списки учеников, которые будут выполнять проекты. Пусть классный руководитель поможет школьникам и их родителям определят направления проекта: социальное, бизнес-проектирование, исследовательское, инженерно-конструкторское, информационное, творческое. Посмотрите карточки о видах проектов и содержании, которое надо в них проверить.

Главное в статье СкрытьРаздайте педагогам карточки о видах проектов и содержании,
которое необходимо проверить

Кликните на карточку и прочитайте содержание, которое надо проверить в проекте

Скачать

Спланируйте подготовку аттестатов

В конце 11-го класса, когда будете заполнять аттестаты о среднем общем образовании, проконтролируйте, чтобы индивидуальный проект внесли в документ об образовании. Если в учебном плане на проект отводили 64 часа и больше за два года, то индивидуальный проект укажите в перечне учебных предметов. Если меньше 64 часов – в перечне курсов и дисциплин в разделе «Дополнительные сведения».

Воспользуйтесь таблицей. По ней вы проконтролируете всю подготовительную работу и определите результат контроля на основании нормативных документов.

Главное в статье СкрытьПроверьте по таблице, как администрация школы и педагоги готовы реализовать индивидуальные проекты

Заполните своими данными поля, выделенные синим цветом. Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку или нажмите на кнопку Добавить и внесите в план дополнительный пункт. Распечатайте план

ВАЖНО

Качество проектов проверяйте весь учебный год. Включите в план развития ВСОКО календарь контроля проектов, чтобы старшеклассники подготовили, сдали вовремя и защитили проекты

Как организовать работу, если ученики уже выполняли индивидуальные проекты

Если ваша школа участвует в пилотном проекте, 10-11-е классы учатся по ФГОС среднего общего образования и вы уже готовили с учащимися индивидуальные проекты, то воспользуйтесь новыми календарем и картой контроля.

Разработайте календарь подготовки проектов вместе с руководителями профессиональных объединений педагогов. По календарю вы проверите деятельность руководителей проектов и учащихся, организуете работу с родителями. Еще воспользуйтесь рекомендациям, чтобы школьники подготовили проекты без ошибок.

Главное в статье СкрытьСпланируйте и проверьте по календарю подготовку индивидуальных проектов

Кликните на ,
чтобы добавить строку
в конкретном разделе плана



Кликните на ,
чтобы удалить ненужную строку




Отредактируйте текст плана
и нажмите Печать внизу страницы

Запланируйте, как будете проверять качество индивидуальных проектов. Для этого вам понадобится карта контроля. Ее также разработайте вместе с руководителями профобъединений и обсудите со всеми учителями. Чтобы ученики лучше выполнили проекты, раздайте им брошюру.

Раздайте педагогам карту контроля качества индивидуального проекта

Внизу карты есть инструкция, как ее заполнить. Карту вы сможете скачать, нажав

Проверьте качество занятий по подготовке проектов

Посетите занятия по подготовке индивидуального проекта, чтобы проконтролировать, как руководитель проекта предлагает учебные задачи школьнику. Проверьте, умеют ли ученики формулировать проблему, тему, цели и задачи проекта, планировать деятельность по поиску и обработке информации. Понаблюдайте, как учащиеся самостоятельно планируют, анализируют источники информации, работают с мультимедийными средами. Оцените, как они выполняют продукт проектной деятельности, готовят защиту проекта.

Вместе с классным руководителем проконтролируйте, как родители помогают учащимся преодолевать трудности. К примеру, анализируют ли проблемы, оказывают помощь в допобразовании, в том числе онлайн-курсовой подготовке своих детей. Если ученикам необходимы дополнительные занятия, то воспользуйтесь программой проектной мастерской для внеурочной деятельности. На занятиях по программе педагоги научит школьников ставить цели, формулировать гипотезу исследования, планировать работу, аргументировать результаты исследования, готовить и проводить презентацию.

Подготовьте для учителей и учеников памятки и рекомендации

Чтобы учащимся было понятно, как работать над проектом, подготовьте памятку. Дополнительно подготовьте памятку для руководителя проекта. По ней он поможет ученикам правильно выстроить работу на разных этапах проекта.

Кликните на кнопку с номером памятки и посмотрите ее

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).