
Как связать оценочную деятельность учителя и внешнюю оценку качества образования
- Ознакомьте учителей с инструментами внешней оценки качества образования. Это международные сравнительные исследования; Национальные исследования качества образования; Всероссийские проверочные работы.
- Уделите особое внимание заданиям ОГЭ и ЕГЭ и критериям оценивания заданий.
- О региональных процедурах оценки расскажем на примере Московского центра качества образования: на сайте МЦКО найдите кодификаторы и составьте перечень проверяемых образовательных результатов.
- Предложите учителям использовать задания МЦКО, чтобы составить контрольные и другие работы.
Чтобы понять, насколько правильно педагог организует оценочную деятельность, сопоставьте результаты внешней оценки качества образования и внутреннего мониторинга. Результаты ОГЭ и ЕГЭ наглядно демонстрируют, как оценочная деятельность учителя соответствует внешней оценке образовательных результатов. Используйте задания, чтобы развивать фонд оценочных средств школы.
Где найти и как использовать задания международных исследований качества образования
Центр оценки качества образования Института содержания и методов обучения РАО на своем сайте centeroko.ru разместил задания и критерии оценивания международных исследований PIRLS, TIMSS, PISA и др. Используйте задания, чтобы оценить читательскую, естественно-научную, математическую грамотность учеников.
ПРИМЕР
Задание по математической грамотности в PISA: Вы делаете свою собственную заправку для салата. Вот рецепт на 100 миллилитров (мл) заправки: салатное масло – 60 мл, уксус – 30 мл, соевый соус – 10 мл. Сколько миллилитров салатного масла понадобится, чтобы сделать 150 мл этой заправки?
Ученики составляют пропорцию:
100 г – 60 мл
150 г – х мл
х =150 × 90 / 100 = 90 (мл).
Это стандартная арифметическая задача на пропорциональные величины. Она доступна учащимся 5-6-х классов. Когда школьники изучают алгебру в 7-9-х классах, то подобные задания не решают. Учащиеся решают примеры на пропорции, пропорциональные отношения сторон в треугольниках на геометрии в 7-9-х классах. Перенести опыт на типичную арифметическую задачу 58% учащихся из России не смогли. Научите школьников переносить опыт решения задачи с одного учебного предмета на другой и развивайте функциональную грамотность по математике.
ПРИМЕР
На centeroko.ru вы найдете задания TIMSS для оценки математической и естественно-научной грамотности учащихся 8-х классов в 2015 году, которые представлены в специальных тетрадях. Также есть руководство по проверке тетрадей.
Вопрос из тетради для ученика: Почему небольшой пожар можно устранить, если накрыть пламя тяжелым одеялом? Варианты ответа:
А. Понижает температуру.
В. Уменьшает пламя.
С. Поглощает горящее вещество.
D. Преграждает доступ кислорода.
Ответ А оценивают в 1 балл, отсутствие ответа или другой ответ – 0 баллов.
Обратите внимание на методические материалы, которые знакомят с уровнями подготовки и с перечнем умений. Методические материалы рассказывают, что должен знать выпускник 9-го, 11-го классов. Это поможет составить оценочный инструментарий.
Что оценивают международные сравнительные исследования качества образования
PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) изучает читательскую грамотность обучающихся 4-х классов как способность понимать и использовать письменную речь.
TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study) оценивает математическую и естественно-научную грамотность учащихся 4-х и 8-х классов.
PISA (Programme for International Student Assessment) оценивает способность 15-летних учащихся решать жизненные задачи, грамотность чтения, математическую грамотность, естественно-научную и компьютерную грамотность.
CIVIC (Civic Education Study) оценивает граждановедческую подготовку выпускников школы, мнения и отношения к социальным вопросам.
ICILS (International Computer and Information Literacy Study) выявляет информационную и компьютерную грамотность – навыки владения техническими возможностями компьютера и интеллектуальные способности к коммуникации.
Что такое Национальные исследования качества образования

ЧЕК-ЛИСТ
На eduniko.ru учитель найдет задания:
– по математике для 4-го, 5-7-х классов;
– русскому языку для 4-го класса;
– окружающему миру для 4-го класса;
– информатике для 8-9-х классов
Национальные исследования качества образования – это выборка, в которой участвует часть школ или регионов. Посмотрите открытый банк заданий на eduniko.ru. Используйте с вашими учителями задания, чтобы разработать материалы для контрольных работ.
ПРИМЕР
Задание для 5-го класса по теме «Задачи практического характера»: Билет в Исторический музей стоит 350 руб. для взрослого и 80 руб. для школьника, а пенсионеры могут посещать музей бесплатно. Есть еще «семейный билет» на двух взрослых и двух детей, который стоит 800 руб. Какую минимальную сумму в рублях должна заплатить за посещение музея семья: папа, мама, бабушка-пенсионерка и четверо детей-школьников?
Как использовать тексты Всероссийских проверочных работ
В 2013 году Правительство РФ утвердило Правила осуществления мониторинга системы образования (постановление от 05.08.2013 № 662), на основании которого Рособрнадзор проводит Всероссийские проверочные работы (далее – ВПР). Школьники участвуют в ВПР. Администрация школы вместе с учителями анализирует результаты ВПР и планирует контроль основных умений и способов действий обучающихся.
ПРИМЕР
Учителя истории могут планировать с помощью варианта ВПР контроль умений и способов действий обучающихся 11-х классов: знать основные факты, процессы, явления, термины, персоналии; устанавливать причинно-следственные связи; искать историческую информацию в текстовых источниках; работать с иллюстративным материалом (знать факты истории культуры); работать с исторической картой; знать историю родного края.
Эти же умения и способы действий учитель истории может контролировать с помощью проверочной работы, которую разработает на основе текста ВПР и проведет в течение учебного года (fipi.ru).
На что обратить внимание в материалах ЕГЭ и ОГЭ

ДОКУМЕНТ
Даты ВПР в 2017 году определяет приказ Минобрнауки России от 27.01.2017 № 69 «О проведении мониторинга качества образования»
Все учителя используют для оценки образовательных результатов материалы единого государственного экзамена (далее – ЕГЭ) и основного государственного экзамена (далее – ОГЭ) на fipi.ru.
Кодификатор детализирует результаты обучения – элементы содержания по учебному предмету, которые проверяет государственная итоговая аттестация. Кодификатор перечисляет требования к уровню подготовки выпускников, который проверяют КИМ ЕГЭ или ОГЭ.
Сейчас содержание КИМ разработчики меняют в сторону проверки способов действий учащихся, а не проверки знаний. Так, в 2016 году из КИМ по физике, химии и биологии исчезли задания с выбором одного ответа. В КИМ стало больше заданий не на репродуктивную деятельность, а на сопоставление фактов, анализ схем, таблиц, диаграмм. Используйте именно такие задания, чтобы подготовить учащихся к государственной итоговой аттестации.

ВАЖНО
Образцы вариантов ВПР для 11-х классов по истории, географии, биологии, физике и химии смотрите на сайте Федерального института педагогических измерений – fipi.ru
ПРИМЕР
Задание 20 в демоверсии КИМ ЕГЭ по биологии. Проанализируйте таблицу «Структуры эукариотической клетки». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквой, выберите соответствующий термин из списка.
Список терминов:
1) гликолиз;
2) хлоропласт;
3) биосинтез белка;
4) митохондрия;
5) транскрипция;
6) ядро;
7) цитоплазма;
8) клеточный центр.
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами:
Ответ: 463.
Где посмотреть задания региональных процедур оценки качества образования

СПРАВКА
Если в вашем регионе действует система оценки качества образования, используйте задания и кодификаторы, чтобы совершенствовать оценочную деятельность учителей
Приведем пример города Москвы. Проанализируйте сайт Московского центра качества образования (mcko.ru). Зайдите в раздел «Педагогам» и найдите подраздел «Мониторинг и диагностика».
В этом подразделе вы увидите ссылки:
- обязательные диагностики в 4-х, 7-х и 8-х классах;
- диагностики сопровождения введения ФГОС начального общего образования;
- диагностики сопровождения введения ФГОС основного общего образования;
- тематические диагностики;
- метапредметные диагностики.
По ссылкам – материалы диагностик. Внизу страницы «Мониторинг и диагностика» найдите ссылки: информационные документы; инструктивно-методические материалы; кодификаторы. Документы на этих страницах сайта помогут составить перечень проверяемых умений и способов действий.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).

К СВЕДЕНИЮ