ещё
свернуть
Все статьи номера
3
Март 2017года
Качество образования
Внешняя оценка качества образовательных результатов в школе

Как связать оценочную деятельность учителя и внешнюю оценку качества образования

Главное в статье
  1. Ознакомьте учителей с инструментами внешней оценки качества образования. Это международные сравнительные исследования; Национальные исследования качества образования; Всероссийские проверочные работы.
  2. Уделите особое внимание заданиям ОГЭ и ЕГЭ и критериям оценивания заданий.
  3. О региональных процедурах оценки расскажем на примере Московского центра качества образования: на сайте МЦКО найдите кодификаторы и составьте перечень проверяемых образовательных результатов.
  4. Предложите учителям использовать задания МЦКО, чтобы составить контрольные и другие работы.

Чтобы понять, насколько правильно педагог организует оценочную деятельность, сопоставьте результаты внешней оценки качества образования и внутреннего мониторинга. Результаты ОГЭ и ЕГЭ наглядно демонстрируют, как оценочная деятельность учителя соответствует внешней оценке образовательных результатов. Используйте задания, чтобы развивать фонд оценочных средств школы.

Где найти и как использовать задания международных исследований качества образования

Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО на своем сайте centeroko.ru разместил задания и критерии оценивания международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и др. Используйте задания, чтобы оценить читательскую, естественно-научную, математическую грамотность учеников.

ПРИМЕР

Задание по математической грамотности в PISA: Вы делаете свою собственную заправку для салата. Вот рецепт на 100 миллилитров (мл) заправки: салатное масло – 60 мл, уксус – 30 мл, соевый соус – 10 мл. Сколько миллилитров салатного масла понадобится, чтобы сделать 150 мл этой заправки?

Ученики составляют пропорцию:

100 г – 60 мл 

150 г – х мл

х =150 × 90 / 100 = 90 (мл).

Это стандартная арифметическая задача на пропорциональные величины. Она доступна учащимся 5-6-х классов. Когда школьники изучают алгебру в 7-9-х классах, то подобные задания не решают. Учащиеся решают примеры на пропорции, пропорциональные отношения сторон в треугольниках на геометрии в 7-9-х классах. Перенести опыт на типичную арифметическую задачу 58% учащихся из России не смогли. Научите школьников переносить опыт решения задачи с одного учебного предмета на другой и развивайте функциональную грамотность по математике.

ПРИМЕР

На centeroko.ru вы найдете задания TIMSS для оценки математической и естественно-научной грамотности учащихся 8-х классов в 2015 году, которые представлены в специальных тетрадях. Также есть руководство по проверке тетрадей.

Вопрос из тетради для ученика: Почему небольшой пожар можно устранить, если накрыть пламя тяжелым одеялом? Варианты ответа:

А. Понижает температуру.
В. Уменьшает пламя.
С. Поглощает горящее вещество.
D. Преграждает доступ кислорода.

Ответ А оценивают в 1 балл, отсутствие ответа или другой ответ – 0 баллов.

Обратите внимание на методические материалы, которые знакомят с уровнями подготовки и с перечнем умений. Методические материалы рассказывают, что должен знать выпускник 9-го, 11-го классов. Это поможет составить оценочный инструментарий.

К СВЕДЕНИЮ

Что оценивают международные сравнительные исследования качества образования

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) изучает читательскую грамотность обучающихся 4-х классов как способность понимать и использовать письменную речь.

TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) оценивает математическую и естественно-научную грамотность учащихся 4-х и 8-х классов.

PISA (Programme for International Student Assessment) оценивает способность 15-летних учащихся решать жизненные задачи, грамотность чтения, математическую грамотность, естественно-научную и компьютерную грамотность.

CIVIC (Civic Education Study) оценивает граждановедческую подготовку выпускников школы, мнения и отношения к социальным вопросам.

ICILS (International Computer and Information Literacy Study) выявляет информационную и компьютерную грамотность – навыки владения техническими возможностями компьютера и интеллектуальные способности к коммуникации.

Что такое Национальные исследования качества образования

ЧЕК-ЛИСТ

На eduniko.ru учитель найдет задания:
– по математике для 4-го, 5-7-х классов;
– русскому языку для 4-го класса;
– окружающему миру для 4-го класса;
– информатике для 8-9-х классов

Национальные исследования качества образования – это выборка, в которой участвует часть школ или регионов. Посмотрите открытый банк заданий на eduniko.ru. Используйте с вашими учителями задания, чтобы разработать материалы для контрольных работ.

ПРИМЕР

Задание для 5-го класса по теме «Задачи практического характера»: Билет в Исторический музей стоит 350 руб. для взрослого и 80 руб. для школьника, а пенсионеры могут посещать музей бесплатно. Есть еще «семейный билет» на двух взрослых и двух детей, который стоит 800 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить за посещение музея семья: папа, мама, бабушка-пенсионерка и четверо детей-школьников?

Как использовать тексты Всероссийских проверочных работ

В 2013 году Правительство РФ утвердило Правила осуществления мониторинга системы образования (постановление от 05.08.2013 № 662), на основании которого Рособрнадзор проводит Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР). Школьники участвуют в ВПР. Администрация школы вместе с учителями анализирует результаты ВПР и планирует контроль основных умений и способов действий обучающихся.

ПРИМЕР

Учителя истории могут планировать с помощью варианта ВПР контроль умений и способов действий обучающихся 11-х классов: знать основные факты, процессы, явления, термины, персоналии; устанавливать причинно-следственные связи; искать историческую информацию в текстовых источниках; работать с иллюстративным материалом (знать факты истории культуры); работать с исторической картой; знать историю родного края.

Эти же умения и способы действий учитель истории может контролировать с помощью проверочной работы, которую разработает на основе текста ВПР и проведет в течение учебного года (fipi.ru).

На что обратить внимание в материалах ЕГЭ и ОГЭ

ДОКУМЕНТ

Даты ВПР в 2017 году определяет приказ Минобрнауки России от 27.01.2017 № 69 «О проведении мониторинга качества образования»

Все учителя используют для оценки образовательных результатов материалы единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) на fipi.ru.

Кодификатор детализирует результаты обучения – элементы содержания по учебному предмету, которые проверяет государственная итоговая аттестация. Кодификатор перечисляет требования к уровню подготовки выпускников, который проверяют КИМ ЕГЭ или ОГЭ.

Сейчас содержание КИМ разработчики меняют в сторону проверки способов действий учащихся, а не проверки знаний. Так, в 2016 году из КИМ по физике, химии и биологии исчезли задания с выбором одного ответа. В КИМ стало больше заданий не на репродуктивную деятельность, а на сопоставление фактов, анализ схем, таблиц, диаграмм. Используйте именно такие задания, чтобы подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

ВАЖНО

Образцы вариантов ВПР для 11-х классов по истории, географии, биологии, физике и химии смотрите на сайте Федерального института педагогических измерений – fipi.ru

ПРИМЕР

Задание 20 в демоверсии КИМ ЕГЭ по биологии. Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из списка.

Список терминов:

1) гликолиз;
2) хлоропласт;
3) биосинтез белка;
4) митохондрия;
5) транскрипция;
6) ядро;
7) цитоплазма;
8) клеточный центр.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:

Ответ: 463.

Где посмотреть задания региональных процедур оценки качества образования

СПРАВКА

Если в вашем регионе действует система оценки качества образования, используйте задания и кодификаторы, чтобы совершенствовать оценочную деятельность учителей

Приведем пример города Москвы. Проанализируйте сайт Московского центра качества образования (mcko.ru). Зайдите в раздел «Педагогам» и найдите подраздел «Мониторинг и диагностика».

В этом подразделе вы увидите ссылки:

  • обязательные диагностики в 4-х, 7-х и 8-х классах;
  • диагностики сопровождения введения ФГОС начального общего образования;
  • диагностики сопровождения введения ФГОС основного общего образования;
  • тематические диагностики;
  • метапредметные диагностики.

По ссылкам – материалы диагностик. Внизу страницы «Мониторинг и диагностика» найдите ссылки: информационные документы; инструктивно-методические материалы; кодификаторы. Документы на этих страницах сайта помогут составить перечень проверяемых умений и способов действий.

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

3
Март 2017года
Образовательная деятельность
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Как организовать обучение детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов

Елена Кутепова, канд. пед. наук, доц., заместитель директора Института проблем инклюзивного образования ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет». Автор более 50 опубликованных научных работ. Аккредитованный эксперт в области проведения государственной аккредитации образовательного учреждения и научной организации Рособрнадзора

Школа разрабатывает для обучающихся с ОВЗ и детей-инвалидов специальные программы и обеспечивает все необходимые условия для их образования. Рассказываем, какие и когда. Для детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации работает педагогический коллектив – учителя и специалисты сопровождения. Объясняем, какие требования предъявлять к их подготовке.

Кого считать ребенком с ОВЗ и ребенком-инвалидом

Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) – это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, которые подтвердила психолого-медико-педагогическая комиссия (далее – ПМПК) и которые препятствуют получению образования без создания специальных условий (ч. 16 ст. 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; далее – Федеральный закон № 273-ФЗ).

СПРАВКА

Кохлеарный имплантат – медицинский прибор, протез для компенсации потери слуха пациентам с выраженной или тяжелой тугоухостью

Специалисты ПМПК обследуют ребенка в возрасте от 0 до 18 лет и выдают родителю (законному представителю) заключение. Этот документ содержит описание состояния высших психических функций ребенка – речи, мышления, восприятия, воображения, памяти. Заключение включает рекомендации, определяющие образовательную программу, форму обучения и направления работы специалистов сопровождения.

Родители ребенка добровольно решают, предоставлять или нет заключение ПМПК в образовательные организации.

Обучающиеся с ОВЗ – это дети:

  • с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие, кохлеарно имплантированные);
  • нарушениями зрения (слепые, слабовидящие);
  • тяжелыми нарушениями речи;
  • нарушениями опорно-двигательного аппарата;
  • задержкой психического развития;
  • расстройствами аутистического спектра;
  • со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития);
  • с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

Где учатся дети с ОВЗ и дети-инвалиды

Перечень образовательных организаций (далее – ОО) представлен в Федеральном законе № 273-ФЗ (ч. 4 ст. 79, ч. 5 ст. 41).

Образование детей с ОВЗ, в т. ч. детей-инвалидов, организуют:

– в отдельных ОО – бывших специальных коррекционных школах с 1-го по 8-й вид, которые обучают по адаптированным основным образовательным программам;
– ОО, имеющих в своей структуре отдельные классы для детей с ОВЗ, в которых педагогический коллектив реализует адаптированные основные образовательные программы;
– дошкольных ОО – в группах компенсирующей или комбинированной направленности, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным образовательным программам;
– школах и детских садах, где ребенок с ОВЗ обучается совместно с обучающимися без ограничений возможности здоровья по индивидуальной адаптированной образовательной программе (далее – АОП);
– медицинских организациях или на дому – для детей, нуждающихся в длительном лечении, по индивидуальным учебным планам.

Некоторые дети могут иметь справку об инвалидности и заключение ПМПК – глухие, слепые, дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития и т. д. Статус инвалида гражданам РФ присваивает Бюро медико-социальной экспертизы (п. 1 Правил признания лица инвалидом, утв. постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95).

Получение справки об инвалидности и индивидуальной программы реабилитации или абилитации не всегда требует изменений условий и программы образования ребенка.

ПРИМЕР

Дети с соматическими заболеваниями – заболеваниями сердца и сосудов, дыхательной системы, печени и почек, желудочно-кишечного тракта – могут обучаться по основной образовательной программе и не посещать ПМПК.

Как получить заключение ПМПК

ВАЖНО

Обучающийся с ОВЗ не всегда является инвалидом, а ребенок с инвалидностью может не нуждаться в создании специальных условий обучения

Родители (законные представители) решают, проходить или не проходить ПМПК, чтобы выявить особенности физического или психического развития, а также отклонения в поведении ребенка. ПМПК обследует подростка, которому исполнилось 15 лет, только с его согласия.

Родители (законные представители) ребенка предъявляют в территориальную или центральную ПМПК:

  • заявление о проведении или согласии на проведение обследования ребенка в комиссии;
  • копию паспорта или свидетельства о рождении ребенка (и предъявляют оригинал или заверенную копию);
  • направление ОО или другой организации, в т. ч. медицинской (при наличии);
  • заключение психолого-медико-педагогического консилиума или специалистов психолого-медико-педагогического сопровождения ОО (при наличии);
  • заключение ПМПК о результатах ранее проведенного обследования ребенка (при наличии);
  • подробную выписку из истории развития ребенка с заключениями врачей медицинской организации по месту жительства (регистрации);
  • характеристику обучающегося, которую готовит образовательная организация (при наличии);
  • письменные работы по русскому (родному) языку, математике, результаты самостоятельной продуктивной деятельности ребенка.

Протокол и заключение ПМПК оформляет в день проведения обследования. Если необходимо, срок оформления протокола и заключения ПМПК продлевает, но не более чем на пять рабочих дней. Копию заключения ПМПК заверяет печатью. Копии особых мнений специалистов (при наличии) согласуют с родителями (законными представителями) детей и выдают родителям под подпись или направляют по почте с уведомлением о вручении.

Если родители не согласны с заключением территориальной ПМПК, они могут обжаловать его в центральной ПМПК (п. 22 Положения о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082; далее – Положение о ПМПК).

Что обязательно должны знать родители о заключении ПМПК

ДОКУМЕНТ

Порядок обследования устанавливает Положение о ПМПК, утв. приказом Минобрнауки России от 20.09.2013 № 1082 (пп. 12, 14, 15)

Заключение ПМПК носит для родителей рекомендательный характер (п. 23 Положения о ПМПК). Заключение ПМПК содержит выводы о наличии, либо отсутствии у ребенка особенностей в физическом или психическом развитии, отклонений в поведении.

Такие сведения являются персональными данными детей (ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»). Никто не имеет права передавать третьим лицам информацию из заключения ПМПК без письменного согласия родителей ребенка (п. 8 Положения о ПМПК).

Если родители предоставили в ОО заключение ПМПК о наличии отклонений в развитии и необходимости специальных условий для образования, школа обязана такие условия создать.

Заключение ПМПК действительно для представления в образовательную организацию в течение календарного года с даты его получения. Если родители не передали заключение в течение одного года, придется получать заключение заново (п. 23 Положения о ПМПК). Минимальный срок, на который ПМПК может дать рекомендации по созданию специальных образовательных условий, определяют члены ПМПК. Срок варьируется от 3–6 месяцев до 1 года. Максимальный срок, на который даются рекомендации по созданию специальных условий получения образования детьми с ОВЗ, – длительность освоения уровня образования.

ВАЖНО

Родители самостоятельно решают, предоставлять заключение ПМПК в ОО или не предоставлять

При переходе с уровня на уровень фиксируются образовательные результаты и возникают новые требования к условиям реализации программы. Если ребенок с ОВЗ переходит на следующий уровень общего образования и претендует на создание специальных образовательных условий, необходимо повторное посещение ПМПК (для уточнения или новых рекомендаций согласно уровню образования).

Какие условия создать для обучения детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, ОО разрабатывает адаптированные программы, создает специальные условия обучения, утверждает необходимое штатное расписание.

СПРАВКА

Если ученик с ОВЗ учится совместно со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья, то школа разрабатывает АОП на один год

Адаптированные основные образовательные программы (далее – АООП) начального общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами (тяжелыми и множественными нарушениями развития) педагогический коллектив разрабатывает в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1598 (далее – ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ), при наличии даже одного обучающегося с ОВЗ в 1-м классе 2016/17 учебного года.

Если в школе есть отдельные классы (со 2-го и выше) для обучающихся с ОВЗ (без умственной отсталости), педагогический коллектив разрабатывает АООП начального общего образования для глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра в соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования.

АООП для обучающихся с умственной отсталостью разрабатываются в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 (далее – ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) при наличии даже одного обучающегося с ОВЗ в 1-м классе 2016/17 учебного года.

Если в школе есть отдельные классы (со 2-го и выше) для обучающихся с умственной отсталостью, педагогический коллектив:

Основаниями для создания специальных условий для обучения детей с ОВЗ и инвалидностью служат нормативные требования; заключение ПМПК – для обучающихся с ОВЗ (п. 23 Положения о ПМПК); индивидуальная программа реабилитации или абилитации – для детей-инвалидов (приложение 3 к приказу Минтруда России от 31.07.2015 № 528н «Об утверждении Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм»).

Условия для детей с ОВЗ и инвалидностью школа обеспечивает в соответствии с ч. 3 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ:

  • специальные образовательные программы и методы обучения;
  • специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы;
  • специальные технические средства обучения;
  • услуги ассистента (помощника), который оказывает обучающимся необходимую техническую помощь;
  • групповые и индивидуальные коррекционные занятия;
  • доступная среда (беспрепятственный доступ в здание и на территорию и т. д.);
  • сокращенное количество детей в учебной группе (классе).

Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с ОВЗ, представлены в таблице 1.

Таблица 1. Условия, которые образовательная организация создает для обучающихся с определенными видами ОВЗ

Вид ОВЗШколаДетский сад
Нарушение зренияАдаптировать сайт школы с учетом потребностей инвалидов по зрению. Привести сайт к международному стандарту доступности веб-контента и веб-сервисов (WCAG). Разместить расписание занятий в доступных слепым или слабовидящим местах в адаптированной форме. Текст составляют крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и дублируют шрифтом Брайля. Организовать поддержку тьютора, который оказывает учащемуся необходимую помощь в получении образования. Выпустить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы. Обеспечить доступ слепого учащегося с собакой-поводырем к зданию школы и место для собаки-поводыря в часы обучения ребенкаЕсли рекомендовано ПМПК – организовать поддержку тьютора, который оказывает учащемуся необходимую помощь в получении образования. Подготовить альтернативные форматы печатных материалов (крупный шрифт) или аудиофайлы
Нарушение слухаДублировать звуковую информацию о расписании занятий визуальной – установить мониторы для трансляции субтитров. Мониторы, их размеры и количество определяют с учетом размеров помещения. Передавать информацию с использованием русского жестового языка (сурдоперевода, тифлосурдоперевода) при организации мероприятийВоспроизводить информацию визуальными средствами
Нарушение опорно-двигательного аппаратаОбеспечить беспрепятственный доступ учащихся в учебные помещения, столовую, туалетные и другие помещения школы. Организовать: пандусы; поручни; расширенные дверные проемы; лифты; локальное понижение стоек-барьеров до высоты не более 0,8 м; специальные кресла и другие приспособления. В соответствии с индивидуальной программой реабилитации и абилитации ребенка-инвалида или заключением ПМПК организовать работу ассистента (помощника), оказывающего ребенку техническую помощь

Школа руководствуется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (далее – Порядок образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Детский сад руководствуется Порядком организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования, утв. приказом Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1014 (далее – Порядок образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования).

Какие специалисты организуют образовательную деятельность детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Обучение и воспитание детей с ОВЗ и инвалидностью в образовательной организации обеспечивает педагогический коллектив – администрация, учителя и специалисты сопровождения: педагоги-психологи, учителя-дефектологи (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог), учителя-логопеды, тьюторы, ассистенты, медицинские работники.

Все специалисты должны пройти профессиональную переподготовку или курсы повышения квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью), подтвержденные дипломом о профессиональной переподготовке или удостоверением о повышении квалификации.

Педагоги

В том числе педагогические работники, которые реализуют программу коррекционной работы, должны иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки: по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки олигофренопедагога, тифлопедагога, сурдопедагога, логопеда; по специальностям «Олигофренопедагогика», «Тифлопедагогика», «Сурдопедагогика», «Логопедия»; по педагогическим специальностям или по направлениям («Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование») с обязательным прохождением профессиональной переподготовки по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» и повышением квалификации в области инклюзивного образования.

СПРАВКА

ПМПК может рекомендовать проводить коррекционно-развивающие занятия специалистам сопровождения: логопеду, дефектологу, тифлопедагогу, сурдопедагогу, олигофренопедагогу, тьютору

Педагог-психолог

Должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки по специальности «Специальная психология»; по направлению «Педагогика» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области психологического сопровождения образования лиц с ОВЗ.

Или педагог-психолог имеет высшее профессиональное образование по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».

Педагог-психолог обязательно проходит профессиональную переподготовку в области специальной психологии и повышает квалификацию в области инклюзивного образования.

Учитель-логопед

Должен иметь высшее профессиональное образование по одному из вариантов программ подготовки по специальности «Логопедия»; по направлению «Специальное (дефектологическое) образование» по образовательным программам подготовки бакалавра или магистра в области логопедии; по педагогическим специальностям или по направлениям «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование».

Учитель-логопед обязательно проходит профессиональную переподготовку в области логопедии и повышает квалификацию в области инклюзивного образования.

Воспитатели

Им необходимо высшее или среднее профессиональное образование по педагогическим специальностям с обязательным прохождением профессиональной переподготовки или повышением квалификации в области инклюзивного образования, специальной педагогики или специальной психологии.

Подготовку воспитатель, который работает с детьми с ОВЗ и с детьми-инвалидами, подтверждает удостоверением установленного образца о повышении квалификации или дипломом о профессиональной переподготовке.

Педагог дополнительного образования

Требования: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование в области, соответствующей профилю кружка, секции, студии, клубного и иного детского объединения, без предъявления требований к стажу работы.

А также у педагога дополнительного образования может быть высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы и повышение квалификации в области инклюзивного образования.

Руководящие работники

Административные работники образовательной организации вместе с высшим профессиональным педагогическим образованием также должны иметь удостоверение о повышении квалификации в объеме от 72 часов по особенностям организации обучения и воспитания обучающихся с ОВЗ и (или) введения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и (или) ФГОС образования обучающихся с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью).

НОРМАТИВНАЯ БАЗА

За счет каких средств администрация ОО создает условия для детей с ОВЗ и детей-инвалидов

Образовательная организация создает условия для обучения и воспитания детей с ОВЗ и детей-инвалидов за счет средств, которые федеральный, региональный или муниципальный бюджет выделяет:

– для выполнения государственного (муниципального) задания бюджетными или автономными учреждениями;
– обеспечения деятельности казенного учреждения на основании бюджетной сметы;
– реализации государственной программы «Доступная среда» учреждениями, которые включены в перечни Минобрнауки России от 22.04.2016, от 01.09.2016.

Так следует из п. 5 ч. 1 ст. 8, п. 5 ч. 1 ст. 9, ч. 2 ст. 99 Федерального закона № 273-ФЗ и Государственной программы РФ «Доступная среда» на 2011–2020 годы, утв. постановлением Правительства РФ от 01.12.2015 № 1297.

Как администрация ОО распределяет обязанности специалистов при обучении детей с ОВЗ

Учителя и специалисты сопровождения разрабатывают и реализуют адаптированные программы. При этом содержание предмета адаптирует учитель, а специалисты сопровождения помогают ему выявить особые образовательные потребности детей и проводят коррекционно-развивающие занятия.

Тьютор

СПРАВКА

Объем работы тьютора с ребенком определяет ПМПК – от нескольких часов до полной занятости в день

Находится рядом с учеником и помогает ребенку осваивать содержание программы. Может выполнять функции педагога сопровождения, воспитателя, который помогает ребенку с ОВЗ, ведет педагогическую и воспитательную работу на каждом этапе образовательной деятельности.

Также тьютор организует общение ребенка с ОВЗ с детским коллективом на переменах, помогает всем участникам образовательной деятельности понять, какую помощь можно оказать ребенку с ОВЗ и как правильно это сделать.

Тьютор может выполнять функции специалиста службы сопровождения, обладающего знаниями в области коррекционной педагогики, дефектологии, психологии: педагога-психолога, социального педагога, дефектолога.

ПРИМЕР

Для учащихся с расстройствами аутистического спектра тьютор может быть рекомендован на полный день. В этом случае он будет присутствовать на всех уроках (п. 29 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования).

Ассистенты (помощники)

Помогают детям с ОВЗ и детям-инвалидам при посещении туалетных помещений, столовой. Переносят инвалидные коляски и ориентируют ребенка в здании ОО.

Необходимость организовать техническую помощь детям с ОВЗ и инвалидностью регламентирует ч. 3 ст. 79 Федерального закона № 273-ФЗ, а также п. 23 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования, пп. 18–19 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам дошкольного образования.

Минобрнауки России в Методических рекомендациях по вопросам внедрения ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), направленными письмом от 11.03.2016 № ВК-452/07, рекомендует вводить ставку одного персонального ассистента для помощи двум детям, нуждающимся в персональном сопровождении.

Кроме того, в штатное расписание администрация может ввести помощника воспитателя и младшего воспитателя, которые будут выполнять функции ассистента.

Педагог-психолог

Педагог-психолог проводит коррекционно-развивающие занятия в соответствии с рекомендациями ПМПК. Он проводит индивидуальные и подгрупповые занятия по развитию высших психических функций, навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития детей.

Ставку педагога-психолога в штатном расписании школа открывает, если в ней учатся 20 учащихся с ОВЗ.

ВАЖНО

Нагрузка работников ОО желательная. Окончательное решение принимает учредитель ОО. Его решение зависит от финансовых, организационных и других возможностей

Включение в штатное расписание специалистов сопровождения зависит от рекомендаций ПМПК, которые ОО обязана выполнить.

Объем нагрузки специалиста сопровождения зависит от числа обучающихся с ОВЗ.

Для реализации АОП в п. 32 Порядка образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования приведены штатные единицы для школы:

  • учитель-дефектолог (олигофренопедагог, сурдопедагог, тифлопедагог) на 6–12 учащихся с ОВЗ;
  • учитель-логопед на 6–12 учащихся с ОВЗ;
  • педагог-психолог на 20 учащихся с ОВЗ;
  • тьютор, ассистент (помощник) на 1–6 учащихся с ОВЗ.

Чтобы обеспечить ОО специалистами сопровождения, администрация может ввести должности в штатное расписание или расширить должностные обязанности педагогических работников – учителя-дефектолога, социального педагога, педагога-психолога и др. А также использовать ресурсы других организаций на основе договора о сетевом взаимодействии (ст. 15 Федерального закона № 273-ФЗ).

Какой режим дня установить для обучающихся с ОВЗ

На уровне дошкольного образования для воспитанников с ОВЗ требования к режиму отсутствуют, поэтому применяйте СанПиН 2.4.1.3049–13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 15.05.2013 № 26.

ПМПК может рекомендовать сокращение режима пребывания, например, только в группе кратковременного пребывания – не более 4 часов. Эту рекомендацию выполняют педагоги дошкольной ОО и родители ребенка.

Режим дня обучающихся в школе по АООП для обучающихся с ОВЗ определяет приложение 2 к СанПиН 2.4.2.3286–15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья», утв. постановлением Главного государственного санитарного врача России от 10.07.2015 № 26 (далее – СанПиН 2.4.2.3286–15).

ВАЖНО

Обучение учащихся с ОВЗ осуществляйте только в первую смену

Обычные школы, которые обучают по АООП и АОП, используют рекомендации к режиму дня в части учебных занятий, приема пищи, прогулок, физкультурных пауз, дневного сна (для детей первого года обучения, которые посещают группы продленного дня).

Школа осуществляет присмотр и уход в группах продленного дня, если организует согласно п. 8.2 СанПиН 2.4.2.3286–15 питание (полдник), прогулки, дневной сон – для учащихся первого года обучения.

Продолжительность учебного дня для конкретного ребенка устанавливает ОО и учитывает особые образовательные потребности ребенка, его готовность к нахождению в среде сверстников без родителей.

Распорядок дня обучающихся с ОВЗ должен учитывать их повышенную утомляемость, быть здоровьесберегающим.

Как организовать временной режим обучения детей с ОВЗ

Временной режим обучения обучающегося с ОВЗ определяет учебный план класса (группы) или индивидуальный учебный план.

В первой половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована урочная и внеурочная деятельность, в т. ч. коррекционно-развивающие занятия с логопедом, учителем-дефектологом и педагогом-психологом. Во второй половине дня для обучающихся с ОВЗ может быть организована внеурочная деятельность по программе коррекционной работы и программам дополнительного образования.

В середине урока в обязательном порядке учитель проводит физкультурную минутку для снятия мышечного напряжения. Для детей с нарушениями зрения в содержание физкультурных минуток обязательно включаются упражнения на снятие зрительного напряжения, на предупреждение зрительного утомления, на активизацию зрительной системы.

Какую установить учебную нагрузку для детей с ОВЗ в школе

Учебную нагрузку для обучающихся с ОВЗ в неделю определяют требования ФГОС начального общего образования обучающихся с ОВЗ и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ФГОС основного общего образования и ФГОС среднего общего образования и раздел VIII СанПиН 2.4.2.3286–15 (табл. 2).

Таблица 2. Учебная нагрузка для обучающихся с ОВЗ в неделю

КлассыУрочная деятельность
Аудиторная недельная нагрузкаКоличество и продолжительность уроков в день
Начальное общее образование
1-й (1-й дополнительный)21 ч + 10 ч внеурочной деятельностиСентябрь – октябрь – до 3 уроков в день по 35 мин каждый. Ноябрь – декабрь – до 4 уроков по 35 мин каждый. Январь – май – до 4 уроков по 40 мин каждый. Один день в неделю – до 5 уроков – за счет урока физической культуры
2-4-й; 5-й – для глухих, слабослышащих и позднооглохших, слепых и слабовидящих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра; 6-й – для глухих обучающихся и обучающихся с расстройствами аутистического спектра23 ч + часы внеурочной деятельностиДо 5 уроков по 40 мин каждый
Основное общее образование
5-й29 чДо 6 уроков по 40 мин каждый
6-й30 чДо 6 уроков по 40 мин каждый
7-й32 чДо 7 уроков по 40 мин каждый
8-9-й33 чДо 7 уроков по 40 мин каждый
Среднее общее образование
10-11-й (12-й)34 чДо 7 уроков по 40 мин каждый

В школе занятия для детей с ОВЗ проводите в первую смену – с 8 часов или позднее. Учебная неделя составляет пять дней. Проводите облегченный учебный день в среду или четверг.

Внеурочная деятельность составляет до 10 часов в неделю в каждом классе. Из них 5 и более часов занятий коррекционной направленности; остальные – на развивающие области.

ЧЕК-ЛИСТ

Независимо от уровня образования недельная образовательная нагрузка включает:

– урочную деятельность;
– внеурочную деятельность;
– реабилитационно-коррекционные мероприятия, которые проводят во время внеурочной или урочной деятельности

Продолжительность перерывов:

  • либо перемены между уроками от 10 минут и большая перемена после второго или третьего уроков – 20–30 минут;
  • либо две большие перемены после второго или третьего уроков по 20 минут каждая и перемены между урочной и внеурочной деятельностью – от 30 минут, динамической паузы – до 45 минут

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

3
Март 2017года
Образовательная деятельность
Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья

Корректируйте развитие обучающихся с интеллектуальными нарушениями: картотека упражнений и модель урока

Ольга Хохлова, заместитель директора по УВР, учитель социально-бытовой ориентировки ОГКОУ «Вичугская коррекционная школа» города Вичуга Ивановской области
Главное в статье
  1. Педагог на каждом уроке ставит коррекционно-развивающую цель: корректировать и развивать связную речь, личностные качества. Приводим примеры заданий.
  2. Предлагаем картотеку упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки, таблицу, которая поясняет, какие задания использовать на этапах урока, модель урока.

Что такое умственная отсталость

Умственная отсталость – это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности из-за диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (далее – ЦНС).

Степень выраженности интеллектуальной неполноценности соотносится со сроками, в которые возникло поражение ЦНС – чем раньше произошло, тем тяжелее последствия. Также на степень выраженности интеллектуальных нарушений влияет интенсивность воздействия вредных факторов.

Нередко умственную отсталость отягощают психические заболевания, что требует медикаментозного лечения и организации медицинского сопровождения обучающихся в образовательных организациях.

Какие отклонения развития корректировать в образовательной деятельности

ЧЕК-ЛИСТ

В международной классификации болезней МКБ-10 выделяют степени умственной отсталости:

– легкая (IQ – 69–50);
– умеренная (IQ – 50–35);
– тяжелая (IQ – 34–20);
– глубокая (IQ < 20)

Школьников с интеллектуальными нарушениями школа обучает по Федеральному государственному образовательному стандарту образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. приказом Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599.

Им преподают:

  • общеобразовательные предметы (русский язык, чтение, математика, география, история, биология, физкультура, рисование, музыка, черчение);
  • специальные (коррекционные).

К коррекционным занятиям в младших классах относят занятия по развитию речи, где учащиеся знакомятся с предметами и явлениями окружающей действительности; специальные занятия по ритмике, в 5-9-х классах – социально-бытовая ориентировка. Специфическая форма учебных занятий – индивидуальные и групповые логопедические занятия, лечебная физическая культура, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов.

Особое значение имеет трудовое обучение – на занятиях с 5-го класса подростки осваивают доступные им профессии.

Педагоги корректируют отклонения в развитии средствами учебной деятельности, трудовой подготовки, воспитательной работы. Цель – интегрировать школьника с интеллектуальными нарушениями в общество. Поэтому учитель на каждом уроке ставит цели: общеобразовательную, воспитательную и коррекционно-развивающую.

Справочник педагога-психолога. Школа № 1 (2017) расскажет о трех методах диагностики эмоционально-личностной сферы учащихся с умственной отсталостью.
Автор Александра Фокина

Чтобы сформулировать коррекционно-развивающие цели, учитель учитывает функции, которые необходимо развить у обучающегося.

ПРИМЕР

Для корректировки и развития мыслительной деятельности учитель подбирает задания на анализ и синтез, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, подготовку плана действий. Если цель педагога – корректировать и развивать связную устную речь, то учитель выбирает задания, которые развивают орфоэпически правильное произношение, с помощью которых школьник пополняет и обогащает пассивный и активный словарный запас, совершенствует диалогическую и монологическую речь.

Кроме этого, педагог на уроке корректирует и развивает внимание, связную письменную речь, память, восприятие, мелкую моторику кистей рук, личностные качества учащихся, эмоционально-волевую сферу и др.

К СВЕДЕНИЮ

Какая литература поможет готовиться к уроку

1. Галеева Н.Л. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках биологии: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2006.

2. Галеева Н.Л. и др. Сто приемов для учебного успеха ученика на уроках в начальной школе: Методическое пособие для учителя. М.: 5 за знания, 2008.

3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида. М.: Владос, 2004.

4. Львова С.А. Практический материал к урокам социально-бытовой ориентировки в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. 5–9 классы. М.: Владос, 2005.

5. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. М.: Ось-89, 2006.

Какие материалы помогут организовать коррекционно-развивающую работу на уроках

Предлагаем учителям воспользоваться картотекой коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки, чтобы развивать и корректировать психические процессы.

Таблица «Примеры этапов уроков социально-бытовой ориентировки и коррекционно-развивающих упражнений, которые им соответствуют» поясняет, какие задания использовать на разных этапах комбинированного урока социально-бытовой ориентировки.

Таблица «Влияние коррекционно-развивающих упражнений на развитие психических процессов» наглядно представляет, какие упражнения на какие психические процессы влияют.

Также предлагаем модель урока социально-бытовой ориентировки с коррекционно-развивающими упражнениями для 9-го класса по теме «Одежда и обувь. Выведение пятен с одежды».

Картотека коррекционно-развивающих упражнений для уроков социально-бытовой ориентировки

Примеры этапов уроков социально-бытовой ориентировки и коррекционно-развивающих упражнений, которые им соответствуют

Влияние коррекционно-развивающих упражнений на развитие психических процессов

Модель урока социально-бытовой ориентировки с применением коррекционно-развивающих упражнений в 9-м классе по теме «Одежда и обувь. Выведение пятен с одежды»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

Нажимая «OK», вы разрешаете использовать файлы cookie и данные о вашем поведении на сайте. Это нужно для аналитики и помогает сделать сайт удобнее. Чтобы отказаться от этого, вы можете запретить обработку cookie в настройках браузера.

ОК