ещё
свернуть
Все статьи номера
12
Декабрь 2016года
Образовательная деятельность
Образовательные программы и технологии

Зачем на уроках обществознания смотреть кино

Сергей Агафонов, учитель истории и обществознания ГБОУ г. Москвы «Школа № 627 имени генерала Д.Д. Лелюшенко»
Главное в статье
  1. Учитель разрабатывает элективный курс по обществознанию, чтобы помочь ученикам освоить школьную программу по литературе и истории, познакомить со значимыми произведениями культуры.
  2. В программу элективного курса учитель включает список книг и фильмов, которые иллюстрируют исторические события и позволяют почувствовать эпоху в истории России. Ученики пишут эссе на одну из тем.

Сегодня в сфере производства, распространения и хранения информации отсутствует монополизм. Бесплатно или за приемлемую плату в Интернете доступна любая информация.

Детям и подросткам сеть предлагает уже в готовом, соблазнительном виде иллюзию бесконечного множества жизненных практик, с помощью которых якобы можно реализовать свою индивидуальность. Школа учит ориентироваться в информационном пространстве. Образование основано на отборе – чему учить. Но конкурировать школе и интернет-ресурсам трудно.

Школьное образование опирается на учебно-методические комплексы, которые включают бумажные учебники, методические пособия, электронную форму учебника. Часто этого не совсем достаточно. Значит, учителю нужно учиться оперировать дополнительными ресурсами, адаптировать их для школьников.

Как элективный курс помогает формировать духовные ценности

ЧЕК-ЛИСТ

Рекомендуем учителю прочитать:
– К. Леви-Стросс. Структурная антропология. М., 2001.
– Дж. Николис. Динамика иерархических систем. М., 1989.
– М. Фуко. Слова и вещи. М., 1996.
– Ж. Бодрийяр. Симулякры и симуляции. М., 2015.

Школьникам знакомы имена А.С. Пушкина, П.И. Чайковского, А.А. Тарковского, но это не значит, что обучающиеся читают, слушают, смотрят произведения данных авторов. Поэтому учитель выстраивает иерархию духовных ценностей в сознании своих учеников.

Были попытки реализовать на федеральном уровне проекты «Перечень „100 книг“ по истории, культуре и литературе народов Российской Федерации, рекомендуемый школьникам к самостоятельному прочтению» Минобрнауки России и «100 фильмов» Министерства культуры. Но в школах нет методических рекомендаций, как использовать эти списки. Подобные списки также составляли BBC, писатель и журналист Дмитрий Быков и др.

Каждый учитель может составить, модифицировать и распространить свой перечень произведений для чтения, просмотра или прослушивания. Опираться следует на образовательные задачи, интересы и особенности своих учеников.

На основе этих списков учитель разрабатывает программу элективного курса по предмету.

Занятия курса педагог превращает в конкурс презентаций, рецензий, экранизаций, комиксов, продолжений, пародий и т. п. Главная задача – перевести формальное прочтение или просмотр в деятельностное переосмысление классики.

К СВЕДЕНИЮ

Что читать с учениками

Воспользуйтесь перечнем для элективного курса:

1. Алексеев С.В. Обретение истории: «Повесть временных лет». zpu-journal.ru/e-zpu/2011/2/Alekseev_Tale_of_Bygone_Years/.
2. Вайль П., Генис А. Кризис жанра: Радищев // Независимая газета. 1991. aptechka.holm.ru/statyi/knigi/vg/vg4.html.
3. Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект). scepsis.net/library/id_937.html.
4. Игумен Вениамин (Новик). Уроки «Вех» (к 100-летию сборника). vehi.net/vehi/uroki_veh.html.
5. Рудницкая Е.Л. Чаадаев и Чернышевский: цивилизационное видение России // Вопросы истории. 2003. № 8. С. 37–55. historystudies.org/?p=105.
6. Сайт памяти Н.А. Островского. ostrovskiy-memory.info.
7. Скрынников Р.Г. Иван Грозный. М., 2007.
8. Тимошина Е.В. Теория «Третьего Рима» в сочинениях «Филофеева цикла» // Правоведение. 2005. № 4. С. 181–208. law.edu.ru/article/article.asp?articleID=1212037.

Что написать в пояснительной записке элективного курса

ВАЖНО

Элективный курс по обществознанию «Книги и тексты, изменившие российское общество» для 10-11-х классов разработал автор статьи

Посмотрим на примере элективного курса «Книги и тексты, изменившие российское общество» для 10-11-х классов, как формировать иерархию духовных ценностей.

В пояснительной записке напишите о роли текста или художественного образа. Укажите, что в обществе как логоцентричной структуре текст остается одним из важнейших факторов развития человека. Школьная программа по литературе не всегда обеспечивает полноценное знакомство обучающихся со значимыми текстами.

Если ученики 10-11-х классов изучают обществознание на профильном уровне, предложите им элективный курс. Особенно это касается блоков тем: «Познание» и «Духовная культура».

В пояснительной записке сформулируйте задачи курса:

Справочник заместителя директора школы № 11 (2016) расскажет, как изучать тему «Познание».
Авторы: Ирина Галушко, Елена Опрышко

  • формировать общую культуру молодого гражданина России;
  • формировать навыки саморефлексии и рефлексии по поводу российского общества;
  • формировать навык вести дискуссию;
  • составлять собственные обоснованные устные и письменные высказывания;
  • проводить исследовательскую работу в области социального познания.

Чтобы решить задачи курса, ознакомьте учащихся в историко-социальном и исследовательском контексте с книгами и текстами, которые повлияли на развитие российского общества.

Укажите сроки реализации программы. В нашем случае это 70 ч за 10-11-е классы. Режим занятий – 1 ч в неделю. Основные формы занятий: лекция, семинар, диспут, домашнее и классное эссе.

Сформулируйте ожидаемые результаты, согласуйте их с задачами.

Пример

В результате изучения элективного курса учащиеся расширят свой культурный кругозор; смогут развить навыки саморефлексии и рефлексии по поводу российского общества, вести дискуссию; составлять собственные обоснованные устные и письменные высказывания; научатся проводить исследовательскую работу в области социального познания.

Когда сформулировали результаты, укажите критерии, по которым будете оценивать школьников:

  • активность учащихся на занятиях;
  • саморефлексия учащихся;
  • написание эссе, в которых ученик способен дать собственную оценку изучаемым произведениям как явлениям, изменившим ход развития российского общества.

Как проводить занятия

ЧЕК-ЛИСТ

В пояснительной записке укажите цели:
– расширить информационное поле предмета «Обществознание» на профильном уровне;
– практически применить навыки универсальной и предметной учебной деятельности;
– организовать профессиональную ориентацию выпускника

Начало каждой темы – лекция учителя, в которой он кратко рассказывает о творческом пути автора книги или текста, об истории их создания.

Затем на уроках учащиеся читают и обсуждают выбранные учителем отрывки – в контексте влияния на развитие российского общества. Отдельное занятие посвятите тем отрывкам, которые выбрали ученики, прочитайте и обсудите выбор.

В качестве домашнего задания предложите учащимся написать эссе о книге или тексте. В эссе ученики должны высказать и обосновать свое личное отношение к изученным произведениям как фактору развития российского общества. Примеры тем для 10-11-х классов – в таблице.

Темы элективного курса по обществознанию «Книги и тексты, изменившие российское общество» для 10-11-х классов

ТемаКол-во часов
10-й класс (35 часов)
Введение в курс2
Повесть временных лет: Включение Руси во всемирно-исторический процесс4
Послания старца Филофея великому московскому князю Василию III. Определение миссии России во всемирно-историческом процессе5
Переписка Ивана Грозного с Андреем Курбским. Определение вектора политических дискуссий в российском обществе: просвещенный деспотизм или олигархия6
А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву». Формирование конфликта государства и интеллигенции в России5
П.Я. Чаадаев «Первое философическое письмо». Начало дискуссии о путях развития России: на Запад? или у России может быть свой путь?6
Н.Г. Чернышевский «Что делать». Соблазнение революцией и «светлым» будущим» нескольких поколений российской молодежи6
Итоговое эссе1
11-й класс (35 часов)
«Вехи». Неуслышанные пророки необходимости примирения государства и интеллигенции на путях нравственного совершенствования и «малых дел»8
Н.А. Островский «Как закалялась сталь». Формирование ролевой модели настоящего советского человека6
А.И. Солженицын «Архипелаг ГУЛАГ». Дискредитация «советской модели» развития мировой цивилизации6
Н.Н. Носов «Незнайка на Луне». По какому проекту строилось современное российское общество?8
Какой современный текст, написанный на русском языке, может быть использован как позитивная проекция развития современного российского общества? Выбирайте из числа актуальных на момент прохождения курса литературных произведений6
Итоговое эссе «Что мне дало изучение данного элективного курса»1

Что смотреть с учениками

Рекомендуйте учащимся фильмы для самостоятельного просмотра соответственно возрасту.

Фильмы категории 16+ учитель смотрит с обучающимися только в том случае, если ученикам уже исполнилось 16 лет. Предпочтителен вариант, когда учитель заранее смотрит фильм, выбирает фрагменты для показа на уроке, а затем знакомит обучающихся с фрагментами фильмов и комментирует их в контексте темы урока.

Чтобы составить список фильмов, воспользуйтесь перечнем для курса «Книги и тексты, изменившие российское общество».

Список составлен из фильмов, которые иллюстрируют исторические события и позволяют почувствовать эпоху или эпохи в истории России, например, «Частные хроники» или «Русский ковчег». Все фильмы списка – признанные шедевры

Перечень фильмов для курса «Книги и тексты, изменившие российское общество»

Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на сайте e.zamdirobr.ru).