
Как подготовить учащихся к ЕГЭ по обществознанию: сложная тема курса
- Учитель в теме «Познание» предлагает учащимся изучить четыре основных логических блока: понятие познания; уровни и виды познания; истина и ее критерии.
- Педагог и ученики анализируют основные термины в каждом блоке. Приводим примеры заданий, схем, таблиц для подготовки выпускников к ЕГЭ по обществознанию.
Тема «Познание и знание» – болевая точка для выпускников на ЕГЭ по обществознанию
Тема «Познание и знание» – одна из важнейших в школьном курсе обществознания. Во-первых, познание формирует взгляды учащихся на общество и природу человека. Во-вторых, учащиеся неизбежно встречаются с заданиями этой тематики на едином государственном экзамене (далее – ЕГЭ) и внутренних вступительных экзаменах по обществознанию в вузах. К сожалению, тема познания чаще других оказывается «болевой точкой» выпускников. Поясним причины.

СПРАВКА
Контрольный измерительный материал по обществознанию включает 2 части и 29 заданий. В 2016 г. исключили задания с выбором ответов и ввели отдельное задание на проверку знания Конституции РФ
Учащиеся изучают тему в базовом курсе обществознания 1 ч в 10-м классе. У 16-летних школьников недостаточно личностной зрелости и социального опыта, чтобы воспринимать такой сложный материал. В учебниках авторы излагают материал теоретически, без опоры на практические примеры.
Десятиклассники еще не выбрали предмет для сдачи ЕГЭ. Нередко выпускники только в 11-м классе понимают, что будут сдавать ЕГЭ по обществознанию, и обнаруживают пробелы в своих знаниях. Если заместитель директора планирует в учебном плане курс для подготовки к ЕГЭ, предоставьте выпускникам возможность еще раз изучить трудные вопросы школьного курса, решить практические задания, поработать с текстовыми документами.
На занятиях курса учитель особое внимание уделяет теме «Познание» и совмещает теоретический материал с наглядными примерами и практическими заданиями по каждому базовому понятию темы. После этого выпускники лучше помнят теорию и преодолевают страх перед практическими задачами на экзаменах. В теме четыре блока.
Рассмотрим по порядку каждый блок.
1-й блок «Понятие познания»
Основные понятия для изучения: познание и знание; гностики, гностицизм, агностики, агностицизм, конвенционализм; субъект познания, объект познания; мотивы, средства и методы познания.
Практика показывает, что учащиеся владеют этими понятиями неуверенно – часто путают познание и знание, цель и мотивы познания, средства и методы. Помочь разобраться с этими сложными понятиями может только анализ примеров.
Пример 1
Молодая хозяйка мечтает научиться вкусно готовить. Она посещает кулинарные курсы, на которых изучает рецепты и технологии приготовления различных блюд, и пробует их готовить для своей семьи. Задание: определите характер данной деятельности, ее субъект, объект, цели и предполагаемый результат.
Пример 2
В 1680–1681 гг. английский ученый Э. Галлей использовал астрономические инструменты, наблюдал движение яркой кометы и изучал исторические хроники, в которых упоминалось появление комет. В результате ученый сделал вывод о том, что комета 1680–1681 гг. появляется на земном небе с периодичностью около 75 лет. Это позволило предсказать появление кометы Галлея в 1742–1743 гг. Задание: определите характер данной деятельности, ее субъект, объект, средства, цели и предполагаемый результат.
Чем больше примеров разберут учащиеся, тем лучше они поймут суть понятий. Научите школьников самостоятельно составлять подобные задания для взаимопроверки.
2-й блок «Уровни познания»
Основные понятия во втором блоке: уровни познания; формы чувственного познания (ощущение, восприятие, представление); формы рационального познания (понятие, суждение, умозаключение).
Отработать с учениками теоретические понятия помогут примеры в таблице 1.
Таблица 1. Задания для блока «Уровни познания»
Пример | Ситуация | Задание |
---|---|---|
1 | Маленькому ребенку впервые дали попробовать шоколадку | Назовите уровень познания и опишите формы познания применительно к данной ситуации |
2 | «Я оторвался от кресла, повис между потолком и полом кабины… Все вдруг стало делать легче. И руки, и ноги, и все тело стали будто совсем не моими. Они ничего не весили. Не сидишь, не лежишь, а как бы висишь в кабине. Все незакрепленные предметы тоже парят, и наблюдаешь их, словно во сне. И планшет, и карандаш, и блокнот… А капли жидкости, пролившиеся из шланга, приняли форму шариков, они свободно перемещались в пространстве и, коснувшись стенки кабины, прилипали к ней, будто роса на цветке» (Ю. А. Гагарин) | Назовите уровень познания и опишите формы познания применительно к данной ситуации |
3 | Сократ – человек. Сократ – смертен. Значит, все люди смертны | Какому уровню познания соответствует данное утверждение? Почему вы так решили? |
4 | Понятия: 1. Социальная динамика. 2. Революция. 3. Прогресс. 4. Регресс. 5. Эволюция | Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ряда, и запишите цифру, под которой оно указано |
5 | Ниже приведен перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания: 1. Суждение. 2. Ощущение. 3. Понятие. 4. Гипотеза. 5. Эксперимент. 6. Представление | Определите исключения |
3-й блок «Виды познания»
В блоке подробно учитель и выпускники рассматривают научное, ненаучное, социальное знание и самопознание.
Пример
Мальчик пяти лет на прогулке поделился своими наблюдениями с мамой: если посмотреть на солнце, а потом закрыть глаза, то увидишь черные точки. Задание: какой вид познания проявился в этом наблюдении? Назовите три отличительные черты этой формы познания.
В начале объяснения блока предложите учащимся таблицу 2, в которой систематизированы виды познания. Затем расскажите подробнее о каждом виде познания.
Таблица 2. Систематизация видов познания
Виды познания | Описание |
---|---|
Ненаучное знание | Разрозненное, несистематическое знание, которое не формализуют и не описывают законы |
Религиозное знание | Знание, основанное не на доказательствах и аргументах, а на вере в сверхъестественные силы |
Социальное знание | Знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д. |
Самопознание | Познание человеком самого себя |
Научное знание | Познавательная деятельность, направленная на получение новых систематизированных, объективных знаний |
Так, ненаучное знание делится:
- на мифологическое – представления людей о мире, опирающееся на рассказ о жизни и деятельности вымышленных существ;
- обыденное (житейское знание) – это знание базируется на человеческом опыте, является основой повседневного поведения людей, их взаимоотношений между собой и с природой;
- художественное – это знание, которое формирует сфера искусства, оно существует в форме художественного образа;
- паранаучное – околонаучное знание, использует сведения, которые ни один ученый не подтвердил экспериментально и которые противоречат общепринятым научным знаниям;
- народную мудрость – обобщение опыта многих поколений людей в виде поучений, преданий, примет и загадок.
сдавали ЕГЭ по обществознанию в 2016 году
Отработайте навык учащихся классифицировать виды познания на конкретных примерах. Особое внимание на уроках уделите научному виду познания. Понимание этого вида познания вызывает у учащихся наибольшие затруднения. Предложите учащимся схему, которая систематизирует научное познание (рисунок).
Уровни, формы и методы научного познания

Пример 1
Ниже приведен перечень терминов. Все они, за исключением двух, характеризуют виды человеческих знаний. Назовите номера исключений:
1. Научные истины.
2. Народная мудрость.
3. Мифология.
4. Гипотеза.
5. Заблуждение.
6. Эксперимент.
Пример 2
Назовите любые два отличия художественного познания от научного познания и проиллюстрируйте каждое из этих отличий примером.
Как и в предыдущих случаях, усвоение и закрепление учебного материала проводите на примерах (табл. 3).
Таблица 3. Задания для блока «Виды познания»
Пример | Ситуация | Задание |
---|---|---|
1 | Шведский естествоиспытатель К. Линней изучал научные труды зоологов и биологов своего времени, самостоятельно исследовал растения и животный мир, в результате чего создал систему классификации животных и растений, ввел в систематике понятие вида | Назовите уровень познания и приведите аргументы в подтверждение |
2 | Известный мореплаватель Магеллан искал кратчайший путь в Индию. Он пользовался картой, где был указан пролив, соединяющий Атлантический и Тихий океаны. Однако в отмеченном на карте месте Магеллан пролива не обнаружил. Тогда он, изучив описания, составленные предшественниками, предположил, что этот пролив должен быть южнее. Он исследовал каждую бухту, каждый залив – и обнаружил пролив между материком и архипелагом Огненная Земля | О каких уровнях научного познания идет речь в данном отрывке? Укажите формы знания в каждом из них. Перечислите три метода научного познания, используемые Магелланом |
3 | Известный конструктор железнодорожных мостов Брандт долго искал решение задачи – перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по ее краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла к лицу изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть? | О каком уровне научного познания идет речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брандтом |
4 | Прочитайте фрагмент научного текста: «Гравитация, в отличие от других взаимодействий, универсальна в действии на всю материю и энергию. Не обнаружены объекты, у которых вообще отсутствовало бы гравитационное взаимодействие» | Укажите два критерия, которые позволяют отнести данный текст к научным. Опираясь на обществоведческие знания, назовите еще одну черту, присущую научному познанию |
4-й блок «Истина и ее критерии»
Основные понятия: истина; виды истины (объективная, субъективная, абсолютная, относительная, заблуждение); критерии истины (практика, логико-теоретическое обоснование, непротиворечивость, практическая полезность, проверяемость); формы представления истины (суждение, умозаключение, теория).
Как и в предыдущих случаях, усвоение и закрепление данного материала проводите с помощью примеров.
Пример 1
Долгое время люди считали, что Земля плоская. Чем это представление является с точки зрения современных научных взглядов: относительной истиной или заблуждением? Поясните свой ответ и приведите по одному примеру заблуждения и относительной истины в познании мира.
Пример 2
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию об абсолютной истине, и одно предложение, раскрывающее взаимосвязь абсолютной и относительной истины.
Пример 3
Один философ критерием истинных знаний считал их ясность, самоочевидность. Другой философ такой критерий искал в ощущениях. Опираясь на знания курса, укажите три критерия истины, принятых современной наукой.
При подготовке к занятиям рекомендуем источники, которые помогут отработать тренировочные задания:
- сайт ФИПИ (fipi.ru);
- портал «Решу ЕГЭ» (reshuege.ru);
- «Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, С.В. Шевченко; под ред. А.П. Баранова. М.: АСТ: Астрель, 2009.
Нам важно Ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью, выбрав один из пяти смайликов внизу страницы.
